Что в сказке фантастического а что реального медной горы хозяйка

План-конспект урока по литературе » Реальное и фантастическое в сказе П.П. Бажова » Медной горы Хозяйка»» (5 класс)

специалист в области арт-терапии

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя школа № 6 города Липецка

Реальное и фантастическое в сказе П.П. Бажова » Медной горы Хозяйка»

Моярович Альбина Сергеевна

Реальное и фантастическое в сказе П.П. Бажова » Медной горы Хозяйка»

Цель урока: познакомить учащихся с миром героев сказа П.П. Бажова » Медной горы Хозяйка». Разграничить понятия » сказ» и «сказка», реальности м фантастики в сказе.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

1. Научить учащихся понимать ключевые проблемы произведения.

2. Научить анализировать литературное произведение, его ключевые эпизоды.

3. Познакомить учащихся с жанром сказа, показать его сходства и различия со сказкой.

1. Продолжать обучение выразительному чтению.

3. Развивать навыки работы с текстом.

1. Воспитывать любовь к литературным произведениям.

2. Воспитывать уважительное отношение к русской классической литературе.

3. Воспитывать уважительное отношение в коллективе.

1. Усвоение учащимися понятий «сказ» и «сказка».

2. Умение анализировать произведение и его ключевые эпизоды.

3. Умение давать оценку героям произведения и их поступкам.

1. Поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме.

2.Свободное восприятие текста, осмысленное чтение;

3. Содействие развитию мыслительных операций: анализа, обобщения, систематизации.

1. Самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию.

2.Нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков.

Учащиеся должны знать:

— определения сказа и сказки, их сходства и различия.

Учащиеся должны уметь разграничивать реальное и фантастическое в произведении.

Учащиеся должны понимать ключевые моменты произведения и уметь их анализировать.

Формы работы учащихся : фронтальные, групповые, индивидуальные.

Оборудование: учебники, рисунки детей, книги писателя, раздаточный материал.

Учебник : Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина. – Москва: Просвещение, 2014г.

1. Организационный момент

— Здравствуйте, ребята. Садитесь пожалуйста.

2. Слово учителя о П.П. Бажове.

Павел Петрович Бажов (1879 – 1950) – известный советский писатель, фольклорист.
Родился Павел Петрович 15 (27) января 1879 года поблизости Екатеринбурга в семье рабочего. Детские годы в биографии Бажова прошли в небольшом городе – Полевском Свердловской области. Учился в заводской школе, где был одним из лучших учеников класса. После окончания духовного училища в Екатеринбурге, поступил в духовную семинарию Перми. Завершив учебу в 1899 году, стал работать учителем русского языка.

Первая писательская деятельность Павла Петровича Бажова пришлась на годы Гражданской войны. Именно тогда он стал работать журналистом, позже увлекся историй Урала. Однако больше биография Павла Бажова известна как фольклориста.

Первая книга с Уральскими очерками под названием «Уральские были» была опубликована в 1924 году. А первый сказ Павла Петровича Бажова вышел в 1936 году («Девка Азовка»). В основном все сказы, пересказанные и записанные писателем, были фольклорными.

Выход книги Бажова «Малахитовая шкатулка»(1939) во многом определил судьбу писателя. Эта книга принесла писателю мировую известность. Талант Бажова как нельзя лучше проявился в сказах данной книги, которую он постоянно пополнял. «Малахитовая шкатулка» – это сборник фольклорных рассказов для детей и взрослых о жизни и быте на Урале.

В «Малахитовой шкатулке» содержится много мифологических персонажей, например: Хозяйка Медной горы, Великий Полоз, Данила-мастер, бабка Синюшка, Огневушка-поскакушка и другие.

В 1943 году благодаря этой книге получил Сталинскую премию. А в 1944 году был награжден орденом Ленина за плодотворное творчество.

Павел Бажов создал множество произведений, на основе которых были поставлены балеты, оперы, спектакли, сняты фильмы и мультфильмы.

Жизнь писателя оборвалась 3 декабря 1950 года. Писатель был похоронен в Свердловске на Ивановском кладбище.

3. Целеполагание и мотивация к учебной деятельности.

Предварительная работа: домашнее чтение сказа П.П. Бажова » Медной горы Хозяйка.

У жителей Урала есть Сказанья
О том, что у седых и старых гор
Хозяйка есть – чудесное созданье
То девушка, то ящерок ковер…

— Ребята, как вы думаете, о ком идет речь в данном стихотворении? ( о Хозяйке медной горы).

4. Этап проверки домашнего задания

— Верно. Ребята, дома вы должны были прочитать сказ » Медной горы Хозяйка». Сейчас я предлагаю вам ответить на вопросы викторины по сказу.

Вопросы викторины по сказу » Медной горы Хозяйка»

1. Где происходят события сказа? ( Уральские горы, Гумешки )

2. Назовите героев сказа ( Степан, Хозяйка, Настенька, приказчик, смотритель, ящерицы ).

3. Какие качества Степана понравились Хозяйке медной горы? ( смелость, он не испугался ее при встрече, честность )

4. Кем были » помощники» Хозяйки медной горы? ( ящерицы )

5. Сколько испытаний придумала для Степана Хозяйка горы ( передать послание приказчику, испытание богатством, забыть ее)

6. Как звали невесту Степана? ( Настенька )

7.Что нашли в руке у Степана после его смерти?( медный изумруд )

5. Формулирование темы урока.

— Ребята, скажите, пожалуйста, как вы думаете, все ли в сказе П.П. Бажова реально? Или есть элементы фантастического? ( В сказе есть элементы фантастического. Например, сама Хозяйка могла превращаться в ящерицу. Это элемент фантастического в сказе. ).

— Ребята, попытайтесь сформулировать тему нашего урока. ( Реальное и фантастическое в сказе П.П. Бажова » Медной горы Хозяйка» ).

— Молодцы, ребята. Запишите в тетрадь тему нашего урока.

— Ребята, как вы уже сказали, в сказе П.П. Бажова » Медной горы Хозяйка» есть элементы фантастического, сказочного. А что такое сказка? Дайте определение сказке как литературному термину.

— А кто мне может ответить, что же такое сказ? (учащиеся еще не знают определения данного термина).

Читайте также:  Иллюстрация к сказке комино

— Ребята, какова же цель нашего сегодняшнего урока?

Узнать что такое сказ как жанр литературы. Выявить сходства и различия сказа и сказки.

7. Работа с раздаточным материалом.

( На партах учащихся лежит раздаточный материал для работы на уроке).

— Ребята, возьмите лист с заданием № 1. На листе № 1 раздаточного материала дано определение сказа как жанра литературы. Но слова, составляющие определение, записаны в неправильном порядке. Ребята, вы должны самостоятельно составить определение из данных слов.

7.1. Проверка задания.

8. Этап закрепления полученных знаний. Работа в группах с таблицами.

Сходства и различия сказа и сказки

8. 1. Проверка задания.

— Ребята, в сказе вы встретили много слов и выражений, значение которых вам пока незнакомо. Давайте запишем эти слова и выражения в тетрадь, и, пользуясь толковым словарем, найдем и запишем их определения.

1) За Северушкой – приток реки Чусовой

2) Покосы – место, где косят траву

3) Парун – жаркий день после дождя

5) Протча – другое, прочее

6) Изробленный – изработанный, бессильный

7) Воспарение – пар поднимается от земли

8) Ссизачёрная – цвет (сизо-чёрный)

9) По-каковски – на каком (языке)

13) Вихляет – качается из стороны в сторону

14) Красногорка – название рудника

17 ) Слово молвить – сказать

18) Сметил дело – сделал

19) Здоровьем хезнул – захворал, заболел

20) Посмеяться ладил – хотел посмеяться

21) Зарукавье – манжет

22) Наигрыш вести – вести игру

Ответы учащихся по заданию.

10. Этап подведение итогов. Оценивание. Самооценка.

— Ребята, оцените, пожалуйста, свою работу на уроке и работу соседа по парте. * Выставление оценок за урок.

11. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

— Ребята, продолжите предложения.

Сегодня на уроке я узнал…

Лучше всего у меня получилось.

Я хочу сказать себе спасибо за.

Оказалось для меня сложным…

Мне было интересно…

У меня появилась идея.

12. Организация домашней учебной деятельности учащихся.

Домашнее задание. Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду сказа, пересказать данный эпизод.

Источник

Открытый урок литературы в 5 классе по теме «Реальность и фантастика в сказе П.П.Бажова «Медной горы Хозяйка»

специалист в области арт-терапии

Открытый урок литературы

в 5 «А» классе по теме

«Реальность и фантастика

«Медной горы Хозяйка»

Цели урока : 1 Познакомиться с героями произведения, их характерами, речью.

2 Уметь находить в сказе реальное и фантастическое.

3 Узнать, что такое сказ как жанр, научиться отличать его от сказки.

4 Учиться анализировать текст, видеть художественные средства.\

1 Организация класса

Давайте же настроимся на успешный урок.

Не только слушать, но и слышать,

Не только смотреть, но и видеть.

Не только читать, писать,

Но и думать, анализировать, размышлять!

Начать наш урок мне бы хотелось с таких поэтических строк…

У жителей Урала есть Сказанья
О том, что у седых и старых гор
Хозяйка есть – чудесное созданье
То девушка, то ящерок ковер…

— Ребята, как вы думаете, о ком идет речь в этом стихотворении? ( о Хозяйке Медной горы).

2 Этап проверки домашнего задания

— Верно. Ребята, дома вы должны были прочитать сказ » Медной горы Хозяйка». Сейчас я предлагаю вам ответить на вопросы викторины по сказу.

Вопросы викторины по сказу » Медной горы Хозяйка»

1 Кто написал это произведение (Павел Петрович Бажов)

2 Где происходят события сказа? ( Уральские горы, Гумешки )

3 Назовите героев сказа ( Степан, Хозяйка, Настенька, приказчик, смотритель, ящерицы ).

4 Какие качества Степана понравились Хозяйке медной горы? ( смелость, он не испугался ее при встрече, честность )

5 Кем были » помощники» Хозяйки медной горы? ( ящерицы )

6 Сколько испытаний придумала для Степана Хозяйка горы ( передать послание приказчику, испытание богатством, забыть ее)

7 Как звали невесту Степана? ( Настенька )

8 Что нашли в руке у Степана после его смерти?( медный изумруд )

3 Формулирование темы урока.

— Ребята, скажите, пожалуйста, как вы думаете, все ли в сказе П.П. Бажова реально? Или есть элементы фантастического? ( В сказе есть элементы фантастического. Например, сама Хозяйка могла превращаться в ящерицу. Это элемент фантастического в сказе. ).

— Ребята, попытайтесь сформулировать тему нашего урока. ( Реальность и фантастика в сказе П.П. Бажова » Медной горы Хозяйка» ).

— Молодцы, ребята. Запишите в тетрадь тему нашего урока.

— Ребята, как вы уже сказали, в сказе П.П. Бажова » Медной горы Хозяйка» есть элементы фантастического, сказочного. А что такое сказка? Дайте определение сказке как литературному термину.

— А кто мне может ответить, что же такое сказ? (учащиеся еще не знают определения данного термина).

— Ребята, какова же цель нашего сегодняшнего урока?

Узнать что такое сказ как жанр литературы. Выявить сходства и различия сказа и сказки.

Цели : 1 Познакомиться с героями произведения, их характерами, речью.

2 Уметь находить в сказе реальное и фантастическое.

3 Узнать, что такое сказ как жанр, научиться отличать его от сказки.

4 Учиться анализировать текст, видеть художественные средства.

5 Сообщение учащегося СЛАЙДЫ 1,2,3

6 Знакомство с жанром сказа

— Дома вы читали сказ «Медной горы Хозяйка» П. П. Бажова.

— В каком жанре написано это произведение?

— А что такое сказ? Откройте учебник на с.65, прочтите определение. СКАЗ- жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды; для него характерно сочетание точных зарисовок народного быта и нравов со сказочно-фантастическим миром фольклора.

— Вспомним что называется сказкой?

Заметили ли вы его отличие сказа от сказки? В чём оно?

Групповая работа. «Исследование»

Читайте также:  Сказка драгунского 20 лет под кроватью читать

Для исследования нам нужны определения

Реальность – (от позднелат. Realis — вещественный, действительный) существующее в действительности.

Реальность – (от позднелат. Realis — вещественный, действительный) существующее в действительности.

1. Не устное народное творчество, поскольку сказ создается автором на основе народных преданий и легенд; ориентация на русский народный рассказ.

1. Устное народное творчество.

2. События реальны (происходили когда-то давно).

2. События вымышлены.

3. Особая форма авторской речи, которая ведется от лица рассказчика – человека из народа, со свойственной ему народной устной речью.

3. Рассказчик – народ.

4. Герои – обыкновенные люди.

4. Вымышленные, сказочные герои.

5. Место действия реальное.

5. Место действия неопределенное.

6. Счастливый финал.

1 Кем создается произведение?

6 Финал произведения.

Сказочников и сказителей.

— Сказочники, напомните нам, как обычно начинаются сказки?

— В сказке всегда есть зачин. Зачин – начало сказки. Обычно сказка начинается так: («В некотором царстве, в некотором государстве..», «Жили – были…», « Давным-давно …» и т. д.)

— Сказители, прочитайте, как начинается «Медной горы Хозяйка»?

— Каков конец сказок?

В сказках всегда есть концовка. Это последние слова, завершающие сказку. У сказок всегда счастливый конец. Заканчивается сказка примерно так: «Стали они жить поживать, да добра наживать..», «Тут и сказки конец…», «И жили они долго и счастливо».

— Какие герои, события описываются в сказках? (выдуманные, нереальные, фантастические. Герои сказок- вымышленные персонажи, они «жители тридесятого царства, тридевятого государства» Реальны в сказке только некоторые детали жизни и быта народа. Необыкновенны говорящие животные, волшебные предметы и помощники. В сказке действуют фантастические персонажи: Баба –яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч.)

-Кто герои сказа Бажова? Сказители, поведайте нам, могли ли быть такие рабочие на рудниках? Знал ли таких сам писатель? (О Хозяйке Медной горы Бажов слышал рассказы в своей семье и у заводских стариков. Образ Хозяйки Медной горы или Малахитницы в горнорабочем фольклоре имеет различные варианты: Горная матка, Каменная девка, Золотая баба, девка Азовка, Горный дух, Горный старец, Горный хозяин. Все эти фольклорные персонажи являются хранителями богатств горних недр. Образ Малахитницы у Бажова значительно сложнее. Писатель воплотил в ней красоту природы, вдохновляющую человека на творческие искания.)

— Какие еще особенности сказки? (Троекратные повторения действий или явлений в сказке. Число «три» в древности считали волшебным, магическим числом, поэтому в сказках часто бывает 3 сестры, 3 брата или события повторяются 3 раза. )

— Есть ли это в нашем произведении? ( Малахитница дает 2 задания Степану. 2 задания он выполняет- передает приказчику слова Хозяйки, чтобы тот убирался

— Вспомните, какие слова часто употребляются в сказках (постоянные эпитеты : красная девица, добрый молодец)

— Есть ли это в нашем произведении? (В данном произведении нет постоянных эпитетов, характерных для сказок, нет повторов слов, но есть слова устаревшие и диалектные, которые употребляются на Урале)

Словарная работа СЛАЙДЫ 1 2

Найдите и прочитайте

, диалектные слова (изробленный,хезнуть,пониток)

Физминутка Викторина: «Чей это портрет?

«Один- то молодой парень был, неженатик, а уж в глазах его зеленью отливать стало» (Степан)

«Этот и вовсе был изробленный. В глазах зелено, и щёки будто зеленью подёрнуты» (Напарник Степана)

«Девка небольшого росту, из себя ладная и уж такое крутое колесо, на месте не посидит» (Хозяйка)

«Хорошая девушка, сиротка одна…Простой человек, обыкновенный» (Настя, невеста Степана)

-Какова тема нашего урока? Реальное и фантастическое

Давайте попробуем доказать, что в сказе тесно переплелись и реал и фант

Как называется сказ?

— Кто такая Медной горы Хозяйка ? СЛАЙД

Это реальный человек?

— Где мы впервые с ней встречаемся?

А какой ее увидели ребята?

— Слайд А вот какой ее увидел Степан.

— А Степан является каким героем? Реал

— Но вот появляется Хозяйка.

Какой её видит Степан?

Прочитайте её описание (с. 66–67)

Со слов “Глядит… весело, видно, ей.

Они разговорились и Хозяйка дает Степану первое испытание.

— Расскажите это испытание.

(“Хозяйка, мол, Медной горы заказывала тебе, душному козлу, чтобы ты с Красного – ого рудника убирался… я тебе всю медь в Гумешках туда спущу, что никак её не добыть”.)

Почему Хозяйка заказала «…с Красногорского рудника убраться»? Хозяйка Медной горы не только владеет природными богатствами и охраняет их. С теми, кто стремится превратить ее богатства в прибыль и деньги, превращает труд рабочих в рудниках и шахтах в «подземную» каторгу, она сурова и беспощадна.

Трудно было решиться Степану, чтобы передать этот приказ. Но не привык он отступать, бояться чего-то. А самому-то Степану не хотелось ли сказать приказчику все, что о нем думает?

— Расскажите, как было выполнено это поручение?

— Как был наказан Степан за свои дерзкие слова?

Мастер Степан – человек открытый, прямой, влюбленный в свое дело, по натуре художник. Он подолгу может любоваться уральскими самоцветами, делать из них причудливые фигурки и цветы. И опять встречаются герои: мастер Степан с Хозяйкой.

— Прочитаем этот эпизод (или рассказать близко к тексту) с. 71–72.

Со слов “И видно ст. огром. Комнату…до слов невесты бывает.

— Какой новый приказ последовал от героини? (Берешь замуж али нет?)

— А почему Степан сразу не сказал, что у него есть невеста? (Он человек честный, прямой, открытый. Слово для него дороже олова.)

Невеста, его Настенька, сирота, девушка бедная, но именно ей Степан обещал жениться. А коли слово один раз сказано – держать его Степан будет всегда.

Читайте также:  Описание тонкого из рассказа чехова

— Чем решила привлечь Степана Хозяйка? (Показать ему несметные богатства.)

— Завидует ли Степан, хочет иметь эти богатства у себя? (Нет)

Любой бы захотел иметь их у себя, но не Степан.

Камни эти излучали удивительную красоту их мастеров.

И он любовался ими, завидуя умельцам,

Сотворившим неземную красоту.

— А какие черты в Степане привлекают нас, читателей? Есть ли в нём то, что нам нравится?

Вот за эти качества: прямоту, доброту, честное слово и выделяет его среди всех мастеров сама Хозяйка Медной горы. Он бескорыстен, не жаждет наживы, не хочет иметь несметные богатства. Главное его дело – это любимая работа. Он как будто в мертвый камень вкладывает частицу своей души, и от этого камень становится будто живой.

Уважает Степана Хозяйка

— А как мы догадываемся, что он ей нравится? (По имени, отчеству, выделяют его)

Нравится ей очень то, что у него золотые руки, но и прекрасная человеческая душа. Он красив не только внешне, но и прекрасен своими поступками. Он привык жить честно, в ладу со своей совестью и с людьми, рядом с которыми он трудится.

Он очень ценит таких же мастеров, как и сам. Их уважением дорожит, а дружбу не променяет даже на богатство Медной горы Хозяйки.

Мы видим, что с течением сказа отношение героини к Степану меняется. Вначале она мудровала над ним, прельщала несменными богатствами, да не поддался на её уговоры Степан, рабочий человек. Характер у него под стать тем драгоценным металлам, такой же крепкий и прекрасный.

И последнее испытание услышал Степан из уст Хозяйки.

— О чём она его просит? (Не говорить и не вспоминать)

Но в судьбе Степана Хозяйка оставила неизгладимый след. Стали замечать люди, что Степан ходит невесёлый, всё время о чём-то думает. Тосковал, видно, по Хозяйке. Осталось у него на память о ней горсть драгоценных камешков, да шкатулка, наполненная украшениями.

— Как закончилась жизнь Степана?

— Поработайте в парах, посоветуйтесь. Найдите фантастическое и реальное в сказе.

Сказ похож на сказку тем, что в нём есть

1. Встреча с Хозяйкой Медной горы, её превращение в ящерицу.

2.Путешествие Степана в глубь горы.

3.Помощь в забое волшебных ящерок.

(Хозяйка помогла Степану найти нужные глыбы для столбов, подбрасывала хороший малахит, когда Степана приковали цепями в забое. Помогла освободиться от крепостного права. «Всё будет устроено, и от приказчика тебя вызволю, и жить безбедно будешь со своей молодой женой…» )

1.События происходят на Урале. ( название гор, речек). Показана красота уральского края.

2.Показан быт уральских рабочих.

3. У Степана, нам известно, была корова и лошадь, он косил для них сено.

4. Грустная судьба Степана.

5.Живой язык, диалект, говор.

Вывод, к которому пришла наша группа в процессе исследования, такой:

1) Главный герой – человек обыкновенный.

2) Фольклорная первооснова.

3) Присутствие рассказчика – человека из народа.

4) Волшебство и таинство – неотъемлемые части повествования.

«Медной горы Хозяйка» былью мы назвать не можем, т. к. есть присутствие фантастических образов, поэтому произведение является сказом.

— Почему Медной горы Хозяйка выбрала Степана Петровича? ( Он был честным, работящим парнем)

— Найдите в тексте, как он сам говорит про себя «Простой человек, обыкновенный». Помялся-помялся Степан, да и говорит:

— Приданое у тебя царям впору, а я человек рабочий, простой.

-Мне как раз такого и надо, который никого не боится.

Подумайте, отчего умер Степан?
Что он все же понял перед смертью?Слайд

Выставка книг Бажова

— В нашей библиотеке….

В творчестве Бажова жанр литературного сказа нашёл наивысшее выражение. Ему подрожали, копировали, но образец так и остался непревзойдённым. Книги относятся к «вечным книгам». Мы поговорили лишь об одном сказе. Самое интересное в сказах то, что герои кажутся фантастическими, но всегда они люди труда.

Слайд «Работа – она штука долговечная. Человек умрёт, а дело его останется. Вот и смекай, как жить-то».

— Как понимаете эти слова?

— Итак, ребята, как вы думаете, Бажов – фольклорист, писатель, знаток самоцветов?

Бажов Павел Петрович и фольклорист (использует элементы сказочные, волшебные), и писатель (создал 56 сказов), и знаток самоцветов (описал в произведениях камни – малахит, изумруд, яшму, орлец, лиственит).

Евгений Пермяк так сказал: «Бажов принёс нам в сказе величие простоты, любовь к родному краю, прославление труда, гордость и честь рабочего человека, верность долгу».

Давно нет Бажова, а мы читаем его сказы. По ним поставлены спектакли, пьесы, балеты. Не пересчитать произведений живописи, скульптуры, поделок из камней и ювелирных изделий. Книги рассыпаются по миру как самоцветы.

Что нового узнали на уроке?

— Что запомнится надолго?

— Какие герои произвели на вас особое впечатление?

Итак, ребята. Вы правы, Бажов нарисовал нам прекрасного человека, у которого доброе сердце, красивая душа и золотые руки большого мастера.

Писатель любуется своим героем, потому что трудом таких людей, как Степан, как считает автор, держится государство, крепнет мощь русской земли.

(Человек обязан сам определить свою судьбу, каким путём идти в жизни).

Анализ выполнения целей.

Мне на уроке было интересно (поднятием руки)

— Я узнал много нового

— Я испытывал трудности в работе

— Мне было все понятно

— Осталось выяснить непонятное для меня

Домашнее задание: сочинение-миниатюра «Что я взял для себя из сказа», «Чем мне запомнился сказ?».

Источник

Поделиться с друзьями
Детский развивающий портал