Что высмеивает зощенко в рассказе нервные люди

«Нервные люди», анализ рассказа Зощенко

Творчество Михаила Зощенко занимает особую нишу в литературе ХХ века. Даже среди писателей-сатириков, своих собратьев по перу, Зощенко выделяется особой манерой повествования — сказовой. Такой способ повествования внешне прост и незамысловат. Перед нами рассказчик — герой, абсолютно невозмутимый и уверенный в своей правоте. Он рассказывает о трагикомическом случае, рассчитывая на сочувствие и понимание со стороны слушателя. Этим и подкупает, ведь читатели в основе своей — малограмотные люди, поэтому они принимают маску рассказчика за искреннее проявление чувств и поддерживают его.

Однако такой стиль повествования сложен для понимания истинной сути смысла произведения, ведь он задает установку на чужую речь. И автор использует весь арсенал речевых средств. Это вульгаризмы, искаженные грамматические формы, народные выражения, неправильно выстроенные синтаксические конструкции, парцелляция. Такой стиль героя, этакий «новояз», стал причиной небывалой популярности среди простых людей, ведь никто еще, как им казалось, не говорил с ними на одном языке. Да, человек нового времени, житель молодой советской республики, безусловно, не хотел использовать прежний язык. Для него это пережиток прошлого, отголосок монархического строя, при котором рабочий люд страдал и мучился (как не вспомнить Шарикова с его знаменитой фразой: «Мучаете себя, как при царском режиме»).

Вот и не хотелось «новому» человеку мучить себя правильной постановкой ударения или оформлением мысли подбором нужных грамматических форм. Не хотел он иметь ничего общего с прежней жизнью, даже языком. И только грамотные люди понимали, что с помощью этих средств автор добивался комического эффекта, заставляя читателей задуматься над абсурдностью описываемой ситуации.

В рассказе «Нервные люди» изображена драка в обычной коммунальной квартире. Даже не драка, а «целый бой». И начинается эта потасовка из-за ершика, которым чистят примус. Одна жиличка взяла чужой ершик, а хозяйка ершика попросила не трогать чужую вещь. В результате в кухню «поднапёрли» двенадцать человек. В узкой коммунальной кухоньке разворачивается целый театр военных действий. И читатель это видит наяву, ведь автор словно стоит за спиной рассказчика. А тот, в свою очередь, смотрит на разворачивающуюся драку глазами обывателя, для которого все происходящее — привычный эпизод повседневной жизни.

Герой-рассказчик — типичный обыватель, пытающийся объяснить поведение жителей коммуналки нервами. Дескать, после гражданской войны «нервы завсегда расшатываются». Но истинная причина конфликта — в тесном мирке, в котором существуют обыватели. Они живут буквально «в тесном мирке», ведь «квартирный вопрос», как утверждал Воланд в «Мастере и Маргарите» Михаила Булгакова, действительно испортил людей. Невозможно жить двенадцати человекам в маленькой квартирке, невозможно всем обедать или ужинать в крохотной кухоньке.

Но это еще полбеды. Теснота — в другом. В узости окружающей жизни, в ограниченном круге интересов, в бескультурье, примитивном взгляде на жизнь и в отсутствии стремления к совершенству. Тогда драка становится хоть каким-то развлечением в жизни людей, причем от мала до велика. В этом смысле интересен инвалид Гаврилов. Оставшись без ноги в сражениях гражданской войны 1918–1920-х годов, он не просто наблюдает за дракой, он «в самую гущу впёрся». Понятно, что, вынужденный все время находиться в пределах квартиры, он хочет увидеть хоть какое-то зрелище. Видимо, поэтому Зощенко не без иронии замечает, что именно после слов Гаврилова «Что за шум, а драки нету?» драка и начинается на самом деле.

Таким образом, Михаил Зощенко опровергает теорию идеологов революции о рождении «нового» человека. Ему явно удается запечатлеть, что старые привычки и представления о жизни так глубоко укоренились в сознании людей, что даже при смене одной власти на другую ничего не меняется. Даже человек новой советской формации остается обывателем с убогой моралью, примитивным взглядом на жизнь и клишированным сознанием. Только клише меняются. Вот и удивляется потом рассказчик, почему это «нарсудья, нервный такой мужчина», «прописал ижицу».

Читайте также:  Рисунки к сказке ночь перед рождеством 5 класс

Героя нельзя винить за его бескультурье и невежество: он не виноват, он является отражением состояния общества того времени. Но автор смеется над тем, что современные ему герои живут мелкими заботами, ссорами, почти ни о чем не мечтают. «Сквозь слезы» смеется он над тем, что людей устраивает такая действительность, им в ней комфортно. Вот над этим в лучших традициях русской сатиры и заставляет писатель Зощенко задуматься читателей.

Источник

Мадам Жизнь

Познавательно-развлекательный проект

Отзыв о рассказе Зощенко «Нервные люди»

Главные герои рассказа Михаила Зощенко «Нервные люди» — жильцы коммунальной квартиры. Жизнь в квартире была нервной, часто разгорались скандалы по пустякам. Однажды вечером одна жиличка, которую звали Марья Васильевна, пришла на кухню, чтобы вскипятить чайник на примусе. Но примус никак не хотел разжигаться, и Марья Васильевна решила его почистить.

Для этой цели она взяла ершик, который принадлежал другой жиличке, Дарье Петровне. Дарья Петровна, увидев, что ее ершиком собираются чистить примус, потребовала положить его на место.

Марья Васильевна обиделась и ответила грубостью на это требование. Между женщинами разгорелась ссора. На шум явился муж Дарьи Петровны, который стал кричать, что он не для того зарабатывает деньги, чтобы потом его ершиком пользовались посторонние люди.

Вскоре на кухне собрались все жильцы коммунальной квартиры. Последним явился инвалид Гаврилов, который спросил, что за шум, а драки нет? После этих его слов на кухне началась драка, во время которой инвалиду крепко досталось кастрюлей по голове.

Через две недели состоялся суд, и судья определил наказание участникам драки.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа Зощенко «Нервные люди» заключается в том, что люди порой делают из мухи слона и имеют от этого крупные неприятности. Жильцы коммунальной квартиры поспорили из-за ершика для мытья посуды, а закончился этот спор массовой дракой и судебным приговором.

Рассказ Зощенко «Нервные люди» учит не распускать нервы и все вопросы решать мирным путем.

Этот рассказ Зощенко — своего рода призыв: Люди! Давайте жить дружно! Давайте научимся быть друг к другу терпимее. Не стоит ссориться из-за пустяков. Жизнь человеку дается один раз, и прожить ее надо спокойно, с достоинством, а не с разборками, в частности, из-за хозяйственных ершиков. Будьте сдержаннее, миролюбивее, добрее. Старайтесь зацепиться за хорошее, а не за плохое. Жизнь дана для радости.

Какие пословицы подходят к рассказу Зощенко «Нервные люди»?

У них вечные споры да перекоры.
Рукам воли не давай.
Что за шум, а драки нет?
Жизнь дана на добрые дела.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Источник

Анализ рассказа М. Зощенко «Нервные люди»

Смех Михаила Зощенко и весел, и грустен. За «бытовыми» нелепыми и смешными ситуациями его рассказов скрываются печальные, а иногда и трагические размышления писателя о жизни, о людях, о времени.

В рассказе 1924 года «Нервные люди» писателем затрагивается одна из главных проблем его эпохи – так называемый «квартирный вопрос». Герой–рассказчик повествует читателям о незначительном, казалось бы, происшествии – драке в коммунальной квартире: «Недавно в нашей квартире драка произошла. И не то драка, а целый бой».

Зощенко дает конкретное обозначение места действия своего рассказа и его участников – Москва, 20-ые годы, жильцы квартиры на углу Глазовой и Боровой. Тем самым писатель стремится усилить эффект присутствия читателя, сделать его свидетелем описываемых событий.

Читайте также:  Операция по сколиозу рассказы пациентов

Уже в начале рассказа дается общая картина происшедшего: произошла драка, больше всех в которой пострадал инвалид Гаврилов. Наивный рассказчик видит причину драки в повышенной нервности народа: «…народ уж очень нервный. Расстраивается по мелким пустякам. Горячится» И это, по мнению героя-рассказчика, неудивительно: «Оно, конечно. После гражданской войны нервы, говорят, у народа завсегда расшатываются».

Из-за чего же произошла драка? Причина самая незначительная и нелепая. Одна жиличка, Марья Васильевна Щипцова, без разрешения взяла у другой жилички, Дарьи Петровны Кобылиной, ежик, чтобы почистить примус. Дарья Петровна возмутилась. Так, слово за слово, две женщины поссорились. Рассказчик деликатно пишет: «Стали они между собой разговаривать». И дальше продолжает: «Шум у них поднялся, грохот, треск». С помощью градации автор раскрывает нам истинное положение вещей: мы понимаем, что две соседки стали скандалить, ругаться и, наверное, драться. Кроме того, благодаря такой градации создается эффект смешного, комического.

На шум и ругань явился муж Дарьи Петровны, Иван Степаныч Кобылин. Этот образ – типичный образ нэпмана, «буржуя недорезанного». Рассказчик так описывает его: «Здоровый такой мужчина, пузатый даже, но, в свою очередь, нервный». Кобылин, «словно слон», работает в кооперативе, продает колбасу. За свое, деньги или вещи, он, что называется, удавится. Этот герой вмешивается в ссору со своим веским словом: «…нипочем то есть не разрешу постороннему чужому персоналу этими ежиками воспользоваться». Для Кобылина другие люди, пусть даже соседи, – это «чужой персонал», который не должен его никоим образом касаться.

На скандал вышли все жильцы коммуналки – все двенадцать человек. Собравшись в тесной кухоньке, они начали решать спорный вопрос. Появление инвалида Гаврилыча и его слова «Что это за шум, а драки нету?» стали толчком к кульминации рассказа – драке.

В тесной и узкой кухоньке все жильцы начали махать руками, вымещая свое недовольство и соседями, и ужасными условиями жизни. В результате пострадал самый невиновный и беззащитный – безногий инвалид Гаврилыч. Кто-то в пылу драки «ударяет инвалида по кумполу». Только прибывшая милиция смогла успокоить разбушевавшихся жильцов. Опомнившись, они не могут понять, что привело их к такой серьезной драке. Это страшно, потому что жертва их безумия, инвалид Гаврилыч, «лежит, знаете, на полу, скучный. И из башки кровь каплет».

В финале рассказа мы узнаем, что состоялся суд, приговором которого было – «прописать ижицу», то есть сделать жильцам квартиры выговор. Заканчивается рассказ такими словами: «А нарсудья тоже нервный такой мужчина попался – прописал ижицу».
И здесь мы слышим уже скорее голос автора, чем героя-рассказчика. В этих словах сам Зощенко выражает свое отношение ко всему описанному. За убийство человека – выговор?!

Мне кажется, что этот приговор подтверждает типичность таких ситуаций для Москвы 20-ых годов 20 века. По мнению Зощенко, коммунальные квартиры – безусловное зло. Конечно, все зависит от конкретных людей. Ведь были и коммунальные квартиры, в которых соседи жили как одна семья и ни за что не хотели разъезжаться. Безусловно, автор сатирически раскрывает образ Кобылина, необразованного и наглого хапуги. Но, в то же время, и в словах этого героя есть доля правды. Почему он, как и остальные двенадцать жильцов маленькой коммуналки, не имеет права на свое личное пространство, на свою квартиру? Взвинченные теснотой, тем, что они постоянно вынуждены сталкиваться со своими, не всегда приятными, соседями, «нервные люди» постоянно конфликтуют. Каждая мелочь вызывает у них бурю эмоций, в результате которых могут происходить самые страшные вещи.

Я считаю, что, обнажая недостатки своего времени, Зощенко стремился улучшить жизнь своих современников. Рассказывая о, казалось бы, мелочах, писатель показывал, что из мелочей состоит жизнь, жизнь отдельных людей. Улучшать эту жизнь писатель Михаил Зощенко считал своей высшей целью.

Читайте также:  Развивался надстройкой как пишется

Источник

Что высмеивает зощенко в рассказе нервные люди

Рассказ М. М. Зощенко написан в 1924 году. В нём раскрывается тема мещанства, тема пошлости, ничтожной и мелкой жизни обывателей.

Автор ставит проблему взаимоотношений обывателей в коммунальной квартире.

Идея заключается в том, что автор высмеивает обывателей, которые устраивают скандал и драку по ничтожной причине.

Сюжет концентрический (центростремительный), события развиваются во времени и имеют причинно-следственные связи.

Участниками конфликта становятся две соседки коммунальной квартиры по совсем ничтожной причине: Марья Васильевна Щипцова взяла чужой ёжик (щётку с длинной ручкой), чтобы прочистить свой примус, который она не могла разжечь. Хозяйка ёжика, «другая жиличка», Дарья Петровна Кобылина, потребовала: «Назад положьте». Щипцова заявила, что ей до этого ёжика «дотронуться противно». Слово за слово, между женщинами разгорелся скандал, в который постепенно стали включаться и остальные двенадцать человек коммунальной квартиры. Пришёл муж, «чей ёжик», типичный нэпман, отвешивающий на работе «не покладая рук» колбасу, продолжил «дискуссию». Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

В композиции автор использует ретроспективу. Сначала рассказчик сообщает о событии, которое произошло вчера, а затем начинает изложение событий в хронологической последовательности. Композиция линейная. Автор использует усиление, градацию: «Драка произошла. И не то что драка, а целый бой»; «Шум у них поднялся, грохот, треск».

Субъект повествования – рассказчик, который тоже является жильцом этой коммунальной квартиры, обыватель, человек невежественный, неграмотный, необразованный. Яркая речевая характеристика используется в создании образа рассказчика и других персонажей. В его речи используется парцелляция, есть речевые и грамматические ошибки, например, нарушение лексической сочетаемости: «дрались, конечно, от чистого сердца», плеоназм: расстраиваться «по мелким пустякам», грубые, просторечные слова и алогизм: «последнюю башку четь не оттяпали».

Источник

Что высмеивает Зощенко в своем рассказе «Нервные люди»?

Этот рассказ Михаила Зощенко входит в число других его произведений, в которых автор высмеивает различные ситуации, которые были в те послереволюционные времена широко распространены в быту.

В рассказе про «Нервных людей» как раз и описана ситуация, когда из-за обычного ершика, в коммунальной квартире возникла драка, где приминали участие фактически все многочисленные жильцы.

В этом рассказе Зощенко высмеивает примитивные взгляды людей на окружающую действительность, людей, с убогими моральными взглядами и принципами.

Фактически герои рассказа представлены людьми с уровнем самосознания не выше животных инстинктов, когда разум и здравый ум является роскошью.

Уважаемый Niemand2 абсолютно прав, что следует приводить полностью предложение, если хотите получить однозначный ответ. Можно лишь предполагать, что Вас интересует вопрос, ставится ли тире между подлежащим и сказуемым, если в предложении есть слово это.

Да, ставится, если перед сказуемым, выраженным именем существительным или неопределенной формой глагола, стоит словоэто (а также это есть, это значит, вот), то перед этими словами обязательно ставится тире.

Кроме того, на байкальскую воду оказывают влияние многочисленные горные речушки, впадающие в озеро. Реки, стекающие с гор, несут свои холодные воды в озеро, что никак не способствует нагреву воды.

Кстати, самая холодная вода в Байкале наблюдается

Краткий пересказ сказки Андерсена Дикие лебеди в 5-6 предложениях для читательского дневника.

Это когда человек отпускает колкости по отношению к другому, почти хамит. До откровенного хамства еще не дошло, но иногда это уже на грани.

Источник

Поделиться с друзьями
Детский развивающий портал