Что делают злодеи в сказках

Альтернативный взгляд

«Альтернативная история, уфология, паранормальные явления, криптозоология, мистика, эзотерика, оккультизм, конспирология, наука, философия»

Мы не автоматический, тематический информационный агрегатор

Статей за 48 часов: 29
18 +

Поход Александра Невского в Заполярье. По праву Чингизидов
alternativehistory

Подписывайтесь на нас в социальных сетях:

Очевидец: Если Вы стали очевидцем НЛО, с Вами произошёл мистический случай или Вы видели что-то необычное, то расскажите нам свою историю.
Автор / исследователь: У Вас есть интересные статьи, мысли, исследования? Публикуйте их у нас.
. Ждём Ваши материалы на e-mail: info@salik.biz или через форму обратной связи, а также Вы можете зарегистрироваться на сайте и размещать материалы на форуме или публиковать статьи сами (Как разместить статью).

16 жутких героев русских сказок

По кровавости, ужасности и похабству жемчужины русского фольклора запросто переплюнут любой зомби-триллер.

Когда ревнители морали начинают жаловаться, что дети и подростки сейчас смотрят кровавое и зарубежное, вместо того чтобы припадать к чистым и светлым истокам родной культуры, становится понятно, что эти ревнители о родной культуре понятия не имеют. Фольклор не изучали, Проппа с Афанасьевым не открывали.

Потому что русские народные сказки по кровавости, ужасности и похабству могли бы переплюнуть любой зомби-триллер. Современный человек знает лишь некоторые из них, да и то в причесанном и адаптированном виде, потому что и в Советском Союзе, и в Российской империи цензура позволяла печатать народные ужастики лишь в специализированной литературе для этнографов и фольклористов.

Поэтому мы почти не знаем настоящих героев русских народных сказок, всех тех чудищ и страшилищ, которыми наши предки населяли свою реальность. Впрочем, не только наши. Согласно утверждению этнографа Дэниеля Бринтона, этим вообще грешили все народы на определенной стадии развития: для человека, «не имеющего научных представлений о мире, леса, воздух и темнота наполнены таинственными существами, которые всегда готовы навредить ему или услужить, но обычно — навредить, так что преобладающее количество этих созданий его фантазии — злокозненные существа».

Давай же познакомим тебя с некоторыми из этих очаровательных существ, которых до одури боялись наши прапрабабушки и прапрадедушки.

Навка

Русалка

Анчутка

Бирюк

Волк, имеющий внешность и повадки человека. Живет обычно в избушке недалеко от деревень, ведет почти человеческий образ жизни, даже огородничает понемножку. Но когда представляется возможность, то крадет малых детей и разнообразит ими свой рацион. Характерные приметы бирюка: он одет в мохнатый полушубок даже в жару, у него нечесаные волосы и борода, он грязен, а в избушке его — развал и захламление. Также бирюк часто бывает немым.

Лесовица

Про лешего ты, конечно, знаешь, а вот лесовица куда менее популярный в официально издаваемых сказках персонаж. Еще бы, ведь основное занятие лесовиц — подманивать мужиков, прыгать на них и умучивать сексом до смерти. При этом лесовицы обычно страшны собой до невозможности и имеют корявое деревянное лицо. Впрочем, иногда они принимают образ молодых привлекательных девушек, чтобы подманить доверчивого дурака, но лесовмц всегда можно опознать по тому обстоятельству, что у них нет спины. Нет, мы не знаем, как это выглядит. Просто «заглянул он девке на зад — а спины-то у нее и нет!».

Стрига

Это ведьма, похищающая урожай и не оставляющая следов. Ее можно увидеть, если выйти утром в поле, не помолившись и не перекрестившись перед образами. Над посевами в воздухе будет висеть вниз головой страшная длинная женщина и отстригать колосья у спеющих хлебов. Впрочем, это последнее, что ты увидишь в жизни, так как таких подглядчиков стрига убивает своим ржавым ножом, срезая им голову, как колос. Даже рассказывая о ней сказку, громко называть стригу «стригой» опасно: может наведаться ночью и отомстить. Поэтому если запретное слово уж очень нужно сказать, его произносят шепотом. А вслух ведьму именовали «пережинщицей».

Боли-бошка

Если в лесу или на опушке ты встретишь старичка с грустными глазами, нищего и увечного, и он попросит тебя поднять его упавшую сумочку, развернись и дуй, чтоб пятки сверкали. Боли-бошка, также именуемый аукой, — дух леса, который очень любит кататься верхом. На людях. Наклонившегося за сумкой (или за ягодой) он захватывает арканом, запрыгивает жертве на спину и стискивает ей голову волосяной петлей так, что та теряет сознание от страшной боли. После чего двуногий конь весь день скачет по лесу, везя на себе страшного всадника, а потом приходит в себя избитый, разодранный и исхлестанный в какой-нибудь невозможной глуши, не помня при этом, что с ним произошло.

Волк-самоглот

О волке-самоглоте — огромных размеров летающем монстре — сведений много, и, собранные воедино, они представляют нам вполне драматическое зрелище. С земли волка-самоглота воспринимают как черную тучу. Он может есть звезды, а также способен сожрать луну и солнце, которым потом приходится пробираться на свободу крайне неприличными путями. Впрочем, не все так фатально. Известно, что «под хвостом у волка — большая баня, а в пузе — целое царство с городами и нивами». Он может выпить всю воду из реки зараз и тут же ее излить. Но волк-самоглот может принять и вид обычного волка, только очень крупного. В целом людям он не вредит, а иногда даже помогает героям — может поработать для них транспортом, как наземным, так и воздушным.

Сопливый козел

Древний бродячий сюжет «Амур и Психея» («Красавица и чудовище») в русском варианте был весьма макабричен и физиологичен. Девушку выдают замуж за страшного козла, у которого сопли висят по бороде до пола. Живет милый зверь в домике, обнесенном частоколом, который весь утыкан подгнившими женскими головами, причем один кол демонстративно пустует. Девушка чешет козлу бороду, сопли утирает, встает перед ним как коза на четвереньки, терпит его огромное козлиное естество — словом, демонстрирует крайнее послушание. Козел, однако, и есть козел: пустующий кол его явно расстраивает. Поэтому он периодически отправляет жену погостить к отцу, а сам ходит подслушивать, не скажет ли благоверная неуважительного слова о законном супруге. Сказка имеет два равно популярных финала. В первом — жена-таки не удерживается и начинает плакаться на тяжкую жизнь, тут козел врывается в горницу, праздничный стол загаживает соплями, а жене неверной голову долой — и на кол. Во втором варианте он возвращается домой и снимает козлиную шкуру, превращаясь в кудрявого красавца, с которым героиня живет долго и счастливо (о том, сохранен ли счастливой парой дизайн их забора, история умалчивает).

Лихо одноглазое

Одноглазая ведьма-великанша с одним глазом, как правило, невидимая. Часто живет под мостами. Заметив путника, прыгает ему на спину и так на нем и ездит годами. Человек чувствует, что на плечах его лежит невидимая тяжесть, у него болят кости и мышцы, плохо работают руки, он становится неловок и нетрудоспособен, так что беды одна за другой сыплются ему на голову. Впрочем, в церкви ему становится полегче, но, как только он выходит за ворота, невидимое лихо, ожидающее во дворе, снова прыгает ему на спину. Путей избавления несколько, самый верный — уйти в монастырь. Можно также спихнуть великаншу кому-то, если человек добровольно, пусть и по пьяной лавочке, согласится «обменяться с тобою долями».

Букачка

Невидимое злое существо, портящее все хорошее, что встретит на своем пути. На красивую девушку нашлет волдыри, в квашню помочится, ребенка наградит лишаем, молоко сквасит, а свеженаточенную косу затупит. К счастью, обладает малой разрушительной силой, а то бы давно весь человеческий род извела. Зато букачек много, и у особенно неудачливых семей обитает в дому своя собственная, искони к ним привязавшаяся. Поэтому все, за что они ни берутся, выходит криво, косо, плохо.

Оплетай

Оплетай — это как бы человек, но у него всего одна рука и одна нога. Питается он нашей кровью, но особенности конституции у бедняги таковы, что ему приходится висеть на дереве, маскируясь под него, и ждать добычу. Если оплетаю повезет и под деревом присядет отдохнуть путник, тогда оплетай вытянет свою длинную-предлинную тонкую ногу и длинную-предлинную тонкую руку, дотянется, вопьется и высосет досуха. Но самое страшное происходит, если оплетаю удается встретить другого оплетая. Тогда они… кхм… в общем, вступают в противоестественную, не одобряемую Роскомнадзором связь и становятся одним существом, уже с двумя ногами, двумя руками, силы и прыти немереной. В таком виде они легко догонят любого всадника и даже целую деревню могут обезлюдить. К счастью, эректильная дисфункция в конце концов случается и у монстров: насытившиеся кровью и сексом оплетаи распадаются и расползаются — до следующей встречи.

Читайте также:  Народные сказки бурятии для детей

Вова

Игоша

Жертва выкидыша или родившийся мертвым ребенок. Так как некрещеных существ нельзя было хоронить за церковной оградой, их закапывали где придется. Вот неподалеку от своей неглубокой могилы игоша и обитает. Выглядит он в тот момент, когда желает показаться людям, младенцем без рук и без ног, смахивает на большую короткую змею с детской головой. Игоша — дух довольно слабосильный, но зловредный, могущий наделать немало бед в доме, в том числе изводить младенцев. Поэтому ему нужно класть еду в особую миску, держать для него на столе особую ложку, а раз в год выкидывать ему за окно маленькие рубашечки.

Медведко

Ячична

Демон женского облика, обитающий в пустых, заброшенных домах. Чем дольше «изба стоит пустая, в землю врастая», тем тяжелее будет ее разобрать или отремонтировать, потому что ячична — дух незаселенного пространства — будет считать ее своей собственностью. Ячична пытается подражать людям. Может прийти, например, на посиделки с большой прялкой и прясть вместо шерсти солому. Либо начнет вдруг «среди бела дня носить из колодца решетом воду да лебеду поливать». Выглядит она как большая странная женщина, у которой все не на своем месте: «Одна нога из го… на, другая наземня», «титки по ветру болтаются до земли», «нос на лбу, глаза как плошки»… Самое глупое, что можно сделать при встрече с ячичной, — это проявить к ней неуважение или, того хуже, посмеяться над ней. Ночью она вернется мстить, и удержать ее никак нельзя. Но можно обмануть — например, надев на голову горшок, а на тело три тулупа. Ячична разобьет горшок и сдерет тулупы, удалившись в полной уверенности, что обезглавила и освежевала насмешника.

Текст: Матвей Вологжанин. Иллюстрации: Valdram

Источник

Что делают злодеи в сказках

«Раскрой сказку» — удивительная и необычная книга. Ребенок вы, или взрослый, скорее всего, уже ею заинтересовались. А еще – удивились ее теме. «Сказочные злодеи?» — насторожатся разборчивые родители. Да-да, только самые страшные, хитрые и опасные! Зубастый волк, огромный великан и коварная ведьма (она же Баба-Яга или злая мачеха).

Но нам повезло, в этой книжке всех злодеев мы застаем в хорошем расположении духа, так что они подпускают нас к себе на очень близкое расстояние.

Стоит только открыть книгу, и мы слышим: «Идите сюда, не бойтесь, я распахну свое сердце и открою вам свои секреты», — зовет нас людоед. Только осторожно! Кажется, у этого великана спрятаны ножи в кармане. И вы сами можете в этом убедиться. В этой книге героев можно изучить очень пристально.

Загляните к ним в карманцы, проверьте их зубы, осмотрите их хорошенько и не забудьте проверить колпаки. Не стесняемся и изучаем дальше! Герои в прямом смысле «распахнут свои сердца». Посмотрите, что прячется внутри: в их голове и животе; раскройте их мысли и коварные планы, найдите ожидающих спасения Красную Шапочку с бабушкой! Много-много секретных клапанов и кармашков, скрывающих неожиданные сюрпризы. Все потрогать, подергать, вытащить — в этой книге можно и нужно.

Возможно, не все на это осмелятся сразу, ведь сказочные злодеи выглядят очень грозно! Клотильда Перрен, талантливая и оригинальная художница из Франции, не скупилась на острые зубы, жуткие глазища и прочие злодейские атрибуты в своих иллюстрациях.

Но все же эта книга создана не для того, чтобы напугать малышей, а чтобы научить их не бояться. Ребенок узнает, что у всех злодеев есть свои слабые места, все они тоже до дрожи в коленях чего-то боятся, и с каждым можно справиться, даже если силы не равны. Ведь в сказках часто побеждает не тот, кто сильнее.

Чего боятся волк, ведьма и людоед, есть ли у них хобби, что любят больше всего на свете, а чего не могут терпеть, читайте в анкетах-досье на отдельных страницах. Клотильда Перрен собрала самые характерные признаки каждого злодея. Она изучила огромное количество сказок со всего света, не только чтобы отобрать самых популярных сказочных злодеев, но и чтобы найти общие черты этих персонажей в фольклоре разных народов. Кроме того, специалист-психолог помогал Клотильде диагностировать «больные точки» и скрытые отклонения персонажей.

Например, людоед терпеть не может овощи (особенно бобы!) и слишком умных котов (вспомните сказку «Кот в сапогах»). Он хоть и силен, но не так уж умен. Только посмотрите, какой у него крошечный мозг! А еще у него слишком шумная походка, которая его выдает, да и после сытного обеда обычно он только и может, что спать с громким храпом.

Ведьма же, наоборот, очень хитра и талантлива во многих искусствах: от зельеварения до полетов на метле (или в ступе). И кажется, у нее припрятано несколько склянок со снадобьями где-то в карманах, но существуют способы борьбы и с ней. В разных сказках это были и печки, и меч доброго молодца, и даже ведро обычной воды. Хотя чаще ее губили собственные зависть и злоба. Хотя, казалось бы, такая образованная дама!

О том, как бороться со злодеями, можно узнать и в сказках. В книге приводятся три популярные истории — классические сюжеты в привычных переводах, где злодеи исполняют свою злодейскую роль: врываются в дома, обманывают, притворяются кем-то другим, нападают на беззащитных. Но, как и полагается, добро побеждает.

А если вам интересно почитать больше историй про злодеев, смотрите раздел «Моя библиотека». Там вы найдете список других сказок, где были замечены волк, людоед или ведьма.

Вот такая получилась удивительная интерактивная книга. Вроде с классическими сказками (ну чего еще мы о них не знаем?), но дополненная характеристиками персонажей, а самое главное — умопомрачительными иллюстрациями с клапанами, различными бумажными деталями, которые открываются или даже вынимаются из кармашков. Все настолько тонко, детально и непредсказуемо, что в 2017 году книга была награждена премией «Ночь книги» в Париже как самая лучшая pop-up книга года.

Так что читайте, играйте и раскрывайте сказки и сказочных персонажей с новой стороны. Но «берегите свои маленькие пухленькие пальчики», как бы волк их случайно не откусил!

Источник

Классификация злодеев.

Злодей-захватчик/злодей-тиран. Без такого персонажа не обходится ни один военный конфликт и эпический сюжет. Это Злодей с большой буквы. В основном мужского пола. Единственным исключением можно считать Ведьму из Хроник Нарнии. У нее изначально огроное приемущество перед ГГ, а целью всей истории и кульминацией является ее свержение или победа над ней. Посему собравшись против него в бой необходимо запастись: а)непобедимым волшебным оружием; б)красноречием (для убеждения толпы в необходимости бороться); в)терпением (ибо путь к нем будет долог и тернист);

г)ближайщим родственником/другом/помошником этого злодея (а если найдете единственного внебрачного сына этого злодея, который к тому же ни о чем не подозревает, то победа у вас в кармане). Однако, побеждают таких гадов до конца редко и, как правило, с тяжелыми для себя последствиями. Тут уж потеря собственной жизни, как правило, не самый худший вариант, ведь после победы вас могут вынудить навсегда покинуть пределы смертного мира, предать острокизму или вообще заставить принять трон и разбираться с тем бедламом, который вы успели устроить, находясь в подполье. Это Даркен Рал в Правилах Волшебника, частично Саурон/Саруман в Властелине Колец, Дарт Вейдер в Звездных войнах.

Злодей-гений. Встречается редко, так как победить его практически невозможно в виду определенных канонических психико-физических качеств ГГ. Но все равно иногда авторы идут на такой риск. Бывает как мужского, так и женского пола. Очень неоднозначный персонаж. Как правило, произведения с его участием заканчиваются трагической гибелью ГГ или кого-то к нему очень близкого. Так же часто такие злодеи сами являются главными героями произведения, где автор с упоением описывает их безумства и то, как они ловко уходят от суда, преследователей и справедливой кары. Примером можно считать Ганнибала Лектера из Молчания ягнят, Кэтрин Трэмелл из Основного инстинкта, Жана-Батиста Гренуя из Парфюмера, Фантомаса (хоть его и побеждают раз за разом, а словить все-таки не могут), Магнито из Людей Х, Анвара Эфенди из Турецкого Гамбита, капитана Сильвера из Острова сокровищ(сумел выйти сухим из ), Шишио из Бродяги Кеншина (команда из двух легендарных самураев, одного ниндзя и одного кулачного бойца так его и не победила, он умер из-за того, что поединок продлился слишком долго). Скрепя сердце и только из огромного уважения к безвременно ушедшему Хиту Леджеру хочется отнести сюда и Джокера из Темного Рыцаря, хотя, наверное, он все же больше подходит к следующей категории злодеев. Он гениален в своем помешательстве, жесток до неприличия, расчетлив и циничен. А тому, что ему удается сделать с моральным состоянием Готэма, позавидует любой даже самый страшный монстр.

Читайте также:  Как сокращенно пишется игрушек

Злодей-немезида. Спас своим появлением множество весьма посредственных произведений. Может являться как в мужском, так и в женском образе. Мстители-немезиды, пожалуй, сам разношерстный подвид злодеев. Общей формулы для них нет, да и появляются они, как правило, спонтанно, когда автор доходит до точки в представлении свлих героев и выяснений отношений между ними. И вот, когда произведение уже находится на гране фола, как Dues ex machina, из прошлого одного из героев выползает сей злодей, вспоминает какую-то обиду и методично начинает портить ему жизнь. Ввиду полной спонтанности рождения такого героя, его образ может быть весьма и весьма оригинален, как и его внешность, мотивы, судьба. Лучшие представители: Ливия из Пиратов (ну спонтанным этого персонажа назвать, конечно, нельзя, но функцию она исполняет именно эту), некий вампир Джеймс из Сумерек (типичный представитель), Лекс Лютор из Супермена(один из самых нетипичных представителей, особенно в сериалах).

Помощник (соратник) злодея. Это не совсем злодей, но в начале он разделяет взгляды и методы злодея. Под конец, когда дело запахнет жареным может вдруг решиться все бросить и перейти на светлую сторону силы (как правило это спутники злодеев-идиотов, которые, к своему несчастью, значительно умнее своих хозяев, да и врагов тоже). Посему злодеи стараются пнуть их посильнее при любой удобно возможности. Хотя есть среди помощников и действительно преданные мазохисты, которые только и делают, что поакают безумствам своего повелителя. К этому типу относится Кабуто из Наруто (я могу лишь позавидовать его стойкости), Грима из Властелина Колец, Макс из Больших гонок (бедолага, ему ведь тоже не сладко пришлось под пятой тщеславного профессора Фейта).

Источник

Исследовательская работа «Отрицательные герои русских сказок» (подготовил ученик Хансиваров Даниил)

специалист в области арт-терапии

Кто из нас не любит русскую народную сказку? Читая ее, мы печалимся вместе с сестрицей Аленушкой о судьбе непослушного братца Иванушки, спасаем с Иваном-царевичем Василису Премудрую и так радуемся, когда наконец-то наказаны Змей Горыныч и Баба Яга, Кощей Бессмертный и Леший. Но кто же они, эти отрицательные герои, такие ли плохие, какими кажутся?

В рамках достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

изучить дополнительную литературу и источники по данной теме;

провести исследование прототипов Кащея (Кощея) Бессмертного, Бабы Яги, Змея Горыныча;

выяснить причины, по которым положительные герои превратились в злодеев.

Предмет исследования: сказочные злодеи (Кащей (Кощей) Бессмертный, Баба Яга, Змей Горыныч) .

Гипотеза исследования: Предположим, что у отрицательных героев русских народных сказок (Кащея (Кощея) Бессмертного, Бабы Яги, Змея Горыныча) были положительные прототипы.

В результате исследования были получены следующие данные. Проведя опрос среди учащихся школы, мы выяснили, что большинство второклассников боится Бабы Яги, считая ее злой, и только пять человек верят, что она добрая; учащиеся вообще никогда не слышали о том, что, возможно, прототипом Кощея Бессмертного был русский богатырь.

Вывод: данная работа может быть использована на уроках литературы при изучении тем, связанных с устным народным творчеством.

Глава 1. Кащей (Кощей) Бессмертный в русских народных сказках…………………6

Кощей Бессмертный – богатырь. 6

Что общего между Кощеем и кочегаром. 7

Глава 3. «Из-за леса, из-за гор», но не дедушка Егор…………………………………….11

Список использованной литературы………………………………………………………15

Я был в избушке на курьих ножках.
Там все как прежде. Сидит Яга.
Пищали мыши и рылись в крошках.
Старуха злая была строга.
Но я был в шапке, был в невидимке.
Стянул у старой две нитки бус.
Разгневал ведьму и скрылся в дымке.
И вот со смеху кручу я ус.
Пойду, пожалуй, теперь к Кощею,
Найду для песен там жемчугов,
До самой пасти приближусь к Змею.
Узнаю тайны – и был таков.
«У чудищ» К.Д. Бальмонт

Сказка – ложь, да в ней – намек… Кто не знает эту народную мудрость? Русские сказки, былины, предания представляет огромную ценность, как для любителей истории русского народа, так и для ученых. Для русского человека, в первую очередь, именно сказка являлась сокровищницей мудрости, потому что она всегда учила и учит добру, мудрости, милосердию, терпению.

Сказку на Руси любили всегда, причем не только дети, но и взрослые. Например, в летописях XII века имеется упоминание о том, как богатому перед сном «баяли», т.е. рассказывали сказку. По другим свидетельствам, артельщики, уезжая, часто брали с собой или нанимали уже на месте старуху, которая каждый вечер рассказывала им сказки, за что ей платили столько, сколько зарабатывали сами. Первые упоминания о сказках «Об Иване Пономаревиче», «О Царевне и Ивашке Белой рубашке» появляются в рукописных сборниках XVI-XVII вв. В XVIII веке выходят первые печатные издания.

Мир сказок богат и разнообразен. Кого в них только не встретишь: тут тебе и Василиса Премудрая, и клубочек-навигатор, и щука говорящая.

Читая сказку, мы обычно сравниваем себя с положительными героями. Еще бы! Так здорово оказаться в тридевятом царстве, отыскать заветный дуб и сломать иглу, на которой «смерть Кощеева»… Вообще-то, существует такое выражение, что плохими не рождаются, а становятся. Выходит, Баба Яга, Кощей Бессмертный и Змей Горыныч тоже были когда-то хорошими? Кто же они тогда на самом деле?

В рамках достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

изучить дополнительную литературу и источники по данной теме;

провести исследование прототипов Кащея (Кощея) Бессмертного, Бабы Яги, Змея Горыныча;

выяснить причины, по которым положительные герои превратились в злодеев.

Для решения этих задач потребовались следующие методы исследования:

теоретический анализ прообразов сказочных героев;

проведение аналогии между отрицательными персонажами русских народных сказок и их прообразами;

опрос по теме работы среди учащихся.

Объектом исследования являются русские народные сказки, статьи о происхождении сказочных героев.

Предметом исследования являются сказочные злодеи: Кащей (Кощей) Бессмертный, Баба Яга, Змей Горыныч .

Гипотеза исследования: Предположим, что у отрицательных героев русских народных сказок (Кащея (Кощея) Бессмертного, Бабы Яги, Змея Горыныча) были положительные прообразы.

Актуальность работы обусловлена потребностью восполнить пробелы, связанные с недостаточными знаниями о реальном происхождении сказочных злодеев русских народных сказок.

Глава 1. Кащей (Кощей) Бессмертный в русских народных сказках.

Кощей Бессмертный – богатырь?

Образы Кощея Бессмертного в русских народных сказках не похожи один на другой: то он царь, то всадник на говорящем коне, то пленник, триста лет пробывший в заточении (причем ему достаточно выпить три ведра воды, чтобы обрести неимоверную силу и разорвать двенадцать цепей), то чародей, колдун, военачальник, который пришёл жечь русские города.

Мифологический прототип Кощея

Что общего между Кощеем и кочегаром?

Владимир Даль (1801-1872) в «Толковом словаре живого великорусского языка» связывал имя Кощея не со словом «кость», а с понятием «касть» («кась»), что являлось, по его мнению, сокращением более понятного для современного читателя слова «пакость». Отсюда и «мерзость, гадость, скверна, паскуда, нечисть, поганьё» и т. п..[5, c 456]

Интересна версия о санскритском слове «kocagara», означающем «хранитель казны» (помните, у А.С.Пушкина: » Там царь Кощей над златом чахнет…»). Читается это слово как «кошьягара» или даже «кочагара», что роднит его с русским «кочегар», может быть, означающим не только того, кто подбрасывает уголь в печь, но и того, кто им заведует.

Выходит, что ничего ужасного в образе Кощея Бессмертного нет.

Как бы то ни было, но на Руси было принято отмечать Кощеев (Касьянов) день каждый високосный год 13 марта.

Глава 2. Загадки Бабы Яги

Это страшная особа, —
Из глазищ пылает злоба,
Мысли чёрны, речь бессвязна,
И обличьем безобразна…
Для чего скажи, о Боже!
В мире жить такое может?

Какая же она безобразная, кровожадная и беспощадная, эта Баба Яга! Кто не испугается сгорбленной старухи с горящими глазами и вздыбленными волосами? Сердце замирает, когда видишь ее на картинке. И откуда она только взялась?
По одной из версий, Баба Яга – умершая родственница, которой было принято пугать детей. Дело в том, что древние славяне хоронили усопших не в земле, а в домовинах — домиках, расположенных на очень высоких пнях с выглядывающими из-под земли корнями, похожими на куриные ноги. Домовины ставились таким образом, чтобы отверстие в них было обращено в противоположную от поселения сторону, к лесу. [7, с.131 ]

Читайте также:  Как правильно пишется слово новый год

Гипотез о происхождении этого образа, оставшегося лишь в русских народных сказках, много. Так, например, в «Повести временных лет» есть указание на племена Ягов и Касогов, которые считаются первыми обителями в районе нынешнего Туапсе, свои жилища они строили на воде (отсюда «куриные» ноги — сваи) и были кровожадными и свирепыми воинами, кроме этого, ели людей.

А знаменитый исследователь русского фольклора А. Подъяпольский обнаружил истоки образа Бабы Яги в Индии, предположив, что раз избушка плохо отапливается, пол в ней высоко поднят над землей, то жить в ней зимой невозможно, значит, наша Бабушка Яга прибыла из других мест потеплее, скорее всего, из Индии (кстати, торговые пути с Индией у России налажены были давно). Кроме этого, автор обращает внимание и на то, что в русской народной сказке к Бабе Яге чаще всего приходят за советом, и она, предварительно уважив гостя, никогда не отказывает. А в Индии таких наставников уважительно называют «бабА» и по сей день. Доказывая свою точку зрения, А.Подъяпольский делает упор и на то, что у индусов издревле существует философское учение – йога, поэтому высказывает мнение, что слово «яга» в русском языке могло произойти от «йога», а в таком случае «бабА-йога» означает на санскрите не что иное, как учитель-йог.[9]

Другой учёный Ю. Росциус предполагает, что сказки о Бабе Яге – это не что иное, как доказательство визита на Землю в далеком прошлом космических кораблей. В качестве одного из доводов он предлагает подробно рассмотреть ступу, которая представляет собой предмет цилиндрической формы, удивительно напоминающий контуры современной ракеты. Полёт Бабы Яги сопровождается характерными явлениями, похожими на те, что возникают во время полета ракет и реактивных самолетов: «Вдруг слышит Иванушка непомерную бурю и сильный ветер, деревья стали пригибаться до самой земли, которые выворачивало, которые ломало». Аргументом передвижения ступы с помощью реактивных двигателей является и метла. За ступой, как за реактивным самолетом, оставался постепенно рассеивающийся белый след – «как будто его на небе метлой заметали». [10]

2.2. Почему Ягу Ягой называют?

Первая часть имени «Баба» указывает на то, что старушке не один десяток лет. Что касается второй части, то этот вопрос до сих пор остается открытым.

В словаре В.И.Даля, например, ягой названа женская одежда, напоминающая халат с «воротником. Шьётся из тёмных тканей, шерстью наружу, но, скорее всего, что это никак не связано с образом Бабы Яги. Хотя в славянской мифологии такая одежда обычно носилась чародеями из подземного мира или нечистью. По мнению Макса Фасмера, Яга имеет соответствия во многих индоевропейских языках со значениями «болезнь, досада, чахнуть, гневаться, раздражать, скорбить» и т. п., откуда вполне ясен первоначальный смысл названия Бабы Яги.[11, с.232]

Еще одна версия, имеющая право на существование: Баба Яга – королева племени людоедов ягга из Центральной Африки. В XVII веке в Центральную Африку вместе с португальскими войсками пришли миссионеры-капуцины, и там появилась португальская колония – Ангола. В ней-то и находилось маленькое туземное королевство, которым управляла эта людоедка-царица. [12, с.24] Но такое возможно вряд ли, потому что в русских сказках образ Бабы Яги появился намного раньше XVII века.

Глава 3. «Из-за леса, из-за гор», но не дедушка Егор…

Еще один неотъемлемый персонаж русской народной сказки – Змей Горыныч. Это многоголовое чудо, обладая достаточно большой массой тела, умеет хорошо летать. Еще одна важная его особенность – то, что Змей хорошо «чует русский дух», говорит и умеет извергать огонь из открытой пасти.

Интересен и тот факт, что в глубокой древности Змеем Горынычем называли бурю со смерчами.

Возможно, это и так, но существует и другая версия о том, что во время нападения на Русь варягов один из викингов устроил себе разбойничье гнездо на реке Горынь, обнеся его частоколом, совершал жестокие расправы над славянами, сжигая деревни и уводя русских девушек в плен. Именно за кровожадность его и прозвали Змеем. Было у этого варяга два сына – вот вам и три головы, иногда выглядывающие из-за частокола. Может, это и выдумка, но на реке Горыни, среди болот до сих пор есть остров, который называют Змеиное поселище.[15]

Исследуя различные точки зрения ученых, мы пришли к выводу, что, скорее всего, отчество Горыныч произошло от слова «гореть», а его способность к «изрыганию» огня относят к изобретению пороха китайцами, священным животным у которых является дракон. Татаро-монголы, позаимствовав секреты изготовления пороха, снарядов из него и метательных машин у китайцев, пришли войной на Русь. Славяне, ранее не видевшие такого, принимали огневые установки с летящими на них горящими снарядами за живого огромного и невиданного зверя, скорее всего, многоголового змея (Змий или Змей на Руси издавна был олицетворением зла). Позже монголы стали наполнять свои снаряды нефтью, которая, как известно, практически не впитывается в землю, а покрывает ее пленкой, губительной для всего живого. Разве эта версия не находит отражение на страницах народных сказок, где из отрубленных змеиных голов вытекает черная кровь, которую не хочет принимать земля русская?

Так, может, Змей Горыныч – реальное существо, увиденное когда-то нашими предками?

Глава 4. Результаты эксперимента

Для того, чтобы получить реальную картину отношения к сказочным злодеям (Бабе Яге, Змею Горынычу, Кощею Бессмертному), мы решили провести опрос среди учащихся начальной школы.

В первую очередь нас интересовало, боятся ли малыши Бабы Яги и почему. Бóльшая половина опрошенных второклассников (22 из 24) ответила: «Да, я ее боюсь: она очень страшная». 5 из 24 признались: «Боюсь, потому что она ест детей», еще пятеро ответили: «Не боюсь, потому что она хорошая» (Приложение I )

Еще у учащихся мы спросили, слышали ли они когда-нибудь, что, возможно, прообразом Кощея был русский богатырь. К нашему огорчению, никто из учеников не знает об этом (Приложение II ).

Еще мы интересовались следующим: знают ли ученики, кто или что стало прообразом Змея Горыныча? При этом попросили их объяснить свой ответ. В результате получилось следующее (Приложение III ):

Пятеро ответили: «Да, я слышал (а), что образ Змея Горыныча как-то связан с Китаем».

Семеро утверждали, что, возможно, наши предки видели что-то страшное, похожее на динозавра или многоголового змея, потому этот образ и появился в русских народных сказках.

Четверо сказали, что о прототипе Змея Горыныча не знают ничего, но думают, что, скорее всего, славяне просто выдумали его, чтобы пугать детей.

Восьмерых участников опроса эта тема вообще никогда не интересовала.

Русская народная сказка всегда учила тому, что, хотя добро и зло живут рядом, но добро всегда побеждает. Отрицательные герои, конечно, необходимы в сказке для того, чтобы нашелся кто-то, кто будет с ними сражаться. Вполне возможно, что у злодеев из русских народных сказок существовали положительные прототипы, и мы доказали это.

В ходе исследования по данной теме, мы решили ряд задач:

изучили дополнительную литературу и источники по данной теме;

провели исследование прообразов Кащея (Кощея) Бессмертного, Бабы Яги, Змея Горыныча;

выяснили причины, по которым положительные герои превратились в злодеев.

Проведя опрос среди учащихся школы, мы выяснили, что большинство учеников боится Бабы Яги, считая ее злой, и только пять человек верят, что она добрая; ученики вообще никогда не слышали о том, что, возможно, прообразом Кощея Бессмертного был русский богатырь; основная масса детей, считая русскую народную сказку детской забавой, ничего не знает о прототипе Змея Горыныча.

Все это позволило лучше понять происхождение сказочных злодеев, привлечь внимание к данной теме и сделать вывод о том, что для большинства читателей русских народных сказок образы Кощея Бессмертного, Бабы Яги и Змея Горыныча остаются отрицательными. С целью углубленного изучения образов сказочных героев хотелось бы в дальнейшем продолжить работу по изучению русских народных сказок.

Следовательно, гипотеза исследования о том, что у отрицательных героев русских народных сказок (Кащея (Кощея) Бессмертного, Бабы Яги, Змея Горыныча) были положительные прообразы, подтвердилась.

Значит, цели и задачи, поставленные в работе, выполнены.

Данная исследовательская работа может быть использована на уроках литературы при изучении тем, связанных с устным народным творчеством.

Список использованной литературы

В.И.Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. – М.: Астрель, 2010

А.Аливердиев. Баба-Яга. – Красногорск: Звездная дорога, 2000.

Источник

Поделиться с друзьями
Детский развивающий портал