Что делал цветок чтобы не жить печально в рассказе платонова неизвестный цветок

Содержание

Анализ произведения А. П. Платонова «Неизвестный цветок»

Автор: Guru · Опубликовано 20.11.2020 · Обновлено 28.11.2020

Творчество Андрея Платонова имеет огромную ценность для русской литературы. Его поучительные сказки многим знакомы еще с детства. Благодаря гармоничному соединению событий реальной жизни с фантастическими явлениями и элементами, произведения писателя необычайно интересны и динамичны. Одной из таких сказок является «Неизвестный цветок».

История создания

Несмотря на недолгую продолжительность, жизнь Платонова была весьма яркой и плодотворной. Последние годы своей жизни писатель провел, создавая детские произведения, преподавая ими бесценные жизненные уроки подрастающему поколению.

В 1950 году, за год до своей кончины, Платонов пишет сказку-быль «Неизвестный цветок». В центр данного произведения писателем поставлена тема борьбы за жизнь. Возможно, этому решению послужили события из жизни автора — Платонов страдал тяжелым недугом, которым заразился от своего сына, долгое время проведшего в колонии. Этот арест был исключительно в политических целях. Такими действиями с сыном писателя, недовольное поднятыми в творчестве Платонова вопросами правительство, пыталось повлиять на отца. Платонов был «проблемным» писателем для властей, он никогда не поддавался политическим настроениям и писал только то, что считал нужным. По этой причине его труды практически не издавались. Чтобы хоть как-то заработать на жизнь, писатель подается в детскую литературу. Все последние годы писатель создавал бесценное наследие подрастающему поколению. К сожалению, скудный доход не позволил писателю получить должное лечение и продлить свою жизнь. Сказка «Неизвестный цветок» стала едва ли не последним творением Платонова.

Жанровые особенности

Жанр «Неизвестного цветка» определил сам писатель, назвав произведение сказкой-былью. Такое определение довольно точно описывает замысел произведения. Реалистичный сюжет, подкрепленный фантастическими элементами, подтверждает определение жанра, данное автором. «Волшебные» моменты произведения настолько точно вливаются в текст, что создаётся впечатление полного погружения в волшебную реальность, где даже цветы умеют говорить.

Композиция

Повествование сказки автор начинает с описания жизни самого цветка. Вначале растение очень слабое и хрупкое, но благодаря своему упорству и жизнелюбию, оно вырастает со временем в сильный и красивый цветок. Его целеустремлённость и любовь к жизни растёт вместе с ним. Будучи еще маленьким, цветок страдает от лишений и одиночества, но пройдя этот трудный путь, он наконец-то расцветает, чем привлекает внимание девочки Даши, которая затем и спасает его от одиночества.

Композиция сказки была задумана автором в виде определенного цикла, что воссоздает картину непрерывности и цикличности жизни. Девочка Даша, приехав в пионерский лагерь на следующий год, не находит спасенный ею от одиночества цветок, но видит плоды своих трудов: новые растения и цветы, заполнившие одинокий пустырь. И лишь на окраине этого пустыря взгляд девочки падает на цветок, очень похожий на предыдущий, но только еще более прекрасный.

Смысл названия

Платонов вкладывает в название своей сказки-были некий глубокий смысл. Это мысль об огромной значимости одинокого, никому не известного цветка. Таких цветов вокруг миллионы, но именно этот маленький хрупкий побег с завидным упорством стремится выжить, во что бы то ни стало. У цветка нет имени, он ничего не знает о своем происхождении и образе, но он борется и стремится к развитию. Именно эту мысль стремится подчеркнуть автор, называя свое произведение «именем» главного героя, чтобы подчеркнуть важность его образа и вклада в природу.

Основная суть

Суть произведения заключается в том, в жизни очень важно помогать другим, не оставаясь в стороне от чужой беды, как сделала это Даша. «Неизвестный цветок» — это история, которая учит нас никогда не сдаваться и преодолевать все трудности, возникающие на жизненном пути. Ярким примером этого служит неизвестный цветок.

Главные герои

Главным героем сказки-были является неизвестный цветок. Он изображен автором как отважный борец с трудностями. Он никогда не унывал, несмотря на одиночество и лишения, он «трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть». Цветок, находясь в таком тяжелом положении, не теряет любви к жизни, радуясь даже самому малому: например, первым лучам солнца.

Вторым по значимости персонажем выступает обычная девочка Даша. Скучая в лагере по маме, девочка решает отправить ей письмо. По дороге на станцию, Даша слышит прекрасный аромат цветка. Найдя его одиноким, растущим в плохих условиях, девочка решает помочь ему. Такой поступок характеризует ее, как человека неравнодушного, отзывчивого к чужой беде.

Темы, поднятые автором

В произведении писатель затрагивает несколько главных тем: тему добра, борьбы за жизнь, тему обретения смысла жизни и стремления к цели. Тему борьбы за жизнь раскрывает в сказке неизвестный цветок. Его сложная судьба показывает пример потрясающего жизнелюбия.

Тема смысла жизни в сказке воплощается в самом бытие. Цветок, появившись неизвестно откуда, ничего о себе не зная и не видя мира, осознает, что он должен жить. В этом заключен смысл всего живого.

Стремление к поставленной цели мы находим в поведении главного героя. Цветок не сдаётся и в итоге обретает счастье: помощь от Даши и её друзей. Он спасен от одиночества и имеет возможность теперь продолжить свой род. Даша зовет своих друзей не только для помощи, но затем, чтобы все увидели подвиг неизвестного цветка.

Тему добра автор раскрывает в поведении Даши и других пионеров, в их стремлении помочь ближнему. Цветок, видя бескорыстие и доброту детей, понимает, что не зря боролся за свою жизнь. Так, благодаря простому человеческому поступку, цветок обрел свое счастье.

Проблематика

В сказке-были «Неизвестный цветок» поднята проблема воли к жизни. Безо всяких на то причин, цветок старается выжить в таких тяжелых условиях. Одиночество, усталость, голод не смогли победить, сломить волю к жизни простого, никому неизвестного цветка. Он идет трудным путем: преодолевая все тяготы и невзгоды, цветок становился сильнее, что впоследствии помогло ему прожить счастливую жизнь. Также автор затрагивает проблему парадоксального сочетания внешнего облика и внутренней силы. Намеренно Платонов изображает цветок хрупким и слабым, чтобы более ярко раскрыть его внутренний стержень и характер. Растение преодолело свою слабость упорным трудом. Дети называют цветок героем за его непреодолимое желание жить на этой земле.

Основная идея произведения заключена в мысли о преодолимости всех трудностей с помощью упорства и терпения. Несмотря на все невзгоды и преграды, цветок живёт и радуется этому. Ведь жизнь – это самое ценное, что есть на этой земле.

Главная мысль сказки «Неизвестный цветок» — о добрых поступках и бескорыстии. Человечность и доброжелательность – это движущие силы нашего мира, позволяющие нам оставаться живыми и настоящими.

Мораль

Произведение «Неизвестный цветок» учит нас доброте, терпению и стремлению к достижению своих целей. Платонов на примере цветка показывает, как важно дорожить жизнью и оставаться собой независимо от обстоятельств.

Мораль сказки в том, что часто, чтобы осчастливить кого-то, нам потребуется совсем немного усилий: проявить отзывчивость и искренность. Сказка «Неизвестный цветок» призывает всех нас к человечности, доброте и взаимопомощи.

Художественные особенности

Создавая сказку «Неизвестный цветок», Платонов обильно использует различные средства художественной выразительности. Это помогает воссоздать живописность изображаемой картины. В тексте мы видим многочисленные эпитеты: «мёртвая глина», «добрая земля», олицетворения: «цветок сторожил ветер», «цветок радовался», сравнения: «как дедушка-сеятель», «как звезда, он светился живым мерцающим огнём».

Благодаря такому многообразию использованных автором средств художественной выразительности, создается впечатление объёмного изображения природы. Этот прием позволяет читателям как можно глубже проникнуться в атмосферу, где жил цветок.

Сказка «Неизвестный цветок» написана простым и легким для восприятия языком, несмотря на обилие деталей и многообразие использованных автором различных средств для усиления образности произведения. Создавая свое творение, писатель позаботился о том, чтобы оно оставалось популярным еще долгое время.

Читайте также:  Привет по вьетнамски как пишется

Источник

Анализ сказки-были А.Платонова «Неизвестный цветок». Анализ сказки-были А.Платонова «Неизвестный цветок». план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Рождение цветка

Возник цветок уже героически. Ветер перенес семечко и бросил его на пустырь, среди камней и глины. Пустырь стал домом цветку, а камни и глина – его ближайшими соседями. Трудна была его жизнь. Цветок мало ел, мало пил. Питался он в основном пылинками, принесенными ветром, а пил, конечно, росу, которую бережливо собирал не столько корнями, сколько листьями. И даже в таких непростых условиях цветок креп и рос. Одна беда: он был совсем один. И это угнетало его даже больше, чем каждодневная борьба за жизнь. Грустного героя дарит читателю Платонов. «Неизвестный цветок» (краткое содержание) продолжаем рассматривать далее.

Сказка могла бы быть и такой: цветок боролся-боролся, да и умер в одиночестве, но тогда бы это была не сказка, а быль. Большинство из нас так и не могут до самой смерти переломить свою судьбу, хотя сильно стараются.

В нашем рассказе события для героя-цветка складывались более благоприятно. Как-то раз через пустырь шла девочка Даша. Она написала маме письмо и несла его на станцию, чтобы отправить. Даша была хорошей девочкой – пионеркой, и она очень любила свою маму.

Чтобы дойти до пункта назначения, девочке надо было пересечь пустырь. Идя по намеченному маршруту, она услышала печальный аромат цветка и откликнулась на безмолвный зов. Таким образом, в сердце читателя закрадывается надежда, что у цветка все еще может быть хорошо. Как будет на самом деле, узнает только тот, кто до конца прочтет нашу статью: «Платонов, «Неизвестный цветок»: краткое содержание и анализ».

Пионерка обнаружила цветок и удивилась непохожести этого растения на остальных его собратьев. Тем не менее, герои поговорили, и девочка почувствовала внутреннюю силу растения и поразилась его жизненной стойкости. Встреча ее настолько потрясла, что на прощание она поцеловала цветок в его венчик. Поцелуй как символ одобрения и знак правильно выбранного цветком пути. Таким образом приободрил своего героя А. П. Платонов. «Неизвестный цветок» – не такая уж и безнадежная история.

Неизвестный цветок проблема. Платонов, анализ произведения неизвестный цветок, план

Рассказ Платонова «Неизвестный цветок» ставит перед читателями важный вопрос — что может сделать каждый из нас, чтобы вокруг стало меньше голосов, просящих о помощи? Содержание этого произведения заставляет нас поразмышлять над поставленной проблемой.

Главный герой рассказа — маленький цветок, выросший между камнями и глиной. Это одинокое и слабое существо изо всех сил боролось за свою жизнь. Днем цветок ловил былинки плодородной земли, а ночью выращивал росу. Так и проходили его дни — в вечной борьбе за существование.

Но в этом цветке, даже не знавшем своего имени, было много сил — он хотел жить, стремился к солнцу, свету, радости. Автор пишет, что «цветок… не хотел жить печально; поэтому, когда ему бывало совсем горестно, он дремал».

Несмотря на все трудности, в положенный срок растение зацвело. Его цветок, невзрачный с виду, был похож на светлую звезду и очень душист. Именно по запаху его нашла девочка Даша. Она восхитилась стойкостью и силой маленького неизвестного цветка и решила ему помочь. Вместе с другими пионерами девочка удобрила всю землю на пустыре, чтобы цветку было радостно и привольно расти.

Но, когда Даша пришла следующим летом навестить неизвестный цветок и его детей, то очень удивилась. На пустыре росли всевозможные растения, но все они были не такими — пахли слабее или выглядели иначе. И лишь среди камней девочка нашла цветок, похожий на тот, прошлогодний: «Цветок этот рос из середины стеснившихся камней; он был живой и терпеливый, как его отец, и еще сильнее отца, потому что он жил в камне».

Получается, что все заботы ребят были излишними? Ведь все равно цветок захотел расти и жить среди камней, борясь с трудными условиями жизни. Может быть, этот неизвестный цветок так сильно благоухал лишь потому, что существование его было тяжелым и ему приходилось каждую минуту сражаться за свою жизнь? Именно тогда он в полной мере чувствовал радость от того, чего добился.

Правы ли были пионеры, помогая цветку? Думаю, конечно, да. Ведь дети помогли вырасти десяткам новых цветов, не таким сильным и храбрым, как неизвестный цветок. Да и то, что Даша обратила внимание на цветок, заговорила с ним, было для героя рассказа очень важным. Мне кажется, это вдохновило его на дальнейшую борьбу и жизнь.

Я считаю, что каждый из нас должен помогать тем, кто слабее, тем, кто нуждается в помощи. Это дает силы и вдохновение для того, чтобы жить дальше. И тогда вокруг будет меньше голосов, просящих о помощи. Тогда мир будет счастливее.

“Неизвестный цветок” – один из последних рассказов писателя. Произведение заставляет читателя всерьез задуматься о трудностях человеческой жизни. Маленькое растение – на огромной земле. Эта развернутая антитеза рождает щемящее чувство жалости к одинокому живому существу. Цветок растет на камне и глине, преодолевая все мучения. Это борьба не только тела, но и духа. Так цветок-труженик нашел продолжение в своем потомке, который упорным трудом и терпением проложит путь другим поколениям, еще более сильным и прекрасным. В сказке о неизвестном цветке Платонов высказал свою заветную мечту о совершенном будущем человечества, где труд и сила духа побеждают враждебные силы природы, где память о предках свята, а любовь и добро помогают людям объединиться и преодолеть все преграды.

Урок внеклассного чтения в 5-м классе по произведению А.П. Платонова “Неизвестный цветок” Вокруг тебя – Мир! помогает ребятам найти истинные ценности, поверить в себя, найти своё “Я”.

В процессе работы над текстом произведения даю возможность ребёнку поверить в себя, ориентирую на ценностно-смысловое развитие личности. Чтобы литературное произведение стало личностно-значимым, в процессе творческой деятельности:

Урок внеклассного чтения по сказке А. П. Платонова “Неизвестный цветок” (5класс)

Цели урока: создавать условия, способствующие активной деятельности сознания ученика.

А тебе не надоело ничего не видеть рядом, быть слепым и равнодушным к человеческой судьбе! Изгони из сердца скуку, ничего не жди от мира, и тотчас безмерно щедрым мир откроется тебе!

Ход урока

I. Организационный момент

Вместе мы проведем урок литературы. Хочу, чтобы вы думали, размышляли, высказывали свое мнение, стали моими помощниками, ведь урок – это творчество, урок – это открытия.

Y Мобилизующий этап

Что же готовит нам этот урок? Какое открытие нас ждет? Давайте обратимся к мысли персидского поэта А. Рудаки. Прочитайте высказывание, оно перед нами.

А тебе не надоело ничего не видеть рядом, быть слепым и равнодушным к человеческой судьбе! Изгони из сердца скуку, ничего не жди от мира, и тотчас безмерно щедрым мир откроется тебе!

II. Изучение нового материала

    Этап актуализации знаний

– Как вы думаете, о чем говорит поэт?

Конечно, ребята, видеть мир вокруг себя, делать маленькие открытия, не быть равнодушным к людям, к тому, что нас окружает. Тема так и звучит: “Вокруг тебя – Мир”. Запишите на листе, который перед вами. Все записи мы делаем на этом листе.

Вы, наверное, согласитесь со мной, ребята, что совершать открытия – увлекательнейшее занятие. Что увидели интересного сегодня?

Оказывается, каждый, если очень постарается, может открыть свою тайну в мире, которому и нужны твое внимание, твое сострадание, твоя защита. Тайна нашего урока сокрыта в сказке А. П. Платонова “Неизвестный цветок”.

– Что нам нужно знать и уметь, чтобы разгадать ее?

Конечно, нужно знать произведение, делиться своими впечатлениями, уметь делать выводы, открывать для себя мир.

    Этап формирования проблемы

Что особенно запомнилось в сказке? Что удивило в героях?

    Этап изучения нового материала

Откроем заветную страничку в книге. Что подсказывают названия:

1) Сказка; 2) Быль; 3) “Неизвестный цветок”.

    Этап восприятия текста

Разделите текст на 4 части. Озаглавьте их. (Самостоятельная работа).

Читайте также:  Алгоритм сказка о царе салтане

Поработаем над I частью. Найдите, какими словами заканчивается I часть? Кто бы хотел выразительно прочитать эту часть?

Ребята, как вы считаете, кто эмоциональнее передал историю жизни цветка? Обратим внимание на главного героя. Кто он?

Как жилось цветку на пустыре? Да, он действительно

– скучал; – ему было трудно; – он страдал.

Найдите в тексте слова и предложения (одно, два), подтверждающие ваши ответы, заполните таблицу по вариантам.

Если будут затруднения, обратитесь к соседу по парте, ко мне. В конце работы сделайте выводы.

1) Работа с таблицей

Какие вы нашли слова, подтверждающие, что он

Цветок страдал, скучал, трудился, но что же было главное для него? Но самое главное для него было – жить. Вот какое важное открытие мы с вами сделали. Важнее всего – жизнь. Давайте запишем на листе наше первое открытие.

У любого цветка есть стебель, венчик, листья, цветок растет, ловит лучи солнца, многие борются за существование. Чем цветок из сказки не похож на все остальные цветы? (Ответы учащихся).

Правильно, ребята, он был живой, наделён чувствами, волей, как человек, он умел говорить, у него вырос сын.

2) Словарная работа

Как называется изобразительно-выразительное средство, когда неодушевленным предметам присваиваются качества живых существ?

Назовите вид тропа? (Ответ)

Какие виды тропов вам встретились в первой части? (Ответы)

– Какие чувства вызывают эти слова?

К тем, кто страдает, относиться нужно добрее, внимательнее, бережнее.

Молодцы, вы открыли ещё одну тайну – быть милосердными!

Кому поведал о своей жизни цветок? Почему именно Даше?

Она внимательна, смогла увидеть, ощутить его голос-благоухание. Что обозначает это слово?

Да, ребята, тайна открывается внимательным людям. Быть внимательным к миру – это наше третье открытие.

Найдите диалог девочки и цветка.

Кто бы хотел исполнить чтение по ролям? (чтение по ролям)

Какую роль ты исполнишь?

Вы видели, как писатель тщательно подбирает каждое словечко. Попробуйте и вы выбрать слова к образу. Перед вами образ семечка и цветка, рядом слова для справок. Соотнесите их. Прочитайте, распределите слова.

Семечко П _ _ _ _ _ риютилось т _ _ _ _ _

омилось
н _ _ _ _ _
апиталось
в _ _ _ _ _ _
пилось

_ _ ос
с
_ _ _ _ _ _ обирал
с
_ _ _ _ _ _ торожил
т
_ _ _ _ _ _ рудился
р
_ _ _ _ _ _ _ _ _ адовался

Каким мы видим цветок? Интересно было работать со словами писателя? Интересно, но не всегда легко. Сколько трудностей было у цветка, но он их преодолел; вырос благоухающим, подарил людям добро, минуты красоты, сострадания, минуты вдохновения и Даше, и ребятам, которые трудились, облагораживали пустырь, так и человек, преодолевая трудности, становится сильным, красивым, несет свет своей души людям. Какое открытие вы сейчас сделали? Да, ребята, очень важно нести добро людям. Это еще одно наше открытие. Побудем и мы в роли цветка, подарим друг другу минуты радости.

Григ. Опера “Пер Гюнт. Утро”.

Я буду добрым волшебником. У меня в руке нет волшебной палочки, но у меня есть волшебные слова. Слушайте их, и они помогут вам.

В саду лежало маленькое сморщенное зернышко. Ему было темно и холодно (присядьте, опустите головку, прикройте её руками). Пришел садовник, он полил семечко, стал ухаживать за ним. С теплым весенним солнышком семечко начало медленно расти. У него появляется росточек (вытягиваем ручку вверх, кулачки сжаты).

Затем другой росточек. Растет стебелек (поднимаемся), тянется к солнцу (поднялись на цыпочки, опустились). Появляются цветоносы с бутонами (руки в стороны, пальцы сжаты). Наступает радостный момент, и бутоны лопаются (разжимаем кулачки). Росток превращается в красивый, сильный цветок. Он с каждым днем хорошеет. Присмотритесь к друг другу, улыбнитесь, вы прекрасны, неповторимы. Присаживайтесь.

Мне приятно видеть море чудесных улыбок, приятно, что вы смогли сделать важные открытия. Какие это открытия? Я думаю, что каждый из вас сможет увидеть друг друга, открыть окно в мир добра, милосердия, любви. А все эти открытия и есть великое чудо. Творите чудеса, открывайте мир!

Сегодня и я для себя сделала открытие. Вы умеете работать. Выставление оценок.

III. Подведение итога урока

IV. Домашнее задание

Большое спасибо всем за сотрудничество.

Мне было приятно общаться с вами в атмосфере тепла и уюта. Поэтому я хочу вам сделать подарок – сказку, а вернее, начало сказки с живым персонажем.

Родилась сказка в моём саду. Однажды поздней осенью я увидела в саду росточек Дерева счастья. Как он жил, я не знаю, побудьте соавтором природы и догадайтесь сами. Творите, фантазируйте! Это и будет ваше домашнее задание. Напишите о своём открытии.

«Неизвестный цветок» Платонов

анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

1) Особенности жанра произведения.

Произведение А.П. Платонова «Неизвестный цветок » относится к жанру литературной сказки. В литературной сказке видна позиция писателя, суть авторского замысла. «Неизвестный цветок» по жанру сказка-быль. Сказка-быль — литературный жанр, совмещающий признаки двух жанров: сказки (повествование, основанное на вымысле) и были (повествование, основанное на реальных событиях). Начало произведения А.П. Платонова «Неизвестный цветок» напоминает жанр сказки: «Жил на свете маленький цветок».

Сюжет — последовательность событий в художественном произведении.

Как описывается в произведении место, где жил цветок? (на пустыре, там не росла трава, лежали одни старые камни, была сухая мертвая глина)

Как заканчивается произведение А.П. Платонова? (рассказом о новом неизвестном цветке, который вырос среди камней)

3) Характеристика героев произведения.

Когда начал свою жизнь маленький цветок? («однажды упало из ветра одно семечко»)

Что делал цветок, чтобы выжить на пустыре? («Долго томилось это семечко, а потом напиталось росой, распалось, выпустило из себя тонкие волоски корешка, впилось ими в камень и в глину и стало расти».)

Какие природные явления помогали маленькому цветку выжить? (ветер и роса)

Каким был маленький цветок? (трудолюбивым)

Как А.П. Платонов описывает венчик, который однажды распустился у цветка? («Венчик у него был составлен из лепестков простого светлого цвета, ясного и сильного, как у звезды. И, как звезда, он светился живым мерцающим огнем, и его видно было даже в темную ночь».)

Почему пионеры воспринимали маленький цветок как героя? (цветок выжил, несмотря на трудности, и расцвел)

Даша — пионерка, трудолюбивая девочка, вдали от дома скучает по маме, пишет ей письмо; умеет ценить красоту природы, всю зиму помнит о маленьком цветке, добрая душа.

Почему девочка Даша проходила мимо пустыря? (девочка была в пионерском лагере, соскучилась по матери, поэтому «написала матери письмо и понесла письмо до станции, чтобы оно скорее дошло»)

Что почувствовала Даша, подойдя к пустырю? (благоухание)

Какую связь увидела Даша между собой и одиноким цветком, растущим на пустыре? («Может, этот цветок скучает там по своей матери, как я», — подумала Даша».)

Что сделали ребята на пустыре? (удобрили почву на пустыре)

О чем думала Даша всю долгую зиму? («о маленьком, неизвестном по имени цветке»)

4) Художественные особенности сказки-были.

Какие эпитеты использует писатель для описания пустыря, на котором вырос маленький цветок? («голый каменный пустырь», «мертвую глину», «голый камень», «сухую глину»)

Какие художественно-выразительные средства описывают неизвестный цветок? (эпитеты: «листья его не могли… стать зелёными: одна жилка у них была синяя, другая красная, третья голубая или золотого цвета», «венчик у него был составлен из лепестков простого светлого цвета, ясного и сильного», «светился живым мерцающим огнем»; сравнение: лепестки, «как у звезды»; метафоры: «выпустило из себя тонкие волоски корешка», «листья тяжелели от росы»; олицетворения: «томилось это семечко», «приютилось оно», «цветок всю ночь сторожил росу и собирал её по каплям», «он трудился день и ночь», «он… превозмогал терпеньем свою боль от голода и усталости», «цветок… не хотел жить печально», «он дремал» и др.)

Какой поэтический приём использует А.П. Платонов при описании встречи девочки и цветка? (олицетворение: цветок говорит с Дашей, рассказывая о своей судьбе)

Автор раскрывает данную проблему на примере случая с «маленьким цветком». Он произвёл такое впечатление на девочку Дашу красотой, запахом, а также жизнестойкостью, что она рассказала о нём своим друзьям, и на следующий день они все вместе пришли не только полюбоваться им, но и улучшить условия жизни и развития «маленького цветка»: «они привезли золу и долго работали, удобряя землю на пустыре».

Читайте также:  Как пишется слово гости или гостьи

Данная проблема нашла отклик в душе многих писателей и поэтов. Так, Н. А. Некрасов в произведении «Дед Мазай и зайцы» рассказывает о благородном поступке героя: во время наводнения он спасает тонущих зайцев, забирая их к себе в лодку.

Это говорит о том, что он неравнодушен к судьбе зверьков. Благодаря его поступку зайцы остаются живы.

Подтвердить свою мысль я могу, приведя в пример ещё одно произведение — «Растрёпанный воробей» К. Паустовского. В этом рассказе показан случай спасения милиционером воробья, который упал с крыши. Далее за ним ухаживает добрая девочка Маша, кормит и лечит его. Так, Константин Паустовский показывает, что мы не должны быть равнодушны к проблемам «братьев наших меньших».

Подводя итог, следует сказать, что человек должен бережно относиться ко всем живым существам, ведь отношение людей к «братьям нашим меньшим» — показатель уровня развития общества.

Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите
Ctrl+Enter
. Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Жанр произведения сказка-быль. Главных героев два – сам диковинный цветок и девочка Даша. Завязка – появление неиз­вестного цветка на пустыре. Развитие действия – описание рос­та, выживания и формирования растения. Кульминация – встре­ча с девочкой Дашей и ее работа по облагораживанию пустыря. Развязка – на пустыре растет потомок неизвестного цветка, став­ший еще красивее, чем его отец.

В иносказательной манере в сказке повествуется о необходи­мости преодоления жизненных трудностей. Если почва,

на кото­рой взрастает то или иное существо, становится благородной, это вовсе не означает, что улучшится жизнь этого существа. Даша, придя через год на удобренный пустырь, не обнаружила цветка – он погиб. Но его потомок растет в тех же трудных усло­виях, на камнях. Отец передал ему жизненную силу и умение преодолевать трудности. Следствием этого стало внешнее совер­шенствование нового цветка.

1. Появление, выживание и формирование неизвестного цвет­ка на пустыре. 2. На пустырь случайно забрела девочка Даша и познакоми­лась с цветком. 3. Девочка привела с собой пионеров, чтобы благоустроить пу­стырь. 4. Через год Даша снова приехала в лагерь и пришла прове­дать цветок. 5. Вместо пустыря было ухоженное место. 6. Встреча с потомком цветка.

Глоссарий:

Другие работы по этой теме:

Пионеры. Превращение пустыря в сад

Даша не могла остаться равнодушной к судьбе цветка. Вообще, надо сказать, она же сама не возникла из пустоты. Неподалеку от пустыря был пионерский лагерь, в котором девочка отдыхала. Из него же пришло подкрепление. Проще говоря, явились на пустырь пионеры, стали его измерять и прикидывать, сколько нужно золы и навоза, чтобы превратить это место в сад. И пионерам удалось-таки осуществить задуманное. Больше их цветок не видел. Однажды к нему пришла только Даша. Таким образом, как оказалось, рассказ, полный надежды, написал А. П. Платонов. «Неизвестный цветок» — если и сказка, то очень правдивая.

Девочка пришла сказать цветку «до свидания». Лето заканчивалось, пионерке надо было возвращаться в родные пенаты.

Сюжет произведения незамысловат, но цикличен. Это история об обычном цветке, которому удалось вырасти на пустыре. Растение постепенно становится сильным и выносливым. Хрупкий одинокий цветочек побеждает неблагоприятные обстоятельства благодаря неутолимому рвению и целеустремленности. Цветок расцветает, но остается несчастным.

Девочка Даша, приехавшая в пионерский лагерь, замечает ароматный и красивый цветок. Она разговаривает с растением, зовет ребят, чтобы улучшить условия, в которых оно растет. Через год Даша возвращается и находит другой цветок, похожий на прежний, но еще более прекрасный. Рядом с ним растут разные растения, летают насекомые и птицы (Здесь дополнительно читайте краткий пересказ произведения «Неизвестный цветок» для читательского дневника).

Распустившийся пустырь как памятник усилию цветка

Пионерка приехала на следующее лето в тот же лагерь и, конечно, поспешила на пустырь, где, как ей казалось, все еще жил ее друг. Но когда девочка туда пришла, она не нашла его: там были свежие, но не такие красивые цветы. Они были не так хороши, потому что в них не было силы неизвестного цветка, его желания жить.

Но тут среди камней Даша заметила потомка своего друга. Сын был так же силен, как и отец, может быть, даже сильнее, ведь он пророс между двух камней.

Рассказ Платонова «Неизвестный цветок» подводит читателя к тому, что настоящий героизм не пропадает, не растворяется в мире, он пребывает в нем вечно, а дело людей – не забывать о нем.

Анализ сказки-были А.П. Платонова «Неизвестный цветок»

1) Особенности жанра произведения.

Произведение А.П. Платонова «Неизвестный цветок» относится к жанру литературной сказки. В литературной сказке видна позиция писателя, суть авторского замысла. «Неизвестный цветок» по жанру сказка-быль. Сказка-быль — литературный жанр, совмещающий признаки двух жанров: сказки (повествование, основанное на вымысле) и были (повествование, основанное на реальных событиях). Начало произведения А.П. Платонова «Неизвестный цветок» напоминает жанр сказки: «Жил на свете маленький цветок».
2) Особенности сюжета.
Сюжет — последовательность событий в художественном произведении.

— Как описывается в произведении место, где жил цветок? (на пустыре, там не росла трава, лежали одни старые камни, была сухая мертвая глина)

— Как заканчивается произведение А.П. Платонова? (рассказом о новом неизвестном цветке, который вырос среди камней)

3) Характеристика героев произведения.

— Когда начал свою жизнь маленький цветок? («однажды упало из ветра одно семечко»)

— Что делал цветок, чтобы выжить на пустыре? («Долго томилось это семечко, а потом напиталось росой, распалось, выпустило из себя тонкие волоски корешка, впилось ими в камень и в глину и стало расти».)

— Какие природные явления помогали маленькому цветку выжить? (ветер и роса)

— Каким был маленький цветок? (трудолюбивым)

— Как А.П. Платонов описывает венчик, который однажды распустился у цветка? («Венчик у него был составлен из лепестков простого светлого цвета, ясного и сильного, как у звезды. И, как звезда, он светился живым мерцающим огнем, и его видно было даже в темную ночь».)

— Почему пионеры воспринимали маленький цветок как героя? (цветок выжил, несмотря на трудности, и расцвел)

Даша — пионерка, трудолюбивая девочка, вдали от дома скучает по маме, пишет ей письмо; умеет ценить красоту природы, всю зиму помнит о маленьком цветке, добрая душа.

— Почему девочка Даша проходила мимо пустыря? (девочка была в пионерском лагере, соскучилась по матери, поэтому «написала матери письмо и понесла письмо до станции, чтобы оно скорее дошло»)

— Что почувствовала Даша, подойдя к пустырю? (благоухание)

— Какую связь увидела Даша между собой и одиноким цветком, растущим на пустыре? («Может, этот цветок скучает там по своей матери, как я», — подумала Даша».)

— Что сделали ребята на пустыре? (удобрили почву на пустыре)

— О чем думала Даша всю долгую зиму? («о маленьком, неизвестном по имени цветке»)

4) Художественные особенности сказки-были.

— Какие эпитеты использует писатель для описания пустыря, на котором вырос маленький цветок? («голый каменный пустырь», «мертвую глину», «голый камень», «сухую глину»)

— Какие художественно-выразительные средства описывают неизвестный цветок? (эпитеты: «листья его не могли… стать зелёными: одна жилка у них была синяя, другая красная, третья голубая или золотого цвета», «венчик у него был составлен из лепестков простого светлого цвета, ясного и сильного», «светился живым мерцающим огнем»; сравнение: лепестки, «как у звезды»; метафоры: «выпустило из себя тонкие волоски корешка», «листья тяжелели от росы»; олицетворения: «томилось это семечко», «приютилось оно», «цветок всю ночь сторожил росу и собирал её по каплям», «он трудился день и ночь», «он… превозмогал терпеньем свою боль от голода и усталости», «цветок … не хотел жить печально», «он дремал» и др.)

— Какой поэтический приём использует А.П. Платонов при описании встречи девочки и цветка? (олицетворение: цветок говорит с Дашей, рассказывая о своей судьбе)

Главные герои и анализ произведения А. П. Платонова

Мы будем идти от макро- к микроуровню:

На этом можно завершить разбор рассказа, который написал Платонов. «Неизвестный цветок» (главные герои в том числе) был проанализирован достаточно подробно.

Источник

Поделиться с друзьями
Детский развивающий портал