Что высмеивает салтыков щедрин в сказке медведь на воеводстве

Содержание

Анализ «Медведь на воеводстве» Салтыков-Щедрин

М. Е. Салтыков-Щедрин – автор поучительных сказок, интересных и взрослым, и детям. Суть в них нужно искать между строк, обдумывая каждый эпизод, каждый поступок героев. Яркий образец таких произведений писателя – «Медведь на воеводстве». Внимательный читатель обязательно заметит схожесть между Топтыгиными и некоторыми людьми и сделает выводы. В школе с произведением знакомятся в 8 классе. Предлагаем анализ сказки, который облегчит подготовку к уроку.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Медведь на воеводстве.

Год написания – 1884.

История создания – Сказка была создана в 1884 г. под впечатлением от событий, происходящих в стране. Впервые была опубликована за границей в Женеве в 1886 г. Она вошла в сборник «Новые сказки для детей изрядного возраста. М. Щедрина».

Тема – Воспринимать сказку можно как в прямом, так и в переносном смысле, поэтому в ней можно выделить две темы: правление Топтыгиных; отношения народа и властей.

Композиция – Композиция сказки необычная. В начале произведения автор подает тезис, который служит толчком для размышления над рассказами о Топтыгиных.

Жанр – Сказка.

Направление – Сатира.

История создания

История создания произведения тесно связана с общественно-политической ситуацией второй половины XIX века. Перевороты, отмена крепостного права и невыполнение властями обещаний подорвали веру народа к власти. Это подтолкнуло М. Е. Салтыкова-Щедрина к написанию сказки «Медведь на воеводстве».

Писатель знал, что русская цензура не допустит его произведение к печати, поэтому впервые оно было опубликовано за границей в Женеве в 1886 г. Сказка вошла в сборник «Новые сказки для детей изрядного возраста». В России она стала известна уже после смерти автора в 1906 г.

Посмотрите, что еще у нас есть:

В «Медведь на воеводстве» анализ следует начинать с характеристики мотивов.

В литературе есть множество произведений, в которых запрещенные темы скрываются под аллегорическими образами. К таковым относится и сказка «Медведь на воеводстве». В произведении есть две главные темы, касающиеся прямой и переносной составляющей: правление Топтыгиных; отношения народа и властей.

Для создания аллегорий автор использует образы зверей. Главные герои – медведи Топтыгины. Вспомогательную роль играет образ Льва. Каждому медведю посвящена определенная глава сказки.

Сначала М. Е. Салтыков-Щедрин рассказывает о самом жестоком и глупом медведе-правителе. Первый Топтыгин решил, что власти добиваются путем кровопролития, причем крупного. Он правил, руководствуясь этим убеждением. Но правил недолго. Лев снял его с должности, когда узнал, что Топтыгин съел маленькую птичку. Тогда Лев посчитал, что медведь-воевода непоследователен в своих словах и действиях.

Второй Топтыгин тоже решил начать карьеру со злодеяний. Но, ища способ отличиться и выслужиться перед начальством, лишь выставил себя посмешищем. Третий Топтыгин решил, что не будет совершать злодеяния, так как не имеет на это прав. Он решил просто наблюдать из норы и никак не влиять. Такая стратегия помогла третьему медведю пробиться в полковники. И он бы шел далее по карьерной лестнице, если бы его не убили мужики.

Основная мысль произведения: карьера воеводы зависит не от его личных качеств, а от самой системы власти.

Композиция

Композиция сказки оригинальная. В начале произведения автор подает тезис, который можно считать вступлением. Он служит толчком для размышления над рассказами о Топтыгиных. Основное содержание сказки делится на 3 части, что соответствует количеству героев. В каждой части можно выделить сюжетные элементы. Понять смысл произведения можно только учитывая содержание всех частей.

Жанр произведения Салтыкова-Щедрина «Медведь на воеводстве» – сатирическая сказка. В произведении есть реальные и фантастические события, а человеческие качества и характеры автор скрывает под образами зверей. В то же время писатель использовал сатирические приемы для разоблачения системы современной ему власти. Он высмеивает медведей посредством описания их характеров и поведения.

Источник

М.Е. Салтыков-Щедрин, «Медведь на воеводстве». Краткое содержание сказки. Пересказ. Анализ: в чем суть сказки? Тема и проблема, персонажи и вывод автора.

«Медведь на воеводстве» — сатирическая сказка М.Е. Салтыкова-Щедрина. В ней рассказывается, как царь зверей Лев назначает воеводами в лес трех медведей. Все трое в итоге плохо заканчивают. Сказка высмеивает отношения власти и народа в России.

Впервые «Медведь на воеводстве» был опубликован в 1884 году за границей без подписи автора. В России сказку издали лишь в 1906 году.

Содержание

Полный текст и аудиокнига

Аудиоверсия доступна на YouTube:

Краткое содержание сказки

I. Топтыгин 1-й

Топтыгин Первый, старый служака, очень хотел попасть в историю. Он считал, что это можно сделать только с помощью великих злодейств. «Кровопролитиев… кровопролитиев… вот чего нужно!» — всегда говорил он. За это царь зверей Лев дал ему звание майора и отправил воеводой в далекий лес, наводить порядок.

Лесные жители ждали медведя-майора с трепетом: уж он нам покажет! Действительно, новый начальник по приезду сразу объявил, что назавтра же устроит обещанные кровопролития.

Вот только накануне в честь именин медведь выпил ведро водки. А наутро, когда он отсыпался на полянке, на него сел Чижик и стал петь песни. Топтыгин спросонок схватил и съел птичку.

К несчастью для медведя, это видел скворец. И скоро уже весь лес ругал воеводу: «Вот так скотина! Добрые люди кровопролитиев от него ждали, а он Чижика съел!». Пытался Топтыгин изловить хулителей, да не смог. Куда ни пойди, везде слышно: «Чижика съел!». Сначала об этом говорили с негодованием, потом — со смехом. Майор совсем растерял авторитет.

Читайте также:  Тема рассказа прыжок толстого 3 класс

Бросился Топтыгин спасать репутацию: перебил целую отару баранов, отобрал у крестьянки лукошко с малиной, разгромил типографию. Но Лев уже не поверил, что майор, съевший Чижика, способен на настоящие злодейства, и отправил медведя в отставку.

Иллюстрация М. Таранова

II. Топтыгин 2-й

В другой лес Лев отправил еще одного воеводу-медведя. Топтыгин Второй был поумнее и догадывался, что важно сразу произвести нужное впечатление. Для этого первым делом он решил разорить типографию. Вот только никакой типографии в его лесу не оказалось. Даже школы и университета, чтобы их спалить, не было.

Тогда Топтыгин залез во двор к крестьянскому мужику, задрал лошадь, корову и прочий скот, а после решил раскатать избу по бревнам. Полез он на крышу, да только гнилая балка под ним подломилась, и повис медведь-воевода в воздухе.

Сбежались на его рев мужики, подняли медведя на рогатину, а потом спустили с Топтыгина шкуру. Так «блестящие злодейства» воеводы сгубили его еще вернее, чем глупые злодейства — Топтыгина Первого.

Иллюстрация М. Таранова

III. Топтыгин 3-й

Следующий медведь-воевода был еще умнее прежних и крепко задумался: маленькие злодейства совершать нельзя, большие — тоже нельзя. Как же быть? Начальство с тебя спрашивает, а ты даже с зайца шкуру спустить не смей! Теперь и у белки, оказывается, права есть.

Долго медведь сосал лапу в берлоге. Однажды вылез и рявкнул на весь лес с высокой сосны, но только жителей это не впечатлило.

Тогда он понял, как надо действовать. Задача воеводства не в том, чтобы улучшить жизнь лесных обитателей, и не в том, чтобы чинить злодейства. Нужно, чтобы все шло заведенным порядком, даже если он плох: «Перед умственным взором Топтыгина 3-го вдруг выросла целая теория неблагополучного благополучия».

Так и сидел медведь в берлоге многие годы, выходя только за жалованием: мужики носили ему еду прямо ко входу. Благополучие в лесу не нарушалось: звери ели друг друга, кричали страшным криком, но воеводе не было до этого дела. Со временем медведь из майора стал подполковником, потом полковником. Но вот в генералы ему выйти не удалось, потому что однажды в лес пришли охотники и убили его ради шкуры.

Иллюстрация М. Таранова

Анализ сказки «Медведь на воеводстве»

Жанр, тема и проблематика

«Медведь на воеводстве» — произведение сатирическое, то есть резко высмеивающее пороки общества. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин сам был чиновником, вице-губернатором, и не понаслышке знал все недостатки российской бюрократии.

Тема произведения — отношения власти с народом. Автор ставит проблему, не имеющую однозначного решения: кто виноват, что жизнь не становится лучше, если ни у правителей, ни у подданных нет ни ума, ни чувства собственного достоинства?

Художественные приемы

Разоблачая действительность, автор использует эзопов язык: рассуждает о глупости чиновников и дикости народа не прямо, а с помощью аллегорий. Медведи в сказке олицетворяют ограниченных правителей, лесные жители — русский народ, лукавый и привыкший к жестокостям.

В своих сказках Салтыков-Щедрин использовал особый ёрнический язык, сильно отличающий их, например, от поучительных басен Крылова. С помощью беспощадного сарказма и едкой иронии, гротеска и гиперболы Щедрин подвергал порядки в стране жестокому осмеянию.

Смысл произведения

В «Медведе на воеводстве» высмеиваются царь в образе Льва, его ближайшее окружение в образе Осла, а губернаторы, чиновники и все прочие начальники — в виде трех Топтыгиных. Некоторые видят в произведении сатиру на царя Александра III, но вряд ли это уместно: писателя возмущает положение дел в России в целом, а не конкретные личности.

Все три воеводы отличаются по характеру, но никто в итоге не добивается успеха. Один оказывается бестолковым пьяницей, другой хочет сразу устроить жестокие кровопролития и попадает на рогатину, третий предпочитает не вмешиваться в жизнь лесной трущобы, но тоже погибает. Итог же во всех трех случаях одинаков: «злодеяния “заведенного порядка” продолжали совершаться своим чередом», отмечает Алексей Бушмин в работе «Салтыков-Щедрин. Искусство сатиры».

Салтыков-Щедрин подводит читателей к выводу, что причина народных бедствий скрыта не в глупости отдельных Топтыгиных и не в их злоупотреблениях. Она кроется в самом принципе бесконтрольной власти, в необразованности и забитости народа. И решить эту проблему при сохранении самодержавных порядков не под силу ни одному Льву, Ослу или Топтыгину.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

Сам Салтыков-Щедрин считал, что его произведения со временем будут забыты, потому что посвящены проблемам современности. Однако и спустя 150 лет афоризмы из его сказок прекрасно описывают российскую действительность и принципы работы любой бюрократической системы:

«Задача воеводства совсем не в том состоит, чтобы достигать какого-то мечтательного благополучия, а в том, чтобы исстари заведенный порядок (хотя бы и неблагополучный) от повреждений оберегать и ограждать».

Источник

«Медведь на воеводстве»: анализ сказки Салтыкова-Щедрина

Общая характеристика сказок Салтыкова-Щедрина

Прежде всего, следует отметить, что эти произведения написаны скорее для взрослых, нежели для детей. Писатель в подзаголовке к ним указал, что это «сказки для взрослых». Но что заставило Михаила Евграфовича обратиться к этому жанру? Вероятно, эзопов язык, используемый в сказках, является наиболее подходящей формой для выражения его резких высказываний и мыслей, представленных в виде сатиры.

В этих произведениях Салтыков-Щедрин продолжает развивать свои излюбленные темы, воплотившиеся в полной мере в его произведении «История одного города». Что же это за темы? С одной стороны, это резкая критика российской власти, сатира на нее, а с другой – сатира на весь русский народ.

Характеристики действующих лиц «Медведя…»

В произведении на первом плане фигурируют звери – это типичная для сказки ситуация. Автор выводит на сцену главных героев – медведей-воевод, а также второстепенных персонажей. К последней категории действующих лиц относится Лев и Осел.

Образ Топтыгина Первого

Лесные воеводы, которых изображает автор, напоминают правителей-людей. Для начала обратимся к первому фрагменту текста. Главным героем здесь выступил Топтыгин Первый.

В первых сценах писатель описывает персонажа жестоким, склонным к кровопролитиям, как «скотину», одним словом. Топтыгин – по случайности – совершает злодеяние: ест маленького пернатого жителя. Этот поступок поставил крест на карьере воеводы, потому что жестокость оказалась недостаточно масштабной. После поедания Чижика герой совершил много великих преступлений, но это не спасло положение Топтыгина. Герой отправляется на покой Львом.

Читайте также:  Братец иванушка сказка читать

Первый медведь отличается наивысшим уровнем жестокости и глупости. Единственный путь добиться цели для этого персонажа – пролить кровь, причем много крови. Убийство маленькой птички означало непоследовательность Топтыгина. Лев расценил этот акт как свидетельство: слова героя не соответствуют его действиям.

Образ Топтыгина Второго

Второй правитель тоже изображаемся автором в роли воеводы. На этот раз героя назначают в другие земли – править. Топтыгин начинает с масштабного злодеяния: убивает скот соседа. Герой собирался уничтожить и двор несчастного, но не успел. Топтыгина убивает рогатина. Мертвого медведя освежевали и выбросили на болотах. Карьера этого героя началась злодеяниями. Топтыгин желал выслужиться перед царем, заслужить привилегии. Но вышло наоборот: вместо славы медведь сыскал лишь насмешки.

Образ Топтыгина Третьего

Третья часть тоже имеет собственного главного героя – Топтыгина Третьего. Автор сделал этого персонажа более адекватным – в сравнении с предыдущими воеводами. Герой отличается добродушием, либеральным подходом к власти. Этот правитель выступает против злодеяний, да и в целом отказывается от поступков, действий.

Однако новая стратегия правления не уберегла лидера от трагичного финала.

Герой решает, что злодеяния – неправильный путь. Право и мораль имеют для Топтыгина вес. Однако полная пассивность, наблюдение за событиями из комфорта норы не привели к хорошим результатам.

Впрочем, на карьерной лестнице подобная стратегия сказалась положительно: медведь получил звание полковника.

Образ народа

Народ – комплексный, довольно неоднозначный образ. Писатель изображает народ способным к бунту (вторая часть произведения), но и склонным к рабству (первая часть). Лесной народ, «мужики», ждут лидера, который даст необходимые инструкции к действию, направит жизнь в нужное русло.

О тематике текста

В центре повествования русского писателя – отношения правителя с народом. Власть в сказке представлена царем животных – Львом, Ослом (помощником Льва), а также тремя медведями-воеводами. Воеводы – это сборный образ правителя, лидера. Автор представляет такой портрет лидера: сильный, мощный, не слишком умный герой. В этих образах литератор зашифровал критику административного устройства России.

Произведение «Дикий помещик» по праву считают премьерой в области сатирических сказок. Предлагаем читателям ознакомиться с его кратким содержанием

Что же критикует писатель? Игнорирование личностных качеств, характера, нравственных аспектов правителя. Щедрин видит корень проблемы во властной системе.

Автор делает акцент на мотивах произведения. Салтыков-Щедрин использует классический для литературы прием: скрывает запрещенные проблемы и темы под масками аллегорических образов. Этот текст затрагивает несколько ключевых тем. Первая тема соотносится с прямым смыслом и описывает правление воевод. Вторая же тема касается переносного смысла и рассказывает об отношениях властей с народом.

«Вступление» к сказке

«Медведь на воеводстве» – это сказка, созданная в 1884 г. Она включает в себя 3 коротких рассказа, являющихся подражанием исторической хронике, пародией на нее. Небольшое «вступление» предшествует описанию службы 3 воевод Топтыгиных. В нем обозначена тема, которая связывает в одно целое эти истории из сказки «Медведь на воеводстве». Анализ правления каждого из воевод представлен ниже.

Салтыков-Щедрин считал, что история состоит из ряда больших и кровавых злодеяний, которые правители совершили над своим народом. Писатель, иронизируя, отмечает, что мелкие злодеяния не являются достойными внимания истории и, следовательно, летописца.

Анализ сказки «Медведь на воеводстве»

Смысл заглавия сказки в управлении. В разное время были назначены лесными воеводами медведи. Как они справлялись со своей ролью, был ли порядок в государстве, слушались ли подчиненные? Это можно узнать, просмотрев краткий пересказ, но лучше, конечно, читать онлайн полный текст произведения.

Основным художественным приемом выступает аллегория, с помощью которой автор обходит ограничения цензуры.

Мораль сказки, если говорить кратко, состоит в следующем: злодеяния заключаются не в частных недостатках каждого отдельного правителя, но в природе власти и ее обладании в целом.

История создания

Сказка написана Салтыковым-Щедриным в 1884 году.

Предпосылками для ее создания служит историческая обстановка того времени.

Под влиянием политических переворотов и беззакония, царивших в стране во второй половине XIX века, автор решает взяться за написание сказки, посвященной злодеяниям власти.

На фоне отмены крепостного права, общественных беспорядков и невыполнения властью своих обещаний, произведение «Медведь на воеводстве» приобретает остросоциальную окраску, оставаясь актуальным и по сей день.

Из-за жестких ограничений русской цензуры произведение не допустили к печати на родине и впервые опубликовали в 1886 году в Женеве. В России сказка вышла и стала известна лишь в 1906 году, уже после смерти писателя.

Жанр произведения — сатирическая сказка с элементами басни.

В ней в сатирической манере за образами зверей скрываются люди со своими характерами и качествами, а реальные события переплетаются с фантастическими.

Повествование ведется от третьего лица в виде документальной хроники, где через сюжет и описание поведения и черт характера зверей высмеиваются человеческие пороки и слабости.

Композиция

Композиция сказки состоит из вступительного тезиса и трех частей, названых в честь трех лесных воевод, благодаря чему сказка приобретает схожесть с исторической хроникой.

В качестве вступления приведен краткий перечень происходящих в каждой главе «злодеяний», являющийся характеристикой всех трех частей и их объединяющим элементом.

Заключение и выводы в тексте произведения отсутствуют — этим автор как бы демонстрирует непрерывность этой истории:

за третьим Топтыгиным придет четвертый, за ним следующий и так далее.

Главная тема

Центральной темой сказки выступают взаимоотношения народа и власти.

К ее представителям относится Лев, его советник Осел и, впоследствии, три медведя.

Трое Топтыгиных являются аллегорическим собирательным образом правителя, который, при всей своей силе и могуществе, остается не очень умным и толковым.

В этой басне, как и в сказе Даля «Медведь-половинщик», сам гротескный образ медведя является предметом высмеивания и поучения.

Народ в произведении представлен неоднозначно: с одной стороны жители изображаются в виде подневольных рабов, с другой же они могут подняться на бунт и пойти против власти, как это показано во второй части сказки. Басня строится на ярко выраженной критике административной системы государства.

Основная мысль произведения, которую можно записать в читательский дневник: личностные качества воевод не имеют значения на фоне общей системы власти, которая является бездумной и безликой машиной.

Читайте также:  Глубокий смысл сказки колобок

Топтыгин Первый

В первой новелле рассказывается о «служаке-звере», направленном «в дальний лес» на воеводство. Медведь, появившись в вотчине, сразу же устроил кровопролитие. Неизвестно, что заставило правителя принять это решение. Ведь его нельзя было назвать злым. Он был «так, скотина». Автор именно так отзывается о внутренней сути всех властьпридержащих. Они не злодеи, однако скотины порядочные.

Но планам правителя Топтыгина Первого осуществиться было не суждено. Он разрушил свою репутацию и карьеру самым решительным образом. Со сна случайно он съел Чижика, которого принял за «внутреннего супостата». Чижик этот был «мелкой пташкой», хотя и умной. И Топтыгина погубило это «злодеяние». Каждый начал указывать воеводе на этот его поступок.

II. Топтыгин 2-й

Большие злодеяния также не всегда идут впрок, что можно наблюдать на примере второго Топтыгина. Этот зверь был умнее первого, поэтому, прибыв в трущобу, решил тут же разорить типографию. Однако оказалось, что такого заведения здесь давно нет, а функция распространения политических новостей возложена на скворцов.

Рассердился Топтыгин и решил вместо типографии разорить хозяйство одного мужика. Забрался к нему ночью во двор, задрал там лошадь, корову, свинью и пару овец. Но этого оказалось Топтыгину мало, поэтому полез воевода на крышу, чтобы разворотить ее. Ветхое строение легко рухнуло под таким весом, и зверь повис в воздухе. На его крик сбежались местные мужики. Не долго думая, они подставили рогатину под падающего Топтыгина.

После случившегося Лев издал указ о том, что и блестящие злодейства могут быть столь же бессмысленны, как и срамные.

Почему разжаловали Топтыгина

Топтыгина упрекали вовсе не за загубленную им невинную душу. Самое страшное во всей этой истории заключалось в сути обвинения. Оказывается, он «не оправдал надежд» своего народа. Ведь «добрые люди» ждали от него больших кровопролитий, а он всего-навсего Чижика съел! Вот как народ относится к власти. Люди настолько привыкли к зверствам начальства, что ожидают именно их. Если же у правителя не получается никаких жестокостей, народ даже разочаровывается в нем.

Так была окончательно загублена карьера Топтыгина. Даже кровопролития, учиненные им после этого случая, для того чтобы загладить «вину», не помогли. Начальство, Осел и Лев, так и не забыли «грех» Топтыгина. Вот таким был этот медведь на воеводстве. Анализ сказки по плану продолжается описанием деятельности следующего правителя.

Другие персонажи

Лев – царь зверей, могущественный правитель, заинтересованный в укреплении своей власти.

Осел – ближайший советник Льва.

Топтыгин Второй

Топтыгин Второй — так звали нового правителя. Необходимо отметить, что несколько умнее первого был второй медведь на воеводстве. Анализ его деятельности весьма любопытен. Этот воевода заранее придумал план «кампании», которую решил реализовать. Однако оказавшись на месте, Топтыгин Второй понял, что все уже разгромлено до него. Ни университетов, ни типографии не оказалось в его вотчине. Что же было делать бедному правителю? Как он мог прославиться, проявить себя? И Топтыгин решил взяться за физическое уничтожение своих подопечных. Однако мужикам не понравилась его идея. Они наказали Топтыгина, сняв с него шкуру. Анализ сказки «Медведь на воеводстве» показывает, что и народное терпение имеет пределы. На это указывает история второго медведя.

Топтыгин 3-й

Топтыгин 3-й был умнее своих предшественников. В лес он прибил тихо и быстро понял, что теперь у всех, даже у белок есть свои права, и ни о каких злодействах даже думать нельзя. Решил он ничего не делать, даже не выходить из берлоги, за исключением дней, когда надо получать жалование.

Залёг Топтыгин в берлогу лапу сосать, а в лесу тем временем всё шло своим чередом. Понял Топтыгин, что его задача не достигать «мечтательного благополучия», а поддерживать заведённый порядок и довольствоваться «натуральными» злодействами — теми, что происходят сами по себе.

Словом сказать, это был порядок, до такой степени установившийся и прочный, что при виде его даже самому лютому, рьяному воеводе не могла прийти в голову мысль о каких-либо увенчательных злодействах…

Топтыгин спал, а лес жил своей жизнью и ничего в нём не случалось. Довольный Лев произвёл Топтыгина в подполковники. Так бы всё и шло дальше, но пришли охотники с рогатиной, и медведя постигла участь всех пушных зверей.

«Деятельность» Топтыгина Третьего

Писатель далее вопрошает, что же остается делать воеводам. Как они могут проявить себя? Самый верный способ отыскал Топтыгин Третий из сказки «Медведь на воеводстве». Он решил, что «натуральные» кровопролития – лучшие из всех. Этот Топтыгин проспал в берлоге весь свой век, пустив на самотек жизнь народа. В его вотчине за это время были «натуральные» происшествия и жертвы, однако это только укрепляло авторитет воеводы. Лежа в берлоге, Топтыгин Третий получал поощрения от вышестоящего начальства. Кроме того, народ, согласно обычаю, нес своему «хозяину» подати, надеясь задобрить его.

К чему призывает автор

Салтыков-Щедрин («Медведь на воеводстве») призывает простой народ встать на защиту своей жизни и своих прав. Безусловно, в сказке используется иносказание, и под масками Топтыгиных изображены люди. В произведении описаны те проблемы и вопросы, с которыми пришлось столкнуться российскому обществу в конце 19 века. Они волновали автора, который с помощью иносказания, иронии, сатиры пытается открыть людям глаза на актуальные проблемы. Писатель также предлагает выход из сложившейся ситуации. Надо полагать, что именно к революции призывает Салтыков-Щедрин. «Медведь на воеводстве» — отличный образец сатиры Михаила Евграфовича, который не мог закрыть глаза на общественные проблемы.

Главные герои сказки «Медведь на воеводстве»

Основными героями повествования выступают медведи, чьи образы являются завуалированным воплощением власти. Они используются в качестве прообразов людей, которые ею наделены.

Главные герои произведения:

— старый и седой медведь-служака, всеми силами желающий прославиться. Мечтает о ратных подвигах, по своей натуре глуповат, жесток и обожает кровопролитные сражения;

— медведь более умный, хладнокровный и расчетливый, по сравнению с первым;

— отличается от предыдущих медведей особой ленивостью, осмотрительностью и осторожностью. В любой ситуации старается избежать риска;

— глава звериного общества, тот, кто назначает медведей на их должности;

— помещик и помощник Льва, выполняет роль его секретаря.

Источник

Поделиться с друзьями
Детский развивающий портал