Что делал левша в рассказе лескова левша

Название произведения Левша
Автор Николай Семёнович Лесков
Жанр Повесть
Год написания 1881

Главные герои

Другие персонажи

Краткое содержание

Глава первая

По окончании венского совета Александр I совершает поездку по Европе. Подданные всех стран стремятся удивить российского императора, но донской казак Платов, сопровождавший его, всячески сопротивляется тому, чтобы царь ставил чужеземные диковинки выше русских.

Глава вторая

Глава третья

Александр с Платовым посещают сахарный завод, а затем едут в особую кунсткамеру, где хранятся «минеральные камни и нимфозории, начиная с самой огромнейшей египетской керамиды до закожной блохи, которую глазами видеть невозможно, а угрызение ее между кожей и телом». Там же англичане подносят императору дар: заводную блоху из стали («соринку»), которая может танцевать: «у нее в пузичке заводная дырка, а ключ семь поворотов имеет, и тогда она пойдет дансе». Восхищенный Александр дарит англичанам миллион. Блоха хранится в огромном бриллианте: он заменяет ей футляр.

Глава четвертая

Спустя много времени «аглицкая блоха» попадает в руки к новому императору, Николаю I. Не понимая, что перед ним, он разыскивает Платова – свидетеля давней поездки Александра. Платов рассказывает о «нимфозории», и предлагает отнести ее российским мастерам в Сестрорецк или в Тулу, чтобы они смогли превзойти иностранное изобретение. Патриотично настроенный Николай радостно соглашается.

Глава пятая

Платов едет в Тулу, отдает блоху оружейникам. Они просят оставить ее на пару недель, тот противится, но затем сдается: он беспокоится о сохранности бриллиантового футляра.

Глава шестая

Трое самых искусных оружейников и один косой левша отправляются в дорогу по направлению к Киеву. Злые языки стали утверждать, будто они струсили.

Глава седьмая

Выясняется, что туляки ходили молится Мценской иконе Св. Николая, чтобы покровитель торгового и военного дела благословил их на работу. По возвращении они приступают к делу: «молоточками потюкивают. Куют что-то такое, а что куют – ничего неизвестно».

Глава восьмая

Платов приезжает в Тулу и посылает гонцов к оружейникам.

Глава девятая

Оружейники и левша заканчивают работу, когда являются посыльные. Отправив их вперед, туляки идут следом.

Глава десятая

Платов взбешен: оружейники вернули ему блоху в том же виде, в котором получили. Казак убежден, что его нагло обманули. Он хватает левшу в свою коляску и вместе с «аглицкой блохой» они отправляются в Петербург, ко двору императора. Мастера удивляются, стоит ли без «тугамента» (документа) в столицу ехать, ведь левшу забирают, как есть. Платов грозится им и уезжает. На следующий день коляска приезжает в Петербург.

Глава одиннадцатая

Платов надеялся, что Николай забудет об их договоренности, однако император «ужасно какой замечательный и памятный», и все же спрашивает о нимфозории и работе тульских мастеров. Платов рассказал все в подробностях, но Николай не верит в обман оружейников.

Глава двенадцатая

Дочь императора крохотным ключиком заводит блоху. Блоха шевелится, но танцевать – не танцует, хотя прежде могла. Платов в гневе, треплет левшу за волосы, тот недоумевает, за что ему достается. Левша предлагает господ взглянуть «в самый сильный мелкоскоп»: тогда работа обнаружится.

Глава тринадцатая

Николай смотрит в микроскоп, поворачивает блоху с боку на бок, но ничего не видит. Приводят левшу – в изодранном костюме, с разорванным шиворотом – к императору, и он указывает на ножки блохи: «надо всего одну ее ножку в подробности под весь мелкоскоп подвести и отдельно смотреть на всякую пяточку, которой она ступает». Император счастлив, обнимает и целует левшу: тульские мастера подковали аглицкую блоху!

Глава четырнадцатая

Левша рассказывает, что на каждой подкове указано имя мастера, которой над ней работал. Своего же имени он не оставил: ведь он трудился над гвоздиками для подков. Также мастер признается, что «мелкоскопов» туляки не имеют и привыкли работать на глаз. Платов извиняется перед левшой. Блоху с левшой и курьером отправляют в Англию: продемонстрировать, что с их блохой сделали русские мастера.

Глава пятнадцатая

Англичане дают новость («клеветон» — фельетон) во все газеты («публицейские ведомости») о невероятном происшествии. Знакомятся с левшой, радушно его угощают и всячески славят. Пьют вино. Иноземцы любопытствуют его привычкам: не сразу догадываются, отчего он крестится левой рукой. Левша рассказывает, что арифметике туляки не обучены, а учились они по Псалтири и Полусоннику. «Мы в науках не зашлись, но только своему отечеству верно преданные». Англичане предлагают левше остаться и получить образование, он отказывается: дома – родители. Они согласны отсылать деньги родителям левши, но он вновь отказывает: ему одиноко будет в Англии, ведь он холостой, а на англичанке жениться не может, так как он – православный и, кроме того, английским не владеет. «Русская вера самая правильная, и как верили наши правотцы, так же точно должны верить и потомцы». А вера правильнее, потому что на Руси книги толще, а, стало быть, и вера – полнее. Единственное, на что левша соглашается – это посетить заводы.

Глава шестнадцатая

Левша обращает внимание на довольство и комфорт работников заводов: у них удобная обувь, все сыты и хорошо одеты, работают с таблицей умножения и видно, что образованны. Это его радует, но кое-что и тревожит: английские старые ружья гораздо в лучшем состоянии, чем русские.

Левша с курьером садятся на корабль и по «Твердиземному» морю отправляются на родину. Мастер не желает покидать палубы даже в бурю: ждет, когда Россия покажется на горизонте. Лишь один «полшкипер» нашел способ спустить левшу с палубы: предложил туляку пари, кто кого перепьет.

Глава семнадцатая

Левша и полшкипер пьют наравне, ни один другому не уступает. Обоим в море мерещится черт. Матросы по велению капитана спускают их в каюты, но чтобы не нарушать пари им выдают рому: каждый продолжает пить. Мертвецки пьяные прибывают они в Петербург. Англичанина везут в посольство («посланнический дом») на Английской набережной, а левшу – в квартал.

Глава восемнадцатая

К англичанину приходят «лекарь и аптекарь» и приводят его в чувство. Левшу бросают на пол в квартале и требуют документы, но он настолько пьян, что ответить не в состоянии. Его обыскивают, грабят и отправляют в бесплатную больницу. Однако долго не могут найти извозчика, в больницах без документов не берут, а левша долго лежал на холодном полу. Он заболевает. Остается Обухвинская больница, «где неведомого сословия всех умирать принимают». Англичанин приходит в себя и бросается искать левшу.

Глава девятнадцатая

Глава двадцатая

«Таких мастеров уже нет в Туле: машины сравняли неравенство талантов и дарований, и гений не рвется в борьбе против прилежания и аккуратности». Имя левши исчезло из истории, но слава о русских умельцах продолжает жить даже в эпоху «механической науки».

Источник

Левша краткое содержание

Рассказ «Левша» Лескова увидел свет в 1881 году. Произведение посвящёно гениальному тульскому оружейнику, сумевшему превзойти в умении английских мастеров. Но его талант не был по достоинству оценен на родине, в итоге, всеми забытый, он умер в больнице. Заглавие рассказа «Левша» (Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе) определяет «сказовую» манеру повествования. Из 20 глав рассказа только заключительная представляет собой размышления самого автора. Во всех остальных повествуется от имени рассказчика, цехового мастера.

Наш сайт предоставляет возможность прочитать краткое содержание «Левша» по главам. Благодаря этому, 6 классы смогут подготовиться к уроку литературы.

Главные герои

Левша – тульский оружейный мастер, вместе с товарищами подковавший английскую механическую блоху.

Другие персонажи

Платов – атаман донских казаков, служивший при Александре Павловиче, а затем и при Николае Павловиче.
Александр Павлович – русский император, которому во время путешествия по Англии подарили заводную блоху.
Николай Павлович – русский император, велевший тульским мастерам усовершенствовать английскую блоху.
Тульские мастера – оружейники, сумевшие набить подковы микроскопической заводной блохе, привезённой Александром Павловичем из Англии.
Английские мастера – оружейники и инженеры, признавшие искусство туляков. Уговаривали левшу не уезжать в Россию и знакомили его с разными техническими новинками.
Мартын-Сокольский – доктор, пытавшийся передать последнюю просьбу Левши.
Чернышев – министр иностранных дел.

Краткое содержание

Глава 1
Российский император Александр Павлович после Венского совета, на котором были подведены итоги войны 1812 года с Наполеоном, отправляется в путешествие по Европе. Везде ему показывали разные диковинки, которыми император восхищался. Но донской атаман Платов, находившийся при нём в поездке, не разделял мнения царя. Он считал, что русские мастера ничуть не хуже иностранных.
В конце турне царь приезжает в Англию.

Глава 2
Англичане стали показывать русскому царю свои технические достижения. Александр был в восторге от иностранной науки, и полностью убедился, что русским до иностранцев далеко. Платов же всячески старался английских мастеров принизить, доказывая, что русские их во всём обошли. Так, англичане показали царю «пистолю» тонкой работы «неизвестного, неподражаемого мастера».
Государь опечалился, что русские такое чудо создать не способны. А Платов открыл у пистоли замок и показал, что сделал её «Иван Москвин во граде Туле». Такое открытие привело англичан в замешательство, и они решили создать такое чудо техники, против которого и Платову возразить было бы нечего.

Глава 3
Утром русский царь и Платов поехали смотреть сахарный завод, а затем их привели в «последнюю кунсткамеру, где у них со всего света собраны минеральные камни и нимфозории». Здесь Александру показали созданную английскими мастерами в натуральную величину заводную механическую блоху. Она могла прыгать и танцевать. Восхищённый император вручил англичанам миллион, а они ему за это подарили это чудо техники. Уложил государь блоху в футляр, сделанный из бриллианта, опустил его в табакерку и отбыл на Родину.

Глава 4
До самой смерти Александра оставалась блоха в табакерке. Когда он умер, её передали его жене Елизавете Алексеевне, а от неё она досталась новому императору, Николаю Павловичу. Вначале царь блохой не заинтересовался, но затем стал думать, для чего она у брата Александра столько лет хранилась.
Никто не мог разгадать эту загадку, пока не прибыл во дворец старый донской атаман Платов. Он отдал Николаю «мелкоскоп», взятый когда-то у английских мастеров, и царь увидел, как прыгает стальная блоха. Но, в отличие от Александра, новый царь перед иностранцами не преклонялся. Поручил он Платову поехать к русским мастерам, чтобы они постарались создать что-нибудь более удивительное, чем английская блоха.

Глава 5
Исполняя волю государя, поскакал Платов в Тулу, которая славилась оружейными мастерами. Оружейники взялись исполнить приказание, но попросили донского атамана оставить им блоху на несколько дней. Сколько Платов не выпытывал, они не сказали ему, что придумали. Ничего не добившись, атаман отправился на Дон, оставив удивительную блоху тульским мастерам.

Глава 6
Когда Платов уехал, три самых искусных оружейника, среди которых был и «косой левша. На щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны», отправились прочь из города. Люди стали гадать, куда они пошли. Многие подумали, что мастера ничего не придумали, и, чтобы избежать наказания, решили скрыться, прихватив с собой царскую табакерку.

Глава 7
Мастера отправились в город Мценск Орловской губернии, чтобы попросить совета у иконы Николая Чудотворца. Помолившись, вернулись они к себе в слободу и заперлись в доме Левши. Соседям было очень любопытно, что делают мастера. Под разными предлогами они пытались выманить троих оружейников из дома. Но, ни одна попытка не увенчалась успехом. Мастера никому не открывали и ни с кем не разговаривали, работая днём и ночью.

Глава 8
Закончив переговоры на Дону, Платов поспешил обратно в Тулу. Сам он к мастерам больше не пошёл, а послал за ними множество курьеров.

Глава 9
Мастера в это время заканчивали свою работу. Сколько курьеры к ним не стучали, они их в дом не пустили. Тогда, чтобы добраться до упрямых оружейников, курьеры сняли с дома крышу. После этого Левша с товарищами вышли из избы и сообщили, что работу свою закончили и могут идти к Платову.

Глава 10
Подали оружейники атаману стальную блоху в табакерке. Тот начал их расспрашивать, где же их работа. Но, они, обидевшись на оскорбления, сказали, что только государь её увидеть сможет. Разозлённый Платов, бросил Левшу в свою повозку и увёз его с собой в Петербург. По приезде сам он пошёл к Николаю Павловичу, а мастера оставил внизу со связанными руками.

Глава 11
Платов надеялся разговорами о казаках отвлечь царя от блохи. Но ему это не удалось. Николай вспомнил о поручении, и велел принести работу тульских мастеров. Платов рассказал, что туляки ничего нового не создали, а вернули обратно английскую блоху. Государь не мог поверить в обман и решил сам убедиться в словах атамана.

Глава 12
Когда принесли блоху и завели её ключом, оказалось, что «нимфозория» перестала прыгать. Платов был в бешенстве. Он решил, что оружейники сломали механизм. Пошёл атаман к лестнице, где Левшу оставил, и стал его бить, называя обманщиком. Левша же утверждал, что работа сделана, но увидеть её можно только в «мелкоскоп».

Глава 13
Привели Левшу к царю, и показал он, в чём заключалась работа оружейников. Оказывается, они сумели английской блохе набить на ножки подковы. Государь удивился и обрадовался, что его русские мастера сумели англичан превзойти.

Глава 14
Решил Николай отправить мастера в Англию, чтобы он свою тонкую работу показал иностранным мастерам. Одели его получше и отправили за границу с особым курьером.

Глава 15
Оставил курьер Левшу в гостинице. А сам унёс блоху мастерам. Узнали мастера, кто сумел блоху подковать, и пришли к мастеру в гостиницу. Три дня они его поили и кормили, а потом стали расспрашивать об образовании. Оказалось, что мастер учился «по Псалтирю и Полусоннику», а арифметики совсем не знает.

Глава 16
Отправили англичане курьера домой, а Левшу стали по заводам водить и уговаривать, чтобы он у них остался. Но, Левша тосковал по родной Туле и просил, чтобы его отпустили обратно. Посадили английские мастера оружейника на корабль и отправили в Россию, дав на дорогу денег и подарив на память золотые часы.

Глава 17
На корабле Левше показалось скучно, и он заключил пари с полшкипером, что перепьёт его. Пили они до самого конца плавания, отчего оба заболели, но никто в выигрыше не оказался.

Глава 18
В России полшкипера привезли в английское посольство, где организовали ему прекрасные условия. А Левшу, ослабевшего, не способного даже разговаривать, доставили в квартал. Там его обобрали и решили отправить в какую-нибудь больницу на лечение. Поскольку у оружейника не было с собой «тугамента», ни в одной больнице его не приняли. К утру стало ясно, что Левша долго не проживёт, и его отвезли умирать в Обухвинскую больницу для простонародья.

Глава 19
Полшкипер очень беспокоился о своём друге. Чудом он отыскал Левшу в больнице и добился, чтобы к нему прислали доктора. Умирающий мастер просит Мартын-Сокольского сказать государю, что «у англичан ружья кирпичом не чистят». Доктор пытается донести слова Левши до Чернышёва, но его никто не слушает, и чистка продолжается вплоть до начала войны.

Глава 20
В конце повествования автор размышляет о талантах, подобных Левше. В век машин они почти исчезли с русской земли, но память о них живёт вечно.

Заключение
В рассказе «Левша» Николай Лесков, непревзойдённый мастер малых литературных форм, показывает, сколько в русском народе талантов, не развившихся в полную силу из-за условий жизни. Краткий пересказ произведения «Левша» по главам не может раскрыть всю силу художественного таланта писателя. Поэтому мы рекомендуем познакомиться с полной версией рассказа.

Источник

«Левша» Н.С. Лескова: план, сочинение, характеристика Левши, герои. 6 класс

«Левша» Лескова: план произведения. Как и о чем писать в сочинении? Образ Левши, характеристика главного героя: имя, портрет Левши. Тема и герои произведения: царь, Платов. Почему безымянный мастер (левша) и его товарищи взялись поддержать Платова и с ним всю Россию?

Сказ Н.С. Лескова «Левша» проходят в школах на уроках русской литературы уже в 6 классе. Оттого произведение принято воспринимать как «детское» и объяснять попроще: Лесков воспевает искусство и патриотизм русских мастеров, сочувствует их тяжелой судьбе.

Левшу – безымянного тульского мастера – обычно называют положительным героем, воплощающим в себе «лучшие черты русского народа».

Иллюстрация Кукрыниксов

Однако внешняя простота лесковских произведений обманчива. Его герои не делятся на чисто положительных и чисто отрицательных: и Левша, и оба русских императора, и казак Платов, и английский полшкипер наделены как недостатками, так и благородными чертами. Автор над всеми подшучивает и всем сочувствует.

Сбивает с толку и язык Лескова. Сдобренный «народными» словечками и оборотами, он вызывал удивление у современников: так в народе никогда не говорили. Этот наивный и насмешливый язык выдуман самим Николаем Лесковым и существует лишь в его книгах.

После публикации сказа литературные критики спорили о смысле «Левши»: одни видели в нем саркастическую насмешку над русским народом, другие – неглубокую ура-патриотическую сказку о превосходстве русских над иностранцами. Сам Лесков открещивался от этих обвинений.

Содержание

План произведения

Чтобы составить план, нужно выделить в произведении ключевые моменты. Вот они:

О чем писать в сочинении по «Левше»

Тема и проблематика

Тема сказа – судьба талантливого человека в России. Лесков поднимает проблему несправедливости: гениальный мастер всю жизнь терпит унижения.

Герои

Герои описаны без лишних подробностей, символически: они воплощают русскую жизнь в разных ее проявлениях.

Левша – безымянный тульский мастер, необразованный, но гениальный в своем деле. Скромный, по-своему верующий, любящий родину, но при этом недалекий, по-детски наивный и склонный к пьянству.

Император Александр I – поклонник всего иностранного. Уверен, что в России нет мастеров, способных сравниться с англичанами. Больше всего боится обидеть иностранцев своей неучтивостью.

Император Николай I – государь, верящий в талант русского народа и в то, что свои люди его не подведут. Именно он решает отправить левшу в Англию, чтобы тот продемонстрировал иностранцам подкованную блоху. В дальнейшем исчезает из сказа, никак не участвует в судьбе простого мастера.

Атаман Платов – герой войны 1812 года, мужественный, но грубый и скорый на расправу. Убеждает Александра I в превосходстве русских мастеров над иностранцами, но сам обращается с мастерами как с холопами: ругает, унижает и бьет. Лишь когда левше удается произвести впечатление на императора, просит у него прощения за побои.

Английский полшкипер – спутник и собутыльник левши во время обратного плавания из Англии в Россию. Фактически, это он спаивает левшу и доводит до могилы. Но он сохраняет дружеские чувства к своему «камраду», пытается помочь мастеру. Полшкипер находит левшу в больнице и стремится исполнить его последнее желание: довести до сведения императора, что за границей «ружья кирпичом не чистят».

Доктор Мартын-Сольский – врач, который старается передать слова левши царю. Единственный из приближенных ко двору, кто согласился это сделать.

Граф Чернышёв – грубый и злой военный министр, который отказывается передать предупреждение левши императору. Когда предсказание мастера сбывается и русские ружья оказываются негодными для стрельбы, Чернышёв вновь прогоняет Мартын-Сольского: «Пошел к черту, плезирная трубка, — не в свое дело не мешайся, а не то я отопрусь, что никогда от тебя об этом не слыхал, — тебе же и достанется».

Образ и характеристика Левши

Главный герой лишен имени. Слово «левша» Лесков пишет с маленькой буквы. Получается, это даже не прозвище, а обозначение, чтобы отличить одного безымянного тульского мастера от двух других.

Левша единственный, чьего имени нет на подковах стальной блохи: «Я мельче этих подковок работал: я гвоздики выковывал, которыми подковки забиты, — там уже никакой мелкоскоп взять не может».

Портрет

Оружейник внешне неказист, «на щеке пятно родимое, а на висках волосья при учении выдраны». Поэтому голова у него «щипаная». К царю он является в порванной одежде и избитый Платовым: «он в чём был взят, и теперь очень в злом виде».

Иллюстрация Кукрыниксов

Характеристика

Левша – человек простой и недалекий. Он виртуозно владеет ремеслом, но совершенно безграмотен во всем остальном: «Наша наука простая: по Псалтырю да по Полусоннику, а арифметики мы нимало не знаем».

Левша уверен в своем искусстве и не боится представить подкованную блоху на суд царя. При этом он совершенно не умеет держаться перед теми, кто выше по званию, – «не понимает, как надо по-придворному с лестью или с хитростью, а говорит просто».

У мастера есть собственная рабочая гордость, его обижают незаслуженные обвинения и побои Платова. Но левша, с детства привыкший к унижениям, безропотно терпит все издевательства:

А вот к хорошему тульский оружейник не привык: даже от сладкого чая он морщится. Когда же на английском корабле «поместили левшу в лучшем виде, как настоящего барина», то «он с другими господами в закрытии сидеть не любил и совестился».

Нежелание левши остаться в Англии, где к нему относятся хорошо и ценят за талант, поначалу выглядит непонятно: то ли в нем говорит патриотизм, то ли просто привычка к прежней жизни.

— Мы, — говорит, — к своей родине привержены и тятенька мой уже старичок, а родительница — старушка и привыкши в свой приход в церковь ходить, да и мне тут в одиночестве очень скучно будет, потому что я ещё в холостом звании.

И все-таки левша оказывается патриотом. В Россию он уезжает, как только замечает важную деталь: англичане смазывают ружья, а не портят их кирпичом, и нужно передать это русским солдатам.

Но благородный порыв левши ни к чему не приводит. Из-за пьянства он попадает в больницу, а из-за нежелания чиновников слушать умирающего мастера его предупреждение так и не передают царю. В итоге левша пропадает ни за грош.

Единственное дело, которым он запомнился, – изготовление гвоздиков для подков стальной блоги. Трудно придумать более бессмысленное занятие.

Почему левша и его товарищи взялись поддержать Платова?

В учебнике В.Я. Коровиной для 6-го класса школьникам предлагается ответить на несколько вопросов по произведению Лескова. Первый из них: «Почему безымянный мастер (левша) и его товарищи взялись поддержать Платова и с ним всю Россию?»

«Взялись поддержать Платова и с ним всю Россию» – это цитата из самого сказа, то есть рассказчик оценивает работу мастеров как желание послужить стране.

Сами мастера-оружейники несколько раз повторяют, что главное для них – не подвести императора, что для них крайне важно «царское слово»: «Мы, батюшка, милостивое слово государево чувствуем и никогда его забыть не можем за то, что он на своих людей надеется»; «будем на Бога надеяться, и авось слово царское ради нас в постыждении не будет»; «будет тебе что-нибудь государеву великолепию достойное представить».

То есть главный мотив мастеров – не подвести царя, который им доверился, честно выполнить свою работу.

Русский народ в сказе «Левша»

Еще один вопрос, который задают в школе: «Какие лучшие качества русского народа изображены в сказе “Левша”». В 6-м классе ответить на него можно просто: трудолюбие, скромность, умение превозмогать трудности, патриотизм.

Но не всегда сказ Лескова воспринимали так однозначно. После публикации «Левши» отдельной книгой в 1882 году произведение критиковали как либералы, так и консерваторы, отмечал Б.Я. Бухштаб в комментариях к Собранию сочинений Н.С. Лескова в 11 томах.

Например, рецензент «Отечественных записок» критиковал Лескова за то, что тот «придумал развлечение — рассказывать сказки, или сказы, как он их (вероятно, для большей важности) называет», и упрекал автора в славянофильском шовинизме. Либеральная газета «Голос» относила сказ Лескова к числу произведений, «где русский человек затыкает за пояс иностранца».

А вот рецензент консервативного «Нового времени», наоборот, ругал Лескова за чересчур пессимистичный взгляд на соотечественников: «Русский человек у себя дома превращается в существо низшего порядка. Гениальный “Левша” (читай: русский народ) преображается в забитого, безличного, чувствующего свое ничтожество рабочего, который безропотно идет своей серенькой, неприглядной полоской. “Левша”, по рассказу г. Лескова, не только не разумеет ясно выгод своих, но и не очень чувствителен к варварскому обхождению с ним. Словом, совсем как подобает людям низшей, недоразвившейся породы».

А вот либеральный «Вестник Европы» заметил неоднозначность сказа: с одной стороны, в нем излагается славянофильская теория «о сверхъестественных способностях нашего народа», и вместе с тем произведение «заключает в себе весьма злую и меткую сатиру на эту же самую теорию».

Сам Лесков, отвечая критикам, признавал, что образ левши – в каком-то смысле обобщенный образ русского народа. «Но не могу принять без возражения укоры за желание принизить русский народ или польстить ему», – подчеркивал автор.

Я даже недоумеваю, из чего могли быть выведены такие крайне противоречивые заключения. Левша сметлив, переимчив, даже искусен, но он «расчет силы не знает, потому что в науках не зашелся и вместо четырех правил сложения из арифметики все бредет еще по псалтырю да по полусоннику». Он видит, как в Англии тому, кто трудится, — все абсолютные обстоятельства в жизни лучше открыты, но сам все-таки стремится к родине и все хочет два слова сказать «государю о том, что не так делается, как надо», но это левше не удается, потому что его на «парат роняют». В этом все дело.

Я никак не могу согласиться, чтобы в такой фабуле была какая-нибудь лесть народу или желание принизить русских людей в лице «левши». Во всяком случае, я не имел такого намерения.

Источник

Читайте также:  Сочинение на тему рассказа левша 6 класс кратко
Поделиться с друзьями
Детский развивающий портал