Что ел мороз иванович сидя на ледяной лавочке в сказке ответ

Содержание

Тест с ответами: «Мороз Иванович» В.Одоевский

1. В одном доме жили две девочки, Ленивица да:
а) Рукодельница +
б) Мастерица
в) Труженица

2. Кого Ленивица просила завязать ей башмачки:
а) деда
б) няню +
в) Рукодельницу

3. Кого считала Ленивица, сидя у окошка:
а) птичек
б) бабочек
в) мух +

4. Как звали няню девочек:
а) Прасковья +
б) Ольга
в) Наталья

5. Что вязала Рукодельница:
а) шарфики
б) носочки
в) чулки +

6. На что крепилось ведро к колодцу:
а) на цепь
б) на верёвку +
в) на пряжку

7. Куда спустилась Рукодельница:
а) в погреб
б) в яму
в) в колодец +

8. Как Рукодельница потеряла ведро:
а) порвалась верёвка +
б) она поймала ведром жабу и бросила с перепугу
в) Рукодельница случайно уронила ведро в колодец

9. Что уронила Рукодельница:
а) колечко
б) зеркальце
в) ведерко +

10. Что сделала Рукодельница после того, как потеряла ведро:
а) пошла к соседке попросить ведро
б) расплакалась +
в) бросилась в колодец

11. Едва спустилась Рукодельница вниз смотрит: перед ней печка, а в печке сидит:
а) пряник печатный +
б) пирожок
в) леденец

12. К кому пошла Рукодельница после того, как потеряла ведро:
а) к соседке
б) к няне +
в) к Морозу

13. Что надо было стрясти с дерева:
а) яблочки +
б) груши
в) сливы

14. Какой ответ получила Рукодельница после того, как рассказала, что потеряла ведро:
а) что ей нужно утопиться в колодце следом за ведром
б) что есть и другое ведро
в) что она сама должна поправить беду +

15. Кого повстречала Рукодельница:
а) Мороза Ивановича +
б) Деда Мороза
в) Морозко

16. Что сделала Рукодельница, придя к колодцу за ведром:
а) прыгнула в колодец
б) спустилась по верёвке +
в) стала кричать в колодец

17. Что ел Мороз Иванович сидя на ледяной лавочке:
а) ледяные сосульки
б) мороженое
в) снежные комочки +

18. Что первое увидела Рукодельница в колодце:
а) яблоню
б) печку +
в) корову

19. Сколько дней служили девочки Морозу Ивановичу:
а) 4
б) 5
в) 3 +

20. Что Рукодельница сделала с пирожком:
а) оставила в печке
б) отдала Морозу Ивановичу +
в) съела

22. Какое дело выполняла Рукодельница утром:
а) шила рубахи
б) растапливала печь +
в) пряла

23. Что приготовил Мороз Иванович на обед для Рукодельницы:
а) снежные комочки
б) ледяные сосульки
в) мороженое +

24. Какое дело выполняла Рукодельница утром:
а) вышивала
б) замешивала хлеб +
в) готовила завтрак для мамы

25. Что получила Рукодельница от Мороза Ивановича за службу:
а) большой брильянт
б) драгоценные камни
в) горсть серебряных пятачков +

26. Какое дело выполняла Рукодельница утром:
а) пряла
б) убирала в доме +
в) будила старшую сестру

27. Что получила Рукодельница от Мороза Ивановича за службу:
а) брильянтик +
б) драгоценные камни
в) серебряный слиток

28. Какое дело выполняла Рукодельница утром:
а) будила мать
б) шила рубахи
в) ходила по воду +

29. Что сказал Мороз Иванович Ленивице:
а) “… и какова твоя работа, такова будет тебе и награда” +
б) “Ничего,- сказал Мороз Иванович,- только снегом пальцы потри, так и отойдут, не ознобишь.”
в) “Ты знаешь: люди за рукоделие деньги получают, так вот тебе твое ведёрко, а в ведерко я всыпал целую горсть серебряных пятаков; да сверх того, вот тебе на память брильянтик-косыночку закалывать.”

30. С кем жили девочки:
а) с мамой
б) с няней +
в) с бабушкой

Источник

Тест по произведению В.Одоевского «Мороз Иванович»

специалист в области арт-терапии

2. Кого считала Ленивица сидя у окошка?

3. Что вязала Рукодельница?

4. Что уронила Рукодельница в колодец?

5. Едва спустилась Рукодельница в колодец смотрит: перед ней печка, а в печке сидит:

6. Что надо было стрясти с дерева?

7. Что ел Мороз Иванович, сидя на ледяной лавочке?

Б) Ледяные сосульки

8. Что было у Мороза Ивановича на кровати под периной?

В) Драгоценные камни

9. Что приготовил Мороз Иванович на обед для Рукодельницы?

Б) Ледяные сосульки

Что получила Рукодельница от Мороза Ивановича за службу?

А) Серебряный слиток и пребольшой брильянт

Б) Горсть серебряных пятачков и брильянтик

В) Драгоценные камни

11. После знакомства с текстом стало понятно, что Рукодельница получила ведёрко с пятачками, потому что

1) уронила ведёрко в колодец;

2) была трудолюбива;

3) угощала Мороза Ивановича пирожками

12.Зачем Мороз Иванович стучится зимой в окошки изб?

А) Чтобы испугать детей.

Б) Чтобы не забывали печей топить.

В) Чтобы окна инеем украсить.

Г) Чтобы люди не забывали трубы вовремя закрывать.

13. Поставь пункты плана в правильной последовательности.

А) Рукодельница уронила ведёрко в колодец. 1

Б) Подарки Рукодельнице. 2

В) Рукодельница прибирается в доме у Мороза Ивановича. 3

Г) Рукодельница встретила Мороза Ивановича. 4

14. Каким словом можно заменить слово «почивать»?

15. Как ты думаешь, в какой сборник можно включить этот текст?

1) Русские народные сказки.

2) Рассказы о детях.

3) Рассказы о природе.

4) Авторские сказки.

16. Какое высказывание наиболее точно отражает главную мысль текста?

1) Не всё то золото, что блестит.

2) Что припасёшь зимой, летом пригодиться.

3) По работе и награда.

17. Какие слова характеризуют Рукодельницу и Ленивицу? Подчеркни слова разными цветами.

Вежливая, добрая, ленивая, отзывчивая, злая, умная, мудрая, сердечная, скромная, застенчивая, упрямая, трудолюбивая, честная, лживая, самолюбивая, внимательная.

18. Как звали нянюшку?

Номер материала: ДБ-647163

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Итальянский учитель дал детям задание на лето и прославился

Время чтения: 4 минуты

Более 80% студентов при выборе работы на первое место ставят зарплату

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения подготовило концепцию проекта цифрового профиля учащихся

Время чтения: 1 минута

Ученые сделали мармеладки в форме белков, чтобы помочь слепым детям изучать химию

Время чтения: 2 минуты

Китайский университет зачислил на факультет информатики искусственный интеллект

Время чтения: 1 минута

Абитуриенты смогут поступить в вуз благодаря успехам вне школы

Время чтения: 2 минуты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также:  Основная тема рассказа о любви

Источник

Понемногу

О сложном просто, понятно о простом, кратко обо всем.

среда, 14 апреля 2021 г.

Ответы на вопросы учебника к сказке В. Одоевского «Мороз Иванович» для 3 класса

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 2 часть, Климанова, Виноградская, страница 85.

1. Как автор изображает в сказке Мороза Ивановича? Вспомните, как называется этот литературный приём.

Мороз Иванович в сказке является волшебным персонажем. Он символизирует мороз. Но при этом показан автором как обычный человек: он говорит, ест, улыбается, обладает своим характером.

Этот приём называется олицетворением.

2. Почему автор дал девочкам такие имена? Только ли именами отличаются девочки? Сравните их поступки.

Рукодельница была работящей девочкой, которая не боялась никакой работы.

Ленивица ничего не хотела делать.

Поступки Рукодельницы: взяла пирожок, обтрясла яблоки, угостила Мороза, взбила перину, прибралась, починила платье.

Поступки Ленивицы: не вязла пирожок, не обтрясла яблоки, не угостила Мороза, не взбила перину, очень плохо готовила, укололась, не прибиралась.

3. Как к девочкам относится Мороз Иванович? Почему он похвалил Ленивицу, а сам улыбнулся?

Морозу Ивановичу понравилась работящая Рукодельница. Он отнёсся к ней с любовью и уважением, всё объяснял, показывал и наградил.

Ленивица ему не понравилась. Он пытался пристыдить девочку, сам приготовив еду, но это не подействовало. Он улыбался, потому что ему было смешно смотреть на такую лентяйку. И он её наказал.

4. Объясните смысл слов Мороза Ивановича: «Какова твоя работа, такова будет тебе и награда».

5. Какие важные наблюдения о явлениях природы включены в сказку?

Зелёная трава под снегом не вымерзает.

В глубоком колодце вода не нагревается.

6. Вспомните народную сказку «Морозко». Чем похожи и чем различаются народная и литературная сказки?

Сходства сказок «Мороз Иванович» и «Морозко»

Различия сказок «Мороз Иванович» и «Морозко»

7. Докажите, что автор сохранил особенности волшебной сказки.

Сказочный зачин: в одном доме жили две девочки.

Волшебные события: встреча с печкой, яблоней, Морозом Ивановичем

Испытание героев: труд у Мороза Ивановича.

Противопоставление героев: работящая героиня противопоставляется ленивой бездельнице.

Победа добра над злом: Рукодельница награждена, Ленивица опозорена.

Волшебный вестник: Петух.

Троекратные повторы: три дня прожили девочки у Мороза Ивановича.

8. Отличается ли окончание народной сказки от окончания литературной?

В финале литературной сказки Ленивица возвращается домой, но с сосулькой. В концовке народной сказки она погибает, замёрзнув в лесу.

9. Разделите сказку на пять частей. Определите их границы. Составьте план каждой части. Придумайте заглавия.

Пять смысловых частей сказки «Мороз Иванович», заглавия

План части «Две разные девочки»

План части «Рукодельница в колодце»

План части «Рукодельница в гостях у Мороза Ивановича»

План части «Ленивица отправляется за наградой»

План части «Безобразия в доме Мороза»

10. Перескажите сказку по составленному плану.

Пересказ сказки «Мороз Иванович» для 3 класса

Жили-были две девочки, Рукодельница и Ленивица.

Ленивица ничего сама не делала, всё на печи лежала. А за неё всё няня делала.

А Рукодельница весь день в трудах и заботах проводила, никогда не ленилась.

Однажды уронила Рукодельница ведро в колодец, а няня её за ним отправляет. Спустилась Рукодельница в колодец, а там печь и пирожок. Попросил пирожок его достать, взяла Рукодельница пирожок с собой.

А дальше яблоня стоит со спелыми яблоками. Обтрясла яблоки девочка и с собой взяла.

Пришла она к Морозу Ивановичу, угостила его пирожком да яблоками.

А Мороз её просит перину взбить. Взбила Рукодельница перину, хотя руки у неё сильно мёрзли.

А Мороз показывает траву под периной и объясняет, что так он её от холода защищает. Много рассказал Мороз девочке, и про колодец в котором вода не нагревается, и про трубы, от которых угарный газ идёт.

Завидно стало няне, отправила она Ленивицу в колодец. А Ленивица пирожок не взяла, яблоки не отрясла, с пустыми руками к Морозу явилась.

Перину взбивать не стала, суп приготовила как попало, шить не умела, прибираться тоже.

И подарил ей Мороз ледышку из ртути.

11. Соотнесите основную мысль сказки с пословицей «Кто любит труд, того люди чтут».

Основная мысль сказки «Мороз Иванович» в том, что работящих любят, а ленивых презирают.

Люди уважают тех, кто хорошо трудится, они их чтут. А тех, кто ленится не любит никто.

Источник

Тест по сказке В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович»

Учишься в школе и любишь литературу? Попробуй пройти тест по сказке В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович» за 3 класс. Внимательно ли ты ее читал? Сейчас проверим!

С кем жили девочки?

Что делала Ленивица утром?

Кормила домашний скот

Садилась у окна и считала мух

Как звали няню девочек?

Как Рукодельница потеряла ведро?

Она поймала ведром жабу и бросила с перепугу

Рукодельница случайно уронила ведро в колодец

Что сделала Рукодельница после того, как потеряла ведро?

Пошла к соседке попросить ведро

Бросилась в колодец

Почему Рукодельница никогда не скучала?

У неё было много друзей

Она всё время была занята делом

Что предложил Мороз Иванович девочке в обмен на ведёрко?

Три дня послужить ему

Остаться у него жить на месяц

Принести ему блюдо пирожков

Какое первое задание Мороз Иванович дал Рукодельнице?

Взбила ли Ленивица Морозу перину?

Что ел Мороз Иванович, сидя на ледяной лавочке?

Тест по сказке В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович» за 3 класс с ответами пройден! Поделитесь с друзьями!

Тест по произведению А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане. » сможет пройти только тот, кто недавно его читал. Вам предстоит ответить на вопросы по сюжету книги. Насколько хорошо вы его помните? Сейчас мы это и проверим.

Могучий русский язык вмещает в себя столько различных правил и исключений. Мы предлагаем вам пройти тест по теме имя существительное и узнать, остались ли увас школьные знания!

Этот тест поможет вам сдуть пыль с ваших извилин.

Окружающий мир – это основной предмет, который знакомит детей с естественными науками. Не уделяя ему достаточного времени, в будущем начнутся проблемы с биологией, физикой, химией и т.д. Для предотвращения такого исхода есть наш тест, который поможет проверить знания ребенка.

Математика – мать всех наука. Она одинаково звучит и выглядит на любом континенте мира, поэтому её изучению выделяется немалое количество времени в школьной программе. Мы подготовили специальный тест для учеников третьего класса, чтобы они могли проверить свои знания и подготовиться к реальному экзамену.

Очередная школьная проверка знаний. В третьем классе дети во всю силу начинают бороздить литературу. Для проверки их успеваемости подготовлен специальный тест. Вам нужно только усадить ребенка на место и попросить его ответить на несколько вопросов. Кстати, у взрослого человека здесь намного меньше шансов на хороший результат.

В начальной школе приобретаются фундаментальные знания. Без них невозможно успешное продолжение обучения. Мы подготовили для вас контрольный срез по русскому языку по программе 3-ого класса. Ответьте на 10 вопросов и проверьте свои знания.

Тест Сонди разработан венгерским врачом и психологом Леопольдом Сонди (Léopold Szondi) в 1930-е годы. В процессе клинической работы он обнаружил определенную закономерность, которой подчиняется избирательность человека в общении с окружающими.

Предлагаем вам ответить на 12 простых вопросов и узнать, так ли хорошо на самом деле вы знакомы с безграничным миром кинематографа. Готовы? Не забудьте поделиться результатом в комментариях!

Читайте также:  Как пишется пятьдесят восемь тысяч рублей

Три коротких слова, которые дадут самое точное описание каждого знака зодиака.

Что подарить на 8 марта? Обзор подарков на Алиэкспресс. Выбрали несколько интересных вариантов

Очередной свежий онлайн-тест для проверки и развития кругозора открыт для вас. 12 новых интересных вопросов, неожиданные открытия, возможность освежить старые знания и блеснуть эрудицией. Попробуйте пройти прямо сейчас!

Предлагаем свежий бесплатный тест на эрудицию, с порцией новых небанальных вопросов. С его помощью вы сможете найти что-то неожиданное для себя или просто укрепить знания. Приступайте, будет интересно!

Новый онлайн-тест на общие знания сегодня открыт для вас! Проверьте, помните ли вы главное об окружающем мире, понятиях и вещах. Получите результат сразу!

Наш новый тест на общие знания открыт для вас. Предлагаем снова вспомнить факты из географии, истории, биологии, общие термины, осмотреть новым взглядом знакомый мир.

Сегодняшний тест на кругозор позволит вспомнить интересные жизненные факты. 12 вопросов обо всем, что вас когда-то увлекало: взрослых играх, искусстве, находках, собраны внутри. Приступайте к самопроверке!

Предлагаем тест на эрудицию с вопросами и прошлом и настоящем человечествами, названиях и интересных фактах. Это отличная возможность проверить, в каких сферах вы сильны, и узнать больше. Попробуйте ответить быстро. Вердикт и правильные ответы вы получите сразу!

Предлагаем очередной тест на эрудицию, в котором сегодня собраны интересные вопросы о человеке, небанальных личностях, интересных местах. Попробуйте ответить быстро, получить максимум баллов, найти что-то новое для себя. И получите вердикт об уровне взрослых знаний.

Источник

Мороз Иванович — Одоевский В.Ф.

Сказка о двух девочках – Рукодельнице и Ленивице, которые жили с нянюшкой. Уронила как-то Рукодельница ведро в колодец, полезла за ним и попала в царство Мороза Ивановича. Прожила она у дедушке три дня, выполнила все поручения и вернулась домой с подарками. За ней и Ленивица полезла в колодец, да вот работать она не умела, за что и вернулась ни с чем. У братьев Гримм есть сказка с похожим сюжетом – Госпожа Метелица.

Мороз Иванович читать

В одном доме жили две девочки — Рукодельница да Ленивица, а при них нянюшка. Рукодельница была умная девочка: рано вставала, сама, без нянюшки, одевалась, а вставши с постели, за дело принималась: печку топила, хлебы месила, избу мела, петуха кормила, а потом на колодец за водой ходила.

А Ленивица меж тем в постельке лежала, потягивалась, с боку на бок переваливалась, уж разве наскучит лежать, так скажет спросонья: «Нянюшка, надень мне чулочки, нянюшка, завяжи башмачки», а потом заговорит: «Нянюшка, нет ли булочки?»

Встанет, попрыгает да и сядет к окошку мух считать: сколько прилетело да сколько улетело. Как всех пересчитает Ленивица, так уж и не знает, за что приняться и чем бы заняться; ей бы в постельку — да спать не хочется; ей бы покушать — да есть не хочется; ей бы к окошку мух считать — да и то надоело. Сидит, горемычная, и плачет да жалуется на всех, что ей скучно, как будто в том другие виноваты. Между тем Рукодельница воротится, воду процедит, в кувшины нальёт; да ещё какая затейница: коли вода нечиста, так свернёт лист бумаги, наложит в неё угольков да песку крупного насыплет, вставит ту бумагу в кувшин да нальёт в неё воды, а вода-то, знай, проходит сквозь песок да сквозь уголья и каплет в кувшин чистая, словно хрустальная; а потом Рукодельница примется чулки вязать или платки рубить, а не то и рубашки шить да кроить да ещё рукодельную песенку затянет; и не было никогда ей скучно, потому что и скучать-то было ей некогда: то за тем, то за другим делом, а тут, смотришь, и вечер — день прошёл.

Однажды с Рукодельницей беда приключилась: пошла она на колодец за водой, опустила ведро на верёвке, а верёвка-то и оборвись; упало ведро в колодец. Как тут быть?

Расплакалась бедная Рукодельница да и пошла к нянюшке рассказывать про свою беду и несчастье; а нянюшка Прасковья была такая строгая и сердитая, говорит:

— Сама беду сделала, сама и поправляй; сама ведёрко утопила, сама и доставай.

Нечего было делать: пошла бедная Рукодельница опять к колодцу, ухватилась за верёвку и спустилась по ней к самому дну. Только тут с ней чудо случилось. Едва спустилась, смотрит: перед ней печка, а в печке сидит пирожок, такой румяный, поджаристый; сидит, поглядывает да приговаривает:

— Я совсем готов, подрумянился, сахаром да изюмом обжарился; кто меня из печки возьмёт, тот со мной и пойдёт!

Рукодельница, нимало не мешкая, схватила лопатку, вынула пирожок и положила его за пазуху. Идёт она дальше.

Перед ней сад, а в саду стоит дерево, а на дереве золотые яблочки; яблочки листьями шевелят и промеж себя говорят:

— Мы яблочки наливные, созрелые; корнем дерева питалися, студёной росой обмывалися; кто нас с дерева стрясёт, тот нас себе и возьмёт.

Рукодельница подошла к дереву, потрясла его за сучок, и золотые яблочки так и посыпались к ней в передник.

Рукодельница идёт дальше. Смотрит: перед ней сидит старик Мороз Иванович, седой-седой; сидит он на ледяной лавочке да снежные комочки ест; тряхнёт головой — от волос иней сыплется, духом дыхнёт — валит густой пар.

— А! — сказал он.- Здорово, Рукодельница! Спасибо, что ты мне пирожок принесла; давным-давно уж я ничего горяченького не ел.

Тут он посадил Рукодельницу возле себя, и они вместе пирожком позавтракали, а золотыми яблочками закусили.

— Знаю я, зачем ты пришла,- говорит Мороз Ивано­вич, — ты ведёрко в мой студенец опустила; отдать тебе ведёрко отдам, только ты мне за то три дня прослужи; будешь умна, тебе ж лучше; будешь ленива, тебе ж хуже. А теперь,- прибавил Мороз Иванович,- мне, старику, и отдохнуть пора; поди-ка приготовь мне постель, да смотри взбей хорошенько перину.

Рукодельница послушалась. Пошли они в дом. Дом у Мороза Ивановича сделан был весь изо льда: и двери, и окошки, и пол ледяные, а по стенам убрано снежными звёздочками; солнышко на них сияло, и всё в доме блестело, как брильянты. На постели у Мороза Ивановича вместо перины лежал снег пушистый; холодно, а делать было нечего.

Рукодельница принялась взбивать снег, чтоб старику было мягче спать, а меж тем у ней, бедной, руки окостенели и пальчики побелели, как у бедных людей, что зимой в проруби бельё полощут: и холодно, и ветер в лицо, и бельё замерзает, колом стоит, а делать нечего — работают бедные люди.

Рукодельнице стало жаль бедной травки.

— Вот ты говоришь, — сказала она, — что ты старик добрый, а зачем ты зелёную травку под снежной периной держишь, на свет божий не выпускаешь?

— Ну, а скажи мне, Мороз Иванович,- сказала Рукодельница,- зачем ты в колодце-то сидишь?

— Я затем в колодце сижу, что весна подходит,- сказал Мороз Иванович,- мне жарко становится; а ты знаешь, что и летом в колодце холодно бывает, оттого и вода в колодце студёная, хоть посреди самого жаркого лета.

— А зачем ты, Мороз Иванович,- спросила Рукодельница,- зимою по улицам ходишь да в окошки стучишься?

— А я затем в окошки стучусь,- отвечал Мороз Иванович,- чтоб не забывали печей топить да трубы вовремя закрывать; а не то ведь, я знаю, есть такие неряхи, что печку истопить — истопят, а трубу закрыть — не закроют, или и закрыть закроют, да не вовремя, когда ещё не все угольки прогорели, а оттого в горнице угарно бывает, голова у людей болит, в глазах зелено; даже и совсем умереть от угара можно. А затем ещё я в окошко стучусь, чтоб никто не забывал, что есть на свете люди, которым зимой холодно, у которых нет шубки, да и дров купить не на что; вот я затем в окошко стучусь, чтобы им помогать не забывали. Тут добрый Мороз Иванович погладил Рукодельницу по головке да и лёг почивать на свою снежную постель.

Читайте также:  Сказать про себя как пишется

Рукодельница меж тем всё в доме прибрала, пошла на кухню, кушанье изготовила, платье у старика починила и бельё выштопала.

Старичок проснулся; был всем очень доволен и поблагодарил Рукодельницу. Потом сели они обедать; обед был прекрасный, и особенно хорошо было мороженое, которое старик сам изготовил.

Мороз Иванович отсыпал рукодельнице серебряных пятачков в ведерко. Так прожила Рукодельница у Мороза Ивановича целых три дня.

На третий день Мороз Иванович сказал Рукодельнице: — Спасибо тебе, умная ты девочка, хорошо ты меня, старика, утешила, и я у тебя в долгу не останусь. Ты знаешь: люди за рукоделие деньги получают, так вот тебе твоё ведёрко, а в ведёрко я всыпал целую горсть серебряных пятачков; да сверх того, вот тебе на память брильянтик — косыночку закалывать.

Рукодельница поблагодарила, приколола брильянтик, взяла ведёрко, пошла опять к колодцу, ухватилась за верёвку и вышла на свет божий.

Только что она стала подходить к дому, как петух, которого она всегда кормила, увидев её, обрадовался, взлетел на забор и закричал:

У Рукодельницы в ведёрке пятаки!

Когда Рукодельница пришла домой и рассказала всё, что с ней было, нянюшка очень дивовалась, а потом промолвила: — Вот видишь ты, Ленивица, что люди за рукоделие получают!

Поди-ка к старичку да послужи ему, поработай; в комнате у него прибирай, на кухне готовь, платье чини да бельё штопай, так и ты горсть пятачков заработаешь, а оно будет кстати: у нас к празднику денег мало.

Ленивице очень не по вкусу было идти к старичку работать. Но пятачки ей получить хотелось и брильянтовую булавочку тоже.

Вот, по примеру Рукодельницы, Ленивица пошла к колодцу, схватилась за верёвку да и бух прямо ко дну. Смотрит перед ней печка, а в печке сидит пирожок, такой румяный, поджаристый; сидит, поглядывает да приговаривает:

— Я совсем готов, подрумянился, сахаром да изюмом обжарился; кто меня возьмёт, тот со мной и пойдёт.

А Ленивица ему в ответ:

— Да, как бы не так! Мне себя утомлять — лопатку поднимать да в печку тянуться; захочешь — сам выскочишь.

Идёт она далее, перед нею сад, а в саду стоит дерево, а на дереве золотые яблочки; яблочки листьями шевелят да промеж себя говорят:

— Мы яблочки наливные, созрелые; корнем дерева питалися, студёной росой обмывалися; кто нас с дерева стрясёт, тот нас себе и возьмёт.

— Да, как бы не так! — отвечала Ленивица.- Мне себя утомлять — ручки поднимать, за сучья тянуть… Успею набрать, как сами нападают!

И прошла Ленивица мимо них. Вот дошла она и до Мороза Ивановича. Старик по-прежнему сидел на ледяной скамеечке да снежные комочки прикусывал.

— Что тебе надобно, девочка? — спросил он.

— Пришла я к тебе,- отвечала Ленивица,- послужить да за работу получить.

— Дельно ты сказала, девочка,- отвечал старик,- за работу деньга следует, только посмотрим, какова ещё твоя работа будет. Поди-ка взбей мою перину, а потом кушанье изготовь, да платье моё повычини, да бельё повыштопай.

Пошла Ленивица, а дорогой думает:

«Стану я себя утомлять да пальцы знобить! Авось старик не заметит и на невзбитой перине уснёт».

Старик в самом деле не заметил или прикинулся, что не заметил, лёг в постель и заснул, а Ленивица пошла на кухню. Пришла на кухню да и не знает, что делать. Кушать-то она любила, а подумать, как готовилось кушанье, это ей и в голову не приходило; да и лень ей было посмотреть. Вот она огляделась: лежит перед ней и зелень, и мясо, и рыба, и уксус, и горчица, и квас — всё по порядку. Думала она, думала, кое-как зелень обчистила, мясо и рыбу разрезала да, чтоб большого труда себе не давать, как всё было мытое-немытое, так и положила в кастрюлю: и зелень, и мясо, и рыбу, и горчицу, и уксус да ещё кваску подлила, а сама думает:

«Зачем себя трудить, каждую вещь особо варить? Ведь в желудке всё вместе будет».

Вот старик проснулся, просит обедать. Ленивица притащила ему кастрюлю, как есть, даже скатертцы не подостлала.

Мороз Иванович попробовал, поморщился, а песок так и захрустел у него на зубах. — Хорошо ты готовишь, — заметил он улыбаясь. — Посмотрим, какова твоя другая работа будет.

Ленивица отведала, да тотчас и выплюнула, а старик покряхтел, покряхтел да и принялся сам готовить кушанье и сделал обед на славу, так что Ленивица пальчики облизала, кушая чужую стряпню.

После обеда старик опять лёг отдохнуть, да припомнил Ленивице, что у него платье не починено да и бельё не выштопано.

Ленивица понадулась, а делать было нечего: принялась платье и бельё разбирать; да и тут беда: платье и бельё Ленивица нашивала, а как его шьют, о том и не спрашивала; взяла было иголку, да с непривычки укололась; так её и бросила.

А старик опять будто бы ничего не заметил, ужинать Ленивицу позвал да ещё спать её уложил.

А Ленивице то и любо; думает себе:

«Авось и так пройдёт. Вольно было сестрице на себя труд принимать; старик добрый, он мне и так, задаром, пятачков подарит».

На третий день приходит Ленивица и просит Мороза Ивановича её домой отпустить да за работу наградить.

— Да какая же была твоя работа? — спросил старичок.- Уж коли на правду дело пошло, так ты мне должна заплатить, потому что не ты для меня работала, а я тебе служил.

— Да, как же! — отвечала Ленивица.- Я ведь у тебя целых три дня жила. — Знаешь, голубушка,- отвечал старичок,- что я тебе скажу: жить и служить — разница, да и работа работе рознь; заметь это: вперёд пригодится. Но, впрочем, если тебя совесть не зазрит, я тебя награжу: и какова твоя работа, такова будет тебе и награда.

С этими словами Мороз Иванович дал Ленивице пребольшой серебряный слиток, а в другую руку — пребольшой брильянт. Ленивица так этому обрадовалась, что схватила то и другое и, даже не поблагодарив старика, домой побежала.

Пришла домой и хвастается.

— Вот, — говорит,- что я заработала; не сестре чета, не горсточку пятачков да не маленький брильянтик, а целый слиток серебряный, вишь, какой тяжёлый, да и брильянт-то чуть не с кулак… Уж на это можно к празднику обнову купить…

Не успела она договорить, как серебряный слиток растаял и полился на пол; он был не что иное, как ртуть, которая застыла от сильного холода; в то же время начал таять и брильянт. А петух вскочил на забор и громко закричал:

У Ленивицы в руках ледяная сосулька!

А вы, детушки, думайте, гадайте, что здесь правда, что неправда; что сказано впрямь, что стороною; что шутки ради, что в наставление.

(Илл. В.Конашевича, изд. Детгиз, 1986 г.)

Источник

Поделиться с друзьями
Детский развивающий портал