Что выкопал дед в сказке заколдованное место ответы

Тест с ответами: “Заколдованное место” Н.В.Гоголь

1. Произведение относится к этому времени:
а) к детству рассказчика +
б) к старости рассказчика
в) к юности рассказчика

2. В месте, около грядки с огурцами:
а) кто оказывался на этом месте, терял память
б) ноги деда рассказчика переставали плясать +
в) всегда стоял ледяной холод

3. Повернув голову, дед оказался:
а) около той же грядки с огурцами
б) около своего дома
в) за гумном волостного писаря +

4. На могилке поблизости дед увидел:
а) огоньки +
б) забытую бутылку с горилкой
в) свою шапку

5. На могиле в заколдованном месте дед откопал:
а) сундук
б) шкатулку
в) котел +

6. Чем “обитатели” заколдованного места напугали деда:
а) начали сулить ему погибель
б) повторяли за ним сказанное +
в) рычаньем

7. Когда вышла на улицу вылить помои, мать увидела:
а) деда
б) черта
в) что на нее ползет бочка +

8. Увиденное матерью казалось:
а) дедом +
б) пьяным казаком
в) нечистым

9. Что оказалось в котле, который дед выкопал на той могилке:
а) серебряные монеты
б) ведьмино варево
в) сор +

10. Что оказалось в котле, который дед выкопал на той могилке:
а) сокровища
б) дрязг +
в) золотые монеты

11. Что дед сделал с проклятым местом:
а) загородил плетнем +
б) насыпал земляной холм
в) засеял

12. «Заколдованное место» в повести называется:
а) гнилое место
б) сатанинское место +
в) тёмное место

13. “Обитателем” заколдованного места не был:
а) лиса +
б) птичий нос
в) баранья голова

14. Один из “обитателей” заколдованного места:
а) ястреб
б) коза
в) баранья голова +

15. Один из “обитателей” заколдованного места:
а) птичий нос +
б) лиса
в) бурундук

16. Один из “обитателей” заколдованного места:
а) волк
б) медведь +
в) заяц

17. Основной мыслью произведения является:
а) мечта о кладе вселяет надежду
б) встреча старика с нечистой силой
в) нечистым путём добытое богатство призрачно +

18. Дед с ребятишками засеял поле. Что там росло:
а) помидоры
б) арбузы +
в) огурцы

19. Дед с ребятишками засеял поле. Что там росло:
а) горох
б) картофель
в) дыни +

20. Дед начал танцевать на заколдованном месте:
а) потому что его потянула танцевать нечистая сила
б) потому что хотел прихвастнуть перед своими друзьями-чумаками +
в) потому что ему просто не сиделось на месте

21. Дед верил в примету: если на могиле горит свечка, значит:
а) там зарыт клад +
б) родные пришли навестить могилу покойного
в) там зарыт живой человек

22. Заколдованное место после приключившегося с дедом брали в аренду, засевали ещё не раз и:
а) там стали находить клады
б) там засеют как следует, а взойдёт что попало +
в) там всё прекрасно росло

23. Почему деду пришлось возвращаться за кладом:
а) он сначала очень испугался и убежал домой
б) клад был зарыт очень глубоко, и он пошёл за помощью
в) у него с собой не оказалось лопаты +

24. Как у казаков назывался соломенный шалаш:
а) чумак
б) курень +
в) цыбуля

25. Какой подзаголовок имеет повесть “Заколдованное место”:
а) сказание дьячка сельской церкви
б) история о похождениях деда
в) быль, рассказанная дьячком ***ской церкви +

26. Кто рассказал быль о том, как человеком овладела «нечистая сила»:
а) дед
б) дьячок +
в) отец Фомы

27. Сколько лет было рассказчику:
а) 11 +
б) 14
в) 16

28. Что повез продавать отец:
а) огурцы
б) арбузы
в) табак +

29. Как звали деда:
а) Максим +
б) Пётр
в) Остап

30. Кто часто проезжал мимо куреня деда:
а) солдаты
б) чумаки +
в) цыгане

Источник

Гоголь «Заколдованное место»: краткое содержание, что писать?

Гоголь «Заколдованное место»: краткое содержание для читательского дневника,что писать?

Рассказ написан в форме воспоминания. Уже постаревший дьячок некоей (автор не уточняет какой) церкви повествует о случае, произошедшем с его дедом.

На поле у деда было странное место: расти там ничего почти не росло, танцевать на нем не танцевалось, дед подумал, может, клад там какой в земле зарыт, да после того как копать начал, стали с ним всякие непотребства прислучаться.

Гоголь в своём рассказе «Заколдованное место» рассказывает нам о жизни одного деда, который таинственным образом попал в одно «заколдованное место». Автор рассказывает нам эту историю от лица дьяка по имени Фома.

Фома погружается в воспоминания давно минувших лет, но так и не может раскрыть тайну и объяснить те странные обстоятельства, которые произошли с его родственником.

Дед, продавая дыни своим знакомым вдруг пустился в пляс и каким-то образом очутился совсем не в том месте. Место куда он вдруг попал было ему совсем незнакомо и лишь поздно ночью он очутился дома.

Дед решил несмотря на свой страх всё же разобраться что же с ним произошло. Однажды он снова очутился в том самом странном месте рядом с которым находилась могила и рядом происходили страшные вещи, то голова баранья начинала говорить, то разные животные издавали странные звуки. Всё это очень сильно напугало деда. Дед внезапно очутился во дворе своего дома в бочке. Больше он не ходил в огород в то самое таинственное место, он огородил его забором,чтоб другие тоже не оказались на его месте.

Краткое содержание для читательского дневника:

Повесть «Заколдованное место» входит в сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки» известного русского писателя Николая Васильевича Гоголя.

Рассказ ведется от лица дьяка Фомы, Фома повествует о событиях, происходивших с его дедом, свидетелем которых был он сам.

Дед Максим засеял баштан прямо у дороги, прибыльно это было. Приехали к деду старые друзья, посидели они, дед начал плясать, да очнулся на заколдованном месте. И привиделось ему черт знает что: могила, свеча, голоса непонятные.

Понял дед, что черт или лукавый с ним играет, а от него доброго не жди, все одно проведет и обманет. Огородил дед то заколдованное место и велел туда мусор да отбросы сваливать.

С нечистой силой шутки плохи.

Главный герой который рассказывает историю это уже пожилой человек.

Дедушка главного героя крестьянин Максим выращивал арбузы и дыни. Однажды он пригласил торговцев и дал им попробовать дыни. Угостив торговцев старик решил потанцевать перед гостями прямо на огороде. Но как только он дошел до одного места, то встал как вкопанный. Это было «заколдованное место».

Закончив танец старик увидел, что дотанцевал до огорода попа. Будто нечистая сила занесла его на другой конец села. Вдруг он увидел как неподалеку на могиле загорелась свеча. Дед подумал, что там зарыт клад. На следующий день он взял лопату, но то самое место так и не нашел.

На следующий день он ткнул лопатой в то самое заколдованное место на своем огороде и сразу очутился у могилки. От радости он сразу начал копать. Нечистая сила решила его запугать, но дед копал и все же выкопал котел с кладом.

Он принес котелок домой и обнаружил, что в котле всего лишь мусор. С тех пор дед решил не верить нечистой силе.

С тех пор на это заколдованное место дед бросал только сорняки. После покупки его участка люди собирали прекрасный урожай. А на том самом заколдованном месте ничего не росло.

Краткое содержание рассказа «Заколдованное место» Гоголя в 6 предложений:

Главный герой является уже пожилым человеком, вспоминающий историю из своего детства.

Однажды, старик решил пригласить к себе чумаков. После того, как угостил дынями решил потанцевать прямо на огороде. Когда он весело танцевал, дошел до «заколдованного места», в котором ноги стали, будто деревянными и отказались двигаться. После того, как старик решил станцевать еще раз на «заколдованном месте» ничего не получилось. Попытка оказалась неудачной.

Следующим днем, когда он обходил грядки, он вновь подошел к «заколдованному месту». В сердцах, он ударил лопатой по земле, проворчав проклятие и вдруг, он оказался вновь у могилки, где был клад. Старик обрадовался и тотчас начал копать клад. Кто-то чихнул ему в лицу, а разные животные начали говорить. Нечистая сила пыталась его запугать, но все равно копал дальше и открыл котел с кладом.

Когда дед вернулся домой с находкой и открыл ее, увидел то, что там не было золота, но был мусор. Старик решил больше не доверять «нечистой силе».

После данного случая, дед повелел сбрасывать сорники, да и только в «заколдованное место», огородив его. На «заколдованном месте» ничего никогда хорошего не росло, хотя на огороде собирался отличный урожай, который вскоре арендовали соседи.

Читайте также:  Как пишется слово антенщик

Повестью «Заколдованное место» заканчивается вторая книга сборника повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки.

одному месту, то узнавая, то не узнавая знакомые места.Затем нечисть стала пугать деда страшными звериными образами.Потом что-то стало догонять деда,хватая его за ноги. )

Источник

«Заколдованное место». Почему деду так и не достался клад?

«Заколдованное место» Почему деду так и не достался клад?

«Заколдованное место» почему деду не достался клад?

«Заколдованное место» почему клад оказался ненастоящим?

«Заколдованное место» почему на этом месте не было ничего доброго?

«Заколдованное место» что выкопал дед когда искал клад?

Само предназначение иллюстрации к литературному произведению, является изображение какой-то знаковой сцены, посмотрев на которую можно сразу понять, к какому эпизоду она относится.

Если касаться именно «Заколдованного места» Гоголя, то тут можно использовать достаточно много эпизодов, которые присущи именно этой повести.

Такая иллюстрация сразу будет понятной, если на ней изобразить танец деда, где руки-ноги его не слушаются.

Так же и с горящей свечей на кладбище, которая являлась верным знаком наличия на этом месте клада.

Ну и конечно перлюстрация, где будет изображен дед, выкопавший клад, оказавшийся всего лишь котлом с мусором, тоже как вариант.

Основные действия в повести «Заколдованное место» начинаются с того момента, когда главный герой пустился в пляс. Происходило это прямо в поле возле грядок с огурцами.

На первый взгляд, это было вроде бы обычное место, однако дед назвал его «дьявольским», так как ноги там вдруг становились деревянными и дотанцевать не получалось. Попробовав несколько раз, дед выругался и вовсе оказался в другом месте, которое не сразу, но опознал.

В тот раз деду удалось найти клад, но найти дорогу к нему у него не получалось, пока он вновь не оказался на заколдованном месте. В конце концов герою удалось раздобыть клад и даже принести его домой. Вот только клад оказался трухой. После этого дед огородил то самое заколдованное место плетнем. Там какое-то время был бурьян, а позже его даже засаживали, вот только росло там все время «черт знает что».

Как мы видим события повести постоянно возвращают нас к заколдованному месту. Оно играет огромную роль в произведении. На нем строится весь сюжет. Поэтому автор и назвал свое произведение «Заколдованное место».

Правительство польское направило целых пять полков изловить Тараса. Погубила Тараса люлька, которую он, убегая, обронил в траву. Поляки схватили его в момент поиска люльки.

Гоголь показал нам закономерный финал, он как бы был неизбежен именно таковым, трагическим. В то же время он показал, насколько была сильна вера православная Тараса и его казаков и насколько они сильны духом и физически выносливы, что даже горя на костре, Тарас думал о товарищах. Отважные казаки попрыгали в воду с отвесного берега вместе с лошадьми, что ляхи были удивлены их отваге и ловкости.

Художник разбогател, стал известным, но потерял свой талант, ведь он не совершенствовался, а писал штамповано, стал изображать портреты на заказ, т.е. не так, как видел, а как заказывали. Это только первая часть заканчивается тем, что, потеряв рассудок, Чартков скупает живописные работы талантливых художников и с ненавистью уничтожает полотна. Есть и вторая часть. Когда Чартков умер, портрет странного старика выставили на торги. Один из присутствующих рассказывает, что картина должна принадлежать ему, поскольку это произведение его отца. Автор картины рассказал сыну, сколько несчастья принесла странная картина тем, у кого какое-то время находилась. Он просил сына обязательно отыскать её и сделать так, чтобы она перестала существовать и портить жизнь людям.

Этот рассказ так повлиял на присутствующих на торгах людей, что они всё своё внимание направили на рассказчика и забыли смотреть на картину. Кто-то сумел этим воспользоваться и украл таинственный портрет.

Гоголь в своём рассказе «Заколдованное место» рассказывает нам о жизни одного деда, который таинственным образом попал в одно «заколдованное место». Автор рассказывает нам эту историю от лица дьяка по имени Фома.

Фома погружается в воспоминания давно минувших лет, но так и не может раскрыть тайну и объяснить те странные обстоятельства, которые произошли с его родственником.

Дед, продавая дыни своим знакомым вдруг пустился в пляс и каким-то образом очутился совсем не в том месте. Место куда он вдруг попал было ему совсем незнакомо и лишь поздно ночью он очутился дома.

Дед решил несмотря на свой страх всё же разобраться что же с ним произошло. Однажды он снова очутился в том самом странном месте рядом с которым находилась могила и рядом происходили страшные вещи, то голова баранья начинала говорить, то разные животные издавали странные звуки. Всё это очень сильно напугало деда. Дед внезапно очутился во дворе своего дома в бочке. Больше он не ходил в огород в то самое таинственное место, он огородил его забором,чтоб другие тоже не оказались на его месте.

Краткое содержание для читательского дневника:

Источник

Н.в. гоголь “заколдованное место”: описание, герои, анализ произведения

“Заколдованное место”

Гоголь Н. В. сказка “Заколдованное место” Жанр: литературный мистический сказочный рассказ

Главные герои сказки “Заколдованное место” и их характеристика

План пересказа сказки “Заколдованное место

Кратчайшее содержание сказки “Заколдованное место” для читательского дневника в 6 предложений

Главная мысль сказки “Заколдованное место” Никогда не верь тому, что сулит тебе нечистая сила.

Чему учит сказка “Заколдованное место”

Сказка учит не стараться обогатиться быстро, не искать клад, а работать. Учит не верить нечистой силе. Учит тому, что в мире есть много таинственного и непонятного. Учит быть храбрым и твердым в вере.

Отзыв на сказку “Заколдованное место”

Мне очень понравилась эта история, которую автор назвал былью. Я конечно не совсем поверила этому рассказу, мне он показался все-таки сказочным, но читать его было интересно. А описание нечистой силы у могилки даже вызвало улыбку, хотя я и не хотела бы такое встретить ночью сама.

Пословицы к сказке “Заколдованное место”

Силен черт, да воли нет. Было бы болото, а черти будут. Связался с чертом – пеняй на себя. Богу молись и черту фиги не показывай. Не так страшен черт, как его малюют.

Незнакомые слова в сказке “Заколдованное место”

Чумак – возчик Баштан – бахча Кавун – арбуз Левада – огород Хустка – платок Кухва – бочка Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки “Заколдованное место” Дьячок рассказывает случай из молодости. Его отец повез продавать табак, и дома остались рассказчик, дед, мать и два брата.

На лето дед перешел жить в курень возле дороги, и взял с собой мальцов. И вот однажды по дороге показались чумаки, шесть возов. Впереди шел чумак с большими сизыми усами. Он узнал деда и поздоровался. Дед обрадовался старым знакомым, полез целоваться. Все расселись, взяли арбузов и дед велел играть на сопелке и танцевать.

Да и у самого деда ноги так и рвались в пляс. И вот он не выдержал и рванул отделывать коленца. Разогнался, дошел до середины, а коленце не выделывается. Развернулся, вернулся, опять до того же места доходит – не получается. Заругался дед на сатану, глядь, а вокруг место незнакомое. Пригляделся дед, голубятню у попа увидел, выбрался на тропинку.

Идет, а ночь темная, непроглядная. Вдруг у могилки свечка зажглась – клад там значит. Пожалел дед, что ни лопаты нет, ни заступа, навалил на могилку огромную лесину и домой пошел. Пришел домой, чумаки уже уехали, ну и дед спать завалился. На другой день, ближе к вечеру, взял дед лопату и пошел к поповскому огороду. Ходил, бродил, не может могилку найти.

А тут еще и дождь пошел. Прибежал дед домой мокрый, лежит, ругается последними словами. На следующий день дед как ни в чем не бывало ходил по бахче, арбузы прикрывал. А к вечеру с лопатой проходил мимо заколдованного места, не выдержал, зашел на середину и заступом ударил. И вновь на том же месте у могилы оказался. И свеча снова горит.

Подошел дед к могилке. Видит на ней камень огромный лежит. Обкопал камень дед, столкнул с могилы. Остановился дед передохнуть, насыпал на кулак табаку, только к носу подносить, кто-то сзади чихнет, всего деда обрызгал. Поворачивается дед – никого. Стал дед копать. Выкопал котелок, обрадовался. “Вот ты где, голубчик” – говорит.

И птичий нос те же слова повторяет. А следом баранья голова с верхушки дерева. И медведь из-за дерева. Страшно стало деду, а птичий нос, баран и медведь все за ним повторяют. Перепугался дед, оглянулся вокруг. А ночь страшная – ни месяца, ни звезд. Да из-за горы какая-то харя выглядывает, глаза красные, нос как мех в кузнице.

Читайте также:  Родился на свет как пишется

Бросил дед котел и только бежать собрался, как все исчезло, все тихо стало. Понял дед, что нечистая сила только пугает. Вытащил с трудом котел и бежать со всех ног. И только у попова огорода остановился. А в это время дома все гадали, куда же запропастился дед.

Уже и мать с хутора с галушками пришла, уже и отобедали все, а мать котел вымыла, искала куда помои вылить. Смотрит бочка какая-то идет, верно кто-то ее сзади подталкивает. Решила мать, что это хлопцы балуются, и вылила горячие помои прямо в бочку. Как заорет кто-то басом, глядь – а это дед. Утерся, поругался, выставляет котел. Богатство обещает.

Открывает, а там сор, мусор, грязь. Плюнул дед и наказал не верить никогда нечистой силе. Чуть что где покажется, сразу креститься стал. А на проклятое место сор и мусор велел скидывать. Хорошие там арбузы выросли.

Рисунки и иллюстрации к сказке “Заколдованное место”

Сочинение Реальное и фантастическое в повести Гоголя «Заколдованное место»

Реальное и фантастическое в повести Н. В. Гоголя «Заколдованное место»

Повесть Николая Васильевича Гоголя «Заколдован­ное место» — это рассказ дьячка о случае из своей жизни. Она написана удивительно живо и интересно. С каждой строчкой чтение этой повести всё больше и больше захватывает. Даже сам дьячок, неохотно на­чавший рассказ, так увлёкся своим повествованием, что упрекнул слушателей в невнимательности: «Что в самом деле. Слушать так слушать!»

Главным героем повести является дед дьячка. Его образ — очень яркий и запоминающийся. Рассказы­вая нам историю, которая произошла с дедом, дья­чок пытается передать нам все подробности, и от это­го повествование становится более достоверным.

Нельзя не заметить то, с каким юмором ведёт дья­чок свой рассказ. Он называет деда «старым хреном», смеётся над тем, как дед танцевал, как пытался най­ти клад, как мать вылила на него помои. Дед же, в свою очередь, называл внуков «собачьими детьми», бранил их. Но мы чувствуем, что герои по-настоящему любят и ценят друг друга.

По словам дьячка, больше всего дед любил слушать рассказы проезжающих мимо чумаков: «А деду это всё равно что голодному галушки». И мы понимаем, что и сам герой был весёлым, интересным человеком, не зря дьячок говорит: «Бывало, вздумает…»

Но лучше всего понять характер деда помогает опи­сание поиска клада. Его речь и мысли полны необыч­ных выражений: «Экая мерзостная рожа!», «Ну, хлоп­цы, будет вам теперь на бублики!».

Гоголь не случайно дал повести такое название — «Заколдованное место». Ведь в произведении сочета­ются два мира: реальный и фантастический. Всё фан­тастическое связано с могилкой, кладом и дьяволь­ской силой.

Реальный мир — это быт. Изображая обычную жизнь людей, Гоголь употребляет украинские слова, напри­мер «чумаки», «курень».

Интересно описание уклада жизни героев, того, как дед выращивает арбузы, «при­крывает их лопухом», копает «новую грядку для позд­них тыкв».

Или о том, как он определяет погоду: «„Быть завтра большому ветру!“ — подумал дед». Гоголь лю­буется картинами этой народной жизни, созидатель­ным трудом своих героев.

Вся повесть написана очень ярко и красочно. Иногда кажется, что сам находишься среди слушателей дьяч­ка, ведь повествование прерывается его комментари­ями. Из речи рассказчика становится ясно, что сам он уже постарел. Но дьячок, как и дед, в душе остаётся таким же молодым, интересным и необычным чело­веком.

В конце повести дьячок рассказывает, что вместо клада дед принёс «сор, дрязг…». После этого герой стал верить только в Христа, а «…то проклятое место, где не вытанцовывалось, загородил плетнём, велел кидать всё, что ни есть непотребного…».

Можно сказать, что этими строками автор подшучивает над дедом. Ведь в этой повести Гоголь говорит о том, что добро мож­но нажить только своим трудом.

Кроме того, на при­мере деда он учит нас верить в светлое, чистое: «Так вот как Морочит нечистая сила человека!»

Здесь искали:

Анализ произведения Гоголя Заколдованное место Помощь по литературе

Черновики повести Гоголя «Заколдованное место» не сохранились, поэтому точная дата ее создания неизвестна. Скорее всего она была написана в 1830 году. Повесть «Заколдованное место» вошла во вторую книгу сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Произведения этого сборника имеют сложную иерархию рассказчиков. Подзаголовок цикла указывает, что «Вечера на хуторе близ Диканьки» издал некий пасечник Рудый Панько.

Повести «Вечер накануне Ивана Купала», «Пропавшая грамота» и «Заколдованное место» рассказаны дьячком одной церкви. Такое отстранение автора от участника событий позволило Гоголю добиться двойного эффекта.

Во-первых, избежать обвинения в сочинении «небылиц», во-вторых, подчеркнуть народный дух повествования.

Сюжет повести действительно основан на традициях фольклора, которые хорошо были знакомы писателю с детства. Сказки о «проклятых местах» и кладах характерны для мифотворчества многих народов.

В славянских сказаниях сокровища часто искали на кладбищах. Нужную могилу указывала внезапно вспыхнувшая свеча.

Традиционен для народных историй и мотив превращения неправедно добытого богатства в мусор.

Предельно точное изображение народного быта, а также искрометный юмор писателя создают особую гоголевскую атмосферу, полную поэтической фантастики и лукавства.

Читателю кажется, что он сам находится среди слушателей дьячка. Такой эффект достигается за счет метких комментариев рассказчика.

Главный герой повести — дед Максим. Автор описывает его с доброй иронией. Это живой, веселый и деятельный старик, который любит прихвастнуть, лихо танцует и не боится самого черта. Деду очень нравится слушать рассказы чумаков. Внуков своих он ругает, называет «собачьими детьми». но понятно, что старик души не чает в сорванцах. А те дружелюбно подшучивают над дедом.

Важный элемент повести — само заколдованное место. В наше время его бы назвали аномальной зоной. Дед случайно обнаруживает «плохое место» во время танца. Как только старик попадает на его границу…«возле грядки с огурцами». так ноги сами перестают танцевать. А внутри заколдованного места происходят странные вещи с пространством и временем, которые дед приписывает действию нечистой силы.

Переход между реальным и нереальным миром изображен в виде искажающегося пространства. Ориентиры, которые дед отмечает для себя в зоне аномалии, в реальном мире не проявляются. Ему никак не удается найти точку, с которой видны поповская голубятня и гумно волосного писаря.

Проклятое место имеет «свой характер». Оно не любит чужих, но не вредит незваным гостям, а только пугает их. Особого урона от проникновения иррациональных сил в реальный мир тоже нет. Земля в аномальной зоне всего лишь не дает урожая. Заколдованное место не прочь поиграть с дедом. То не допускает к себе, несмотря на все старания, то вдруг легко открывается.

В арсенале аномальной зоны много необычных средств: внезапно испортившаяся погода, исчезновение с неба месяца, чудовища. Страх заставляет старика на время бросить находку. Но жажда наживы оказывается сильнее, поэтому потусторонние силы решают проучить деда.

После такой науки герой повести стал очень религиозен, зарекся сам иметь дело с нечистой силой и наказал всем близким. Дед своеобразно мстит черту, который так его заморочил. Старик огораживает заколдованное место плетнем и выбрасывает туда всякий мусор с баштана.

Подобный финал закономерен. Гоголь показывает, что такие сокровища не приносят добра. Дед получает в награду не клад, а насмешку. Так писатель утверждает идею призрачности всякого богатства, которое нажито нечестным трудом.

Пушкин. Герцен, Белинский и другие современники Гоголя с восторгом приняли «Заколдованное место». И сегодня читатели с улыбкой и большим интересом погружаются в удивительный мир, где царят остроумие, поэзия и фантастика, оживает сама душа народа.

” Н.В.Гоголь «Заколдованное место». Реальное и фантастическое в повести”

Урок литературы в 5 классе

Н.В.Гоголь «Заколдованное место». Реальное и фантастическое в повести.

Методическое обоснование урока

Вид урока: изучение нового материала.

Тип урока: комбинированный (словесно-наглядно-практический)

Метод по типу познавательной деятельности частично-поисковый, исследовательский.

формировать читательские интересы учащихся; обогатить представления школьников о художественном мире ранней прозы Н. В. Гоголя,

прививать интерес к чтению,

объяснить особенности сюжета: два параллельно развивающихся плана, реальный и фантастический,

повторить теоретические сведения (эпитет, сказка, рассказ), познакомить с новыми (легенда, предание),

обогащать словарный запас учащихся.
2.Развивающие:

развитие речи через монологические полные ответы, через умение объяснять свою позицию,

развитие логического мышления учащихся, их аналитических способностей,

развитие умения ориентироваться в прочитанном, внимания и наблюдательности,

развитие универсальных учебных действий(сравнивать, сопоставлять, делать выводы по теме) при частичном анализе текста.

воспитание любви к предмету, к чтению,

воспитание уважительного отношения к одноклассникам через прослушивание монологических ответов учеников, совместную работу в парах.

Оборудование: иллюстрации к повести «Заколдованное место», выставка книг Гоголя в детских и школьных изданиях, карточки с заданиями, компьютерная презентация.

Организационный момент. Приветствие учителя.

Подготовка к восприятию.

Учитель рассказывает народную легенду о кладе:

Барашек из-под пола

Жила одна семья спокойно, тихо. Большая была семья. Уходят родители в поле, детей оставляют дома. В одно прекрасное время приходят родители домой, дети жалуются, что с ними барашек играет.

Читайте также:  Как по английски сказка колобок

— Какой барашек? — спрашивают.
— Да с-под пола, — отвечают дети.

Просят дети достать барашка. Но кто поверит? И пошла легенда по селу. Под страхом деревня стала жить. Дети припухли, играть не стали. А барашек все вылезал и играл с детьми. Золотой шарик вылезал… то золотым человеком, то барашком вновь прикидывался.

Так шли годы. Из бань стали выходить ведьмы. В пустых домах музыка играла, черти плясали. Молодежь отсиживалась по вечерам дома.

И дошла эта весть до станичного атамана. Взял он добрых казаков и пришел в деревню проверить, насколько это правда. Пришли в эту семью и начали делать раскопки.

И обнаружили на глубине трех метров саблю дамасской стали и корзину с золотом. И оказалось, что тот, кто закопал клад, сделал заклинание и что клад так должен обнаружиться.

И так в этом доме хозяин стал богатым купцом. Все это было завещано предками потомству.

О чем эта легенда? (О заговоренном кладе)

Как вы думаете, почему люди считали, что клад охраняет нечистая сила?

Где еще нам встречается информация о заговоренном кладе? (Ответ: у Н.В. Гоголя «Заколдованное место»)

Чему же будет посвящен наш урок?

Формулировка темы урока учащимися.

Запись в тетрадях: Н.В.Гоголь «Заколдованное место»

В состав какой книги Н.В.Гоголя входит это произведение?(“Вечера на хуторе близ Диканьки”).

Что вам известно про сборник?( Сборник повестей Н.В. Гоголя, созданный в 1851 году на основе писем, которые он получал от родной сестры и матери, живших в селе Сорочинцы)

Как встретили его читатели?(Когда эта книга вышла в свет она очень хорошо была встречена современниками Н.В.Гоголя. А.С.Пушкин прочитав её, сказал: “Сейчас прочёл “Вечера…”. Они изумили меня.

Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждённая Поздравляю публику с истинно весёлою книгою, а автору сердечно желаю дальнейших успехов».

В типографии по выходе в свет «Вечеров…» Гоголю сказали, что присланные им «штучки до чрезвычайности забавны и наборщикам принесли большую забаву»)

Сам Гоголь о другом своем произведении говорил так: «И долго еще определено мне чудной властью идти об руку с моими странными героями, озирать всю громадно несущуюся жизнь, озирать ее сквозь видный миру смех и незримые, неведомые ему слезы!»

3. Вопросы для обсуждения:

Я не случайно обращаю ваше внимание на эти слова. Найдите в этом высказывании Гоголя эпитет, которым писатель характеризует своих героев.

Как вы понимаете значение этого слова? (Необычный, непохожий на другие, особенный)

Согласны ли вы с таким определением? Кто главный герой нашего произведения? Можно ли его отнести к главному герою эпитет «странный»?

Можно ли сказать, что описанные события – странные?

Постановка проблемы урока. В чем состоит главная особенность этого произведения? Чем оно отличается от всех прочитанных нами ранее?

1.Проверка домашнего задания. Наблюдение над языком повести.

Легко ли было читать и понимать прочитанное?

Обратили ли вы внимание на главную особенность этого произведения – язык?

Задание: соотнеси слово и лексическое значение

место, засеянное арбузами и дынями

обозники, едущие в Крым за солью и рыбой

небольшой крестьянский посёлок на Украине

специально огороженное помещение для складывания и молотьбы сжатого хлеба

старинная верхняя одежда

в старину начальник казачьего войска и правитель Украины

Вывод: какова же главная особенность повести? (язык, в котором много украинских слов)

2.Работа с иллюстрациями. План.

А сейчас по вопросам и иллюстрациям восстановим содержание произведения. Составим картинный план, используя предложенные к данному произведению иллюстрации, и прикрепим их на доску.

Какое любимое занятие было у деда?(Послушать разные байки от проезжих.)

Чем решил развлечь дед знакомых чумаков? (танцами внуков)

А что неожиданно случилось с самим дедом во время танца внуков? (ноги неожиданно задергались, сами пустились в пляс)

Что необычного случилось с дедом во время его танца? (На одном месте руки-ноги слушаться отказывались, а потом очутился с гладком поле)

Где горела свечка? (На кладбище, это верный знак, что припрятан клад)

Что задумал дед сделать наутро? (вернуться и выкопать клад, но не нашел это место в поле)

Как дед попал в нужное место во второй раз? (Ударил в сердцах по «заколдованному месту», где не плясалось)

Какой клад откопал дед? (Котел с мусором)

Что росло на заколдованном месте? (Ничего доброго там не росло: «Арбуз – не арбуз, тыква – не тыква, черт знает что такое!»)

Раз, два, три, четыре –

Руки вверх, руки шире!

Все присели, потянулись!

Все задания выполнять!

3.Повторение теории: определим жанр произведения.

На что похожа эта повесть (на рассказ, сказку, легенду, предание)?

Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях.

Рассказ – небольшое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека.

Легенда – произведение созданное народной фантазией, где сочетается реальное и фантастическое.

Предание – устный рассказ, который содержит сведения, передающиеся из поколения в поколение, об исторических лицах, событиях прошлых лет.

Работа со справочными материалами учебника или с материалами слайда.

Вывод учащихся и обоснование своего выбора.

Работа с понятиями «реальность» и «фантастика» :

Реальность – то, что действительно существует не в воображении.

Фантастика – то, что основано на воображении, вымысле, что-то волшебное, невероятное.

4.Проблемный вопрос урока: Что в повести фантастическое, что реальное?

Запись в тетрадях: Фантастическое и реальное в повести.

Составление таблица и заполнение ее примерами в ходе беседы.

Где происходит действие повести? В некотором царстве? Место действия реальное или фантастическое ?(Украина, Кры,)

О какое время происходят события? В незапамятные времена? Подтвердите это цитатами из текста. (в детстве рассказчика, весна )

От чьего имени ведется рассказ? Кто является рассказчиком повести? Назовите других действующих лиц. Они реальные или фантастические?

А предметы обихода, окружающие их, реальны или нет? Приведите пример из домашнего задания?

А одежда героев? Посмотрите нашу табличку?

Какие события описываются?

О каком месте рассказывает дьячок в этой повести?

Материал для сравнения

+дьячок, дед, чумаки, внуки,

+баштан, гумно, курень

Дьячок – сельский писец

6.Разделите иллюстрации на 2 части: описание реальных и фантастических событий.

7. Решение проблемной ситуации.

Посмотрите в таблицу и на иллюстрации.

Реальности или фантастике уделяет писатель главное внимание? Почему? (Повесть «Заколдованное место» имеет подзаголовок быль. Все события изображены реалистично и правдиво. Подробно даны описания одежды, быта и жизни людей.)

Почему он пишет в слякотном чужом Петербурге о событиях украинской жизни, показывает образы своих земляков? (Это выражение любви.. Это рассказ о родной Украине, она дорога ему. Тоскует вдали)

Подумаем, случайно ли в описание реальных событий жизни обычных людей вводит он элементы фантастики? Ведь фантастика, то есть сказочность в первую очередь привлекают внимание читателей. Литературовед Н. Л. Степанов считает, что у Гоголя «фантастика переплетается с жизненными, бытовыми подробностями»

Так для чего же писателю нужно было соединять в одном произведении быль и сказку? Подумаем.

Закончите слова Пушкина: «Сказка – ложь…»

Возможно, Гоголь хочет нас чему-то важному научить, предупредить о чем-то.

Как же понять его замысел читателям? (Читать внимательно!)

7. Работа с текстом.

Выразительное чтение учеником фрагмента повести“Третья ночь поиска клада” от слов «Стал копать — земля мягкая…» до слов «…тогда только перевел дух»(стр.181 – 183).

Почему дед Максим решил, что в заколдованном месте есть клад?

Когда он отправился на поиски? (поздно вечером, на месте оказался уже ночью)

Как думаете, что чувствует человек в темноте, один в малознакомом месте? Как вы можете объяснить страхи деда?

Найти строчки, которые помогли бы нам озвучить эту картинку?

Что это могло быть в действительности? Слышали ли вы когда-нибудь отзвуки собственного голоса в лесу, в большом помещении? (Эхо)

Что ему чудилось (виделось и слышалось)?

Что он в итоге выкопал?(Котел тяжелый)

Каким вам видится дед? Смешно наблюдать за ним или страшно? Прочитайте примеры?

Какое качество подвело его? (жадность)

Смешно или страшно было читать этот фрагмент?

Над кем смеется Гоголь? Почему?
Внутрипредметные связи:В какой русской народной сказке золото и драгоценности обращаются в ледышки?

– Какой же урок дает нам Гоголь?

Запись под диктовку:

«Заколдованное место» — повесть, где автор говорит с читателями о призрачности нечистым путем добытого богатства. Гоголь разоблачает жажду обогащения, губительную страсть к деньгам, приводящую в конце концов к катастрофе.

Чего будете ждать от будущих встреч с Гоголем?

Чем запомнится вам сегодняшний урок?

Сегодня на уроке я понял… – Мне было трудно … – Мне понравилось…

– Чью работу на уроке вы хотите похвалить?

Моё настроение похоже на: солнышко,

Домашнее задание: приготовьте пересказ запомнившегося эпизода или

прочитайте другую повесть Гоголя «Майская ночь, или утопленница».

Источник

Поделиться с друзьями
Детский развивающий портал