Что грустного и веселого в рассказах чехова

Смешное и грустное в произведениях А.П. Чехова

Человек — существо чувствительное, эмоциональное: веселится, когда ему хорошо, легко на душе, когда он видит радость других, и печалится, если что-то не ладится, вдруг навалилась беда, если с кем-то случилось несчастье. Это естественно. Так же естественно, как смеются над комедией или переживают вместе с героями трагедии. И обычно люди стараются разделить такие понятия, как добро и зло, любовь и ненависть, грустное и смешное. Чем тоньше художник, тем более сложное, неопределенное чувство возникает при знакомстве с его произведениями. Так и у Чехова: смешное у него грустно, а грустное — смешно, в его рассказах, повестях и пьесах огромное количество оттенков комедийного и драматического. А.П. Чехов хочет, чтобы люди были людьми и жили как люди. Наверное, поэтому в рассказах Антона Павловича больше грустного, чем смешного. Драматизм содержания скрывается за комической ситуацией, поступками героев, веселыми шутками. Но постепенно радостные интонации исчезают, уступая место грустным, глухим, тяжелым. Серость, грязь, убожество существования отразил Чехов в своих произведениях. С одной стороны сытость и праздность богатых, с другой — ничтожество и бессилие бедных. И в городе, и в деревне жизнь людей пуста, бессодержательна, бессмысленна.

Ни одного порядочного человека вокруг. Лучшие люди умирают в расцвете сил, как Дымов в “Попрыгунье”. В этом рассказе Чехов повествует о той части русской интеллигенции, которой он восхищался. В образе доктора соединились и повседневный героизм труда, и нравственная человеческая сила, и благодарная любовь к Родине. С образом Ольги Ивановны связана тема глупости обывателей. Посвятив всю жизнь поискам “великого” человека, она так и не увидела его рядом с собой, не поняла красоты и силы Дымова, талант и замечательные душевные качества которого были замечены только после смерти.

Такова грустная и трагическая судьба большинства представителей русской интеллигенции. Чехов видел несправедливость и бесчеловечность современной ему жизни и хотел показать это всем, поэтому в его произведениях можно встретить скорее сатиру и иронию, чем юмор. Наиболее ярко сатирическое начало проявилось в “Хамелеоне”, “Толстом и тонком”, “Рассказе, которому трудно подобрать название” и других. Острие сатиры Чехова направлено против правящих классов, либеральной интеллигенции, уродливых семейных отношений. Внешне смешон рассказ “Злоумышленник”. Главный герой его — неграмотный мужичонка. Его судят за то, что он отвинтил гайку, “коей рельсы прикрепляются к шпалам”, чтобы из нее сделать грузило. Весь рассказ — это диалог между “судебным следователем” и “злоумышленником”.

Чехов обобщает образ этого несчастного мужичонки, и за ним встает такая народная беда, что не смеяться нужно, а скорее плакать. Со “Злоумышленником” перекликается рассказ “Человек в футляре”. Главный герой его Беликов смешон благодаря своему наряду, поведению, образу жизни. Чехов с иронией описывает, как этот человек старается отгородиться от всего мира, “надеть” на себя “защищающий” его футляр. Тут Беликов использует все средства: от ваты в ушах и темных очков до вечной фразы “Как бы чего не вышло!” Писатель показывает тлетворное влияние “человека в футляре” на окружающих, “футлярности” в жизни — на саму жизнь. Беликов несет в себе нездоровое, безжизненное начало; не случайно после его смерти все почувствовали облегчение. Но оказалось, что дело не в Беликове. Чехов подчеркивает, что зло беликовых — зло социальное, оно не может быть сосредоточено в одном человеке: “. а сколько еще таких человеков в футляре осталось, и сколько их еще будет!”

Драматизм ситуации усугубляется словами Ивана Ивановича. Он думает о мелочности существования своих знакомых, даже самого себя. Тема рассказа “Ионыч” — обнищание, оскудение человеческой личности в условиях провинциального быта — предполагает грустные интонации. Основная идея рассказа — превращение прогрессивно мыслящего, умного, трудолюбивого человека в обывателя. Писатель рисует постепенное погружение Старцева в “тину мелочей”, повествует о том, каким был Старцев в то время, когда только приехал в город. “Ионыч” — это трагедия человеческой личности, поэтому в целом произведение грустное. Правда, в рассказе много юмора. Используются преувеличения, смешные ситуации, нелепость поведения, своеобразная манера героев говорить. К концу повествования растет драматичность. Так, в заключительной сцене отъезда на юг Веры Иосифовны с дочерью, Иван Петрович напутствует их в своей шутливой манере: “Прощайте пожалуйста”. Но это смешное словосочетание звучит грустно:

Таким образом в произведениях А.П. Чехова и смешное, и грустное помогали писателю решить основную задачу: убедить, что больше так жить невозможно. В произведениях Чехова много горестных раздумий о судьбах России, много разочарований. Через все творчество писателя проходит светлая мечта об иной жизни, в которой найдут свое воплощение стремления людей к прекрасному и их замечательные душевные качества. Чехов не знал, когда придет новая жизнь, но он был уверен, что она будет. Великолепное мастерство слова ставит Чехова в ряд замечательных русских художников-реалистов

Источник

Урок по литературе на тему «Смешное и грустное в рассказах А.П. Чехова»

Разделы: Литература

Цель: Создать условия для выявления учащимися отличительных признаков и общих черт юмористических и сатирических рассказов А. П. Чехова.

Ход урока

I. Организационный момент.

“Иван Евсеич медленно вышел, а генерал схватил себя за щёку и заходил по комнатам.

— Ой, батюшки! – вопил он. – Ой, матушки! Ох, света белого не вижу!

Приказчик вышел в сад и, подняв к небу глаза, стал припоминать фамилию акцизного:

— Жеребчиков…Жеребковский… Жеребенко…Нет, не то! Лошадинский…Лошадевич…Жеребкович…Кобылянский…

Немного погодя его позвали к господам.

— Вспомнил? – спросил генерал.

Читайте также:  Расслоение как пишется правильно

— Никак нет, ваше превосходительство.

— Может быть, Конявский? Лошадников? Нет?

И в доме, все наперерыв, стали изобретать фамилии. Перебрали все возрасты, полы и породы лошадей, вспомнили гриву, копыта, сбрую…В доме, в саду, в людской и кухне люди ходили из угла в угол и, почёсывая лбы, искали фамилию”.

— Из какого рассказа этот отрывок? (“Лошадиная фамилия”).

— Скажите, пожалуйста, какие чувства у вас вызвал отрывок из рассказа?

(Жалость, сожаление, сочувствие, смех, веселье).

— Чувства противоречивые. А другие рассказы Чехова какие чувства вызвали?

(Жалость, сожаление, осуждение, смех, веселье).

3. Определение темы урока. 1 мин

— Значит, рассказы А. П. Чехова и грустные, и смешные одновременно. Подумайте, пожалуйста, над какой темой мы сегодня будем работать на уроке.

“Смешное и грустное в рассказах Чехова”.

4. Сообщение целей урока. 2 мин.

— В конце урока мы подведём итог и определим, достигли ли этих целей.

5. Анализ рассказов. Ответы на вопросы. 15 мин.

— Чтобы добиться этих целей, надо проанализировать рассказы, прочитанные вами. (Работа в группах).

На партах лежат листы с заданием. После выполнения в группе ребята представляют свои ответы.

— С какой целью Червяков хотел написать письмо?

(Хотел извиниться перед Бризжаловым).

— С какой целью автор даёт своему герою “говорящую фамилию”?

(Чтение из словаря С. И. Ожегова – червяк. Стр. 868. “О затаённом, постоянно мучащем чувстве. О жалком, ничтожном человеке”).

— Как закончил Чехов рассказ?

(“В животе у Червякова что-то оторвалось. Ничего не видя, ничего не слыша, он попятился к двери, вышел на улицу и поплёлся…Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лёг на диван и… помер”).

— От чего умер экзекутор Червяков?

(Боязнь, кабы чего не вышло).

— Что высмеивает автор?

(Ничтожество, домысливание, жалкого человека в смысле отсутствия силы воли, раболепство).

— Какие чувства вызвал рассказ?

— Кто встретился в начале рассказа?

(Два бывших одноклассника).

— Как звали главных героев?

— Подумайте, какой смысл вложил А. П. Чехов в следующую деталь описания: от толстого пахло “хересом и флер-д оранжем”, от тонкого – “ветчиной и кофейной гущей”. Почему при известии о том, что толстый – уже тайный советник, не только сам тонкий “съёжился, сгорбился, сузился”, но произошли и другие изменения: “Его чемоданы, узлы и картонки съёжились, поморщились… Длинный подбородок жены стал ещё длиннее; Нафанаил вытянулся во фронт и застегнул все пуговки своего мундира…”? Объясните значение этих деталей.

— Кого, по вашему мнению, больше осуждает автор: толстого или тонкого? И почему вы так думаете?

(Тонкого. Показ чинопочитания. Дружба ушла на второй план).

— Что в этом рассказе высмеивает А. П. Чехов?

— Смешным или грустным показался рассказ? Почему?

Хамелеон – словарь С. И. Ожегова. стр. 848.

— Что происходит в рассказе?

(Надзиратель Очумелов видит такую сцену: человек хватает собаку, собирается на крики толпа. У золотых дел мастера Хрюкина поднята правая рука с окровавленным пальцем. Очумелов выясняет причину травмы).

— Какие детали в рассказе помогают понять характер главного героя?

(Очумелов глядит в сторону и видит; Очумелов делает полуоборот налево и шагает с сборщику; врезываясь в толпу; говорит строго, кашляя и шевеля бровями; Сними-ка, Елдырин, с меня пальто; Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто; грозит Очумелов и, запахиваясь в шинель, продолжает свой путь по базарной площади). Описание поведения Очумелова, слова, обращённые к пострадавшему и к собаке.

— Над чем смеётся Чехов?

(Искренний хамелеон. По глупости ли, по неумению, не хватает ума прикинуться принципиальным. Не умеет прикрыть своё хамелеонство. Отсутствие порядочности и благородства).

— Как сочетаются в этом рассказе трагическое и комическое?

— Над чем смеётся Чехов в этом рассказе?

(Комичным кажется способ, с помощью которого люди надеются избавиться от боли. И к тому же не может не вызвать усмешку перечисление всех фамилий, которые так или иначе связаны с лошадь).

— Есть ли в рассказе серьёзные мысли или это просто забавная зарисовка?

(Лечить зубы надо у врача).

— Чем отличается этот рассказ от предыдущих (“Хамелеон”, “Толстый и тонкий”, “Смерть чиновника”)?

(Писатель никого не обличает, не высмеивает, он просто описывает случай из жизни, который мог бы произойти с каждым).

6. Проанализировав рассказы, какой вывод можно сделать в соответствии с темой урока? Выступление учащихся из каждой группы. 4 мин.

(Чехов смеётся сквозь слёзы. В каждом рассказе есть смешные моменты и грустные. Все рассказы предлагают задуматься над тем или иным. )

7. Физкультурная минутка (магнитофонная запись). 1 мин.

Быстро дружно встали все!
Вправо-влево наклонились
И друг к другу повернулись!
Поприветствовали дружно!
А теперь работать нужно!

8. Определить: сатирические или юмористические рассказы А. П. Чехова. 5 мин.

— Итак, в одних рассказах Чехов высмеивает какие-либо недостатки человека, а в каких-то просто показывает смешную ситуацию, которую можно избежать. Вы знакомы с 4 рассказами А. П. Чехова. Определите, пожалуйста, сатирические они или юмористические.

— Перед тем, как определите, вспомните определения литературоведческих терминов – сатира и юмор.

Сатира – бичующее обличение чего-либо, гневное осмеяние.

Юмор – дружелюбный смех, цель которого – что-то совершенствовать, очищать от недостатков.

Таблица на доске.

— Докажите правильность таблицы.

В рассказе “Лошадиная фамилия” юмор кажется тёплым, добрым. Писатель никого не высмеивает, не обличает, он описывает случай из жизни. )

9. Рефлексия. 6 мин.

2. В чём особенность чеховского юмора?

(В некоторых произведениях бывает беспощадным, высмеивая отрицательные человеческие качества. А некоторые произведения писатель бывает удивительно добрым, юмор кажется особым, тёплым. )

3. При помощи чего мы видим позицию автора?

Читайте также:  Как пишется по английски уши и глаза

(При помощи художественных деталей. )

4. Считаете вы Чехова юмористом или сатириком? Попробуйте доказать свою точку зрения.

5. Просмотр фрагмента из фильма (биография А. П. Чехова).

6. Кем же работал А. П. Чехов?

7. Как вы думаете, пригодился ли опыт врача при написании рассказов?

(Приводил некоторые примеры из практики.

Чехов по отношению к своему герою всегда был “около”, оставался доктором: он прослушивал его стетоскопом. Просвечивал своего героя насквозь внимательно и строго. Чехов видел качества человека. )

Можно ли сказать, что профессия врача и писателя похожи?

(Да. Врач видит, знает болезни, старается помочь больному и вылечить его, а писатель при помощи своих произведений старается указать на недостатки человека и искоренить их. И врач, и писатель помогают людям. )

10. Подведение итогов урока. 1 мин.

— Достигли ли мы целей, поставленных в начале урока?

Мы выявили особенности чеховского юмора.

Доказали, что через художественные детали автор показывает смешное и грустное в своих рассказах.

Узнали общие и отличительные черты рассказов Чехова. )

— Какую классификацию мы провели?

(Поделили рассказы на юмористические и сатирические. )

— Смешные или грустные рассказы А. П. Чехова?

(Ответы учащихся с примерами).

11. Домашнее задание. Стр. 211 – 216. 5-6 вопросы (устно).

12. Оценивание работы на уроке учащимися самостоятельно на листочках. 1 мин.

— На парте лежат листочки, на которых вам надо оценить свою работу на уроке. Проставьте себе, пожалуйста, баллы.

Источник

Электронная исследовательская работа по теме «Смешное и грустное в произведениях А.П.Чехова»

специалист в области арт-терапии

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 23 г. Шахты Ростовской области

Электронная исследовательская работа

к 150-летию А.П.Чехова по теме

«Смешное и грустное в произведениях А.П.Чехова».

Выполнила: ученица 9 «А» класса

Руководитель: Самина О.В.

В работе использованы видео сюжеты, фотографии, сделанные учениками, музыка П.И.Чайковского, любимого композитора А.П.Чехова.

Цели исследовательской работы:

Углубить знания о жизни и творчестве А.П.Чехова.

Выяснить каким образом факты биографии связаны с содержанием произведений.

Чего больше и в чём причины смешного и грустного в творчестве писателя.

Задачи исследовательской работы:

Найти комические и трагические эпизоды в рассказах Чехова.

Выяснить при помощи анализа рассказов, каков бывает смех.

При выявлении роли художественных деталей в рассказах выяснить, всегда ли читателю смешно или грустно, когда смеётся или грустит писатель.

Узнать об особенностях чеховского юмора и грусти.

Привлечь внимание сверстников к чтению рассказов А. П. Чехова.

Для ответа на вопросы:

Ι. «Откуда в произведениях А.П.Чехова смешное и грустное?»

а) проводим исследования биографии писателя.

ΙΙ.«Смешного или грустного больше в рассказах А.Чехова?»

а) анализируем рассказы;

б) анкетируем по изученным рассказам учащихся нашей школы;

в) исследуем критику.

Ι. Исследование биографии писателя с целью :

1). Рассмотреть биографию А.П.Чехова с двух сторон: грустное и радостное в жизни писателя.

2). Сопоставить выявленные факты биографии с тематикой и проблематикой рассказов.

3). Выяснить являлась ли биография источником для создания произведений.

(см. презентации «Радостные моменты жизни Чехова, запечатлённые в произведениях», «Источник грустных рассказов – жизнь…»)

Словом, ничто не ускользало от цепкого, острого взгляда юного Чехова, который жадно впитывал в себя жизненные впечатления. И то, что сильно взволновало в детстве и юности, было заново пережито в творчестве.

Минуло более100-лет с того дня, как Антон Павлович в последний раз отметил свой день рождения, а эти милые предметы и сегодня радуют нас и напоминают о Чехове, писавшем о безмерной ценности человеческой души, её благородстве, незащищенности и способности не терять себя в самых бесчеловечных условиях, когда понимаешь, что нет ничего прекраснее и величественнее хрупкого и не знающего «как надо жить» человека.

а) Исследование творчества писателя: выявление особенностей ранних и поздних рассказов (анализ текстов).

Ранний Чехов плодовит, он еще не задумывается над закономерностями жизни, а просто высмеивает ее уродливые стороны, в его рассказах и повестях нет глубины образов.

Он описывает многообразие российской обывательской жизни, церковную жизнь, семейно-бытовые и общественные явления.

Характеры героев становятся острее и четче. А.П. Чехов разоблачает тупого, сонного обывателя России, показывая его тусклую жизнь, невежественность, дикость и жестокость (Человек в футляре, Дом с мезанином, Палата 6).

Темы человеческих отношений, любви, становления личности, власти идеи над человеком, положения женщины в обществе А.П. Чехов рассматривает в нескольких рассказах. Все они (рассказы) выросли из небольших историй, анекдотов, забавных сценок и по своей сути превратились в сатирическое обличение современной Чехову действительност. ( см. презентацию «Творчество»).

Презентация «Смешное в произведениях А.П.Чехова».

1. Проследить как развивался в творчестве А.П.Чехова жанр – юмористические рассказы.

2. Выявить особенности смешного в рассказах писателя-земляка, основные темы, проблемы, сюжетные линии.

Презентация «Грустное в произведениях».

1. Провести анализ рассказов А.П.Чехова с грустным сюжетом.

2. Определить их особенности.

Грустного в чистом виде в произведениях А.П.Чехова не существует.

Между смехом и печалью у него почти невидимая граница.

Смех сквозь слёзы и слёзы с улыбкой на устах.

Юмор — не отдельная часть творчества Чехова, это его взгляд на мир, видение жизни, неотделимое от иронии, трагической усмешки.

Писатель не мог пройти мимо беспорядков и неправоты жизни, но все написанное получало в его произведениях трагикомическое звучание, таковы особенности чеховского таланта. А читателю следует лишь понять это.

б) Анкетирование учеников школы, анализ их сочинений и ответов с целью проверки знания рассказов А.П.Чехова.

в) Исследование критики по проблеме (анализ высказываний о Чехове, статьи Зощенко «О комическом в произведениях Чехова»).

Такое пренебрежительное отношение испытывал А.П.Чехов. Он не раз отрекался от юмористической литературы и говорил, что занят серьезными вещами.

Такое отношение к жанру в свою очередь усилило непонимание чеховского смеха, снизило его значение и усложнило недоразумение.

Читайте также:  Как пишется расстилается вокруг

Комическое в произведениях Чехова, даже в первых его рассказах, есть явление высокой литературы.

Критикам наших дней надлежит окончательно освободить Чехова от неверных, пустых и пошлых толкований.

Выводы всей проделанной работы :

В произведениях Чехова огромное число оттенков комедийного и драматического.

Чем больше всматривался писатель в простейшие жизненные ситуации, тем к более неожиданным выводам приходил.

Юмористические обстоятельства вдруг оборачивались драмой, а печальные события превращались в фарс. Все это выражено в произведениях Чехова, где, как в жизни, переплетаются смешное и грустное.

Писателю хочется, чтобы люди были людьми и жили как люди. Наверное, поэтому в рассказах Антона Павловича все же больше грустного, чем смешного.

Драматизм содержания скрывается за комическими ситуациями, поступками героев, веселыми шутками. Но постепенно радостные интонации уступают место разочарованию.

Берковский Н. Я. Чехов повествователь и драматург // Берковский Н. Я. Статьи о литературе. – М.-Л., 1962. – С.440

Веселовский А. Н. Историческая поэтика. — М., 1989

Веселовский А. Н. История или теория романа? — Л., 1939

Громов Л. П. О местном колорите в произведениях Чехова // Громов Л. П. Этюды о Чехове. – Ростов н/Д., 1951. – С.26-47

«…Таганрога я не миную»: Чехов и Таганрог / Под общ. Ред. В. Я. Лакшина. – Ростов н/Д., 1985. – С. 120-125

Ермилов В. Трудное время // Ермилов В. А. П. Чехов. – М., 1954. – С.168-196

Кожевникова Е. «В России появился первоклассный писатель»: К 100-летию со дня создания повести «Степь» // Таганрог. правда. – 1988. – 29 янв. – С.3

Кузичева А. П. Земная, подчас горькая и скучная дорога…: [«Мертвые души» Гоголя и «Степь» Чехова] //Чеховские чтения в Ялте. – М., 1978. – С.32-38

Кулешов В. И. Этюды о русских писателях. — М., 1975

Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. — СПб., 1993

Лотман Ю. М. В школе поэтического слова. — М., 1987

Полоцкая Э. А. Начало духовной биографии героя. Счастливая пора детства // Полоцкая Э. А. Пути чеховских героев. – М., 1983. – С.38, 41-42

Слово и образ. СПб. — М., 1964

Чехов М. П. Вокруг Чехова. Е. М. Чехова Воспоминания. – М., 1981. – С.35-37

Официальный сайт г. Таганрога в разделе «Город. Выдающиеся таганрожцы» http :// www / taganrog . ru

Таганрог на старых почтовых открытках http :// www . oldtaganrog . narod . ru

Свободная энциклопедия «Википедия» http:// ru . wikipedia . org

Всё о Чехове http://www. chekhoved . com

Фотогалерея А. П. Чехова http :// peoples . ru

Источник

Смешное и грустное в рассказах Чехова

Знаменитый русский писатель Чехов Антон Павлович уже очень и очень давно считается одним из признанных мастеров отечественной литературы, которые способны объединить в своих произведениях мягкий лиризм, человеческую любовь и привязанность, образованность и юмор, которые конечно же является исключительно добрым и позитивным.

Смешное и грустное переплетаются в рассказах этого автора так же, как и в жизни легко и не замысловато.
Если посмотреть любое из его произведений, то можно увидеть что для каждого читателя найдется момент для

Мягкий, озорной и житейский, но в тоже время грустный и заставляющий задуматься юмор – это пожалуй характерная черта, которая присуща практически всем произведениям этого знаменитого писателя. И надо справедливо заметить, что проявляться эта черта стала уже в раннем возрасте писателя, в то время как создавались первые произведения Чехова.

Очень отчетливо увидеть это можно в таких рассказах, как “Хамелеон” или “Толстый и тонкий”, “Злоумышленник” или “Лошадиная фамилия” и так далее.

Грустное в рассказах писателя выискивает свое убеждение в том, что сама жизнь то по сути сама не совершенна.

Однако нельзя не отметить, что данный писатель учит каждого из своих читателей исправлять это несовершенство, направляя его к доброму, искреннему, мягкому и чистому юмору.
Сам Антон Павлович, по рассказам и воспоминаниям его современников, очень много любил шутить, зачатую над самим собой, однако, в каждой его прослеживались грустные моменты, которые нельзя было не увидеть.

Антон Павлович очень часто применяет прием так называемой грустной иронии во многих своих произведениях. Но, стоит справедливо заметить, что именно эта ирония обладает некими целительными свойствами сама по себе. Прежде всего она создается с целью помочь читателю посмотреть на окружающий его мир человеческих взаимоотношений о человеческих ценностей как бы со стороны, помогает лучше понять других людей, показывая что все люди равны, и просто грешно подразделять их на какие-то группы, учить чувствовать и любить самого себя, и окружающих людей, впрочем не только людей, но и весь окружающий мир.

Зачастую специалисты и профессионалы в области литературы и поэзии сопоставляют смешные, веселые и грустные, печальные рассказы данного писателя с осколками вдребезги разбитого зеркала, имя которому даже выдумывать не стоит, ведь имя ему сама жизнь. А если задуматься, то на самом деле вся наша жизнь состоит из осколков или неких пазлов, складывая которые мы самостоятельно выстраиваем свою жизнь.

Читая художественные произведения, в частности и этого писателя, мы зачастую узнаем или представляем в них самого себя, свою жизнь, свои трудности и проблемы. Ведь не зря же говорят, что читая и перечитывая произведения русских писателей, мы становимся мудрее и опытнее на целую жизнь, чужую жизнь, эпизоды которой мы с уверенностью используем и в своем будущем. А свое прошлое воспринимаем совершенно по другому, смотря на него другими глазами.

Не стоит пренебрегать чтением, ведь оно позволяет нам иногда уходить от реальности, застревая в которой люди становятся более жестокими и озлобленными, а проводя время за чтением мы наоборот становимся открытие и доброжелательней.

Источник

Поделиться с друзьями
Детский развивающий портал