Что высмеивает басня отец и сыновья

Пороки басни Л.Н. Толстого «Отец и сыновья»

ема басни Толстого «Отец и сыновья» – единение, согласие. Главный герой басни, отец трех сыновей, хотел, чтобы его дети жили дружно. Но сыновья не слушали своего отца. Тогда отец собрал их вместе и велел принести обычный веник.

Отец попросил сыновей сломать этот веник. Сыновья старались это сделать, но у них ничего не получилось. После этого отец разобрал веник на отдельные прутики и предложил сыновьям ломать прутья по отдельности. С этим заданием они справились легко.

Тогда отец сказал сыновьям, что если они будут жить в согласии, действовать сообща, им никакой враг не страшен. А если единства не будет, если сыновья будут действовать врозь, то враги их легко смогут погубить.

Таково краткое содержание басни.

Мораль басни Толстого «Отец и сыновья» состоит в том, что сила людей заключена в их единстве. Если люди будут действовать согласованно, дружно, без ссор, раздоров, им никто не будет страшен. Басня учит не ссориться, жить в мире и согласии.

Басня «Отец и сыновья» остается актуальной и в наше время. Следует понимать, что люди, отказываясь от мира и согласия с другими людьми, могут стать легкой добычей для врагов и недоброжелателей.

В басне Толстого мне понравился наглядный пример с веником, которым отец вразумлял своих непослушных и непонятливых сыновей. Только после того, как сыновья не смогли сломать веник и легко сломали отдельные прутики, они поняли, что не стоит им ссориться, что надо жить в согласии.

Толстый и тонкий. Чехов.
Дамы и господа. Пратчет
Блеск и нищета куртизанок. Бальзак.
Преступление и наказание. Достоевский.

Ответ:

При рождении в биографии Серия Радонежского было получено имя Варфоломей. Отставая в обучении от своих сверстников, Сергий в стал изучать Священное писание. Примерно в 1328 году он вместе с семьей переехал в Радонеж. Там отправился в монастырь, а через некоторое время им была основана церковь Сергия Радонежского во имя Святой Троицы.

Затем он стал игуменом в Богоявленском монастыре, принял имя Сергий. Через несколько лет в этом месте образовался процветающий храм Сергия Радонежского. Даже патриарх восхвалял жизнь монастыря, названного Троице-Сергиевым. Вскоре преподобный Сергий Радонежский стал высокоуважаемым в кругах всех князей: он благословлял их перед битвами, примерял между собой.

Скончался великий игумен 25 сентября 1392 года. За свою биографию Сергей Радонежский основал несколько монастырей, обителей кроме Троице-Сергиевого: Борисоглебский, Благовещенский, Старо-Голутвинский, Георгиевский, Андронникова и Симонова, Высотский.

Сергий Радонежский был назван святым в 1452 году. В произведении «Житие Сергия» Епифания Премудрого утверждается, что за всю биографию Сергия Радонежского было совершено множество чудес, исцелений. Однажды он даже воскресил человека. Перед иконой Сергия Радонежского люди просят о выздоровлении, а 25 сентября, в день смерти, многие верующие отмечают его память.

Источник

Урок литературного чтения на тему «Л.Толстой. Отец и сыновья». 2-й класс

Класс: 2

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель урока: создать условия для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся.

Личностные результаты: приобретают первичные навыки оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

Формы организации познавательной деятельности: работа в группах, в парах, фронтальная, индивидуальная.

Оборудование урока: ЭФУ; интерактивная доска, ноутбуки у каждого ученика, мультимедийная презентация, раздаточный материал, хрестоматия.

Слушают песню и смотрят на экран

Отвечают на вопросы.

Читают в учебнике название и автора: Л.Н.Толстой “Отец и сыновья”

Ставят цели, формулируют тему урока.

Ответы на вопросы

Этап Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
1. Самоопределение к деятельности. Орг. момент

3 мин.

Цель: настроить учащихся на работу, способствовать активизации познавательной деятельности.

— Начинаем урок литературного чтения

“Лесенка успеха” Приложение 1

Подготовка к работе

Выставляют смайлик на лесенке

Л: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

Р: принимают и сохраняют учебную задачу

— Оцените свое настроение, с которым вы пришли на урок.

— Предлагаю вам в начале урока отгадать загадку.

Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная. (Семья.)

Звучит песня “Моя семья”. Слова и музыка Александра Ермолова

СЛАЙД 2 — Как вы поняли, почему девочке было скучно, чего ей не хватало, чтобы почувствовать себя счастливой? Отвечают на вопрос
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

4 мин

Цель: активизировать знания учащихся., определить типичные недостатки.

1. На доске по щелчку появляется высказывание:

— Я хочу начать наш урок со слов известного писателя Л.Н. Толстого, который сказал:

Счастлив тот, кто счастлив у себя дома. /Л.Н. Толстой/

— Как вы понимаете слова Толстого?

— Как вы думаете, о чём мы сегодня будем читать?

— Предлагаю вам вспомнить произведения, которые мы читали в этом разделе, а для этого поработать в группах.

Задание: Прочитать отрывок из произведения, определить автора, название и жанр.

Выполнение заданий, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

1 ученик зачитывает высказывание

Отвечают на вопросы

Один ученик из группы зачитывает задание, другой зачитывает ответ, третий проверяет правильность выполнения на интерактивной доске

К: планируют учебное сотрудничество:

П: выделяют существенную информацию в тексте, строят рассуждения

СЛАЙД 3 Проверка.
3. Постановка учебной задачи.

2 мин

Цель: создать проблемную ситуацию для определения учащимися целей и задач урока

— Сколько карточек осталось не открытыми?

— Прочитайте в учебнике название и автора одного из них.

— Что осталось не открытым?

— Кто догадался, чем мы будем заниматься на уроке?

— Какие задачи поставим?

Р: принимают, понимают и решают учебные задачи урока, планировать свои учебные действия уметь выражать свои мысли (К).
4. Построение проекта выхода из затруднения

5 мин

Цель: организовать деятельность учащихся по исследованию проблемной ситуации.

1. Первичное чтение произведения “Отец и сыновья” учителем.

— Послушайте басню Л. Толстого “Отец и сыновья”. Слушая, подумайте о ком и о чем это произведение?

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.п.) понимают, принимают и сохраняют учебную задачу (Р), воспринимают на слух художественное произведение в исполнении учителя (П), слушают и извлекают нужную информацию (П)

участвуют в коллективном обсуждении прочитанного (К)

2. Работа над текстом.

— О чем это произведение?

— Объясните, почему сыновья ссорились?

— Что тогда отец сказал сыновьям?

— Объясните, почему они не смогли сломать веник, но легко переломали прутья?

Ответы на вопросы

(о том, что надо всегда жить в мире и согласии).

3. Вторичное чтение произведения:

— Откройте электронный учебник на с.83. Прочитайте произведение. Подумайте, к какому жанру относится это произведение?

Жужжащее чтение.
После чтения:

— К какому жанру относится это произведение?

— Докажите, что это басня.

— Скажите, над чем же надо задуматься?

— Прочитайте слова, в которых заключена основная мысль басни?

5. Физминутка для глаз

2 мин

Цель: обеспечить условия для снятия усталости, оказать помощь детям в переключении их деятельности.

СОВРЕМЕННЫЙ УЧИТЕЛЬСКИЙ ПОРТАЛ http://easyen.ru

Выполняют упражнения для глаз
6. Первичное закрепление.

13 мин

Цель: пробудить интерес к перечитыванию текста, потребность в аналитической работе, обеспечить более глубокое целостное восприятие произведения, развитие связной устной речи и логического мышления.

1. Мотивация перечитывания и анализа произведения.

Работа с деформированным текстом.

Приложение 3

Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.

поиск неточностей в тексте

РАБОТА В ПАРАХ

понимают содержание прочитанного, строят рассуждения об объекте (П), осуществляют синтез как составление целого из частей, проводят сравнение (П), принимают, понимают и решают учебные задачи урока (Р), осуществляют контроль своих действий (Р), участвуют в коллективном обсуждении (К).
Л.Н. Толстой.

ОТЕЦ И СЫНОВЬЯ
(Басня)

Отец приказал сыновьям, чтобы жили в мире; они не слушались. Вот он приказал принести веник и говорит: “Сломайте!”

Сколько они ни старались, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту.

Они легко переломали прутья поодиночке.

Отец и говорит: “Так-то и вы: если дружно жить будете, никто вас не победит; а если будете ссориться, да всё врозь — вас всякий легко погубит”.

— Изменился ли смысл текста с другими словами?

— Почему не изменился?

— Зачем нам автор рассказал эту историю?

Один ученик читает текст с карточки, другой проверяет по оригиналу в ЭФУ.

Слова заменены синонимами

2. Работа с пословицей.

ПРОВЕРКА на интерактивной доске.

— Как понимаете смысл?

— Подходит ли эта пословица к нашей басне?

3. Выразительное чтение

Заслушивание 2-3 учеников.

Индивидуальная работа на ноутбуках.

Готовят выразительное чтение с опорой на памятку в ЭФУ

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

5 минут

Цель: организовать деятельность учащихся по применению новых знаний.

1. Автор прочитанного произведения.

2. Что велел принести отец?

3. Назовите синоним слов мир, лад, единодушие.

5. Герои прочитанного произведения.

7. Назовите жанр прочитанного произведения.

РАБОТА В ГРУППАХ

Самостоятельная работа по карточкам.

осуществляют контроль своих действий (Р),

осознают познавательную задачу (П), ориентируются в тексте и в учебнике(П), извлекают нужную информацию (П),

СЛАЙД 5 ПРОВЕРКА. (На экране – ответы на кроссворд)

— Прочитайте слово, которое у вас получилось по горизонтали.

— А что такое легенда?

Осуществляют самопроверку, сравнивая с эталоном.

Высказывают свое мнение.

8. Дополнительное чтение.

6 минут

Цель: развитие познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественного произведения, развитие нравственных качеств, уважения к женщинам.

— Сегодня мы с вами узнаем еще один жанр. А поможет нам произведение Ивана Фёдоровича Панькина “Легенда о матерях”

Слушание аудиозаписи легенды из ЭФУ.

формулируют несложный вывод о прочитанном (П), участвуют в коллективном обсуждении прочитанного (К), вступают в общение, выражают свою точку зрения, слушают другого, соблюдают правила общения (К)
ВОПРОСЫ после прослушивания:

— Какие чувства вызвало прочтение этого произведения?

— Можно ли поступок матерей считать героическим?

— Как же надо относиться к нашим мамам?

— Кто уже может сказать, что такое легенда?

Чтение определения в хрестоматии

— Подтвердились ли ваши предположения?

Слушают аудиозапись и отвечают на вопросы после прослушивания

Читает один ученик вслух, остальные следят по учебнику

9. Рефлексия деятельности(итог )

3 мин

Цель: предоставить возможность детям осознать содержание пройденного, оценить эффективность собственной работы на уроке.

— Какие задачи мы ставили в начале урока? Справились?

Работа со слайдом презентации:

— Что поучительного вы взяли из сегодняшнего урока?

— Оцените свое настроение и свои знания, полученные на уроке.

— Спасибо вам за урок!

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Выставляют смайлики на лесенке

высказывают суждения о значении нравственных качеств (К), обмениваются мнениями с одноклассниками по поводу прочитанных произведений (К)
СЛАЙД 6 Что может быть семьи дороже?

Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
.
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле.
(Тараданова Дарья)

Стихотворение читает заранее подготовленный ученик
10. Домашнее задание.

2 мин

— Дома предлагаю вам выполнить задания по выбору:

— составите текст, в котором расскажете, как любите свою маму, какая она необыкновенная;

— перечитаете “Легенду о матерях” и составите вопросы для одноклассников;

Источник

Чему учит басня толстой отец и сын

2) Суд между помещиками

3) Возвращение Владимира Дубровского домой

5) Суд пришёл, переход Кистениёвки к Троекурову

Одним из первых к теме “маленького человека” обратился Александр Сергеевич Пушкин в повести “Станционный смотритель”. Читатели с особым интересом и вниманием слушают рассказ Белкина, очевидца всех изложенных событий. Из-за особой формы повести — доверительной беседы — читатели проникаются тем настроением, которое нужно автору-рассказчику. Мы сострадаем бедному смотрителю. Верим, что это самый несчастный класс чиновников, которых любой обидит, оскорбит даже без видимой надобности, а просто так, чтобы доказать, главным образом себе, свою значимость или на несколько минут ускорить свое путешествие.
Но сам Вырин привык жить в этом несправедливом мире, приспособил свой нехитрый быт и доволен тем счастьем, которое послано ему в виде дочери. Она его радость, защитница, помощница в делах. Несмотря на довольно юный возраст, Дуня уже вошла в роль хозяйки станции. Она без страха и смущения смиряет гневливых посетителей. Умеет без лишних слов утихомирить самых “петушистых”. Природная красота этой девушки завораживает проезжающих. Увидя Дуню, они забывают, что куда-то спешили, хотели покинуть убогое жилище. И кажется, что так будет всегда: красавица хозяйка, неспешный разговор, бодрый и счастливый смотритель. Эти люди наивны и радушны, как дети. Они верят в доброту, благородство, силу красоты.
Поручик Минский, увидя Дуню, захотел приключений, романтики. Он не представлял, что бедный отец, чиновник четырнадцатого класса, посмеет противостоять ему — гусару, аристократу, богатому человеку. Отправляясь на поиски Дуни, Вырин не представляет себе, что будет делать, как сможет помочь дочери. Он, безмерно любя Дуню, надеется на чудо, и оно происходит. Найти в огромном Санкт-Петербурге Минского — это почти невозможно. Но провидение ведет несчастного отца. Он видит дочь, понимает ее положение — богатой содержанки — и хочет забрать ее. Но Минский гонит его в толчки.
Впервые Вырин понимает всю пропасть, разделяющую его и Минского — богатого аристократа. Старик видит тщетность своих надежд вернуть беглянку.
Что остается бедному отцу, потерявшему в лице дочери опору, смысл жизни? Возвратившись, он пьет, заливая вином свое горе, одиночество, обиду на весь мир. Перед нами теперь уже опустившийся человек, ничем не интересующийся, тяготящийся жизнью — этим бесценным даром.
Но Пушкин не был бы великим, если бы не показал жизнь во всем ее многообразии и развитии. Жизнь намного богаче и изобретательнее литературы, и писатель нам это показал. Опасения Самсона Вырина не оправдались. Дочь его не сделалась несчастною. Вероятно, она стала женой Минского. Посетив могилу отца, Дуня горько плачет. Она понимает, что ускорила кончину отца. Но она не просто сбежала из дома, а была увезена любимым человеком. Вначале плакала, а потом смирилась со своей участью. Да и не самая плохая ее ждала судьба. Мы не осуждаем ее, не Дуня все решала. Писатель также не ищет виноватых. Он просто показывает эпизод из жизни бесправного и бедного станционного смотрителя.
Повесть положила начало созданию в русской литературе своеобразной галереи образов “маленьких людей”. К этой теме обратятся впоследствии Гоголь и Достоевский, Некрасов и Салтыков-Щедрин. Но у истоков этой темы стоял великий Пушкин

Источник

Данная презентация может быть использована на уроке родной русской литературы для учащихся 5 класса или на внеклассном чтении. В ней представлен краткий материал о Л.Н.Толстом, тексты басен и вопросы для анализа произведений.

Л.Н. Толстой по рождению и воспитанию принадлежал к высшей знати.

Басня «Два товарища»

Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего — он упал наземь и притворился мёртвым.

Медведь подошёл к нему и стал нюхать: он и дышать перестал.

Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мёртвый, и отошёл.

Когда медведь ушёл, тот слез с дерева и смеётся:

— Ну что, — говорит, — медведь тебе на ухо говорил?

— А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают.

-Какие человеческие пороки высмеиваются в басне?

-Что вы можете сказать о человеке, который притворился мёртвым?

Это находчивый человек, смелый и хладнокровный. Он не испугался и не закричал, когда медведь подошел совсем близко и стал обнюхивать его. Уловка удалась и медведь не тронул лежащего.

-Какова мораль басни?

Басня учит быть настоящим товарищем, смелым и отважным человеком, который в минуту опасности будет думать не только о себе, но и о других.

Как вы понимаете значение слова лгун?

б) Лгун – лжец, обманщик, врун, враль, брехун. (По словарю синонимов);

Мальчик стерёг овец и, будто увидав волка, стал звать:

— Помогите, волк! Волк!

Мужики прибежали и видят: неправда. Как сделал он так и два и три раза, случилось — и вправду набежал волк. Мальчик стал кричать:

— Сюда, сюда скорей, волк!

Мужики подумали, что опять по-всегдашнему обманывает, — не послушали его.

Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал всё стадо.

— Почему он стал кричать?

— Что увидели мужики?

— Сколько раз так сделал мальчик?

— Почему мужики не прибежали на помощь?

-А что значит « перерезал»?

-Какова мораль басни?

Мораль басни Толстого «Лгун» состоит в том, что нельзя злоупотреблять доверием людей. Также нельзя делать предметом шутки потенциально опасные ситуации. Мальчик-пастух придумал неудачный повод для потехи – звать на помощь людей при отсутствии реальной опасности. Закончились его шутки тем, что люди перестали верить лгуну и не пришли ему на помощь, когда опасность стала реальной.

Басня учит быть серьезным и ответственным при выполнении порученных человеку работ, особенно таких, которые связаны с опасностью и причинением ущерба. Басня Толстого учит тщательно выбирать поводы для шуток. Не все ситуации могут быть объектом для потехи. Автор хочет предостеречь людей от злоупотребления ложью. Ложь может привести к неприятным последствиям, как для самого вруна, так и для окружающих его людей.

Басня «Отец и сыновья»

Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит:

Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту.

Они легко переломили прутья поодиночке.

— Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да всё врозь — вас всякий легко погубит.

Веника не сломишь, а по прутику весь переломаешь.

-Какова мораль басни?

Сыновья не смогли сломать веник и легко сломали отдельные прутики. Они поняли, что не стоит им ссориться, что надо жить в согласии.

-Актуальна ли басня в наше время?

Басня остается актуальной и в наше время. Люди, отказываясь от мира и согласия с другими людьми, могут стать легкой добычей для врагов и недоброжелателей.

Источник

Читайте также:  Как правильно пишется пидагог или педагог
Поделиться с друзьями
Детский развивающий портал