Что внесли в рассказ антоновские яблоки мотивы воспоминания вспоминается мне помню

Сочинение на тему: Память в рассказе Антоновские яблоки, Бунин

Память

24 предложения/ 408 слов

«Антоновские яблоки» И. А. Бунина (1900) — это своеобразный лирический очерк писателя, в котором ключевую роль играют воспоминания. Известно, что наша память очень избирательна, и люди склонны чаще помнить хорошее. Так и главный герой рассказа с удовольствием и легкой грустью погружается в атмосферу дней минувших. И думает он о счастливых годах своего детства и юности, проведенных в деревне Выселки.

Лучше всего рассказчику помнится запах антоновских яблок. Ранней осенью он чувствовался в поселке практически всюду: в большом саду с пожелтевшими листьями, возле летнего шалаша братьев-мещан и, конечно же, в старых помещичьих домах.

Бунин, вообще, способен мастерски передавать всю гамму человеческих чувств с помощью запахов. А. Т. Твардовский говорил, что писатель «обоняет мир всегда и везде… Он умеет показать вещь через ее запах, с такой яркостью и силой, что образ ее как бы вонзается в душу…» В воспоминаниях писателя и его лирического героя это не только запах антоновки, но и запах «меда и осенней свежести», запах дымящихся вишневых сучьев, исходящий от костра, или же запах «озябшего за ночь, обнаженного сада».

Ближе всего сердцу рассказчика воспоминания о времени, проведенном им в усадьбах его знакомых и родственников-дворян. Эта память особенно ценна для него, так как теперь многих из этих людей уже нет на свете, их дома разорились, и на смену прежней богатой жизни в Выселках пришел нищенский мелкопоместный быт.

А как же хорошо было раньше приехать в гости к важной, но приветливой тетушке-помещице Анне Герасимовне! Неспешно пройтись по тихим комнатам ее уютного крепкого дома и отведать разнообразные яства, заботливо поданные на стол щедрой хозяйкой. Среди таких угощений непременно были и антоновские яблоки.

Другим не менее ярким воспоминание для главного героя является эпизод с охотой, организованной его цыганом-шурином Арсением Семенычем. Шумный обед в зале у хозяина, погоня за зверем по сырому осеннему лесу, сытный ужин у какого-нибудь малознакомого холостого помещика и удалая «попойка», непременно следующая за угощением.

Все эти картины проплывают перед глазами рассказчика, и ему приятно находиться в состоянии этой лирической грусти. Вот он видит себя в постели, проспавшим охоту. Такой отдых ему тоже в радость, ведь можно, наконец, насладиться тишиной и чтением книг в одиночестве. Пройдясь по уже почти облетевшему саду, можно вдруг найти в мокрой траве холодное антоновское яблоко. Уже последнее и оттого такое великолепно вкусное.

Конечно же, прошлого назад не воротишь, и герой прекрасно понимает это. Но светлая память о тех радостных и счастливых моментах его жизни навсегда останется в сердце рассказчика. Ну а сейчас наступает время двигаться дальше, ведь можно найти свою прелесть и в новой, мелкопоместной жизни.

Источник

III. Анализ текста рассказа И. А. Бунина «Антоновские яблоки».

Домашняя подготовка в группах. Оценка работы оформляется в таблицу (на доске), по ней подводятся итоги, подсчитывается количество баллов.

При ответе обязательна опора на текст.

Группа Ответ (5 баллов) Дополнение (3 балла) Вопрос (1 балл)

В рассказе Бунина «Антоновские яблоки» звучат мотивы увядания и запустения дворянских гнезд, мотив памяти и тема России. Разве не печально наблюдать, как все дорогое тебе с детства безвозвратно уходит в прошлое?

Читайте также:  Заяц в авторских сказках

Для наследника дворянской литературы И. А. Бунина, гордящегося своей родословной («столетний отбор крови и культуры!», по выражению И. Ильина), таковой была усадебная Россия, весь уклад помещичьей жизни, тесно связанный с природой, земледелием, родовыми обычаями и жизнью крестьян.

Память художника оживляет картины прошлого, он словно видит красочные сны о былом, силой воображения стремится остановить мгновение. Увядание дворянских гнезд ассоциировалось у Бунина с осенним пейзажем. Очарованный осенью и поэзией старины, Бунин написал один из лучших рассказов начала века – «Антоновские яблоки», восторженную и грустную эпитафию русской усадьбе.

«Антоновские яблоки» необычайно важны для понимания бунинского творчества. С огромной художественной силой в них запечатлены образ родной земли, ее богатства и непритязательная красота.

Жизнь неуклонно движется вперед, Россия только что вступила в новый век, а писатель зовет нас не растерять того, что достойно памяти, что прекрасно и вечно.

В своем «осеннем» рассказе Бунин тонко уловил и передал неповторимую атмосферу прошлого.

Критики единодушны в своем восхищении изумительным художественным мастерством «Антоновских яблок», их непередаваемой эстетической прелестью.

В результате жеребьевки каждая группа получает вопрос, на обсуждение которого дается 5–7 минут. Вопросы были озвучены учащимся заранее, чтобы дать возможность предварительно подготовиться.

1. Какие картины встают в воображении при чтении рассказа?

Чтобы помочь выполнить это задание, предлагаются лексические модели:

ностальгия по угасающим дворянским гнездам;

элегия расставания с прошлым;

картины патриархального быта;

поэтизация старины; апофеоз старой России;

увядание, запустение усадебной жизни;

грустный лиризм рассказа.

2. В чем особенности композиции? Составьте план рассказа.

Осмысливая композицию, приходим к выводу, что рассказ построен как мозаика разнородных впечатлений, воспоминаний, лирических откровений и философских раздумий.

В чередовании глав видим прежде всего календарные изменения в природе и связанные с ними ассоциации.

1. Воспоминание о ранней погожей осени. Суета в саду.

2. Воспоминание об «урожайном годе». Тишина в саду.

3. Воспоминание об охоте (мелкопоместная жизнь). Буря в саду.

4. Воспоминание о глубокой осени. Наполовину вырубленный, обнаженный сад.

3. Какой представляется личность лирического героя?

Лирический герой по своему душевному настрою близок самому автору. Его облик нарисован эскизно, он не персонифицирован (внешность, биография и т. д.).

А вот духовный мир этого человека можно представить себе очень живо.

Нужно отметить его патриотизм, мечтательность, поэтически-тонкое видение мира: «А черное небо чертят огнистыми полосками падающие звезды. Долго глядишь в его темно-синюю глубину, переполненную созвездиями, пока не поплывет земля под ногами. Тогда встрепенешься и, пряча руки в рукава, быстро побежишь по аллее к дому. Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете!»

В центре изображения не только последовательная смена осенних месяцев, но и «возрастной» взгляд на мир, к примеру, ребенка, подростка, юноши и зрелого человека.

«Раннюю погожую осень», с описания которой начинается повествование, мы видим глазами мальчика, «барчука».

Во второй главке лирический герой во многом утратил радость и чистоту, свойственную детскому восприятию.

В третьей и четвертой главках убывают светлые тона и утверждаются темные, мрачные, безысходно тоскливые:«Вот я вижу себя снова в деревне, глубокой осенью. Дни стоят синеватые, пасмурные. В лакейской работник топит печку, и я, как в детстве, сажусь на корточки около вороха соломы, резко пахнущей уже зимней свежестью, и гляжу то в пылающую печку, то на окна, за которыми, синея, грустно умирают сумерки».

Читайте также:  Волшебный мелок сказка распечатать

Итак, Бунин повествует не только о том, как приходят в ветхость поместья и ветер перемен разрушает старый бытовой уклад, но и о том, как человек движется к своей осенней и зимней поре.

4. Лексический центр – слово САД. Как описывает сад Бунин?

Бунин – непревзойденный мастер словесной чеканки. В «Антоновских яблоках» лексическим центром является слово САД, одно из ключевых не только в творчестве Бунина, но и во всей русской культуре в целом.

Слово «сад» оживило воспоминания о чем-то родном, близком душе.

Сад ассоциируется с дружной семьей, домом, с мечтой о безмятежном райском счастье, которого человечество может лишиться в будущем.

Можно найти много символических оттенков слова сад: красота, идея времени, память поколений, родина. Но чаще всего вспоминается знаменитый чеховский образ: сад – дворянские гнезда, недавно переживавшие период расцвета, а теперь пришедшие в упадок.

Сад у Бунина – зеркало, отражающее то, что происходит с поместьями и их обитателями.

В рассказе «Антоновские яблоки» он предстает живым существом со своим настроением и характером. Сад показан всякий раз сквозь призму настроений автора. В благодатную пору бабьего лета он – символ благосостояния, довольства, процветания: «. помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и – запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести». Ранним утром он, прохладный, наполнен «лиловатым туманом», как будто скрывает тайны природы.

Но «прощальный праздник осени» подошел к концу, и «черный сад будет сквозить на бирюзовом небе и покорно ждать зимы, пригреваясь в солнечном блеске».

В последней главе сад – опустевший, унылый. На пороге нового века остались одни воспоминания о некогда блистающем саде. Мотивы покинутой дворянской усадьбы созвучны знаменитому стихотворению Бунина «Запустение» (1903):

Томит меня немая тишина.

Томит гнезда родного запустенье.

Я вырос здесь. Но смотрит из окна

Заглохший сад. Над домом реет тленье.

5. Рассказ «Антоновские яблоки», по выражению А. Твардовского, исключительно «душистый»: «Бунин вдыхает мир; он нюхает его и дарит его запахи читателю». Раскройте содержание этой цитаты.

Читаешь Бунина и словно физически ощущаешь ржаной аромат новой соломы и мякины, «запах дегтя в свежем воздухе» (этнографический интерес к сельской жизни), «тонкий аромат опавшей листвы», душистый дым вишневых сучьев, крепкий запах грибной сырости, которой пахнет от оврагов (романтика детства, вихрь воспоминаний); запах «старой мебели красного дерева, сушеного липового цвета», аромат старинных духов, которыми пахнут похожие на церковные требники книги (ностальгия по прошлому, игра воображения)».

В рассказе царит «запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести» (это ключевая фраза рассказа). Чудесный дар осени – антоновские яблоки – автор избрал символом уходящего родного быта. Антоновка – старинный зимний сорт яблок, искони любимый, широко распространенный.

Характерная особенность антоновки – «сильный, своеобразный эфирно-яблочный аромат» (синоним – «духово яблоко»). Выходец из Орловской губернии, Бунин прекрасно знал, что антоновские яблоки – одна из примет русской осени. Любя Россию, Бунин опоэтизировал их.

Домашнее задание.

Подбор материала к сочинению по творчеству И. А. Бунина. Индивидуальное задание группам учащихся:

Читайте также:  Автор рассказа куриный бульон

– Составить примерные темы сочинений.

– Разработать план сочинения по теме «Любовь в понимании Бунина».

Урок 6
Подготовка к домашнему сочинению
по творчеству И. Бунина

Цели: уточнить требования к сочинению; повторить правила составления текста рецензии; научить отбирать материал к сочинению.

Ход урока

I. Слово учителя.

Сочинение предполагает грамотное, логически последовательное, эмоциональное и стилистически правильное изложение своих мыслей на заданную тему, глубокое понимание и оценку литературного произведения в его связи с общественными и культурными событиями в истории народа и современностью, знание элементов теории литературы, основных литературно-критических работ.

Это ваша интерпретация авторского текста.

«Литература дает вам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни, она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание, – понимание жизни, всех ее сложностей, служит вам проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей, – одним словом, делает вас мудрым», – писал Д. С. Лихачев.

Вспомните требования к сочинению. (Написаны на плакате на доске.)

1. Соответствие теме.

2. Содержательность и лаконичность, глубина и полнота раскрытия темы.

3. Доказательность высказанной мысли, аргументированность выдвинутого положения.

4. План и логичность, последовательность изложения.

5. Самостоятельность мышления.

6.Оригинальность, стилевое единство и выразительность повествования.

7. Общие требования к слогу:

џ ясность и чистота языка (грамматическая правильность речи, соответствие литературным нормам);

џ точность и краткость (подбор слов, передающих именно те мысли, какие пишущий хотел выразить, отсутствие в предложении лишних слов);

џ простота и красота (доступность для понимания, совершенство речи, искренность, отсутствие заумных фраз, вычурных слов и оборотов, ложного пафоса, надуманных эмоций, стандартных, примитивных выражений, словесных штампов);

џ образность (выразительность, эмоциональность изложения, вызывающие наглядные представления, определенные чувства).

8. Смысловая точность эпиграфов и цитат.

9. Достоверность в освещении литературных и исторических фактов.

10. Правильное словоупотребление, грамматико-стилистическая грамотность, соблюдение норм литературного языка.

II. Выбор темы сочинения.

Тема сочинения – это то, что положено в основу содержания, это анализируемый предмет. Любая тема обязательно содержит в себе проблему – вопрос, требующий исследования и разрешения.

Идея (главная мысль сочинения) – это ваш ответ на вами поставленный в теме вопрос. Значит, любая тема содержит в себе проблему-вопрос, которую сам пишущий должен увидеть, понять, осмыслить и раскрыть.

1-я группа учащихся представляет несколько тем по творчеству И. Бунина.

III. Составление плана сочинения.

Важнейшим элементом сочинения является план.

М. Рыбникова отмечала, что составить удачный план – «это значит отдать себе отчет и в идейном содержании вещи, и в ходе событий, и в их причинно-временной связи. это значит сделать существенно важную языковую работу: найти нужные слова (обобщения читателя), выбрать из текста наиболее подходящие слова автора, передающие смысл части».

2-я группа представила свою работу по составлению плана к сочинению.

Выбрана тема сочинения: «Любовь в понимании И. А. Бунина». С целью сбора материала к сочинению по данной теме были перечитаны и исследованы тексты наиболее понравившихся новелл.

Надо стремиться к тому, чтобы каждый пункт плана отражал один из «ликов» бунинской любви.

Примерный план

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Источник

Поделиться с друзьями
Детский развивающий портал