Что такое главная мысль рассказа 3 класс

Что такое основная мысль? И как ее определить?

Как говорится, не стоит изобретать колесо, его уже изобрели. Великие открытия сделаны, остается лишь помнить о том, что все намного проще, чем может показаться с первого взгляда. Двигаясь от простого к сложному, мы рассмотрим, что такое основная мысль (идея), как ее определить и для чего это нужно. Итак, в теме сегодняшней публикации будут затронуты моменты, актуальные как для учащихся начальной школы, так и для старшеклассников.

Что такое текст?

На первый взгляд, вопрос простой и понятный. И зная ответы на простые вопросы, можно дать ответ на более сложный. Итак, текстом называют несколько предложений, которые связаны между собой по смыслу. Более того, это записанная речь, которая может являться литературным произведением, сочинением, рассказом, басней, документом. Важный признак того, что перед вами находится текст – это наличие в нем связности и законченности, но в каждом тексте, помимо связности и относительной законченности, есть идея. Что такое основная мысль текста? Это то, для чего этот текст был написан автором, это то, что он хотел сказать, то, к чему привлек внимание читателя.

Как найти основную мысль?

Ответ на этот вопрос лежит в тщательной проработке самого текста. Основная мысль (идея) может находиться в заглавии, но в основном автор строит свою работу таким образом, что не высказывает ее напрямую, а предлагает читателю, ознакомившись со всем рассказом, сформулировать ее самостоятельно. Как же это сделать? Для это необходимо прочесть материал в полном объеме и понять, о чем идет речь. Чтобы это произошло, автору следует учесть некоторые правила написания текста: сделать его структурным и четким. Читатель должен понимать его, более того, он не должен запутаться в умозаключениях автора, не должен утомиться или попасть в ловушку непонимания и хаоса. Предложения должны быть так построены между собой, чтобы между ними прослеживалась логика.

На что следует обратить внимание?

Основная мысль автора произведения может стать понятна читателю. Ему важно обратить свое внимание на такие понятия, как факты, которые должны быть в тексте, на события, изложенные в материале, и на описанные процессы. Все это поможет определить читателю, что такое основная мысль. Но не стоит путать такие понятия, как тема и основная мысль произведения. Приведем самый простой пример.

С земли сошел последний снег, и в душу просится весна. На чистом небе радостно сияет солнце. Весело журчат ручьи. На улицах началась весенняя суета. Хочется петь, смеяться и веселиться.

Итак, в этом случае темой называем весну, а основная мысль рассказа – радостное настроение от прихода весны.

Как построены басни?

Басня – это нравоучительное, сатирическое произведение, которое является древнейшим литературным жанром и занимает, подобно театру в сфере искусства, особую нишу. Она построена таким образом, что в конце содержит краткое заключение нравоучительного характера, или другими словами – мораль, именно она является основной мыслью басни. Иван Андреевич Крылов – знаменитый русский писатель, перу которого принадлежат 236 басен. Например, «Мартышка и очки». Здесь основная мысль басни заключается в последних предложениях, которые читателю предстоит самостоятельно перефразировать и сделать вывод, предварительно проанализировав написанное произведение. Итак, в басне «Мартышка и очки» речь идет о невежественных людях, глупость которых играет с ними злую шутку, так как, не понимая истинной ценности вещей, они склоны критиковать то, о чем не имеют понятия. При этом считают себя умнее других людей.

День сегодняшний

Стоит задуматься о том, что такое основная мысль произведения. Как она сопоставима с личным мнением человека? Можно ли считать ее и личное мнение читателя одним и тем же? Безусловно, нет. Но вполне возможно взглянуть на произведение совсем с другой стороны, порой меняются времена, появляются другие суждения, которые различимы от предложенных раннее. Утвердительным тому примером может послужить взгляд на басню Крылова «Стрекоза и муравей» школьника, сочинение которого можно увидеть в Сети Всемирной паутины. Здесь традиционно основная мысль басни сведена к следующему: если не хочешь зимой голодать, то позаботься об этом заранее – летом. Мальчик посмотрел на мораль этой басни совершенно с другой стороны, и проявив смелость, нашел свое совершенно новое и свежее мнение. Его юную душу покорила красота стрекозы, ради созерцания которой он готов поступиться общими правилами жизни. Эти выводы не могут являться основной мыслью басни, так как мы помним, что хотел сказать автор. Но мнение молодого человека является личным, интересным, имеющим смысл, а значит, заслуживающим право быть. Возможно, его мнение изменится, когда уже во взрослой жизни он встретит «стрекозу», а сам окажется в роли «муравья». Но хотелось бы верить, что муравей и стрекоза, причем оба, пересмотрели бы свои жизненные позиции.

Заключение

И в заключение, подводя итоги сказанному, хотелось бы отметить, что основная мысль литературного произведения, будь то роман, рассказ или басня, зависит от самого автора произведения, то есть это именно то, что он хотел донести до читателя, и, вполне возможно, в силу определенного рода обстоятельств или ряда других фактов, основная мысль автора произведения может быть читателю не только понятна и близка, но и наоборот, он может испытывать противоречивые или даже враждебные чувства. Основная мысль может быть близка по духу, приятна или нет по содержанию произведения, а возможно, что не понятен смысл самого рассказа, в этом случае читателю, естественно, сложно будет понять и основную мысль этого материала.

Читайте также:  Адам гидвиц рассказ инквизитора

Источник

Тема и главная мысль текста

Текст – это два или несколько предложений, связанных между собой по смыслу.

Тема текста – это то, о ком или о чем говорится в тексте. Предложения в тексте объединены одной темой.

1. Прочитать текст и определить его тему:

«Гусята очень быстро растут. Их не надо обучать кашу есть. Не надо учить плавать. Они самостоятельные».

Проверим: о ком говорится в тексте? – о гусятах. Все предложения связаны одной темой.

2. Прочитать текст и определить, все ли предложения в нем соответствуют теме текста.

«У каждого ручья свой голос – один шепчет, другой громко кричит. Все они спешат к реке. Хочешь узнать тайну ручейка – сядь у речки и послушай».

В данном тексте рассказывается о ручьях: в первом предложении говорится, какие бывают ручьи, во втором – куда они спешат, в третьем – как разгадать тайну ручейка.

Мы видим, что все предложения соответствуют теме «ручьи».

3. Прочитать текст и из предложенных предложений выбрать то, которое называет тему данного текста.

«Был жаркий день. В саду под скамейкой спала собака Жучка. Леня взял палку и стал дразнить собаку. Жучка зарычала и бросилась на мальчика. Леня побежал, но Жучка успела укусить его. Леня заплакал».

4. Леня и собака Жучка.

Вариант «Леня и собака Жучка» более полно определяет тему, то есть называет то, о ком идет речь в тексте.

У каждого текста есть автор, который через текст обращается к читателям, чтобы донести нужную информацию. Основная мысль – то главное, что хотел сказать автор этим текстом.

4. Определить тему и основную мысль текста:

«Букварь помогает первокласснику быстро выучить буквы. Читая букварь, ребята узнают много нового и интересного. После букваря школьники начинают хорошо читать другие книги».

Основная мысль: «Букварь – важная и нужная книга».

Иногда в тексте есть предложение, в котором и заключена основная мысль.

5. Определить тему и предложение, в котором заключена основная мысль:

«Банановые пальмы – это трава. Язык не поворачивается сказать это, когда видишь огромные листья над головой. Целый лес с прохладной тенью. Но все-таки это трава. Гигантская трава, трава великанов, но трава».

Тема – банановые пальмы. Основная мысль заключена в первом предложении: именно о том, что «банановые пальмы – это трава», и хотел рассказать автор.

6. Прочитать текст, назвать его тему и основную мысль:

«Скворцы прилетели в марте. Они устроились в дупле березы. Птицы работали весь день. Скворцы носили в гнездо перья, траву, сухой мох. Вечером они садились на ветку и пели. Берегите скворцов, они наши друзья».

Тема – скворцы, основная мысль – берегите скворцов, они наши друзья.

7. Каждый текст имеет название, заголовок, который указывает на то, о чем пойдет речь в этом тексте. Текст можно озаглавить.

Прочитать текст, выяснить, о чем говорится в тексте, выбрать наиболее удачный заголовок.

«Лисичка зимой мышкует – мышей ловит. Она вступает на пенек, чтобы подальше было видно, и слушает, и смотрит: где под снегом мышь пискнет, где снег чуть-чуть шевельнется. Услышит, заметит – кинется. Готово: попалась мышь в зубы рыжей пушистой охотнице!»

О чем говорится в тексте? О том, как лиса охотится на мышей.

2. Пушистая охотница.

Самый удачный вариант – пушистая охотница.

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

Присоединяйтесь к нам в Facebook!

Смотрите также:

Подготовка к экзаменам по русскому языку:

Мы рекомендуем:

Самое необходимое из теории:

Предлагаем пройти тесты онлайн:

Рекомендуемые статьи и видео:

Русский язык с репетиторами онлайн

Теперь Вы можете обучаться русскому языку самостоятельно, пользуясь бесплатными ресурсами нашего образовательного сайта, а также выбрать себе подходящего репетитора у нашего партнера и заниматься в школе TutorOnline:

Источник

Урок русского языка по теме «Главная мысль текста». 3-й класс

Класс: 3

Цель: дать понятие о том, что является основной (главной) мыслью текста.

Оборудование: карточки-тексты для групповой работы, сигнальные карточки; мультимедийный проектор, презентация.

1. Организационный момент

а) Мотивационный настрой:

Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться.

Работаем старательно, слушаем внимательно.

б) Ребята, сейчас у нас урок русского языка. Мы продолжаем изучать тайны родного языка. И как всегда каждый из вас будет на уроке исследователем.

Я желаю вам удачи. В конце урока мы проанализируем, удалось ли вам совершить открытие. Не забывайте за каждый правильный ответ ставить + в тетради, в конце урока подсчитаете, сколько баллов заработали (+=1 баллу)

2. Проверка домашнего задания (определение типа текста).

3. Актуализация знаний:

а) Словарная работа

На доске записаны слова : за…ц, в…рона, в…р…бей, м…дведь, л…сица.

Вопрос к классу: какую орфографическую задачу вы будете решать, чтобы правильно записать слова?

Ответ: вставить безударную гласную, проверяемую и не проверяемую ударением.

б) Работа в тетрадях

Откройте тетради, запишите число, “классная работа”.

Запишите слова. Орфограмму, над которой работали – подчеркните.

(один ученик выполняет задание у доски, другие в тетрадях)

Выполняется проверка по образцу (на доске).

Вопрос классу: Что объединяет все эти слова?

Ответ: Это животные нашего края.

Вопрос классу: Как они проводят зиму?

Вопрос классу: Кому из них нужна наша помощь?

в) Загадка: о ком так говорят? Длинные уши, косые глаза, короткий хвост,

Вопрос классу: Хотите узнать, почему зайца называют косым?

Чтение предложений вслух. Характеристика предложений по цели высказывания. А восклицательные предложения на что указывают? (На эмоциональную окраску)

Вопрос классу: Если мы уберем цифры от предложений, можем ли мы сказать, что это текст?

Ответ: Да, потому что они объединены одной темой.

Вопрос классу: Давайте уточним, что вы знаете о тексте?

(ребята выбирают тот вариант, с которым согласны или красный сигнал, если затрудняются ответить)

Ответ: Определять главную мысль текста.

Читайте также:  Записки охотника рассказ певцы кратко

Вопрос классу: Какие будут предположения, что такое главная мысль текста?

Работа с учебником: чтение правила (что такое главная мысль текста).

Вопрос классу: Как вы думаете, для чего вам надо научиться определять главную мысль текста?

Продолжается работа над текстом №1 (про зайцев).

Придумать заголовок текста, его можно взять прямо из текста.

Списать текст вместе с заголовком. В восклицательных предложениях определить тип предложений, подчеркнуть ту часть текста, которая выражает главную мысль.

Проверка: правильно ли определили главную мысль текста (обсуждение).

6. Закрепление изученного материала

а) Самостоятельная работа №1 в группах: (класс делится на три группы)

Задания для групп: прочитать текст, определить главную мысль текста, чем она выражается.

Записать главную мысль текста в тетрадь.

Тексты для групповой работы (№1, №2, №3) – приложение 1.

Группы обмениваются выводами.

Что такое главная мысль текста? Чем она выражается?

б) Самостоятельная работа №2 в группах.

Составить схему алгоритма “главная мысль текста”

Защита схем у доски (по одному представителю от группы).

Проверка по образцу (слайд №7).

7. Домашнее задание (разноуровневое)

Справились ли вы с задачей урока, получили новые знания, закрепили старые? На каком уровне усвоения вы находитесь?

Подсчитайте, сколько баллов вы заработали сегодня на уроке.

(Самооценка учащихся и демонстрация своего уровня усвоения новых знаний с помощью сигнальных карточек – приложение 2).

Чем мы будем заниматься на следующем уроке?

Источник

Презентация по русскому языку на тему «Главная мысль текста» (3класс)

специалист в области арт-терапии

Описание презентации по отдельным слайдам:

Текст 3 класс 3 урок Учитель: Игнатьева О.Д.

Словарная работа Запишите слова: отец, отцовский, отчество, Отечество, Отчизна. Это однокоренные слова или нет? Разделите слова на слоги и для переноса. Отец, от-цо-вский, от-че-ство, Оте-че-ство, От-чи-зна.

Блиц-опрос – Что такое текст? Где можно его встретить? – Закончите предложения: В каждом тексте о чём-то или о ком-то говорится. Это. Тема может быть отражена…

Применяем знания, развиваем умения Упр.6 Упр.7 – Как можно найти в тексте главную мысль? – Сравните, как была высказана главная мысль в упр. 6, а как в упр. 7. Сделайте вывод: как может быть выражена в тексте главная мысль? Вывод: главная мысль может быть прямо высказана автором в тексте, тогда её легко найти. Она может «прятаться» в тексте, читаться «между строк», и читатель должен суметь определить, что хотел сказать автор.

Применяем знания, развиваем умения жилища – 3 слога ж[ж] – согл., парн., звон., тверд. и[ы] – глас., безудар. л[л´] – согл., непарн., звон., мягк. и[и] – глас., ударн. щ[щ´] – согл., непарн., глух., мягк. а[а] – глас., безудар.

Самооценка – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

Русский язык «Школа 2100» 3класс 3урок

Ι. Актуализация знаний

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите слова «Классная работа».

1. Словарная работа.

– Что такое текст? Где можно его встретить? (В книгах, газетах, журналах. )

«В каждом тексте о чём-то или о ком-то говорится. Это. (тема текста). Тема может быть отражена… (в заголовке текста)».

– Я выбрала заголовки статей из газет. (Учитель показывает вырезки.) Выберите понравившийся и составьте текст из 4–5 предложений. Это могут быть сообщения о забавных событиях, сенсациях.

При прослушивании определяется главная мысль каждого составленного текста.

– Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? (Главная мысль в тексте).

– Составим план урока.

Учитель составляет план вместе с детьми.

– Что такое главная мысль текста?

– Как можно найти главную мысль?

– Чем отличается главная мысль от темы текста?

– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

1. Упр. 6 – развивается умение находить главную мысль в тексте стихотворения и формулировать её своими словами.

2. Упр. 7 – развивается умение находить главную мысль в тексте и «вычитывать» её «между строк».

Выполняется под руководством учителя по заданию.

– Как можно найти в тексте главную мысль? (Нужно внимательно прочитать текст и понять главное, самое важное в тексте.)

– Сравните, как была высказана главная мысль в упр. 6, а как в упр. 7.

Сделайте вывод: как может быть выражена в тексте главная мысль?

Вывод : главная мысль может быть прямо высказана автором в тексте, тогда её легко найти. Она может «прятаться» в тексте, читаться «между строк», и читатель должен суметь определить, что хотел сказать автор.

3. Звуко-буквенный анализ слова жилища (образец разбора дан в уроке 1).

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

4. Дополнительно: упр. 6 («Дидактический материал», 3-й кл.). М

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)

– Что такое главная мысль текста?

– Почему важно уметь её находить? 4 4

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

Подготовить устный рассказ «Что я знаю о тексте».

Задание по выбору учащихся:

а) Задание № 1, тема 1 в «Рабочей тетради».

б) Упр. 4 («Дидактический материал», 3-й кл.).

Номер материала: ДБ-1344970

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Низкие способности к самостоятельному выполнению заданий приводят к трудностям в обучении

Время чтения: 3 минуты

Каждый третий школьник отстает в учебе

Время чтения: 3 минуты

Итальянский учитель дал детям задание на лето и прославился

Время чтения: 4 минуты

Минздрав разрешит исследования «Спутника V» на детях с 12 лет

Время чтения: 1 минута

Китайский университет зачислил на факультет информатики искусственный интеллект

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения готово рассмотреть альтернативы ЕГЭ

Читайте также:  Человеческий порок в басне свинья под дубом

Время чтения: 1 минута

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Что такое основная мысль текста и как ее определить

Чаще всего на уроках литературы, но порой и на русском языке встречаются задания, в которых учитель требует, чтобы ученики определили главную или основную мысль произведения.

Однако для нахождения правильного ответа, а соответственно, и получения хорошей оценки, ребята должны понимать, в чем заключается это задание. То есть что подразумевается под главной идеей произведения или его отдельного предложения.

Чтобы разобраться в этом вопросе максимально тщательно, прочтите статью. И вы узнаете, что такое основная мысль текста.

Что представляет собой текст

Совсем не обязательно текст должен быть объемным и состоять из нескольких простых, сложноподчиненных или сложносочиненных предложений. Существуют даже литературные произведения, в составе которых лишь одно емкое и понятное предложение.

Да и оно само далеко не всегда представляет собой длинную конструкцию. Частенько в речи или на письме можно встретить такой ее вид, где вся необходимая информация будет передана единственным словом.

Тем не менее в каком виде ни был бы представлен рассказ, стихотворение или повседневный диалог, в нем непременно присутствует основная мысль текста.

Что такое связь предложений грамматически и по смыслу

В большинстве случаев мы сталкиваемся с текстами, в состав которых входит не одно, а целая группа предложений. Главное условие составления полноценного, логического, содержательного и интересного текста — это обязательная связь этих предложений грамматически и по смыслу:

Грамматическая связь подразумевает зависимость форм слов текущего предложения с теми, что использовались в предыдущем и последующем. То есть предложения должны быть согласованы, как бы вытекать одно из другого.

Связь предложений по смыслу означает, что весь текст связывают предложения и основная мысль (общая для всего текста), которая прослеживается в каждом из них.

Виды смысловой связи предложений в тексте

Итак, мы выяснили, что предложения должны быть связаны грамматически и по смыслу. Однако смысловую связь необходимо выстроить грамотно и логически. Для этого важно выучить следующую классификацию связи предложений в тексте или речи:

Цепная — особенность построения текста в том, что каждое последующее предложение подробнее раскрывает содержание текущего. Например: Бурый медведь обитает в лесу. Лес — это то место, где эти животные сооружают себе берлоги, охотятся, выводят потомство. Медвежата с ранних лет учатся добывать себе еду, в этом им помогает мама медведица.

Параллельная — характер данной связи иной, он подразумевает равноправие предложений (перечисление, сопоставление, противопоставление), а не «цепляние» одного за другое. Например: На улице стояла отличная погода, шел снег. Мы с Васькой решили встретиться и отправиться кататься на санках с горы. Только когда мы с трудом забрались на вершину, и я уже готовился наперегонки съехать вниз, друг струсил. Затея провалилась, а настроение было испорчено.

Таким образом, для того чтобы понять, что такое основная мысль текста, следует вникать в содержание и производить мысленный анализ каждого предложения.

Тема и главная мысль текста

Органично вписать предложения в текст помогают дополнительные части речи. Например, можно использовать союзы, частицы, вводные слова, местоимения и т. п. Ведь именно они придают живость, яркость и насыщенность сухой констатации фактов.

Правильное (по смыслу и грамматически) построение предложений как раз и служит для формирования главной мысли и, следовательно, темы текста.

Тема — это направленность произведения, проблема, что поднимается в нем, его суть. Она определяет, каково повествование, содержание текста. Нередко выражена непосредственно в заголовке.

Основная (главная) мысль — посыл автора к читателям, того, что он хотел передать людям, миру с помощью своего произведения. Может выражаться в заголовке или в одном из предложений текста, но чаще ее необходимо «выудить» самостоятельно, внимательно прочитав весь текст.

Почему важно уметь извлекать главную мысль из произведений

Помните присказку, которая звучала в известном произведении Александра Сергеевича Пушкина, что ваши родители и бабушки с дедушками наверняка читали вам в детстве? Если нет, то вот какова она: «Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!».

Позже это выражение стало крылатой фразой, относящейся практически ко всем детским историям, описанным в книжках. Да и ко многим взрослым произведениям тоже. Ведь «урок» — это совокупность темы и главной мысли любого произведения. То, что оказывает на нас определенное воспитательное влияние.

Однако чтобы уловить этот самый намек, следует разобраться, что предполагает основная мысль сказки. Иначе говоря, научиться самостоятельному определению темы и главной мысли текста.

Как научиться выделять основную мысль

Для того чтобы правильно выявить идею произведения, следует помнить о следующих аспектах, которыми важно руководствоваться при чтении любого текста:

Следить за течением повествования, развитием событий и логики.

Обращать внимания на заголовки (они могут быть метафорическими или ассоциативными) и ключевые слова, которые на протяжении текста чередуются синонимами.

По мере чтения анализируйте, что является важным для автора, на какие моменты он делает больший акцент.

Определив главную мысль или позицию автора, найдите в тексте, какие доказательства он приводит, чем объясняет свою точку зрения.

После прочтения произведения попытайтесь привести из текста или сформулировать самостоятельно вывод повествования.

Помните: понять, что такое основная мысль текста, поможет соблюдение вышеописанных критериев оценки, а также сочетание синтеза и анализа как всего текста, так и отдельных его деталей.

Источник

Поделиться с друзьями
Детский развивающий портал