Что добывали в горе рабочие в сказке медной горы хозяйка

Хозяйка Медной горы – владычица уральских сокровищ

Хозяйку Медной горы многие знают и сказов Павла Бажова, знаменитого русского писателя, что старался максимально собрать и сохранить фольклор Урала. В образе этого персонажа многое кажется необычным. О властительнице гор рассказано не слишком много, однако ёмко.

Бажов описывает её так, словно Хозяйка медной горы и вовсе является его женским идеалом. В то же время её нельзя назвать хорошей или плохой. В ней сочетаются разные качества, как и в любом из нас, а порой кажется, что и вовсе описывается реальный персонаж. Кто же она – Хозяйка Медной горы?

Хозяйка Медной горы – подземная царица

На Урале Хозяйку Медной горы называли по-разному, порой упоминая её как Золотую бабу, Каменную девку или Малахитницу. Она является истинной царицей гор, где скрыты несметные сокровища.

Властная и грозная, она может поступить жестоко по отношению к человеку, а может и милостиво одарить его благами. Несмотря на суровый нрав, она справедлива и честна.

Однако в своих пересказах местных преданий Бажов достаточно сдержанно отзывается о милости Хозяйки Медной горы. Писатель отмечает, что злому человеку встреча с ней сулит гибель, однако и доброму лучше избегать властительницы гор. Однако демонизировать её образ не стоит.

Родной стихией Хозяйки Медной горы является земля, где она обитает. Часто она превращается в зелёную ящерицу, что позволяет ей наблюдать за людьми, слушать их беседы. Если потребуется, может она и послание передать человеку, и лично обратиться к нему. в такие моменты путник, словно окаменевший, замирает, видя. как на его глазах простая ящерка превращается в красавицу, правительницу Медной горы.

Я не раз замечала, что у многих персонажей легенд и сказок есть прототипы из древних верований. Как предполагают исследователи, у Хозяйки Медной горы это может быть женский дух из мифологии манси, Калтась-Эква.

Именно она воплощала силы земли и являлась верховным божеством в женской ипостаси. Кроме того, место распространения преданий о Хозяйке Медной горы и мансийских верований практически совпадает. Не исключено, что образ Малахитницы стал ответвлением культа Калтась-Эквы.

Хозяйку Медной горы описывали как темноволосую красавицу с длинной косой

Облик Малахитницы

Как же выглядит Каменная девка? Она может представать перед людьми в самых разных обличьях. Считается, что её истинный облик поражает красотой и величием. Из ящерицы на глазах человека она превращается в статную красавицу с длинной косой. Тёмные волосы перевиты лентами медного цвета.

Её наряд – малахитовое платье, что издали кажется шёлком, а сверкает ярче алмазов. Может Хозяйка Медной горы принять и другой образ – полуженщины-полуящерицы. В такой интерпретации она близка к нечисти из сказок, однако не теряет своей красоты.

В некоторых легендах Малахитница появляется перед человеком в образе ящерицы с женским лицом, чем, конечно, пугает своих собеседников. В таком облике ей нравится подшучивать над людьми, поэтому говорить может неразборчиво, чередуя слова со смешками.

Как и любой могущественный властитель, стоящий над привычным миром, Хозяйка Медной горы ценит искренних трудолюбивых людей. Не стоит ждать добра от встречи с ней ем, кто нечист на руку. Жадных приказчиков, охранников рудников она может жестоко наказать: посадить на раскалённую болванку, лишить разума, обратить в мёртвый камень.

Власть Хозяйки Медной горы

В распоряжении Малахитницы находятся все богатства, скрытые в земных недрах. Она же сама решает, как поступить с ними. Ни одна разработка не станет успешной, пока на то свою воли не выявит Хозяйка Медной горы.

Более того, если Каменная девка будет недовольна, она может переместить сокровища. Например, “увести” ценные минералы в другую сторону от места разработки. В таких делах ей помогают ящерицы и кошка с огненными ушами, которая, как гласят уральские предания, ходит под землёй.

У Хозяйки Медной горы есть свой дворец с бескрайними владениями. Невероятную красоту в нём создают шедевры из камней. Малахитница знает обо всех тайнах искусства обработки камня. С радостью она делится ими с талантливыми мастерами, желающими обучиться такому ремеслу.

Вот только тот, кто решил отправиться к Хозяйке Медной горы, редко возвращается на поверхность земли. Погружаясь в работу в волшебном подземной царстве камней, они забывают о мире людей. Такова плата за великое искусство, что они постигают во владениях Малахитницы.

Образ Хозяйки Медной горы настолько таинственный, что до сих пор учёные не могут ответить однозначно: кто же она такая? Кто-то связывает её с Матерью-Землёй, другие считают, что она ближе к миру нечисти и мертвецов. А есть предположение о том, что Малахитница могла стать искажённым образом самой богини любви и красоты Венеры, чей культ был распространён у многих народов.

Литературовед Н.Липовецкий отмечал, что в образе Хозяйки Медной горы сочетается эрос и танатос, а именно – женская притягательность и “инстинкт смерти”. Именно эта особенность делает её образ сходным с некоторыми женскими божествами: Исидой, Иштар, Венерой. При этом Малахитница не перестаёт удивлять своей самобытностью.

Кукла “Хозяйка Медной горы”

Хозяйка Медной горы, пожалуй, самый неординарный женский персонаж в русских сказах. В отличие от абсолютно отрицательных или положительных героев, она не принадлежит ни к одной из сторон. В ней есть добро и зло, нежность и жестокость, очарование и суровая сила властителя. Я уверена, что именно такая смесь качеств делают её поразительной и притягательной, вызывающей интерес исследователей и в наши дни.

Читайте также:  Сказки стихи песенки азбуки маршак

Источник

Конспект урока «Сказ П.П.Бажова «Медной горы Хозяйка»

Разделы: Литература

Подготовительная работа:

Сегодня на уроке мы поговорим о сказе П.П.Бажова «Медной горы Хозяйка», вы узнаете, что такое сказ и каковы его особенности как художественного произведения.

Слово учителя о писателе: Павел Петрович Бажов (1879-1950) родился в семье горнозаводского мастера 28 января 1879 года на Сысертском заводе, который располагался недалеко от города Екатеринбурга. Семья Бажовых бережно хранила и передавала из поколения в поколение воспоминания о дедах и прадедах, знавших свое дело. О детстве своем писатель рассказал позже в автобиографической книге «Зеленая кобылка».

Павел Бажов был единственным ребенком в семье и потому, как он писал в автобиографии, «я имел возможность получить образование. Отдали меня в духовную школу, где плата за право обучения была значительно ниже против гимназии, не требовалось форменной одежды, и была система общежитий, в которых содержание было гораздо дешевле, чем на частных квартирах». Павел Бажов окончил духовное училище, а затем семинарию в Перми.
До 1917 года Бажов работал учителем русского языка, и все 18 лет нелегкого учительского труда посвятил изучению фольклора.

В 1924 году состоялся его литературный дебют, вышли его «Уральские были». Главной же книгой Бажова считается «Малахитовая шкатулка», а в 1936 году опубликованы сказы «Дорогое имячко», «Медной горы Хозяйка», «Про великого Полоза». Читатели узнавали сказы не только по знакомым героям – мастеру Даниле, Хозяйке Медной горы, охотнику Коковане и сиротке Даренке, но и по особой манере сказывания. Кажется, что старый рабочий, хорошо знающий трудное горное дело, людей, добывающих и обрабатывающих уральский камень, вспоминает о том, что произошло с хорошо знакомыми, близкими ему людьми.

По ходу слова учителя обращается внимание на доску, где записаны годы жизни писателя и произведения, им созданные (это было индивидуальным заданием ученика): «Уральские были», «Малахитовая шкатулка», «Зеленая кобылка», «Дорогое имячко», «Медной горы Хозяйка», «Про великого Полоза» и другие.

Карточка

Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных, вымышленных событиях и приключениях.

Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды; для него характерно сочетание точных зарисовок народного быта и нравов со сказочно-фантастическим миром фольклора.

Вывод: Бажов стремился передать интонации старых мастеров, от которых он записал многие сказочные сюжеты. Среди рассказчиков следует выделить Василия Алексеевича Хмелина, который говорил: «Про старинное житье да про земельные дела – это вот помню. Много таких сюжетов от своих стариков перенял, да и потом слышать немало доводилось… Только это не сказки, а сказы да побывальщины прозываются».

Вашему вниманию предлагается небольшой кроссворд по материалу прочитанного произведения. Давайте вместе подумаем над ответами.

Кроссворд записан на доске, но до определенного момента скрыт от глаз учащихся.

Откройте, пожалуйста, страницу 78 учебника, задание №10.

Подготовленные ученики вместе с классом объясняют слова и выражения:

Далее предлагаются вопросы для обсуждения текста.

— О чем сказ «Медной горы Хозяйка»? (В произведении рассказывается о молодом человеке, работающем в горе. Его зовут Степан. Он встретил Хозяйку Медной горы, которая предлагает выполнить Степану сложное поручение – выступить против приказчика. Герой с честью справляется с заданием.)

Выразительное чтение портрета Хозяйки.

(«В лесу-то хорошо. Пташки поют-радуются, от земли воспарение, дух легкий. Их, слышь-ко, и разморило. Дошли до Красногорского рудника. Там тогда железную руду добывали. Легли, значит, наши-то на травку под рябиной да сразу и уснули. Только вдруг молодой – ровно его кто под бок толкнул – проснулся. Глядит, а перед ним на грудке руды у большого камня женщина какая-то сидит. Спиной к парню, а по косе видать – девка. Коса ссиза-черная и не как у наших девок болтается, а ровно прилипла к спине. На конце ленты не то красные, не то зеленые. Сквозь светеют и тонко этак позванивают, будто листовая медь. Дивится парень на косу, а сам дальше примечает. Девка небольшого росту, из себя ладная и уж такое крутое колесо – на месте не посидит. Вперед наклонится, ровно у себя под ногами ищет, то опять назад откинется, на тот бок изогнется, на другой. На ноги вскочит, руками замашет, потом опять наклонится. Одним словом, артуть-девка. Слыхать – лопочет что-то, а по-каковски – неизвестно, и с кем говорит – не видно. Только смешком все. Весело, видно, ей».)

1. Что необычного было в ее облике? Что особенно удивило Степана?

2. Как Степан объясняет, что он не боится малахитницу? («Чего мне бояться, коли я в горе роблю!», стр. 68.)

3. Какой отрицательный герой появляется в сказе? (Заводской приказчик.)

4. Почему Степан решил сделать так, как велела Хозяйка? («Не сказать – тоже боязно. Она ведь Хозяйка. Какую хошь руду может в обманку перекинуть. Выполняй тогда уроки-то. А хуже того, стыдно перед девкой хвастуном себя оказать».)

5. Чем закончилось это событие?

7. Как сложилась судьба Степана после встречи с Хозяйкой? («Степан тоже счастья в жизни не поимел».)

В учебнике на странице 69 предложена иллюстрация художников А.Ковалева и Г.Буреева, с которой неплохо было бы поработать:

Ученики принесли вещи, сделанные руками человека. Это могут быть шкатулки из дерева и камня, медные монеты, изделия из малахита, посуда, подсвечники, игрушки, украшения и т.д. Показ таких изделий расширит знания учащихся о народных промыслах.

Выводы.

В творчестве П.П.Бажова жанр литературного сказа нашел наивысшее свое выражение. Ему подражали, порой даже копировали, но образец так и остался непревзойденным. Книги Бажова относятся к так называемым «вечным книгам». Они не стареют, потому что помимо высоких художественных достоинств обладают еще одним, пожалуй, наиболее важным качествам – они славят рабочего человека.

Домашнее задание: нарисовать иллюстрации к сказу Бажова «Медной горы Хозяйка».

Список использованной литературы.

Источник

ТЕСТ по произведению П.П.Бажова « Медной горы хозяйка» ( литература, 5 класс)

Другие персонажи

Настенька – невеста Степана, добрая, простая девушка, сиротка.

Читайте также:  Детская сказка про буквы

Приказчик – жестокий, коварный человек, подлый обманщик, душегуб.

Второстепенные персонажи

– управляющий на рудниках. Злой, коварный человек, душегуб и обманщик.

– друг, сопровождавший Степана в самом начале произведения, когда тот впервые встретил Хозяйку. Герой во время этой встречи спал.

— надзиратель за крепостными работниками на рудниках.

– простая девушка, в самом начале — невеста Степана, впоследствии – жена. Получила в подарок от Хранительницы рудников через Степана Петровича шкатулку с украшениями.

– человек, которому принадлежали рудники, а также крепостной Степан. В его подчинении находился заводской приказчик.

Краткое содержание

Однажды двое рабочих-горняков отправились на сенокос. Один из них был постарше, другой – совсем молодой еще парень. Из-за тяжелой работы на руднике, где они добывали малахит, их здоровье было серьезно подорвано, а в глазах, и вовсе «зеленью отливать стало».

Разомлев на солнце, товарищи решили прилечь под деревом, и вскоре заснули. Неожиданно молодой парень, которого звали Степаном, проснулся, будто его кто-то толкнул в бок. Неподалеку он увидел красивую молодую женщину с иссиня-черной косой и в богатом платье, какого «на свете не найдешь». Опытным глазом горняка Степан понял, что убранство ее было из редкого сорта малахита, а, значит, перед ним была хозяйка Медной горы.

Парень не на шутку испугался – от стариков он слышал, что хозяйка «любит над человеком мудровать». Только он собрался убежать подальше от этого места, как хозяйка повернулась к нему и окликнула. Степан оробел, но постарался не показать своего страха. Удивившись храбрости молодого рабочего, хозяйка Медной горы наказала ему передать заводскому приказчику, чтобы тот «с Красногорского рудника убирался». В противном случае «малахитница» грозилась спустить всю медь так глубоко, что никто до нее вовек добраться не сможет. Если же Степан сделает все, как положено, она выйдет за него замуж. Кончив говорить, хозяйка Медной горы превратилась в юркую зеленую ящерку, и скрылась среди камней.

Пригорюнился Степан. Передать начальнику слова хозяйки – неловко, да и боязно, но еще страшнее отказать малахитовой владычице. На следующее утро парень решился, и при всех рабочих передал приказчику слова хозяйки Медной горы. От подобной дерзости у «приказчика даже усы затряслись». Он приказал выпороть Степана, а после спустить его в шахту и приковать. Да, к тому же, отправил его в самый бедный забой, а норму добычи малахита поставил непомерно огромную.

Делать нечего, приступил Степан к работе и вскоре с удивлением заметил, что «малахит и сыплется, ровно кто его руками подбрасывает». Он понял, что это дело рук хозяйки, которая вскоре явилась перед ним во всей своей красе. Она похвалила парня за его отвагу, и предложила посмотреть свое приданое. После этих слов открылись перед Степаном подземные богатства малахитовой владычицы: синие, лазоревые, медные, золотистые комнаты – несметные скоровища Урала.

«Малахитница» напомнила Степану о своем обещании выйти за него замуж. И тут парень совсем смутился – у него уже была невеста, хорошая, простая девушка, сиротка Настенька. Степан ответил хозяйке, что не возьмет ее в жены, потому что «другой обещался». Услышав такой ответ, подземная владычица словно обрадовалась, и похвалила парня, что тот «не променял свою Настеньку на каменну девку». Она передала ему подарок невесте – большую малахитовую шкатулку с драгоценностями, и пообещала наладить его жизнь. Напоследок хозяйка наказала Степану никогда ее больше не вспоминать.

На следующий день приказчик удивился тому, сколько Степану удалось добыть отборного малахита. Он быстро смекнул, в чем дело, и пообещал, что сразу отпустит его на волю, как только он «малахитовую глыбу во сто пуд найдет». Степан справился с заданием, а после выполнил и барскую просьбу – отыскать такие огромные малахитовые камни, чтобы «из них вырубить столбы не меньше пяти сажен длиной». За свою старательность Степан и его невеста получили вольную.

Поначалу Степан зажил хорошо: женился, построил дом, «все как следует». Вот только не было ему истинного счастья, никак не мог он позабыть хозяйку Медной горы. Степан худел, слабел на глазах. Все чаще он стал наведываться к тому месту, где впервые встретился с «малахитницей». После одной из таких прогулок Степан не вернулся домой. Его нашли мертвым, а возле него сидела крупная зеленая ящерка, и будто плакала над телом покойника. С тех пор местные жители пуще прежнего стали остерегаться хозяйки Медной горы – «худому с ней встретиться – горе, и доброму – радости мало».

Хозяйка Медной Горы

Урал – край чудесной природы, неисчерпаемых недр и удивительных легенд. Испокон веков люди, исследовавшие горы в поисках драгоценных камней, малахита, золота и меди, рассказывают историю о таинственной владычице подземных богатств – Хозяйке Медной Горы. Хранительницу подземных сокровищ в народе уважительно называли «Сама». Были у неё и другие имена: называли также Малахитницей, каменной девкой и Азовкой. Художественно переработанные легенды о ней легли в основу сказок русского писателя Павла Бажова. Здесь она олицетворяет саму природу Урала, прекрасную и суровую, но к трудолюбивым людям – щедрую.

Благодаря его рассказам теперь известно не только на Урале, но и по всей стране предание об этой загадочной хранительнице природных богатств, покровительнице честных рабочих людей. Говорят, что она жестока и справедлива: без причины не обидит, но уж если падёт на кого-нибудь её немилость – того ждёт страшная судьба. И только избранных одаривает Малахитница своими богатствами. Не любит она людей, которые добывают чудесные богатства горы только для того, чтобы обменять их на золото. Покровительствует только самым талантливым мастерам, способным создавать из камня произведения искусства. Только им открывает лучшие месторождения и вдохновляет на творчество. Но после встречи с Хозяйкой Медной Горы остаётся в человеческих сердцах вечная тоска по недостижимому совершенству. Поэтому встреча с ней не делает людей счастливыми.

Читайте также:  Сказка сестрица аленушка и братец иванушка картинки нарисовать

Легенда о Малахитнице

В народных сказаниях Хозяйка Медной Горы описывается в образе прекрасной женщины в богатых, украшенных каменьями одеяниях. Выглядит она не так, как уральские женщины, светловолосые и светлоглазые. У Хозяйки кожа белая, волосы тёмные, а глаза тёмно-зелёные, цвета малахита. Длинная и тяжёлая её коса струится по спине, отблёскивая металлической синевой. Иногда она показывается людям в виде крупной ящерицы.

Скучно жить в каменном дворце в одиночестве, но и людям показывается Малахитница очень редко. А чтобы помнили про неё, каждую ночь зажигает она на высокой горной вершине огонек. Многие видели тот огонек, ходили его искать, но так ничего и не нашли.

«Мать моя мне рассказывала случай, как её отец ходил однажды вечером на покос, как раз неподалёку от горы Азов. Совсем уже стемнело, и вдруг увидел, что появилась пред ним на дороге огненная девка. И вся она светится, и даже как будто светло среди ночи стало. Сказала она ему: «Оставайся у меня, а то мне тут скучно одной. Нравишься ты мне.» Испугался он её, перекрестился. А она увидела это, заплакала и отошла прочь от него. А он с перепугу быстро-быстро домой побежал. И с той поры старался к горе Азов больше не ходить»

(Записано Т.И. Глинских, жительницы г. Полевский 1901 г.р.).

Согласно легенде, владения Малахитницы распространяются на весь Уральский хребет, но любимым её местом считается Азов-гора, что близ поселка Полевской. Где-то здесь под горой находится её прекрасный подземный дворец, куда невозможно попасть простому смертному, если только сама Хозяйка не проведёт его. Таким образом, Малахитница может считаться типичным «духом местности», как, например, леший. Подобные существа упоминаются в легендах множества народов по всему миру.

Кратко о персонажах

С этим произведением Бажова школьники обычно знакомятся в 5 классе. Несмотря на относительно небольшую длину, история изобилует персонажами, что придает ей достоверности. Достоверность – одно из главных отличий этой сказки.

Главные герои

Главный герой истории – Степан – крепостной рабочий, работающий «в горе», т.е. на шахте. Его жизнь трудна – трудиться приходится много. Несмотря на молодой возраст, его здоровье уже подорвано («в глазах зеленью отливать стало»), его жизнь и результаты его работы полностью принадлежат барину. Однако он не теряет надежды и упрямой воли к жизни.

Не менее важным образом является сама Хозяйка медной горы – волшебное существо, повелевающее подземными залежами. Ей под силу обогатить любое месторождение и, наоборот, переместить руду туда, где ее никогда не было. Автор уверенно относит Хозяйку к нечистой силе – она не приносит счастья Степану, а барина наказывает за то, что малахитовые колонны установлены в церкви.

Второстепенные персонажи

В тексте представлено много второстепенных персонажей, однако их роль сводится к выполнению замысла Хозяйки. В той или иной степени в сказке упоминаются:

Кроме того, упоминаются рабочие в руднике, соседи Степана и нечеловеческие существа – ящерицы из свиты Хозяйки.

Сюжет в тезисах

Сюжет сказки основан на договоре между Хозяйкой и Степаном, а также его ближайших или отдаленных последствиях. Хозяйки предлагает Степану три испытания:

Первое – передать оскорбительное послание заводскому приказчику, но никому больше не говорить об этой встрече. Степан соглашается, выполняет поручение и оказывается наказан;

Второе – Хозяйка помогает справиться с наказанием и предлагает Степану жениться на ней, показывает своё богатое приданое. Герой отказывается, поскольку любит свою невесту;

Третье – больше никогда не вспоминать о Хозяйке. Именно это испытание герой не может пройти. Он выполняет невыполнимые поручения приказчика и барина, получает свободу для себя и Насти, женится и живет богатой жизнью за счет подарков Хозяйки, но счастья так и не находит.

В конце истории автор приходит к выводу, что встреча с горной владычицей не приносит счастья ни добрым людям, ни злым.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

Музыка

Поиск по дневнику

Интересы

Друзья

Постоянные читатели

Статистика

Краткое содержание сказа «Медной горы хозяйка»:

Однажды двое рабочих рудника пошли смотреть свои покосы, а когда дошли до Красногорского рудника, прилегли отдохнуть в траве и заснули. Младший рабочий, которого звали Степан, через какое-то время проснулся и увидел сидящую к нему спиной девушку с чёрной косой. По её платью из малахита парень догадался, что перед ним Хозяйка Медной горы. Степан хотел незаметно от неё убежать, но Хозяйка обернулась и подозвала его к себе для разговора.

Степан и Хозяйка Медной горы. Художник Вячеслав Назарук

Степан и Хозяйка Медной горы. Художник Вячеслав Назарук

Хозяйка Медной горы. Художник Елена Карпицкая

Хозяйка Медной горы. Художник Наталия Широкова

Навлечь на себя гнев приказчика Степану было страшно, но гнев Хозяйки Медной горы был еще страшнее и Степан всё же передал приказчику слова Хозяйки. Приказчик разгневался и приказал выпороть Степана, сослать его на работу в сырую шахту с плохой рудой и приковать его цепью. А в качестве задания Степану назначили добыть огромное количество чистого малахита. Но Хозяйка Медной горы позаботилась о Степане, малахит у него был в избытке, а вода из шахты ушла. Вскоре Хозяйка повела Степана смотреть своё приданое.

Степан и Хозяйка Медной горы. Художник Вячеслав Назарук

Степан и Хозяйка Медной горы. Художник Вячеслав Назарук

Степан и Хозяйка Медной горы. Художник Вячеслав Назарук

Степан у заброшенного рудника. Художник Вячеслав Назарук

Однажды Степан был найден около рудника мёртвым. На его лице застыла улыбка. Говорили, что около его тела видели большую ящерицу, которая плакала.

В 1975 году режиссёр Олег Николаевский снял кукольный мультфильм «Медной горы хозяйка» по мотивам сказа Бажова. Далее можно посмотреть этот мультфильм онлайн:

Источник

Поделиться с друзьями
Детский развивающий портал