Что делала мама маши в театре в рассказе паустовского растрепанный воробей

Понемногу

О сложном просто, понятно о простом, кратко обо всем.

воскресенье, 20 декабря 2020 г.

Ответы к сказке Паустовского «Растрёпанный воробей» для 3 класса.

Использован учебник «Литературное чтение» 3 класс, 2 часть, Климанова, страница 24.

1. Интересно ли тебе было читать произведение Паустовского? Что понравилось?

Это очень интересный рассказ. Мне понравилось в нём всё. Понравилась девочка Маша, добрая и отзывчивая. Понравился воробей Пашка, который хотел отблагодарить девочку и не побоялся вороны. Мне понравился финал и возвращение украденного букетика. Мне не понравилась вороватая и жестокая ворона.

2. Что могло быть на самом деле, а что появилось благодаря фантазии писателя? Как ты думаешь, ты прочитал сказку или рассказ?

История жизни мамы и дочки могла быть правдой. Могла быть правдой история подаренного папой букетика. Ворона могла украсть букетик, а Маша могла помочь Пашке. Но история возвращения букетика воробьем кажется выдумкой. Как и воробьиный штурм ларька, в котором жила ворона.

Я считаю, что это больше рассказ, хотя в нём есть немного от сказки.

3. Назови главных героев. Как автор относится к ним?

Главными героями рассказа были девочка Маша, её мама, воробей Пашка, старая ворона.

Автор по-разному относился к героям. К девочке и её маме он относился с любовью, нежностью и состраданием, потому что показывал их эмоции, переживания и добрые поступки. К Пашке автор относился с юмором и понимаем его жизни, уважал воробья за храбрость и благородство. Ворону он не любил, называл скупой и старой, и осуждал её.

4. Хорошо ли было Пашке у девочки? Как он стремился отблагодарить её? Удалось ли ему это сделать?

5. Что произошло в театре? Запиши план пересказа этого эпизода.

Маша смотрела, как танцует её мама и слышала музыку. Мама плакала, потому что у неё не было подаренного букетика, но тут прилетел воробей и принес букет. Мама смеялась от счастья. Составим план пересказа этой части рассказа:

План пересказа сцены в театре:

6. Как ты считаешь, какой момент самый напряжённый? Почему?

Кульминацией сказки явилась сцена в театре. Мама девочки закончила танцевать и стояла на сцене. Всё зрители восхищались её талантом, но в глазах мамы были слёзы. И тут появился воробей с букетиком. Это очень эмоциональный момент, при чтении которого самому читателю трудно удержаться от слёз.

7. Какими мыслями автор хотел поделиться с читателями?

Источник

Что произошло в театре в сказке Паустовского «Растрепанный воробей»?

Литературное чтение 3 класс Что произошло в театре? Попробуй пересказать эпизод о появлении воробья с хрустальным букетиком. Запиши план. Определи, это будет пересказ подробный, выборочный или краткий?

Пересказ эпизода о появлении воробья с хрустальным букетиком.

В конце представления в зал влетел воробей Пашка, неся в клюве стеклянный букетик и кружа над сценой, смог бросить стеклянный букет Машиной маме.

Этот букет ранее украла ворона со стола, а Пашка смог его забрать у старой вороны.

Стеклянный букетик был подарком Машиной маме от Машиного папы и символом роли «Золушки», которую она станцевала и Машина мама заплакала от счастья.

План эпизода с воробьем.

1) Звучат последние аккорды музыки оркестра, балетный спектакль заканчивается.

2) В зале появляется воробей Пашка, неся в клюве хрустальный букетик, кидая его в руки Машиной мамы.

3) Машина маме плачет от счастья, зрители аплодируют, а Пашка сидит на люстре и приводит в порядок свои растрепанные перышки.

Рассказ Константина Паустовского «Растрепанный воробей» о том, как воробей был спасен милиционером и принят маленькой девочкой Машей, которая заботилась о воробье и подкармливала его, а воробей в благодарность возвращал в дом вещи, которые воровала ворона. В заключительной сцене рассказа, воробей собирает огромную стаю и они дают бой вороне, которая украла хрустальный букетик, подарок Машиной маме от Машиного папы.

Читайте также:  Все рассказы чехова читать короткие

Пересказ отдельной сцены рассказ носит название Выборочного, так как относится к выборочному месту рассказа.

План выборочного пересказа:

Спасибо), я даже сказку прочитала. Но вот не могу я никак понять кто восьмой. Луч помог девочке цветочек оживить, может и его считать. Или еще в начале он осветил увядшую траву и деревья, может это считается.

Маленький зайчик по прозвищу Листопадничек увидел, как улетели журавли и ему захотелось посмотреть, куда улетают птицы, что манит птиц в теплые края. Листопадничек убежал из-за любопытства, ему стало одиноко, когда птицы улетели, насекомые спрятались, а змеи уснули с наступлением холодов. Зайчиха не смогла рассказать Листопадничку о теплых странах и зайчик решил сам узнать, он был любознательный, активный и озорной.

По дороге Листопадничек повстречал бобров, он провел зиму с ними и на его долю выпали тяжелые испытания. Листопадничек понял, чем родной дом согревает и как тяжело жить не в своих условиях. Листопадничек понял, почему улетели журавли

Действительно, условно эту волшебную народную сказку можно разделить на несколько частей, в каждой из которых есть ряд характеристик главного героя. И так:

Иван послушный сын, он готов помочь отцу защитить его ценности, не насмехаясь над коронованным садовником. Парень не боится приключений. Он решительный, открытый к новым знаниям и новым знакомствам. Царевич умеет доверять и напрочь лишен предрассудков.

Индюшка, единственная птица из всех, которая по настоящему считала индюка умным, заслуживающим уважения и что ему остальные птицы завидуют. Хотя знала и слышала как другие птицы отзывались об индюке, что он

Единственное, что её огорчало в своём спутнике, что он очень любил сорится, со всеми подряд. И даже, мог спровоцировать или затеять драку. Только такое его поведение её очень печалило, ну ещё и то, что другие птицы непочтительно отзывались об её любимом индюке.

Видно, что автор понимает, что эта птица глупа и ума в неё тоже мало, но зато есть хвастовство.

говорит он индюшке на то, если вдруг хозяин не будет его кормить и он умрёт.

Но лучше всего Мамин-Сибиряк показывает, что думает о себе индюк в конце сказки, когда разговаривает с ёжиком:

Источник

Литературное чтение. 3 класс

Конспект урока

Литературное чтение, 3 класс

Урок 34. К.Г. Паустовский. «Растрепанный воробей» Часть 1

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

Рассказ — это литературное произведение небольшого объема, в рассказе описываются реалистичные события, непродолжительные по времени

Сказка — это произведение о вымышленных героях и событиях; сказка бывает народная и авторская

Скупой — чрезмерно бережливый, жадный.

Впечатлительный — восприимчивый к красоте, легко поддающийся впечатлениям, чуткий.

Литературная сказка, вымысел, сюжет, герой произведения, характеристика героя.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

На уроке мы познакомимся с литературной сказкой «Растрепанный воробей»

Научимся отбирать в тексте слова для характеристики героя

Сможем составить характеристику героя

Основное содержание урока.

Эта история началась, когда кузнец на старых стенных часах ударил по наковальне ровно восемь раз. Маша, маленькая девочка, стояла у окна, боясь пошевелиться, чтобы не разбудить нянюшку Петровну. Мамы не было дома, она репетировала роль Золушки в театре. Мама никогда не брала Машу в театр, но на премьеру спектакля обещала взять.

Театр был огромный, с каменными колоннами, а на крыше взвивались на дыбы чугунные лошади. Их сдерживал человек в венке у самого края крыши. Маша часто думала, какой бы поднялся переполох в городе, если бы человек не смог удержать чугунных лошадей, и они понеслись бы с грохотом и звоном.

В последние дни мама волновалась. За два дня до премьеры она вынула из сундука сделанный из тонкого стекла маленький букет цветов. Его подарил его папа и сказал: «Когда ты будешь в первый раз танцевать Золушку, обязательно приколи его к платью после бала во дворце. Тогда я буду знать, что ты в это время вспомнила обо мне».

Папа был моряком, во время войны он потопил несколько фашистских кораблей, два раза тонул, был ранен, но остался жив. А теперь он опять далеко, в стране со странным названием «Камчатка», и вернётся не скоро, только весной.

Читайте также:  Нудизм в семье рассказ

В тот вечер мама положила букетик на стол и строго-настрого запретила Маше к нему прикасаться, потому что он сделан из хрупкого стекла.

Теперь букетик лежал за спиной у Маши. А вокруг было так тихо, что казалось, будто все уснуло: весь дом, и сад за окнами, и каменный лев, что сидел внизу у ворот и всё сильнее белел от снега.

Так начинается сказка Константина Паустовского. Давайте вспомним весь сюжет.

Девочка Маша из любопытства впускает в форточку ворону. Ворона утаскивает стеклянный букет-брошку, которым очень дорожит Машина мама, так как подарил его папа и просил приколоть к платью на премьере спектакля «Золушка». Мама Маши танцует в Большом театре, и премьера должна состояться на следующий день. Все очень расстроены. Разговор о пропаже брошки слышит воробей Пашка, которого Маша когда-то пожалела и который враждует с вороной-воровкой. Чтобы отблагодарить Машу, Пашка узнает дорогу в театр, вместе со стаей воробьев нападает на ворону и приносит стеклянный букет маме в финале спектакля. Он врывается в зрительный зал, когда уже играет последняя мелодия, кружит над сценой и бросает в мамины ладони брошь. Мама плачет от радости и на вопрос Маши, почему же она плачет, отвечает, что от маленькой радости смеются, а от большой плачут.

1. Большой театр, его вспоминает Маша: «Театр был огромный, с каменными колоннами. На крыше его взвивались на дыбы чугунные лошади. Их сдерживал человек с венком на голове — должно быть, сильный и храбрый. Ему удалось остановить горячих лошадей у самого края крыши. Копыта лошадей висели над площадью».

2. Спектакль «Золушка», постановку которого можно посмотреть и сегодня в Большом театре: «Все последние дни мама волновалась. Она готовилась впервые танцевать Золушку и обещала взять на первый же спектакль Петровну и Машу».

3. Упоминается Великая Отечественная война, во время которой сражался папа Маши: «Потом Машин отец ушёл на войну, потопил несколько фашистских кораблей, два раза тонул, был ранен, но остался жив. А теперь он опять далеко, в стране со странным названием «Камчатка», и вернётся не скоро, только весной».

Все факты читатель видит глазами Маши, которая наделяет их волшебными свойствами, они словно оживают. Железный кузнец на часах раздумывает, не ударить ли еще раз по наковальне, каменный лев под окном засыпает под снегом, отопление тихонько пищит свою тихую песню, чугунные лошади того и гляди сорвутся с крыши театра и помчаться промчались с громом и звоном мимо милиционеров.

Главные герои в сказке — Маша, Ворона и воробей Пашка. Составим характеристику героев.

Воробей Пашка вызывает жалость и Маши и милиционера, но он смелый, хитрый и благодарный. Найдем подтверждение в тексте сказки.

Живется воробьям в городе зимой действительно нелегко. Об этом говорит воробей Чичкин, дед Пашки. Он вспоминает времена, когда на улицах было много лошадей и можно было кормиться овсом, выпадавшим из лошадиных торб на мостовую.

«А теперь в городе одни машины. Они овсом не кормятся. Воробьиное племя поредело».

Милиционер жалеет воробья:

«— Эх ты, беспризорник! — сказал милиционер, снял варежку, засунул в неё Пашку и спрятал варежку с Пашкой в карман шинели. — Невесёлой жизни ты воробей!»

Пашка хочет отблагодарить Машу: «С тех пор Пашка каждый день прилетал к Маше, поклёвывал крошки и соображал, чем бы Машу отблагодарить».

И ради этого проявляет смелость и нападает со стаей воробьёв на ларек вороны, чтобы вернуть украденный букет.

Найдем описание внешности воробья.

Пашка маленький, растрепанный.

Растрепанный — то есть взлохмаченный, пришедший в беспорядок.

Растрепанность воробья говорит о том, что он успех побывать ни в одной жестокой драке. Но после встречи с Машей его вид немного меняется, потому что

девочка пригладила ему перья щёткой.

Вороне тоже было трудно выживать в городе зимой, но характер у нее был совсем другой. Она скупая, сварливая, злая. Жила ворона в заколоченном на зиму ларьке, где летом продавали мороженое. «Ворона была скупая, сварливая. Она забивала клювом в щели ларька все свои богатства, чтобы их не разворовали воробьи».

Читайте также:  Назовите героев рассказа после бала

Характер вороны отражается в ее поведении. Прочитаем внимательно отрывок: «Ворона влезла в комнату, прыгнула на мамин стол, посмотрелась в зеркало, взъерошилась, увидев там такую же злую ворону, потом каркнула, воровато схватила стеклянный букет и вылетела за окно.»

В словах «влезла», «взъерошилась», «злая», «воровато» отражается и отрицательное отношение автора к герою. Он осуждает ворону и ее поведение.

Но при этом ворона умна и наблюдательна: она знает, когда безопасно влететь в комнату, ей известны повадки воробьев.

Но ворона была учёная, знала воробьиные хитрости и из ларька не вылезала.

О внешности вороны сказано, что она седая, старая.

Её доброта проявляется в поступках. Она пожалела воробья и взяла его домой: «Маша принесла Пашку домой, пригладила ему перья щёткой, накормила и выпустила»

Когда мама плакала об украденной брошке, то Маша не удержалась и тоже заплакала, жалея её: «А мама, когда возвратилась из театра, так долго плакала, что вместе с ней заплакала и Маша».

Любопытство Маша проявляет ко всему, что её окружает. Ей интересно, как с такого чёрного неба может слетать такой белый снег, почему среди зимы и морозов распустились у мамы на столе в корзине красные большие цветы, как удерживаются лошади на самом краю крыши театра. Но больше всего ее интересует седая ворона, сидящая за окном на ветке, и то, как она пробирается через форточку. «Но непонятнее всего была седая ворона». «Маше было любопытно посмотреть, как ворона протискивается в форточку. Она этого ни разу не видела.

Маша считает себя взрослой и умной девочкой, поэтому говорит маме, что поняла, что значит брошка для мамы. Но удивляется слезам мамы, когда стеклянный букетик был возвращен. Потому что ценность подарка не в стоимости, а в том, что это знак памяти о папе и его любви. Ведь это так важно в момент счастья вспомнить о самых близких людям и разделить с ними этот момент.

Впечатлительность Маши проявляется во время спектакля. Она очарована и музыкой, и декорациями, и игрой на сцене. «Маша увидела большую нарядную комнату, залитую жёлтым солнцем, и богатых уродок — сестёр, и злую мачеху, и свою маму — худенькую и красивую, в стареньком сером платье.

— Золушка! — тихо вскрикнула Маша и уже не могла оторваться от сцены».

Так же тонко она чувствует музыку: «. как будто все эти скрипки, гобои, флейты и тромбоны были живыми добрыми существами. Они всячески старались помочь маме вместе с высоким дирижёром»

Все описанное в сказке читатель видит глазами Маши. И все вокруг таинственное, загадочное. Предметы живут своей жизнью. И только мир взрослых, к которому принадлежит мама, пока Маше недоступен.

Перечитаем финал сказки и постараемся понять, о каких чувствах говорит мама.

А потом, у себя в доме, когда погасили свет и поздняя ночь вошла в комнату и приказала всем спать, Маша сквозь сон спросила маму:

— Когда ты прикалывала букет, ты вспомнила о папе?

— Да, — ответила, помолчав, мама.

— А почему ты плачешь?

— Потому что радуюсь, что такие люди, как твой папа, бывают на свете.

— Вот и неправда! — пробормотала Маша. — От радости смеются.

— От маленькой радости смеются, — ответила мама, — а от большой — плачут. А теперь спи!

Маша уснула. Уснула и Петровна. Мама по-дошла к окну. На ветке за окном спал Пашка.

Тихо было в мире, и крупный снег, что падал и падал с неба, всё прибавлял тишины. И мама подумала, что вот так же, как снег, сыплются на людей счастливые сны и сказки.

Именно в словах мамы «От маленькой радости смеются, а от большой — плачут» выражена главная мысль сказки: отзывчивые, любящие люди способны ощутить такое счастье, от которого хочется плакать.

Разбор типового тренировочного задания

Вспомните имена героев сказки, установите соответствия:

Источник

Поделиться с друзьями
Детский развивающий портал