Что делать огниво в сказке

Анализ сказки Огниво Андерсена

Произведение по жанровой направленности является авторской сказкой.

Главный герой сказки представляется простым солдатом, отличающимся прямолинейностью, смелостью, решительностью и щедростью души. С приобретением денег солдат раздает их окружающим его людям, сочувствуя нищим и не скупясь на одаривание друзей. Когда деньги заканчиваются, солдат не отчаивается и смиренно живет в каморке, расположенной под крышей.

Отличительной особенностью сказки является наличие в ней волшебных предметов и существ, которые участвуют в повествовании вместе с людьми. Главным волшебным предметом, из-за которого разворачивается сюжетная линия, представляется в виде старого огнива, предназначенного в бытовых условиях для разжигания камина, но в сказке приобретающего иные свойства в качестве сигнала для появления волшебных собак, наделенных интеллектом и помогающим противостоять хитрым людям.

Солдат случайно обнаруживает волшебное действие старого огнива и, получив дополнительный источник дохода, щедро делится с ним со своими друзьями, некоторые из которых бросают его в бедности.

Финал сказки оказывается великолепным в виде победы солдата в борьбе с врагами, желающими его гибели в связи с тем, что он влюблен в принцессу, которую впоследствии освобождает из темницы.

Солдат и принцесса играют свадьбу, а народ решает выбрать солдата своим королем.

Основной тематикой сказки является человеческие искания и жизненный выбор, описанные автором в тесном переплетении реальных событий и фантастических ситуаций.

Смысл произведения заключается в возможности каждого человека, отличающегося смелостью, напористостью, находчивостью, обрести свое настоящее счастье, но при этом необходимо не терять рассудок и не совершать опрометчивых поступков, оставаясь, несмотря на доход, честным, открытым, здравомыслящим человеком.

В сказке наглядно демонстрируется выбор правильного пути, который сопровождается многочисленными испытаниями и трудностями, сложностями и порой смертельными опасностями, но ведущий к успеху.

Кроме того, автор доносит до читательской аудитории мысль о спорном всемогуществе денежных благ, которые не является главной целью человеческой жизни, а просто помогающие людям достойно существовать.

Таким образом, сказка повествует о чистоте человеческой души и благородстве побуждений.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ сказки Огниво Андерсена

Популярные сегодня темы

В своем произведении «История одного города» Салтыков – Щедрин ловко переплетает фантастику с реальностью. Этот шедевр автора многие называют рассказом, что не совсем верно.

Лермонтов написал огромное количество разных произведений. А вот произведение «Демон» он начал писать еще в четырнадцать лет. Много раз он пытался ее бросать, но немного позже опять к ней возвращался.

Данко – это один из главных персонажей рассказа Максима Горького «Старуха Изергиль». Его характерные черты: он физически крепок и здоров, отличается большим человеколюбием и способностью жертвовать собой во имя добродетели.

Шолохов любил и боготворил свою родную землю, свою Кубань с ее рекой Доном. Для писателя дороги были и люди, проживавшие там, поэтому описывая их в романе, он очень мягок, лиричен и по-своему чувствителен.

Я с мамой и папой живу в трехкомнатной квартире на десятом этаже панельного доме в центре города. В доме, где мы живем, есть лифт и мусоропровод.

Источник

Сказка Андерсена «Огниво» для читательского дневника

В 1835 году знаменитый сказочник Ханс Кристиан Андерсен написал увлекательную историю под названием «Огниво». В читательский дневник можно занести, что это произведение рассказывает о бравом везучем солдате, который сумел перехитрить коварную ведьму, жениться на прекрасной принцессе и стать королём целого государства. Как это часто бывает в волшебных сказках, на помощь ему пришёл магический предмет, изменивший его жизнь и позволивший наказать всех злодеев.

Краткое содержание

Молодой солдат шёл домой с войны. Встретилась ему на дороге безобразная старая ведьма, которая попросила его слазить в дупло старого дерева и сказала, что за это он может получить деньги. Они хранились в трёх разных комнатах в трёх сундуках, охраняемых собаками. Он сможет взять себе всё, что захочет, но должен принести старухе оттуда старое огниво. Солдат полез в дупло и в самом деле увидел там три отдельные комнаты:

Ведьма научила солдата, как справиться с собаками: нужно было посадить каждую из них на её синий передник. Солдат набрал денег, забрал огниво и выбрался на поверхность. Он стал допытываться, зачем оно ведьме, но она не говорила. Поняв, что она задумала что-то недоброе, он отрубил ей голову, положил огниво в карман и пошёл своей дорогой.

В городе солдат зажил богатой жизнью и раздавал деньги беднякам. Он узнал, что здесь живёт прекрасная принцесса, но увидеть её было никак нельзя: когда-то король с королевой получили предсказание, что их дочь выйдет замуж за простого солдата. Поэтому, чтобы избежать этого, её заперли в башне.

Скоро у солдата закончились все деньги, он опять стал нищим. Однажды он хотел зажечь свечу и вспомнил про огниво. Но, когда он ударил по кремню, понял, что оно — волшебное: с его помощью можно вызывать тех собак, чтобы они исполнили любое его желание. Он попросил их, чтобы они принесли ему принцессу. Так и смог он увидеть, как она красива. Они понравились друг другу.

Три ночи собаки носили к солдату принцессу, но на третью ночь король и королева выследили, куда исчезает их дочь, незаметно привязав к её одежде мешочек, из которого высыпалась крупа и оставляла на дороге след. Солдата поймали и велели казнить.

Но, сидя в темнице, но подозвал через окошко мальчика-сапожника и велел ему принести его огниво, дав ему за это четыре монеты. Когда солдата привели на виселицу, он попросил о последнем желании — выкурить трубочку. Достал огниво, стукнул по нему — и явились собаки, которые спасли его. Так как во время этого спасения они убили короля и королеву, простые жители попросили солдата стать их королём, и он женился на принцессе.

План для пересказа

Это довольно короткое произведение, но в нём, как и в любой сказке, есть свой смысл и определённое наставление для читателя. Однако для удобства его можно разделить на несколько частей, составив план для пересказа и используя опорные слова к сказке «Огниво»:

Пересказ также помогает провести анализ произведения и лучше понять его суть.

Характеристика персонажей

В сказке несколько главных героев. Их описание и характеристика:

Таким образом, для развития сюжета очень важны и главные, и второстепенные герои.

Главная мысль и отзывы

Главная мысль «Огниво» Андерсена заключается в том, что добро всегда победит, а зло будет повержено. Благодаря своей смекалке и хитрости солдат всё время выходил победителем из самых непростых ситуаций. Он не отчаивался, боролся за свои цели и получал желанную награду. В итоге он стал королём и женился на прекрасной принцессе. Все отрицательные же герои погибли. В их числе были коварная ведьма, а также король и королева, которые намеревались всю жизнь продержать дочь в высокой башне только из-за того, что не хотели выдавать её замуж за человека более низкого происхождения.

Сказка «Огниво» учит оптимизму, ловкости и смекалистости, а также смелости и отваге — солдат не испугался даже жутких собак со страшными глазами. Учит, что даже за самыми тёмными временами непременно наступит что-то хорошее: если бы солдат опустил руки в темнице и не захотел бы бороться за свою жизнь, он никогда не стал бы королём. Учит, что от судьбы уйти невозможно: королевская семья долго прятала принцессу в башне, но в итоге она всё равно вышла замуж за солдата.

Читайте также:  Как пишется пилить ножовкой

Также произведение учит, что нужно быть щедрым и делиться с бедными: разбогатев, главный герой не жалел для бедняков денег, прекрасно понимая, каково это — жить в бедности.

Сегодня в классе мы читали сказку Андерсена «Огниво». Это произведение затрагивает вечную тему борьбы добра со злом. Было интересно следить за многочисленными приключениями главного героя, но всё же после прочтения у меня остались двойственные чувства. Ведь солдата нельзя назвать полностью положительным персонажем.

Заинтересовавшись аннотацией этой сказки, я поспешила прочитать её в книге сочинений Андерсена. Больше всего мне понравилось описание собак: одна была страшнее другой, а глаза у них были как чайные чашки, мельничные колёса и даже как две круглые башни. Но они только поначалу казались страшными, а на самом деле оказались добрыми помощниками главного героя. Если бы не они, он бы погиб.

На мой взгляд, основная мысль сказки заключается в том, что нужно всегда стремиться к своим целям, но добиваться их такими способами, чтобы никому не навредить.

Эта сказка является одной из самых известных в творчестве Андерсена, поэтому советую всем познакомиться хотя бы с кратким содержанием «Огниво» для читательского дневника. В ней очень много сказочных элементов: волшебные предметы, а также троекратные повторения — три сундука, три собаки, три ночи, в которые принцесса попадала к солдату… И, конечно, основной закон сказки: добро всегда побеждает зло.

Источник

«Огниво», анализ сказки Андерсена

История создания

Сказка «Огниво» была написана 30-летним Андерсеном в 1835 г. Она вошла в первый сборник сказок под названием «Сказки, рассказанные детям», изданный в том же году. Большинство сказок этого сборника основано на фольклоре. Такова и сказка «Огниво».

Литературное направление и жанр

По сюжету авторская сказка «Огниво» напоминает традиционные волшебные сказки. В основе таких сказок лежат приключения героя, в результате которых меняется его статус (солдат становится королём). Достичь этого помогают волшебные предметы (огниво) и волшебные помощники (три огромных пса). Часто в таких сказках фигурирует ведьма, связанная с миром мёртвых.

Романтики первыми заинтересовались волшебными сказками, стали собирать фольклор и писать собственные сказки на фольклорной основе. Именно с этого начал свою карьеру сказочника романтик Андерсен.

Тема и проблематика сказки

Сюжет и композиция

Волшебная сказка всегда строится по определённому канону. Герой преодолевает трудности и достигает цели, обратившись сначала к миру мёртвых. Дерево, через дупло которого солдат спускается в подземелье – мировое древо, в корнях которого расположено подземное царство, мир мёртвых.

Из подземного царства солдат получает богатство, волшебный предмет и волшебных помощников. Главным среди даров оказывается огниво, потому что владеющий им становится повелителем потусторонних существ.

Сюжет сказки строится на тройных повторах и градации (усилении признака). Каждая следующая собака во много раз больше предыдущей. Она охраняет большие сокровища.

Солдат трижды набирает в ранец, карманы, а потом и в сапоги медь, серебро и золото. Важный сюжетный ход – испытание солдата богатством, которое он проходит с честью, много помогает бедным. Но вот испытания тщеславием солдат не проходит, он верит ложным друзьям, называющим его славным малым и настоящим кавалером, и ему это очень нравится. Солдат дерзок, но это качество помогает ему добиться запретного плода.

Волшебное свойство огнива открывается солдату случайно. От количества ударов по кремню зависит то, какая собака появится перед хозяином.

Трижды солдат приказывает самой маленькой собаке с глазами как чайные чашки доставить ему ночью принцессу, и только на третью ночь фрейлина придумала привязать к спине принцессы мешочек с крупой.

Мотив пророчества часто встречается в волшебных сказках. Солдат приговорён к казни, чтобы пророчество о его браке с принцессой не сбылось. Но, с одной стороны, невозможно обмануть судьбу, другой – смекалка помогает солдату послать мальчишку за огнивом, вызвать волшебных собак и стать королём и счастливым мужем принцессы.

Герои сказки

Главный герой сказки – солдат. Это традиционный герой фольклора. В отличие от фольклорного дурака, солдат в сказке сметливый, а не просто везучий. Это пример героя, который при благоприятных обстоятельствах может сам построить своё счастье.

Герой сказки – человек бывалый, «служивый». Служба его закончена, он возвращается домой с войны. Это человек перед началом новой жизни. Герой не имеет ни профессии, ни денег, только саблю на боку и ранец за спиной. Герой подобен витязю на распутье. По законам волшебной сказки, он справляется с ситуацией, обратившись к миру мёртвых.

Образ солдата прописан более подробно, чем в фольклоре. Он щедр и расточителен, тщеславен, авантюрист, храбр. Страх солдат побеждает смехом, он шутит даже перед лицом смерти. Страшным псам солдат говорит: «Вот так молодец», «Нечего тебе таращиться на меня», «Моё почтение». А с мальчишкой, посланным за огнивом, солдат в преддверии казни шутит: «Без меня ведь дело не обойдётся».

Ведьма в волшебной сказке – проводник из мира мёртвых. Поэтому и сама она напоминает мертвеца: «Безобразная, противная, нижняя губа висела у неё до самой груди». Ведьма лжива и льстива. Она начинает разговор с того, что хвалит солдата: «Вот бравый солдат!» Она хочет хитро обмануть солдата, предлагая ему взять сколько душе угодно денег, а старое огниво представляя как что-то негодное.

Ведьма вынуждена искать союзника, который спустится в дупло. Можно только догадываться, почему она сама не решается сделать это, ведь огниво лежит в подземелье уже 300 лет. Когда солдат достаёт огниво, поведение ведьмы меняется. Она грубит солдату, за что тот её и убивает. Её не должно быть жалко, потому что она отвратительна и внешне (см. её портрет вначале), и внутренне.

Три собаки, стерегущие медь, серебро и золото, – родные сёстры Цербера, стерегущего царство мёртвых. Ужасные стражи превращаются в послушных слуг с помощью волшебных предметов. Клетчатый передник ведьмы нейтрализует агрессию собак, парализует их. Огниво делает их послушными слугами, выполняющими любое желание.

О размере собак читатель догадывается лишь по одной детали – размеру глаз. Уже собака с глазами, как чайные чашки, огромна.

Собаки не только преданны хозяину, но и по-человечески умны. Так собака поставила кресты на всех домах, чтобы фрейлина не нашла помеченный ею крестом дом солдата. Кроме того, в финале сказки на свадебном пиру собаки сидят за столом и таращат глаза. А ещё собаки умеют танцевать и кричать «ура».

А уж тем более собака, чьи глаза размером с мельничные колёса или Круглую башню.

Король с королевой олицетворяют зло, жестокое и неразумное правление. При этом королева – женщина умная и трудолюбивая. Король запер принцессу в медном замке, испугавшись пророчества о её замужестве с солдатом. Так что о смерти короля никто не жалеет, даже обиженная принцесса.

Художественное своеобразие

В отличие от фольклорной сказки, действие в которой никак не связано с земными царствами, все образы «Огнива» связаны с родными Андерсену Данией и Копенгагеном. Глаза самой большой собаки размером с Круглую башню (астрономическую башню в Копенгагене), а за золото собаки солдат мог бы купить весь Копенгаген.
Ещё одно отличие от фольклорной сказки – постоянное эмоциональное присутствие автора, чьё повествование обращено к ребёнку. Он шагает вместе с солдатом: «Раз-два! Раз-два!» Богатство солдата измеряется тем, сколько сахарных поросят, оловянных солдатиков и кнутиков он может купить. Автор эмоционально комментирует происходящее междометиями, сочувствует солдату в тюрьме: «Как там было скучно!» Сказочник предупреждает читателя о самых напряжённых моментах повествования: «А вот теперь послушаем!»

Читайте также:  Своеобразие тематики и проблематики рассказа чехова скрипка вивальди

Источник

Огниво

Шёл солдат по дороге: раз-два! раз-два! Ранец за спиной, сабля на боку; он шёл домой с войны. На дороге встретилась ему старая ведьма — безобразная, противная: нижняя губа висела у неё до самой груди.

— Здорово, служивый! — сказала она. — Какая у тебя славная сабля! А ранец-то какой большой! Вот бравый солдат! Ну, сейчас ты получишь денег, сколько твоей душе угодно.

— Спасибо, старая ведьма! — сказал солдат.

— Видишь вон то старое дерево? — сказала ведьма, показывая на дерево, которое стояло неподалёку. — Оно внутри пустое. Влезь наверх, там будет дупло, ты и спустись в него, в самый низ! А перед тем я обвяжу тебя верёвкой вокруг пояса, ты мне крикни, и я тебя вытащу.

— Зачем мне туда лезть? — спросил солдат.

— За деньгами! — сказала ведьма. — Знай, что когда ты доберёшься до самого низа, то увидишь большой подземный ход; в нём горит больше сотни ламп, и там совсем светло. Ты увидишь три двери; можешь отворить их, ключи торчат снаружи. Войди в первую комнату; посреди комнаты увидишь большой сундук, а на нём собаку: глаза у неё, словно чайные чашки! Но ты не бойся! Я дам тебе свой синий клетчатый передник, расстели его на полу, а сам живо подойди и схвати собаку, посади её на передник, открой сундук и бери из него денег вволю. В этом сундуке одни медяки; захочешь серебра — ступай в другую комнату; там сидит собака с глазами, как мельничные колёса! Но ты не пугайся: сажай её на передник и бери себе денежки. А захочешь, так достанешь и золота, сколько сможешь унести; пойди только в третью комнату. Но у собаки, что сидит там на деревянном сундуке, глаза — каждый с круглую башню. Вот это собака! Злющая-презлющая! Но ты её не бойся: посади на мой передник, и она тебя не тронет, а ты бери себе золота, сколько хочешь!

— Оно бы недурно! — сказал солдат. — Но что ты с меня за это возьмёшь, старая ведьма? Ведь что-нибудь да тебе от меня нужно?

— Я не возьму с тебя ни полушки! — сказала ведьма. — Только принеси мне старое огниво, его позабыла там моя бабушка, когда спускалась в последний раз.

— Ну, обвязывай меня верёвкой! — приказал солдат.

— Готово! — сказала ведьма. — А вот и мой синий клетчатый передник!

Солдат влез на дерево, спустился в дупло и очутился, как сказала ведьма, в большом проходе, где горели сотни ламп.

Вот он открыл первую дверь. Ох! Там сидела собака с глазами, как чайные чашки, и таращилась на солдата.

— Вот так молодец! — сказал солдат, посадил пса на ведьмин передник и набрал полный карман медных денег, потом закрыл сундук, опять посадил на него собаку и отправился в другую комнату. Ай-ай! Там сидела собака с глазами, как мельничные колёса.

— Нечего тебе таращиться на меня, глаза заболят! — сказал солдат и посадил собаку на ведьмин передник. Увидев в сундуке огромную кучу серебра, он выбросил все медяки и набил оба кармана и ранец серебром. Затем солдат пошёл в третью комнату. Фу ты пропасть! У этой собаки глаза были ни дать ни взять две круглые башни и вертелись, точно колёса.

— Моё почтение! — сказал солдат и взял под козырёк. Такой собаки он ещё не видывал.

Долго смотреть на неё он, впрочем, не стал, а взял да и посадил на передник и открыл сундук. Батюшки! Сколько тут было золота! Он мог бы купить на него весь Копенгаген, всех сахарных поросят у торговки сластями, всех оловянных солдатиков, всех деревянных лошадок и все кнутики на свете! На всё хватило бы! Солдат повыбросил из карманов и ранца серебряные деньги и так набил карманы, ранец, шапку и сапоги золотом, что еле-еле мог двигаться. Ну, наконец-то он был с деньгами! Собаку он опять посадил на сундук, потом захлопнул дверь, поднял голову и закричал:

— Тащи меня, старая ведьма!

— Огниво взял? — спросила ведьма.

— Ах чёрт, чуть не забыл! — сказал солдат, пошёл и взял огниво.

Ведьма вытащила его наверх, и он опять очутился на дороге, только теперь и карманы его, и сапоги, и ранец, и фуражка были набиты золотом.

— Зачем тебе это огниво? — спросил солдат.

— Не твоё дело! — ответила ведьма. — Получил деньги, и хватит с тебя! Ну, отдай огниво!

— Как бы не так! — сказал солдат. — Сейчас же говори, зачем тебе оно, не то вытащу саблю да отрублю тебе голову.

— Не скажу! — упёрлась ведьма.

Солдат взял и отрубил ей голову. Ведьма повалилась мёртвая, а он завязал все деньги в её передник, взвалил узел на спину, сунул огниво в карман и зашагал прямо в город.

Город был чудесный; солдат остановился на самом дорогом постоялом дворе, занял самые лучшие комнаты и потребовал все свои любимые блюда — теперь ведь он был богачом!

Слуга, который чистил приезжим обувь, удивился, что у такого богатого господина такие плохие сапоги, но солдат ещё не успел обзавестись новыми. Зато на другой день он купил себе и хорошие сапоги и богатое платье. Теперь солдат стал настоящим барином, и ему рассказали обо всех чудесах, какие были тут, в городе, и о короле, и о его прелестной дочери, принцессе.

— Как бы её увидать? — спросил солдат.

— Этого никак нельзя! — сказали ему. — Она живёт в огромном медном замке, за высокими стенами с башнями. Никто, кроме самого короля, не смеет ни войти туда, ни выйти оттуда, потому что королю предсказали, будто дочь его выйдет замуж за простого солдата, а короли этого не любят!

«Вот бы на неё поглядеть!» — подумал солдат.

Да кто бы ему позволил?!

Теперь-то он зажил весело: ходил в театры, ездил кататься в королевский сад и много помогал бедным. И хорошо делал: он ведь по себе знал, как плохо сидеть без гроша в кармане! Теперь он был богат, прекрасно одевался и приобрёл очень много друзей; все они называли его славным малым, настоящим кавалером, а ему это очень нравилось. Так он всё тратил да тратил деньги, а вновь-то взять было неоткуда, и осталось у него в конце концов всего-навсего две денежки! Пришлось перебраться из хороших комнат в крошечную каморку под самой крышей, самому чистить себе сапоги и даже латать их; никто из друзей не навещал его, — уж очень высоко было к нему подниматься!

Читайте также:  Лесная сказка мамин сибиряк картинки

Раз как-то, вечером, сидел солдат в своей каморке; совсем уже стемнело, а у него не было денег на свечку; он и вспомнил про маленький огарочек в огниве, которое взял в подземелье, куда спускала его ведьма. Солдат достал огниво и огарок, но стоило ему ударить по кремню, как дверь распахнулась, и перед ним очутилась собака с глазами, точно чайные чашки, та самая, которую он видел в подземелье.

— Что угодно, господин? — пролаяла она.

— Вот так история! — сказал солдат. — Огниво-то, выходит, прелюбопытная вещица: я могу получить всё, что захочу! Эй ты, добудь мне деньжонок! — сказал он собаке. Раз — её уж и след простыл, два — она опять тут как тут, а в зубах у неё большой кошель, набитый медью! Тут солдат понял, что за чудное у него огниво. Ударишь по кремню раз — является собака, которая сидела на сундуке с медными деньгами; ударишь два — является та, которая сидела на серебре; ударишь три — прибегает собака, что сидела на золоте.

Солдат опять перебрался в хорошие комнаты, стал ходить в щегольском платье, и все его друзья сейчас же узнали его и ужасно полюбили.

Вот ему и приди в голову: «Как это глупо, что нельзя видеть принцессу. Такая красавица, говорят, а что толку? Ведь она век свой сидит в медном замке, за высокими стенами с башнями. Неужели мне так и не удастся поглядеть на неё хоть одним глазком? Ну-ка, где моё огниво?» И он ударил по кремню раз — в тот же миг перед ним стояла собака с глазами, точно чайные чашки.

— Теперь, правда, уже ночь, — сказал солдат. — Но мне до смерти захотелось увидеть принцессу, хоть на одну минуточку!

Собака сейчас же за дверь, и не успел солдат опомниться, как она явилась с принцессой. Принцесса сидела у собаки на спине и спала. Она была чудо как хороша; всякий сразу бы увидел, что это настоящая принцесса, и солдат не утерпел и поцеловал её, — он ведь был бравый воин, настоящий солдат.

Собака отнесла принцессу назад, и за утренним чаем принцесса рассказала королю с королевой, какой она видела сегодня ночью удивительный сон про собаку и солдата: будто она ехала верхом на собаке, а солдат поцеловал её.

— Вот так история! — сказала королева.

И на следующую ночь к постели принцессы приставили старуху фрейлину — она должна была разузнать, был ли то в самом деле сон или что другое.

А солдату опять до смерти захотелось увидеть прелестную принцессу. И вот ночью опять явилась собака, схватила принцессу и помчалась с ней во всю прыть, но старуха фрейлина надела непромокаемые сапоги и пустилась вдогонку. Увидав, что собака скрылась с принцессой в одном большом доме, фрейлина подумала: «Теперь я знаю, где их найти!» — взяла кусок мела, поставила на воротах дома крест и отправилась домой спать. Но собака, когда понесла принцессу назад, увидала этот крест, тоже взяла кусок мела и наставила крестов на всех воротах в городе. Это было ловко придумано: теперь фрейлина не могла отыскать нужные ворота — повсюду белели кресты.

Рано утром король с королевой, старуха фрейлина и все офицеры пошли посмотреть, куда это ездила принцесса ночью.

— Вот куда! — сказал король, увидев первые ворота с крестом.

— Нет, вот куда, муженёк! — возразила королева, заметив крест на других воротах.

— Да и здесь крест и здесь! — зашумели другие, увидев кресты на всех воротах. Тут все поняли, что толку им не добиться.

Но королева была женщина умная, умела не только в каретах разъезжать. Взяла она большие золотые ножницы, изрезала на лоскутки штуку шёлковой материи, сшила крошечный хорошенький мешочек, насыпала в него мелкой гречневой крупы, привязала его на спину принцессе и потом прорезала в мешочке дырочку, чтобы крупа могла сыпаться на дорогу, по которой ездила принцесса.

Ночью собака явилась опять, посадила принцессу на спину и понесла к солдату; солдат так полюбил принцессу, что начал жалеть, отчего он не принц, — так хотелось ему жениться на ней.

Собака и не заметила, что крупа сыпалась за нею по всей дороге, от самого дворца до окна солдата, куда она прыгнула с принцессой. Поутру король и королева сразу узнали, куда ездила принцесса, и солдата посадили в тюрьму.

Как там было темно и скучно! Засадили его туда и сказали: «Завтра утром тебя повесят!» Очень было невесело услышать это, а огниво своё он позабыл дома, на постоялом дворе.

Утром солдат подошёл к маленькому окошку и стал смотреть сквозь железную решётку на улицу: народ толпами валил за город смотреть, как будут вешать солдата; били барабаны, проходили полки. Все спешили, бежали бегом. Бежал и мальчишка-сапожник в кожаном переднике и туфлях. Он мчался вприпрыжку, и одна туфля слетела у него с ноги и ударилась прямо о стену, у которой стоял солдат и глядел в окошко.

— Эй ты, куда торопишься! — сказал мальчику солдат. — Без меня ведь дело не обойдётся! А вот, если сбегаешь туда, где я жил, за моим огнивом, получишь четыре монеты. Только живо!

Мальчишка был не прочь получить четыре монеты, он стрелой пустился за огнивом, отдал его солдату и… А вот теперь послушаем!

За городом построили огромную виселицу, вокруг стояли солдаты и сотни тысяч народу. Король и королева сидели на роскошном троне прямо против судей и всего королевского совета.

Солдат уже стоял на лестнице, и ему собирались накинуть верёвку на шею, но он сказал, что, прежде чем казнить преступника, всегда исполняют какое-нибудь его желание. А ему бы очень хотелось выкурить трубочку, — это ведь будет последняя его трубочка на этом свете!

Король не посмел отказать в этой просьбе, и солдат вытащил своё огниво. Ударил по кремню раз, два, три — и перед ним предстали все три собаки: собака с глазами, как чайные чашки, собака с глазами, как мельничные колёса, и собака с глазами, как круглая башня.

— А ну помогите мне избавиться от петли! — приказал солдат.

И собаки бросились на судей и на весь королевский совет: того за ноги, того за нос да кверху на несколько сажен, и все падали и разбивались вдребезги!

— Не надо! — закричал король, но самая большая собака схватила его вместе с королевой и подбросила их вверх вслед за другими. Тогда солдаты испугались, а весь народ закричал:

— Служивый, будь нашим королём и возьми за себя прекрасную принцессу!

Солдата посадили в королевскую карету, и все три собаки танцевали перед ней и кричали «ура». Мальчишки свистели, засунув пальцы в рот, солдаты отдавали честь. Принцесса вышла из своего медного замка и сделалась королевой, чем была очень довольна. Свадебный пир продолжался целую неделю; собаки тоже сидели за столом и таращили глаза.

Источник

Поделиться с друзьями
Детский развивающий портал