Что высмеивает зощенко в рассказе стакан

Содержание

«Стакан», анализ рассказа Зощенко

Рассказ «Стакан» датирован 1923 годом. Произведение относится к раннему творчеству Зощенко. В 1920-е годы он был очень популярен – его книги издавались и переиздавались большими тиражами. Сам писатель нередко выступал с публичными чтениями. При этом критики относились к нему неоднозначно. Официальной советской критике не нравились его персонажи, сюжеты и язык. Она считала Зощенко рупором мещанства. Просвещенно-либеральная критика выступала на стороне писателя и называла его сатириком-попутчиком, который сочувствует делу партии.

Ясность в вопрос была внесена только в перестроечные времена, когда в СССР впервые полностью напечатали психоаналитическую книгу Зощенко «Перед заходом солнца», носящую автобиографичный характер. Герой повести оказался похожим на тех мещан, что высмеивались в комических рассказах писателя. Только в «Перед заходом солнца» он дан в трагифарсово-сочувственном ключе. Получается, критики с обеих стороны были одновременно и правы, и нет. По мнению литературоведа Александра Жолковского, Зощенко – в некотором смысле мещанин, человек вообще, смешной и жалкий одновременно. Этому человеку автор хоть и сочувствует, но все равно видит его в критическом свете.

Персонажи и их взаимоотношения

Главный герой «Стакана» выступает в качестве рассказчика. О нем почти ничего неизвестно – в произведении не звучит его имя, не описывается внешность, не говорится о том, чем он занимается. Мало сведений и о других основных персонажах – вдове Марье Васильевне Блохиной и ее девере Петре Антоновиче Блохине. При этом им всем даны яркие речевые характеристики. Речь персонажей рассказа малограмотна и местами откровенно груба. Не лучшим образом их характеризует и поведение.

В юмористических рассказах Зощенко нередко встречается конфронтация между хозяевами и гостями. Относится это и к «Стакану». Рассказчика пригласили на поминки, где он непреднамеренно «кокнул» стакан об ручку сахарницы, из-за чего тот дал трещину. Казалось бы, ничего страшного не случилось, но хозяйка и ее деверь, объедающийся арбузом, считают иначе. В итоге возник скандал со взаимными обвинениями. Закончилась история в суде, который обязал рассказчика заплатить за разбитый стакан. Любому человеку понятно, что нанесенный хозяевам ущерб незначителен, что из-за такого пустяка не стоило огород городить. Даже если сделать поправку на время – действие происходит в начале 1920-х годов, в довольно сложный для нашей страны период.

Рассказчик тоже показывает себя не с лучшей стороны. После проигранного суда герой потребовал от вдовы отдать ему надтреснутый стакан. Обнаружив, что стакан оказался треснувшим еще в трех местах, рассказчик пригрозил затаскать Блохину по судам и даже до трибунала дойти. Несмотря на это, главного героя становится жалко – все-таки обидели его сильно, но при этом не совсем заслуженно.

В рассказе «Стакан», как и в других юмористических произведениях Зощенко, высмеиваются не конкретные люди, а отрицательные черты, им присущие. В данном случае речь идет главным образом о мелочности, свойственной и рассказчику, и Блохиным.

Интересно, что сам Зощенко гостей не любил, о чем сохранилось немало свидетельств. В 1927 году Корней Иванович Чуковский записал следующие его слова: «– А люди… если они придут ко мне в гости, я сейчас же надеваю пальто и ухожу… – … Значит… всех ненавидите? Не можете вынести ни одного? – Нет, одного могу.. Мишу Слонимского.. Да и то лишь… если я у него в гостях, а не он у меня…».

Особенности языка произведения

Речь персонажей в рассказе выступает в качестве одного из художественных средств изображения комического. В произведении часто встречаются грубые слова и выражения – «отложил к черту в сторону», «гостям прямо морды надо арбузом разбивать», «щучий сын». Кроме того, Зощенко намеренно нарушает грамматические нормы: «У меня, – говорит, – привычки такой нету – швабры в чай ложить. Может, это вы дома ложите, а после на людей тень наводите».

Источник

Анализ рассказа М. Зощенко «Стакан» (Литература XX века)

Рассказ М. Зощенко «Стакан» был опубликован в 1923 году и относится к раннему творчеству писателя. В то время Зощенко обладал большой известностью, его произведения находили большой спрос среди читателей, даже не смотря на негативное отношение критиков к его творчеству.

На первый взгляд кажущееся простым и даже грубым, произведение открывает взгляд на важные проблемы, раскрывает то, насколько общество тех дней погрязло в мещанстве, насколько люди теперь думают лишь о материальном, забывая о простых человеческих принципах, такте, сочувствии.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Зощенко не уделяет особого внимания описанию внешности или образу жизни главного героя, однако благодаря словам и размышлениям персонажа мы можем понять его натуру. Потому что писателю не так важно обратить внимание на пороки, черты, свойственные современникам. Он выделяет их скупость и мелочность. Героям произведения не свойственно понимание, сопереживание, для них разбитый по случайности стакан становится поводом для сцены и скандала. Даже главный герой не противопоставляется возмутившимся, но еще больше подчеркивает, как сильно погрязло общество в слепой жадности, он также поддается злости и уходит, оставляя после себя неприятные воспоминания. Словно цепная реакция, из одного мелочного, ненарочного случая, благодаря людскому мещанству, вырастает целое судебное дело, которое, как подчеркивает автор, ещё и является обыденным для судей. В этом еще больше мы видим, как этот порок захватил общество повсеместно.

Автор, безусловно, высмеивает своих героев, даже того, от чьего лица ведет рассказ, в полной мере отражая его скупую и подлую сущность. Всё произведение пропитано сарказмом и иронией, персонажи предстают перед нами людьми небольшого ума, но большой жадности. Основные их пороки Зощенко показывает в речи, наделяя их низкой лексикой и жаргоном: «щучий сын», «сволочам», «по судам затаскаю», «про морду слушать», «будь он проклят», «закрючены». Иногда поведение героев действительно можно сравнить с животными, подчинящимся только материальным ценностям, лишенных способности к пониманию и приниманию окружающих.

Проблема, поднятая писателем в столь простой и доступной форме, действительно всегда была свойственна большинству людей. Конечно, о ней можно рассуждать бесконечно, однако не стоит не надеяться на то, что в мире есть и те, кто даже в такую тяжелую пору остается человеком, остается человечным.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id86123

Источник

Какой вопрос о взаимоотношении людей ставит автор в рассказе, какие приемы помогают понять позицию автора? (по рассказу М. Зощенко «Стакан»)

Скачать сочинение
Тип: Проблемно-тематический анализ произведения

Рассказ М. Зощенко «Стакан» (1923), на первый взгляд, очень «легкий» и непринужденный. Однако он затрагивает важные проблемы во взаимоотношениях между людьми – вопросы воспитания, такта, доброго отношения друг к другу.
Писатель показывает, что мещанство настолько сильно проникло в человека, что не оставило в нем ничего человеческого. Герои «Стакана» на первое место ставят собственнические мелочные интересы, в их взаимоотношениях нет ничего душевного. Так, рассказчик неохотно идет на поминки к маляру Блохину, потому что там «курей и жареных утей … не будет, а паштетов тоже не предвидится». Да и вдова Ивана Антоновича сама говорит об этом – интерес приходить на поминки небольшой, ну уж будьте любезны, придите…
И вот на этих поминках рассказчик случайно разбивает стакан. Казалось бы – велика беда. Даже если учитывать, в какое время происходит действие рассказа – в голодные 20-ые годы 20 века, – воспитанные люди никогда бы не стали раздувать из этого «события» скандал. Но герои Зощенко не такие – вдова и брат ее умершего мужа накинулись на рассказчика – как он смеет уничтожать их имущество! Да и сам рассказчик оказался не промах – такого голыми руками не возьмешь! Он довел бытовой скандал почти до суда: «- Передай,- говорю,- своим сволочам, что теперь я их по судам затаскаю».
Позиция автора ясна – он высмеивает и осуждает своих героев. Какие художественные приемы помогают нам понять это? Писатель ведет повествование от «первого лица», «прячется» за фигуру рассказчика, тем самым сильнее обнажая его сущность – мещанскую, варварскую, подленькую.
Кроме того, автор использует большое количество грубой ругательной лексики: «щучий сын», «сволочам», «по судам затаскаю», «про морду слушать», «будь он проклят», «закрючены» и т.д. В рассказе много и неграмотных слов, присущих мещанам: «вы дома ложите», «в гробе повёртывается» и прочее. Таким образом, Зощенко использует здесь и прием саморазоблачения.
Наряду с этими художественными приемами, в рассказе широко используется ирония и даже сарказм.
С помощью всех этих приемов Зощенко разоблачает мещан и мещанское мышление, психологию, которая уничтожает человека в человеке.

Читайте также:  Сказка шарля перро про крысу и карету

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Зощенко М.М. / Стакан / Какой вопрос о взаимоотношении людей ставит автор в рассказе, какие приемы помогают понять позицию автора? (по рассказу М. Зощенко «Стакан»)

Смотрите также по произведению «Стакан»:

Источник

Анализ м зощенко стакан. Анализ произведений М.Зощенко. ӀӀӀ Изучение нового материала

Рассказ «Стакан» датирован 1923 годом. Произведение относится к раннему творчеству Зощенко. В 1920-е годы он был очень популярен – его книги издавались и переиздавались большими тиражами. Сам писатель нередко выступал с публичными чтениями. При этом критики относились к нему неоднозначно. Официальной советской критике не нравились его персонажи, сюжеты и язык. Она считала Зощенко рупором мещанства. Просвещенно-либеральная критика выступала на стороне писателя и называла его сатириком-попутчиком, который сочувствует делу партии.

Ясность в вопрос была внесена только в перестроечные времена, когда в СССР впервые полностью напечатали психоаналитическую книгу Зощенко «Перед заходом солнца», носящую автобиографичный характер. Герой повести оказался похожим на тех мещан, что высмеивались в комических рассказах писателя. Только в «Перед заходом солнца» он дан в трагифарсово-сочувственном ключе. Получается, критики с обеих стороны были одновременно и правы, и нет. По мнению литературоведа Александра Жолковского, Зощенко – в некотором смысле мещанин, человек вообще, смешной и жалкий одновременно. Этому человеку автор хоть и сочувствует, но все равно видит его в критическом свете.

Персонажи и их взаимоотношения

Главный герой «Стакана» выступает в качестве рассказчика. О нем почти ничего неизвестно – в произведении не звучит его имя, не описывается внешность, не говорится о том, чем он занимается. Мало сведений и о других основных персонажах – вдове Марье Васильевне Блохиной и ее девере Петре Антоновиче Блохине. При этом им всем даны яркие речевые характеристики. Речь персонажей рассказа малограмотна и местами откровенно груба. Не лучшим образом их характеризует и поведение.

В юмористических рассказах Зощенко нередко встречается конфронтация между хозяевами и гостями. Относится это и к «Стакану». Рассказчика пригласили на поминки, где он непреднамеренно «кокнул» стакан об ручку сахарницы, из-за чего тот дал трещину. Казалось бы, ничего страшного не случилось, но хозяйка и ее деверь, объедающийся арбузом, считают иначе. В итоге возник скандал со взаимными обвинениями. Закончилась история в суде, который обязал рассказчика заплатить за разбитый стакан. Любому человеку понятно, что нанесенный хозяевам ущерб незначителен, что из-за такого пустяка не стоило огород городить. Даже если сделать поправку на время – действие происходит в начале 1920-х годов, в довольно сложный для нашей страны период.

Рассказчик тоже показывает себя не с лучшей стороны. После проигранного суда герой потребовал от вдовы отдать ему надтреснутый стакан. Обнаружив, что стакан оказался треснувшим еще в трех местах, рассказчик пригрозил затаскать Блохину по судам и даже до трибунала дойти. Несмотря на это, главного героя становится жалко – все-таки обидели его сильно, но при этом не совсем заслуженно.

В рассказе «Стакан», как и в других юмористических произведениях Зощенко, высмеиваются не конкретные люди, а отрицательные черты, им присущие. В данном случае речь идет главным образом о мелочности, свойственной и рассказчику, и Блохиным.

Интересно, что сам Зощенко гостей не любил, о чем сохранилось немало свидетельств. В 1927 году Корней Иванович Чуковский записал следующие его слова: «– А люди… если они придут ко мне в гости, я сейчас же надеваю пальто и ухожу… – … Значит… всех ненавидите? Не можете вынести ни одного? – Нет, одного могу.. Мишу Слонимского.. Да и то лишь… если я у него в гостях, а не он у меня…».

М. Зощенко — Стакан

Рассказ Михаила Зощенко под названием «Стакан», написанный в 1923 году, на первый читательский взгляд, необыкновенно непринужденный и даже «легкий». И вместе с тем он затрагивает наиболее важные и актуальные проблемы взаимоотношений между самыми обычными людьми – вопросы такта, доброго отношения друг к другу, воспитания. Писатель наглядно заявляет, что мещанство и его уклад, позиции, взгляды, настроения настолько сильно сумело проникнуть в человека, что напрочь стерло в нем все то человеческое, что в нем когда-то оставалось. Герои «Стакана» на первый план ставят свои мелочные собственнические интересы, а в их отношении друг к другу нет совершенно ничего душевного. Так, например, рассказчик довольно неохотно идет на организованные поминки к маляру Блохину, так как там «курей и жареных утей … не будет, а паштетов тоже не предвидится». При всем этом сама вдова Ивана Антоновича очень прямо говорит об этом – заинтересованность в приходе на поминки небольшая, но все же очень просит прийти и вместе вспомнить об ушедшем человеке. И на этих самых поминках стакан случайно разбивается рассказчиком. Казалось бы – ничего в этом страшного нет. И даже в том случае, если учитывать, в какое непростое и неоднозначное время происходит действие в рассказе –голодные 20-ые годы, 20 век, – воспитанный человек никогда не стал бы раздувать из такого незначительного события истинный скандал. Однако герои Зощенко не таковы – вдова с братом ее скончавшегося мужа накидываются на рассказчика – и как он посмел уничтожать нажитое ими имущество! При этом сам рассказчик также оказался не промахом – такого нельзя взять голыми руками! Он доводит бытовой скандал практически до судебного разбирательства: «- Передай,- говорю,- своим сволочам, что теперь я их по судам затаскаю». Авторская концепция довольно прозрачна – он смеется и осуждает героев своего рассказа. И какие именно художественные приемы помогли нам это прочувствовать? Писатель ведет свое повествование от «первого лица», «скрывается» за фигурой рассказчика, и поэтому еще сильнее смог обнажить его сущность – подленькую, мещанскую, варварскую. Помимо этого, автор применяет значительное количество уничижительной, бранной, истинно ругательной лексики и оборотов: «сволочам», «щучий сын», «про морду слушать», «по судам затаскаю», «закрючены», «будь он проклят» и т.д. В рассказе имеются и неграмотно произнесенные фразы и слова, присущие мещанам: «в гробе повёртывается», «вы дома ложите» и так далее. Таким образом, Михаил Зощенко применяет в своем произведении и прием саморазоблачения. Вместе с описанными художественными приемами в рассказе довольно часто и весьма продуктивно используется ирония, доходящая порой до сарказма. При помощи всех этих приемов Зощенко разоблачил мещан и мещанское сознание, психологию, уничтожающие человека в человеке.

Читайте также:  Паустовский константин рассказ телеграмма читать

Похожие сочинения:

Особенности языка произведения

Речь персонажей в рассказе выступает в качестве одного из художественных средств изображения комического. В произведении часто встречаются грубые слова и выражения – «отложил к черту в сторону», «гостям прямо морды надо арбузом разбивать», «щучий сын». Кроме того, Зощенко намеренно нарушает грамматические нормы: «У меня, – говорит, – привычки такой нету – швабры в чай ложить. Может, это вы дома ложите, а после на людей тень наводите».

По писателю: Зощенко Михаил Михайлович

Главные герои

Главный герой рассказа — обычный советский гражданин, который попадает в больницу с высокой температурой и с брюшным тифом. Из его слов становится понятно, что он образованный человек, обладающий смелостью обсуждать и критиковать все увиденным им недостатки в медицинских учреждениях.

Главными персонажами рассказа являются:

Традиционно для своих рассказов Зощенко описывает лишь несколько персонажей, которым практически не даётся каких-либо характеристик. Это сделано, чтобы читатель сам додумал те или иные качества и черты характера героев этого произведения. При этом многие в таком описании угадывали всех врачей и фельдшеров, с которыми они сталкиваются уже в своих больницах и поликлиниках.

Главный герой «Истории болезни» стремится к внутренней гармонии и внешней красоте. Это идеалист, который мечтает, чтобы в советской жизни слова не расходились с делом. Он не беспочвенно критикует имеющиеся в больнице недостатки, предлагая возможные пути их исправления. Однако ни фельдшеру, ни врачам, ни руководству медицинского учреждения такие замечания не интересны, так как они безучастно и пренебрежительно относятся ко всем пациентам.

«Пропала совесть» – краткое содержание сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина

Язык, будучи теснейшим образом связанным с мышлением человека, отражает наиважнейшие аспекты его миропонимания. Частотность употребления тех или иных слов является одним из показателей их особой значимости для автора текста. Поэтому нам необходимо выделить синонимические единицы из рассказов М. Зощенко и рассмотреть частоту их употребления автором (количественный метод) и их роль в создании комического эффекта (качественный метод).

В качестве материала для анализа нами были отобраны рассказы М. Зощенко «Аристократка», «Жертва революции», Великосветская история», «Иностранцы», «Исповедь», «Ночное происшествие», «Не надо иметь родственников», «Нервные люди», «На живца», «Узел», «Хозрасчет», «Плохой обычай», «Честное дело».

Методом сплошной выборки из данных произведений нами были зафиксированы 50 примеров использования М. Зощенко синонимов. Это позволяет сделать вывод о том, что синонимия – часто используемое лексическое средство у писателя. Далее произведем качественный анализ отобранных примеров.

За первым примером обратимся к признанному образцу комического стиля Зощенко 20-х годов – рассказу «Аристократка» (1923 г.).

Герой «Аристократки» увлекся одной особой в фильдекосовых чулках и шляпке. Пока он «как лицо официальное» наведывался в квартиру, а затем гулял по улице, испытывая неудобство оттого, что приходилось принимать даму под руку и «волочиться, что щука», все было относительно благополучно. Но стоило герою пригласить аристократку в театр, «она и развернула свою идеологию во всем объеме». Она стала есть в буфете пирожные, а у рассказчика нет денег, чтобы за них заплатить. Заканчивается все скандалом и ссорой героев. Здесь же мы находим следующие примеры употребления автором синонимов:

«А я этаким гусем, этаким буржуем нерезаным вьюсь вокруг ее и предлагаю…» [Зощенко: 1994, 27]В данном случае контекстуальными синонимами являются «гусь» и «буржуй нерезаный», автор употребляет их для уничижительной характеристики, для выражения отношения героя к данному слою населения.«А хозяин держится индифферентно — ваньку валяет» [Зощенко, 1994, 28.]. В данном примере синонимами являются слово «индифферентно (спокойно, равнодушно) и фразеологизм «ваньку валяет» (куражится, претворяется). Слово индифферентно употреблено героем не в том смысле, в котором оно трактуется в словарях, не в его настоящем значении, а именно в значении, близком к указанному фразеологизму, это и делает их синонимами в данном тексте. Отсюда же и комический эффект.

В «Рассказах Назара Ильича господина Синебрюхова» [Зощенко: 1994] мы находим значительное количество синонимов, объединенных в синонимические ряды:

«Принял я и тюрьму, и ужас смертный, и всякую гнусь»[Зощенко: 1994, 38].

«Очень я забеспокоился смертельно, дух у меня упал»[Зощенко: 1994, 39].

«Очень мне это было неприятно, жутковато, и вообще, знаете ли, ночной кошмар» [Зощенко: 1994, 40].

…а он, Егор Савич, так и говорит, так и поет про разные там дела-делишки и все клонит разговор на самые жуткие вещи и приключения, и сам дрожит и пугается» [Зощенко: 1994, 55].

«Старик кобенится и финтит, а они так во взор его и смотрят, так перед ним и трепещут, пугаются, что не скажет про деньги» [Зощенко: 1994, 38].

Зощенковский персонаж не способен сразу, цельно передать свое ощущение. Нетвердая мысль его не топчется на месте, нет, но пробирается вперед с великим трудом и неуверенностью, останавливаясь для поправок, уточнений и отступлений.
«Ничего себе. Хороший человек». [Зощенко: 1994, 77]«Смотрю — посадские. Босые босячки. Крохоборы». [Зощенко: 1994, 97]«Сейчас сморкаться начнет. Харкать». [Зощенко: 1994, 112]«В общем, иду по улице и вдруг слышу какой-то стон, Стон — не стон, а какой-то приглушенный крик». [Зощенко: 1994, 65]«Ну, я же рад… Ну, я же доволен…» [Зощенко: 1994, 69]«— Ты это что же — с родного дядю? Дядю грабишь?Кондуктор тоскливо посмотрел в окно.- Мародерствуешь, — сердито сказал дядя». [Зощенко: 1994, 70]«А государственный трамвай. Народный». [Зощенко: 1994, 70]«Недавно в нашей коммунальной квартире драка произошла. И не то что драка, а целый бой». [Зощенко: 1994, 115]«Расстраивается по мелким пустякам. Горячится». [Зощенко: 1994, 115]«А этот рояль или — проще скажем — пианино, заперли в комнате с разными другими вещицами и отбыли». [Зощенко: 1994, 147]«- А это, обратите внимание, балбес мой… Лешка. Развитая бестия, я вам доложу». [Зощенко: 1994, 95] Здесь синонимами выступают слово «балбес» и «развития бестия», которые вне контекста синонимами не являются. Рассказчик употребляет их в близком значении, желая подчеркнуть, что его сын хитрый, пронырливый.
Синонимы могут употребляться автором и для создания различных тропов, например, избыточности речи героев.

Как изменилось поведение Лели и Миньки? Почему это произошло?

Из-за плохой привычки детей вмешиваться в чужие разговоры, им запретили 2 месяца сидеть вместе с взрослыми за столом.

Когда Леле и Мине уже разрешили это, они ели, молча, ведь знали, что в ином случае папа разозлится.

Но расстроились ребята не сильно, так как еда пришлась им по вкусу.

Источник

Мир уцелел, потому что смеялся (урок-путешествие в страну Советов по рассказу М.Зощенко «Стакан»)

Цели урока:

доказать, что рассказы М. Зощенко современны и актуальны;

совершенствовать умения анализа литературного произведения;

вызвать у учащихся устойчивый интерес к творчеству М. Зощенко и к литературе вообще.

Оборудование:

выставка репродукций картин, изображающих эпоху строительства социализма;

видеоролик «Широка страна моя родная…»;

видеоролик «Календарь важных дат»;

единые билеты на городской транспорт

Ход урока

I. Орг.момент. Приобретение единых билетов на городской транспорт. Красные билеты учащимся со средними учебными показателями, синие- с высоким уровнем интеллектуального развития. Столы имитируют два трамвая.

II.Погружение в эпоху 20-х гг.XX века

Читайте также:  Карнавал животных рассказ для детей

Видеоролик «Широка страна моя родная…», фотоматериалы о достижениях в стране на тот период времени.

(В 1922 году 30 декабря, когда уже закончилась гражданская война, был официально провозглашен Союз Советских Социалистических Республик. Вскоре СССР заявил о себе, как о мощном, непобедимом государстве. Эта выставка отражает все стороны жизни Советского Союза, эпохи строительства социализма. Эти же достижения индустриализации, коллективизации, культурной революции воспевались и в литературе того времени).

— А все ли было так гладко?Что бросается в глаза? (Внешне страна могучая и сильная, нона деле – больная, опустошенная.Сплошное противоречие. Героем новой эпохи становится мещанин–накопитель, стяжатель, противник в сфере морали, рассадник пошлости).

III. Эпоха М.Зощенко. Видеоролик «Календарь важных дат»

(Рассказы Зощенко сначала были необычайно популярны, журналы оспаривали право печатать его произведения. Но все это было временно. Писатель так безошибочно угадывал все, что происходило в стране, что в конце концов ему предъявили обвинение.

Рассказов писателя боялись, поскольку они не были безобидны, они были сатирическими).

— Вспомним, чем отличаются юмор и сатира? Вы можете обратиться к словарю.

IV.Анализ рассказа «Стакан»

Прием «АССОЦИАТИВНОЙ КАРТЫ»

ПОЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА

ПРИЕМ «Ключевое слово»

Прием «ТОЛСТЫХ И ТОНКИХ ВОПРОСОВ»

-Сегодня нам предстоит знакомство с героями одного из рассказов советского писателя. Название рассказа вы легко узнаете, отгадав загадку:

Стеклянный и граненый, полезен дома и в пути.

Везде он может пригодиться — нужнее вещи не найти.

Его найдете вы в вагоне, в кафе и дома близ еды.

В него нальете что угодно — компот, чай, сок или воды. (Стакан).

Демонстрация граненого стакана

-Знаком ли вам этот предмет? Запишите в левой колонке тетради ассоциативный ряд, связанный с этим словом (Чаепитие, душевные разговоры, мороженое, лепка пельменей, мерка для продуктов …)

Стакан принес в нашу жизнь немало выражений, ставших крылатыми, например, «найти истину на дне стакана», «без стакана не разберешься», «стакан наполовину пуст или наполовину полон», «буря в стакане воды», «устаканиться».

— Представьте, что вы пригласили в гости друга, во время чаепития он случайно разбил стакан. Как вы поступите? Как поступит он?

Мне очень по душе ваша искренность, находчивость, доброжелательность. Совершенно иначе поступают герои рассказа Зощенко.

Чтение рассказа «Стакан»(Предварительное пояснение: деверь – брат мужа).

-Вы так живо, искренно, весело отзывались на рассказ что не надо спрашивать, понравился ли он. Смех – высшая ваша оценка.

О ЧЕМ РАССКАЗ? ПОЧЕМУ ВОЗНИКЛА ССОРА МЕЖДУ ГЕРОЯМИ?

-Что же вызывает смех при чтении рассказа? Зачитайте смешные моменты в рассказе.

— К каким произведениям вы бы его отнесли к юмористическим или сатирическим? Что же высмеивает писатель? (Мелочность людей, такой пустяк стал причиной ссоры). С помощью каких приёмов удалось автору показать истинное лицо героя 20-ых годов XX века?

-Пришло время представить героев рассказа «Стакан». Кто они и сколько их? (Рассказчик, вдова Марья Васильевна Блохина, брат покойного Петр Антонович Блохин). ТРИ- МАГИЧЕСКАЯ ЦИФРА В ЛИТЕРАТУРЕ

-Давайте проследим, как говорят наши герои, какие слова преобладают в их речи? О чём это свидетельствует?(Язык открывает истинное лицо героев, разоблачает, выдаёт их подлинную сущность. Он свидетельствует об отсутствии уважения к окружающим («дьяволы», «паразит», «чертям», «тьфу на всех»…). В их речи много сниженных слов, что говорит о малообразованности, низкой культуре («припёрлось», «стакашек», «кокнул», «делов», «колбасится», «тюкнули», «морды надо арбузом разбивать»)- I группа.

-Слышен ли голос автора в рассказе? Как выражает он свое отношение к героям и их поступкам? (Возможна дискуссия: некоторые считают, что автор и есть главный герой рассказа, что он пишет о себе. Другие- что автор молчит, находится в стороне, а герои действуют сами по себе. Приходим к выводу, что автор высказывает свое отношение не прямо, а косвенно: сквозь смех виден его грустный взгляд. Как будто он говорит: на что люди растрачивают свою жизнь?)

Мы уже обнаружили с вами умелое использование писателем несколько приемов, вызывающих комический эффект. А вот об одном забыли. Никто не подскажет? Комический сюжет основан на несоответствии причины и следствия:

— Маляр скончался, а вдова пикничок на 40-й день устроила.

— Душа, знаете, не принимает.

Повод печальный, а устраивается пикничок, т.е. веселое развлекательное сборище. Вещи эти несовместные.

— Повод ссоры пустяшный, а дело дошло до суда. Герой грозит обидчикам не больше, не меньше – трибуналом.

Еще очень смешна антитеза: «ничего я на это не ответил, только говорю…»

Проблематика и актуальность произведения

-В чем современность рассказов Зощенко? (Изменилось время, но люди часто разменивают жизнь на пустяки, живут мелкими интересами, не доверяют друг другу и даже себе. Отдельные герои Зощенко не страшны, они «мелкое», ничтожное зло. Но собранное вместе, оно становится страшным.)

Художник выбрал такую ситуацию и так ее подал, чтобы мы рассмеялись, осуждая недостойное поведение людей.

Подведение итогов. РЕФЛЕКСИЯ

Вспомните, при каких обстоятельствах встретились наши герои? (На поминках.)

— И чем закончилась эта встреча? (Судом и даже угрожали трибуналом.)

Неспроста в начале рассказа упоминаются поминки, а это значит, что пришедшие к вдове должны помянуть душу умершего, потому как именно на сороковой день душа покидает этот мир.

— Встречается ли слово «душа» в тексте и с каким героем оно (слово) связано? Каким контекстным синонимом автор заменил слово «душа» в конце произведения и почему?

— Чем занимался в мирской жизни покойник? Какой философский смысл кроется в его профессии? Но почему тогда он носит говорящую фамилию?

Тонкий психолог, Зощенко взял за основу два времени: что было? и что стало?

(Смех помог миру уцелеть. Как утверждал латинский поэт Жан Батист де Сантель, «Смех исправляет нервы». И люди становятся добрее, терпимее друг к другу.)

Прибытие трамвая к конечной остановке. Звучит аудиозапись

Просмотр содержимого документа
«Мир уцелел, потому что смеялся (урок-путешествие в страну Советов по рассказу М.Зощенко «Стакан»)»

Тема урока: Мир уцелел, потому что смеялся (урок-путешествие в страну Советов по рассказу М.Зощенко «Стакан»)

доказать, что рассказы М. Зощенко современны и актуальны;

совершенствовать умения анализа литературного произведения;

вызвать у учащихся устойчивый интерес к творчеству М. Зощенко и к литературе вообще.

выставка репродукций картин, изображающих эпоху строительства социализма;

видеоролик «Широка страна моя родная…»;

видеоролик «Календарь важных дат»;

единые билеты на городской транспорт

I. Орг.момент. Приобретение единых билетов на городской транспорт. Красные билеты учащимся со средними учебными показателями, синие- с высоким уровнем интеллектуального развития. Столы имитируют два трамвая.

II.Погружение в эпоху 20-х гг.XX века

Видеоролик «Широка страна моя родная…», фотоматериалы о достижениях в стране на тот период времени.

(В 1922 году 30 декабря, когда уже закончилась гражданская война, был официально провозглашен Союз Советских Социалистических Республик. Вскоре СССР заявил о себе, как о мощном, непобедимом государстве. Эта выставка отражает все стороны жизни Советского Союза, эпохи строительства социализма. Эти же достижения индустриализации, коллективизации, культурной революции воспевались и в литературе того времени).

— А все ли было так гладко?Что бросается в глаза? (Внешне страна могучая и сильная, нона деле – больная, опустошенная.Сплошное противоречие. Героем новой эпохи становится мещанин–накопитель, стяжатель, противник в сфере морали, рассадник пошлости).

III. Эпоха М.Зощенко. Видеоролик «Календарь важных дат»

(Рассказы Зощенко сначала были необычайно популярны, журналы оспаривали право печатать его произведения. Но все это было временно. Писатель так безошибочно угадывал все, что происходило в стране, что в конце концов ему предъявили обвинение.

Рассказов писателя боялись, поскольку они не были безобидны, они были сатирическими).

— Вспомним, чем отличаются юмор и сатира? Вы можете обратиться к словарю.

Источник

Поделиться с друзьями
Детский развивающий портал