Что в сказке паустовского теплый хлеб фантастического и что реального

Урок на тему «Сказочное и реальное в произведении К.Г.Паустовского «Теплый хлеб». Особенности композиции и жанра произведения»

Урок литературы в 5 классе, разработанный учителем МБОУ «Лицей №200»,Слюйменовой Галиной Анатольевной

Нет сказок лучше тех, которые создает сама жизнь.

1. Тема: «Сказочное и реальное в произведении К.Г.Паустовского «Теплый хлеб». Особенности композиции и жанра произведения».

2.Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений, проблемный анализ текста.

5.Класс : учащиеся 5 класса, владеющие навыками работы в малых группах.

6.Формы работы : фронтальная, индивидуальная, система малых групп.

7.Технология :данный урок построен с применением метода проектов. На данном уроке учитель создает условия для реализации заложенных в ребенке природных задатков, организует деятельность учащихся, становится помощником и участником учебного процесса.

— ценностно-смысловая( способность видеть и понимать окружающий мир, уметь выбирать смысловые установки);

-общекультурная (освоение картины мира, познание духовно-нравственных основ жизни);

-информационная (владение различными средствами информации, поиск информации);

-коммуникативная (работа в коллективе, умение задать вопрос, сформулировать ответ);

-личностное самосовершенствование (интеллектуальное саморазвитие)

Коммуникативные- умение слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, умение точно выражать свои мысли

Метапредметные: овладение разными видами речевой деятельности и основами культуры речи; формирование информационной культуры личности ребенка; формирование навыков творческой деятельности; развитие умений вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Личностные : формирование нравственности и приобщение к нравственным ценностям через анализ текста; духовное развитие через работу с понятием текста.

Оборудование: «Русская литература» Учебник-хрестоматия в 2-х частях,5 класс. Под редакцией В.Я.Коровиной, проектор, иллюстрации к сказке «Теплый хлеб».

Посмотрите на эпиграф к нашему сегодняшнему уроку и попробуйте сформулировать тему урока. Как вы понимаете слова Г.Х.Андерсена? О чем сегодня пойдет речь? ( Учащиеся отвечают на вопросы, формулируют тему урока, цели и задачи).

Конь Мальчик-вороной конь, раненый, пострадал от врага.

Мельник Панкрат- скорый на работу и сердитый старик, и ребята считали его колдуном, быстрые глаза, мучная пыль навеки въелась в Панкрата, вылечил коня.

Мальчик Филька- по прозвищу « Ну тебя», молчаливый, недоверчивый, отвечал сердитым баском, бабка выговаривала ему за неласковость.

-Ребята, чьи иллюстрации показались вам наиболее интересными? Соответствуют ли они вашему представлению о героях?

Каких героев мы с вами еще встретили в сказке?

Ветер, мороз, вороны, сорока, лисицы, мальчишки, бабка, мальчик Николай.

Это герои реальные или сказочные?

( С одной стороны это реальные герои, но изображает их автор как сказочных).

Можно ли сказать, что Паустовский выдумывает каких-то особенных сказочных героев?(Нет, он ничего специально не выдумывает, он обычных героев изображает как сказочных).

Таким образом, природа тоже не остается равнодушной к происходящим событиям: она то тихая, спокойная, то холодная, безжалостная. Она наказывает людей за их злобу, безрассудство, равнодушие.

Вспомните элементы композиции сказки (зачин, основная часть и концовка).

Есть ли здесь традиционные зачин и концовка?

Какие сюжетно- композиционные элементы народной сказки здесь присутствуют? Давайте вспомним с вами построение волшебной сказки.

Что очень часто является завязкой волшебной сказки? (Существует табу, запрет, который герой нарушает; дальше идут испытания, в конце-награда).

Есть ли здесь эти элементы?

Какой же запрет нарушил Филька? (Не делай зла ни людям, ни животным).

Читайте также:  Как правильно пишется слово половники

Через какие испытания он прошел? (Испытание смертью, нужно проявить смекалку, чтобы найти избавление от стужи, разбивал лед на реке, раскаялся и пришел просить прощения).

Какую награду Филька получил ?( Конь простил мальчика, все улыбались, были счастливы).

Как вы думаете, почему у автора реальные события переплетаются со сказочными?

Кроме того, мы встречаем в произведении такие выражения:

«Зачем помирать? Надеяться надо».

«Льготного срока не будет».

«Не только человеку извинение требуется».

На что похожи эти выражения? ( На пословицы и поговорки. Что подчеркивает связь с фольклором)

Итак, как можно определить жанр этого произведения?

Чему же учит нас эта сказка?

— Понравился ли урок?

— Что показалось интересным?

-Что вызвало затруднение?

-Узнал ли ты что-то новое и важное для себя?

-Оцени свою работу на уроке.

Домашнее задание: написать письмо Фильке или К.Г.Паустовскому.

Источник

Открытый урок по литературе в 5 «Б» классе на тему: «Реальное и фантастическое в сказке “Тёплый хлеб”

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА 814»

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 5 «Б» КЛАССЕ

НА ТЕМУ: «Реальное и фантастическое в сказке “Тёплый хлеб”

Реальное и фантастическое в сказке “Тёплый хлеб”

1) образовательные: формировать умения:

а) анализировать художественное произведение с точки зрения его жанра;
б) находить ключевые слова, помогающие раскрыть идею произведения;

2) развивающая: способствовать развитию речи учащихся, обогащению их словарного запаса;

3) воспитательная: воспитывать доброту и чуткость через эмоциональное восприятие произведения.

Оформление доски: портрет ; выставка иллюстраций к произведению, сделанных детьми.

Предварительное домашнее задание:

Он не был сказочником… Он был рассказчиком, который облегчал рассказом трудность добра.

Ребята, у нас сегодня на уроке гости, поприветствуйте их. Рада, что все готовы.

2. Вступительная беседа с классом.

– Давайте начнём наш разговор о сказке “Тёплый хлеб” с обращения к эпиграфу. Виктор Шкловский сказал об авторе этой сказки Константине Георгиевиче Паустовском так: «Он не был сказочником, он был рассказчиком, который облегчал рассказом трудность добра». Так всё-таки, что же вы читали: сказку или рассказ? Обоснуйте свою точку зрения. (Ответы детей.)

Мы пришли к выводу, что для произведения характерны признаки и сказки, и рассказа.

3. Работа в группах.

– Постараемся выяснить, какие же признаки сказки и какие – рассказа находим мы в этом произведении. Работать будем в группах. В течение двух минут 1-я группа записывает в тетрадях имена сказочных героев; 2-я группа – имена реальных героев; 3-я группа перечисляет сказочные события; 4-я группа – реальные события.

В процессе проверки результатов работы групп на доске и в тетрадях оформляется следующая таблица.

Топнул конь ногой – засвистел ветер, упал на землю лютый мороз.

Сорока приводит теплый ветер.

Филька обидел коня.

Филька спрашивает совета у Панкрата, как исправить содеянное им зло.

Ребята долбят лёд на реке, чтобы заработала мельница.

Филька мирится с конём.

– Подведём итог нашей с вами работы: так всё-таки, с какой целью автор вводит в произведение о реальных событиях и реальных героях сказочные элементы? (Природа является мерилом человеческих поступков. Сказочные силы природы помогают Фильке осознать свой поступок и искупить вину перед раненым конем.)

Читайте также:  Названия новых фильмов сказок

4. Анализ текста сказки.

– Сказочные события играют в произведении большую роль. Вспомните, что всегда стоит в центре любой сказки, что с чем сталкивается? (В сказках добро всегда борется со злом.)

– С чего же начинается фантастическое в сказке “Тёплый хлеб”? (Филька обидел коня.)

Сценка. Филька обидел коня.

И вот после этого злорадного окрика и случились в Бережках те удивительные дела, о каких и сейчас люди говорят, покачивая головами, потому что сами не знают, было ли это или ничего такого и не было.

Слеза скатилась у коня из глаз. Конь заржал жалобно, протяжно, взмахнул хвостом.

Слышны звуки метели. ( Читает автор. Вдруг в голых деревьях, в изгородях и печных трубах завыл, засвистел пронзительный ветер, вздул снег, запорошил Фильке горло. Филька никак не мог найти крыльца – так уже мело кругом и хлестало в глаза. Летела по ветру мерзлая солома с крыш, ломались скворечни, хлопали оторванные ставни…Ревела, обезумев метель…А к ночи на деревню пал мороз.

. За окнами воздух был синий, густой, страшный. В чистом небе над осокорями стояла луна, убранная, как невеста, розовыми венцами. Казалось, воздух замерз и между землей и луной осталась одна пустота – жгучая и такая ясная, что если бы подняло вверх пылинку на километр от земли, то ее было бы видно, и она светилась бы и мерцала, как маленькая звезда.

Черные ивы около мельничной плотины поседели от стужи. Ветки их поблескивали, как стеклянные. Воздух колол грудь.)

– А что помогает понять нам, читателям, что мировой порядок нарушен? (Природа.)

– Найдите ключевые слова и выражения, помогающие нам понять, как реагирует природа на зло, совершенное Филькой. (Злоба людская; завыл, засвистел ветер, вздул снег; ревела, обезумев, метель; небо, как лед; звезды примерзли; колючий мороз прошел; лютый мороз; замерзли колодцы.)

– Посмотрите, как сконцентрированы в этом эпизоде сказки слова со значением “холод”. А что же происходит с сердцем человеческим? Вспомните, как объясняла Филькина бабка, к чему приводит злоба людская? (Человеческое сердце тоже охлаждается.)

– А можем ли мы сказать, что и Филькино сердце тоже охладело? (Нет, сердце Фильки не охладело, потому что он оказался способен исправить совершённое им зло.)

– Как же начинается путь Фильки к добру? Расскажите о том, как Филька решил искупить свою вину. (Проверка индивидуального домашнего задания.)

– Как теперь природа реагирует на изменения, происходящие в сердце Фильки? (Мороз отступает, прилетает тёплый ветер.)

— Давайте вспомним сказочный персонаж, который принес теплый ветер?

– Ключевые слова с каким общим лексическим значением помогают нам это понять? (Слова со значением “тёплый”.) Давайте “соберем” все “теплые” слова. (Добро; мельница разогреется; трещали костры; солнце; теплый ветер; оттаяли ветки ив; становилось все теплее; теплая вода; горячая мука; жаркий печной огонь; запах теплого чудесного хлеба.)

– Как вы думаете, ребята, в чем смысл названия сказки “Теплый хлеб”? (Ответы детей.) Смогут ли люди прожить без хлеба?

Читайте также:  Слова исключения оловянный деревянный стеклянный как пишется

— Можно ли ей дать другое название? Какое?

— Объясните смысл слова «теплый»? (близкий, добрый, горячий и т. д. ) (Все значения пишутся на доске).

— А может ли быть холодным хлеб?

— Как может быть холодным человек, сердце?

— Какие смыслы имеет название? (1. Отношение к хлебу, именно теплый хлеб помог подружиться коню и мальчику; 2. Нельзя быть холодным, злым, равнодушным по отношению к другим).

– Мы с вами пришли к выводу, что хлеб – это символ жизни. А жизнь можно сохранить только добром, любовью и трудом, то есть теплом человеческих рук, человеческой любви. Сердце, наполненное злобой, становится холодным. А как же можно сказать о сердце, наполненном любовью, добром? (Это горячее сердце.) Холодное, злое сердце Фильки превратилось в горячее, наполненное любовью.

6. Игра. Разгадывание кроссворда (2 мин.)

– Раз мы сегодня заканчиваем работу над этой сказкой, то я проверю у вас знания, какие вы получили.

Кроссворд (задания выполняются только по вертикали, если выполнят верно, то по горизонтали получится название произведения.)

1. Синоним вьюги, пурги. – МЕТЕЛЬ
2. Мельничные круги, для перетирки зерен. – ЖЕРНОВА
3. Имя советчика Фильки. – ПАНКРАТ
4. Имя обидчика коня. – ФИЛЬКА
5. Дополни словосочетание «позеленевшие. » – ПАТРОНЫ
6. Масть коня. – ВОРОНОЙ
7. Часть упряжи, которую надевают коню на шею. – ХОМУТ
8. Мельника в деревне считали. – КОЛДУНОМ
9. Назови диагноз бабки, который она сделала злому мужику «охлаждение. » – СЕРДЦА
10. Название деревни, где произошла эта история. – БЕРЕЖКИ

7. Проверка фронтального домашнего задания.

– Расскажите, что изображено на ваших иллюстрациях к сказке “Тёплый хлеб”, и объясните, почему именно эти эпизоды показались вам наиболее интересными. (Ответы учащихся.)

8. Творческое задание

– Теперь последнее задание.

– Мы с вами, ребята, попробуем написать речь сороки, которая сумела найти такие особенные слова, которые разбудили спящий ветер и заставили его прилететь в северную деревню и помочь людям. Что же могла сказать сорока ветру? Не забудьте, что сорока – сказочный герой и речь у нее должна быть народной.

Ветер-ветрушко! Проснись, батюшка!
Я сорока-белобока, прилетела из далека,
Не присела я нигде, принесла весть о беде.
Помоги мороз осилить,
Речку ото льда откинуть,
Людям мельницу пустить,
Хлеба мягкого вкусить!

Выводы: Чему же нас учит К. Паустовский?
– зла не делать
– если сделал, то исправляй
– взаимопомощи и взаимопониманию
– уметь признавать свои ошибки
– уметь прощать
– уметь помогать, причем бескорыстно.
– Пройдет какое-то время, и вы, возможно, забудете содержание этого произведения. Но хочется верить, что вы запомните эти прописные истины на всю свою долгую жизнь.
– Какие трудности испытали? Что узнали нового?

8. Домашнее задание

Необходимо придумать историю о том, как человек осознал свою ответственность за другого человека. Возможно, ты слышал о такой истории или видел, а может быть, что-то подобное произошло с тобой.

Источник

Поделиться с друзьями
Детский развивающий портал