Что вы знаете о композиции рассказа

Композиция и сюжет

Определения

Объяснение и примеры

Любое литературное произведение описывает события — как внешние (происшествия), так и внутренние (мысли и чувства любого персонажа, лирического героя).

Сюжет и фабула

Система этих событий и представляет собой сюжет.

Почему же нужно выделять ещё и фабулу? Если сюжет может излагаться не в хронологическом порядке и включать в себя всевозможные лирические отступления, то фабула — это чёткая последовательность событий, упорядоченная во времени.

Если вам перескажут литературное произведение, то, скорее всего, вы ознакомитесь с его фабулой; чтобы узнать сюжет, вам нужно будет прочитать произведение самостоятельно.

Пример

Классический пример разницы между сюжетом и фабулой — «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова. События романа изложены не в хронологической последовательности, а в соответствии с волей автора.

Композиция

Каждое литературное произведение уникально, однако в литературе, как и, к примеру, в архитектуре, существуют общие законы. Литературное произведение строится в соответствии с композиционными нормами. Базовый план литературного произведения таков:

Пример

В «Ревизоре» Н. В. Гоголя:

Зачастую в литературе применяется такой сюжетный приём, как антитеза — противопоставление персонажей или значимых элементов. Логичным результатом антитезы в литературном произведении является конфликт — фактическое столкновение противоположностей, заданных антитезой.

Тип конфликта определяет пафос литературного произведения, его общий настрой.

Произвольные элементы композиции

Отметив обязательные части композиции литературного произведения, нельзя не упомянуть и о тех элементах, которые могут быть включены в литературное произведение по желанию автора. В их числе — эпиграф, пролог и эпилог.

Эпиграф (цитату из другого литературного произведения) используют, чтобы задать читателю контекст прочтения, навести его на мысль, что именно «спрятано» в данном тексте.

Пример

Эпиграф к «Капитанской дочке» А. С. Пушкина («Береги честь смолоду») позволяет нам при прочтении заострить внимание на вопросах чести и достоинства человека.

Пролог служит введением к тексту: так автор презентует своё творение. Эпилог же представляет собой дополнение к уже оконченному литературному произведению (нередко в нём рассказывается, что произошло с героями после описанных событий). И пролог, и эпилог могут быть не связаны с основным действием романа.

Пример

Примером романа с прологом и эпилогом может служить «Петербург» Андрея Белого.

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Что такое фабула и чем она отличается от сюжета?

Ответ. Фабула — это хронологически упорядоченная последовательность событий, изложенных в литературном произведении. Сюжет — то, как автор представил нам эти события.

Как пословица «Береги чести смолоду» соотносится с повестью А. С. Пушкина «Капитанская дочка»?

Ответ. Данная пословица служит эпиграфом к повести. В ней присутствует некий философский вывод, к которому мы и приходим по прочтении повести «Капитанская дочка».

Источник

Композиция рассказа

Предметом повествования является действие. Оно может быть изображено «от третьего лица», когда рассказчик как бы видит событие со стороны. Иногда повествование строится «от первого лица». В этом случае рассказчик предстает участником событий, его центром. Но такой прием позволяет писателю говорить и от имени вымышленного лица, которое само становится предметом изображения.

Композиция рассказа обычно трехчастная: начало, середина и конец. Однако это только общая схема. На деле рассказы могут строиться по-разному, имея к тому же и разные варианты построения внутри трех частей.

Начало повествования имеет следующие варианты:

1) Обращение к читателю (слушателю): Послушайте, ребята, что я вам расскажу; Знаете ли вы, что такое украинская ночь?

2) Общая мысль рассказа: Верно ведь говорят, что от судьбы не уйдешь; Осенью ходят в лес за грибами, а весной к дантисту за зубами. Вот начало одного из рассказов Тэффи: Человек только воображает, что беспредельно властвует над вещами. Иногда самая невзрачная вещица вотрется в жизнь, закрутит ее и перевернет всю судьбу не в ту сторону, куда ей надлежало идти.

3) Самый распространенный вариант начала: место, время, действующее лицо. Пример из А.П. Чехова: В один прекрасный вечер не менее прекрасный экзекутор Иван Дмитриевич Червяков сидел во втором ряду кресел и глядел в бинокль на «Корневильские колокола»…

Середина рассказа может подчиняться разным принципам движения сюжета. Наиболее распространенным способом развития действия является естественный ход событий. При этом события движутся к наиболее напряженному моменту, называемому в сюжетосложении кульминацией, после которой начинается развязка действия.

Конец рассказа содержит финал истории: кратко и сильно выраженная нравственная мысль, вывод из рассказа, ради чего он и строится. Примером такого финала могут служить басни с так называемой «моралью»: У сильного всегда бессильный виноват; Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет.

Вот пример рассказа-миниатюры, мастером которого был М.М. Зощенко:

Читайте также:  Что мама хотела подарить миньке в рассказе зощенко елка

Двор. Солнце. Летают большие мухи.

Сижу на ступеньках крыльца. Что-то ем. Должно быть булку.

Кусочки бросаю курам.

Ко мне подходит петух. Ворочая головкой, смотрит на меня.

Машу рукой, чтобы петух ушел. Но он не уходит. Приближается ко мне. И вдруг, подскочив, клюет мою булку.

С криком ужаса я убегаю.

Этот рассказ передает ощущения трехлетнего мальчика и как бы написан ребенком. Рассказ является необходимой частью большой книги (Перед восходом солнца) с очень серьезной и сложной темой. Но сама по себе миниатюра является законченным рассказом, включающим основные элементы сюжета.

Умение выбрать интересное, поучительное или забавное событие из личной жизни свойственно далеко не каждому, как и умение просто, ясно и живо рассказывать истории. Кто хочет научиться хорошо рассказывать, тому следует учиться у мастеров этого дела, анализируя их рассказы, в том числе, и по их построению.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Сущность и определение

Композицией в литературе принято называть специфику построения произведений. Существует несколько теорий, согласно которым дается определение данному понятию. Она определяется в соответствии с содержанием и смысловой нагрузкой текста, а также зависит от целей, которые ставит перед собой автор.

Композиционная структура предполагает расположение разных элементов произведения в определенном порядке, позволяющем читателю уловить суть рассказа и проследить описанные в нем события. Необходимость четкого структурирования текстов обусловлена тем, что даже самый интересный и захватывающий сюжет сам по себе не может вызвать восторг у читающего. Автор должен уметь преподнести историю максимально убедительно, последовательно, обоснованно.

Неграмотно размещенные в произведении фрагменты могут испортить все впечатление от прочитанного. Поэтому так важна последовательность выстроенных частей, одна из которых плавно переходит в другую без потери смысла и содержания.

Автор может использовать на свое усмотрение различные композиционные приемы на всех уровнях, позволяющие сделать повествование более ярким, эмоциональным, образным и впечатляющим. Они могут применяться как для прозы, так и для стихотворения.

Основные приемы литературных произведений:

Использование одного или более приемов свойственно всем литературным жанрам. Без них тексты казались бы унылыми, монотонными. Композиция должна присутствовать и в прозе, и в стихотворениях, и в поэмах. Она соединяет все части воедино и является основополагающим фактором. Независимо от того, сколько присутствует в повествовании сюжетных линий и действующих персонажей, должна прослеживаться единая мысль, выражающая цель написания текста.

Структурные компоненты

Сюжет любой книги развивается последовательно, в нем не должно быть непонятных для читателя пробелов. Располагаются все элементы композиции по порядку. В литературе существует много жанров (поэмы, новеллы, романы, биографии, сказки), но для каждого из них свойственна та или иная структура.

Основными элементами являются:

В большинстве произведений присутствует эпилог. Это заключительный эпизод, послесловие, в котором автор хочет рассказать о том, что случилось с героями в будущем, как складывается их судьба.

Нередко частью композиции выступает лирическое отступление. В нем писатель позволяет себе некоторые отступления и отклонения, делает вставки, которые лишь косвенно или практически не связаны с главной темой. Это, с одной стороны, намеренное создание интриги, отвлечение от развития событий, уточнение каких-либо подробностей. С другой стороны, это желание автора выразить собственную точку зрения по поводу происходящих действий, образов героев и т. д.

Особенностью некоторых произведений является разрыв. Этот прием автор использует для прерывания композиции, заканчивая одну главу на самом захватывающем моменте и начиная следующую с рассказа о других событиях. В некоторых произведения интрига может быть очень важна.

Классификация видов

Композиции в литературе делятся на несколько видов, согласно принятым классификациям. Например, стандартными, общепринятыми разновидностями являются прямая, кольцевая, зеркальная композиции и рассказ в рассказе.

Прямая (последовательная или линейная) структура предполагает развитие описанных событий строго в хронологическом порядке. При кольцевой начало и окончание повествования совпадают или повторяются, перекликаются.

Для зеркальной композиции характерно наличие приемов противопоставления и многочисленных повторов, позволяющих повторять образы с точностью до наоборот. Например, в первых сценах романа «Анна Каренина» автор описывает, как под колесами поезда гибнет человек, а в конце Толстой рассказывает, что именно так и свела счеты с жизнью его героиня.

Рассказ в рассказе — особая схема построения текста, в котором главный герой одновременно является и главным рассказчиком.

Еще одну классификацию в соответствии с монографией А. Бесина «Принципы и приемы анализа произведений» представляют следующие типы композиции в литературе:

Произведения со свободной композицией считаются более яркими, выразительными, ориентированы на удержание читающей аудитории. Однако такой прием может быть использован не во всех жанрах.

Литературные элементы

Каждый текст создается не только по определенному плану с логичной последовательностью сюжетов, но и с использованием композиционных элементов. Часто авторы используют их, чтобы вызвать у читателя более яркие образы и ассоциации. Принято различать следующие элементы:

Художественный текст невозможен без грамотного и четкого структурирования, использования приемов в соответствии с выбранным жанром и тематикой произведения. Можно привести достаточно внушительный список увлекательных книг, которые цепляют читателя с первой страницы, но есть и такие, интерес к которым не появляется даже на этапе кульминации.

Читайте также:  Слово рахмет как правильно пишется

Источник

Основы композиции: элементы и приемы

В литературоведении про композицию говорят разное, но есть три основных определения:

1) Композиция – это расположение и соотнесенность частей, элементов и образов произведения (компонентов художественной формы), последовательность введения единиц изображаемого и речевых средств текст.

2) Композицией называется построение художественного произведения, соотнесенность всех частей произведения в единое целое, обусловленное его содержанием и жанром.

3) Композиция – построение художественного произведения, определенная система средств раскрытия, организации образов, их связей и отношений, характеризующих жизненный процесс, показанный в произведении.

У всех этих страшных литературоведческих понятий, в сущности, довольно простая расшифровка: композиция – это расположение романных отрывков в логическом порядке, при котором текст становится цельным и обретает внутренний смысл.

Как, следуя инструкции и правилам, мы собираем из мелких деталей конструктор или пазл, так мы собираем из текстовых отрывков, будь то главы, части или зарисовки, и целый роман.

Курс для тех, у кого фантастические идеи есть, а писательского опыта нет или его мало.

Если вы не знаете, с чего начать – как развить идею, как раскрыть образы, как, в конце концов, просто изложить связно то, что придумалось, описать то, что увиделось, – мы предоставим и необходимые знания, и упражнения для практики.

Композиция произведения бывает внешней и внутренней.

Внешняя композиция книги

Внешняя композиция (она же архитектоника) – это разбивка текста на главы и части, выделение дополнительных структурных частей вроде пролога и эпилога, введения и заключения, эпиграфов и лирических отступлений. Еще внешняя композиция – это деление текста на тома (отдельные книги при глобальной идее, ветвистом сюжете и большом количестве героев и персонажей).

Внешняя композиция – это способ дозирования информации.

Романный текст, написанный на 300 листах, без структурной разбивки неудобочитаем. Как минимум ему нужны части, как максимум – главы или смысловые отрезки, разделенные пробелами или звездочками (***).

Кстати, для восприятия удобнее короткие главки – до десяти листов – ведь и мы, будучи читателями, одолев одну главу, нет-нет, да посчитаем, сколько страниц в следующей – и дальше читать или спать.

Внутренняя композиция книги

Внутренняя композиция, в отличие от внешней, включает гораздо больше элементов и приемов компоновки текста. Все они, однако, сводятся к общей цели – выстроить текст в логичном порядке и раскрыть авторский замысел, но идут к ней разными путями – сюжетными, образными, речевыми, тематическими и др. Разберем их подробнее.

1. Сюжетные элементы внутренней композиции:

2. Образные элементы:

Образные элементы работают, в основном, на сюжет.

Так, например, из деталей собирается образ героя – сирота, без роду и племени, но с магической силой и целью – узнать о своем прошлом, о своей семье, найти свое место в мире. И эта цель, по сути, становится сюжетной – и композиционной: из поисков героя, из развития действия – из поступательного и логичного продвижения вперед – формируется текст.

И то же самое касается образов обстановки. Они и создают пространство истории, и одновременно ограничивают его определенными рамками – средневековым замком, городом, страной, миром.

Конкретные образы дополняют и развивают историю, делают ее понятной, видимой и ощутимой, как правильно (и композиционно) расставленные предметы обихода в вашей квартире.

3. Речевые элементы:

Речевые элементы – это скорость восприятия текста. Диалоги – динамика, а монологи и лирические отступления (в том числе описания действия от первого лица) – это статика. Зрительно текст, в котором нет диалогов, кажется громоздким, неудобным, нечитаемым, и это отражается на композиции. Без диалогов она тяжела для восприятия – текст кажется затянутым.

Монологичный текст – как громоздкий сервант в небольшой комнате – опирается на множество деталей (и еще больше содержит в себе), в которых порой сложно разобраться. В идеале, чтобы не утяжелять композицию главы, монологичный (и любой описательный текст) должен занимать не больше двух-трех страниц. И ни в коем случае не десять-пятнадцать, их просто мало кто будет читать – пропустят, глянут по диагонали.

Диалоги же, напротив, состоят из эмоций, легки для восприятия и динамичны. При этом они должны быть не пустыми – только ради динамики и «героических» переживаний, а информативными, работающим на сюжет и раскрытие образа героя.

4. Вставки:

Вставки – это внесюжетные элементы, и убери их из текста – сюжет не изменится. Однако они могут пугать, смешить, тревожить читателя, подсказывать развитие сюжета, если впереди – сложный событийный ряд.

Вам нравятся статьи на сайте «Школы вдохновения»?

Мы объединили самые важные и интересные публикации в сборник «Работа над книгой». В него вошли также новые статьи, пока на сайте не опубликованные.
Купить сборник

Композиционные приемы

К композиционным приемам относится то, как все эти элементы скрепляются, соединяются и преподносятся читателю.

Композиционных приемов существует множество. Например, к ним относятся:

монтаж: сцепка сцен, сцепка глав и частей друг с другом. Каждая сцена должна логично проистекать из предыдущей, каждая следующая глава должна быть связна с событиями предыдущей (если несколько сюжетных линий – значит, главы и скрепляются по событиям линий);

Читайте также:  Кроссовки или кросовки как правильно пишется слово

расположение и оформление текста в соответствии с сюжетом (идеей) – это, например, форма дневника, курсовой работы студента, романа в романе;

тема произведения – скрытый, сквозной композиционный прием, который отвечает на вопрос – о чем история, в чем ее суть, какую главную мысль до читателей хочет донести автор; в практическом плане решается через выбор значимых деталей в ключевых сценах;

мотив – это устойчивые и повторяющиеся элементы, которые создают сквозные образы: например, образы дороги – мотив путешествий, авантюрной или бездомной жизни героя.

Композиция – это явление сложное и многослойное, и во всех ее уровнях разобраться тяжко. Однако разбираться надо, чтобы знать, как выстроить текст, чтобы он легко воспринимался читателем. В этой статье мы поговорили об основах, о том, что лежит на поверхности. И в следующих статьях копнем чуть глубже.

Источник

Композиция, типы композиции

Вы будете перенаправлены на Автор24

Композиция – это структура, построение художественного произведения, последовательность изобразительных приемов и элементов произведения, которые в соответствии с авторским замыслом создают художественное целое.

Понятие композиции в литературном произведении

Любое литературное произведение является художественным целым. Художественным целым может быть не только одно произведение – рассказ, стихотворение, роман и т.д., но и литературный цикл.

Литературный цикл – это группа прозаических или поэтических произведений, объединенных общей идеей, общим героем, проблемами, общим местом действия («Вечера на хуторе близ Диканьки»).

По существу, любое художественное целое является единым творческим организмом, имеющим свою структуру, в котором все элементы самостоятельны и взаимосвязаны. Система таких элементов и принципы их взаимосвязи называются композицией.

Готовые работы на аналогичную тему

Композиционные приемы служат для расстановки авторских акцентов и определенным способом представляют читателю словесную составляющую и воссозданную предметность. Композиционные приемы имеют уникальную энергию эстетического воздействия.

Понятию «композиция», применительно к литературным произведениям, синонимичными являются такие слова, как «диспозиция», «конструкция», «план», «компоновка», «организация».

Задачей композиции является осуществление единства и целостности художественных творений. Она является, по словам П. В. Палиевского, дисциплинирующей силой и организатором произведений. Ее целью является расположение всех частей так, чтобы они замкнулись в полное выражение идеи.

Совокупность композиционных средств и приемов организует, стимулирует и организует восприятие литературно – художественного произведения. Согласно мысли Ю. К. Щеглова и А. К. Жолковского, искусство «являет мир сквозь призму приемов выразительности», которые управляют реакцией читателя и подчиняют его творческой воле автора. Приемов выразительности немного, а систематизация композиционных средств на сегодняшний день пока еще только предварительная.

Организованность вымышленной и описанной автором реальности является фундаментом композиции. Но главным и специфическим началом художественного построения являются способы подачи изображенного и речевых единиц.

Прежде всего композиционные приемы обладают выразительной энергией.

В драматических, эпических и отчасти лироэпических произведениях основная часть композиции – сюжет. Такая композиция включает обязательные сюжетно-композиционные элементы:

Также композиция включает дополнительные элементы – экспозиция, пролог, эпилог, и внесюжетные элементы – авторские отступления, вставные эпизоды.

Композиционное оформление сюжета при этом бывает различным.

В процессе создания произведения писатель выбирает принципы компоновки этих элементов, их взаимодействия и последовательности, при этом использует композиционные приемы. Рассмотрим некоторые приемы и принципы:

Типы композиции

В самом общем виде выделяют два типа композиции – простая и сложная. Простая композиция сводится к объединении. Частей литературного произведения в одно целое, и это объединение осуществляется всегда самым простым путем: прямая последовательность событий в области сюжетосложения, единый повествовательный тип на протяжении всего произведения, простой перечень предметных деталей без выделения опорных, особо важных.

В случае сложной композиции особый художественный смысл воплощается в самом построении произведения и порядке сочетания его элементов и частей. Например, в произведении «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова нарушение хронологической последовательности и последовательная смена повествователей акцентируют внимание читателя на характере Печорина и позволяют разгадать его нравственно-философскую сущность.

Однако выявить простой и сложный тип композиции в конкретном художественном произведении иногда достаточно сложно, так как различия между ними являются в определенной степени только количественными, то есть можно говорить о меньшей или большей сложности композиции определенного произведения. простой и сложный тип композиции, становясь стилевыми доминантами произведения и, соответственно, определять художественное произведение.

Кроме простого и сложного типа композиции выделяют еще следующие виды:

В обратной композиции действие произведения может начаться с конца описываемых событий, а временной ход действия восстановят последующие эпизоды, а также объяснят причины происходящего.

При кольцевой композиции автор использует повтор художественных описаний, строф, события начала и конца происходят в одном месте, в событиях участвуют одни и те же персонажи. Такой прием часто в встречается и в прозе, и в поэзии.

В ретроспективной композиции автор использует прием возвращения действия в прошлого. Часто при использовании этого приема появляется вставной рассказ персонажа, и этот вид композиции называется «рассказ в рассказе».

Источник

Поделиться с друзьями
Детский развивающий портал