Что делала таня у обелиска из рассказа завет

«Завет» В. Г. Лидин (Читательский дневник)

Автор: Владимир Германович Лидин (1884 – 1979);

Место действия: небольшой советский городок, вероятней всего, районный центр.

Эпоха, описываемая в произведении: Послевоенное время, примерно конец 40-х – первая половина 50-х. Это время восстановления народного хозяйства СССР после Великой Отечественной войны.

Ольга Петровна Осташко — школьная учительница, мать партизанки Наташи Осташко;

Таня — десятилетняя школьница, пионерка, ухаживающая за могилой Наташи Осташко;

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Ранним июльским утром от железнодорожной станции немолодая женщина шла по дороге, ведущей в городской парк. В руках у неё был букет из листьев ландышей. В глубине аллеи виднелась одинокая могила с обелиском. Это была могила партизанки Наташи Осташко. Дверь оградки была открыта, и девочка лет десяти куриным крылом сметала сор с могилы. В жестяной банке стоял букет полевых цветов.

Женщина заговорила с девочкой, которую звали Таней. Женщина сказала, что она мама Наташи, Ольга Петровна Осташко. Она была очень тронута тем, что школьники ухаживают за могилой её дочери, погибшей совсем молодой. Таня рассказала, что она и ещё две девочки из её класса поклялись быть такими же храбрыми, как Наташа, и теперь они по очереди ухаживают за её могилой. Потом Таня спросила, почему Ольга Петровна принесла только листья ландышей, без цветов. Женщина ответила, что в эту пору цветов уже нет, но в тот майский день, перед тем как уйти из дома, Наташа принесла домой букет ландышей, и теперь сухой букет цветов по-прежнему стоит на столике в её комнате. Ольга Петровна работает учительницей в школе, и каждый год, когда у неё начинается отпуск, она приезжает на могилу дочери и привозит букет ландышевых листьев.

Таня проводила Ольгу Петровну в школу, в свой класс, где усилиями детей был создан уголок, посвященный Наташе Осташко. После девочка повела Ольгу Петровну к себе в дом и познакомила со своей мамой, работающей фельдшером в больнице. Женщины долго разговаривали, Ольга Петровна попросила Танину маму писать ей о жизни и успехах девочки.

Таня, чтобы не мешать разговору женщин, тихонько пошла вглубь парка и вернулась с ворохом влажных листьев ландышей, которые сорвала последний раз перед уходом из дома Наташа Осташко.

Рассказ В. Г. Лидина «Завет» очень лиричный и трогательный. Он описывает любовь к Родине через пафосные лозунги, а через описание любви к природе, музыке, живописи, книгам, через любовь к родному дому, к родителям. Наташа Осташко ушла в партизанский отряд, потому что понятие Родины для неё было не чем-то эфемерным. Родина для Наташи Осташко — это родной дом, школа, близкие люди, которым грозит опасность. Она ушла защищать самое дорогое её сердцу и погибла, зная, что на её место придут другие люди с такими же ценностями.

Своим подвигом, приблизившим победу, она дала своеобразный завет грядущим поколениям. И поколения уже послевоенных школьников свято его чтили, что видно на примере Тани.

В рассказе нет фальши, он рассказывает о вечных ценностях, независящих от государственной идеологии. Поэтому «Завет» актуален и сейчас и должен изучаться современными школьниками.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id75106

Источник

Что делала таня у обелиска из рассказа завет

— В подполицу я не полезу, — сказала Феня спокойно, уже поборов утреннюю дрожь.

— Нам бы тильки до ночки… а ночкой уйдем. Я Трохиму велела коняку выгнать в степ, в балочку, коли успеет, — сказала Галя, уже называя по имени покорного ей сожителя.

— Вот, Наташенька, как у нас с вами обернулось, — сказала Феня горько. — Все равно, живой в руки не дамся, — решила она тут же.

Она вспомнила в эту минуту строгий завет Макеева.

— А ты не журись, не журись, — прикрикнула на нее Галя. — Они нас еще не одолели, треклятые…

Но немцы уже входили в город. Уже дрожали стекла и сотрясались маленькие домики поселка, и ревели моторы, и первые слышались удары прикладами в наглухо закрытые ставни: немцы искали молока и воды. В глубине дворика была глухая закута, куда свозилось грязное белье из Дома колхозника и районной больницы. Пахло тяжелым запахом дезинфекции и жавелем. Но пришлых можно было здесь пока спрятать. К дверке закуты Мария Гавриловна старательно прислонила гладильные доски и придвинула тяжелую, полную подсиненной воды лохань. Галя уже ушла задворками. Потом Мария Гавриловна вернулась в свой дом. Она села у прикрытого наглухо ставнями окна, сложив на коленях руки. Но руки дрожали.

Немцы пришли в дом час спустя. Привел их Мишка Агрызков, бывший рабочий на кожевенном заводе, дважды судившийся за кражу приводных ремней. Последний год он работал подручным сапожника, прибивая на колхозном базаре набойки и подметки колхозникам. Агрызкова Мария Гавриловна знала — он чинил ей не раз туфли.

— Извиняюсь, — сказал он, показав черные зубы, — вот господа немецкие офицеры ищут подходящую квартиру.

Немцев было трое: один — маленький, в очках с тонкой стальной оправой, по-видимому старший; другой — тощий необычайно высокий и огненно-рыжий, и третий — любопытный белесый мальчишка, жадно оглядывавший дворик с его вишневыми деревцами. Низенький сказал что-то Мишке. Тот выслушал, склонив голову набок.

Читайте также:  Как пишется музыкальный скрипичный ключ

— Господин офицер спрашивает, мамаша, есть ли у вас жильцы? — сказал он, с наглостью изображая, будто понял, что сказал ему немец.

— Давно ли по-немецки научился? — спросила Мария Гавриловна, не скрывая презрения.

— А это, мамаша, уже не вашего ума дело, между прочим, — ответил Мишка, кривляясь. — Ваше дело, между прочим, выполнять приказания. Пожалуйте в дом, — сказал он затем с той особой интонацией, которая должна была означать его знание другого языка.

— Вот, мамаша, не приглашали раньше в гости… а теперь пришлось познакомиться, — все еще кривлялся Мишка. — Ничего, чисто у вас… жить можно.

— Ты что, у них на службе? — спросила Мария Гавриловна. — Уж очень стараешься. Или, может, думаешь, они навек пришли?

— Я им объяснять, что вы сказали, не буду, — вдруг обиделся Мишка, — потому что я вас, мамаша, жалею. А они могут за такие слова кокнуть, очень просто.

— Боюсь я смерти… — презрительно сказала Мария Гавриловна.

Офицерам чистота комнаты, подкрахмаленные покрывала на постели понравились. Низенький опять сказал что-то Мишке.

— Они говорят — остаются у вас.

Он все кланялся и шаркал ногой, считая это этикетом. Мария Гавриловна заметила, что третий, белесый мальчишка, посматривает на старинную иконку на угловом столике. Потом она увидела в зеркало, как быстрым движением он сунул иконку себе в карман. Она обернулась к нему. Он стоял с рассеянным видом. Она показала ему на карман.

— А воровать не годится, — сказала она.

— Was? Was? — забормотал он сердито и погрозил ей пальцем.

Потом снизу принесли чемоданы и несколько коротеньких автоматов. В доме Марии Гавриловны теперь жили немцы.

Весь день через город двигались машины с пехотой и артиллерия. Где-то за Степным логом шел бой. Глухой пушечный гул, почти непрерывный, стоял над степью. Все калитки и ворота были настежь открыты, и всюду во дворах были немцы. Два солдата доили сердитую козу железнодорожного мастера Климова. Один держал ее за рога, а другой неумело дергал длинные соски лиловатого вымени. По заборам с воплями летала упущенная курица. Немецкий солдат сосредоточенно гонялся за ней, пока не ухватил ее за крыло. Красный от ярости, точно птица глумилась над ним, он тут же тесаком отрубил ей голову. На большом столе Марии Гавриловны, где она обычно кроила, теперь была разложена карта. Офицер поманил пальцем хозяйку.

— Пить, — показал он жестом, приложив согнутую руку ко рту и запрокинув голову.

— Водица только есть, — сказала она и принесла кувшин с водой.

Источник

Что делала таня у обелиска из рассказа завет

План-конспект урока литературного чтения

Класс: 4
Предмет: литературное чтение

Тема урока: В. Лидин «Завет»

Тип урока: Урок «открытия» нового знания

Цель урока: организовать деятельность учащихся по «открытию» нового знания.

Задачи урока: формируемые УУД

Регулятивные: развитие умений самоконтроля, контроля и оценки процесса и результатов деятельности.

Личностные: воспитывать нормы морали и нравственности через принятие идейной нагрузки художественного произведения; расширить кругозор в области литературы, прививать любовь к чтению.

Коммуникативные: развитие умений слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблемы ; формировать умение логично и аргументировано излагать свой мысли во время устного ответа, развивать устную речь.

«Дети и война – нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете»

— Встали, посмотрели, все ли у вас готово к уроку. Посмотрели друг на друга, улыбнулись, тихо сели. Начинаем урок.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Играют дети всей земли в войну,
Но разве о войне мечтают дети?
Пусть только смех взрывает тишину
На радостной безоблачной планете!
Над вьюгами и стужами седыми
Вновь торжествует юная весна
И как огонь с водой
Несовместимы,
Несовместимы дети и война!

Как было много тех героев,
Чьи неизвестны имена.
Навеки их взяла с собою,
В свой край, неведомый, война.

-Ребята, мы не случайно начали наш урок с этого стихотворения. Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? (тема: дети и Великая Отечественная война в произведениях писателей)

-И сегодня на уроке мы с вами познакомимся с произведением Владимира Германовича Лидина «Завет».

Тема: Великая Отечественная война

Владимир Лидин «Завет»

-Какие цели исходя из темы сегодняшнего урока мы можем перед собой поставить?

(-Познакомиться с творчеством В. Лидина;

-Познакомиться с произведением «Завет»;

-Учиться читать выразительно по цепочке, по ролям;

-Обогащать словарный запас;

-Учиться работать с текстом

— учиться составлять план)

-Итак, начнем наш урок с проверки домашнего задания. Дома вы должны были прочитать рассказы о ВОв и сделать отзыв по плану.

-Но ответьте мне вначале на такой вопрос: почему эта война получила название Великой Отечественной?

(22 июня 1941 года весь народ нашей страны встал на борьбу с гитлеровцами. Вчерашние мирные люди становились солдатами, трактористы и шофёры – танкистами и лётчиками, врачи – полевыми хирургами. Женщины и дети выходили убирать с полей урожай, делали на заводах снаряды.

Мальчишки и девчонки захваченных фашистами городов и деревень нередко становились разведчиками. Во всей стране не было ни одной семьи, ни одного дома, которого бы не коснулась война.

В ожесточённых боях с врагами участвовали миллионы солдат. Эту войну назвали Великой. Бойцы уходили на фронт, чтобы освободить от врага свою землю, спасти независимость своего Отечества. Поэтому войну назвали Великой Отечественной.)

4. Открытие нового знания

-Сегодня мы познакомимся с произведением Владимира Лидина «Завет».

-Его произведение называется «Завет».

-Ребята, как вы думаете, что такое завет? (наставление, заветы потомкам).

— В произведении, которое мы будем сегодня читать встретятся и другие трудные слова.

Читайте также:  Образ щелкунчика в сказке гофмана

(Дети объясняют значения слов так как они понимают, предполагают. После объяснения на экране появляются картинки с изображением)

-Верны ли были ваши предположения?

-Начинаем знакомиться с произведением. Читать будем по цепочке и составлять план данного произведения.

(План: О чем говориться в этой части, которую мы прочитали? Как озаглавим?

Женщина с ландышами

-Что вы можете сказать о женщине, прибывшей в город? Как вы себе ее представляете?

3. Рассказ о Наташе Осташко

— Кем была Наташа? (партизанкой)

-Что она сделала? Зачитайте

-Почему Таня приносит цветы? (поклялись)

-Почему женщина была с ландышами?

-Кем оказалась эта женщина?

-Зачитайте слова, написанные детским почерком на линованной странице. («Быть героем…»)

-Какой завет передала Наташа? (любить свою Родину)

5. Разговор с Верой Ивановной (мамой Тани)

Разговор Осташко с Таней и мамой Тани читаем по ролям.

План выводиться на экран.

-Что вы можете сказать о Тане? (добрая, ответственная) Какую клятву дала Таня и ее подруги? (поклялась быть такой как Наташа)

— Похожи ли Таня и Наташа? Поступила бы Таня как Наташа? Как автор показал, отметил внутреннее сходство двух девочек? (последний абзац)

-На доске перепутались части пословиц, соедините пословицы правильно.

Герой – героями становятся.

(Герой никогда не умрет, он вечно в народе живет.

Герой – за Родину горой.)

6. Итог урока. Синквейн

Пришло время подвести итог нашему уроку. Мы познакомились сегодня с рассказом В.Лидина «Завет». Давайте вспомним, какие цели мы ставили в начале урока. Удалось ли нам достичь этих целей?

Мне хотелось бы, чтобы каждый из вас высказал свои мысли по теме нашего урока, написав синквейн.

Источник

Урок литературного чтения по рассказу В. Лидина «Завет» (4 класс)

специалист в области арт-терапии

Описание презентации по отдельным слайдам:

Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь все понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давать, Чтоб за работу получать Только лишь отметку «пять»!

нвйао лумпетё шафсыит рогеи война пулемёт фашисты герои Расшифруй слова

Собери пословицы Герой никогда не умрет, умейза неё постоять! Героями не рождаются, он вечно в народе живет Герой – героями становятся Родина – мать, за Родину горой!

Герой никогда не умрет, он вечно в народе живет. 2) Героями не рождаются, героями становятся. 3) Герой – за Родину горой! 4) Родина – мать, умей за неё постоять! Чтение пословиц

Проверка домашнего задания

Прочитайте, что автор говорит об учительнице – внешность, манера поведения, черты характера.

Как ребята относились к своей учительнице?

Как школьники помогали партизанам?

Какие чувства испытали дети, когда сидели в классе под дулами фашистских автоматов? Прочитайте.

Как Сене Пичугину удалось навредить фашисту?

Что вас особенно взволновало при чтении? Перескажите.

Физминутка для глаз

Что вас особенно взволновало при чтении? Перескажите.

Тема урока Дети и Великая Отечественная война в произведениях писателей.

Владимир Германович Лидин «Завет»

Лидин Владимир Германович (1894 – 1979)

Обелиск – памятник в виде суживающегося кверху граненого столба.

Мальва – растение с высоким стеблем и крупными цветами.

Палевый – бледно-жёлтый с розоватым оттенком.

Чтение текста по частям, озаглавливание частей.

В. Лидин «Завет» План 1. Женщина с ландышами. 2. Встреча. 3. Рассказ о Наташе Осташко. 4. Уголок Наташи. 5. Разговор с мамой Тани.

Осмысление содержания текста

Составление кластера Победа на фронте в тылу дети женщины мужчины в партизанских отрядах

Стр. 165-172, пересказ по плану, вопросы. Домашнее задание

Спасибо за внимание и работу!

Номер материала: ДБ-1233130

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Итальянский учитель дал детям задание на лето и прославился

Время чтения: 4 минуты

МГУ вновь занял первое место в рейтинге лучших вузов России

Время чтения: 1 минута

Абитуриенты смогут поступить в вуз благодаря успехам вне школы

Время чтения: 2 минуты

Китайский университет зачислил на факультет информатики искусственный интеллект

Время чтения: 1 минута

В России выросло число обучающихся во вторую смену

Время чтения: 1 минута

Самарских студентов будет учить робот

Время чтения: 1 минута

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

План-конспект урока литературного чтения «В. Лидин «Завет»»

Работа познакомит учащихся с произведением В. Лидина «Завет», биографией писателя.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока литературного чтения «В. Лидин «Завет»»»

План-конспект урока литературного чтения

Учитель: Акулова Наталия Владимировна

Тема урока: В. Лидин «Завет»

Тип урока: урок «открытия» нового знания с применением элементов технологии развития критического мышления.

Цель урока: организовать деятельность учащихся по «открытию» нового знания.

Задачи урока: формируемые УУД.

Познавательные: познакомить учащихся с произведением В. Лидина «Завет», биографией писателя; учить детей анализировать текст и составлять план произведения, отрабатывать навыки выразительного чтения по ролям.

Регулятивные: развитие умений самоконтроля, контроля и оценки процесса и результатов деятельности.

Личностные: воспитывать нормы морали и нравственности через принятие идейной нагрузки художественного произведения; расширить кругозор в области литературы, прививать любовь к чтению.

Коммуникативные: развитие умений слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблемы; формировать умение логично и аргументировано излагать свои мысли во время устного ответа, развивать устную речь.

Читайте также:  Как пишется слово bosch

— Встали, посмотрели, все ли у вас готово к уроку. Посмотрели друг на друга, улыбнулись, тихо сели. Начинаем урок.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Ученик читает стихи по музыку Моцарта «Реквием»:

Играют дети всей земли в войну,
Но разве о войне мечтают дети?
Пусть только смех взрывает тишину
На радостной безоблачной планете!
Над вьюгами и стужами седыми
Вновь торжествует юная весна
И как огонь с водой
Несовместимы,
Несовместимы дети и война!

Как было много тех героев,
Чьи неизвестны имена.
Навеки их взяла с собою,
В свой край, неведомый, война.
-Ребята, мы не случайно начали наш урок с этого стихотворения. Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? (Тема: дети и Великая Отечественная война в произведениях писателей)

— Как вы их понимаете?

— К сегодняшнему уроку мы с вами организовали выставку рисунков и книг «До последнего дыхания…». Почему она так называется?

— Что объединяет все рисунки?

— В книгах, которые представлены на выставке можно прочитать… и посмотреть…(беседа по выставке книг).

— Сегодня мы познакомимся с произведением Владимира Германовича Лидина «Завет». (На слайде фамилия автора и название произведения)

-Какие цели исходя из темы сегодняшнего урока мы можем перед собой поставить?

(-Познакомиться с творчеством В. Лидина.

-Познакомиться с произведением «Завет».

-Учиться читать выразительно по цепочке.

-Обогащать словарный запас.

-Учиться работать с текстом.

— Учиться составлять план.)

Сообщение ученика о биографии автора.

-Владимир Германович Лидин (настоящая фамилия Го́мберг) (вывесить портрет) — русский советский писатель, родился в 1894 в купеческой семье. Учился в институте восточных языков. Ещё в студенческие годы начал публиковать рассказы. Во время Гражданской войны добровольцем воевал в Красной Армии. Во время Великой отечественной Лидин был военным корреспондентом газеты «Известия». Поэтому тема войны ему очень близка. После войны жил в Москве, более 30-ти лет преподавал в Литературном институте. Умер в 1979.

-А теперь познакомимся с произведением Лидина «Завет».

-Ребята, как вы думаете, что такое завет? (наставление, заветы потомкам, людям будущих поколений).

-Верны ли были ваши предположения?

(По ходу словарной работы после объяснения значений слов детьми на

экране появляются новые определения и изображения незнакомых предметов)

— Как вы думаете, о чем пойдет речь в этом рассказе?

— Что обозначает картинка-символ вначале произведения?

— В произведении, которое мы будем сегодня читать, встретятся и другие трудные слова.

Флюгель – небольшой дом во дворе большого здания (дополнительная пристройка к дому.)

Обелиск – памятник в виде суживающегося кверху граненого столба.

Мальва – растение с высоким стеблем и крупными цветами.

-Начинаем знакомиться с произведением. Читать будем по цепочке с остановками и обсуждать прочитанные отрывки.

— Как вы себе ее представляете о женщину, прибывшую в город?

— Зачем она приехала в город, выскажите свои предположения?

-Как озаглавим эту часть? (Женщина с ландышами)

— Кто был похоронен в могиле?

— Кого женщина встретила на могилке Наташи?

— Как вы думаете, кем женщина доводилась Наташе Осташко?

— Предположите, кем была Наташа Осташко?

–Как озаглавим эту часть? (Встреча)

3. -Кем же оказалась эта женщина? Как ее зовут? (Ольга Петровна Осташко, мама Наташи.)

— Кем была Наташа? (партизанкой)

— Что она сделала? Зачитайте

— Почему Таня приносит цветы? (поклялись)

— Почему женщина была с ландышами?

— Как дальше будут разворачиваться события в рассказе, выскажите свои предположения?

–Как озаглавим эту часть? (Рассказ о Наташе Осташко)

-Какой завет передала Наташа? (любить свою Родину)

— О чем дальше пойдет речь в рассказе?

–Как озаглавим эту часть? (Уголок Наташи)

5. — Зачем Ольга Петровна пришла к маме Тани?

— О чем она ее попросила? Найдите и зачитайте эти строки.

— Почему письмо веры Ивановны обрадовало бы маму Наташи Осташко?

— Что означает картинка-символ вначале произведения?

–Как озаглавим эту часть? (Разговор с Верой Ивановной (мамой Тани))

После того, как дети озаглавливают каждую часть, на экране постепенно создается план произведения.

— Можем мы сказать, что Наташа – герой?

— Почему мама Наташи сказала, что ее дочь не исчезла бесследно? (потому что о ней помнят, как помнят о любом герое, отдавшем свою жизнь за Отечество)

-Что вы можете сказать о Тане? (добрая, ответственная)

— Какую клятву дала Таня и ее подруги? (поклялась быть такой как Наташа)

— Похожи ли Таня и Наташа? Чем?

— Поступила бы Таня как Наташа?

— Как автор показал, отметил внутреннее сходство двух девочек? (последний абзац)

— На экране «Логическая цепочка». Восстановите последовательность событий рассказа в тетради.

-На доске перепутались части пословиц, соедините пословицы правильно. Работаем в парах.

Герой никогда не умрет, за Родину горой.

Героями не рождаются, он вечно в народе живет.

Герой – героями становятся.

(Герой никогда не умрет, он вечно в народе живет.

Героями не рождаются, героями становятся.

Герой – за Родину горой.)

-Какой эпиграф больше всего подходит к нашему сегодняшнему уроку. Обоснуйте свой ответ.

«Дети и война – нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете»

“Война – незаживающая рана, которую получил мир”

“Счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребёнка”

-Составьте синквейн по теме урока (на экране первая строчка синквейна, по итогам работы появляются следующие четыре строки)

(2. Мужественный, бесстрашный.

3. Молчат, терпят, не сдаются.

4. Их имена живут в памяти.

— Пришло время подвести итог нашему уроку. Продолжите любое предложение, которое видите на экране

-Интереснее всего мне было…

-Больше всего меня взволновало…

-Еще я хотел бы узнать…

-Я испытал трудности…

7. Домашнее задание. С. 165-172 пересказ по плану, вопросы.

Источник

Поделиться с друзьями
Детский развивающий портал