Что вспоминал композитор григ когда сочинял музыку для девочки сказка корзина с еловыми шишками

Содержание

Корзина с еловыми шишками К. Г. Паустовский стр 58

1. О чём думал Григ, когда сочинял музыку для девочки?

Какое впечатление произвела музыка на слушателей? Почему?

Герой во время своей творческой работы думал о прекрасной Дагни.

Он восхищался ею, как чем-то неповторимым и нереальным.

Музыкант вспоминал её черты лица, улыбку, доброе сердце и, конечно же, сам край, в котором её встретил.

Он думал, понравится ли девушке его творение, ведь это было очень важно для него.

У героя были самые разнообразные слушатели.

Все они любили и восхищались его музыкой.

Каждый из них думал о своём и прочувствовал все звуки до глубины души.

Кто-то улыбался, кто-то всхлипывал, кто-то волновался и качал головой.

Но для всех эта музыка была особенной и уникальной.

2. По какой причине Дагни уехала из дома? Где она оказалась? Как характеризует героиню её отношение к театру?

Героиня покинула родной край по велению отца.

Он решил, что в её возрасте будет полезно пожить в городе и отправил в гости к сестре.

Это произошло, когда девочке исполнилось 18.

Тётя с дядей были работниками театра.

Это дало Дагни возможность часто посещать спектакли.

После каждого из них девушка находилась под впечатлением.

Она прочувствовала игру актёров и верила их словам.

Поэтому нередко бывало, что героиня плакала ночами.

Это говорит о том, что девочка была крайне впечатлительной и даже по-детски наивной; она имела чистое, светлое, открытое сердце, добрую душу.

3. Что удивило и потрясло Дагни на концерте?

Как она догадалась, что знаменитая пьеса Грига посвящена ей? Только ли потому, что было названо её имя?

Мероприятие, на котором главная героиня получила «подарок», было посвящено симфонической музыке.

На подобном мероприятии девушка была впервые.

Будучи столь впечатлительной, она восприняла это, как невероятное событие.

Даже если бы имя девушки не назвали, я думаю, она бы догадалась, что песня для неё.

Ведь каждый звук был особенным и вызывал у Дагни воспоминания о родных краях.

Она слышала знакомые перезвоны, шелесты, птичьи песни. Всё было, как во сне.

4. Смогла ли героиня понять, что хотел сказать ей Григ? О чём она сожалела?

Девушка поняла смысл «послания» музыканта.

Он донёс ей, что нужно замечать вокруг себя прекрасное.

Для него это была сама Дагни и родные края.

Героиня испытывала чувство сожаления из-за того, что не имеет возможности принести благодарности Григу: ни обнять его, ни сказать искреннее «Спасибо!».

5. Согласишься ли ты с тем, что всё произошедшее на концерте можно назвать самым напряжённым моментом рассказа? Объясни.

Я полностью согласен с этим утверждением.

Ведь на концерте настал пик человеческих чувств, взаимоотношений.

Читатель прочувствует героиню всем сердцем, и слёзы появятся не только на глазах девушки.

Впечатления от кульминации настолько сильные, что мурашки выходят на коже.

Мне, например, стало жалко Дагни.

Ведь она далеко от родного края и всего того прекрасного, что в нём есть.

Она не может увидеть всё то, о чём идёт речь в песне; всё то, что она представляла, слушая очаровательное творение композитора.

Ещё очень жаль, что девушка не имеет возможности встретиться с Григом.

Думаю, им было бы о чём поговорить.

Ведь они оба тонкие натуры, способные прочувствовать окружающие красоты.

6. Придумай заглавие к каждой части рассказа.

Почему Паустовский так разделил текст? Как все части рассказа связаны друг с другом?

1) Лес. Знакомство. Обещание.

2) Мастерская музыки.

3) Дагни переезжает в город.

4) Подарок на концерте.

Структурируя таким образом своё произведение, автор охватил большой временной промежуток из жизни главной героини.

Все части последовательны и каждая из них имеет непосредственное влияние на судьбу Дагни.

7. Определи основную мысль произведения Паустовского. В чём она заключается?

Для каждого человека в мире есть нечто прекрасное.

Это прекрасное надо замечать, ценить и жить ради него.

8. Составь план, и перескажи текст.

План рассказа «Корзина с еловыми шишками» для пересказа произведения для 4 класса.

1) Григ очень любит осенние леса возле Бергена.

2) Встреча дочери лесника с композитором.

3) Обещание подарка на 18-й день рождения.

4) Пустота жилища Грига.

5) Написание песни для Дагни.

6) Мысли во время написания: Дагни, природа, люди, герои сказок.

7) Главная героиня едет в город к тёте.

8) Времяпровождение в театре.

9) Знаменательный концерт.

10) Сожаление Дагни.

9) Побеседуй с другом на тему «Я люблю слушать музыку». Вам помогут вопросы из «Рабочей тетради».

По ссылке можно посмотреть пример диалога «Я люблю слушать музыку»

Источник

О чем думал Григ когда сочинял музыку для девочки в рассказе Паустовского?

Задание по литературе для 4 класса О чем думал Григ, когда сочинял музыку для девочки в рассказе «Корзина с еловыми шишками» Паустовского? Какое впечатление производила музыка на слушателей? Почему?

В своем рассказе Паустовский сообщает, что композитор Григ, когда сочинял музыку, писал о том чем думал. Когда он писал обещанную музыку для Дагни, он конечно же думал об этой маленькой девочке и ему представлялось, что она уже выросла и что Дагни благодарит его за написанную музыку, хотя даже еще не подозревала об ее существовании.

Григ сравнивал маленькую Дагни с солнцем, с ветром, с ранним утром. Он представлял, что на сердце у Дагни расцвел весенний цветок. И все эти видения композитор пытался передать в своей музыки.

Он был счастлив, когда писал музыку и потому музыка у него получалась очень светлой и радостной.

Его слушали синички, сверчок, прачка, матросы и даже Золушка и каждый видел в музыке что-то свое. Матросы даже всхлипывали, прачка бросала работы и задумчиво смотрела в пол, Золушка улыбалась своим мечтам, а синицы просто волновались за окном.

Григ, встретив в лесу маленькую девочку с корзиной еловых шишек, хотел ей что-то подарить. оказалось, что у него ничего с собой нет.

Тогда он решил подарить ей музыкальную пьесу, к ее будущему 18-летию.

Дагни в представлении Грига была светлым человеком, потому и музыка была пронизана этим светом, радостью, благодарностью девушки.

Когда Дагни именно в 18 лет услышала посвященную ей музыкальную пьесу, ее благодарность не имела границ. Ее впечатления были именно такими, какими ожидал их увидеть автор.

Вот описание мыслей композитора в тот момент, когда он записывал музыку для Дагни Педерсен.

Прочитав эти цитаты из текста можно сказать, что Григ думал о том, как много счастья принесла ему встреча с девочкой, ведь благодаря ей он открыл для себя красоту человеческой натуры, а также красоту леса и красоту молодости.

Любое художественное произведение отличается от статьи из энциклопедии стилем изложения. Художественный текст богат образными сравнениями, метафорами, яркими эпитетами и другими средствами выразительности. Статья в энциклопедии написана научным, сухим языком и излагает только факты. В художественном произведении мы видим некое действие, которое имеет свою завязку, кульминацию и финал. В энциклопедической статье все части текста равнозначны и не выделяются эмоционально.

Читайте также:  Что такое хлестаковщина в рассказе гоголя ревизор

Вот и рассказ «Стрижонок Скрип» изобилует эпитетами и сравнениями, главный герой назван ласково стрижонком, и даже имеет собственное имя. В его жизни происходят разные события и приятные и трагические.

Статья из энциклопедии сообщает нам кто такие стрижи, где они живут, как размножаются и где проводят зимы.

Мы сократили название романа до простого «Путешествия Гулливера» и это название очень точно отражает суть романа.

Но можно предложить и свои альтернативные варианты названий, например:

От лилипутов к великанам.

То гигант, то карлик.

Странные путешествия в странные страны.

Долгий путь Гулливера домой.

В своей сказке «Конек-Горбунок» Петр Павлович Ершов рассказывает от дружбе младшего крестьянского сына Ивана и невзрачного коня Горбунка.

Иван предпочел неврзрачного конька красивым статным длинногривым коням. Конек-Горбунок служил другу верой и правдой. Всегда был рядом. В любой беде просил Ивана не тужить, и выручал хозяина.

Без помощи верного коня ничего бы у Ивана просто не вышло.

Сказку «Белоснежка и семь гномов» написали немецкие сказочники Братья Гримм. Им принадлежит огромное число самых разных сказок, которые полюбились всем детям.

Белоснежка знакомится с веселыми лесными гномами и остается жить в их доме.

Очень скоро об этом узнает ее мачеха и терзаемая черной завистью решает применить еще одно средство, чтобы покончить с ненавистной падчерицей.

Что выйдет из этого мы узнаем прочитав сказку, которая никого не может оставить равнодушным. Сказка «Белоснежка и семь гномов» написана легким и красивым языком, в ней добро борется со злом, а любовь с ненавистью.

В стихотворении Тютчева «Еще земли печален вид» можно найти несколько слов, вернее словосочетаний, которые образно рисуют картины наступающей весны, то есть помогают нам представить картины ранней весны.

Прежде всего это слова Воздух весною дышит, с которыми логично гармонирует описание тающих снегов, которое можно найти позже: Тают глыбы.

Также сочетание Мертвый стебель показывает нам картину оттаявшего от снега поля, что тоже ассоциируется с весной.

Еще одно сравнение не такое явное: Блестит лазурь, но касается оно яркого весеннего неба, а потому его также можно привести в качестве примера образа весны.

Источник

Урок литературного чтения по теме «К.Г. Паустовский. Корзина с еловыми шишками. Музыка Э.Грига»

I. Подготовка к восприятию

— Сегодня прочитаем рассказ К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками». Этот рассказ о человеке тонко чувствующем красоту окружающего мира, об известном норвежском композиторе Э.Григе. Мы не только прочитаем рассказ, но и послушаем несколько музыкальных отрывков из произведений этого композитора.

Прежде, чем перейти к разговору о самом норвежском композиторе Э.Григе, мне бы хотелось сказать несколько слов о стране, в которой он жил и писал свои необыкновенные произведения.

Народное искусство Норвегии также своеобразно и прекрасно как природа этой чудесной страны. Норвегия богата преданиями, легендами, сказками, рассказывающими о легендарных походах викингов, о таинственных силах духов, населяющих леса и горы, в единоборства с которыми приходится вступать человеку.

— Какие произведения композитора вы могли бы вспомнить?

Григ родился 15 июня 1843 года в городе Бергене, в семье консула. Талант Эдварда проявился рано, с пяти лет начались занятия музыкой. Первой учительницей Грига была его мать, прекрасная пианистка. В 15 лет Григ стал студентом Лейпцигской консерватории. Лейпциг издавна славился высокой музыкальной культуры. Это был город Баха, Шумана, Мендельсона. Через 4 года консерватория была успешно закончена, и Григ вернулся на родину. Григ много работает, один за другим появляются концерты для фортепиано с оркестром, сборник небольших пьес под названием «Норвежские танцы», лирические пьесы, множество романсов. С каждым годом всё больше и больше растёт популярность Э.Грига.

Последние годы жизни Григ провёл в местечке Тролльхауген «холм троллей». Ничто не отвлекало Грига от работы. Шум волн, пение птиц, шорохи леса вдохновляли композитора, затем оживая в звуках музыки, в причудливых переливах мелодий и песен.

II. Первичное восприятие текста

— Об этом периоде жизни композитора К.Паустовский написал поэтичный рассказ «Корзина с еловыми шишками».

1 часть читает учитель и по ролям подготовленные учащиеся;

2, 3 части читают учащиеся;

4 часть читает учитель (во время чтения звучит музыка Э.Грига «Норвежский танец №2)

III. Обсуждение прочитанного

— Что взволновало вас в этом рассказе?

— Что услышала Дагни в этой музыке?

(Дагни услышала в музыке пение рожков, шум моря, перезвон лесных колокольчиков, свист птиц, ауканье детей, песню девушки.)

— Давай ещё раз послушаем музыкальный отрывок из произведения Э.Грига, который звучал при чтении рассказа, попробуем определить как меняется музыка.

(Слушание музыкального отрывка из произведения «Норвежский танец №2»)

— Какая это музыка по характеру?

— Как меняется музыка?

IV. Перечитывание и работа с текстом

— Какие чувства и мысли охватили Дагни?

(Дагни потрясла музыка Э.Грига. Её охватило волнение, перехватило дыхание. Она поняла, что слышала эту песню у себя в горах.)

— Почему она сразу вспомнила того седого человека, который встретился ей когда-то в лесу и помог донести до дома корзину с еловыми шишками?

(Дагни получила этот необыкновенный подарок через много лет, когда композитора уже не было в живых. Значение этого подарка она поняла только сейчас, став взрослой.)

— Что думала Дагни о композиторе? Как называла его?

(Волшебник, великий музыкант.)

— Музыку не передать словами, но мастерство К.Паустовского позволяет нам заглянуть в дом композитора в Бергене. Давайте посмотрим, где жил Э.Григ, где он создавал свои произведения?

(Единственным украшением дома был рояль.)

— Кто из вас был на концерте симфонической музыки, ведел и слышал звучание рояля? Чем отличается рояль от пианино?

— Посмотрите, как точно, мастерски К.Паустовский передал словами звучание рояля великого композитора. Он позволяет нам услышать как может петь рояль, а клавиши тосковать, смеяться, «греметь бурей и гневом». Мы слышим, как звучит маленькая струна, звон которой сравнивается с плачем Золушки, часто обижаемой сёстрами.

— Послушайте музыкальный отрывок и представьте как плачет Золушка, поёт свою песню сверчок.

(Слушание музыкального отрывка «Шествие гномов», середина отрывка.)

— Какие интонации вы здесь услышали?

— Каков характер и настроение прозвучавшей музыки?

— Какие краски вы могли бы представить здесь?

(Действительно, созданная Э.Григом музыка прекрасна. Он обладал даром воспевать в звуках природу и духовный мир человека.)

— Как вы думаете, что представлял себе Э.Григ, когда писал музыку для Дагни? О чём он думал, мечтал во время игры на рояле, какие картины виделись ему?

(Детская непосредственность Дагни очаровала композитора и он обещал сделать ей подарок, когда она вырастет. Он встретил в лесу маленькую девочку с двумя косичками, в необыкновенных глазах которой увидел все краски осени. А во время игры представлял взрослую девушку. Григ думал о себе, о жизни, которую считал удивительной и прекрасной.)

— Что помогло Э.Григу написать музыку для Дагни?

(Вся красота окружающего мира, необыкновенно поэтично и красочно воспринимаемая Григом, преломлялась в чарующие звуки, которые наполняли всё вокруг.)

— Послушайте отрывок из произведения Э.Грига и попытайтесь соотнести его с литературным текстом.

(Слушание музыкального отрывка из произведения «Осень», середина отрывка.)

— Как вы думаете, какие строки произведения К.Паустовского соответствуют музыке?

(Видел девушку с зелёными сияющими глазами, бегущую ему на встречу.)

— С чем сравнивает композитор девочку?

(С солнцем, с нежным ветром и ранним утром.)

— За что Дагни была благодарна Григу? Прочитайте эти строки.

(Дагни была благодарна Григу за то, что он помог ей открыть для себя прекрасный мир музыки.)

— Помогла ли вам музыка глубже понять и пропустить через своё сердце произведение К.Паустовского?

Сила музыки необыкновенна: она может сделать человека добрее или вызвать в нём ненависть, агрессию. А может пробудить в душе целую бурю разных чувств, как это произошло с Дагни.

Итак, мы сегодня познакомились с произведениями двух мастеров. К.Паустовский словами, Э.Григ музыкой сумели выразить то, что чувствуют, переживают люди; пробудить в нас чистые и добрые чувства. Искусство не даёт жизни сделаться серой, скучной.

Источник

Корзина с еловыми шишками — Паустовский К.

Композитор Эдвард Григ встречает в лесу девочку с корзиной еловых шишек. Григ хочет подарить что-нибудь девочке, но у него ничего нет с собой. Он обещает подарить ей музыку, посвященному ее будущему восемнадцатилетию.

Корзина с еловыми шишками читать

Композитор Эдвард Григ проводил осень в лесах около Бергена.

Читайте также:  Русская народная сказка лисичка сестричка и волк в обработке булатова

Все леса хороши с их грибным воздухом и шелестом листьев. Но особенно хороши горные леса около моря. В них слышен шум прибоя. С моря постоянно наносит туман, и от обилия влаги буйно разрастается мох. Он свешивается с веток зелеными прядями до самой земли.

Кроме того, в горных лесах живет, как птица пересмешник, веселое эхо. Оно только и ждет, чтобы подхватить любой звук и швырнуть его через скалы.

Однажды Григ встретил в лесу маленькую девочку с двумя косичками – дочь лесника. Она собирала в корзину еловые шишки.

Стояла осень. Если бы можно было собрать все золото и медь, какие есть на земле, и выковать из них тысячи тысяч тоненьких листьев, то они составили бы ничтожную часть того осеннего наряда, что лежал на горах. К тому же кованые листья показались бы грубыми в сравнении с настоящими, особенно с листьями осины. Всем известно, что осиновые листья дрожат даже от птичьего свиста.

– Как тебя зовут, девочка? – спросил Григ.

– Дагни Педерсен, – вполголоса ответила девочка.

Она ответила вполголоса не от испуга, а от смущения. Испугаться она не могла, потому что глаза у Грига смеялись.

– Вот беда! – сказал Григ. – Мне нечего тебе подарить. Я не ношу в кармане ни кукол, ни лент, ни бархатных зайцев.

– У меня есть старая мамина кукла, – ответила девочка. – Когда-то она закрывала глаза. Вот так!

Девочка медленно закрыла глаза. Когда она вновь их открыла, то Григ заметил, что зрачки у нее зеленоватые и в них поблескивает огоньками листва.

– А теперь она спит с открытыми глазами, – печально добавила Дагни. – У старых людей плохой сон. Дедушка тоже всю ночь кряхтит.

– Слушай, Дагни, – сказал Григ, – я придумал. Я подарю тебе одну интересную вещь. Но только не сейчас, а лет через десять.

Дагни даже всплеснула руками.

– Понимаешь, мне нужно ее еще сделать.

– Разве за всю свою жизнь, – строго спросила Дагни, – вы можете сделать всего пять или шесть игрушек?

– Да нет, это не так, – неуверенно возразил он. – Я сделаю ее, может быть, за несколько дней. Но такие вещи не дарят маленьким детям. Я делаю подарки для взрослых.

– Я не разобью, – умоляюще сказала Дагни и потянула Грига за рукав. – И не сломаю. Вот увидите! У дедушки есть игрушечная лодка из стекла. Я стираю с нее пыль и ни разу не отколола даже самого маленького кусочка.

«Она совсем меня запутала, эта Дагни», – подумал с досадой Григ и сказал то, что всегда говорят взрослые, когда попадают в неловкое положение перед детьми:

– Ты еще маленькая и многого не понимаешь. Учись терпению. А теперь давай корзину. Ты ее едва тащишь. Я провожу тебя, и мы поговорим о чем-нибудь другом.

Дагни вздохнула и протянула Григу корзину. Она действительно была тяжелая. В еловых шишках много смолы, и потому они весят гораздо больше сосновых.

Когда среди деревьев показался дом лесника, Григ сказал:

– Ну, теперь ты добежишь сама, Дагни Педерсен. В Норвегии много денечек с таким именем и фамилией, как у тебя. Как зовут твоего отца?

– Хагеруп, – ответила Дагни и, наморщив лоб, спросила: – Разве вы не зайдете к нам? У нас сеть вышитая скатерть, рыжий кот и стеклянная лодха. Дедушка позволит вам взять ее в руки.

– Спасибо. Сейчас мне некогда. Прощай, Дагни!

Григ пригладил волосы девочки и пошел в сторону моря. Дагни, насупившись, смотрела ему вслед. Корзину она держала боком, из нее вываливались шишки.

«Я напишу музыку, – решил Григ. – На заглавном листе я прикажу напечатать: «Дагни Педерсен – дочери лесника Хагерупа Педерсена, когда ей исполнится восемнадцать лет».

В Бергене все было по-старому.

Все, что могло приглушить звуки, – ковры, портьеры и мягкую мебель – Григ давно убрал из дома. Остался только старый диван. На нем могло разместиться до десятка гостей, и Григ не решался его выбросить.

Друзья говорили, что дом композитора похож на жилище дровосека. Его украшал только рояль. Если человек был наделен воображением, то он мог услышать среди этих белых стен волшебные вещи – от рокота северного океана, что катил волны из мглы и ветра, что высвистывал над ними свою дикую сагу, до песни девочки, баюкающей тряпичную куклу.

Рояль мог петь обо всем – о порыве человеческого духа к великому и о любви. Белые и черные клавиши, убегая из-под крепких пальцев Грига, тосковали, смеялись, гремели бурей и гневом и вдруг сразу смолкали.

Тогда в тишине еще долго звучала только одна маленькая струна, будто это плакала Золушка, обиженная сестрами.

Григ, откинувшись, слушал, пока этот последний звук не затихал на кухне, где с давних пор поселился сверчок.

Становилось слышно, как, отсчитывая секунды с точностью метронома, капает из крана вода. Капли твердили, что время не ждет и надо бы поторопиться, чтобы сделать все, что задумано.

Григ писал музыку для Дагни Педерсен больше месяца. Началась зима. Туман закутал город по горло. Заржавленные пароходы приходили из разных стран и дремали у деревянных пристаней, тихонько посапывая паром.

Вскоре пошел снег. Григ видел из своего окна, как он косо летел, цепляясь за верхушки деревьев.

Невозможно, конечно, передать музыку словами, как бы ни был богат наш язык.

Григ писал о глубочайшей прелести девичества и счастья. Он писал и видел, как навстречу ему бежит, задыхаясь от радости, девушка с зелеными сияющими глазами. Она обнимает его за шею и прижимается горячей щекой к его седой небритой щеке. «Спасибо!» – говорит она, сама еще не зная, за что она благодарит его.

«Ты как солнце, – говорит ей Григ. – Как нежный ветер и раннее утро. У тебя на сердце расцвел белый цветок и наполнил все твое существо благоуханием весны. Я видел жизнь. Что бы тебе ни говорили о ней, верь всегда, что она удивительна и прекрасна. Я старик, но я отдал молодежи жизнь, работу, талант. Отдал все без возврата. Поэтому я, может быть, даже счастливее тебя, Дагни.

Ты – белая ночь с ее загадочным светом. Ты – счастье. Ты – блеск зари. От твоего голоса вздрагивает сердце.

Да будет благословенно все, что окружает тебя, что прикасается к тебе и к чему прикасаешься ты, что радует тебя и заставляет задуматься»,

Григ думал так и играл обо всем, что думал. Он подозревал, что его подслушивают Он даже догадывался, кто этим занимается. Это были синицы на дереве, загулявшие матросы из порта, прачка из соседнего дома, сверчок, снег, слетавший с нависшего неба, и Золушка в заштопанном платье.

Каждый слушал по-своему.

Синицы волновались. Как они ни вертелись, их трескотня не могла заглушить рояля.

Загулявшие матросы рассаживались на ступеньках дома и слушали, всхлипывая. Прачка разгибала спину, вытирала ладонью покрасневшие глаза и покачивала головой. Сверчок вылезал из трещины в кафельной печке и поглядывал в щелку за Григом.

Падавший снег останавливался и повисал в воздухе, чтобы послушать звон, лившийся ручьями из дома. А Золушка смотрела, улыбаясь, на пол. Около ее босых ног стояли хрустальные туфельки. Они вздрагивали, сталкиваясь друг с другом, в ответ на аккорды, долетавшие из комнаты Грига.

Этих слушателей Григ ценил больше, чем нарядных и вежливых посетителей концертов.

В восемнадцать лет Дагни окончила школу.

По этому случаю отец отправил ее в Христианию погостить к своей сестре Магде. Пускай девочка (отец считал ее еще девочкой, хотя Дагни была уже стройной девушкой, с тяжелыми русыми косами) посмотрит, как устроен свет, как живут люди, и немного повеселится.

Кто знает, что ждет Дагни в будущем? Может быть, честный и любящий, но скуповатый и скучный муж? Или работа продавщицы в деревенской лавке? Или служба в одной из многочисленных пароходных контор в Бергене?

Магда работала театральной портнихой. Муж ее Нильс служил в том же театре парикмахером.

Жили они в комнатушке под крышей театра. Оттуда был виден пестрый от морских флагов залив и памятник Ибсену.

Читайте также:  Картинки масок из сказок

Пароходы весь день покрикивали в открытые окна. Дядюшка Нильс так изучил их голоса, что, по его словам, безошибочно знал, кто гудит – «Нордерней» из Копенгагена, «Шотландский певец» из Глазго или «Жанна д’Арк» из Бордо.

В комнате у тетушки Магды было множество театральных вещей: парчи, шелка, тюля, лент, кружев, старинных фетровых шляп с черными страусовыми перьями, цыганских шалей, седых париков, ботфорт с медными шпорами, шпаг, вееров и серебряных туфель, потертых на сгибе. Все это приходилось подшивать, чинить, чистить и гладить.

На стенах висели картины, вырезанные из книг и журналов: кавалеры времен Людовика XIV, красавицы в кринолинах, рыцари, русские женщины в сарафанах, матросы и викинги с дубовыми венками на головах.

В комнату надо было подыматься по крутой лестнице. Там всегда пахло краской и лаком от позолоты.

Дагни часто ходила в театр. Это было увлекательное занятие. Но после спектаклей Дагни долго не засыпала и даже плакала иногда у себя в постели.

Напуганная этим тетушка Магда успокаивала Дагни. Она говорила, что нельзя слепо верить тому, что происходит на сцене. Но дядюшка Нильс обозвал Магду за это «наседкой» и сказал, что, наоборот, в театре надо верить Есему. Иначе людям не нужны были бы никакие театры. И Дани верила.

Но все же тетушка Магда настояла на том, чтобы пойти для разнообразия в концерт.

Нильс против этого не спорил. «Музыка, – сказал он, – это зеркало гения».

Нильс любил выражаться возвышенно и туманно. О Дагни он говорил, что она похожа на первый аккорд увертюры. А у Магды, по его словам, была колдовская власть над людьми. Выражалась она в том, что Магда шила театральные костюмы. А кто же не знает, что человек каждый раз, когда надевает новый костюм, совершенно меняется. Вот так оно и выходит, что один и тот же актер вчера был гнусным убийцей, сегодня стал пылким любовником, завтра будет королевским шутом, а послезавтра – народным героем.

– Дагни, – кричала в таких случаях тетушка Магда, – заткни уши и не слушай эту ужасную болтовню! Он сам не понимает, что говорит, этот чердачный философ!

Был теплый июнь. Стояли белые ночи. Концерты проходили в городском парке под открытым небом.

Дагни пошла на концерт вместе с Магдой и Нильсом. Она хотела надеть свое единственное белое платье. Но Нильс сказал, что красивая девушка должна быть одета так, чтобы выделяться из окружающей обстановки. В общем, длинная его речь по этому поводу сводилась к тому, что в белые ночи надо быть обязательно в черном и, наоборот, в темные сверкать белизной платья.

Переспорить Нильса было невозможно, и Дагни надела черное платье из шелковистого мягкого бархата. Платье это Магда принесла из костюмерной.

Когда Дагни надела это платье, Магда согласилась, что Нильс, пожалуй, прав – ничто так не оттеняло строгую бледность лица Дагни и ее длинные, с отблеском старого золота косы, как этот таинственный бархат.

– Посмотри, Магда, – сказал вполголоса дядюшка Нильс, – Дагни так хороша, будто идет на первое свидание.

– Вот именно! – ответила Магда. – Что-то я не видела около себя безумного красавца, когда ты пришел на первое свидание со мной. Ты у меня просто болтун.

И Магда поцеловала дядюшку Нильса в голову.

Концерт начался после обычного вечернего выстрела из пушки в порту. Выстрел означал заход солнца.

Несмотря на вечер, ни дирижер, ни оркестранты не включили лампочек над пультами. Вечер был настолько светлый, что фонари, горевшие в листве лип, были зажжены, очевидно, только для того, чтобы придать нарядность концерту.

Дагни впервые слушала симфоническую музыку. Она произвела на нее странное действие. Все переливы и громы оркестра вызывали у Дагни множество картин, похожих на сны.

Потом она вздрогнула и подняла глаза. Ей почудилось, что худой мужчина во фраке, объявлявший программу концерта, назвал ее имя.

– Это ты меня звал, Нильс? – спросила Дагни дядюшку Нильса, взглянула на него и сразу же нахмурилась.

Дядюшка Нильс смотрел на Дагни не то с ужасом, не то с восхищением. И так же смотрела на нее, прижав ко рту платок, тетушка Магда.

– Что случилось? – спросила Дагни.

Магда схватила ее за руку и прошептала:

Тогда Дагни услышала, как человек во фраке сказал:

– Слушатели из последних рядов просят меня повторить. Итак, сейчас будет исполнена знаменитая музыкальная пьеса Эдварда Грига, посвященная дочери лесника Хагерупа Педерсена Дагни Педерсен по случаю того, что ей исполнилось восемнадцать лет.

Дагни вздохнула так глубоко, что у нее заболела грудь. Она хотела сдержать этим вздохом подступавшие к горлу слезы, но это не помогло. Дагни нагнулась и закрыла лицо ладонями.

Скачала она ничего не слышала. Внутри у нее шумела буря. Потом она наконец услышала, как поет ранним утром пастуший рожок и в ответ ему сотнями голосов, чуть вздрогнув, откликается струнный оркестр.

Мелодия росла, подымалась, бушевала, как ветер, неслась по вершинам деревьев, срывала листья, качала траву, била в лицо прохладными брызгами. Дагни почувствовала порыв воздуха, исходивший от музыки, и заставила себя успокоиться.

Да! Это был ее лес, ее родина! Ее горы, песни рожков, шум ее моря!

Стеклянные корабли пенили воду. Ветер трубил в их снастях. Этот звук незаметно переходил в перезвон лесных колокольчиков, в свист птиц, кувыркавшихся в воздухе, в ауканье детей, в песню о девушке – в ее окно любимый бросил на рассвете горсть песку. Дагни слышала эту песню у себя в горах.

Так, значит, это был он! Тот седой человек, что помог ей донести до дому корзину с еловыми шишками. Это был Эдвард Григ, волшебник и великий музыкант! И она его укоряла, что он не умеет быстро работать.

Так вот тот подарок, что он обещал сделать ей через десять лет!

Дагни плакала, не скрываясь, слезами благодарности. К тому времени музыка заполнила все пространство между землей и облаками, повисшими над городом. От мелодических волн на облаках появилась легкая рябь. Сквозь нее светили звезды.

Музыка уже не пела. Она звала. Звала за собой в ту страну, где никакие горести не могли охладить любви, где никто не отнимает друг у друга счастья, где солнце горит, как корона в волосах сказочной доброй волшебницы.

В наплыве звуков вдруг возник знакомый голос. «Ты – счастье, – говорил он. – Ты – блеск зари!»

Музыка стихла. Сначала медленно, потом все разрастаясь, загремели аплодисменты.

Дагни встала и быстро пошла к выходу из парка. Все оглядывались на нее. Может быть, некоторым из слушателей пришла в голову мысль, что эта девушка и была той Дагни Педерсен, которой Григ посвятил свою бессмертную вещь.

«Он умер! – думала Дагни. – Зачем?» Если бы можно было увидеть его! Если бы он появился здесь! С каким стремительно бьющимся сердцем она побежала бы к нему навстречу, обняла бы за шею, прижалась мокрой от слез щекой к его щеке и сказала бы только одно слово: «Спасибо!» – «За что?» – спросил бы он. «Я не знаю… – ответила бы Дагни. – За то, что вы не забыли меня. За вашу щедрость. За то, что вы открыли передо мной то прекрасное, чем должен жить человек».

Дагни шла по пустынным улицам. Она не замечала, что следом за ней, стараясь не попадаться ей на глаза, шел Нильс, посланный Магдой. Он покачивался, как пьяный, и что-то бормотал о чуде, случившемся в их маленькой жизни.

Сумрак ночи еще лежал над городом. Но в окнах слабой позолотой уже занимался северный рассвет.

Дагни вышла к морю. Оно лежало в глубоком сне, без единого всплеска.

Дагни сжала руки и застонала от неясного еще ей самой, но охватившего все ее существо чувства красоты этого мира.

– Слушай, жизнь, – тихо сказала Дагни, – я люблю тебя.

И она засмеялась, глядя широко открытыми глазами на огни пароходов. Они медленно качались в прозрачной серой воде.

Нильс, стоявший поодаль, услышал ее смех и пошел домой. Теперь он был спокоен за Дагни. Теперь он знал, что ее жизнь не пройдет даром.

Источник

Поделиться с друзьями
Детский развивающий портал