Что вспоминает бунин о деревне в рассказе косцы 5 класс ответы кратко

Содержание

Что вспоминает Бунин о деревне в рассказе «Косцы»?

Что вспоминает Бунин о деревне в рассказе «Косцы»?

Бунин вспоминает в рассказе «Косцы» работу крестьянской артели, за которой он наблюдал, будучи в России.

Дружная, спорая работа крестьян вдохновила писателя, он любовался их слаженными действиями, умелой работой, красотой и широтой размаха.

Рязанские крестьяне работали с охотой, весёлые шутки, красивые песни.

Простые лица, аккуратная и чистая одежда, смешливые и дружные люди.

Они пили родниковую воду во время работу, а вечерами все вместе готовили трапезу, из чего послал Бог.

Могучий и неприхотливый рабочий люд, крестьянская простота и радушие, возможность делать самую тяжёлую работу играючи, красота народных песен, всё это рождало тёплые и немного грустные воспоминания у Бунина.

Бунин рассказ «Косцы» очень краткое содержание ПОМОГИТЕ!

Перессказ произведения Бунин Косцы?

Перессказ произведения Бунин Косцы.

Бунин характеристика косцов?

Бунин характеристика косцов.

Цитата из рассказа И?

Цитата из рассказа И.

Помогите пожалуйста?

Метафоры и сравнения в рассказе «Косцы» Иван Алексеевич Бунин.

Что мне понравилось в описании природы в рассказе Бунина Косцы?

Что мне понравилось в описании природы в рассказе Бунина Косцы.

Зачем Бунин ввёл косцов в рассказ косцы?

Зачем Бунин ввёл косцов в рассказ косцы.

Написать характеристику русского народа по рассказу Бунина Косцы?

Написать характеристику русского народа по рассказу Бунина Косцы.

Сообщение на тему из чего складывается образ родины в рассказе И?

Сообщение на тему из чего складывается образ родины в рассказе И.

Составить связное, развёрнутое сообщение на тему : “Из чего складывается образ Родины в рассказе И?

Составить связное, развёрнутое сообщение на тему : “Из чего складывается образ Родины в рассказе И.

Сложный или простой? Простой : 1) Разговор, подслушанный царем. 2)Выбор жены. 3)Заговор отвергнутых сестер и подмена письма. 4)Гнев царя и страшная кара. 5)Освобождение и чудесный остров. 6)Спасение Гвидоном лебедя и награда за это. 7)Царь узн..

Кофейник чашки блюца тарелки кошки. Вообщем все столовые приборы и она сама.

Фёдор и горе. Всего два персонажа. Попробуй прочитать краткое содержание. Реально помогает.

Владимир дубовский любил Машу а она как бы не очень к нему относился из за того что он разбойнк.

Кто такой гек кто такой чук о чем книга.

Олицетворение : гудел дом Метафора : Бездна снежного урагана и мрака Сравнение : умоляя, как будто бы безумно.

Петя восхищался своим домашним животным.

Потому что он плохо относился к учебе и не понимал как она важна.

Источник

Рассказ «Косцы» Бунина: краткое содержание, анализ и характеристика героев

Это было в июне. Рассказчик шел по дороге и встретил косцов, которые работали и пели. Дорога была длинной, и на ней виднелись колеи, оставшиеся еще от дедов. Время было вечернее. Солнце склонялось к горизонту, небо золотилось, и облака были красивы. Впереди виднелось стадо овец. Косцы находились в березовом лесу, они приехали сюда на заработки из Рязани. Они выглядели здоровыми и крепкими. Косцы были беззаботны и дружны. А работали живо, с задором.

А сейчас они работали и пели, их песня была красивой. И смотреть на косцов было приятно. А прелесть песни была в том, что окружало рассказчика с косцами, в том, что они чувствовали. Для рассказчика эти минуты были важны, и он понял, что запомнит их навсегда. Березовый лес как будто откликался на все мотивы той песни. Песня казалась прекрасной не из-за слов или мотива, а от того, что рассказчик и косцы были в их общем доме: в России, и казалось, будто её душа поет вместе с ними.

Вместе работая, косцы понемногу продвигались вперед. Их песня была легкой и естественной, и в ней пелось о прощании с родимой стороной. Хотя слова песни были грустные, пели косцы их с радостью, не соответствующей словам. Это можно было объяснить тем, что на самом деле они не прощаются с Родиной. И рассказчик, и рязанские мужики были бесконечно счастливы в то время, сейчас те дни кажутся рассказчику давным-давно прошедшими, но он помнит, как счастлив был тогда.

Бунин пишет свой рассказ, основанный на воспоминаниях, в Париже. Он хочет передать читателю, как сильно он скучает по России. Рассказ учит тому, что нужно ценить моменты и видеть счастье в мелочах.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Бунин. «Косцы». Содержание в кратком изложении

Итак, попробуем кратко пересказать небольшой шедевр Ивана Алексеевича. Пересказ «Косцов» Бунина начнем с того, что на краю леса, где растут молодые березки, автор и его спутник видят работающих косцов. Писатель подмечает их благородный вид, опрятность и трудолюбие. Они наслаждаются своим занятием. Эта дружная компания кажется совершено беззаботной.

Приблизился вечер, и автору опять хочется встречи с косарями. Он видит их за трапезой. Они наслаждаются блюдом из мухоморов, которое им кажется сладковатым и напоминает курятину. Труженики отдохнули и решили спеть. Казалось, что их звонкие голоса заполняли лесной воздух особым очарованием, дивной прелестью.

Песня казалась грустной, но исполняли они ее с особой удалью. В этот момент автор понял, что в жизни нет безнадежности. Огромная Русь может всякому помочь и любого выручить. До самой ночи радовали косцы своими песнями. Писатель наслаждался этим моментом и вдыхал свежие ароматы медвяных лесных трав, удивлялся гармоничному сплетению человека и природы.

Конец рассказа немного грустный, автор ностальгически вспоминает косцов и их пение. Он чувствовал себя рядом с этими тружениками счастливым, а их песни подарили ему истинную радость. Бунину искренне жаль, что не вернуть больше тех сказочных мгновений.

Косцы

Они были рязанские, неместные, проходили через эти земли, продвигаясь в места более плодородные. Дружные и беззаботные, ничем не обремененные, они любили работу. Одежда их была добротнее, чем у местных. Так можно описать крестьян, освещая кратко рассказ И. А. Бунина «Косцы».

Особенности сюжета

Иван Алексеевич сам утверждал, что писал о красоте во всех ее формах, часть своей души передал в описании русской природы в произведении И. Бунина «Косцы». Анализ рассказа нужно начать с особенностей сюжета. Как и многие другие короткие произведения писателя, рассказ «Косцы» не имеет определенных сюжетных линий. Это своеобразное воспоминание о том, как он встретил в поле рязанских косцов, которые невероятно красиво пели.

В рассказе глубоко и проникновенно переданы чувства, которые одолевали писателя во время их пения. Уже тогда рассказчик понимал, что никогда не забудет тот предвечерний час. Автор удивлен, насколько глубока русская душа, что даже ему непонятны все тонкости песни сельских тружеников.

Горечь утраты

Все это могло бы у читателей произведения вызвать лишь самые лучшие чувства, если бы не предваряющая повествование фраза о том, что было это бесконечно давно, так как жизнь, которой в то время жили, уже вовеки не вернется. Произведение «Косцы» Бунина, краткое содержание которого было вам представлено, отображает сложные чувства, которые владели в эмигрантское время душой писателя. Разрыв связи с Родиной всегда переживается тяжело. Вдвойне трудно приходится, если осознавать, что ее никак уже не вернуть — прежней страны больше не существует. Пересказ произведения Бунина «Косцы» отображает это.

Читайте также:  Скорая помощь как пишется в тексте

Композиционное и жанровое своеобразие

Четко выраженной композиции в рассказе «Косцы» нет. Стоит отметить, что и отдельные персонажи здесь тоже не выделяются. Присутствует только обособленный образ косцов. На первое место в произведении выплывают авторские чувства и мысли.

В своих размышлениях писатель сравнивает этих тружеников с чем-то чарующим, слитым в единую артель, видит, что их пение очень гармонично вплетается в жизнь природы, но они даже не задумываются об этом. Во время пения автор ощущает себя частичкой этого народа. Их песня, окружающая природа неотделимы от родины, России.

К какому жанру можно отнести данное произведение? Пожалуй, это своеобразное стихотворение в прозе, где писатель размышляет о русском человеке. Ведь Бунину так необходимо было за границей духовное единение с Россией. А еще его можно назвать поэтической зарисовкой, лирическим очерком. Рассказ насыщен эпитетами, метафорами, сравнениями.

Жанр, направление

Жанр произведения «Косцы» — рассказ. Но его можно назвать и поэтической зарисовкой, не забывая о важной лирической составляющей творчества Бунина. Ведь в сюжете лежат чувства и восприятие рассказчика, возникшие под влиянием пения крестьян, косивших траву в лесу.

Направление — реализм. Но в «Косцах», как и в некоторых других произведениях Бунина, можно наблюдать элементы импрессионизма. Здесь особенно ярко выражено субъективное восприятие рассказчиком окружающей его действительности.

Природа в рассказе Бунина «Косцы»

Описанием русской природы в произведении Иван Алексеевич показал, насколько он тонко ее чувствовал. Березовый лес у него как бы откликается на песню косцов. Автор описывает старую дорогу, которая заросла кудрявой муравой, рассуждает о том, что по этой дороге столько раз ходили его деды и прадеды. Днем по небосводу плыли красивые легкие облака, а вечером небо стало золотиться.

На лоне этой природы прекрасно чувствуют себя труженики. Читателю так и хочется разделить восторг и радость, передаваемую автором в описании местности и процесса сенокоса. Сразу перед глазами всплывают картины А. А. Пластова «Сенокос» и Г. Г. Мясоедова «Страдная пора. Косцы». Их даже можно назвать иллюстрациями к рассказу Бунина.

Автор изображает родство сильных тружеников с природой. Этим людям не в тягость такой тяжелый труд. Они поют песню, которая сливается воедино с березовым лесом. Деревья отзываются на дивное пение. Цветовая гамма в произведении тоже очень богатая: серело, золотилось, синь, кумачовый, розовый, черней, красными. Особенностью этого и других рассказов являются повторы, поэтому оно и похоже на стихотворение в прозе. Слово «прелесть» повторяется несколько раз. Оно относится к природе и песне косцов.

Короткий пересказ «Косцов» Бунина

Краткое содержание Бунин Косцы:

Повествование ведется от лица рассказчика, который держит путь по одной из больших российских дорог. Передвигаясь между березовых лесов и широкий степей, он с удовольствием слушает доносящиеся издалека песни людей с косами, которые размеренно вышагивая по полю, ждут окончания рабочего дня.

Июньский день подходит к концу. Природа будто раскрыла напоследок все свои прелести. Закат солнца ослепительно красив. Он слился с золотистыми облаками. На фоне благоухающих полей умиротворенно отдыхает пастух и стадо овец.

Громким раскатистым эхом разносятся слова из песен мужчин, которые из далекого рязанского края добрели до орловских мест. В поисках плодородных участков земли они дружно, наслаждаясь своей работой, идут к цели, по пути протягивая руку помощи местным сенокосам.

Вспоминая недавнюю встречу с ними, рассказчик повествует о каждом их занятии, связанном с приемом пищи на лугу в виде мухоморов, косьбой, подчеркивая их приветливость и гостеприимство, своеобразие обрядов и одежды.

Теперь, вновь услышав их звучные голоса, герой чувствует слияние их песен со всем тем, что окружает вокруг. Ощущение счастья переполняет его от осознания себя частью родного края, наделенного такой волшебной красотой просторов. Вдыхая свежий воздух, он думает об особенностях традиций, исполнении и содержании русских песен.

Именно в процессе косьбы мужики, напоминающие богатырей, проявляли настоящие чувства. Продолжая раскрывать загадку русской песни, рассказчик, прежде всего, обращается к удивительной душе певцов, которые, прощаясь с этой землей, уходят в другой край. Они помнят, что где бы ни находился человек, везде одно небо, а Россия — единственный дом, где каждый кустик укроет от непогоды.

Лаская слух, песня постепенно раскрыла свое содержание. Речь шла о мире, наполненном добрыми людьми, о богатстве нашей страны неповторимым русским творчеством. Но все когда-то уходит, подобные дни остаются навсегда лишь в памяти.

Это интересно: Произведение написано в 1906 году, спустя год после смерти единственного сына писателя – пятилетнего Коли. Рассказ пронизан большой любовью к детям, их искренности, непосредственности, жажде новых открытий. Взглянуть на мир глазами ребенка, понять, о чем он мечтает, какие чувства испытывает, поможет рассказ «Цифры» Бунина.

Труженики в рассказе

Косцы не просто трудились, но и пели. Казалось, что в работе они даже не делали особых усилий. Труженики размахивали вокруг себя косами, а те обнажали целые поляны. Писатель изображает не местных, а рязанских косцов, которые пришли из другой области России, но отличаются сплоченностью. В их движениях замечалась особая охота к работе.

И радостно было автору наблюдать за их слаженным трудом. Косы они пускали широко, как бы играясь. Шли ровно друг за другом, окашивая пни и кусты. Даже во вздохах этих тружеников писатель видел русскую красоту. В этом прозаическом стихотворении Бунин воспевает труд косцов.

Значение народной песни

В своем произведении «Косцы» Иван Бунин тонко описывает песню тружеников поля, воспевающую родимую сторонку, счастье, надежду. Некоторые строчки посвящены любимой девушке, несчастной любви. Прелесть пения косцов в откликах звучности. Они – дети своей земли, поэтому подобный душевный порыв свойственен только им.

Пение косцов Бунин сравнивает с пением души. Он даже не находит слов для выражения всей прелести этой песни. В ней связь со всем окружающим миром. Эти наивные, не ведавшие своих сил и талантов люди так запели, что даже лес отозвался на их звуки. В них слышались радость и безнадежность одновременно. Один из косцов оплакивал себя: «Ой, да все пути мне, молодцу, заказаны». Разве могут так сладко петь и скорбеть те, кому некуда пойти, и везде закрыты дороги? Эти люди не верят в безнадежность. Самое главное, что было в той песне — нельзя возвратить прошлых счастливых дней.

Литература. 5 класс (2 часть) Косцы

Мы шли по большой дороге, а они косили в молодом берёзовом лесу поблизости от неё — и пели.

Это было давно, это было бесконечно давно, потому что та жизнь, которой все мы жили в то время, не вернётся уже вовеки.

Они косили и пели, и весь берёзовый лес, ещё не утративший густоты и свежести, ещё полный цветов и запахов, звучно откликался им.

Кругом нас были поля, глушь серединной, исконной России. Было предвечернее время июньского дня. Старая большая дорога, заросшая кудрявой муравой, изрезанная заглохшими колеями, следами давней жизни наших отцов и дедов, уходила перед нами в бесконечную русскую даль. Солнце склонялось на запад, стало заходить в красивые легкие облака, смягчая синь за дальними извалами полей и бросая к закату, где небо уже золотилось, великие светлые столпы, как

«Страдная пора (Косцы)». Худ. Г. Мясоедов

пишут их на церковных картинах. Стадо овец серело впереди, старик-пастух с подпаском сидел на меже, навивая кнут… Казалось, что нет, да никогда и не было, ни времени, ни деления его на века, на годы в этой забытой — или благословенной — Богом стране. И они шли и пели среди её вечной полевой тишины, простоты и первобытности с какой-то былинной свободой и беззаветностью. И берёзовый лес принимал и подхватывал их песню так же свободно и вольно, как они пели.

Читайте также:  Как правильно пишется слово щетина

Они были «дальние», рязанские. Они небольшой артелью проходили по нашим, орловским, местам, помогая нашим сенокосам и подвигаясь на низы, на заработки во время рабочей поры в степях, ещё более плодородных, чем наши. И они были беззаботны, дружны, как бывают люди в дальнем и долгом пути, на отдыхе от всех семейных и хозяйственных уз, были «охочи к работе», неосознанно радуясь её красоте и спорости. Они были как-то стариннее и добротнее, чем наши, — в обычае, в повадке, в языке, — опрятней и красивей одеты, своими мягкими кожаными бахилками [1], белыми, ладно увязанными онучами [2], чистыми портками и рубахами с красными, кумачовыми воротами и такими же ластовицами.

Неделю тому назад они косили в ближнем от нас лесу, и я видел, проезжая верхом, как они заходили на работу, пополудновавши: они пили из деревянных жбанов родниковую воду, — так долго, так сладко, как пьют только звери да хорошие, здоровые русские батраки, — потом крестились и бодро сбегались к месту с белыми, блестящими, наведёнными, как бритва, косами на плечах, на бегу вступали в ряд, косы пустили все враз, широко, играючи, и пошли, пошли вольной, ровной чередой. А на возвратном пути я видел их ужин. Они сидели на засвежевшей поляне возле потухшего костра, ложками таскали из чугуна куски чего-то розового.

Они приветливо ответили:

— Доброго здоровья, милости просим!

— Ничего, они сладкие, чистая курятина!

Теперь они пели: «Ты прости, прощай, любезный друг!» —подвигались по берёзовому лесу, бездумно лишая его густых трав и цветов, и пели, сами не замечая того. И мы стояли и слушали их, чувствуя, что уже никогда не забыть нам этого предвечернего часа и никогда не понять, а главное, не высказать вполне, в чём такая дивная прелесть их песни.

Прелесть её была в откликах, в звучности берёзового леса. Прелесть её была в том, что никак не была она сама по себе: она была связана со всем, что видели, чувствовали и мы, и они, эти рязанские косцы. Прелесть была в том несознаваемом, но кровном родстве, которое было между ими и нами — и между ими, нами и этим хлебородным полем, что окружало нас, этим полевым воздухом, которым дышали и они, и мы с детства, этим предвечерним временем, этими облаками на уже розовеющем западе, этим свежим, молодым лесом, полным медвяных трав по пояс, диких несметных цветов и ягод, которые они поминутно срывали и ели, и этой большой дорогой, её простором и заповедной далью. Прелесть была в том, что все мы были дети своей родины и были все вместе и всем нам было хорошо, спокойно и любовно без ясного понимания своих чувств, ибо их и не надо, не должно понимать, когда они есть. И ещё в том была (уже совсем не сознаваемая нами тогда) прелесть, что эта родина, этот наш общий дом была — Россия, и что только её душа могла петь так, как пели косцы в этом откликающемся на каждый их вздох берёзовом лесу.

Прелесть была в том, что это было как будто и не пение, а именно только вздохи, подъёмы молодой, здоровой, певучей груди. Пела одна грудь, как когда-то пелись песни только в России и с той непосредственностью, с той несравненной лёгкостью, естественностью, которая была свойственна в песне только русскому. Чувствовалось — человек так свеж, крепок, так наивен в неведении своих сил и талантов и так полон песнью, что ему нужно только легонько вздыхать, чтобы отзывался весь лес на ту добрую и ласковую, а порой дерзкую и мощную звучность, которой наполняли его эти вздохи. Они подвигались, без малейшего усилия бросая вокруг себя косы, широкими полукругами обнажая перед собою поляны, окашивая, подбивая округ пней и кустов и без малейшего напряжения вздыхая, каждый по-своему, но в общем выражая одно, делая по наитию нечто единое, совершенно цельное, необыкновенно пре- красное. И прекрасны совершенно особой, чисто русской красотой были те чувства, что рассказывали они своими вздохами и полусловами вместе с откликающейся далью, глубиной леса.

Конечно, они «прощались, расставались» и с «родимой сторонушкой», и со своим счастьем, и с надеждами, и с той, с кем это счастье соединялось:

Ты прости, прощай, любезный друг, И родимая ах да прощай, сторонушка! —

говорили, вздыхали они каждый по-разному, с той или иной мерой грусти и любви, но с одинаковой беззаботно-безнадежной укоризной.

Ты прости, прощай, любезная, неверная моя, По тебе ли сердце черней грязи сделалось! —

говорили они, по-разному жалуясь и тоскуя, по-разному ударяя на слова, и вдруг все разом сливались уже в совершенно согласном чувстве почти восторга перед своей гибелью, молодой дерзости перед судьбою и какого-то необыкновенного, всепрощающего великодушия, — точно встряхивали головами и кидали на весь лес:

Коль не любишь, не мил — Бог с тобою, Коли лучше найдёшь — позабудешь! —

и по всему лесу откликалось на дружную силу, свободу и грудную звучность их голосов, замирало и опять, звучно гремя, подхватывало:

Ах, коли лучше найдёшь — позабудешь, Коли хуже найдёшь — пожалеешь!

В чём ещё было очарование этой песни, её неизбывная радость при всей её будто бы безнадёжности? В том, что человек всё-таки не верил, да и не мог верить, по своей силе и непочатости, в эту безнадёжность. «Ах, да все пути мне, молодцу, заказаны!» — говорил он, сладко оплакивая себя. Но не плачут сладко и не поют своих скорбей те, которым и впрямь нет нигде ни пути, ни дороги. «Ты прости, прощай, родимая сторонушка!» — говорил человек — и знал, что всё-таки нет ему подлинной разлуки с нею, с родиной, что, куда бы ни забросила его доля, всё будет над ним родное небо, а вокруг — беспредельная родная Русь, гибельная для него, балованного, разве только своей свободой, простором и сказочным богатством. «Закатилось солнце красное за тёмные леса, ах, все пташки приумолкли, все садились по местам!» Закатилось моё счастье, вздыхал он, тёмная ночь с её глушью обступает меня, — и всё- таки чувствовал: так кровно близок он с этой глушью, живой для него, девственной и преисполненной волшебными силами, что всюду есть у него приют, ночлег, есть чьё-то заступничество, чья-то добрая забота, чей-то голос, шепчущий: «Не тужи, утро вечера мудренее, для меня нет ничего невозможного, спи спокойно, дитятко!» — И из всяческих бед, по вере его, выручали его птицы и звери лесные, царевны прекрасные, премудрые и даже сама Баба-Яга, жалевшая его «по его младости». Были для него ковры-самолёты, шапки-невидимки, текли реки молочные, таились клады самоцветные, от всех смертных чар были ключи вечно живой воды, знал он молитвы и заклятия, чудодейные опять-таки по вере его, улетал из темниц, скинувшись ясным соколом, о сырую Землю-Мать ударившись, заступали его от лихих соседей и ворогов дебри дремучие, чёрные топи болотные, пески летучие — и прощал милосердный Бог за все посвисты удалые, ножи острые, горячие…

Ещё одно, говорю я, было в этой песне — это то, что хорошо знали и мы, и они, эти рязанские мужики, в глубине души, что бесконечно счастливы были мы в те дни, теперь уже бесконечно далекие — и невозвратимые. Ибо всему свой срок, — миновала и для нас сказка: отказались от нас наши древние заступники, разбежались рыскучие звери, разлетелись вещие птицы, свернулись самобраные скатерти, поруганы молитвы и заклятия, иссохла Мать-Сыра-Земля, иссякли животворные ключи — и настал конец, предел Божьему прощению.

Читайте также:  Разрежь как пишется с мягким знаком или без

ПРОИСХОЖДЕНИЕ МОИХ РАССКАЗОВ

Из заметок И. А. Бунина

Когда мы с моим покойным братом Юлием возвращались из Саратова на волжском пароходе в Москву и стояли в Казани, грузчики, чем-то нагружавшие наш пароход, так восхитительно и дружно пели, что мы с братом были в полном восторге… и всё говорили: «Так… могут петь свободно, легко, всем существом только русские люди». Потом мы слышали, едучи на беговых дрожках с племянником и братом Юлием по большой дороге… как в берёзовом лесу рядом с большой дорогой пели косцы — с такой же свободой, лёгкостью и всем существом.

Написал я этот рассказ в Париже, в 1921 году, вспоминая Казань и этот берёзовый лес.

Размышляем о прочитанном

1. В чём была «дивная прелесть» и «очарование» песен косцов?

2. Что роднит стихотворения раздела о Родине и родной природе из первой части учебника с этим небольшим рассказом Бунина?

3. Впоследствии жена Бунина Вера Николаевна неоднократно рассказывала, что она многое почерпнула для себя из разговоров с писателем о деревне и её проблемах. Что вспоминает Бунин о деревне в рассказе «Косцы»?

Литература и изобразительное искусство

Рассмотрите репродукции картин художников Г. Мясоедо- ва и А. Пластова в тексте и на форзаце учебника. Какая из репродукций ближе к тексту рассказа «Косцы»? Составьте по одной из них свой рассказ. Включите в подготовленное вами сообщение слова из рассказа «Косцы», например: берёзовый лес, былинная свобода и беззаветность, родниковая вода, широко, играючи, дерзкая и мощная звучность, откликающаяся даль, глубина леса, всепрощающее великодушие и т. д.

Совершенствуем свою речь

Подготовьте выразительное чтение и пересказ этого произведения, используя характерные для него слова и выражения.

Фонохрестоматия ((« Слушаем актёрское чтение »))

1. Каким общим настроением окрашено всё произведение Ивана Алексеевича Бунина?

2. Как вы думаете, почему у писателя было особенно обострено чувство любви к Родине в тот период его жизни, когда был написан рассказ «Косцы»?

3. Как меняется интонация актёра, когда он читает описание внешности рязанских мужиков; когда он передает воспоминание автора о прелести их песни; когда звучат мысли И. А. Бунина о неизбывной, неиссякаемой любви к Родине?

4. В чём же была прелесть песни косцов? Попробуйте пересказать размышления автора об этом близко к тексту, используя те речевые обороты, повторы, риторические вопросы, которые использует автор.

5. Как вы думаете, почему в мыслях писателя о Родине воедино сливаются песни, сказки, предания, животворные ключи, дремучие леса, высокие травы?

6. Напишите небольшое сочинение о том, что для вас значит мир сказки с его необыкновенными приключениями, храбрыми и мудрыми героями, коварными колдунами, чудесными помощниками, дремучими лесами, высокими горами, синими морями, травами-муравами.

Обогащаем свою речь

Сопоставьте слова синонимических рядов из рассказа «Косцы». Какие из них вы предпочли бы использовать в своей речи и почему? Например:

Продолжите этот ряд, придумайте собственные предложения со словами этого ряда.

Примечания

[1] Бахилы — крестьянская обувь в виде кожаных или плетёных из бересты полусапожек, спереди стягивающиеся ремешками.

[2] Онучи — куски полотна, предназначавшиеся для обёртывания ног; обычно носились с лаптями.

Образ Родины в произведении

Будучи в эмиграции, Бунин обращается к прошлому и показывает его преображенным. Писателя тянет к соотечественникам, он любит Россию. Поэтому в рассказе Бунина «Косцы» Родина показана безмерной и далекой. Писатель изобразил рязанских крестьян, их вдохновленный труд, берущую за душу песню во время сенокоса на орловской земле. Тем самым автор вспоминает те времена, когда ему на Родине было хорошо и спокойно.

Именно на русском материале построены произведения эмигрантского периода Ивана Алексеевича. На чужбине писатель постоянно вспоминал о родной земле, о ее полях, деревнях, крестьянах и дворянах, природе. Ивану Бунину был прекрасно знаком и русский мужик, и русский дворянин. Запад писателю чужд, он не мог писать о нем. Произведения Бунина были наполнены классическими традициями русской литературы. Также мастер слова не обходил стороной любовь, жизнь, будущее всего мира.

Описываемую в рассказе орловскую землю писатель называет «родной сторонушкой». А Россию он зовет не просто Родиной, а общим домом. В словах «беспредельная родная Русь» выражает свою любовь к ней. С неприглядной русской глубинкой он связан кровно. Писатель утверждает, что куда бы человека ни забросила судьба, пред глазами у него всегда будет родное небо.

Светлые стороны творчества эмигрантского периода

Однако далеко не всегда пребывал в унынии Бунин. Краткое содержание («Косцы», 1921 год) доказывает, что он, напротив, стал видеть больше, чем, возможно, раньше, когда все казалось ему очевидным и не нуждающимся в утверждении. У него теперь вырвались слова, которые раньше он держал в себе, не произносил — вылились прозрачно, свободно, ровно. Трудно себе представить что-либо более просветленное, чем произведение «Косцы» Бунина. Краткое содержание не передает всех его особенностей и настроения, но даже из него можно сделать вывод о том, что рассказ этот является взглядом издалека, со всеми присущими ему особенностями. Произведение само по себе будто бы малозначительное: в березовом лесу идут пришедшие на Орловщину косцы из рязанской земли, поют и косят. Но Бунину снова удалось разглядеть в едином моменте далекое и безмерное, связанное со всей Россией. Заполнилось небольшое пространство и получилось светлое озеро, а не рассказ. И в этом озере отразился великий град.

Мыслью о непростой, трагической судьбе нашей страны пронизано все творчество Бунина эмигрантского периода.

Печальная концовка

В конце рассказа читатели видят печальное воспоминание о косцах и их песне. Когда-то и он был счастлив на русских просторах. Но те дни прошли. От этого автору очень грустно. Он хотел бы вернуть ушедшие времена. Но, к сожалению, покинул свою Родину из-за политических взглядов и боязни преследования.

Как и другие произведения писателя, «Косцы» наполнены тревогой за судьбу России. Бунин доказывает, что он настоящий аналитик жизни русского народа, его характера, языка, традиций. В конце рассказа писатель говорит, что сказка для русских людей уже прошла, Божья милость миновала.

Чувство обреченности, сгущение времени

Рассказ «Косцы» называют поэтической зарисовкой, которая сопровождается размышлением автора о судьбе России. Однажды, путешествуя на пароходе, Бунин услышал песню грузчиков. Это и послужило поводом для написания данного стихотворения в прозе. Писатель рассуждает о русском человеке, о духовном единении людей со своей страной. Главное, что хотел показать Иван Алексеевич: слушая песню косцов, все чувствуют себя единым целым — Россией. Каждый должен ощущать свою землю и гордиться ею. Ведь косцы пели так легко и естественно, как может только русский человек.

Проблемы

Проблематика как круг вопросов, рассматриваемых автором в произведении «Косцы», выражена в общественно-политическом аспекте, национально-историческом, философском, социальном. Посредством мыслей и чувств рассказчика, которые пробудились от трогательных песен крестьян, появляется возможность воссоздать образ той страны, в которой родился автор, нашел вдохновение и начал творить. Основная проблема произведения – это, прежде всего, невозвратность прошлого, необратимость времени, которое никогда не вернется назад.

Бунин затрагивает проблемы времени и вечности, смысла жизни, места человека в обществе, его роли в истории. Тема природы особенно ярко подчеркивает и раскрывает их.

Источник

Поделиться с друзьями
Детский развивающий портал