Что в этом рассказе реально а что сказочно рассказ случай с евсейкой и горький

Содержание

Сказка «Случай с Евсейкой» Максим Горький стр 11

1. Что увидел Евсейка в подводном царстве? Обрати внимание на сравнения. Их можно найти в тексте с помощью слов как, точно.

Оказавшись в подводном царстве, Евсейка смог увидеть много дивных созданий:

1. Актиний, которые рассыпались по камням точно вишни;

2. Быстрых креветок, точно летающих мух;

3. Зелёных рыбёшек, похожих на воздушных бабочек;

4. Точно пробка вода лезет в рот;

5. Проплывающая сепия точно мокрый, носовой платок;

6. Сифонофорчики, точнёхонько как стеклянные шары.

2. Прочитайте с другом выразительно разговор рыб с Евсейкой. Чего опасался мальчик?

Евсейка очень переживал, что рыбы могут его скушать.

3. Опиши морских существ, с которыми встретился мальчик. Что необычного в их изображении?

Автор изображает морских существ очень необычно.

Рака-отшельника, тащащего свою раковину, он сравнивает с дядюшкой Яковом и его тележкой, актиний сравнивает с вишнями, а креветок с мухами.

Также очень красочно описывает двух маленьких рыбок, которые играют как стеклянные шарики.

4. Что ты думаешь о Евсейке? Какой он? Как к нему относится автор? Почему ты так считаешь?

Я думаю, что Максим Горький считает Евсейку очень хорошим мальчиком, об этом он написал в начале сказки.

Дальше по мере сказания сказки автор рассказывает о том, что Евсейка хочет получить профессию авиатора, любит маму и папу, а также у него хорошие оценки по русскому языку.

В разговоре с рыбами мы видим, что Евсейка вежливый мальчик, он не хочет обидеть рыб неосторожным словом.

Читая диалог с рыбами, мы видим, что Евсейка также храбрый мальчик и очень сообразительный.

5. Придумай продолжение сказки.

Продолжение сказки про Евсейку для 3 класса.

. Проснулся Евсейка и не может понять, что с ним было.

То ли был он в подводном царстве то ли всё это приснилось ему.

Ничего не понимает.

Удочка его уплыла в море, а он сидит на камне сухой.

Наверное, это был сон — подумал Евсейка и решил рассказать его другу Сашке.

Набрал друга по телефону и давай ему рассказывать своё путешествие.

Сашка очень удивился такому сну и спрашивает Евсейку — а может это всё на самом деле было?

— Да нет — говорит Евсейка — такого не бывает.

Вдруг он услышал какой-то всплеск на воде.

Смотрит и видит его старую знакомую — большую рыбу в сизо-серебряной чешуе.

Она так спокойненько себе поплыла к удочке Евсейки и давай толкать своими большими рыбьими губами удочку мальчика прямо к берегу.

Евсейка как стоял, так и сел на свой камень.

Евсейка встал, протянул руку и достал своё удилище, а рыба тем временем ему подмигнула и нырнула опять в глубину.

6. Обсудите с друзьями, во сне или наяву всё происходило с Евсейкой.

Я думаю, что это история происходила с Евсейкой во сне.

Ведь пока мальчик ловил рыбу, он немного задремал и увидел сон, что свалился в воду и увидел всех тех рыб, которых собирался поймать.

Источник

Горький Максим сказка «Случай с Евсейкой»

Читательский дневник по сказке Максима Горького «Случай с Евсейкой»

Автор: Горький, Максим

Название произведения: «Случай с Евсейкой»

Главные герои: Евсейка, большая рыба.

Второстепенные герои: мелкие подводные обитатели.

Характеристика главных героев:

Евсейка — любопытный и озорной мальчик.

Сумел найти выход из сложившейся ситуации.

Большая рыба — любопытная и добрая.

Доверчивая и наивная.

Характеристика второстепенных героев:

Мелкая рыбёшка, краб — весёлые, озорные, удивляются мальчику.

Краткое содержание сказки «Случай с Евсейкой»

Евсейка сидел на камне и удил рыбу.

Вдруг он упал в море и оказался на дне.

К нему подплыла большая рыба и стала разговаривать.

Евсейка испугался, что рыба его съест и потому немного хитрил.

А вокруг резвились различные рыбёшки.

Они дразнили краба, потом смеялись над мальчиком.

Рыба стала думать, что Евсейка утопленник, а тот предложил ей поиграть.

Это предложение понравилось рыбе, и она поплыла наверх, где мухи.

Евсейка уцепился за жабры и вынырнул на поверхность.

План произведения:

1. Евсейка на дне моря.

3. Разговор с морским обитателем.

5. Рыбы, желающие знакомства.

Детский рисунок-иллюстрация

Основная мысль сказки «Случай с Евсейкой»

Главная мысль сказки в том, что не всё, что кажется реальным, оказывается таковым.

Основная идея сказки в том, что даже во сне нужно проявлять находчивость и смекалку.

Чему учит произведение

Сказка учит не терять присутствия духа и искать пути спасения.

Учит не засыпать на солнцепёке, ведь это может привести к солнечному удару.

Читайте также:  Сказки а с пушкина герои сказок

Учит уметь перебороть страх, хитрости и находчивости.

Краткий отзыв к сказке «Случай с Евсейкой» для читательского дневника

Прочитав эту сказку, я подумала о том, что подводный мир по-своему прекрасен, но не предназначен для жизни человека.

Мальчик оказался на морском дне и боялся, что его съедят рыбы.

А ведь обычно происходило наоборот.

И поэтому Евсею пришлось искать способ спастись.

Интересно, после такого происшествия он так и продолжал удить рыбу и есть её?

Это очень интересная, смешная, и познавательная история.

Я узнала о многих морских обитателях, про которых раньше даже не слышала.

Автору удалось причудливо соединить сон с явью и получилась сказка, основанная на событиях настоящей жизни.

Мне понравилась находчивость мальчика и то, что он сумел преодолеть свой страх.

А ещё он постоянно помнил о родителях и поэтому так стремился вырваться с глубины.

Я всем советую прочитать эту историю и подумать о том, что сны часто оказываются слишком похожи на реальность.

Но как во сне, так и в обычной жизни мы должны не сдаваться перед обстоятельствами и бороться до победного конца.

Пословицы к произведению:

Чую, где ночую, да не знаю, где сплю.

Что думается, то во сне видится.

Страшен сон, да милостив Бог.

Страхов много, а жизнь одна.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

— Это хорошо — поиграть! Это очень хорошо — поиграть!

— Поплывёмте наверх! — предложил Евсей.

— Зачем? — спросила рыба.

— А вниз уже нельзя ведь! И там, наверху, — мухи.

— Мух-хи! Вы их любите? Евсей любил только маму, папу и мороженое, но ответил:

Словарь неизвестных слов:

Сепия, голотурия, сифонофор — морские обитатели.

Ещё читательские дневники по произведениям Максима Горького:

Библиотека читательских дневников автора пополняется.

Источник

Волжский класс

Боковая колонка

Рубрики

Видео

Книжная полка

Малина для Админа

Боковая колонка

Опросы

Календарь

Июнь 2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Май
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30

БЫЛИ-НЕБЫЛИЦЫ. Максим Горький, с. 50 – 51

Ответы к заданиям. Кутявина С.В. Тетрадь по литературному чтению. 3 класс.

Ответы к стр. 50 – 51

1. Прочитай историю о Евсейке. Ответь на вопросы.

1. Какой необычный случай произошёл с Евсейкой?

2. Кого увидел Евсейка на морском дне?

3. Мальчик общался с животными. Они реальные или сказочные?

4. Чему удивился Евсейка, оказавшись на морском дне?

5. Чего он боялся?

2. Отметь качества, которые проявились у Евсейки. Обоснуй свой выбор.

злость V беззаботность

хитрость V осторожность

грубость V любопытство

V смелость V находчивость

3. Как ты считаешь, “Случай с Евсейкой” – это сказка, рассказ или небывальщина? Обоснуй свой ответ.

Это сказка. История, которая приключилась с Евсейкой выдуманная.

4. Придумай продолжение истории о Евсейке.

…И быстрей домой побежал. Рассказал он про своё путешествие родителям, но ему никто не поверил. А папа ещё и разозлился:

— Удочку потерял и всё выдумал! – кричит. – Пошли на берег, посмотрим, что там.

Вдруг слышит – бурлит море, волны так и ходят. Открывает глаза – а напротив большая зубастая рыба пасть открыла, того и гляди, сейчас проглотит. И говорит со злостью:

— Это кто тут рыбу не любит? Это где в рыбе одни кости?!

И удочкой в бок его толкает. Да так сильно, что свалился папа Евсейки с камня. Встаёт, смотрит, а это Евсеёка нашёл свою удочку и радостно тычет его в бок. Посмотрел папа на Евсейку беззаботно и ласково и сказал:

— Молодец! А теперь домой, хватит на сегодня приключений!

Источник

Литературное чтение. 3 класс

Конспект урока

Литературное чтение, 3 класс

Урок 33. М. Горький «Случай с Евсейкой»

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

Прогнозирование содержания раздела по заголовку;

Чтение и анализ произведения «Случай с Евсейкой» М. Горького.

Рассказ — это литературное произведение небольшого объема, в рассказе описываются реалистичные события, непродолжительные по времени.

Сказка — это произведение о вымышленных героях и событиях. Сказка бывает народная и авторская.

Сравнение — художественный приём, в основе которого лежит сопоставление предметов по общему признаку. Создается с помощью слов КАК, СЛОВНО, ТОЧНО, ПОДОБНО, БУДТО.

Диалог — разговор двух героев.

Синонимы — слова одной части речи, близкие по значению.

Рассказ, герой рассказа, вымысел, художественный приём сравнение, творческий пересказ, план для краткого и подробного пересказа, чтение по ролям.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

На уроке мы узнаем, как построен рассказ М. Горького

Научимся выделять основные события в рассказе;

Сможем сочинить продолжение рассказа

Раздел называется «Были и небылицы». Какие же произведения могут быть в разделе с таким заголовком? Небылица — это веселое произведение устного народного творчества. Во 2 классе мы читали такую небылицу:

На горе стоит гора,

А на той горе лужок,

А на том лужку дубок,

А на том дубку сидит

Ворон в красных сапогах,

Во зелёненьких серьгах.

Чёрный ворон на дубу

Там играет во трубу.

Утром он в трубу трубит,

К ночи сказки говорит.

Еще небылицей называют вымысел, то, что невозможно в жизни. А быль — это описание того, что было в действительности, происходило на самом деле.

Мы прочитаем произведения, в которых авторы мастерски сочетают вымысел и события, которые могли происходить на самом деле. А читая произведения, постараемся понять, для чего авторы включают в рассказы невероятные события.

Познакомимся с историей создания произведения «Случай с Евсейкой» М. Горького.

Псевдоним — имя, которым человек заменяет настоящее.

Настоящее имя писателя Алексей Максимович Пешков. Детские годы писателя были очень тяжелыми. Он рано потерял родителей, воспитывался в семье дедушки. Немало лишений досталось и на юношество. Эти годы Максим Горький описал в своих рассказах «Детство», «В людях», «Мои университеты». Возможно, потому что сам узнал лишения и нищету, Горький, став известным писателем и публицистом, занимается благотворительностью, помогает бедным людям, беспризорным детям.

На своей родине — в городе Нижний Новгород — писатель способствовал открытию школы, книжного магазина, подарил около тысячи книг публичной библиотеке. Сейчас в городе открыт музей Максима Горького.

Именно благодаря сочувствию и желанию помочь попавшим в беду людям появился рассказ «Случай с Евсейкой».

Вот как это произошло.

15 декабря 1908 года на юге Италии в городе Мессине случилось страшное землетрясение. Максим Горький, в это время живший неподалёку, постарался помочь пострадавшим, обратившись к жителям многих стран с призывом о помощи. Откликнулись многие, в том числе ребята из школы близ Баку. Дети поставили спектакль, а вырученные деньги отправили в Италию. Между писателем и детьми завязалась переписка. В одном из писем дети попросили Максима Горького сочинить рассказ про воробьишку и «какой-нибудь выдуманный рассказ, чтобы мальчик удил рыбу».

Вот так и получилось, что лучшие свои детские произведения: сказки “Воробьишко”, “Самовар”, рассказ “Случай с Евсейкой”, писатель создал по заказу маленьких читателей.

Чтение и анализ произведения:

Прочитаем произведение, постараемся понять главную идею текста и то, каким способом писатель доносит ее до читателя.

Читая произведение, отвечаем на вопросы:

Проанализируем прочитанное произведение. Что же мы прочитали: рассказ или сказку?

Вспомним, какие произведения называют в литературе рассказом и сказкой.

Рассказ — это литературное произведение небольшого объема, в рассказе описываются реалистичные события, непродолжительные по времени.

Сказка — это произведение о вымышленных героях и событиях. Сказка бывает народная и авторская.

В произведении М. Горького правдиво описаны обитатели подводного мира, значит, это рассказ, но вот только в жизни они не разговаривают, а в сказке могут, значит, это сказка.

Главный герой — обычный мальчик, он любознательный, любуется морскими обитателями. Он вежливый, старается поддержать разговор с болтливой рыбой. Он смелый и находчивый, придумывает, как вернуться на берег. Но только в сказке мальчик может так долго находиться под водой без специального оборудования, все видеть и слышать.

Сюжет развивается так, как это обычно бывает в рассказе:

— завязка (Евсейка попадает в воду)

— основная часть (наблюдение за подводным миром и разговор с его обитателями)

— самый напряженный момент (предложение поиграть и согласие рыбы)

— развязка (Евсейка возвращается на берег).

Также нет и других признаков волшебной сказки, таких как троекратные повторы, волшебные предметы, помощники, постоянные эпитеты.

В рассказе М. Горького описаны реальные события, но есть и вымышленные, сказочные. Возможны они становятся, потому что мальчик, сидя на берегу, заснул. Перечитаем начало и конец рассказа:

А день был жаркий: стал Евсейка со скуки дремать…

Евсейкино удилище плавает в море, далеко от берега, а сам он сидит на том же камне, с которого свалился, и уже весь сухой!

Автор придумывает сказочные события, чтобы показать читателям, что даже в самых невероятных ситуациях человек может проявить лучшие стороны характера: сохранить спокойствие, быть вежливым, проявлять интерес к происходящему.

Обратили ли вы внимание при чтении на то, как выразительно описаны морские обитатели? Прием, с помощью которого писатель добивается выразительности при описании, называется сравнение.

Сравнение — художественный приём, в основе которого лежит сопоставление предметов по общему признаку. Создаётся с помощью слов КАК, СЛОВНО, ТОЧНО, ПОДОБНО, БУДТО.

1. Впиши пропущенные слова:

— Откуда это вы взяли, что все рыбы — ___________?

— Так себе… Вроде _________, только — побольше, и усы у него. Если не сердится, то очень милый…

Тут ___________испугался: скажи-ка ей, что ест!

Поднял глаза вверх, видит сквозь воду мутно-зелёное небо и солнце в нём, жёлтое, как медный поднос; подумал мальчик и сказал _____________:

— Нет, он не ест рыбы, костлявая очень…

Пропущены слова: немые, меня, Евсейка, неправду.

2. Что невозможно в действительности, а какие события могли произойти на самом деле? Распредели события рассказа:

События, которые могли произойти

Рыбёшка смеётся, разговаривает

Рыба приятно улыбается

Поплыла рыба, будто танцуя, и поёт во всю мочь

Маленькие рыбёшки кружатся и хором орут

Евсейка нырнул и тотчас достиг морского дна.

Евсейка хотел стать авиатором

Евсей хотел беззаботно посвистеть, но — оказалось — нельзя: вода лезет в рот, точно пробка.

Евсейке все приснилось

События, которые могли произойти

Рыбёшка смеётся, разговаривает

Рыба приятно улыбается

Поплыла рыба, будто танцуя, и поёт во всюмочь

Маленькие рыбёшки кружатся и хором орут

Евсейка нырнул и тотчас достиг морского дна.

Евсейка хотел стать авиатором

Евсей хотел беззаботно посвистеть, но —оказалось — нельзя: вода лезет в рот, точнопробка.

Евсейке все приснилось

Соедини название морского обитателя и сравнение, с помощью которого его описывает автор:

Источник

Урок литературного чтения » Случай с Евсейкой»

специалист в области арт-терапии

Тема: «М. Горький «Случай с Евсейкой

Подготовила: Учитель начальных классов Качёва Е.А.

Цель : П ознакомить, учащихся с жизнью и творчеством М. Горького; учить анализировать прочитанный текст.

формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир;

-воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания произведений художественной литературы;

-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками;

активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях;

-овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения;

готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение.

-формирование представлений об окружающем мире;

-умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Здравствуйте уважаемые члены жюри, ребята. Меня зовут Евгения Александровна, урок литературного чтения проведу у вас я. Не возражаете? Спасибо. Садитесь.

-Я предлагаю вам собрать из слов пословицу. Они лежат у вас на столе.

книге ищи В а мысли буквы не

-Что у вас получилось? (В книге ищи не буквы, а мысли.)

— Как вы понимаете это высказывание?

— Сегодня на уроке мы тоже будем искать в книге не только буквы, но и мысли.

— Перед вами четверостишие, прочитайте самостоятельно, молча.

— Прочитаем хором, с вопросительной интонацией, радостно,

-Что это мы прочитали? ( небылицу )

-Что такое небылица? (Правильно, небылица это жанр устного народного творчества, прозаическое или стихотворное повествование небольшого объёма, как правило, комического содержания.

-Ребята, а как вы думаете, почему этот урок мы начали с небылицы?

Произведение, с которым мы будем работать, помещено в раздел «были-небылицы во 2 части учебника. Как вы понимаете, что такое были-небылицы?

( Быль – это описание того, что было в действительности, происходило на самом деле. Небылица – это вымысел.)

— Давайте сформулируем цели сегодняшнего урока при помощи слов-помощников: вспомнить , познакомиться , проанализировать (слова-помощники также закрепляются на доске).

познакомиться М. Горький

пронализировать «Случай с Евсейкой»

— Итак соотнесите данные слова со словами из вторго столбика.

Вспомнить, что такое были- небылицы.

(Мы с вами уже вспомнили)

Познакомиться с жизнью и творчеством М. Горького.

Проанализировать произведение «Случай с Евсейкой»

5. Работа по теме урока.

1.Знакомство с жизнью и творчеством писателя.

-Итак, ребята, представьте, что перед вами Максим Горький, и я предлагаю взять у писателя интервью. Кто желает это сделать?

Родился горький в 1868 году в Нижнем новгороде в семье столяра. Вскоре после рождения умирает отец, и мать одает мальчика на воспитание деду. В семье деда мальчика никто не любил, кроме бабушки Акулины Ивановны. Бабушка была добрая, именно она приобщила будущего писателя к народным песням и сказкам.Учится в школе Алёше не пришлось- он должен был работать.

Алексей Максимович Пешков.

Благодаря сочувствию и желанию помочь попавшим в беду людям появились произведения для детей. Вот как это произошло. Вот как это произошло. 15 декабря 1908 года на юге Италии в городе Мессине случилось страшное землетрясение. Максим Горький, в это время живший неподалёку, постарался помочь пострадавшим, обратившись к жителям многих стран с призывом о помощи. Откликнулись многие, в том числе ребята из школы близ Баку. Дети поставили спектакль, а вырученные деньги отправили в Италию. Между писателем и детьми завязалась переписка. В одном из писем дети попросили Максима Горького сочинить рассказ про воробьишку и «какой-нибудь выдуманный рассказ, чтобы мальчик удил рыбу».

Вот так и получилось, что лучшие свои детские произведения: сказки “Воробьишко”, “Самовар”, рассказ “Случай с Евсейкой”, писатель создал по заказу маленьких читателей.

-Давайте немножко отдохнем.

-Где плавали рыбы в физминутке? (в море )

-Сегодня мы тоже побываем на дне моря с главным героем произведения Максима Горького «Случай с Евсейкой»

а) Словарная работа

— Перед знакомством с произведением проведем словарную работу

Авиатор, кларнет, актинии, лангуст, голотурия, сепия, сифонофоры.

Авиатор – специалист по управлению, вождению и обслуживанию летательных аппаратов.

Кларнет – деревянный духовой музыкальный инструмент.

-Итак, сейчас мы будем читать произведение, а после этого должны ответить на вопрос: ( записано на доске)

Почему произведение М.Горького «Случай с Евсейкой» помещено в раздел учебника «Были – небылицы».

б) Читаем текст (учитель и хорошо читающие дети)

в) Работа по вопросам

Чему удивился Евсейка, оказавшись на морском дне?

Почему мальчик не заплакал, испугавшись? Как это характеризует Евсейку, какой он? (смелый, находчивый, решительный, сообразительный).

Что придумал Евсейка, чтобы вернуться на землю?

г) Работа в группах

— Для того чтобы проанализировать произведение я предлагаю вам поработать в группах: Вспомним правила работы в группах:

(Устно) работать сообща, дружно, не перебивать друг друга, дать возможность высказаться каждому, уважать мнение других.

— 1 группа будет работать со словарем. На партах у вас лежат словари. Вам нужно найти значение слов, пользуясь закладками. Слова которые вам нужно найти у вас лежат на столе.

— 2 группа Я прошу вас вставить пропущенные слова в деформированный текст, прочитать выразительно по ролям и ответит на вопрос «Как бы вы объяснили, кто такой папа?»

-Задание для 3 группы: так как это произведение помещено в раздел «Были – небылицы», распределите события рассказа на вымышленные и реальные.

(работа с карточками и у доски)

— 4 группа ваше задание: найти названия морских обитателей и сравнения, с помощью которых их описывает автор.

ГРУППЫ РАБОТАЮТ 5 МИН

— Время вышло начинаем проверять задание. Начнем со 2 группы. Напомните какое у вас было задание?

— Как бы вы объяснили кто такой папа?

— 3 группа ваше задание?

-А сейчас я попрошу ответить 1 группу

-Как вы думаете, произведение «Случай с Евсейкой» рассказ или сказка? Зачитайте что такое рассказ, что такое сказка?

Значит реальные и сказочные события в произведении Горького переплетаются. (Это рассказ с элементами сказки).

— 4 группа давайте проверим задание у вас

— С чем автор сравнивает:

-Молодцы, правильно нашли.

-Ребята, а какой литературный приём использовал автор сравнивая морских обитателей?

-Давайте спросим у первой группы что такое сравнение?

-Итак, «Случай с Евсейкой» происходит на самом деле? (нет)

— А почему? (потому что он уснул).

— Что такое вымысел? Спросим 1 группу.

— Да, действительно реальное и сказочное в произведении Горького своеобразно переплетаются. Писатель очеловечивает животный мир: морские обитатели думают и разговаривают. Писатель показывает и поведение Евсейки, его мысли. Мальчик находчив и решителен. Оказавшись в опасной ситуации среди обитателей подводного царства, он ищет возможность скорее вернуться на землю.

— Я хочу поблагодарить вас за урок, сказать вам большое спасибо. Мне было приятно с вами работать. А сейчас покажите мне понравилось ли вам работать со мной.

Если все понравилось и все было понятным поднимите зеленый смайлик.

Источник

Поделиться с друзьями
Детский развивающий портал