Что говорится о лошади костылина в рассказе кавказский пленник

Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». Анализ произведения

Толстой и его друг Садо сопровождали обоз в крепость Грозную, но двигались очень медленно. Заскучав, друзья решили обогнать обоз и поехать чуть быстрее. Оторвавшись от остальных, молодые люди попали в засаду к чеченцам. Эта история закончилась бы намного хуже, если бы чеченцы не планировали взять товарищей живыми и не стреляли. Лошади подо Львом и Садо были резвые и смогли ускакать от неприятеля. К сожалению, из верховых, сопровождающих обоз, пострадал молодой офицер, лошадь которого подстрелили. Животное упало и своим телом придавило юношу, а подъехавшие чеченцы изрубили верхового на куски. Произошедшее событие запало в сердце писателю, и в 1872 году в журнале «Заря» впервые был напечатан рассказ «Кавказский пленник».

Главная мысль рассказа — яркое противопоставление храброго, умного и оптимистичного мужчины своему товарищу — человеку пассивному, жалеющему себя, быстро сдающемуся и вялому. Один герой в любой ситуации остаётся мужчиной, старается найти выход из страшного положения и, в конце концов, добивается своего — освобождается из плена. Второй же персонаж сдаётся сразу же, как только попадает в плен, и только чудо помогает ему выбраться из плена еле живым. Мораль произведения: никогда не стоит сдаваться, желаемое будущее мы творим только собственными руками.

«Кавказский пленник». Краткое содержание

События «Кавказского пленника» разворачиваются во время Кавказской войны (1817-1864; военные действия Русской императорской армии, связанные с присоединением районов Северного Кавказа). Офицеру Жилину приходит письмо от матери, в котором женщина зовёт его домой. Выехать одному просто так нельзя — ведь легко можно попасть в засаду, поэтому Жилин отправляется домой, попутно сопровождая обоз. Вместе с ним едет и другой офицер — Костылин. Обоз едет медленно, с остановками, день стоит жаркий, и Жилин предлагает попутчику ехать одним, без сопровождения.

Едва оторвавшись от обоза, молодые люди встречают горцев. Костылин бросает товарища и уезжает, а Жилина захватывают в плен. Привезя пленника в аул, один татарин продаёт Жилина другому — Абдул-Мурату — теперь русский офицер принадлежит другому «хозяину». Позднее выясняется, что и Костылина тоже пленили. Жилин выторговывает себе право прилично питаться, жить вместе со своим собратом по несчастью и ночью быть свободным от колодок.

В.А. Поляков. Иллюстрация к поэме М. Ю. Лермонтова «Кавказский пленник», 1900

Татары не планируют убивать русских — они требуют, чтобы офицеры написали письма домой с требованием за них выкупа. Костылин пишет письмо с требованием уплаты в пять тысяч рублей, Жилин же специально пишет неверный адрес, чтобы письмо точно не дошло до матери. Он понимает, что у пожилой женщины нет столько денег и если она попытается собрать выкуп, то вконец разорится.

Днём пленникам позволяют выходить на улицу, правда передвигаться они могут только в колодках. Костылин предпочитает сидеть и жаловаться на жизнь или спать, Жилин же проводит время на свежем воздухе, изготавливает детям куклы. Благодаря своему таланту офицер устанавливает почти что дружеские отношения с тринадцатилетней дочерью Абдул-Мурата — Диной. Девочка боится пленника, но в то же время он ей и интересен. Она с радостью играет в его куклы и даже тайком приносит ему молоко и лепёшки. Тем временем Жилин не только помогает татарам чинить вещи и делает игрушки детям, но и осматривается по сторонам, планируя свой побег.

Костылин долго не решается бежать, но в конце концов соглашается. Пленники долго бредут в темноте по камням, чужие, подаренные татарами сапоги, мешают им идти, и юноши вынуждены идти босиком. Обессиленные, с изрезанными от камней ногами, они продолжают двигаться по направлению к своим, но Костылин всё сильнее и сильнее отстаёт. Внутренне Жилин понимает, что в одиночку он двигался намного бы быстрее, но не может оставить товарища. Когда Костылину совсем уже невмоготу, Жилин несёт его на закорках.

В.А. Поляков. Иллюстрация к поэме М. Ю. Лермонтова «Кавказский пленник», 1900

Среди всех обозлённых татар лишь маленькая Дина хорошо относится к Жилину. Она продолжает приносить ему лепёшки, а вскоре рассказывает, что к аулу приближаются русские и татары хотят избавиться от пленных, не дожидаясь выкупа. Костылин окончательно отчаивается, беспрестанно ноет и заболевает.

Жилин понимает, что теперь ему может помочь только Дина, и просит девочку принести ему длинный шест. Он полагает, что девочке не хватит смелости, но в одну из ночей она приносит палку и спускает в яму к пленным. Понимая, что в прошлый раз они попались татарам только из-за Костылина, Жилин всё же предлагает своему товарищу по несчастью бежать вместе с ним. Но Костылин настолько пал духом, что и переворачивается с трудом, а уж о побеге и речи быть не может.

Дина помогает Жилину выбраться из ямы, даёт ему в дорогу лепёшек и в слезах прощается с ним. Обессиленный, в колодках, офицер с огромным трудом добирается до своих, под конец чуть было не попав в ещё одну засаду к татарам. Через некоторое время освобождается и Костылин — татары получают за него выкуп и отпускают. Однако пленный Костылин к этому времени находится уже почти при смерти.

Главные герои

В плен Жилин попадает из-за трусости своего напарника, но он не винит другого офицера. Несмотря на то, что побег возможен только благодаря усердному труду Жилина (именно он делает подкоп и учится ориентироваться на местности), герой не бросает в трудную минуту своего «товарища» и уговаривает бежать вместе. В лесу, когда Костылин совершенно теряет силы, Жилин также не бросает его, а во время второго побега продолжает подбадривать и уговаривать его совершить вторую попытку вырваться на свободу.

Читайте также:  Зачин сказки сивка бурка

Русский офицер Жилин — это герой, до конца остающийся благородным по отношению ко всем.

Костылин — офицер, выходец из богатой семьи, грузный, слабый и в моральном, и в физическом плане. Из-за его трусливого побега во время атаки горцев, татары захватывают в плен обоих офицеров. Костылин смиренно принимает условия жизни в плену, постоянно жалеет себя и надеется только на выкуп. Моральная скудость мужчины точит и его физические силы — он заболевает не от полученных ран, а от того, что уже давно сдался.

Получив второй шанс на побег, Костылин так и не решается снова побороться за свою свободу. В итоге, благодаря полученному выкупу, Костылин покидает плен, хотя сам уже находится почти при смерти.

Офицер Костылин — это трусливый и подлый персонаж, не способный найти в себе силы, чтобы противостоять врагу и бороться за собственную жизнь. Его слабая воля и трусость становятся не только причиной пленения русских офицеров, но и провала совместного побега. Тем самым Костылин не только ухудшает своё положение, но и усложняет путь к спасению другого человека.

Жилин и Костылин. Анализ героев

«Кавказский пленник» Л.Н. Толстого построен на сравнении и противопоставлении двух центральных персонажей. Жилин и Костылин являются антагонистами не только по внешности, но и по характеру.

Жилин соответствует собственной фамилии — сухощавый, мускулистый; ловкий и выносливый.

Костылин также «получает» свою фамилию не просто так — но, к сожалению, он не является костылём-помощником другим, наоброт, он мешает здоровым сильным людям, они в нём не нуждаются. Костылин — мужчина в теле, грузный и неуклюжий.

Костылин богат, его родственники могут выплатить за офицера выкуп в пять тысяч рублей.

У Жилина нет богатых родственников (или он не желает к ним обращаться). У него только мать, для которой пятьсот рублей для выкупа — неподъёмная сумма.

Жилин оптимистично смотрит на любую ситуацию и, даже попав в плен к горцам, сразу же решает, что сможет сбежать от своих «хозяев».

Костылин смиряется с судьбой пленника и ничего не делает, чтобы улучшить своё положение.

Несмотря на то что офицеры находятся в плену и ждут выкупа (а Жилин тайком готовит побег), Жилин всё равно находит себе занятие на каждый день — он мастерит куклы детям, чинит разные вещи, рукодельничает.

Костылин всё своё время уделяет сну и жалобам на жизнь.

Поведение в экстренной ситуации

Как только татары нападают на офицеров, Костылин тут же бросает своего напарника и пытается спастись бегством.

Жилин, несмотря на подлость товарища, не только берёт его с собой во время побега, но и тащит на себе офицера, когда тот уже не может идти. Во время второго побега Жилин также зовёт с собой пленника.

Смысл названия рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»

В своём произведении Л.Н. Толстой выступает в роли рассказчика, повествующего об истории человека, храброго сердцем и сильного духом. Его притча-быль доказывает, что человек — творец своего счастья, и каждый из нас получает то, чего достоин.

Название рассказа Л.Н. Толстого является отсылкой к поэме А.С. Пушкина с таким же названием. Однако помимо некоторых общих мотивов, «Кавказский пленник» Толстого имеет собственный глубокий смысл. Причём значение словосочетания «кавказский пленник» можно рассмотреть с нескольких сторон.

Первый смысл, самый очевидный: кавказский пленник — это любой пленённый человек. В данном случае это офицер, попавший в плен на Кавказе.

Второй смысл названия «Кавказский пленник» заложен в персонаже Костылина — он находится в плену Кавказа и сложившихся обстоятельств. Он был и будет оставаться пленником по своей сути, так как ничего не делает, чтобы стать свободным, чтобы улучшить своё положение, чтобы бороться за жизнь.

Кавказским пленником является и Жилин, но не только потому, что попал в плен, но и потому, что никак не может «вырваться» с Кавказа. У него была попытка поехать к матери и, возможно, найти в родном месте себе невесту и остаться там. Но он попадает в плен и вновь возвращается в крепость, думая о том, что, видимо, Кавказ — и есть его судьба.

Пленниками являются и сами горцы. Они не могут отдать свою родную землю чужакам, им приходится бороться за свободу и убивать людей — даже тех, к которым они относятся с симпатией. Даже Дина — маленькая добрая девочка — вынуждена покориться власти семьи и продолжать жить так, как заведено в её ауле.

Все персонажи рассказа «Кавказский пленник», по сути, являются пленниками Кавказа — каждый по-своему, но пленён горами и обстоятельствами, несмотря на личные особенности и характер.

Источник

«Кавказский пленник»: краткое содержание и анализ

«Кавказский пленник»: YouTube / Разумники

Кто написал рассказ «Кавказский пленник»? В русской литературе имеется как минимум три знаменитых произведения с таким названием: поэмы Пушкина и Лермонтова, а также рассказ Толстого. В отличие от романтического повествования коллег, Лев Толстой изложил реальную историю, но сделал это в своем стиле — живо и захватывающе. О чем повествует его «Кавказский пленник»? Краткое содержание введет в курс сюжета.

«Кавказский пленник»: краткое содержание

Многие русские писатели изображали в своих произведениях Кавказ — землю с неповторимым колоритом и нравом, красивую и экзотическую. Великолепием этого края вдохновился и Лев Толстой. «Кавказский пленник» — одно из самых популярных его произведений. В нем отражена не только любовь к кавказской земле, но и глубокие размышления на вечные темы.

Карасай батыр: биография народного героя

Прежде чем перейти к их рассмотрению, предлагаем ознакомиться с кратким содержанием рассказа «Кавказский пленник»:

«Кавказский пленник» кратко: как Жилин попал в плен

Иван Жилин служил на Кавказе. Однажды в письме мать попросила его приехать, и офицер решил ее навестить. На Кавказе шла война, на одиноких путешественников могли напасть татары. Поэтому Жилин поехал в сопровождении солдат. Он хотел добраться домой как можно быстрее, поэтому вырвался вперед. С ним поскакал офицер Костылин.

По пути они встретили татар. Костылин испугался и попытался сбежать, однако обоих офицеров взяли в плен, а затем продали татарину Абдул-Мурату. Хозяин велел пленникам попросить родных о выкупе. Костылин тотчас подчинился, а Жилин понимал: его мать живет бедно и не владеет такими деньгами. В письме он указал несуществующий адрес.

Читайте также:  Как правильно пишется слово пунктуация

Мукагали Макатаев: биография и наследие поэта

«Кавказский пленник»: YouTube / Разумники

«Кавказский пленник»: Жилин пытается сбежать

Целый месяц офицеры просидели в сарае. Жилин старался не унывать и заниматься привычными делами. Для тринадцатилетней дочери татарина Дины он лепил из глины кукол, за это девочка тайком кормила его молоком с лепешками. Тем временем Жилин планировал побег и день за днем делал в сарае подкоп.

Однажды ночью татары уехали из аула, а Жилин и Костылин сбежали:

Абдул-Мурат не стал убивать беглецов, ведь хотел выручить с выкупа немалые деньги. В этот раз он посадил пленников не в сарай, а в глубокую яму, кормил, как псов, сырой едой. На помощь снова пришла Дина: девочка спустила в яму длинную палку, по которой Жилину удалось выбраться. Костылин убегать отказался: страшно, да и сил совсем нет.

Куприн: биография писателя, творчество

Краткий пересказ: кавказский пленник обретает свободу

Жилин вышел из деревни. Очень мешала колодка, но ее было не снять. Дина дала ему в дорогу лепешек, провожала офицера и плакала — за это время она сильно привязалась к молодому человеку.

Жилин шел без остановки, а когда силы закончились, пополз. Так он добрался до поля, а за ним — свои, русские. Неподалеку, у костров, он увидел казаков. Жилин побежал к ним, но опасался, что татары его заметят. Так и произошло: он почти добрался до костров, но его увидели трое татар и кинулись за беглецом. Жилин закричал, чтобы казаки выручили его, и был спасен.

Кабанбай батыр: биография полководца

После этого офицер продолжил службу на Кавказе. Он смирился с тем, что вернуться домой ему не суждено. А Костылина вернули только через месяц, выкупив за большие деньги. Еле живым был.

«Кавказский пленник»: YouTube / Разумники

«Кавказский пленник»: анализ произведения

Почему читатели и сам Толстой высоко оценили рассказ «Кавказский пленник»? Дело в том, что в небольшом произведении автору удалось затронуть ряд глубоких нравственных вопросов. Разобраться в них поможет анализ рассказа:

История написания

В основу сюжета «Кавказского пленника» легли сразу несколько реальных историй:

Вместе с товарищем и сослуживцем Садо он оторвался от своего отряда, и офицеров настигли чеченцы. Их едва не взяли в плен, но Садо придумал припугнуть противников незаряженным ружьем. Благодаря его отваге и изобретательности офицерам удалось добраться до русской крепости, где им на помощь пришли казаки.

«Муму»: краткое содержание и анализ произведения

Полковник рассказал, как побывал в плену у горцев и сблизился там с девушкой-абхазкой Аслан-Коз, которая помогла ему сбежать. Более того, перед написанием рассказа Толстой лично общался с военными, которые попадали в плен, чтобы узнать как можно больше деталей.

«Кавказский пленник» впервые опубликовали в журнале «Заря» в 1872 году. Автор очень гордился своим творением. Как говорил сам Толстой, «Кавказский пленник» — одно из немногих его произведений, не относящихся к «области дурного искусства».

«Кавказский пленник»: YouTube / Разумники

«Кавказский пленник»: жанр и композиция

«Кавказского пленника» иногда называют повестью. Однако правильнее считать произведение рассказом. Об этом свидетельствуют основные жанровые черты:

Абылай хан: биография государственного деятеля

Лев Толстой всегда следовал традициям реализма, и «Кавказский пленник» не исключение. Автор описывал жизнь как она есть, не романтизировал человеческую натуру и не украшал действительность. К тому же произведение основано на реальных событиях.

К слову, в этом рассказ существенно отличается от одноименной поэмы Александра Пушкина. Если поэт создал идеализированного, романтичного персонажа, то герой Толстого — обычный русский офицер.

Композиционно «Кавказский пленник» состоит из шести глав:

«Кому на Руси жить хорошо»: краткое содержание и анализ

«Кавказский пленник» Жилин: YouTube / Разумники

Герои и посыл рассказа

Рассказ «Кавказский пленник» построен на художественном приеме антитезы. Толстой изобразил двух противоположных героев:

«Мцыри»: краткое содержание и анализ произведения

С помощью таких контрастных героев Лев Толстой раскрывает важные темы:

Анекдоты про электриков: 50+ смешных шуток

Таким образом, читателю открывается основная мысль рассказа. Каждый человек — хозяин своей жизни. Не стоит полагаться на судьбу, нужно делать выбор и находить выход даже из патовых ситуаций.

Идеи Толстого не имеют временных или географических рамок. Поэтому каждому стоит непременно познакомиться с его «Кавказским пленником».

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

Источник

Характеристика Костылина и его образ в рассказе Толстого Кавказский пленник

Я думаю, что в своём произведении «Кавказский пленник» Толстой использовал приём говорящих фамилий. Двух главных героев зовут Жилин и Костылин. Я предполагаю, что Жилин от слова «жилистый» «крепкий», а Костылин от слова «костыль», то есть, не умеющий жить без поддержки и помощи. Мои догадки подтверждаются тем, что Жилин в рассказе показан настоящим офицером с честью, благородством, мыслью о товарищах и стойким духом. Про Костылина такого сказать нельзя же: он ленив, неуклюж, труслив и нежен к жизни.

Разберемся же детальнее, кто такой Костылин. С самого начала рассказа мы понимаем, что Костылин — русский офицер, который уходит в отпуск. У него полная фигура, он неуклюж собою, с его лба постоянно стекает пот. В этой поездке в отпуск он знакомиться с другим офицером, Жилиным. По дороге они встречают татар, которые были им врагами. Жилин очень надеялся на ружьё Костылина, которое у него было при себе на лошади, но Костылин при виде татар бежит, бросает своего сослуживца с большим позором, уже здесь читатель пропитывается неприязнью к этому персонажу, которая с каждой строкой рассказа будет всё возрастать, потому что Костылин всё же негативный персонаж.

Когда офицеры попадают в плен, характер Костылина раскрывается в ещё большей степени: он тут же пишет домой письмо, как того требуют татары, с просьбой о пяти тысячах золотых, сумме весьма значительной, отсюда можно сделать вывод, что Костылин живёт довольно зажиточно. И нельзя не сказать, что на контрасте с тем, как Жилин просит удобств для пленников и только после этого пишет письмо, да ещё и не на свой адрес, чтобы не беспокоить больную мать, Костылин выглядит крайне недостойно званию русского офицера. Пока он находится в плену, он ничего не делает, только надеется, что его письмо дошло домой, что его скоро освободят. И опять же, на контрасте с Жилиным, который роет тоннель, чтобы сбежать, а не мирится с заключением, мы ещё больше начинаем презирать Костылина.

Читайте также:  Привози или привези как пишется

Когда они вдвоём бегут, проявляется другая черта Костылина — нежность. Он не привык ходить босиком по камням, у него болят ноги, в один момент читателю может показаться, что он вовсе и не хочет бежать, настолько у него нет воли к свободе. По итогу его всё же освобождают из плена, но только через месяц после побега его сослуживца Жилина. Костылин — жалкий человек, неспособный к самостоятельной жизни и волевым решениям.

2 вариант

Жилин в свою очередь, оказавшись в плену врага, надеется хотя бы на то, что его товарищу удалось спастись, однако через некоторое время они оба встретились в том же плену. Костылин попал в него, так как его лошадь отказалась идти дальше, и он почти что раздетый, был доставлен врагом в пункт назначения. Когда враги предложили написать им письма домой с просьбой о выкупе, товарищи начали вести себя совершенно по-разному. Для Жилина очевидным был тот факт, что, если он напишет пару строк своей пожилой матери, она может не вынести такого удара, и поэтому специально отправляет письмо по ложному адресу. Костылин в свою очередь, не думая о последствиях своих действий, сразу начинает писать письма с просьбой о выкупе.

Когда они находились в плену, Костылин ничего не делал кроме того, что спал, а для Жилина было важным зарекомендовать себя человеком, который может пригодиться. Он доказал, что владеет врачебным делом, и может помогать людям, вследствие чего ему разрешали совершать прогулки и выходы. Далее Жилин уговаривает Костылина бежать, и они совершают данную попытку, в ходе которой Костылин не может быстро идти, постоянно отстает и жалуется. И все же Жилин его не бросает. Но из первой попытки ничего хорошего у друзей не вышло, и Жилин предлагает ему во-второй раз убежать, уже при помощи дочери хозяев по имени Дина, которая согласилась помочь им в этом. Но на этот раз Костылин отказывается. Жилину удается бежать, а его товарищ будет выкуплен лишь через несколько десятков дней. Произведение получилось ярким, интересным и поучительным.

Сочинение на тему Костылин

В произведении Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» показаны военные отношения между русскими и горцами. Главные герои рассказа – Жилин и Костылин. На примере этих людей Лев Толстой раскрывает нам разные типы и характеры человека. Писатель дает нам понять, что люди в тяжелых жизненных ситуациях ведут себя по-разному. Это зависит от воспитания, качеств характера, от обстановки и ситуации.

Костылин – военный человек. По стечению обстоятельств он попадает в плен. Это был человек со слабой волей, характером. В трудной ситуации он не может адекватно себя повести, ему трудно принять какое-либо решение, не хватает решимости и смелости. Попав в плен, Костылин пишет письмо родным с просьбой прислать ему деньги для выкупа. Не думая о родных, у него есть только одна цель – выбраться из плена. Не предпринимая никаких действий выбраться самому, он терпеливо ждет, когда ему помогут. Антиподом Костылина выступает Жилин. Он, наоборот, стремиться сбежать из плена, предпринимает для этого разные действия. Здесь ему помогают не только его выдержка и упорство, но также и ум и смекалка. Он помогает Костылину в трудных ситуациях, рискует своей жизнью ради товарища.

В нашем представлении военный – это тот, кто встанет на защиту родины, во что бы то ни стало. Сказать о Костылине это нельзя. Такие люди как он часто встречаются в нашей жизни. Для него самым важным было остаться живым и вернуться к родным. Это была его мечта, но не цель. Он стремился к ней, но не пытался ее достичь.

Костылин был неловким и неповоротливым, грузным и тяжелым. И это тоже сыграло свою роль. Ему было тяжело физически защитить себя или совершить побег. Из-за его неповоротливости товарищи и попали в плен.
Почему Костылин стал таким человеком? Он рос в богатой семье, его баловали и в результате он стал изнеженным. Он не верит в то, что сам сможет выбраться из плена. Он нытик, и думает только о плохом. Когда ему предложили освобождение взамен выкупа, он с величайшей радостью согласился. И просто терпеливо ждал. В нем нет борьбы за собственную свободу, за Отчизну. Главное – уберечь себя. Враги сразу усмотрели в нем именно такого человека, называли его смирным.

Сопоставляя образы Жилина и Костылина, Лев Толстой показал нам, как люди ведут себя в разных ситуациях. Нужно обратить внимание на воспитание будущих защитников Родины, воспитывать в них упорство, мужественность и веру в собственные силы.

Также читают:

Картинка к сочинению Костылин в рассказе Кавказский пленник

Популярные сегодня темы

В городе Глупов когда-то проживал народ, называемый головотяпами. Но позже, как гласит летопись, из-за их глупости головотяпов прозвали глуповцами.

Язык — это основа любой национальной культуры, важная часть в жизни людей. Особенности быта, традиций, истории обязательно отражаются на языке, поэтому можно смело утверждать, что пока жив язык

Стихотворения Николая Михайловича Рубцова представляют сочетание искренних чувств, позитивных мыслей, через которые читатель знакомится с его миропониманием, отношением к разным сторонам жизни

Картина Михаила Васильевича Нестерова «Пустынник» была написана художником в 1888-1889 гг. Она принесла ему известность в широких кругах и позволила встать в один ряд с великими творцами той эпохи.

Основной персонаж в произведении представлен образом лирического героя, от имени которого писатель ведет повествование. В рассказе отсутствует развитие сюжетной линии, поскольку смысл данного творения посвящен исключительно чувствам

Источник

Поделиться с друзьями
Детский развивающий портал