Что важнее долг или совесть по рассказу лескова человек на часах

Проблема нравственного выбора по тексту Н. С. Лесков (ЕГЭ по русскому)

Н. С. Лесков поднимает проблему нравственного выбора. Что важнее — долг или спасение человеческой жизни?

Повествование в тексте ведется от лица героя-рассказчика, который стоя на своем посту, слышит крики тонущего о помощи, но не может решиться, как ему действовать: пойти и спасти тонущего или остаться на «часах» и держать свой пост.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Постников верен присяге и долгу, поэтому не может покинуть свой пост что бы ни произошло. Он очень ответственный человек, который знает свои обязанности. Герой-рассказчик осознает, что если он попытается спасти тонущего человека, то за оставленный пост ему грозит военный суд, каторжная работа или даже расстрел:

Действительно, только сильный духом, и верный своей присяге человек способен противостоять внештатным ситуациям, которые могут помешать выполнению долга.

Автор не случайно обращает внимание на то, как терзается Постников, он очень чувствительный и понимающий человек, поэтому пытается отвлечь себя от спасения утопающего тем, что тот всё равно обречен и не сможет доплыть. Однако когда Постников слышит рядом крики о помощи, то начинает сильнее переживать, уговаривая себя остаться на посту, но в душе искренне желая помочь человеку:

Мы понимаем, что Постников искренне сочувствует тонущему человеку и готов бросить свой пост ради спасения человека.

Эти примеры противопоставлены друг другу и убеждают нас в том, что выбирая между долгом и жизнью человека, важно определить для себя что важнее и ценнее.

Автор убеждён: нет ничего важнее человеческой жизни, именно поэтому Постников покидает свой пост, не смотря на верность долгу. Такова, на мой взгляд, авторская позиция.

Нельзя не согласиться с автором в том, что человеческая жизнь — это самая важная ценность. Даже государственные люди, не смотря на законы и свои обязанности, готовы поступать по-человечески. Вспоминается роман А. С. Пушкина «Капитанская дочка», в котором Маша Миронова просит у императрицы милости для Петра Гринёва, которого хотели казнить за дезертирство, однако Елизавета II, выслушав историю Маши, решает поступить по-человечески и помиловать Гринева.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id96714

Источник

Анализ рассказа «Человек на часах» (Н. С. Лесков)

Автор: Guru · 10.07.2018

Каждый военнослужащий видит исполнение своего долга по-разному. Для одних это безукоризненное следование уставу, для других – защита чести и достоинства государя, а третьи понимают, что ответственность надо держать, прежде всего, перед своей совестью. В рассказе «Человек на часах» Н. С. Лесков показывает, насколько тонка грань между долгом и нарушением устава, как сложно сделать выбор, когда на кон поставлена человеческая жизнь.

История создания

Первая дата публикации рассказа – апрель 1887 года. Он был напечатан в журнале «Русская мысль» под названием «Спасение погибавшего», позже измененное Лесковым на «Человек на часах».

Произведение основано на реальных событиях. Некоторые персонажи были срисованы автором с живущих в то историческое время людей: Н. И. Миллера, Н. П. Свиньина и С. А. Кокошкина, в годы правления императора Николая Павловича действительно состоявших на государственной службе и имевших прямое отношение к описываемым в книге событиям.

Жанр, направление

«Человек на часах» — рассказ, «обнажающий» трагические перипетии и несправедливости военной среды. Автор работает в реалистическом направлении.

Он, словно врач, досконально исследует тревожные метания человеческого сердца, стиснутого жесткими рамками суровых законов николаевской эпохи.

Как же непроста и драматична дорога к обретению земного предназначения. Солдат Постников, оставляя свой пост, помогает незнакомцу выбраться из полыньи. Неужели человеческая жизнь этого не стоит? К сожалению, так считают единицы. А подполковник Свиньин и обер-полицмейстер Кокошкин делают все возможное, чтобы об этом проступке молодого солдата не узнал государь, иначе «шапки полетят у всех».

В итоге сложившуюся ситуацию доводят до абсурда, героизм же Постникова остается в тайне. Часовому назначают двести розог; вместо медали за спасение он получает фунт сахару и четверть фунта чаю.

Главные герои и их характеристика

Проблематика

Смысл

Военная служба – дело непростое. Сложно осуждать командира, который наказывает нарушившего устав солдата. Всегда надо помнить о том, что за рамками документа должно лежать уважение к личности. Жизнь на земле невозможна без людей с искренним сердцем, иначе мир погрязнет во лжи, лицемерии, приспособленчестве и корысти. Основная мысль произведения состоит в том, что человек должен ставить соблюдение формальностей выше жизни и здоровья других людей.

Кроме того, главная идея произведения заключается в осознании того, что добро необходимо творить во имя самого добра, не дожидаясь при этом каких-то наград. Так поступают надежные и совестливые люди, готовые прийти на помощь нуждающимся.

Источник

«Что важнее: долг или совесть?» по рассказу Н.С.Лескова «Человек на часах»

Технологическая карта урока

Фамилия, имя, отчество

Зарипова Зухра Магнавиевна

Учитель русского языка и литературы МБОУ гимназия №3 г.Дюртюли

Литература (внеклассное чтение)

«Что важнее: долг или совесть?» по рассказу Н.С.Лескова «Человек на часах»

Цели на достижение результата

Личностные: способность к самооценке и саморазвитию на основе прочитанного, коррекция качеств характера.

— Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, уметь планировать последовательность действий в соответствии с поставленной целью.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им, уметь ставить вопросы, обращаться за помощью, устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать вывод.

Читайте также:  Отзыв о рассказе лобо

Познавательные УУД : ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы, уметь извлекать информацию из различных источников (текст, сообщение учителя, наглядные средства), проводить сопоставительный анализ, делать выводы.

Знать содержание прочитанного произведения.

Уметь воспринимать и анализировать текст.

Уметь сравнивать характеры героев в начале произведения и в конце произведения, понимать зависимость поступков от качеств характера. Научиться понимать нравственное содержание рассказа, душевные качества героя.

Личностные:
Научиться проводить самооценку личности на основе прочитанного и использовать возможность коррекции качеств своего характера.

Формировать эмпатию как осознанное понимание и сопереживание чувствам других, выражающуюся в поступках, направленных на помощь другим посредством исправления собственных ошибок.

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

Особенности изображения героев

Сопоставительный анализ характеров литературных героев

— Учебник. Литература. 6 класс. Авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин

— Презентация к уроку

-Диск «Фонохрестоматия к учебнику Литература 6 класс»

Формы работы на уроке

Фронтальная работа, групповая, индивидуальная работа, работа в парах

Технологическая карта урока литературы

Добрый день! Ребята, сегодня у нас особенный урок. К нам пришли гости. Подарите им свои улыбки, посмотрите, как они улыбаются вам в ответ, и начнём занятие. Желаю, чтобы сегодняшний урок принес вам много пользы.

Учащиеся приветствуют гостей.

Организовать себя на урок

Замечательно то, что у нас возрождается традиция устраивать тематические выставки из прочитанных вами книг. Как видите, сегодняшняя выставка называется «Азбука нравственности». Она составлена из тех книг, герои которых подсказали и продолжают подсказывать вам, как лучше и правильнее поступить в разных жизненных ситуациях. Интересно, кто какую книгу принес? Назовите авторов и названия ваших книг. (А.С.Пушкин «Дубровский», В.Г. Короленко «Дети подземелья», Тургенев И.С. «Муму»…)

— Как вы думаете, имеет ли право книга Н.С. Лескова «Человек на часах», которую все, надеюсь, прочитали дома, дополнить данную выставку? Почему вы так решили?

А какую цель вы ставите лично для себя на этот урок? А что нам надо знать, чтоб анализировать текст?

А какие умения и навыки нам помогут в исследовательской работе?

Называют книги, которые принесли для выставки.

ДА_НЕТ.
(учащиеся обосновывают свои ответы)

Путем исследования рассказа доказать, что книга Н.С. Лескова «Человек на часах» имеет право дополнить нашу выставку «Азбука нравственности».

(Проанализировать, обсудить, понять идею, т.е. исследовать этот рассказ).

(активно участвовать в уроке, понять, что думают мои одноклассники о…, разобраться с…

(знать содержание рассказа)

(умения находить в тексте необходимую информацию, умения слушать друг друга, прислушиваться к ответу товарища, сообща работать в группе, умения уважать мнение других и т.д.)

Проверка домашнего задания

Перед вами лежат оценочные листы. (Приложение №1.)Изучите их, пожалуйста, и оцените свою готовность к уроку.

Каковы ваши впечатления от прочитанного рассказа? Если вам рассказ понравился, то покажите знаком ВО (большой палец вверх), если не понравился – вниз, если сомневаетесь – горизонтально.

А теперь проверим, помните ли вы этапы развития сюжета прочитанного дома рассказа Лескова «Человек на часах». (Приложение №2)

Работа с оценочными листами

Ребята выражают свое отношение к прочитанному рассказу.

В парах работают над заданием карточки и оценивают свои результаты (ответы на доске)

Проанализировать, готов ли к уроку.

Обсудить, чем понравился или не понравился рассказ.

Знать, что такое сюжет.

Изучение нового материала

А теперь внимательно послушайте старинную притчу.

Я думаю, она поможет вам сформулировать тему нашего урока. Притча о совести (учитель читает)

-Так откуда шел голос совести?

Мораль этой притчи как-то связана с рассказом «Человек на часах?»

Откройте тетради и запишите сегодняшнее число в тетради.

Подумайте и напишите по одному-два ключевых слова по теме данного рассказа. Пожалуйста, зачитайте варианты.

Попробуйте самостоятельно сформулировать тему сегодняшнего урока. (устно)

Посмотрите предлагаемые мною темы урока

1)Испытание на человечность (по рассказу Н.С. Лескова «Человек на часах)

2) Что важнее: долг или совесть?

3) Проблемы нравственного выбора в рассказе Н.С. Лескова «Человек на часах»

Выберите и запишите одну из тем к себе в тетрадь. Обоснуйте устно, почему выбрали ту или другую тему.

Ребята, буду ли я права, если скажу, что независимо от того, какую тему урока вы выбрали, мы будем говорить об одном и том же?

Этот рассказ был опубликован в 1887 году в журнале «Русская мысль» под другим названием. Кто-нибудь знает, как первоначально назывался рассказ?

Изначально рассказ был назван «СПАСЕНИЕ ПОГИБАВШЕГО». Позже название было изменено автором. Как вы думаете, ПОЧЕМУ?

Давайте сравним два названия: обозначим в них главные слова

«СПАСЕНИЕ» и «ЧЕЛОВЕК». Что они могут обозначать?

Обратимся к тексту.

Как определяет жанр своего произведения автор в 1 главе? Что такое анекдот?

Н.С.Лесков говорит, что событие, о котором говорится в рассказе, «трогательно и ужасно». В чем ужас этого события?

Вымышлены или действительно имели место события?

Когда и где происходят события? Какое это было время? (Историки)

Как оценивает Лесков эпоху царствования Николая?

Так что же за событие произошло? (чтение эпизода из 4 главы)

Постников, как услышал крики, сразу кинулся спасать?

Сколько времени он мучился? (полчаса) Расскажите о состоянии Постникова гл. 4

Какие средства выразительности использует Лесков для характеристики Постникова?

Какая черта характера Постникова заставила его покинуть пост и спасти тонущего?

Ответьте письменно на вопрос:

«Прав ли Постников, который не смог противиться голосу сердца и спас тонущего? Почему? » (Приложение №3)

Ответьте, пожалуйста, письменно на вопросы карточки.

Обучающиеся отвечают. (из сердца человека)

Читайте также:  Аудио рассказ про мышонка пика

Ребята записывают ключевые слова для темы урока. (совесть, человек, стыд и др.)

Формулируют возможные темы и зачитывают свои варианты.

Обучающиеся предполагают возможные варианты первоначального названия рассказа Лескова.

Ребята отвечают, обосновывая свои ответы (текст, 1 глава)

Источник

Смысл рассказа Лескова — «Человек на часах»

«Человек на часах» — произведение, которое обнажает грани человеческой души. Что такое честь и достоинство? На что готов пойти военнослужащий при четком соблюдении устава? Н.С. Лесков в рассказе «Человек на часах» постарался показать сложность выбора героя, когда на кону стоит человеческая жизнь. В чем же истинный смысл произведения?

Смысл названия книги «Человек на часах» Н.С. Лескова

Сильный трогательный рассказ «Человек на часах» не оставит равнодушным ни одного читателя. В этом произведении рядовой находится перед сложным выбором. Человек на часах — военный, который стоит на посту. Он охраняет объект, на его плечах лежит огромная ответственность. Если он нарушит устав, то совершит преступление. Однако на кону стоит человеческая жизнь. Где та грань, переступать которую нельзя ни при каких обстоятельствах? Можно ли оставаться равнодушным, когда ты слышишь стоны утопающего?

Смысл названия книги «Человек на часах» Н.С. Лескова в том, чтобы показать, что все действия рядового строго регламентируются. Он должен ориентироваться исключительно на устав. Но внезапная ситуация заставила простого рядового отступить от строгого документа. Часы олицетворяют пост военнослужащего. Но в названии произведения нет слов, указывающих на принадлежность человека к определённой службе. Н.С. Лесков своим заглавием хотел показать, что так должен поступать любой. Независимо от должности и статуса. Ничего нет важнее человеческой жизни. Автор в своём произведении раскрыл положительные и отрицательные качества собирательных образов героев. Н.С. Лесков объяснил понятие «личность» с помощью простого военнослужащего Постникова.

Смысл произведения «Человек на часах» Н.С. Лескова

Рождаясь, человек совсем не понимает своего предназначения. Это долгая осмысленная дорога к своему счастью. Нередко у человека уходит вся жизнь на поиск смысла своего существования. Мы ищем, анализируем, сомневаемся, выбираем. От некоторых наших шагов зависит не только наша жизнь, но и окружающих.

Н.С. Лесков в своём рассказе «Человек на часах» постарался создать собирательные образы героев, чтобы показать, какими разными бывают люди. В произведении затронуто несколько тем.

Тема сострадания к ближнему

Военнослужащий поступил так, как велела его совесть. Да, он оставил свой пост. Однако от его выбора, действий зависела человеческая жизнь. Мог ли он поступить иначе? Стал ли он героем в глазах окружающих? Постников спас человека, но тем самым подписал себе приговор. Герой не стал равнодушно слушать стоны попавшего в беду. Оставив свой пост, он побежал на помощь. Сложная ситуация. С одной стороны, военный устав. С другой — жизнь человека. Выбор очевиден для тех, кто обладает большим искренним сердцем.

Смысл произведения «Человек на часах» в том, чтобы показать великодушие и самопожертвование простого военнослужащего. Постников не мог слушать крики о помощи, ничего не предпринимая. Он не думал о своей дальнейшей участи. Герой внезапно осознал, что человеческая жизнь бесценна.

Тема произвола и несправедливости

Высшие военные чины боялись за свою дальнейшую карьеру. Геройский поступок Постникова служаки старались замять. Их абсолютно не интересовала жизнь человека. Персонажи думали только о себе. Они готовы были обвинить кого угодно, но самим остаться безнаказанными. Крайними при таком подходе к руководству всегда становились рядовые. Вся ответственность за содеянное падала на плечи простых военнослужащих.

Тема безразличия

Оценил ли поступок Постникова спасённый утопающий, ведь персонаж даже не сказал военнослужащему слов благодарности? Он просто был рад, что его отпустили. Ради этого персонажа Постников поставил крест на своей дальнейшей карьере. Однако если бы герой знал о таком исходе, он бы все равно не поменял своего решения.

Тема нравственности

Эта тема проходит через весь рассказ. Постников не гонится за славой. Ему не нужно, чтобы о его героическом поступке говорили все вокруг. Герой поступил по совести, он не мог по-другому. Он не считает содеянное чем-то благородным. Для Постникова очевидно, что любой честный и порядочный человек поступил бы так же. В душе героя спокойствие и умиротворение, ведь он спас жизнь утопающему.

Смысл финала произведения «Человек на часах» Н.С. Лескова

Военная служба. Ответственное и сложное дело. Военный устав необходимо соблюдать неукоснительно. Можно ли осудить офицера, наказавшего рядового? Кто посмеет «бросить камень» в Постникова, который спас утопающего. Смысл финала произведения «Человек на часах» в том, чтобы дать читателю возможность выбрать, на чьей он стороне. За рамками точного строгого устава находится человеческая жизнь. Уважение к личности, достоинство, честь должны стоять на первом месте.

Добро всегда побеждает зло. Несмотря на несправедливость, наказание и утрату доверия, Постников не разочаровался в своём поступке. Герой уверен, что поступил правильно. Он сотворил добро не ради благодарности, наград. Он просто не мог поступить иначе. Постников — сильный духом, надёжный, совестливый человек, который всегда протянет руку нуждающимся.

Источник

Технологическая карта урока литературы по рассказу Н.С. Лескова «Человек на часах»

специалист в области арт-терапии

ФИО учителя: Андиева Александра Анатольевна

Место работы: МБОУ «СОШ №21»

Должность: учитель русского языка и литературы

Предмет: литература (внеклассное чтение)

Тема: «Что важнее: долг или совесть?» по рассказу Н.С. Лескова «Человек на часах»

Тип урока: получение новых знаний

Метапредметная связь: история

Форма урока: коллективная, индивидуальная

Технология урока : технология развития критического мышления.

— на примере рассказа Н.С.Лескова «Человек на часах» выявить средства, используемые автором для раскрытия характера литературного героя, провести параллель между понятиями «долг» и «совесть»; попытаться определить смысл жизни человека и его предназначение на примере «подвига» Постникова, а также вовлечь в размышление о добре и зле;

— формировать навык учащихся более вдумчиво работать с текстом, выделяя ключевые понятия и выявляя их основные признаки;

— закрепить умения учащихся по работе над глубоким анализом произведения.

В ходе решения дидактических целей создать условия для воспитания:

— чувства ответственности и сострадания;

— уважения к людям, бескорыстно совершающим добрые поступки, и стремление жизнь посвятить добру;

— осознания ценности совместной деятельности;

В ходе решения дидактических целей создать условия для развития:

— создания условия для развития у учащихся умений формулировать проблемы, находить и определять средства выражения авторской позиции, давать оценку героям, формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её.

Читайте также:  Как правильно пишется слово раскрытый или разкрытый

— коммуникативной культуры (умение слушать и слышать).

1) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

2) формируем умение находить ответы на вопросы в тексте, формулировать их самостоятельно, делать выводы.

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы по содержанию рассказа;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

1 ) формируем умение высказывать свое отношение к героям рассказа и их поступкам, выражать свои эмоции;

2 ) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Методические приёмы : ролевые игры, обращение к личному опыту, пятиминутное эссе

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, раздаточный материал (текст)

Проверка готовности к уроку.

Эмоциональный настрой на урок.

Эмоциональный настрой на урок

Формулирование темы урока, целеполагающих задач.

Изучение нового материала

Сегодня мы проведем не совсем обычный урок. Это будет небольшое расследование одного происшествия, которое очень детально описал в своем рассказе «Человек на часах» Н.С.Лесков.

С содержанием рассказа вы познакомились дома, и сейчас я прошу вас ответить на вопрос:

Где и когда разворачиваются основные действия рассказа?

Еще в самом начале автор пишет: «Вымысла в наступающем рассказе нет нисколько». О чем говорит нам это высказывание.

Первоначально автор назвал свой рассказ «Спасение погибавшего», но потом заменил название на «Человек на часах».

Интересно, почему Лесков изменил название рассказа? Попробуем в этом разобраться.

Но прежде давайте представим Петербург 19 столетия:

э то была эпоха правления Николая I. В этот период в стране, а, в особенности, в армии господствовал произвол, жестокие порядки. Это было страшное время. Царил страх перед вышестоящим начальством. За малейшую провинность и отступление от закона или воинского устава следовало жестокое наказание.

И вот однажды в городе произошло событие, которое описывает Н.С. Лесков. А не пригласить ли нам участников, чтобы от первых лиц узнать о злополучном происшествии?

На этом месте я хотела бы прервать рассказ часового Постникова и спросить у вас, ребята, а что же так терзало главного героя, какой вопрос не давал ему покоя, перед каким выбором оказался солдат Измайловского полка?

Правильно. Так как вы думаете, ребята, а какой вопрос ляжет в основу нашего сегодняшнего урока?

Верно. Ответ на этот вопрос нам предстоит найти. Предлагаю вам записать тему урока, которая так и прозвучит: «Что важнее: долг или совесть?» по рассказу Н.С. Лескова «Человек на часах». (Слайд № )

Запись темы урока на доске

Так какой же выбор сделал для себя наш главный герой? Выслушаем его до конца.

Ребята, знал часовой, на что он идет, оставляя свой пост, пусть даже ради спасения человеческой жизни?

Обратите внимание: на столах у вас лежат листочки с таблицей (см. ниже). Заполните таблицу, ответив на вопрос: прав ли Постников, который не смог противиться голосу сердца и, оставив пост, спас тонущего? Почему?

Постников понимает, что, спасая жизнь другому человеку, он губит себя, но иначе он поступить не может.

Постников нарушает присягу, оставляя свой пост.

Мы видим, ребята, что у каждого участника этой истории своя правда.

Как бы вы прокомментировали поступок офицера? Какие чувства вызывает у вас такой человек?

С вашей оценкой я согласна, ребята, но ведь в рассказе встречаются и другие офицеры, которые отнеслись ко всей случившейся истории совершенно иначе.

Я предлагаю вам, ребята, обратиться к тексту и найти в нем характеристику этих чиновников.

Что их всех объединяет? Что их волнует? Чем они озабочены?

И какой же выход был найден?

Ребята, в тексте у нас встречается фразеологизм «выйти сухим из воды». Что он означает?

Кто же в этом рассказе вышел “сухим из воды”?

Итак, мы можем сделать вывод, что из воды выходят сухими:

Офицер инвалидной команды, получивший награду за подвиг, которого не совершал.

Миллер, Свиньин, которые отделались лёгким испугом.

Кокошкин, удовлетворённый тем, что к нему, как к влиятельному лицу, обратились, и он всех “прикрыл”.

А как сложилась судьба Постникова?

Как наградили Постникова?

А как сам Постников отнёсся к такой награде?

А теперь вернёмся к названию рассказа. Н.С. Лесков изначально назвал свой рассказ “Спасение погибавшего”, изменив его затем на “Человек на часах”.

Почему Лесков изменил название? Какое слово в этом названии является главным?

А кого мы называем человеком?

Ребята, вам понравился финал прочитанного рассказа?

А как вы думаете, почему автор предлагает нам именно такой исход событий?

Зимою, около Крещения, в 1839 году в Петербурге.

Высказывание автора дает нам возможность предположить, что события, упомянутые в рассказе, имели место быть в реальной жизни.

Рассказ солдата Постникова о происшествии (от 1 лица):

Я часовой, солдат Измайловского полка, по фамилии Постников, стоя на часах снаружи у нынешнего Иорданского подъезда, услыхал, что в полынье, которою против этого места покрылась Нева, заливается человек и отчаянно молит о помощи.

Я долго слушал крики и стоны утопающего и приходил от них в оцепенение. В ужасе я оглядывался туда и сюда, но не усматривал на набережной ни одной живой души.

Подать помощь утопающему никто не мог, и он непременно зальется.

А между тем тонущий ужасно долго и упорно боролся.

Его стоны и призывные крики то замолкали, то опять начинали раздаваться, и притом все ближе и ближе к дворцовой набережной. Видно, что человек еще не потерялся и держит путь верно, прямо на свет фонарей, но только он, разумеется, все-таки не спасется, потому что именно тут, на этом пути, он попадет в иорданскую прорубь. И снова стон: «Спасите, спасите!» И теперь уже так близко, что даже слышны всплески воды, как он полощется.

За один получас, пока это длилось, я совсем истерзался сердцем…

Постников оказался в трудной ситуации, когда перед ним встал выбор: воинский долг, присяга или человеческая жизнь.

Что важнее: долг или совесть?

Источник

Поделиться с друзьями
Детский развивающий портал