Что высмеивает салтыков щедрин в сказке дикий помещик кратко

Анализ «Дикий помещик» Салтыков-Щедрин

В творчестве Салтыкова-Щедрина всегда большую роль играла тема крепостничества, угнетение крестьянства. Поскольку открыто высказывать свой протест существующему строю писатель не мог, почти все его произведения наполнены сказочными мотивами и аллегориями. Не стала исключением и сатирическая сказка «Дикий помещик», анализ которой поможет лучше подготовиться к уроку литературы ученикам 9 класса. Детальный анализ сказки поможет выделить основную мысль произведения, особенности композиции, а также позволит лучше понять, чему учит автор в своем произведении.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Дикий помещик.

Год написания – 1869 г.

История создания – Не имея возможности открыто высмеивать пороки самодержавия, Салтыков-Щедрин прибегнул к иносказательной литературной форме – сказке.

Тема – В произведении Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик» наиболее полно раскрыта тема положения крепостных крестьян в условиях царской России, абсурдность существования класса помещиков, не умеющих и не желающих работать самостоятельно.

Композиция – В основе сюжета сказки – гротескная ситуация, за которой скрыты реальные отношения между классами помещиков и крепостных. Несмотря на небольшой размер произведения, композиция создана по стандартному плану: завязка, кульминация и развязка.

Жанр – Сатирическая сказка.

Направление – Реализм.

История создания

Михаил Евграфович всегда крайне болезненно относился к тяжелому положению крестьян, вынужденных находиться в пожизненной кабале у помещиков. Многие произведения писателя, в которых открыто затрагивалась эта тема, подвергались критике и не допускались цензурой к печати.

Однако Салтыков-Щедрин все же нашел выход из этого положения, обратив свой взор на внешне вполне безобидный жанр сказок. Благодаря умелому сочетанию фантастики и реальности, использованию традиционных фольклорных элементов, метафор, яркого афористичного языка писателю удалось замаскировать злое и острое высмеивание помещичьих пороков под прикрытием обычной сказки.

В обстановке правительственной реакции только благодаря сказочной фантастике можно было высказать свои взгляды на существовавший государственный строй. Использование сатирических приемов в народной сказке позволило писателю существенно расширить круг своих читателей, достучаться до народных масс.

Впервые сказка «Дикий помещик» была опубликована в 1869 году в популярном литературном журнале «Отечественные записки».

Посмотрите, что еще у нас есть:

Основная тема сказки «Дикий помещик» заключается в социальном неравенстве, огромной пропасти между двумя существовавшими в России классами: помещиками и крепостными крестьянами. Порабощение простого народа, сложные отношения между эксплуататорами и эксплуатируемыми – главная проблематика данного произведения.

В сказочно-аллегорической форме Салтыков-Щедрин хотел донести до читателей простую идею – именно мужик является солью земли, и без него помещик является лишь пустым местом. Мало кто из помещиков задумывается над этим, а потому отношение к мужику презрительное, требовательное и зачастую откровенно жестокое. Но только благодаря мужику помещик получает возможность пользоваться всеми благами, которые он имеет в достатке.

В своем произведении Михаил Евграфович делает вывод, согласно которому именно народ является поильцем и кормильцем не только своего хозяина-помещика, но и всего государства. Истинным оплотом державы служит не класс беспомощных и ленивых землевладельцев, а исключительно простой русский народ.

Именно эта мысль не дает писателю покоя: он искренне сетует на то, что крестьяне уж слишком терпеливы, темны и забиты, и не осознают в полной мере всей своей силы. Он критикует безответственность и терпение русского народа, который ничего не предпринимает для улучшения своего положения.

Композиция

Сказка «Дикий помещик» – небольшое произведение, которое в «Отечественных записках» заняло лишь несколько страниц. В ней идет речь о глупом барине, который бесконечно донимал работающих на него крестьян из-за «холопьего запаха».

В завязке произведения главный герой обращался к Богу с просьбой навсегда избавиться от этого темного и ненавистного ему окружения. Когда же молитвы помещика об избавлении его от крестьян были услышаны, он остался в полном одиночестве в своем большом поместье.

Кульминация сказки в полной мере раскрывает беспомощность барина без крестьян, которые выступали в его жизни источником всех благ. Когда же они исчезли, некогда лощеный барин быстро превратился в дикое животное: перестал мыться, следить за собой, есть нормальную человеческую пищу. Жизнь помещика превратилась в скучное, ничем не примечательное существование, в котором не было места радости и удовольствиям. В этом и заключался смысл названия сказки – нежелание поступиться собственными принципами неизбежно приводит к «дикости» – гражданской, интеллектуальной, политической.

В развязке произведения помещик, окончательно обнищавший и одичавший, полностью утрачивает рассудок.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Дикого помещика».

С первых строк «Дикого помещика» становится понятно, что это жанр сказки. Но не добродушно-наставительной, а едко-сатирической, в которой автор жестко высмеял основные пороки социального строя в царской России.

В своем произведении Салтыкову-Щедрину удалось сохранить дух и общий стиль народности. Он мастерски использовал такие популярные фольклорные элементы как сказочный зачин, фантастичность, гиперболу. Однако при этом ему удалось поведать о современных проблемах в обществе, описать события в России.

Источник

Анализ сказки «Дикий помещик» (М.Е. Салтыков-Щедрин)

Сатира Салтыкова-Щедрина на помещичье дворянство занимает значительное место в русской литературе девятнадцатого века. Яркие образы и смелые решения позволяли писателю остроумно, но безжалостно клеймить реакционное дворянство, исчерпавшее свою полезность для России и превратившееся в её балласт. Его сказка «Дикий помещик» является классикой русской сатиры и одним из самых известных творений Салтыкова-Щедрина на тему крестьянского вопроса в России, в котором он раскрыл взаимоотношения двух сословий: помещичьего дворянства и крестьянства. Многомудрый Литрекон предлагает Вам разбор произведения.

Читайте также:  Как правильно пишется смотреть вверх

История создания

История написания сказки «Дикий помещик» может похвастаться интересными фактами о произведении:

Направление и жанр

Сказка «Дикий помещик» создана в рамках направления реализма. Несмотря на некоторые фантастические допущения, писатель ставил своей целью натуралистично отобразить окружающую действительность. Созданные им образы довольно реалистичны, хоть и несколько гипертрофированы. Читатель может поверить в то, что герои, описанные в данной сказке, могли существовать на самом деле.

Жанр «Дикого помещика» можно определить как сатирическую сказку. В основе сюжета лежит фантастическое допущение, призванное замаскировать и смягчить жёсткое высмеивание дворянства, свойственное всем сатирическим произведениям. Сказочную атмосферу подчёркивают словесные обороты, свойственные народному фольклору, вроде «в некотором царстве, в некотором государстве» и «жил-был».

Таблица: Черты сказки в произведении «Дикий помещик»

Композиция

Суть: о чём сказка?

Сюжет повествует нам о некоем богатом помещике, который страдал от иррациональной ненависти к крестьянам и молился богу, чтобы все простолюдины исчезли из его владений.

Решив изжить мужиков своими силами, помещик начал многочисленными штрафами и притеснениями сживать со свету своих крестьян. Когда те взмолились Богу об избавлении, тот внял их горю и забрал всех крестьян из владений помещика.

Первоначальная радость героя несколько поколебалась от холодной реакции окружающих, назвавших его дураком. Некому стало вести хозяйство, убираться в усадьбе и даже умывать самого барина. Однако он так и не хотел признавать свою ошибку, считая свою борьбу с простым народом проявлением твёрдости и силой духа и грезя о закупке паровых машин из Англии для замены мужиков.

Спустя некоторое время владения помещика приходят в упадок и запустение, сам главный герой окончательно теряет человеческий облик. Он обрастет шерстью, начинает ходить на четвереньках, ест сырое мясо, дружит с медведем и даже утрачивает способность говорить на человеческом языке.

В конце концов, губернское начальство решает остановить это безумие, находит пропавших мужиков и возвращает во владения помещика. Сам помещик был в итоге изловлен и насильно возвращён в лоно цивилизации, однако до конца своих дней так и не научился снова говорить, очень тоскуя по своей старой жизни в лесу.

Главные герои и их характеристика

Система образов в сказке «Дикий помещик» описана Многомудрым Литреконом в формате таблицы:

герои сказки «дикий помещик» характеристика
помещик высокомерный, но грубый и простоватый дворянин. невообразимо глупый человек, не способный даже понять, на чём держится его богатство. презирает простой народ и желает ему только зла. несамостоятельная и не приспособленная к реальной жизни личность. не способен на какой-либо физический труд и хозяйственную деятельность. без заботы и обслуживания со стороны своих мужиков быстро теряет человеческий облик. жизнь животного кажется ему куда предпочтительней жизни человека.
мужики православное русское крестьянство, обеспечивающее безбедное существование самодура-помещика. хозяйственные люди, которые за считанные дни ликвидировали весь вред, нанесённый барином хозяйству. в то же время несамостоятельны и инертны, предпочитают слепо подчиняться начальству, а вместо борьбы с несправедливостью обращаться за помощью к богу.

Тематика книги «Дикий помещик» до сир не кажется нам архаичной. Все основные темы актуальны до сих пор:

Проблемы

Проблематика сказки «Дикий помещик» — порождение государственной системы в России того периода. Чиновники решали личные, а не общественные проблемы, поэтому простой народ был предоставлен сам себе и своим мучителям (если раздел нуждается в дополнении, напишите об этом Многомудрому Литрекону):

Смысл

Салтыков-Щедрин в своей сказке показал нам два главных сословия, существовавших в Российской империи в его время. Основная идея сказки «Дикий помещик» и главная беда России в том, что без крестьянина дворянин одичает и потеряет человеческий облик. Власть избаловала помещиков, и со временем стали очевидны последствия вырождения дворянских родов. Потомки знатных людей, наследующие их титул и состояние, становятся глупыми паразитами, которые не приносят стране пользы, а лишь растрачивают ее богатство.

С одной стороны, мы видим помещиков-дворян – избалованных, невежественных и бесполезных паразитов, уверенных с собственном превосходстве над окружающими, наделёнными, однако, огромной властью и верой в то, что их власть вечна и нерушима.

Мужики помещика олицетворяют собой все русское крестьянство, которое наделено умом и талантами, но вынуждено влачить рабское существование из-за собственной инертности и неспособности осознать свои интересы и бороться за них.

Главная мысль автора сказки «Дикий помещик» заключается в том, что кабальная зависимость крестьян от дворян вредит обеим сторонам: если простые люди превращаются в отупевших рабов и проводят жизнь во мраке невежества, то аристократы тоже деградируют и становятся вредителями для собственной стране.

Чему учит?

На примере помещика Салтыков-Щедрин осуждает невежество, грубость и самодурство. Писатель отстаивает идею равенства, считая, что не происхождение или чин определяют человека, но его собственные умения и реальные достижения. Мораль сказки приближает нас к идеалу петровских времен, когда простой человек мог достичь успеха и высокого статуса трудом и знаниями.

Писатель хвалит хозяйственность и трудолюбие простого народа. Он пытается донеси до читателя мысль о том, как важно уважать самого себя, осознавать свои интересы, а не слепо подчиняться государственной машине. Человек, который не борется за свои права, а просто плывёт по течению, так и останется бесправным рабом. Таков вывод из произведения «Дикий помещик».

Средства выразительности

М.Е. Салтыков-Щедрин построил всю сказку на гиперболе и абсурде. Так, помещик сдружился с медведем, оброс и стал жить в лесу, словно дикий зверь. Конечно, писатель утрировал, и на самом деле такого быть не могло, но жанр книги давал ему большой простор для фантазии.

Еще одним важным художественным приемом является антитеза: крестьяне трудолюбивы, добры и скромны, а вот помещик ленив, зол и высокомерен, хоть гордиться ему абсолютно нечем.

Читайте также:  Сказка про храброго зайца длинные уши косые глаза короткий хвост краткое содержание 2 класс

художественные средства в сказке «Дикий помещик»

Критика

Современники встретили «Дикого помещика» также тепло, как прочие произведения Салтыкова-Щедрина, вышедшие в этот же период. Уже при жизни писатель стоял на одном уровне с таким классиком, как Тургенев.

В наши дни сатира Салтыкова-Щедрина позволяет нам понять, как мыслила и чем жила русская интеллигенция середины девятнадцатого века.

Источник

«Дикий помещик»: краткое содержание и анализ сказки Салтыкова-Щедрина

«Дикий помещик» — сатирическая сказка Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. Входит в цикл «сказки для детей изрядного возраста», в котором автор иносказательно обличает и высмеивает порядки крепостнической России XIX века.

Кто такой помещик

Кратчайшее содержание

Глупый помещик жаловался Богу, что в его владениях развелось слишком много мужиков. В один день крестьяне вдруг исчезли. Помещик поначалу обрадовался чистому воздуху и мечтал, как будет вести хозяйство сам. Но без слуг быстро одичал: зарос шерстью, отрастил когти и забыл человеческую речь. Пропитание дикий помещик добывал охотой: мог съесть зайца прямо со шкурой.

Власти забили тревогу, когда от крестьян перестали поступать налоги. К счастью, тут с неба вновь упали мужики, и уезд заселили ими. А помещика изловили, отмыли и поручили слуге. С тех пор он живет смирно, но с тоской вспоминает вольную жизнь в лесах и мычит.

Подробное изложение

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик — князь Урус-Кучум-Кильдибаев. У него было много крестьян и земли. Помещик был глупый и жаловался Богу: «Очень уж много развелось в нашем царстве мужика!» Господь, однако, недалекого князя не слушал.

Хозяин стал изводить своих мужиков штрафами и придирками. Тогда взмолились уже крестьяне: «Господи! Легче нам пропасть и с детьми с малыми, нежели всю жизнь так маяться!» И случилось чудо: поднялся ветер, и все крестьяне во владениях помещика исчезли.

Помещик обрадовался, каким чистым стал воздух без простолюдинов: «Теперь-то я понежу свое тело белое, тело белое, рыхлое, рассыпчатое!» Стал жить-поживать, захотел завести театр и позвал актера Садовского. Тот приехал вместе с актерками, но увидал, что некому ни занавес поднять, ни принести умыться — и тут же уехал, назвав помещика глупым.

Тогда позвал помещик в гости четырех соседей-генералов. Те сначала радовались, что во владениях князя нет «холопьего запаху». Но оказалось, что у хозяина нет даже еды, кроме леденцов и пряников. «Однако, брат, глупый же ты помещик!» — заявили гости и тоже уехали.

Но помещик не сдавался:

— Посмотрим, — говорит, — господа либералы, кто кого одолеет! Докажу я вам, что́ может сделать истинная твердость души!

Он стал мечтать, как закажет из Англии паровые машины и будет со всем управляться без крестьян: разведет сад, коров, станет продавать огромную клубнику. А ночью помещику снилось, как за эту твердость его сделали министром, а он шлет подчиненным циркуляры: «Быть твердым и не взирать!»

Затем к помещику приехал капитан-исправник, глава уездной полиции. Он возмутился, что крестьяне исчезли и перестали платить подати, а на базаре «ни куска мяса, ни фунта хлеба». И назвал его дураком.

Тем временем дорожки в помещичьем саду заросли, в парке стали выть дикие звери. По привычке помещик звал слугу: «Сенька!» Но никого не было. Однажды он даже заплакал.

Но чтение газеты «Весть» укрепляло его дух. Князь решил не сдаваться и вскоре совсем одичал. Оброс шерстью, а «ногти у него сделались, как железные». Ходил все больше на четвереньках. Говорить перестал, зато научился издавать звериный победный клик. Охотился он, выслеживая добычу с вершины дерева: одним прыжком настигнет зайца, разорвет когтями да и съест вместе со шкурой.

Он даже подружился с медведем, но и тот считал барина глупым: мужиков-то было есть удобнее, чем помещиков.

Капитан-исправник же все больше беспокоился. Губернское начальство жаловалось, что подати не поступают. А самого капитана-исправника чуть не задрал таинственный человек-медведь. Тогда чиновники постановили: крестьян изловить и вернуть на место, а глупому помещику внушить, чтобы прекратил выкрутасы.

Так и сделали. Собрали пролетавший мимо рой мужиков, и на базаре снова появились мука, мясо и живность. В казну пошли подати. Помещика тоже изловили, хотя и с большим трудом. Его высморкали, вымыли и обстригли ногти. Капитан-исправник сделал ему внушение, отобрал газету «Весть» и уехал, поручив помещика надзору слуги Сеньки.

Он жив и доныне. Раскладывает гранпасьянс, тоскует по прежней своей жизни в лесах, умывается лишь по принуждению и по временам мычит.

Анализ сказки «Дикий помещик»

Высмеивается и реакция властей на исчезновение крестьян. Чиновников беспокоит не судьба пропавших людей, а отсутствие податей и товаров на базаре. Когда эту проблему удается решить за счет упавших с неба мужиков, дела снова идут на лад. «И откуда вы, шельмы, берете!» — удивляется казначей обилию поступивших податей.

Источник

Что высмеивает Салтыков-Щедрин в сказке «Дикий помещик»?

В сказке Дикий помещик автор высмеивает тупость и глупость главного героя, а если быть точнее Уруса‑Кучума‑Кильдибаева. Автор довел его мозг до полного отупления. Автор высмеивает его больной характер, который сравним только с шизофреником. Его жадность и пороки показаны автором открыто. Даже своей скотине на водопое он жалеет воды и орет «Моя вода», ходит курица по земле, он орет «Моя земля». Помимо этого автор высмеивает в помещике его гордыню. Помещик считает себя неким божеством. Эгоизм помещика показан в сказке очень крупным планом. Помещику не дано даже задуматься о том, что живет он за счет других. Так в конце концов благодаря своей глупости он остается один и тут начинается самое интересное. Отсюда и пошло название сказки, помещик попросту от своей неумелости и несамостоятельности попросту дичает.

Читайте также:  Ночь перед рождеством элементы сказки

Если попытаться определить смысл сказки про Дикого помещика, то нужно сначала понять, что это поучительное произведение показывает что может стать с теми людьми, которые в силу своей неумности отрицают зависимость людей между собой.

Помещик решивши избавится от крестьян, подумал, что в состоянии сам справится и обустроить свое нормальное существование, но увы он деградировал и превратился в звероподобное существо.

Автором в этой сказке едко высмеивается незнание реального положения во взаимоотношениях господствующего класса с крестьянством и большую зависимость его, от труда простых людей, которые и обеспечивают ту комфортную жизнь, к которой привыкли «господа».

Автор высмеивает такие человеческие пороки, как невежество, лень, лицемерие, ханжество и мн. др., все то, что мешает нормальной человеческой жизни.

«Дикий помещик» какие пороки обличает писатель?

В сказке, в которой Салтыков-Щедрин описал жизнь помещика без крестьян, с помощью гротескных образов осуждает такие пороки, как косность, жадность, духовная нищета, лень.

Дикость помещика описана до таких масштабов, что выходит за реальность.

Помещик одичал, конечно, не от самого отсутствия крестьян, при желании он мог справиться и жить один. Но в сказке мы видим, что его отстраненность от мужицкого сословия привела к тому, что он потерял не только духовные, но по сути и физические связи с человеческой природой, буквально превратившись в полуживотное. И такое состояние у него продолжалось до тех пор, пока его не вернули к крестьянам (а не наоборот, думаю, что так лучше сказать).

Знаете, если говрить по большому счёту, то в сказке «Дикий помещик» Салтыков-Щедрин высмеивает всё крепостное право о нравы, которые бытуют в помещичьей среде и в помещичьем сословии, которое привыкло жить в праздности за счёт своих крестян, которые доставались им (помещикам) как правило, по наследству, то есть даром, ни за что.

А когда исчезает мужик, то есть исчезают крепостные, то помещик оказывается фактически никчемным, жадным до алчности и наполовину безумным человеком.

В этой сказке Салтыкова-Щедрина рассказывается о том, как помещик мечтал избавиться от мужиков-крестьян. Он думал, что с их исчезновением его жизнь станет только лучше. Однако он ошибся. Тут высмеивается такой порок людской как паразитирование. Общество можно сравнить с ульем, где одни пчелы работают, а другие живут за счет первых как трутни совершенно не напрягаясь и считая что так и должно быть, но при этом еще и пытаются напакостить работягам за чей счет живут. Когда у помещика исчезли все крестьяне, то первые дни он только был счастлив, а потом у него начались проблемы. От него не только отвернулись знакомые и соседи, но еще и он сам стал как диким зверем. Все таки нужно и себя обеспечивать уметь, и при этом думать своей головой, а не чужой, ну или хотя бы не пакостить тем, за чей счет кормишься.

Сказка эта, как и многие произведения Салтыкова-Щедрина, весьма поучительна. В ней смешно и остро рассказывается о помещике, который сам просил Творца избавить его от мужицкого присутствия, а вот неожиданное на самом деле исчезновение крепостных, приносит ему массу проблем.

Основная идея сказки «Коняга» является социальное неравенство в обществе. Примером в данном случае выступает забитый и усталый конь, которому не видать светлого будущего. В его перспективе это выспаться и покушать вечером. Следующий день начнется опять с неравного боя между работягой и зажиточным классом.

Автор сравнивает Конягу и обычного крестьянина, который так же с утра до ночи трудится на благо своей семьи и семьи богатого помещика. Автор подробно описывает просторы полей, то есть не вспаханные земли, которые придется окучивать на благо хозяев этих земель. И в награду тебе самая малая доля, чтобы для собственного выживания ты пришел еще раз. А не придешь, так на твое место других найдут.

В сказке показан пример высших сословий общества. Это конь по имени Свистопляс, который живет в стойле, кушает овес и пьет чистую воду. В них выступают помещики, чиновники и другие богатые слои населения, которым невдомек, как тяжело дается каждый день работать и не получать почти ничего.

По сути говоря рассказ нам показывает картину, как из-за жажды получения легкой наживы человек подвергает других более слабых и необразованных на тяжелую жизнь. А частенько тяжелая жизнь выходит в стадию тяжелой, а иногда трагичной судьбы.

Здесь можно прочитать краткое содержание сказки.

Здесь можно прочитать главную мысль сказки.

У меня сказка Салтыкова-Щедрина «Как мужик генералов прокормил» вызывает все что угодно, кроме сочувствия. Ну некому сочувствовать в этой сказке. Глупо и смешно сочувствовать генералам, которые оказавшись на необитаемом острове не могли сами себя прокормить. Также не интересно сочувствовать мужику, что нашлись на его шею прихлебатели. Человек сам выбирает свою судьбу, тем более на необитаемом острове, а раз позволил себе на шею сесть, значит того и заслуживаешь.

А вообще, этот рассказ конечно сатира, и как сатира он вызывает гнев и негодование по поводу угнетения мужика, крестьянства различными генералами-помещикам­ и. Вызывает он и осуждение крепостного строя, угнетения человека человеком.

Ну и грусть тут конечно есть. Грустно видеть как умелый и работящий мужик все равно остается в кабале генералов, не умеющих даже яблоко с дерева сорвать.

Эту сказку мы изучали в школе на уроке литературы, поэтому цитата отложилась в уме. В сказке критикуется малодушие и трусость.

Мать и отец рыбки умерли своей смертью и этому же учили своего сынишку. А он был умный малый, запомнил советы хорошо и прожил в вечном страхе за свою шкуру.

Сказка носит название » Премудрый пескарь».

Источник

Поделиться с друзьями
Детский развивающий портал