Что в сказке фантастического и что реального теплый хлеб 5 класс кратко

Как составить таблицу: Реальное и фантастическое в сказке «Тёплый хлеб»

Что в рассказе «Тёплый хлеб» фантастического и что реального?

Всё закончилось хорошо: конь и Филька стали друзьями, а метель прошла и все остались живы.

Для того, чтобы вы сделали таблицу о реальном и фантастическом в рассказе «Тёплый хлеб» ниже я привела два слайды, на которых перечисляются реальные мотивы в рассказе и сказочные мотивы:

После прочтения и анализа произведения Константина Паустовского «Теплый хлеб» сделал следующую таблицу в которой показано, что в данном произведение реальное, а что можно отнести к разряду фантастики. Таблица представлена ниже:

Остальное, что представлено в этом произведении могло бы произойти в реальности. Показана война, как тяжело приходится людям, приходится бороться с голодом.

Как людям совместно удалось восстановить и запустить мельницу.

Это произведение Паустовского можно назвать и рассказом и сказкой, так как в нем есть то, что делает её реалистичной и в то же время то, благодаря чему «Тёплый хлеб» можно назвать сказкой.

Можно составить таблицу с двумя графами, в одну из которых пишем реальные события, а в другую сказочные.

Примеры таблиц приведены ниже в ответе.

К реальности можно отнести военное время, раненого коня, голод.

Сказочные события легенда, сорока которая повлияла на изменение погоды.

Источник

Что в сказке «Теплый хлеб» фантастического и что реального?

Что в сказке фантастического и что реального?

В рассказе Константина Паустовского «Теплый хлеб» очень непросто отделить фантастический вымысел от реальных фактов. Мне кажется вполне вероятным, что безногий солдат, которому бросили плесневелую корочку хлеба мог напустить на деревню стужу, хотя скорее всего это было просто совпадение. Как совпадением оказался и мороз, который наступил после того, как Филька пожалел коню хлеба. Но история, рассказанная бабкой произвела на Фильку большое впечатление и заставила пересмотреть свое поведение, понять, что он был не прав.

Поэтому выделим в рассказе историю с солдатским проклятием как фантастическую деталь, ну а все остальное может быть реальными событиями.

Думаю, что и это событие описано автором потому, что он возможно видел такую ситуацию собственными глазами, а может узнал о такой легенде от других людей.

Правильным ответом на этот вопрос будет вариант А.

После того как Филька пришел к мельнику Панкрату и признался ему в том, что натворил и как коня обидел, и как мороз лютый на деревню навлек, и спросил совета, что же ему Фильке делать сейчас и как исправить эту ситуацию, как исправить свое злодейство и спастись от погибели, мельник Панкрат сказал, что нужно изобрести спасение от стужи.

Вот такой совет дал мельник Панкрат Фильке и времени для придумывания и обдумывания дал ему час с четвертью, поэтому правильным ответом на этот вопрос будет вариант В.

Для того, чтобы помириться с конем и попросить у него прощения Филька на следующий день принес коню буханку теплого свежего хлеба и солонку крупной соли.

Вариант правильного ответа на вопрос, что Филька принес коню, чтоб помириться с ним, будет вариант В.

У этой сказки типичный конец авторской сказки. Мальчик осознал свою ошибку, исправил ее, нашел возможность помириться с конем и конь простил мальчика, положив голову ему на плечо.

Если бы сказка «Теплый хлеб» была бы народной сказкой, то ее концовка звучала бы иначе. Например она могла бы закончится словами «И с тех пор жили все мирно и счастливо долгое время». Возможен также конец со словами о пире, и меде, который тек рекой, но только по усам.

Трагическая история, описанная Паустовским в рассказе «Теплый хлеб» началась в один теплый зимний день, когда Филька один сидел дома и ел вкусный хлеб. В это время к дому подошел раненый конь, живущий у мельника Панкрата и попросил хлеба. Филька разозлился на коня и грубо на него закричал, закинув хлеб глубоко в рыхлый снег. Именно этот крик автор называет в следующем предложении «Злорадным окриком».

Что же означает это выражение?

Источник

Анализ рассказа «Теплый хлеб» (К. Г. Паустовский)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 10.06.2020 · Обновлено 10.06.2020

Константин Георгиевич Паустовский оставил заметный след в литературе. Четыре раза он был номинирован на Нобелевскую премию. Писатель создал множество рассказов, часть которых предназначалась юным читателям. «Теплый хлеб» — одна из таких добрых сказок. Многомудрый Литрекон предлагает Вам ее разбор.

История создания

Рассказ «Теплый хлеб» был написан Паустовским спустя 9 лет после войны, в 1954 году. Впервые был опубликован в журнале «Мурзилка».

«Теплый хлеб» очень понравился детям, и позже по его сюжету был создан мультфильм. Некоторые, однако, считают, что рассказ был написан для взрослых людей и апеллирует к наступлению эпохи «Оттепели», сменившей тяжелые сталинские годы. Сложно сказать, насколько эта версия состоятельна.

Читайте также:  Как по английски пишется институт

Жанр, направление

Как и многие другие работы писателя, произведение «Тёплый хлеб» является небольшим рассказом, который также можно было бы назвать сказкой, так как события в рассказе носят отчасти фантастический характер. Также произведение может быть названо притчей из-за его глубоко нравственного содержания.

Направление творчества Паустовского — реализм.

Смысл названия

Паустовский назвал свой рассказ «Тёплый хлеб», и, конечно, эпитет «тёплый» обретает здесь непрямое значение. Тёплый — значит согретый добротой и вниманием сердца, человеческой лаской и заботой. Именно такой «тёплый хлеб» становится символом оттаявшего сердца мальчика.

Хлеб символизирует саму основу человеческой жизни, в которой не должно быть черствости и душевного холода.

Композиция

Структура рассказа традиционная — линейная:

Чтобы понять рассказ, нужно обратиться не к его фантастической, сказочной стороне, а к нравственным основаниям поступков главного героя Фильки. Автор осмысляет вопросы любви и взаимопомощи, значение доброты в жизни человека и в становлении его личности.

В деревне один из солдат оставил раненого коня. Все люди его жалели и подкармливали. Один лишь злобный мальчик Филька ударил коня по губам и отбросил хлеб в сторону. С той поры на деревню обрушился мороз. Бабушка Фили сказала, что это от злых людей, и пока они не признают свою вину и не исправятся, в деревне будет метель. Из-за мороза и снега мельница не могла работать, и у людей не было муки, а значит, и никакой пищи. Надвигался голод. Филя испугался и решил исправить положение: он и все деревенские жители растопили речку посредством костров. В это же время сорока долетела до юга и попросила теплые ветры прибыть на помощь. Как бы то ни было, река растопилась, и мельница заработала. Свежим хлебом Филька угостил именно коня, и тот простил его. А сорока хвасталась всем, что именно она пригнала в деревню теплые ветры и помирила Фильку с конем.

Главные герои и их характеристика

Многомудрый Литрекон предлагает характеристику героев рассказа «Теплый хлеб» в таблице:

Филька Центральным персонажем книги является мальчик Филька. Он живет в деревне со своей бабушкой. Сначала читатель узнает Фильку как угрюмого, равнодушного мальчика, прозвище которого – «Ну тебя» – соответствует его характеру. Это неприглядная сторона личности мальчика полностью раскрывается во время его встречи с конем. Он жестоко обращается с голодным животным, бьет его по губам и бросает хлеб в холодный снег. Однако сначала страх, а затем чувство вины и раскаяния заставляют мальчика признать свою ошибку, раскрывая лучшие из его черт. В своих попытках исправить содеянное Филька демонстрирует смекалку, силу воли и настоящую доброту.
Панкрат Другой важный герой рассказа – мельник Панкрат. Он стал хозяином больного коня и именно к нему прибегает за советом Филька. Герой предстает настоящим народным мудрецом. Он позволяет мальчику самому подумать над решением проблемы, чтобы тот смог яснее ощутить свою ошибку и в то же время почувствовать радость доброго дела. Когда же мальчик просит прощения у коня, Панкрат поддерживает его, призывая коня подружиться с мальчиком и принять его подарок.
Бабушка Образ бабушки менее раскрыт, однако он несет в себе значимую символическую функцию, олицетворяя долгую память народа, его историческое и духовное прошлое.
Конь Конечно, стоит сказать и об обиженном коне. Разумное и доверчивое животное, неспособное злостью ответить на жестокость символизирует каждого, кто нуждается в заботе и помощи. Не зря «двойником» раненого коня в рассказе становится просящий о помощи солдат русско-турецкой войны.

В рассказе «Теплый хлеб» автор касается темы развития человеческой личности, отношения к окружающим, а также к теме прощения. Писатель сумел наглядно раскрыть их на примере конфликта между мальчиком Филькой и раненным деревенским конем, в который вступают также силы природы и другие жители деревни.

Тема природы столь же важна для понимания рассказа. Действующим лицом в произведении становятся и силы природы, которые сначала наказывают Фильку и всю деревню за проявленную жестокость, а после раскаяния мальчика – несут теплый ветер на замершие земли. Именно природа заставляет Фильку усвоить урок и изменить свое отношение к людям и окружающему миру. Силы природы в рассказе «Теплый хлеб», безусловно, предстают как высшие силы, силы справедливости, действующие в гармонии с заповедями морали и нравственности.

Проблемы

Несмотря на небольшой объём, рассказ «Теплый хлеб» затрагивает множество проблем.

Основная идея

Смысл рассказа «Теплый хлеб» заключается в том, что доброта и любовь – это силы, которые способны изменить жизнь не только одного человека; они неизбежно определяют судьбы каждого из нас. Паустовский уверен, что лишь любовь и доброта так сильны, что способны переломить самые могущественные препятствия (как, например, в рассказе – силы природы и внутреннюю черствость).

В равнодушии и жестокости же главное зло человеческого мира, которое ведет к гибельным и неохватным последствиям. Через прощение и искупление это зло способна искоренить только доброта. Такова главная мысль рассказа «Теплый хлеб».

Читайте также:  Бунин лапти вывод рассказа

Чему учит?

К. Г. Паустовский призывает юных читателей беречь в своём сердце доброту, без которой выжить человеку невозможно. На примере поступка Фильки автор показывает деструктивную природу равнодушия, ее античеловеческую природу. Такова мораль произведения.

Автор заставляет задуматься о том, что человек, по мнению Паустовского, должен всегда находить в себе силы для хорошего дела; а если ему случилось ошибиться, то необходимо признать ошибку и исправить ее, если это возможно.

Художественные особенности

Несмотря на простоту, язык в рассказе очень образен. Особенно красочно нарисована писателем природа: «багровое, в тяжелом дыму» солнце, «седые ивы», «убранная, как невеста» луна, «жгучая» и «ясная» пустота. Природа у Паустовского живая, со своим характером. Она злится и наказывает Фильку «лютым морозом», пугает метелью, потом – ласкает теплым ветром, помогая работать.

Животные также представляются чрезвычайно очеловеченными. Конь плачет и обижается совсем разумно, как человек. Старая и опытная сорока, как человек, хвастает, что примирила Фильку с конем.

Важно отметить и художественное значение образа старого солдата, пострадавшего в русско-турецкой войне. Благодаря ему выстраивается долгая историческая память, единое пространство и время повествования, соединяющее многие поколения общей нравственной идеей, которую предстояло узнать и Фильке.

Однако центральным символом является хлеб, теплый, как ласковое человеческое сердце. В нем жизнь и радость для человека. Панкрат же, будучи мельником, обретает особую мудрость, потому что живет, добывая «горячую муку» для всей деревни. Он же наставляет на верный путь Фильку, который в конце повествования узнает цену теплого хлеба и горячего человеческого сердца, замыкая смысловое кольцо рассказа.

Источник

Реальное и фантастическое в сказке К. Г.Паустовского «Теплый хлеб».

специалист в области арт-терапии

Тема урока: Реальное и фантастическое в сказке К. Г.Паустовского «Теплый хлеб».

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний.

А) обучать навыкам выразительного чтения художественного произведения и основам актерского мастерства;

Б) расширить знания обучающихся о реальности и творческом вымысле в художественном произведении;

В) углубить и расширить знания об изобразительно-выразительных средствах языка, в частности, об эпитетах.

А) формировать коммуникативные УУД – оформлять свои мысли в устной и письменной речи, строить работу в общении с классным коллективом, с учителем;

Б) формировать познавательные УУД – уметь работать с учебником, анализировать и отбирать необходимый материал из художественного текста; уметь делать вывод из прочитанного;

В) формировать регулятивные УУД – уметь ставить цель и давать ее словесную формулировку; уметь оценить результат своей учебной деятельности; уметь осуществить рефлексию по итогам изучения темы урока.

А) воспитание уважительного отношения к животным;

Б) воспитание чувства ответственности за свои слова и поступки, умения исправлять свои ошибки, воспитание взаимовыручки и умения прощать;

В) воспитание внимательности и наблюдательности;

Г) воспитание стремления к грамотной речи.

Оборудование: учебник литературы для 5 класса, автор – Коровина В. Я.; портрет К. Г.Паустовского; книги писателя и о писателе (для мини-выставки в классе); для инсценирования – звуки метели (воспроизведение на музыкальном центре), кусок хлеба, изображение головы лошади на палке.

Виды деятельности обучающихся на уроке:

1. Инсценирование фрагмента сказки.

Участие в целеполагании учебной деятельности. Формулирование и письменная фиксация цели урока. Чтение учебника, выписывание и заполнение таблицы. Слушание, устная и письменная работа по картине. Выразительное чтение вслух фрагментов художественных текстов. Анализ прочитанного и заполнение таблицы. Рефлексия обучающихся по итогам урока, самооценка.

Виды деятельности учителя на уроке:

Направление в целеполагании. Направление в овладевании знаниями. Контроль над выполнением заданий. Стимулирование учебной деятельности обучающихся. Оценивание результатов деятельности обучающихся на отдельных этапах урока и по итогам урока.

Организационный момент, включение обучающихся в учебную деятельность.

Прозвенел звонок в срок…

Ты готов начать урок?

Учебник Коровиной и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

За учителем следят?

Каждый хочет отвечать и оценки получать?

Все ли тут хотят учиться?

Значит, можно всем садиться.

Ребята, посмотрите друг на друга, загляните друг другу в глаза. Как вы почувствовали себя, что вам хочется сделать? (улыбнуться). Почему? (Глаза добрые, ласковые, значит, и люди нас окружают добрые, внимательные).

Вот видите, как много зависит от того, кто нас окружает, нам становится тепло на душе, хочется делать добрые дела.

А) Инсценировка (заранее подготовлены три ученика: автор, Филька, конь).

На стуле сидит Филька с куском хлеба. Раздается стук в дверь: конь, просящий хлеба.

Автор: «В один из таких теплых серых дней раненый конь постучал мордой в калитку к Филькиной избе».

Конь уходит. Раздаются звуки метели. (Благодарим участников инсценировки.)

Б) Беседа по содержанию произведения по составленному дома плану:

1. История раненого коня.

4. Филька по прозвищу «Ну тебя».

В) Аналитическая беседа по идейному содержанию сказки-были по вопросам (работа с текстом):

1. Как вы думаете, Филька был злой? Найдите ответ в тексте. («Молчаливый, недоверчивый».)

2. Почему его прозвали «Ну тебя»? (Это его любимое выражение и его формула жизни. Он никого не любит, хочет отмахнуться от всех.)

3. Каким мы увидели Фильку в сцене с раненым конем? (Жестоким, злым.)

4. Почему разыгралась метель? (Выразительное чтение по ролям рассказа бабки: автор, бабка, Филька.) Можно ли поправить Филькино злодейство?

Читайте также:  Каменный цветок персонажи сказки

3. Мотивация обучающихся к целеполаганию.

— Ребята, вы познакомились с содержанием сказки-были (именно так определил жанр своего произведения сам автор – К. Г.Паустовский). Почему так необычно – сказка-быль?

— Как вы думаете, чем мы будем с вами заниматься, что обсуждать?

— Проблемная ситуация: как в одном небольшом по объему художественном произведении совместились сказочные и реальные мотивы?

4. Деятельность обучающихся по освоению новых первичных знаний и выработке новых знаний.

А) Запись на доске и в тетрадях темы урока: «Реальное и фантастическое в сказке К. Г.Паустовского «Теплый хлеб».

Б) Работа над идейным содержанием сказки-были.

1) Выявление лексического значения слова «теплый» (проверка домашнего задания):

· дающий, источающий тепло;

· защищающий тело от холода («теплый свитер»);

· хорошо сохраняющий тепло («теплая комната»);

· отличающийся внутренней теплотой, согревающий душу, ласковый, приветливый.

— В каком значении употреблено слово «теплый» в отношении названия произведения? (В 1и 4.)

— Как называются такие слова, которые являются не просто определением, а неким образом? (Эпитеты.)

— Приведите примеры эпитетов из самого начала произведения К. Г.Паустовского (первые три абзаца). Запишите их в тетради.

— Кроме теплого хлеба есть еще и теплый ветер. Это тоже эпитет?

Вывод 1-й: Если в художественном произведении прилагательное использовано в прямом значении, оно обычно не является эпитетом, а если данное определение имеет переносное значение и некоторый подтекст, создает образ – то такое прилагательное чаще всего и есть эпитет.

— Почему сказка названа «Теплый хлеб»?

— Прямое или переносное значение слова «теплый» имеет в виду автор? (Прямое значение в тот момент, когда хлеб только что испечен, а переносное – когда имеется в виду не температура, а душевное тепло, осознание Филькой своих ошибок и способность их исправить; хлеб – путь к прощению и примирению.)

— Что хотел сказать нам своей сказкой-былью К. Г.Паустовский? Можно ли отнести это произведение ко всем нам или оно касается только таких людей, как Филька?

— Как пришло к людям спасение? (Совместная работа, взаимопонимание, умение не зациклиться на ошибках, а стремление помочь, особенно когда дорога каждая минута.)

Вывод 2-й: Когда же хлеб становится теплым? (Общая радость, когда согреты теплом души.)

5. Первичное закрепление. Фантастическое и реальное в произведении К. Г.Паустовского.

Работа в группах. Учащиеся разделены на две группы (по вариантам). Одна группа выписывает реально происходившие события, другая – сказочные мотивы произведения. Самостоятельная работа в тетрадях (на выполнение задания дается 5-10 минут).

А) Запись на доске и в тетрадях результатов групповой работы:

1. Война, раненый конь, голод, злоба людская, равнодушный, озлобленный мальчик.

2. Инвалид, просящий подаяние, унижение просящего.

3. Решение Фильки идти за помощью к людям.

4. Совместная работа, труд, растопляющий льды, возвращение к жизни мельницы и всей деревни.

5. Радость прощения, примирения. Чуткость коня.

1. Мельник-колдун; свист, вызывающий стужу и наказывающий злого человека.

2. Рассказ бабки о происшествии 100-летней давности (легенда).

3. Сорока, летящая за помощью к теплому ветру. Ее болтовня, которой никто не верит.

Вывод: Сделайте сами вывод о жанровой принадлежности произведения. Почему – сказка-быль?

Б) Рефлексия. Выравнивание знаний. Проверка правильности заполнения таблицы. Оценивание учителем наиболее удачных ответов.

6. Первичная проверка уровня освоенности новых знаний и сформированности умений их практического применения.

А) Беседа по вопросам:

1. Что помогло преодолеть небывалую стужу? (Умение простить, помочь, совместный труд.)

2. Как изменился Филька? (Сам исправил свою ошибку, повинился перед конем, заслужил прощение.)

3. В чем мудрость этой простой сказки? (Злое дело надо обязательно исправить, но лучше хорошо подумать, чтобы никому и никогда не причинять зло.)

7. Рефлексия. Оценивание учителем в конце урока.

8. Домашнее задание:

Составить рассказа о главном герое сказки;

Номер материала: ДВ-116168

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Китайский университет зачислил на факультет информатики искусственный интеллект

Время чтения: 1 минута

Просмотр телевизора ухудшает когнитивные функции

Время чтения: 3 минуты

Утверждён порядок проведения Всероссийского конкурса «Учитель года России» в 2021 году

Время чтения: 3 минуты

Итальянский учитель дал детям задание на лето и прославился

Время чтения: 4 минуты

Правительство РФ проработает вопрос обеспечения детей молоком в школах

Время чтения: 1 минута

Самарских студентов будет учить робот

Время чтения: 1 минута

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Поделиться с друзьями
Детский развивающий портал