Что высмеивает крылов в басне чиж и голубь

Басня Крылова Чиж и голубь

Чиж и голубь рисунок

Читать текст басни онлайн Чиж и голубь

Чижа захлопнула злодейка-западня:
Бедняжка в ней и рвался и метался,
А Голубь молодой над ним же издевался.

Ан, смотришь, тут же сам запутался в силок.
И дело!
Вперед чужой беде не смейся, Голубок.

Мораль басни Ивана Крылова Чиж и голубь

Вперед чужой беде не смейся, Голубок.

Мораль своими словами, главная мысль и смысл басни Чиж и голубь

Над чужой бедой смеяться нельзя, и не надо быть самонадеянным. А если видишь, что кому-то нужна помощь, то по возможности нужно протянуть руку помощию

Анализ басни Чиж и голубь, герои басни

Совершенно верно мнение, что произведения Крылова несут в себе много смыла и ни одно из них не написано просто так, для развлечения. «Чиж и голубь» тоже является басней с глубоким смыслом, а каким, давайте разбираться.

Мораль тут тоже не очень сложна. Ни один человек не должен смеяться над неудачами другого человека. Никто не застрахован от такого же стечения событий. Данное произведение не самое сложное для анализа. Так сделано специально, чтобы даже ребенок понял его смысл. Но у людей возникают в мыслях и другие смыслы этой басни, которая была создана Крыловым. Люди по природе своей всегда себя с кем-то сравнивают. Восточные мудрецы постоянно говорят о том, что действенно только соревнование с самим собой, но никто не слышит их речей, потому что человек слишком занят соревнованиями со своими ближними. Выходит, зависть у человека в крови, а с завистью всегда рядом идет и злорадство. Поэтому и голубь из произведения Крылова, увидев, что другая птица в опасности, начинает примерять ситуацию на себя, думает, что он аккуратен и с ним такого не может произойти, да потом еще и всячески задевает чижа колкими словами.

Если человеку не удается победить в себе такие чувства, то он должен хотя бы не распыляться о них, держать их в себе. А уж несчастным людям, которые попали в плохую ситуацию, совсем не надо ничего говорить, что может их еще больше расстроить. Это просто правила элементарной вежливости. А глупому голубю просто не хватило ума и воспитания, чтобы не выглядеть невеждой.

Краткое содержание

Сюжет произведения в том, что чиж угодил в силки, не может из них выбраться. Это видит голубь, который смеётся над несчастной птицей и говорит, что с ним такого бы не произошло. И что же все таки случается с самоуверенным голубем? Он не видит ловушки перед собой, и его ловят и сажают в клетку. В принципе, по сюжету это очень незамысловатое произведение.

Слушать Басню Ивана Крылова Чиж и голубь

Смотреть презентацию для урока литературы

Несколько интересных Басен

Текст и анализ басни Лев и его двор

Текст и анализ басни Путник и Судьба

Поехал мужик в город за овсом для лошади. Только что выехал из деревни, лошадь стала заворачивать назад к дому

Источник

Басня Крылова «Чиж и голубь»: какая главная мысль?

Басня Крылова «Чиж и голубь» имеет неукоснительную мысль, что нельзя никогда смеяться над чужим горем, ибо опасности вокруг, и никто не знает когда внезапно попадет в силки. Так Чиж попался днем в западню, а голубь издевался над ним и тоже угодил в силок. И Крылов выдвигает очень интересную мораль:

Конечно, здесь главные герои Лисица и Осел, но опосредствованно также Лев. Главная мысль произведения в том, что тот, кто когда-то был великим авторитетом, в случае потери своей силы и мощи, может быть презрительным для всех. и все, кто вчера преклонялись перед ним, сегодня могут лягнуть его, как тугодумный Осел из басни рискнул лягнуть своего бывшего мощного властелина Льва.

Дело в том что Осел был на приеме Льва и досадует на то, что он стал хилым и поэтому никто из зверей не боится его. Хитрая Лиса хочет узнать, а сам Осел уважает постаревшего Льва, но тот говорит, что лягнул его, чтоб он знал, Осел тоже что-то представляет из себя.

Мораль этой басни великий баснописец приводит в самом начале, и эта мораль стала крылатым выражением и часто употребляется в речи:

Басня Толстого «Курица и золотые яйца» рассказывается о том, что у одного мужика курица несла золотые яйца. Он в надежде получить сразу все золото, которое в ней содержалось зарубил её и остался ни с чем. Внутри неё никакого золота не оказалось.

Басня учит довольствоваться тем, что есть и не рубить сук, на котором сидищь. Ещё она учит быть умнее и подумать сто раз прежде чем что-то сделать. А ещё она учит заботиться о том, что тебе приносит прибыль, а не пытаться сразу выжать все соки. Она учит уметь подождать, а не сразу получить все, иначе можно остаться ни с чем.

Басня Льва Николаевича Толстого «Хозяин и петух» рассказывает, как петух хотел порадовать своим пением хозяина. Но не учел, что хозяин сильно устал и заснул, чтобы немного отдохнуть.

К тому же, то, что петух считал красивым пением, хозяину показалось просто громким криком. И он прогнал петуха граблями.

Источник

Урок по чтению на тему: И.Крылов «Чиж и голубь»

специалист в области арт-терапии

ТЕМА УРОКА: И.А. Крылов «Чиж и голубь»

Цель урока : Познакомить с творчеством поэта И.А. Крылова на примере басни «Чиж и голубь ». Способствовать формированию умения эмоционально воспринимать художественный текст, красоту поэтического слова; развитию умения находить в басне главную мысль;

Учить читать изученную басню выразительно, интонационно окрашено, соблюдая знаки препинания;

Ознакомить со значением новых слов, словосочетаний;

Корригировать внимание, память, речь, зрительное и слуховое восприятие.

Воспитывать чувство сопереживания, интерес к предмету, мотивацию к учению.

1. Проявлять положительное отношение к урокам чтения, к учебе, к школе.

2.Формировать наблюдательность и фантазию.

1.Организовывать свое рабочее место под руководством учителя;

2.Определять цель выполнения заданий на уроке под руководством учителя;

3.Определять план выполнения заданий на уроках под руководством учителя;

1.Отвечать на вопросы учителя;

2.Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие;

3.Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков;

Читайте также:  Вечерняя сказка для малышей

4. Работать с текстом; определять тему.

1.Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях;

2.Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;

3.Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить;

4.Слушать и понимать речь других;

Тип урока: комбинированный

Формы работы: фронтальная

Методы : словесный, наглядный

Оборудование: наглядный материал, презентация

Добрый день и добрый час, очень рада видеть вас.

С добрым утром, начат день.

Первым делом гоним лень.

На уроке не зеваем, а работаем, читаем.

II. Актуализация опорных знаний.

Сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости. Давайте повернемся к ним и поприветствуем.

Ребята, какая сегодня погода солнечная или пасмурная? Осеннее солнышко светит, но не греет. Ребята, что это? (солнышко). А чего ему не хватает? (лучиков). Если мы с вами рассветим наше солнце лучами, то, наверное, и погода улучшится и настроение и у нас и у наших гостей станет веселее. Постараемся? Но для этого нужно быть какими? (внимательными, старательными).

Чтобы наши язычки проснулись и хорошо работали, давайте проведем

Послушайте. Что я прочитаю?

Ребята, что я прочитала? (пословицу или скороговорку?)

Докажи. (Прочитали ее быстро и у скороговорки есть рифма).

Теперь прочитаем эту скороговорку шепотом и медленно, еще раз.

Теперь медленно, но с голосом(вместе). Быстрее, еще быстрее, еще раз более быстро.

Как вы понимаете, кто такой лодырь? Что такое «отговорка»? (Это когда человек пытается от чего-то отказаться, я тут не причем… )

Молодцы! Справились! (прикрепляем лучик)

Б) Чтобы мы с вами текст читали красиво, правильно, выразительно, проведем минутку выразительности.

Я вам прочитаю сейчас предложение, вы должны подумать и поставить в конце тот знак препинания, который просит мой голос.

Нам задали на дом уроки.

Докажи. Как я сказала?(спокойно)….

Получилась у нас минутка выразительности? (прикрепим 2 лучик)

Итак, раз вам задали на дом уроки, мы их проверим.

А) Посмотрите на следующий слайд, там написаны пословицы. Давайте их прочитаем и выясним, о чем они?

1. Красив тот, кто поступает красиво. ( Например: помощь маме, бабушке, другу…)

– Итак, о чем все эти пословицы? (о хороших и плохих поступках людей)

Ребята, а какой раздел мы сейчас изучаем? («Будем делать хорошо и не будем – плохо»).

Б)Работа с учебником.

Откройте учебник на стр. 33. Как называется произведение? ( «Не моё дело!») Какой жанр у данного произведения? (Сказка.) Какой народ сочинил эту сказку? ( Китайский. ) Что было задано на дом? (Читать сказку «Не мое дело!» и отвечать на вопросы по содержанию).

Прежде чем мы приступим к чтению, давайте выполним упражнение, помогающее расширить поле зрения. Посмотрите на доску:

Ребята, а вы заметили, где встречались нам прочитанные слова? ( в сказке)

— Чтение текста учащимися.

Беседа по прочитанному. Работа с текстом. (прикрепляем лучик).

Молодцы! Положите закладку, закройте учебники.

IV . Определение темы и целей урока.

Подготовка к восприятию произведения

Работа по карточкам:

Задания разноуровневые : поднимите руку те, у кого карточка вот такая?

(учитель показывает). Ваша задача зачеркнуть карандашом все повторяющиеся буквы и попытаться прочитать

слово из оставшихся букв : ААКААРЫААЛААОААВААА (Крылов)

Поднимите руку те, у кого карточка такая? (учитель показывает)

Ваша задача прочитать предложение, в котором все слова написаны слитно, и правильно разделить его на слова вертикальной чертой.

А) Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством поэта, баснописца И.А. Крылова

Ребята, кто такие поэты? А кто знает, что такое басня?

Басня – это небольшое произведение с нравоучительным содержанием.

И.А. Крылов очень много писал басней о животных для детей. Например: «Стрекоза и муравей», «Слон и моська», «Свинья под дубом». И сегодня мы познакомимся с одной из его басней, а о ком она, вы узнаете, если отгадаете загадки:

Он живёт в лесу на ёлке

Воробью он брат, малыш.

Он поёт красиво, звонко,

( Ч…ж)
(Чиж – маленькая птичка желтовато-зелёного цвета, длиной 12 см. Встречается в плодовых садах и парках.

Эта птица-символ мира,

Чердаки ее квартира,

Он воркует, не поет,

Бодро семечки клюет. (Голубь)

Голубь – птица плотного сложения, с короткими ногами и маленькой головой. Обладает способностью находить дорогу домой. Часто можно встретить в городе.

Б) Давайте рассмотрим иллюстрацию учебника и попробуем предположить, о чем же будет эта басня?

( о том, что чиж попался в клетку)

В) Посмотрите, на доске я написала опорные слова, давайте попробуем сформулировать цели урока:

Мы познакомимся с… ( новым произведением, басней,…)

Мы узнаем …( о повадках птиц; о том, как нельзя себя вести, по отношению к другим)

Мы научимся …(выразительно читать басню)…

Мы сможем поразмышлять …(о том, как же себя вести, что делать, если кто-то попал в беду)

Г) Работа над содержанием текста.

А сейчас я предлагаю вам послушать это стихотворение в исполнении артиста театра (слайд). (Первичное чтение произведения)

— Понравилось стихотворение? Выразите свое мнение о произведении одним словом.

Были ли непонятные вам слова?

-(При необходимости учитель читает еще раз):

– Объясните значение слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы.

Западня – ловушка для ловли птиц и животных.

V . Музыкальная физ.минутка

« На шагающих утят быть похожими хотят,
Быть похожими хотят не зря, не зря!
Можно хвостик отряхнуть и пуститься в дальний путь,
И пуститься в дальний путь, крича: “кря-кря!”
Ведь природа хороша, и погода хороша!
Нет, не зря поёт душа! Не зря, не зря!
Даже толстый бегемот, неуклюжий бегемот,
От утят не отстаёт! Кричит: “кря-кря!”

Е) Повторное чтение и анализ басни «Чиж и голубь»

А сейчас я предлагаю вам самим в пол голоса прочитать басню.

Как автор относится к беде, которая произошла с чижом?(Он его жалеет) Как он его называет? (бедняжкой.). Что произошло с голубем?(он злорадствовал над бедой чижа и сам угодил в ловушку)

– Кто понял, чему учит это произведение? (Не радоваться чужой беде, не злорадствовать.)

— А у нас бывают такие случаи в классе, когда кто-то из вас смеется над неудачей друзей? Хорошо это?

Ё) Работа над выразительным чтением.

Ребята, а как вы думаете, с какой интонацией надо читать строки о том, как чиж попал в западню? (С сожалением, с грустью). А как мы будем читать строки, в которых голубь злорадствует над бедой чижа? ( С издевкой, злорадством, хвастовством)

И заключающие слова автора мы будем читать утвердительно, с нравоучением.

(Чтение учащимися басни вслух.)

Какие слова вы назвали бы главными в басне?

(Вперед чужой беде не смейся.)

Давайте еще раз обратимся к пословицам, которые мы разбирали и подумаем, какая из них подходит к басне «Чиж и голубь?» (Хвастовство само себя наказывает)

• Подготовить выразительное чтение басни.

• Выполнить задание на развитие концентрации внимания и распределение внимания «Корректурная проба»

• По желанию: выучить наизусть, нарисовать иллюстрацию к наиболее понравившемуся фрагменту.

– С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор? Понравилось ли вам произведение? О чем заставляет задуматься? (о том, что злорадство не лучшее качество)

Читайте также:  Как пишется слово герб во множественном числе именительного падежа

Мы познакомились с… (с творчеством Ивана Андреевича Крылова…)

Мы узнали …( новые слова, узнали о том, как нельзя себя вести по отношению к другим)

Мы научились …(читать произведение выразительно, с интонацией …)

Посмотрите, наше солнышко ярко светит, а это значит, что мы с вами справились со всеми заданиями.

Источник

Крылов. Басня: Чиж и голубь. Как написать краткое содержание басни?

В своей басне И.А.Крылов рассказывает о том, как чиж угодил в силки и не смог оттуда выбраться.

Беду чижа видит голубь, который начинает смеяться над несчастной птицей.

Голубь смеясь над чижом сам не замечает ловушки и попадает в неё.

Смеётся тот, кто смеётся последним.

Басня Крылова «Чиж и голубь» написана в стихотворной форме, так же как и другие произведения баснописца. Он совсем небольшая по своему содержанию.

Краткое содержание басни «Чиж и голубь» Крылова для читательского дневника:

Мораль басни «Чиж и голубь» в том, что не нужно смеяться над чужой бедой. Мы всегда можем разделить его участь.

Написать краткое содержание басни Крылова «Чиж и голубь» можно например так:

Чиж попадает в западню.

Бедный чиж мечется и рвется на волю.

Голубь смеется над чижом.

Ему кажется смешным, что тот попался среди бела дня.

Голубь уверен, что с ним такого бы не случилось.

Но тут голубь и сам попадет в силок.

Далее автор приводит мораль басни:

Если совсем кратко написать содержание этой басни, то можно уложиться в одно предложение:

Голубь смеется над попавшим в западню чижом, но и сам оказывается пойманным.

Краткое содержание басни Крылова «Чиж и голубь», где главными героями являются две птицы, может быть таким:

Вот такая короткая и очень поучительная история. Такие ситуации постоянно происходят с людьми в реальной жизни. нужно работать над своим характером, своими качествами, быть добрым и отзывчивым.

Взаимная помощь, взаимовыручка и поддержка могли бы спасти обеих птиц. Это важно понимать. эгоизм ни к чему хорошему не приводит.

Ремонт в квартире Сидоровых продолжался уже несколько месяцев. Сперва жена стойко молчала, наблюдая как медленно и постепенно преображалась квартира. Но в какой-то момент ей это надоело: слишком неспешный темп начинал раздражать и утомлять ее. И однажды она сорвалась, наговорив мужу колкостей.

Спокойно выслушав, супруг предложил своей второй половине поменяться ролями: он будет вести хозяйство, а она делать ремонт. Не моргнув глазом жена согласилась. В первые же выходные дела закипели: плитка в ванной был аккуратно снята, а ее место заняла новая. Ванная комната засияла, как и глаза довольной жены.

Прошло два дня. Сперва отвалилась одна плитка, потом другая. Через неделю расстроенная супружница пошла к мужу виниться. Обладающий чувством юмора и любящий классическую литературу супруг процитировал ей эти слова из басни Крылова:

И. спокойно пошел все переделывать.

Басня «Квартет» великого русского баснописца Ивана Крылова о всех тех бесталанных людях, которые не знают, что затевают и для чего. Конечно, эта басня относится не только к музыкантам, она относится и к политическим деятелям типа Хрущева, который хотел сыграть на кукурузе, да опозорился на весь мир, это о тех писателях, которые хотят своим пустым звучанием удивить мир, но в их произведениях нет ни логики, ни содержания, ни нормального знания современной жизни. Басня именно животрепещуща в наше время, когда появилось столько случайных людей во всех сферах жизни, не только искусства, и они каждый на свой лад, хотят что-то доказать, но это что-то превращаются в хаотическое песнопение крыловского «квартета». А концовка «Квартета» вообще стала крылатым словом, которые мы так часто употребляем, это слова истинного певца Соловья:

В басне «Зеркало и Обезьяна» изображение в зеркале показалось героине настолько уродливым и смешным, что не переставала над ним потешаться и даже позвала Мишку, чтобы тот разделил с ней ее веселье. Так что можно сказать, что изображение в зеркале очень понравилось Мартышке, вот только не красотой, а уродством.

Мартышка конечно же не признала в этом отражении сама себя, иначе она не стала бы так потешаться над собственном изображением, а задумалась над тем, что же можно кардинально изменить в своем имидже и поведении, чтобы другие не любовались на ее рожу, не смотрели на ее ужимки и не возмущались ее прыжками.

Догадаться, угадать правильный ответ тут невозможно, сюжет любой из этих четырех басен мог быть заимствованным у великого Лафонтена. Но, оказывается, что сюжеты басен, названных в вариантах ответов под буквами А, С и D, придуманы самим Крыловым.

Источник

Урок литературного чтения, 3 класс. Крылов «Чиж и Голубь»

Конспект урока литературного чтения «И.А. Крылов «Чиж и Голубь»» в 3 классе. УМК «Перспектива»

Учебник Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого «Литературное чтение. 3 класс». М.: Просвещение

Цели: познакомить с басней И.А. Крылова «Чиж и Голубь»; учить читать басню по ролям, различать речь автора и героев басни; развивать творческие способности, навыки беглого чтения.

Планируемые результаты: предметные: прогнозировать содержание произведения, знать специфические особенности жанра басни, оценивать поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения морали; метапредметные: формулировать учебные задачи урока, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке, осмыслять нравственные уроки, которые дает басня; личностные: проявлять интерес к произведениям И.А. Крылова.

Оборудование: портрет И.А. Крылова, картина с изображением памятника И.А. Крылову, его книги, аудиозапись басни «Чиж и Голубь», карточки с текстом речевой разминки и заданиями.

Предварительная подготовка: учащиеся заранее готовят сообщения о чиже и голубе.

Ход урока

|. Организационный момент

II. Речевая разминка

Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

— Прочитайте медленно. Откуда эти строчки? (Из басни «Ворона и Лисица».)

— Прочитайте с ускорением (замедляя темп; скороговоркой; выразительно).

— Какие еще басни помните?

III. Проверка домашнего задания

(Чтение басни наизусть.)

IV. Сообщение темы и постановка целей урока

— Что вы узнали об Иване Андреевиче из прошлого урока? (Дети вспоминают.)

— Рассмотрите памятник И.А. Крылову. Что вы видите? (Высказывания учеников.)

(Рассказ учителя о памятнике И.А. Крылову. См. материал для учителя.)

V. Физкультминутка

VI. Работа по теме урока

— Прочитайте на с. 49 учебника название басни.

— Как вы думаете, о чем пойдет в ней речь?

— Прежде чем читать ее, вспомним, что знаем об этих птицах. (Рассказывают заранее подготовленные учащиеся.)

Чиж — один из видов певчих птиц. Длина тела составляет около 12 см, масса 12—14 г. Общая окраска зеленовато-желтого или оливково-зеленого цвета. Клюв серый. Летом живет парами; к осени собирается в стаи. Зимой откочевывает на небольшие расстояния, особенно по долинам Рек с зарослями лиственных деревьев. Осенний пролет чижа начинается в конце сентября, но часть чижей не улетает на зиму не только в Средней, но даже в Северной России, если встречает незамерзающие ручьи или речки. Питается насекомыми и семенами хвойных и лиственных Деревьев; осенью любимую пищу чижа составляют семена березы и ольхи.

Читайте также:  Вопросы к сказке изумрудный город

Голубь — широко распространенная птица семейства голубиных, родиной которой считаются Южная Европа, Юго-Западная Азия и Северная Африка. Еще в глубокой древности эти птицы были приручены человеком, в результате были выведены так называемые домашние голуби. Живут везде, способны возвращаться к своему гнезду, как бы далеко от него ни оказались. Приручен дикий голубь более 5 тыс. лет назад. По количеству пород, разводимых в различных странах мира, голуби превосходят любую домашнюю птицу — их свыше 800. Разыскивая свой корм на земле, голуби бегают много и усердно, они ловки и выносливы. Питаются эти птицы разнообразной растительной пищей: семенами, ягодами, зелеными побегами и т. п.

(Чтение басни учителем или прослушивание аудиозаписи.)

— Оправдались ли наши предположения, о чем будет басня?

— Понравилась вам басня? Чем?

— Все ли было понятно в ней?

Раньше птиц отлавливали с помощью специальных клеток, в которых находился корм-приманка. Клетка захлопывалась, как только в ней оказывалась неосторожная птичка. Она попадала в западню. Или же ловили силками, петлями (сделанными из волос конского хвоста). Их закрепляли в траве, на земле. Когда птица ступала в такую петлю лапкой, то силок затягивался.

(Чтение басни учащимися.)

— Какая беда случилась с Чижом? (Чиж попал в западню.)

— Как чувствовал себя пойманный Чиж? (Он метался и пытался освободиться.)

— Как вел себя молодой Голубь? (Голубь над ним издевался и смеялся.)

— Что произошло с Голубем? (Голубь запутался в силке.)

— Кого поддерживает автор — Чижа или Голубя? (Автор поддерживает Чижа.)

— Почему автор не сочувствует Голубю? (Не нужно смеяться над чужой бедой.)

— Согласны ли вы с ним?

— Какие недостатки высмеивает автор? (Он высмеивает злорадство.)

— Какие слова басни стали крылатыми? (Вперед чужой беде не смейся, Голубок!)

— Приготовьтесь читать выразительно.

— Прочитайте басню в лицах.

(Выразительное чтение басни в лицах.)

— Есть ли в басне основная мысль, нравоучение, наставление. Найдите эти строки и выпишите в «Творческую тетрадь»-

VII. Рефлексия

— Выберите и продолжите любое предложение.

• На сегодняшнем уроке я узнал.

• На этом уроке я похвалил бы себя за.

• После урока мне захотелось.

VIII. Подведение итогов урока

— Чем мы занимались на уроке?

— Кто такой И.А. Крылов?

— Вам захотелось посмотреть на памятник?

— С какой басней вы познакомились?

— Чему учит эта басня?

— Подумайте, в ком легче найти недостатки: в себе или в других?

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение. По желанию — выучить наизусть.

Материал для учителя

Первый российский памятник писателю и его героям

В 1844 г. умер Иван Андреевич Крылов. В России в ту пору ни одного памятника писателю не было. Правительство императора Николая I в деньгах отказало, и тогда решили собрать средства на создание монумента у народа. Два года шел сбор денег.

В конкурсе на создание памятника среди скульпторов победителем был признан Петр Карлович Клодт, автор конных групп на Аничковом мосту в Петербурге.

А где поставить памятник? На какой-либо из городских площадей царь не разрешил. Отклонили также место в сквере у Александрийского театра, где позже воздвигли памятник Екатерине II. В конце концов памятник решили поставить в Летнем саду.

До той поры, если уж и создавались в каких-либо странах памятники поэтам, то принято было их изображать в античных тогах, в торжественных позах. Клодт не стал следовать традиции. У него Крылов сидит в своем обычном сюртуке, держит раскрытую книгу, словно читая ребятишкам свои мудрые басни.

Но дальше задумал скульптор показать и сами эти басни. Точнее, их героев. Вместе с художником Александром Алексеевичем Агиным стали рисовать эскизы и составлять список животных, встречающихся в баснях Крылова: проказница Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка. И так далее. Лепить зверей просто с картинок скульптор не мог. Ему обязательно нужна была натура — живые звери. Зоологического сада, такого, как сейчас, в ту пору в Петербурге не было. Работал лишь небольшой зверинец Зама на Мойке. Что же делать? Пришлось свой домашний зоосад создавать.

Сын скульптора Михаил Петрович Клодт спустя годы вспоминал: «Из царской охоты прислали волка; из Новгородской губернии от дяди — медведя с двумя медвежатами; художник Боголюбов прислал маленькую Равную макаку с острова Мадеры. Отец добавил эти персонажи журавлём, ослом, лисицей и овцой с ягнятами. Все это разношерстное обще- о жило бок о бок не только в клетках; многие свободно расхаживали Мастерской и по комнатам и были дружны между собой, кроме волка, который не мог удержаться, чтобы не охотиться за кошками».

Не меньше хлопот было и с макакой Макаркой. То раскидает по комнате карандаши, то развернет, растеребит тряпки, которыми обычно укутывают только что вылепленную скульптуру, то запустит яблоком в волка, то вцепится в хвост петуху. Понадобилось и для Макарки заказывать ошейник с цепочкой.

Но грозою домашнего зверинца был, как это ни странно, журавль. Расхаживает он на своих длиннущих ногах по двору и все норовит кого-нибудь клювом тюкнуть. И волку от него доставалось, и медведю, но чаще всего огненно-красному красавцу петуху. Журя позировал скульптору для рельефов к басне «Волк и Журавль», а петух — сразу для двух басен: «Петух и Жемчужное зерно» и «Кукушка и Петух».

Журя был и героем барельефа к басне «Лягушки, просящие царя». Лягушек в своем зверинце Клодт не держал. Их приносили мальчишки, лишь бы разрешили посмотреть зверей.

Временно жил вороненок — это для басен «Вороненок» и «Ворона и Лисица». Но уж очень надоедливо кричал. Козла приводила старушка- соседка, тот упирался — чуял волка да медведя. Не держал Петр Карлович и свиней. Их вокруг было много.

Чтобы вылепить слона, скульптору пришлось просить разрешения посещать царский слоновник. Льва и барса Клодт ходил лепить в зверинец Зама. А вот орла — героя басни «Кукушка и Орел» — приносил в зверинец слуга одного украинского помещика, который потом очень гордился: «Мой-то орел куда взлетел! Сам великий Клодт отлил его в бронзе».

Памятник поэту был открыт 12 мая 1855 г.

На пьедестале вокруг Крылова разместились барельефы с героями его басен — все звериное содружество, что долго жило в мастерской скульптора на Васильевском острове.

Когда все работы были закончены, животных передали в зверинец Зама. У скульптора остались только кот, петух и Журя.

Но сегодня вы можете увидеть их всех вместе. Правда, бронзовых. Сделать это не так трудно тем, кто живет в Санкт-Петербурге: нужно только сходить в Летний сад. А остальным читателям надо приехать на берега Невы.

Источник

Поделиться с друзьями
Детский развивающий портал