Что грустного и веселого в рассказе толстый и тонкий

Сочинение Что смешно, а что грустно в рассказе Толстый и тонкий Чехова?

Юмор и грусть переплетаются во многих творениях Антона Павловича Чехова.

Рассказ «Толстый и тонкий» начинается смешным и в то же время грустным эпизодом. Завязка сюжета происходит при встрече товарищей детства Михаила и Порфирия на станции Николаевской. Товарищи, как это принято, обнялись, расцеловались и даже поплакали над воспоминаниями. Встретившись, они будто вернулись в далекие времена своего милого детства. Поговорили, вспомнили былое, распросили друг друга о жизни и достижениях. Порфирий пришел на вокзал с супругой Луизой и сыном Нафанаилом. Тонкий поведал толстому о тяготах своего бытия. Он упомянул о недостаточном жалованье, об изготовлении портсигаров, о преподавании супругой уроков музыки. Его перевели на другое место по службе, пришлось переезжать, поэтому он очутился на станции.

До тех пор, пока мужчины непринужденно болтали на отдаленные темы, их беседа была дружеской. Когда же они заговорили о должностях, Порфирий сказал, что он коллежский асессор, но Миша продолжал теплую беседу. В ходе этой беседы становится известно, что Михаил имеет звание, которое выше звания Порфирия. Тонкий очень огорчился. Теперь он не мог воспринимать Мишу как друга, несмотря на то, что только что они радостно обнимались. Порфирий мог воспринимать его как большого чиновника. Он сменил тон, стал «выкать» своему другу, чем Михаил был неприятно поражен.

Это является смешной, и в то же время грустной сценой. Смешно от того, что ситуация не требует угодничества, а грусть вызывает понимание того, что человек перестал видеть перед собой такого же человека, между ними стало подхалимство и пресмыкание перед чинами. Порфирий стал унижаться перед Мишей, хотя ему это было не нужно. Тонкий натянул на лице фальшивую улыбку, а вместе с ним так же сделали и члены его семьи. Сын спешно застегнул свой мундир, приготовившись пресмыкаться как родители.

Писатель продемонстрировал моральный облик двух людей. Он показывает, насколько низким может быть человек, когда дело касается чинопочитания. С одной стороны грустная история написана таким образом, что читая ее трудно сдерживать смех.

Автор на примере тонкого хотел проиллюстрировать, насколько нелепым может быть услужливость. Подобное поведение не несет в себе ни уважение, ни почитание к собеседнику. Такое общение пропитано завистью и презрением.

Также читают:

Картинка к сочинению Что смешно, а что грустно в рассказе Толстый и тонкий?

Популярные сегодня темы

В анализируемом произведении «Мещерская сторона» писатель Паустовский затрагивает тему любви к природе родной земли. Создатель повести пытается показать читателям всю многогранность, величие удивительного окружающего мира

Жанровая направленность произведения представляется в виде небольшого фантастического рассказа, повествующего об освоении землянами территории планеты Венера, адресованного детской читательской аудитории.

В «Бесприданнице», лучшей психологической драме Александра Островского, один из героев носит фамилию Вожеватов. В ХIХ веке значение слова «вожеватый» было всем понятно. Обладатель такой фамилии должен был быть вежливым, приветливым и обходительным

Мне немного лет, но я понимаю, что в сегодняшнем мире найти настоящих друзей очень тяжело. Есть одноклассники, среди них есть даже те, с кем мы общаемся чаще и ближе, чем с другими

Я думаю, что находиться рядом с обывателем неприятно и даже чревато последствиями. Безнравственные люди, которые руководствуются лишь своими желаниями, жаждой денег и власти, без колебаний могут предать или навредить

Источник

Смешное и грустное в рассказе А.П. Чехова «Толстый и тонкий»

Презентация к уроку

“. среди людей нужно сознавать своё достоинство”.
А.П. Чехов

Оборудование: презентация, таблицы для работы.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация: Сегодня мы будем говорить о творчестве А. П. Чехова.

— Ребята, а что вы знаете о писателе?

Я предлагаю познакомиться с А.П. Чеховым и его семьёй: презентация

А. П. Чехов (слайд 1) родился 29 января 1860 года в городе Таганроге. (слайд 2)

Чехов никогда не замыкался на литературной деятельности. Живя в Мелихове, он, как врач, обслуживал 25 деревень, четыре фабрики и монастырь. В 1892-1893 годы участвовал в борьбе с эпидемией холеры, на свои средства построил несколько школ (слайд 9) для крестьянских детей, участвовал в создании библиотеки в Таганроге. Но именно литература сделала имя А.П. Чехова бессмертным.

Писателя отличала абсолютная скромность, постоянная неудовлетворённость собой, стремление к самосовершенствованию, чувство собственного достоинства. Своим творчеством писатель не только утверждал лучшие качества людей, но и отмечал их недостатки.

3. Работа с эпиграфом.

*А. П. Чехов был убеждён, как он писал брату Михаилу, что “. среди людей нужно сознавать своё достоинство” во всякое время. (слайд10)

— Как вы понимаете эти слова?

— Подберите синонимы к слову Достоинство (честь, самоуважение) (слайд 11)

* Это качество отличало и самого писателя, всю свою жизнь соблюдавшего неписаные правила морального кодекса.

4. Определение темы урока.

А.П. Чехов был убеждён, что “человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть”. Дома вы читали рассказ “Толстый и тонкий”

— Скажите, пожалуйста, какие чувства у вас вызвал рассказ?

(Жалость, сожаление, сочувствие, смех, веселье).

Какие противоречивые чувства. Значит, рассказы А.П. Чехова и грустные, и смешные одновременно. “Смешное и грустное в рассказах Чехова”. (слайд 12)

Запишите тему в тетрадь

5. Постановка цели урока.

— Какую цель мы поставим перед собой, чтобы раскрыть тему урока?

1. Определить, что в рассказе смешно, а что грустно.

2. Кто из героев рассказа теряет достоинство?

А что надо сделать, чтобы достичь цели?

Сравнить поведение и речь героев;

Выявить художественные детали, через которые автор показывает смешное и грустное?

1. Обратимся к тексту рассказа. Передайте сюжет.

2. Вернёмся к началу.

“На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля: один толстый, другой тонкий. Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подёрнутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флёрдоранжем. Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахло от него ветчиной и кофейной гущей”. (А.П. Чехов)

— В чём необычность такого начала (нет вступления) Почему? (краткость, лаконичность)

3. Слово учителя: Все литературоведы отмечают, что Чехов – мастер детали в художественном описании. Один из секретов А. П. Чехов открывает в письме брату Александру: “Храни бог от общих мест. Лучше всего избегать описывать душевное состояние героев; нужно стараться, чтобы оно было понятно из действий героев. ”

Чехов старался выделить 1-2 детали, остальное, считал писатель, должны домыслить сами. Так как умение замечать и ценить детали свидетельствует о культуре читателя.

4. Вернёмся к тексту.

А. Обратим внимание на героев

— Какая деталь уже в названии характеризует героев? (эпитеты)

— Каким, по-вашему, должен быть толстый? Опишите устно его внешность, одежду, походку.

— А как описал толстого Чехов: “Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни” “Пахло от него хересом” (сорт крепкого виноградного вина), флёрдоранж- цветок померанцевого или цитрусового дерева (кисловато-горьковатый вкус) = одеколон

— О чём говорят нам детали? (перед нами состоятельный, богатый человек, довольный жизнью.)

— Представьте теперь тонкого, который только что вышел из вагона.

— А как у Чехова? (“Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахнет от него ветчиной и кофейной гущей”).

— Какой приём использует писатель, представляя героев? (противопоставление)

Вывод: уже начало рассказа показывает различия между тонким и толстым, утверждая их противоположность.

Б. Посмотрите на иллюстрации художников, обращавшихся к рассказу А.П. Чехова. Мы с вами дорисовали портреты героев. Художник тоже имеет право домыслить за автором. (слайд 14)

— На какие детали обратил внимание художник Алимов? А Калаушин? Какую особенность героев отразил Яхнин?

— К рассказу обращались и скульпторы. На площади перед железнодорожным вокзалом города Таганрога появился памятник Толстому и Тонкому. Чеховские герои будто только что сошли с поезда и неожиданно встретились.

Какие детали характеризуют героев?

Обратите внимание на детский вернисаж, посвященный рассказу. Какие детали отмечают ваши сверстники? (слайд 15)

В. В 1982 году композитор Альфред Шнитке написал сюиту “Ревизская сказка”. Прослушайте фрагмент. (музыка на слайде 15)

Можно ли определить фрагменты, которые характеризуют толстого и тонкого?

Как вы это определили?

Вывод: Рассказ вызвал большой интерес, т.к. А.П. Чехов изображает разные человеческие типы.

Г. Описывает ли Чехов состояние героев? А как мы узнаём о нём? (по действию и диалогу)

— Прочтите диалог, состоявшийся при встрече бывших школьных друзей. (толстый, тонкий, автор) (Комментарий: облобызались – поцеловались)

“— Порфирий! — воскликнул толстый, увидев тонкого.— Ты ли это? Голубчик мой! Сколько зим, сколько лет!

— Батюшки! — изумился тонкий.— Миша! Друг детства! Откуда ты взялся?

Приятели троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слёз. Оба были приятно ошеломлены.” (Н.В. Гоголь)

На какие особенности речи толстого обращает внимание автор? (У толстого короткие предложения с обилием разговорной лексики, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами; у тонкого тоже обилие кратких восклицательных предложений, которые как нельзя лучше передают его чувства.)

Герострат – мифологический герой, который поджёг храм Артемиды, чтобы прославиться Эфиальт – мифологический герой, который предал афинян, указав путь персам. Коллежский асессор –чиновника 8 класса из 14 Тайный советник – чиновник 4 класса = генералу

Вывод: Какие чувства испытывают герои при встрече? (оба рады) Какой смех звучит в этом эпизоде?

Работа в парах (слайд 16). Приложение.

Когда меняется поведение Тонкого?

Вывод по таблице: Кто и как изменился после разговора о службе?

Ответы учащихся (слайд 17, вспомогательный).

Какое же чувство вызывает тонкий? Жалость

Мы выявили в тексте рассказа 2 вида смешного:

ЮМОР – вид смеха, может быть дружеским, ласковым.

ИРОНИЯ – в переводе с греческого “насмешка”, “осмеяние”.(слайд 18)

Читаем у Чехова: “Толстый хотел было возразить что-то”. Почему Чехов не дает ему возразить? Каким словом передает писатель чувства Толстого от пресмыкательства тонкого? (стошнило)

— Кто из героев рассказа теряет своё достоинство? Почему вы так думаете? (Тонкий. Показ чинопочитания, угодничества, трусости, пресмыкательства, низкопоклонства. Дружба ушла на второй план).

— К какому же выводу подводит нас А. П. Чехов? (возвращаемся к эпиграфу нашего урока, слайд 19)

7. Рефлексия.

Самостоятельная работа. Рассуждение.

Сформулируйте в нескольких предложениях ответ на вопрос:

Смешным или грустным показался рассказ? Почему? (слайд 20)

(Размышляя над рассказами Чехова, я вдруг понял: “маленьким” человека делают не чин и не положение в обществе. От самого человека зависит — быть ему “маленьким” или “большим”.)

Заслушиваем 3-4 ответа

Учитель литературы.

А.П. Чехов смеется над людьми, но это смех сквозь слезы. Ему обидно за тех людей, которые “умерли душой”! Мелкий чиновник в изображении Чехова — это пресмыкающийся и трусливый человек.

По этому поводу сам Чехов писал: “. Кому чужда жизнь, кто неспособен к ней, тому больше ничего не остается, как стать чиновником, т.е. мелким человеком”.

Источник

чехов. толстый и тонкий

* Миша — толстый
* Порфирий — тонкий

* Нафанаил — сын Порфирия
* Луиза — жена Порфирия

Однажды, на вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля. Один из них был толстый другой тонкий. Тонкий только что сошёл с поезда, со своей женой и сыном. Увидев этого человека толстый сразу узнал тонкого, и по-приветствовал. Не много рассмотрев толстого тонкий тоже узнал — толстого. У героев начался диалог. Они узнали о друг-друге по-больше. Когда оказалось, что толстый занимал лучшую должность, чем тонкий, Порфирий сразу же стал завидовать Мише. Тонкий стал огрызаться и подшучивать над толстым. Миша этого не вынес и по-прощался с Порфирием.

На основе этих сведений вы сами сможете ответить на ваш вопрос.

1) Название произошло от героев этого рассказа. Тут сама решай). Писатель смеется над тонким поскольку он самоунижал себя при встрече с толстым.

2)Хотел похвастаться другу чего он достиг. Потому что узнал, что друг (толстый ) получил высшее звание (получил 2 звезды)

3)Думаю это ты должна ответить сама) там да или нет)

4)Ну он стал подчинятся, унижаться, разговаривать с толстым вежливо, по культуре. Ему не понравилось то что его друг готов прислуживать всем кто выше его по званию. Там в тексте написано, на 2 последних обзацах))))

1. Как вы объясните название рассказа? Каким вам кажется рассказ — смешным, грустным или смешным и грустным одновременно? Над кем и над чем смеётся писатель?

Толстый и тонкий — это не только лишь комплекция основных героев, это их поведение по жизни: 1-ый уверен внутри себя, он свободно ступает по жизни, а 2-ой всегда от кого-либо и от чего-то зависит, меняет своё мировоззрение и тон разговора зависимо от чина собеседника.

Этот рассказ смешной и грустный сразу. Нам забавно от того, что тонкий так несуразно себя ведёт, когда узнаёт, как высоко сейчас стоит его компаньон юношества. Но с другой стороны, всё это обидно, так как таких людей, как узкий, на свете много, и они все хихикают, как китайцы, и угодничают перед людьми, которые стоят чуток выше их по карьерной лестнице. В их совсем нет людского плюсы.

2. Что хочет сказать автор тем, что Порфирий (тонкий) начинает повторять рассказ о своей семье? Почему он вдруг изменился?

Порфирий (тонкий) начинает повторять рассказ о собственной семье, потому что сейчас, когда он вызнал о сегодняшнем положении собственного друга юношества, он с ним вроде бы опять знакомится — сейчас уже как с принципиальным человеком, высокопоставленным лицом. Поменялся узкий так как он такой конъюктурщик: увидел высокопоставленное лицо — необходимо ему угодить, «уважить», выказать свое «почтение» (хотя, как мы лицезреем, толстому было еще приятнее разговаривать с ним как с другом юношества).

3. Как вы думаете, был бы рассказ смешнее, если бы в нём был мотив служебной подчинённости тонкого толстому?

Я думаю, смешнее, если в рассказе нет мотива служебной подчинённости героев: суть нрава тонкого в том, что он готов угодничать перед хоть каким человеком, который стоит хоть чуток выше, чем он.

4. Как показывает автор перемену в Порфирии, когда тот узнаёт о служебном положении своего знакомого (что происходит с ним, с вещами)? Почему толстый отвернулся от тонкого и ушёл? Как об этом говорит Чехов?

Вот как изменился Порфирий, а вместе с ним его семья и вещи: «Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съёжился, сгорбился, сузился. Его чемоданы, узлы и картонки съёжились, поморщились. Длинный подбородок жены стал ещё длиннее; Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки своего мундира. » Всем своим существом тонкий стремился «выказать почтение» высокому начальнику. А толстому стала противна эта неискренность, деланность, поэтому он повернулся и ушёл: «Толстый хотел было возразить что-то, но на лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного советника стошнило. Он отвернулся от тонкого и подал ему на прощанье руку».

Толстый и тонкий — это не только лишь комплекция основных героев, это их поведение по жизни: 1-ый уверен внутри себя, он свободно ступает по жизни, а 2-ой всегда от кого-либо и от чего-то зависит, меняет своё мировоззрение и тон разговора зависимо от чина собеседника.

Этот рассказ смешной и грустный сразу. Нам забавно от того, что тонкий так несуразно себя ведёт, когда узнаёт, как высоко сейчас стоит его компаньон юношества. Но с другой стороны, всё это обидно, так как таких людей, как узкий, на свете много, и они все хихикают, как китайцы, и угодничают перед людьми, которые стоят чуток выше их по карьерной лестнице. В их совсем нет людского плюсы.

1)Смысл названия рассказа в антитезе, противопоставлении толстого, господствующего класса чиновников, сытого, добродушного,

уверенного, с тонким-подчинённым чиновничеством, голодным,

алчным, недовольным, но рьяно стремящимся любым путём попасть наверх. Толстый-это надёжность и благополучие, тонкий-это неуверенность и унижения. Рассказ забавный, многие моменты вызывают улыбку, но грустную, унижение не может быть смешным, скорее очень грустным.

Чехов обличает пороки общества, заставляет читателей задуматься на проблемами социального неравенства и пресмыкания одних людей, перед другими. Автор высмеивает бездуховность общества, самоунижение и полное отсутствие чувства достоинства, поклонение материальным ценностям.

«Толстый и тонкий»-два однокашника, не видевшиеся несколько лет, встречаются на вокзале. Приятели рады встрече, но узнав о достигнутом положении «толстого»,»тонкий» начинает заискивать, унижаться, съёживается и становится мелким человечишкой.

Рассказ Чехова-это не только привлечение к проблеме общества автором, но и попытка призвать это общество прекратить быть рабами, униженными и оскорблёнными добровольно. Высмеивая поведение Тонкого, Чехов иронизирует над поведением чиновников, когда одних саркастически «тошнит» от других.

2)Узнав положение и чине Михаила, Порфирий повторно начинает рассказ о себе и семье. Автор показывает перемену, что перед Порфирием уже не стоял друг детства, а стояло высокопоставленное лицо, с которым он спешил познакомиться. Заисивая, угождая, умасливая он повторно поведал о себе. Интонация поменялась, но Порфирий не догадывается, что Михаил безразличен к чинам и их почитанию.

3)Мотив служебного подчинения сам по себе не смешон, люди сознательно шли на унижения, ради продвижения, а иногда чтобы не вылететь со службы. Автор показал, что именно не имея никакого мотива, Порфирий изменился до неузнаваемости. Ему не было необходимости этого делать, но унижение уже у него в крови, это стиль его жалкой жизни. Добровольный раб вызывает скорее не смех, а жалость и сочувствие.

4)Порфирий узнал о положении Михаила и «Лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой»-очень ярко автор искривил лицо улыбкой, обозначив вовсе не радостные чувства.» Он съежился, сгорбился, сузился»-сделался маленьким «человечишкой»,Чехов удивительно тонко даёт картину происходящего.» Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились»-метафоричное преображение вещей «Тонкого».»Нафанаил вытянулся во фрунт «-сын Тонкого вытянулся по стойке «смирно»,как на параде.» на лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты»-выражение лица лицемера и лизоблюда, очень ярко нарисованное автором.

В последний момент, когда тонкий начал заискивать, лебезить перед толстым, с тошнотворной приторностью, лишь узнав, что толстый выше его по рангу и стал важным вельможей, автор употребляет иронию и «приятно ошеломлены были все трое», в переносом смысле-тонкого покоробило, съёжило, сузило от известия о положении друга, у его жены: «Длинный подбородок жены стал ещё длиннее»,а сын выронил фуражку и расшаркался, хотя до этого не пожелал поздороваться, а толстого стошнило от этой картины, поэтому он отвернулся и ушёл.

Источник

«Смешное и грустное в рассказе А. П. Чехова «Толстый и тонкий»

специалист в области арт-терапии

Конспект урока литературы в 6 классе на тему «Смешное и грустное в рассказе А. П. Чехова «Толстый и тонкий»

Оборудование: медиапроектор; экран; компьютер; презентация; аудиотекст; портреты А. П. Чехова, М. В. Ломоносова, Н. В. Гоголя; текст рассказа для работы групп; «дневник» А. П. Чехова.

Продолжить формирование и развитие специальных умений и навыков (художественный анализ текста, работа с литературоведческим словарем); общеучебных навыков и умений (самостоятельная работа, работа с текстом, усвоение объяснений учителя);

Расширение представлений о творчестве Чехова-юмориста

Развитие речи учащихся, пополнение словарного запаса, развитие логического мышления (умения анализировать, сопоставлять, сравнивать), умения выделять главное, существенное при работе с текстом;

Развитие творческих способностей учащихся;

— воспитывать самостоятельность суждения как черту личности;

— содействовать нравственному и эстетическому воспитанию учащихся на текстах художественной литературы (формировать стремление к самосовершенствованию, чувство собственного достоинства)

1) Создать условия для анализа текста рассказа.

2) Знакомство учащихся с понятием «сатира», характерным для рассказов Чехова.

Использование инсценировки учащимися как средства постижения идеи произведения.

Методические приёмы: рассказ учителя, беседа по содержанию текста, работа в группах.

Добрый день, ребята. Прошу садиться. Очень рада вас сегодня приветствовать на нашем совместном уроке литературы. Меня зовут Наталья Викторовна, и сегодня нам с вами предстоит погрузиться в удивительный мир литературы.

I этап. Постановка проблемы: Ребята, попробуйте сами определить, с творчеством какого писателя нам сегодня предстоит работать.

Для этого я прошу вас обратить внимание на доску. На доске представлены портреты писателей и некие предметы. Вам нужно распределить предметы по принадлежности к тому или иному писателю. Прошу обратить внимание, все предметы могут относиться к одному и тому же человеку.

Ребята, кто пойдет к доске и попробует установить соответствие?

Хорошо, Коля, ты все правильно сделал, все эти предметы имеют отношение к Антону Павловичу Чехову.

II этап. Вы бы не хотели задать писателю вопросы, чтобы поближе познакомиться? Мне в руки совершенно случайно попали дневниковые записи великого писателя, в которых я и попытаюсь найти ответы на интересующие вас вопросы.

Хорошо, ребята, я думаю, что мне удалось удовлетворить ваше любопытство.

Тематика ранних произведений Чехова была очень разнообразна, а число их огромно. Так, в 1983 году он написал 120 произведений, а в 1885 – около 130. Все это миниатюры, раскрывающие разные стороны русской жизни. В них перед читателем предстают разные сословия России. Рассказы эти полны подробностей быта, воссоздают атмосферу жизни чаще всего смешных, а иногда и жалких людей. Однако наряду с рассказами-анекдотами, смешными диалогами и сценками в творчестве Чехова появляются рассказы, заставляющие читателя глубоко и серьезно задуматься над тем, что его окружает. В таких рассказах писатель выступает против подхалимства, которое было широко распространено в русской жизни той эпохи.

Ребята, может быть, вы уже знаете, о каком именно рассказе сегодня на уроке пойдет речь? Правильно, ребята, «Толстый и тонкий».

О чем этот рассказ, Петя? Все верно, в основу рассказа положена небольшая сценка о встрече двух чиновников, бывших друзей детства.

Ребята, как вы думаете, на сколько частей можно разделить рассказ и почему? Хорошо, молодец, Аня.

— Кто из героев первым бросается к другу? (Толстый)

— Как тонкий называет толстого? («Миша! Друг детства!»)

— Каково состояние обоих? Найдите описание состояния в тексте (Они оба приятно ошеломлены)

— Кто первым начинает разговор после приветствия? (Тонкий)

— На какую тему говорит тонкий? С чего начинает рассказ о себе?

— Ваня, как ты думаешь, почему рассказ называется «Толстый и тонкий»?

— Катя, какое впечатление на тебя произвел рассказ?

— Сережа, рассказ показался тебе смешным или грустным? Почему смешным?

— Миша, а тебе не показался рассказ грустным? Почему?

— Ребята, а может ли быть рассказ и смешным и грустным одноврЕменно?

— Маша, как ты считаешь, отношения двух бывших друзей детства в самом начале встречи были искренними? Почему?

— Женя, а как изменились отношения двух чиновников в конце встречи?

Хорошо, ребята, молодцы, справились со всеми вопросами, восстановили в памяти сам рассказ.

V этап. Инсценировки. А теперь нашим группам пора представить свои сценки нашему вниманию. Ребята первой группы, пожалуйста, вам слово.

Спасибо, ребята, молодцы, хорошо поработали.

— Скажи, Миша, удалось ли Никите передать характер Тонкого? А если бы ты был в роли Тонкого, ты бы так же его показал или что-то изменил, возможно, добавил?

— Настя, о чем вспоминает тонкий? (как их дразнили. «Геростратом, а меня Эфиальтом», так как ябедничать любил)

Слово учителя. Собственные имена в рассказах Чехова обязательно несут определенный смысл или являются средством создания образной характеристики. Обратим внимание на слайд, чтобы узнать, кто такие Герострат и Эфиальт.

Герострат – уроженец г.Эфеса (Малая Азия), з честолюбия, чтобы обессмертить своё имя, сжегший в 356 г. до н.э. великолепный храм Артемиды Эфесской, который считался в древнем мире одним из «семи чудес света». Суд приговорил Герострата к смерти, его имя было запрещено произносить. Имя Герострата стало нарицательным для честолюбца, добивающегося славы любым путём, вплоть до преступления, не останавливающегося перед разрушением культурных ценностей. Выражение «геростратовская слава», «лавры Герострата» употребляются в значении: позорная слава. ( Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова: Литературные цитаты; Образные выражения.—М.: Худож. лит., 1987.)

Мы знаем, что одним из приемов создания комического является несоответствие. Всё самое смешное в юмористических рассказах строится на несоответствии.

— Какое несоответствие вы заметили в прозвищах наших героев. Как же характеризуют героев их прозвища?

— С каким чувством задает вопрос толстый (Восторженно глядя на друга)

— Что мы узнаем о материальном положении тонкого? (Маленькое жалование, подрабатывает уроками жена, сам он делает дешёвые портсигары)

— С каким чувством говорит тонкий о своей службе (С чувством гордости).

Хорошо, ребята. Давайте переходить ко второй части рассказа.

Итак, тонкий узнал, что его друг дослужился до тайного советника. Обратите внимание на слайд.

Кем был тонкий? А толстый? Отлично! А теперь посмотрим инсценировку второй группы, чтобы узнать, как меняется настроение рассказа.

Спасибо, ребята! Молодцы!

— Какие изменения происходят с тонким, как он выглядит?

— Настя, как отнёсся толстый к произошедшим изменениям в поведении и внешности тонкого и почему? («Хотел возразить.. стошнило», «поморщился»)

— Саша, удалось ли Максиму передать образ толстого? Ты бы что-нибудь изменил в его игре?

— Что же испортило встречу двух друзей? Ответ на этот вопрос вы найдёте в последней фразе толстого (чинопочитание).

Ребята, вы все молодцы, прекрасно справились со всеми заданиями и вопросами!

А представьте, что вы встречаетесь с каким-то своим одноклассником спустя 20 лет, как вы себя поведете?

Как Чехов относился к людям, которые унижаются?

Чему нас учит этот рассказ?

В чем особенность юмора А.П.Чехова в рассказе «Толстый и тонкий»? Юмор у писателя грустный, какой-то едко насмешливый, так как А.П.Чехов не просто добродушно высмеивает недостатки людей, а заставляет читателя задуматься над взаимоотношениями между людьми, обличая тем самым пороки всего общества.

Смех автора становится беспощадным, его рассказ – сатирическим.

Обратите внимание на слайд.

— Как вы думаете, ознакомившись с понятием сатиры, можно ли сказать, что рассказ носит сатирический характер? Почему?

Спасибо вам большое за урок! Желаю успехов в дальнейшем изучении увлекательного мира литературы.

Источник

Читайте также:  Женские герои сказок имена
Поделиться с друзьями
Детский развивающий портал