Что воспитывают сказки пушкина в детях

В последнее время в средствах массовой информации очень часто стали поднимать вопросы духовности в нашем обществе, о духовном возрождении нашей страны. Взрослые обеспокоены тем, что теряют поколение, не могут воспитать его по своему образу и подобию, не сохранили семейные воспитательные традиции, не могут создать необходимый авторитет у своих детей.

По моему мнению, народные сказки как нельзя лучше подходят для формирования и развития духовно-богатой личности с прочными нравственными устоями, но когда происходит утрата семейных ценностей и чтение художественной литературы становиться необычайной редкостью для детей в семье, то именно мы, педагоги должны сыграть ведущую роль в формировании основ духовно-нравственного воспитания детей.

Свою работу я решила связать с творчеством А.С. Пушкина.

Во-первых, сказки Пушкина – народны, они основывались на жизни и быте простого народа.

Во-вторых, сказки Пушкина легко воспринимаются детьми дошкольного возраста, потому что написаны в стихотворной форме.

И, в-третьих, сказки А.С Пушкина привлекают детей динамичным сюжетом, необычайными ситуациями и событиями, сценами, полными чудес и превращений.

Свою работу я начала с анкетирования родителей:

Обработав анкеты, получились следующие результаты:

Не имеют, не читают, не беседуют – 32%

Результат для меня был с одной стороны ожидаем с другой стороны я была разочарована в том, что столь величайший поэт не востребован в нашем современном обществе. На основании анкетирования, был составлен план работы и поставлены следующие задачи:

— приобщить ребенка к истокам национальной культуры;

— показать воспитательное значение сказок;

— раскрыть нравственно-эстетическую ценность сказок А.С. Пушкина.

О таланте А.С. Пушкина сложены целые легенды. Мы знакомы с творчеством великого поэта с детства. Поэтому я решила рассказать о том, как необходимо знакомить детей с его сказками.

Существует большое количество приемов и методом при работе с детьми по ознакомлению с художественной литературой, правильный подбор сказок, то есть, в соответствии с возрастом, мастерством рассказывания и наконец, организацией последующей деятельности ребенка, а именно: беседа по прослушанной сказке, пересказа, обыгрывания сюжета, изображении в рисунке – все это помогает ребенку правильно осознать прослушанное и глубоко пережить содержание художественного произведения.

Первое знакомство с произведениями очень ответственно. С одной стороны прикосновение к классике должно проходить серьезно. С другой стороны – раннее детство обязывает нас учитывать возрастные возможности ребенка. Уже с 2-х лет можно начинать читать детям сказки великого поэта. В этом возрасте достаточно зачитывать отрывки

В своей работе с ранним возрастом я использую высокую интонационную выразительность, звуковая обогащенность стихов должна завораживать, заставлять прислушиваться, замирать на какое-то мгновение. Я прилагаю все усилия, чтобы ребенок понял смысловое содержание произведения.

Когда я читаю, дети всматриваются в мое лицо,

Только солнышко взойдет,

В миг тогда наш петушок

Закричит и встрепенется

И в то место обернется…

Дети с изумлением смотрят, на петушка, слушают завороженно.

Не менее важно использовать принцип наглядности (игрушки, картинки, пособия), с помощью которых создается развернутая картина действий.

В этом возрасте сказки Пушкина помогают формировать словарный запас, любовь к чтению сказок и развивает положительные эмоции ребенка.

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет,

Он бежит себе в волнах

На поднятых парусах

Игровые приемы носят настроение затейливости шаловливости.

В этом возрасте дети уже выделяют отрицательных и положительных героев, безоговорочно принимая сторону положительного героя. Сопереживают полюбившимся героям, проявляют интерес к их судьбе. У детей развивается память, воображение, восприятие прочитанного, активизируется словарь.

С детьми старшего дошкольного возраста моя работа строится на драматизации сказок, ведь в этом возрасте ребенок ставит себя на место героя, борется с его врагами, мысленно действует вместе с ним. Ребенок, в отличие от нас, корректных взрослых не хочет и не умеет быть сторонним наблюдателем к событиям сказки. Он пытается вжиться в роль принять сторону того или иного героя, поэтому драматизация помогает визуально, зримо «войти» в текст
Воротись, поклонись рыбке

Не хочу быть вольною царицей.

Хочу быть владычицей морскою

Чтобы жить мне в окияне-море,

Что б служила мне рыбка золотая.

На данном этапе работы дети начинают любить всякие перевертыши, смеясь над ними ребенок обнаруживает и углубляется в свое правильное понимание окружающей действительности. У детей формируется новый вид внутренней психической активности – умение мысленно действовать в воображаемых ситуациях, что не маловажно в дальнейшей жизни ребенка.

В процессе работы, у детей происходит совершенствование восприятия прослушанных сказок и, стихотворений, развивается эмоциональная отзывчивость, положительное отношение к героям сказок, активизируется потребность к чтению, повышается интерес к произведениям Пушкина, дети получают более глубокие знания о традициях русского народа, культуре, быте, совершенствуются социальные навыки поведения.

В подготовительной группе, я продолжу работу по сказкам А.С. Пушкина, для того чтобы совершенствовать навыки в чтении стихов, в драматизациях, используя жесты, мимику, интонацию, совершенствовать связную речь (диалогическую, монологическую) и развивать умение чувствовать красоту русского языка.

Источник

Консультация для родителей «Сказки Пушкина в жизни ребенка»

Мария Кусаева
Консультация для родителей «Сказки Пушкина в жизни ребенка»

Консультация для родителей

«Сказки Пушкина в жизни ребенка»

Слушая сказки Пушкина, мы с малых лет учимся ценить чистое, простое чуждое преувеличения и насыщенности слово…

Значение сказок Пушкина в воспитании личностных качеств ребенка

Сказки Пушкина представляют собой совокупность мудрости и духовного наследия русского народа, богатства оригинальных сюжетов. В основе пушкинских сказок лежат русские народные сказки, фольклорные сказания, песни, былины. Сказки Пушкина оказывают огромное влияние на эмоциональное развитие детей, развивают их воображение и эрудицию, поскольку расширяют словарный запас ребенка, воспитывают лучшие морально-нравственные качества.

Когда начинать знакомство детей со сказками Пушкина?

Знакомство со сказками Пушкина рекомендуется начинать с двухлетнего возраста. В этот период у ребенка формируется сознательное восприятие мира, он впитывает в себя новую информацию и запоминает ее.

Для начала вполне достаточно читать сказки Пушкина ребенку по 10-15 минут, например, отрывки из «Сказки о царе Салтане. » о белочке или кораблике. Затем сцены с 33-мя богатырями, которые так красочно описаны автором. Дети смогут живо представить себе этих мужественных героев «в чешуе, как жар горя». Нельзя без внимания оставить и знаменитое «У лукоморья», где собраны многочисленные сказочные персонажи. С ними ребенок будет встречаться и в других сказках.

Чем старше становится ребенок, тем осмысленнее его восприятие текста. В 3 года ребенок вполне способен обсудить поведение злой старухи, несчастного старика или царя Гвидона, проявить сочувствие к бедной царевне, поэтому немаловажно просить ребенка высказать свое мнение о прочитанном, что будет способствовать развитию его речевых навыков.

Как правильно читать сказки Пушкина?

Наиболее популярны 5 сказок Пушкина. Это достаточно объемные произведения, и читать их следует не сразу полностью, но обязательно по главам, в том порядке, в каком их распределил автор. Таким образом, у ребенка развиваются не только внимательность, но и причинно-следственные связи. Чтение сказок должно быть выразительным и эмоциональным, что поможет ребенку сформировать собственное отношение к персонажам и сюжетным событиям сказки.

Читайте также:  Сказка про единорожку для детей

На что обратить внимание при чтении сказок Пушкина?

«Сказка о попе и работнике его Балде» расширит познания ребенка, потому что потребует объяснения значений таких слов, как оброк, полба, толоконный лоб. При чтении этой сказки Пушкина для детей,следует обратить особое внимание на Балду: он привлекателен своей находчивостью, справедливостью, трудолюбием.

Сказочная поэма «Руслан и Людмила» погружает маленького читателя в загадочный мир древней истории и знакомит с понятием рыцарство. Торжество благородства и добра над лживостью, трусостью, предательством воспитает лучшие нравственные качества в личности маленького читателя.

Сюжетная основа «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» созвучна со многими другими сказками мировой литературы. Анализируя эту сказку Пушкина, ребенок сможет сопоставить сюжеты других сказок, найти сходства и различия.

Понять, что жадность и стремление к наживе не должны становиться для человека жизненной целью и всегда наказуемы, поможет «Сказка о рыбаке и рыбке«. С фразеологизмом разбитое корыто ребенок встретится в жизни человека не единожды.

«Сказка о золотом петушке» учит детей держать свое слово даже тогда, когда совсем не хочется платить по счетам, и формирует сознание того, что за любые свои поступки рано или поздно придется отвечать.

Значение сказок Пушкина в формировании гармоничной личности

С другими произведениями поэта дети будут знакомиться на всем протяжении образовательного процесса, но только сказки Пушкина, прочитанные в раннем детстве, помогут постичь философию и значимость поэтического наследия великого поэта. Очень важно дать возможность ребенку нарисовать героев сказок, организовать инсценирование небольших отрывков. Это способствуют развитию фантазии, способности к рисованию и актерскому мастерству.

В заключение важно отметить, что сказки Пушкина являются неотделимой частью не только национальной и мировой литературы, но и представляют целый пласт культурного наследия нашей страны. Персонажи, символы, сюжетные линии сказок, ставшие афористичными, часто встречаются в других литературных произведениях, а также в повседневной жизни.

Подготовила: Кусаева М. А.

Консультация для родителей «Адаптация в жизни ребенка» Адаптация в жизни ребенка. Цель: сформировать у родителей представления о том, что продолжительность и степень адаптации напрямую зависят.

Консультация для родителей «Игрушка в жизни ребенка» Цель: обогащение знаний и привлечение внимания родителей к правильному подбору игрушек для детей дошкольного возраста. Давайте вспомним.

Консультация для родителей «Музыка в жизни ребенка» Множество авторов, касавшихся проблем музыкального воспитания детей, находили известную сложность в приобщении детей к миру большой музыки.

Консультация для родителей «Роль сказки в жизни ребенка» Сказка в развитии детей имеет огромное значение: развивает фантазию и правильную речь. Она помогает учить детей жизни, знакомит с добром.

Консультация для родителей «Роль сказки в жизни ребенка» Роли детских сказок в развитии детей многогранны. От развития фантазии до развития правильной речи. Сказка является неотъемлемым элементом.

Консультация для родителей «Спорт в жизни ребенка» Родители должны донести до ребенка основы физкультурных знаний: Знания о здоровье, здоровом образе жизни: знать, что здоровье нужно всем.

Родительское собрание «Сказки А. С. Пушкина в жизни ребенка» Подготовила и провела воспитатель: Никитенко Л. В. Форма проведения: устный журнал. Цель: Приобщение к богатствам русской художественной.

Консультация для родителей «Сказка в жизни ребенка» «Роль сказки в жизни ребенка» Консультация для родителей «Сказка – это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенка жизненных.

Источник

Родительское собрание «Сказки А. С. Пушкина в жизни ребенка»

Людмила Никитенко
Родительское собрание «Сказки А. С. Пушкина в жизни ребенка»

Подготовила и провела воспитатель: Никитенко Л. В.

Форма проведения: устный журнал.

Цель: Приобщение к богатствам русской художественной литературы на примере произведений А. С. Пушкина.

1. Стимулировать самообразование родителей.

2. Прививать навыки читательской культуры.

3. Воспитывать бережное отношение к книге.

4. Развивать среди родителей чувство коллективизма и сотрудничества.

5. Создать радостную атмосферу и поднять настроение родителями детям.

Участники: воспитатель, дети старшей группы, родители.

1. Чтение произведений А. С. Пушкина, беседа по содержанию, заучивание художественного текста.

2. Рассматривание иллюстраций к сказкам, характеристика героев сказки.

3. Просмотр мультфильмов по произведениям А. С. Пушкина.

4. Рисунки, аппликации по сказкам А. С Пушкина.

С родителями:

1. Разместить информацию на стенде для родителей «Читайте вместе с детьми», «Рекомендуем выучить» (по произведениям А. С. Пушкина)

2. Рекомендации посетить библиотеку и рассмотреть книги с иллюстрациями по сказкам А. С. Пушкина.

3. Изготовление с помощью родителей макетов по сказкам А. С. Пушкина.

4. Изготовление буклетов «Читайте с радостью».

Музыкальный зал оформлен портретом А. С. Пушкина, иллюстрациями по произведениям автора, уголок для инсценирования отрывка из сказки (прялки, имитация окна, музыкальный центр.

Ход собрания.

1 страница «Подруга дней моих суровых».

Первая страница нашего журнала так и называется: «Подруга дней моих суровых». Детство Арины Родионовны и молодость прошли в Суйде, на северной окраине России. Земля эта, древние владения новгородских князей, завоевывалась то немцами, рыцарями Девонского ордена, то шведами. Песни, исторические предания и сказки переходили тут из поколения в поколение, помогая обитателям здешних мест сохранить русскую культуру. Арина Родионовна передаст это драгоценное наследство своему любимому Саше Пушкину. Уже позже Пушкин писал: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма».

Удивительно, но эту безграмотную и вместе с тем необыкновенно талантливую рассказчицу, простую и сердечную стареющую русскую женщину и молодого поэта, уже осознающего свою будущую роль в литературе, соединило истинное сердечное чувство. С детских лет он хранил память о прелести таинственных ночей, когда укладывая спать своего любимца, няня тихо рассказывала своим напевным северным говорком «О подвигах Бовы». Он помнил и о том, как она умела утешать его детские обиды. Он любил ее родственною, неизменною любовью и в годы возмужалости, и славы, беседовал с нею целыми часами. «Ведь сказочный мир был ей известен как нельзя короче, и передавала она его чрезвычайно оригинально. Пословицы, поговорки, присказки не сходили у нее с языка». Не зря поэт посвятил ей много стихов. И сейчас Яна и Алена Вам расскажут два из них.

2 страница «Лукоморье».

Уже взрослым человеком, поэт по новому вслушивается в нянины сказки и песни, ее бесконечные прибаутки и пословицы. В черновой тетради поэт записал семь сказок со слов няни, бережно сохраняя некоторые обороты ее речи. И первым откликом на эти записи явился «Пролог к «Руслану и Людмиле», «У лукоморья дуб зеленый». В «Пролог» Пушкин перенес многие чудеса няниных сказок, иногда почти дословно. Так в записи сказкио царе Султане Султановиче читаем: «Вот что чудо, у моря лукоморья стоит дуб, а на том дубу золотые цепи,и по цепям ходит кот: вверх идет — сказки сказывает, вниз идет — песни поет».

А теперь давайте послушаем, как это у Пушкина:

«У лукоморья дуб зеленый.»

В 1830 году поэт написал первую сказку. В глуши нижегородской деревни родилась задорная, полная крепкого крестьянского юмора «Сказка о попе и о работнике его Балде».

Читайте также:  Ходаков ю рассказ задача по химии

Вторая сказка «Сказка о царе Салтане» родилась в 1831 году. Это самая яркая, праздничная, народная из всех сказок Пушкина. В ней нет полутонов, недомолвок, все ясно и светло. Она особо любима детьми. И сейчас мы покажем отрывок из этой сказки.

Вика, Нина, Маша, Алеша.

В 1833 году Пушкин написал две сказки. Это тоскливая, как заунывная русская песня «Сказка о рыбаке и рыбке» и полная душевной теплоты и светлой грусти «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». В этой сказке есть великолепные строки,вошедшие в сокровищницу русской поэзии: плачи-обращения Елисея к солнцу, месяцу, ветру.Давайте послушаем:

В 1834 году Пушкин написал остро сатирическую, явно намекающую на современный поэту царствующий дом «Сказку о золотом петушке».

3 страница «Викторина ученого кота»

Для детей: «Отгадайте, из какой сказки.

1.Бедный поп подставил лоб: С первого щелчка

Прыгнул поп до потолка. Со второго щелчка Лишился поп языка

(«Сказка о попе и о работнике его Балде»)

2. Жил старик со своею старухой У самого синего моря.

Они жили в ветхой землянке Ровно тридцать лет и три года.

(«Сказка о золотой рыбке»)

И царица у окна Села ждать его одна.

(«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

4. Негде в тридевятом царстве В тридесятом государстве Жил-был славный царь Дадон. Смолоду был грозен он.

(«Сказка о золотом петушке»)

5. Ты волна моя, волна! Ты гуллива и вольна, Плещешь ты куда захочешь, Ты морские камни точишь.

(«Сказка о царе Салтане»)

С родителями:

1.С какими словами обращалась царица к зеркальцу: j

«Свет мой зеркальце скажи да всю правду доложу: я ль на свете всех милее, всех румяней и белее.»

2. Кем хотела быть старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке»?

(Столбовой дворянкой, вольной царицей, владычицей морской)

3. Что отвечала золотая рыбка старику, когда он приходил к ней с очередной просьбой?

4. Что должен был делать золотой петушок?

5. Кого послал старый бес соревноваться с Балдой в хитрости?

«Балдушка, погоди ты морщить море, оброк сполна ты получишь вскоре, погоди, вышлю к тебе внука.»

6. Какие крылатые выражения из сказок Вы знаете?

«Что ты баба белены объелась.» «Дурачина ты, простофиля.» «Уму бабы догадлив, на всяким хитрости повадлив.» «Понадеялся он на русский авось» «Бог с тобой золотая рыбка».

4 музыкально-поэтическая страница.

Пушкин не только автор сказок, он великий поэт. Как он любил воспевать природу в разных ее проявлениях. А так как у нас на улице зима, то давайте послушаем стихи о зиме. Юля, Паша.

Давайте послушаем фрагмент из оперы. Звучит «Полет шмеля»

(спросить у родителей, из какой оперы)

5 страница Кроссворд «Что за прелесть эти сказки»

1. Как звали няню поэта?

2. Имя жениха молодой царевны в сказке «О мертвой царевне и семи богатырях».

3. Чудо предмет, говорящий правду.

4. Фрукт, которым отравилась молодая царевна.

5. Имя царя в одной из сказок Пушкина.

6. Исполнительница песни «Во саду ли в огороде».

7. Жилище старика и старухи.

8. Как звали трудолюбивого и находчивого работника.

9. Сказочный персонал, исполняющий желание.

10. Сторож, извещающий об опасности.

11. Название острова, мимо которого проплывали корабли.

12. Насекомое, в которое превратился князь Гвидон. В третий раз.

13. Любимая вещь старухи.

14. Сколько раз закидывал старик невод в море.

15. Имя царя в «Сказке о золотом петушке».

Источник

Воспитание младших школьников сказками А.С. Пушкина

специалист в области арт-терапии

Воспитание младших школьников сказками А.С. Пушкина

Свои сказки А.С. Пушкин создавал с характерными чертами русской народной сказки в течение практически всего своего творчества: с 1814 по 1834 г. Их следует разделить на две группы:

I – ранние сказки (написанные до 1825 г.);

II – поздние сказки (написанные после 1825 г.).

Наше представление о сказках Пушкина, как о серьезной и важной сферы его поэзии, касается только поздних его сказок, к которым относятся «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о медведихе», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном Гвидоне и о прекрасной царевне лебедь», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» и «Сказка о золотом петушке».

Сказки раннего периода и поэмы, в основу которых положены сказочные сюжеты («Бова», «Царь Никита и сорок его дочерей») совсем лишены истинной народности, которая свойственна зрелому творчеству поэта. Здесь мы не находим ни выражения интересов и чувств народа, крестьянства, ни осознанного постижения и переработки приемов и форм устного народного творчества. В них Пушкин только применяет некоторые элементы народной поэзии: сказочный мотив или сюжет, имена сказочных персонажей, кое-какие обороты народного языка и стиля. Таким же образом применяли народное творческое достояние практически все русские писатели XVIII и начала XIX столетий.

Устная народная поэзия сопровождала крестьянина на протяжении всей его жизни, от самого рождения и до смерти, от колыбельной песни до похоронного причитания. Всюду в народе распевались песни, рассказывались сказки. Вся самобытность быт народа, его радости и страдания, его борьба, его исторические воспоминания – все это приобретало выражение в поэзии народа, в его песнях, былинах, преданиях, сказках, которые передавались от поколения к поколению, обновлялись или создавались впервые.

Писатели XVIII и начала XIX столетий с самого детства были окружены такой мощной стихией народной поэзии. Она, конечно же, тонкой нитью проходила и в их собственном творчестве. Подражания народным песням либо сказкам прослеживаются в творчестве практически всех поэтов, вне зависимости от их социально-политических взглядов: и Сумарокова, и Радищева, и Карамзина, и Державина, и Жуковского, и Дельвига, и Катенина, и многих других. Однако из всего разнообразного и богатого моря народной поэзии дворянские писатели той эпохи воспроизводили, в основном, те темы и сюжеты, которые не затрагивали социальных противоречий в крепостной реальности: лирические любовные песни и волшебные сказки.

Переход Пушкина в середине 20-х гг. от романтизма к реализму сопровождался у него глубочайшим интересом к народу. Юношеские лирические жалобы на судьбу крепостного крестьянина, романтические горькие жалобы на отсутствие революционных настроений в народе он заменил проницательным, пристальным исследованием народа, его потребностей и жизни, его «души». Такому исследованию способствовала ссылка Пушкина в Михайловское, где он очень тесно общался с дворовыми и крестьянами. Пушкин, в отличие от декабристов, старался ближе подойти к народу, постигнуть его интересы, идеалы, мечты. Как поэт, он знает, что все мысли и чувства народа проявляются в его поэтическом наследии. И он принимается очень внимательно исследовать поэзию народа. Пушкин записывает народные обряды и песни, заставляет свою няню Арину Родионовну вновь рассказывать ее те сказки, которые были знакомы поэту еще с детства. Теперь он воспринимает их по-другому, отыскивает в них выражения народного духа, вознаграждая тем самым недостатки своего дворянского воспитания.

Читайте также:  Встречаем сказку рисование средняя группа

Поэт не ограничивается задачей пассивного исследования поэзии народа: он пытается проникнуть в нее, овладеть творчески ее формой и содержанием, научиться самостоятельно творить те же сказки и песни, какие создавали безыменные народные поэты. И это ему настолько удалось, что до недавнего времени отдельные из его произведений, созданных в народном духе (к примеру, «Песни о Стеньке Разине»), исследователи принимали за записи истинно народных песен. В отличие от своих предшественников, Александр Сергеевич в своих «подражаниях», прежде всего, касается социально-политических тем жизни народа. Он создает три «Песни о Стеньке Разине», которые являются единственном поэтическом лицом русской истории, как говорит о нем сам Пушкин в одном из своих писем. Основательные социальные темы он затрагивает и в своих сказках.

Некоей ступенью к народным сказкам у Пушкина выступают две баллады, в основу которых положены народные сюжеты: о девушке, которая публично разоблачила шайку злодеев разбойников («Жених», 1825), и о страшном наказании мужика, который из трусости нарушил свой нравственный долг («Утопленник», 1828).

В период с 1830 по 1834 г. Пушкин написал пять народных сказок в стихах, и еще одна («О медведихе») осталась так и не законченной. Эти сказки впервые ввели в русскую литературу подлинную, не приноровленную к интересам дворянского читателя народную поэзию. В своих сказках Пушкин затрагивает социальную тему (о жадном попе и батраке, который наказал его; о мужике, которого тем больше угнетают, чем больше благ доставляет он своим угнетателям), говорит и о моральных идеалах народа («Сказка о мертвой царевне»).

Самое существенное отступление сказок Пушкина от типа народной сказки – это их стихотворная форма, данная поэтом этому прозаическому народному жанру.

Пушкин создал сказки двух типов:

Сказки, написанные более литературным, равномерным стихом (четырехстопный хорей с парными рифмами). К ним относятся «Сказка о царе Салтане, сыне его Гвидоне и о прекрасной царевне лебедь», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о золотом петушке»). Пушкин в них довольно часто использует чисто литературные поэтические обороты и выражения, хоть по общему духу, образам и мотивам они в полной мере сохраняют свой народный характер.

Пушкин отлично знал, что многочисленные сказочные сюжеты либо отдельные мотивы есть в устном творчестве различных народов, и видоизменяясь, переходят от одного к другому. Потому он, словно настоящий народный сказитель, когда это было необходимо, брал те или другие мотивы, детали сюжета из иноязычного фольклора, интересным образом превращая их в истинно русские. Много он внес в сказки и своего личного: по-своему передавал народный сюжет, упрощая или усложняя его, вводил собственные образы (царевны-Лебедь, золотой рыбки и т. д.).

Сказки А.С. Пушкина носят поучительный характер, воспитывая в детях высокие нравственные качества. Вспомним, к примеру, «Сказку о рыбаке и рыбке». Ведь старик, поймав золотую рыбку своим неводом, отказался брать у нее что-либо, он просто отпустил ее на волю.

Отпустил он рыбку золотую

И сказал ей ласковое слово:

«Бог с тобою, золотая рыбка!

Твоего мне откупа не надо;

Ступай себе в синее море,

Гуляй там себе на просторе».

Это наглядный пример бескорыстия и доброты: человек, который привык жить в бедности, радуясь обыкновенной возможности просто жить, не хочет богатства и злата, оно ему не нужно, поскольку он ценит обычные вещи: возможность пропитания, чтобы жить и радоваться каждому дню.

Дом царевна обошла,

Всё порядком убрала,

Засветила богу свечку,

Затопила жарко печку…

Этот фрагмент учит детей скромности и порядку – царевна, не смотря на то, что попала в чужой дом, подготовилась к встрече с хозяевами, услужив им тем, что все выполнила, как и положено целомудренной девушке.

В сказках Пушкиным использованы элементы различных жанров поэзии народа – заговоров, песен, причитаний. Такими, к примеру, являются заклинание Гвидона, которое обращено к волне, или же королевича Елисея, обращенное к солнцу, ветру и месяцу.

Сказки Пушкина являются не простым переложением в стихи настоящих сказок, а сложным жанром по своему составу. Поэт в них выступает и в качестве реконструктора испорченной в устной народной передаче народной сказки, и в качестве равноправного участника в ее создании.

Еще одним главным свойством сказок Пушкина является то, что он в них называет чувства. Это важный момент в нравственном воспитании школьников. Сегодня, к сожалению, большинство младших школьников не знают названий чувств и того, что под собой эти названия подразумевают. В основном, детям знакомы крайние понятия из столь многообразной палитры чувств: любовь – ненависть, радость – горе. Но ведь у Пушкина что ни строчка, то различная палитра чувств, эмоций, настроений. Поэзия Пушкина, в том числе и его сказки, являются лучшим воспитателем чувств в детях. Такой эффект создается во многом за счет содержащегося в сказках богатства словесных терминов, которые выражают чувства в форме существительных: горе, грусть, тоска, восхищение, злость и др.

Среди терминов, используемых поэтом, мы находит и целую палитру различных глаголов, которые передают эмоциональное состояние и его проявления: вздуриться, взмолиться, испугаться, дивиться, потешиться, повиниться, осердиться, озлиться, и пр.

Чувства Пушкин также передает через использование метафоры («грусть-тоска меня съедает»), восклицания («ах, и зарыдали оба»), разнообразных эпитетов («с грустной думой на лице», «сварливая баба», «ласковое слово», «изумлёнными глазами», «злая доля», «ободрённою душою»), сравнений («словно горькая вдовица», «а царица над ребёнком, как орлица над орлёнком», «выступает будто пава»), обращения («братцы вы мои родные», «свет мой, солнышко», «ах ты, дитятко девица!»), наречий («громогласно возопил», «усмехнувшись исподтиха», «добродушно весела»).

Каждое из названных слов и сочетаний может быть материалом для беседы с читателями-детьми о многогранной и сложной сфере чувств человека. Как ни странно, значимая роль в языке чувств отводится молчанию. И на этот важный момент необходимо обратить внимание детей. Положительные персонажи в сказках Пушкина обыкновенно молчаливы. Свои чувства они сдержанно выражают, немногословно: Гвидон тих, как день ненастный, в душевной горести отправляется Елисей на поиски своей невесты, кротко повествует о личных переживаниях царевна, которая попала в чужой дом. В отличие от положительных персонажей отрицательные очень крикливы, их чувства не управляемы, накал этих чувств доведен до состояния аффекта, которые сопровождаются бранью или физическим действием.

Высочина Е.И. Образ бережно хранимый. Жизнь Пушкина в памяти поколений.- М.: Просвещение, 2009.

Гордин А. Пушкинский заповедник.- М.: Искусство, 2006.

Запорожец А. В. Психология восприятия ребенком литературного произведения [Текст]: тезисы докладов./А.В. Запорожец — М., 1948.

Короткова Л. Д. Авторская дидактическая сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста, М., 2008.

Кунин В.В. Жизнь Пушкина, рассказанная им самим и его современниками.- М., 2007.

Скатов Н.Н. Пушкин.- Л.: Детская литература, 2007.

Источник

Поделиться с друзьями
Детский развивающий портал