Что делает желтков в конце рассказа

Желтков

История персонажа

История создания

Александр Куприн работал над «Гранатовым браслетом» в Одессе осенью 1910 года. Произведение изначально задумывалось как рассказ, но разрослось до повести. Работа затянулась, и в начале декабря, судя по письмам Куприна, повесть еще не была закончена.

В основу сюжета легла реальная история, которая произошла с женой члена Государственного совета Д.Н. Любимова. Прототипом Желткова стал некий мелкий телеграфный чиновник Желтиков, безответно влюбленный в эту даму.

«Гранатовый браслет»

Желтков — мелкий чиновник контрольной палаты лет 30-35. Высокий и худощавый человек с мягкими и длинными волосами. Вид Желткова выдает тонкую душевную организацию — бледная кожа, нежное «девичье» лицо, детский подбородок с ямочкой, голубые глаза и нервные тонкие пальцы. Руки героя постоянно выдают его нервное состояние — дрожат, теребят пуговицы, «бегают» по лицу и одежде.

Желтков — главный герой повести «Гранатовый браслет»

Герой мало зарабатывает и считает себя человеком, лишенным тонкого вкуса, поэтому не имеет ни возможности, ни права преподносить объекту собственной неразделенной страсти — княгине Вере Шеиной — дорогие подарки. Герой увидел даму в ложе цирка и немедленно влюбился в нее. С тех пор прошло восемь лет, и все это время влюбленный Желтков пишет Вере письма. Вначале герой еще ждал взаимности и думал, что барышня из ложи ответит на его письма, однако Вера ни разу не уделила незадачливому поклоннику внимания.

Со временем Желтков перестает надеяться на взаимность, но продолжает время от времени писать Вере и тайно следить за ее жизнью. В письмах Желтков точно описывает, где и с кем видел Веру, даже в каком та была платье. Кроме объекта своей страсти, герой не интересуется ничем — ни наукой, ни политикой, ни жизнью собственной и других людей.

Герой хранит вещи Веры. Платок, который дама забыла на балу, а герой присвоил. Программу выставки, которую Вера оставила на стуле, и прочее в этом духе. Реликвией для Желткова стала даже написанная Верой записка, в которой та запрещала герою писать ей. Желтков видит в Вере единственный смысл собственной жизни, однако при всем этом не считает себя маньяком, а только влюбленным.

Вера Шеина из повести «Гранатовый браслет»

Однажды Желтков присылает княгине подарок на именины — фамильный гранатовый браслет, который принадлежал еще прабабке героя, а затем и его покойной матушке. Брат княгини, Николай, выходит из себя из-за этого подарка и принимает решение вмешаться, чтобы раз и навсегда прекратить «домогательства» Желткова.

Николай находит, где живет герой, и требует, чтобы тот прекратил преследовать сестру, а в противном случае грозится принять меры. Сама Вера тоже обходится с Желтковым недружелюбно и просит оставить ее в покое. Тем же вечером герой умирает, покончив с собой, однако в предсмертной записке не винит Веру в собственной смерти, а по-прежнему пишет о любви к той. Только на прощании Вера поняла, что та сильная любовь, о которой мечтает каждая женщина, была так близка, но она от нее отказалась.

У Желткова был мягкий и тактичный характер. Квартирная хозяйка называла героя «чудесным человеком» и относилась к нему как к родному сыну. Желтков искренен и не способен на ложь, порядочен. У героя слабый голос и каллиграфический почерк. Мужчина любит музыку, в особенности Бетховена. Из родственников у героя один брат.

Иллюстрация к повести «Гранатовый браслет»

Герой снимал комнату в многоэтажном доме на Лютеранской улице. Это бедный дом, где темно на лестничных площадках, пахнет керосином, мышами и стиркой. Комната Желткова скверно освещена, с низким потолком, бедно меблирована. У героя есть только узкая кровать, потрепанный диван и стол.

Желтков — противоречивый персонаж, который проявил трусость в любви, но изрядную смелость, принимая решение застрелиться.

Экранизации

В 1964 году вышла экранизация «Гранатового браслета», которую снял режиссер Абрам Роом. Образ Желткова в этом фильме воплотил актер Игорь Озеров. Господин Желтков, точное имя которого в повести не указано, в фильме назван Георгием Степановичем. В повести герой подписывается инициалами Г.С.Ж., а квартирная хозяйка, у которой Желтков снимал жилье, называла героя «пан Ежий», что соответствует польскому варианту имени «Георгий». Однако сказать наверняка, как звали героя, нельзя.

В фильме также снялись актеры Юрий Аверин (в роли Густава Ивановича фон Фриессе) и Олег Басилашвили в роли князя Шеина, мужа главной героини Веры Шеиной, роль которой сыграла актриса Ариадна Шенгелая.

Цитаты

«Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей — для меня вся жизнь заключается только в Вас».

«Подумайте, что мне нужно было делать? Убежать в другой город? Все равно сердце было всегда около Вас, у Ваших ног, каждое мгновение дня заполнено Вами, мыслью о Вас, мечтами о Вас. »

«Я проверял себя — это не болезнь, не маниакальная идея — это любовь».

Источник

Характеристика Желткова: «Гранатовый браслет», А. И. Куприн

Любовь — это великое, возвышенное чувство, толкающее на подвиги и самопожертвование во благо своего избранника. В книгах писатели превозносили это чувство как смысл существования, великую цель в жизни человека. Пушкин, Лермонтов, Куприн, Есенин, Ахматова и Цветаева — всемирно известные писатели, чьи произведения воспевают это прекрасное чувство. Но всегда ли любовь такая? К сожалению, нет. За таким чувством могут скрываться и предательства, ненависть, злоба. Против такой мнимой любви был русский писатель Куприн Александр Иванович.

Образ Желткова

Характеристика главного героя является центральной в повести «Гранатовый браслет». На примере Желткова, полное имя которого неизвестно (предполагается, что его звали Георгием, так как в своих письмах и бумагах он подписывается инициалами Г. С. Ж), можно понять, что истинная любовь существует на самом деле, она может быть безответной и беспощадной, пережить подобное довольно сложно, независимо от времени или эпохи. Работает Желтков чиновником и всю свою жизнь безответно любит Веру Шеину, которая уже долгое время замужем.

Внешность и поведение главного персонажа из анализа произведения:

Из текста рассказа понятно, что главному герою от 30 до 35 лет, он небогат и обладает плохим вкусом, поэтому ему сложно преподносить подарки, не пышущие роскошью. Мечтал Желтков о светлой любви и возможности находиться с любимой женщиной. Работал герой чиновником в контрольной палате, но ранее ему доводилось трудиться в казенном учреждении. Другие персонажи говорят о нем как о чудесном человеке, именно так отзывается о Георгии женщина, сдававшая ему комнату. Честный и искренний, он неспособен был лгать, обманывать. Также в тексте упоминается, что у Желткова есть брат.

Отношение близких к поклоннику княгини

Близкие Веры Николаевны относятся к тайному поклоннику княгини несерьезно. Ее муж, князь Шеин, ради развлечения придумывает для гостей рассказ о княгине Вере и телеграфисте. Это очень их забавляет.

Читайте также:  Сказка о маленьком моцарте г цыферов фрагмент из книги тайна запечного сверчка

При встрече с Желтковым князь Шеин и Николай возвращают гранатовый браслет, который, как оказалось, был семейной реликвией семьи Желтковых и достался ему в наследство от бабушки. Когда смущенный молодой человек рассказывал о своей давней любви к княгине, о своих тщетных надеждах и недостижимой мечте, мужу Веры даже становится жаль его.

Брат Николай, узнав о преследованиях сестры, приходит в бешенство и требует от Желткова прекратить это безумство.

Дом и комната героя

Место жительства главного героя позволяет в полной мере понять, насколько бедно он жил. Проживает персонаж в неизвестном городе в многоэтажном доме по Лютеранской улице. Жилье было старым, ветхим и довольно затхлым. Лестница всегда была оплевана жильцами, из подвала доносился запах грызунов, кошек и керосина, расходящийся по площадке. В тексте упоминается сосед Желткова по имени Василий Львович (жил на два этажа ниже).

Темная площадка перед входом в квартиру была мрачной, Николаю Николаевичу (брату Веры) постоянно приходилось зажигать спички, чтобы попасть в замочную скважину. Комнату Желтков снимает у пожилой сероглазой женщины в очках, она предложила ему проживание в помещении слева по коридору. Маленькая квадратная комнатка напоминала собой корабельную каюту, о чем напоминали миниатюрные округлые окна. В комнате есть небольшая узкая кровать, широкий просторный диван, который укрыт стареньким текинским ковром, посередине располагается стол, накрытый цветастой скатертью.

История любви персонажа

Изображается автором Желтков и его любовь довольно трагично и безнадежно. Его чувства к героине длятся уже восемь лет. Однажды он увидел Веру в цирке, после чего начинает любить женщину. Он утверждает, что не встречал никого подобного ей. Не надеясь на взаимность, любовные отношения перерастают для Георгия в невыносимое бремя, которое он отказывается нести в одиночестве. О своих пламенных чувствах он рассказывает женщине в письмах, с ней он делится так своими мечтами, оставаясь максимально вежливым.

Когда Вера не была еще замужней барышней, Желтков писал ей письма, надеясь получить ответ. Свои письма он называет глупыми и бессмысленными. Тайно главный герой следит за женщиной, знает обо всех местах, где она бывает. Его рассказы не похожи на сочинения, а на послания преследователя. Фанатичная любовь на грани сумасшествия заставляет писать об этом героине повести, указывая точно ее местонахождение, одежду и прочие детали.

В одном письме Желткова к Вере в «Гранатовом браслете» автор указывает, что смысл его жизни заключается в громадном счастье — любви, посланной Всевышнем ему, к главной героине. Он не считает себя маньяком, преследующим женщину. Просто для него не существует других интересов, помимо Веры. Ему все равно, что происходит в политическом мире, науке или философии.

Даже муж Веры утверждал, что Желтков не был сумасшедшим, он просто беззаветно любил его супругу. Для него самые дорогие вещи те, к которым прикасалась любимая женщина, например, украденный им платок, который героиня оставила на стуле во время бала, или записка с прошением оставить ее в покое.

Семейные трудности княгини

Семья Шеиных занимает высокое положение в обществе. Однако их благосостояние оставляет желать лучшего: они находятся на грани разорения. Ведь и имение, и наследство перешли к князю в состоянии упадка. Тем не менее супруги вынуждены соблюдать все внешние приличия, которые подтверждали статус и соответствовали их положению: вести приемы, заниматься благотворительностью, содержать лошадей, одеваться дорого, по моде, при этом находясь на грани банкротства. Княгиня изо всех сил старается помочь мужу предотвратить полное разорение. Она, насколько это возможно, экономит на домашнем хозяйстве, во многом отказывает себе. Однако мужу об этом не говорит, не желая расстраивать его. Давая кратко характеристику Вере Николаевне Шеиной, можно говорить о ней как о чутком человеке, стремящемся всегда прийти на помощь, сострадательном к своим близким.

Затишье и подарок для Веры

Будучи княгиней, Вере Шеиной не полагалось по статусу общаться с подобными Желткову людьми, помимо этого, его навязчивая любовь настолько сильно раздражала женщину, что она принимала его за сумасшедшего, вместо проявления великодушия и принятия чувств главного героя. Он никогда не мог подарить ей дорогой подарок. Единственной ценностью Георгия был гранатовый браслет, принадлежавший его прабабушке. Все особенности украшения можно перечислить в одном списке:

Тяжело переоценить значимость такого ценного украшения для Желткова. Именно его он решает презентовать после некоторого затишья своей возлюбленной на именины. Только Вера Шеина успела оправиться от маниакального преследования тайного поклонника, ведь на время он пропал и перестал писать, как ей доставляют таинственный подарок. Такое действие воздыхателя не на шутку разозлило брата главной героини.

Он решает пойти к Желткову, чтобы выяснить отношения и попросить его прекратить преследование княгини. Сама Вера также просит преследователя оставить ее в покое, покинуть город. Последней просьбой Георгия была мольба хотя бы остаться в пределах города, чтобы изредка наблюдать за любимой, но она просто сказала, что устала от этой истории. Телефонный разговор разбил сердце герою, высказывание возлюбленной стало для него непоправимым ударом. Он отказывался принимать жестокую реальность и отказываться так просто от смысла всей своей жизни, но никого не винил, просто не мог жить, не видя Веру.

Невербальный портрет главной героини повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет»

Создавая произведение, А.И. придает Куприн огромное значение невербальной характеристике героини и дает большую часть информации о ней именно через внеязыковые особенности.

В работе было выделено и проанализировано 170 невербальных единиц, которые являются значимыми при описании автором характеров главных персонажей повести.

Как показал анализ художественного текста, наиболее частотными в контекстах являются невербальные коммуникативные единицы из таких разделов невербальной семиотики как паралингвистика, проксемика и гаптика.

При раскрытии образа княгини Веры Николаевны Шеиной с точки зрения невербальной семиотики преобладающими являются паралингвистические единицы.

Данная группа представлена автором наиболее интересно и разнообразно, поскольку голос – совершенный инструмент человека для выражения своей индивидуальности и эмоционального состояния. Говоря о значимости голоса в человеческой жизни, Г.Е.

Крейдлин о (О. Савич)» [15, с. 212].

Для невербальной характеристики персонажа очень важна следующая цитата исследователя: «По звучанию голоса мы можем также описать физическое и психическое состояние человека и часто даем незнакомому или малознакомому человеку характеристику или оценку» [15, с. 216].

Таким образом, ученый говорит о том, что характеристика голоса героя неразрывно связана с его физическим и психологическим состоянием. «Им можно выразить самые разные чувства и отношения — нежность и ласку, сострадание и покорность, презрение и ненависть, в голосе можно услышать иронию и насмешку, радость и жалость, восторг и злорадство, восхищение и боль» [15, с. 218].

Голос героини всегда выражает ее психическое или эмоциональное состояние: мечтательность, радость, жизнерадостность, нежность, любовь, тревогу и т.д.

Именно благодаря использованию паралингвистических единиц, как нам кажется, А.И. Куприн тонко описывает характер героини. Образ княгини динамичен, он постепенно раскрывается для читателей с разных сторон.

В начале произведения автор так описывает Веру: Старшая, Вера, пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками и той очаровательной покатостью плеч, какую можно видеть на старинных миниатюрах [17, с. 149].

Героиня представляется нам как холодная, сдержанная, спокойная, несколько высокомерная красавица. Вера же была строго проста, со всеми холодно и немного свысока любезна, независима и царственно спокойна [17, с. 149].

С развитием сюжета автор, описывая невербальное поведение Веры, передает нам изменения, которые происходят в душе женщины, ее образ раскрывается для нас в новых красках. Проявляется задумчивость и мечтательность: Обе на минутку задумались.

Читайте также:  Леонард тома рассказы на русском

Глубоко-глубоко под ними покоилось море [17, с. 151]; Я тебя понимаю,- задумчиво сказала старшая сестра,- но у меня как-то не так, как у тебя. Когда я в первый раз вижу море после большого времени, оно меня и волнует, и радует, и поражает.

Как будто я в первый раз вижу огромное, торжественное чудо. Но потом, когда привыкну к нему, оно начинает меня давить своей плоской пустотой… [17, с. 152 ]; – Как странно,- сказала Вера с задумчивой улыбкой.

Анализ рассказа “старуха изергиль” максима горького

– Вот я держу в своих руках вещь, которой, может быть, касались руки маркизы Помпадур или самой королевы Антуанетты…[17, с. 153 ].

Беззаботность и жизнерадостность: – Благодарю за сравнение,- засмеялась Вера,- нет, я только думаю, что нам, северянам, никогда не понять прелести моря [17, с. 152]. Вера очень эмоциональна – Ох, какой ужас! – воскликнула Вера [17, с. 178].

Особо нужно выделить отношение княгини к любви: – Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться. – Вы видели когда-нибудь такую любовь, дедушка? – тихо спросила Вера.

– Нет,- ответил старик решительно [17, с. 177]. Крейдлин пишет, что «…в частной молитве человек общается с Богом тихим голосом. Частная молитва — это тихая, часто даже внутренняя речь при внутреннем безмолвии» [15, 215].

Вера настолько трепетно относится к любви, что даже ее голос стал тихим, настолько сакрально для нее это чувство.

Благодаря различным оттенкам голоса и тона писатель показывает отношения Веры с другими персонажами.

На протяжении всего произведения мы не наблюдаем каких-либо изменений в отношениях Веры с сестрой, мужем, генералом Аносовым и прислугой (либо людьми, которые ниже ее по социальному статусу).

Такие отношения можно назвать стабильными, поэтому автор всегда в таких случаях употребляет схожие эпитеты.

Княгиня с неизменной любовью и нежностью относится к своей младшей сестре Анне: – Знаешь, чем пахнет морская вода во время прибоя? Представь себе – резедой.

Вера ласково усмехнулась: – Ты фантазерка [17, с. 150]. И снисходительно относится к ее легкомыслию: В углу на кушетке Анна отчаянно кокетничала с гусаром.

Вера подошла и с улыбкой прислушалась [17, с. 166].

У княгини Веры очень теплые, дружественные отношения с мужем: Перед тем как уходить, Вера подошла к мужу и сказала ему тихо: – Поди посмотри… там у меня в столе, в ящичке, лежит красный футляр, а в нем письмо. Прочитай его [17, с. 174]. Вера доверяет ему и не хочет от него ничего скрывать.

Она относится к нему с глубоким уважением, во всем соглашается с ним и поддерживает его решения: – Я тоже так думаю,- согласилась Вера,- и как можно скорее. Но как это сделать? Ведь мы не знаем ни имени, ни фамилии, ни адреса [17, с. 183].

Несмотря на то, что они уже долго в браке, Вера всегда нежна и ласкова с мужем: – Вот что, Васенька,- перебила его Вера Николаевна,- тебе не будет больно, если я поеду в город и погляжу на него? [17, с. 193].

Особо нужно выделить отношения сестер с генералом Аносовым, которого они ласково называют «дедушка».

Они относятся к нему как к отцу, всегда уважительно и ласково: – Дедушка, миленький, дорогой! – говорила Вера тоном легкого упрека. Каждый день вас ждем, а вы хоть бы глаза показал [17, с.

156]; – Ну как же это так, дедушка? – мягко возразила Вера, пожимая слегка его руку. – Зачем клеветать? Вы ведь сами были женаты. Значит, все-таки любили? [17, с. 175].

Однако благодаря своему высокому статусу Вера всегда строго обращается с прислугой, наиболее значимым является глагол «приказать»: – Делай, как знаешь. Ступай! – приказала княгиня [17, с.

155]; – Расскажите мне что-нибудь о браслете,- приказала Вера Николаевна [17, с. 194]. В тоне княгини автор отмечает неудовольствие: – Что такое, Даша? – с неудовольствием спросила княгиня Вера, проходя в свой маленький кабинет, рядом со спальней.

– Что у вас за глупый вид? И что такое вы вертите в руках? [17, с. 162].

Наиболее интересно представлено автором отношение героини и ее давнего поклонника Желткова. На протяжении произведения мы можем увидеть, как изменяется отношение Веры к мужчине.

В начале произведения и до разворачивания сюжета Вера с неприязнью думает об этом человеке: “Ах, это – тот!” – с неудовольствием подумала Вера. Но, однако, дочитала письмо… [17, с. 164].

Постепенно ее отношение смягчается, ей становится «жаль этого несчастного», то есть неприязнь переходит в жалость: – Мне почему-то стало жалко этого несчастного,- нерешительно сказала Вера [17, с. 184].

Здесь же автор выделил нерешительность тона героини, что свидетельствует о боязни Веры признать это изменение перед самой собой и тем более перед мужем.

Кульминация развития отношений выразительно представлена автором с помощью окулесических единиц: Жении Рейтер вышла из комнаты, уже кончив играть, и увидала княгиню Веру, сидящую на скамейке всю в слезах [17, с. 197]; – Покажите, – сказала Вера Николаевна и вдруг заплакала.

Не менее значимым в невербальном портрете героини является такой раздел невербальной семиотики как гаптика. Поскольку Вера очень эмоциональный, тонкий и мягкий человек, она отдает свое тепло другим людям. Частотным является использование различных форм глагола «целовать»: Сестры радостно поцеловались.

Они с самого раннего детства были привязаны друг к другу теплой и заботливой дружбой [17, с. 149]; – Какая прекрасная вещь! Прелесть! – сказала Вера и поцеловала сестру. – Благодарю тебя. Где ты достала такое сокровище? [17, с. 153].

Также для того, чтобы показать привязанность сестер друг к другу автор использует глагол «обнимать»: Она [ Вера ] обняла старшую сестру и прижалась к ней, щека к щеке. И вдруг спохватилась [17, с. 152]. Употребляются глаголы движения: Вера ласково погладила прекрасный переплет. – Какая глубокая старина.

Сколько может быть этой книжке? – спросила она [17, с. 153]. Благодаря невербальным единицам мы не только можем анализировать отношения главной героини с другими персонажами, но их отношение к ней.

Ярким примером этого является невербальная характеристика генерала Аносова, где также частотен глагол «целовать», выражающий отцовскую любовь и заботу: Генерал, обнажив свою величественную голову, целовал поочередно руки у обеих сестер, потом целовал их в щеки и опять в руку [17, с. 156]; – Ну, прощай, Верочка. Теперь я буду часто приезжать,- говорил он, целуя у Веры лоб и руки [17, с. 181].

Читайте также:  Неоконченная сказка про емелю

Анализ сказки “как один мужик двух генералов прокормил” (тема, идея, суть, смысл, основная мысль, мораль, вывод, проблематика)

Детально и разнопланово А.И. Куприн описывает невербальные единицы, связанные с проксемикой.

В начале произведения Вера совершенно спокойна и занимается домашними делами, что выражается глаголом «ходила», который не является эмоционально окрашенным: Теперь она ходила по саду и осторожно срезала ножницами цветы к обеденному столу. Клумбы опустели и имели беспорядочный вид [Куприн, с. 148].

Второй раз этот глагол мы встречаем в конце произведения, но в сочетании с наречием «беспокойно» он заключает в себе совершенно другое значение. Вера беспокойно ходила по саду целый день от волнения, переживаний и предчувствия трагедии: Целый день она ходила по цветнику и по фруктовому саду.

Беспокойство, которое росло в ней с минуты на минуту, как будто не давало ей сидеть на месте. И все ее мысли были прикованы к тому неведомому человеку, которого она никогда не видела и вряд ли когда-нибудь увидит, к этому смешному Пе Пе Же [17, с. 191].

После эмоционального подъема наступает эмоциональный спад: Тут же в передней был стул, и Вера опустилась на него. – Я друг вашего покойного квартиранта, – сказала она, подбирая каждое слово к слову. – Расскажите мне что-нибудь о последних минутах его жизни, о том, что он делал и что говорил [17, с. 194].

В лексикографических источниках в одном из значений глагол «опуститься» интерпретируется как «перен.: о невозможности делать что-либо из-за отсутствия надежды, энергии» [22, с. 457]. Веру настолько потрясли происходящие вокруг нее событии, что у нее нет сил действовать и быть активной, поскольку она осознает, что «большая любовь» прошла мимо нее.

С помощью проксемических единиц А.И. Куприн характеризует пространственное поведение сестер.

Вера с Анной определенный промежуток времени не виделись, и как только карета с младшей сестрой приезжает, Вера спешит ей навстречу: Тонкий слух не обманул Веру. Она пошла навстречу.

Через несколько минут у дачных ворот круто остановился изящный автомобиль-карета, и шофер, ловко спрыгнув с сиденья, распахнул дверцу [17, с. 149].

Описание быстрой и энергичной походки Анны помогает читателю ярко представить ее портрет, а уточнение о том, что она идет рядом с Варей подчеркивает, что сестры очень дружны: Боже мой, как у вас здесь хорошо! Как хорошо! – говорила Анна, идя быстрыми и мелкими шагами рядом с сестрой по дорожке. – Если можно, посидим немного на скамеечке над обрывом [17, с. 150]. Интересно, что несмотря на любовь к сестре, Анна предпочитает ей мужскую компанию: Анна с Бахтинским шли впереди, а сзади их, шагов на двадцать, комендант под руку с Верой… [17, с. 174].

В моменты сильного эмоционального напряжения автор комбинирует несколько невербальных компонентов.

Доминирующими являются проксемические единицы в комплексе с кинесическими: Обе сестры, издали узнавшие его, подбежали к коляске как раз вовремя, чтобы полушутя, полусерьезно поддержать его с обеих сторон под руки [17, с. 156].

Также используются проксемические единицы в комплексе с паралингвистическими: Зато ее дожидалась пианистка Женни Рейтер, и, взволнованная тем, что она видела и слышала, Вера кинулась к ней и, целуя ее прекрасные большие руки, закричала: – Женни, милая, прошу тебя, сыграй для меня что-нибудь,- и сейчас же вышла из комнаты в цветник и села на скамейку [17, с. 196]. Глагольный ряд «подбежала», «кинулась» говорит о том, что героиня динамична, поэтому пространственные предлоги используются реже, чем глаголы движения.

В произведении автор 2 раза использовал окулесические единицы. Первый раз А.И. Куприн делает акцент на глазах героини в начале произведения: Так раздумывала княгиня Вера и не могла отвести глаз от пяти алых кровавых огней, дрожавших внутри пяти гранатов [17, с. 165].

Он показывает заинтересованность героини, ее взгляд прикован к браслету, благодаря чему мы понимаем, что этот подарок и появление Желткова в сюжете не случайность, а очень значимое событие для Веры. Именно с этого подарка начинается завязка сюжета произведения. Следующий раз А.И.

Куприн обращается к окулесике для того, чтобы показать эмоциональное напряжение и взволнованность героини: Она пришла к мужу с покрасневшими от слез глазами и вздутыми губами и, показав письмо, сказала: – Я ничего от тебя не хочу скрывать, но я чувствую, что в нашу жизнь вмешалось что-то ужасное [17, с. 193].

Примеры таких разделов невербальной семиотики, как гастика и аускультация являются единичными: – Ну что ж, не так уж дурно. Ты не тревожься. Впрочем, между нами, у тебя у самой есть слабость вкусно поесть [17, с. 154]; Тонкий слух не обманул Веру [17, с. 149].

Использование количественного метода позволило нам определить доминирующие группы, представляющие портрет главной героини (см. график 1).

Как показал анализ художественного текста, образ главной героини повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет» глубоко и полно передается с помощью невербальных единиц. Так, при создании портрета В.

Шеиной автор наиболее активно использовал такие разделы невербальной семиотики, как паралингвистика, гаптика, кинесика, окулесика и проксемика.

Примеры таких разделов как аускультация и гастика являются единичными.

Загадочная смерть

Весть о кончине тайного поклонника поражает Веру, которая понимает, что ей не удалось познать сумасшедшую любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошедшую стороной мимо нее. Она вспоминает пророческие слова генерала Аносова, который говорит о вечности чувств, и кладет под шею самоубийцы благоухающий цветок, жалея, что даже не знала, как звать сумасшедшего, преследовавшего ее на протяжении 8 лет.

Подробная характеристика основного персонажа повести «Гранатовый браслет» и описание позволяют каждому читающему человеку понять, что существует великое чувство, толкающее на сумасшедшие поступки. Тема рассказа раскрывает образ Желткова как доброго, терпеливого человека, способного на верность, любовь к одной женщине, самопожертвование, с трагической судьбой.

Благородство Георгия Степановича

При анализе произведения стоит указать, что персонаж хоть был беден, но обладал возвышенной натурой. Неважно, как и где он работал, главное, что он способен на бескорыстную любовь. В письме Георгий Степанович пишет, что не может подарить Вере Николаевне то, чего она достойна, так как ограничен в средствах.

Хозяйка квартиры, у которой Желтков снимал комнату, относилась к нему как к родному сыну. Георгий был скромным, воспитанным и добросердечным человеком. Князь Василий сразу заметил его благородство, поскольку Георгий признался, что не может разлюбить княгиню, но пообещал, что больше не будет ей докучать. Для него важно, чтобы женщина, которую он любит, жила спокойно и счастливо, а значит, он исчезнет.

Даже уходя из жизни, Желтков остаётся сильным человеком, который оставляет за собой право выбора. Незаметный чиновник со смешной фамилией смог совершить подвиг самопожертвования ради любви. Он был одержим высоким чувством, и эта великая любовь наполняла его жизнь содержанием, благодаря ей он видел смысл в своем существовании.

Желтков любил так, как могут любить только избранные. Такие чувства могут быть лишь раз в тысячу лет. Княгиня это тоже поняла, но слишком поздно.

Источник

Поделиться с друзьями
Детский развивающий портал