Что делает сказку царевна лягушка волшебной

Русская народная сказка «Царевна-лягушка»

Читательский дневник по русской народной сказке «Царевна-лягушка»

Название произведения: «Царевна-лягушка».

Жанр произведения: народная волшебная сказка.

Главные герои: Иван-царевич, Лягушка — она же Василиса Премудрая.

Второстепенные герои: Царь, братья, невестки, Баба-Яга

Характеристика главных героев:

Иван-царевич — добрый, доверчивый.

Считал, что ему не повезло, но не бросал свою лягушку.

Василиса — мудрая, находчивая и верная жена.

Была лягушкой, превратилась в прекрасную царевну.

Характеристика второстепенных героев:

Старшие братья и невестки — завистливые и гордые.

Царь — хитрый, мудрый, хотел счастья сыновьям.

Баба-яга — мудрая женщина, волшебница.

Краткое содержание сказки «Царевна-лягушка»

Решил царь женить сыновей и велел пустить им стрелы наугад.

Старшим братьям достались невесты купеческие да боярские, а младшему попалась лягушка.

Решил царь проверить невесток. Приказал хлеб испечь.

Жёны старших братьев невкусный хлеб испекли.

А лягушка превратилась в Василису Премудрую, и шикарный каравай приготовила.

Велел царь невесткам ковры выткать.

У жён старших братьев ничего не получилось, а Василиса отличный ковёр выткала, на котором всё царство показала.

Позвал царь невесток на пир.

Превратилась лягушка в красавицу, всех на пиру затмила своей красотой, и мудростью.

Да только Иван поспешил домой и сжёг её шкурку лягушачью.

Обернулась Василиса голубкой и улетела.

Отправился Иван её искать.

Встретил по дороге различных животных, но пощадил их.

И звери ему помочь обещали.

Помогли Ивану медведь, заяц и щука добыть яйцо со смертью Кощея.

Достал Иван иголку и сломал.

Умер Кощей, а Василиса к Ивану вернулась.

Стали они жить счастливо и в любви.

План произведения:

2. Неожиданная невеста.

6. Сожжённая шкурка.

8. Три зверя лесных.

Основная мысль сказки «Царевна-лягушка»

Главная мысль сказки заключается в том, что не стоит человека по его внешности.

Основная идея сказки в том, что свою ошибку нужно уметь исправить.

Ещё одной главной мыслью можно назвать то, что ради любви человек способен преодолеть любые препятствия и трудности.

Чему учит сказка

Сказка учит не судить человека по внешности, а смотреть на его поступки и внутреннюю красоту.

Учит не требовать от человека то, чего он не может выполнить.

Учит ценить своих близких и быть готовым на всё ради них.

Учит бороться за своё счастье и не бояться трудностей.

Учит быть смелыми, отважными, рассудительными и добрыми.

Учит отвечать за свои поступки и думать перед тем, как что-то делать.

Краткий отзыв о сказке «Царевна-лягушка» для читательского дневника

Прочитав эту сказку, я была восхищена смелостью и настойчивостью Ивана, и красотой, и мудростью Василисы.

Эти герои были созданы друг для друга.

Никакие препятствия не могли помешать их счастью.

Сказка очень интересная.

В ней много приключений, волшебных превращений.

В сказке присутствует народный юмор, что делает её ещё более привлекательной.

Главный герой преодолел все трудности и сумел исправить последствия своей поспешности.

Мне понравился Иван.

Царевич был удивлён, когда его стрелу поймала лягушка, но сдержал слово и женился на ней.

И это принесло ему счастье.

Но когда он подумал, что знает секрет жены, то поспешил и всё испортил.

Мне понравилась Василиса, дочь Кощея.

Она была такой умной, что завистливый отец превратил её в лягушку.

Но Василиса и тут сумела найти выход и вышла замуж за царевича.

Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, что у каждого человека есть свои секреты, которые нужно уметь уважать.

Ведь попытки влезть в чужую душу могут привести к неприятным последствиям.

Пословицы к произведению:

Не по виду суди, а по делам гляди.

Не тот хорош, что лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож.

Было бы счастье, да несчастье помогло.

Всяк своего счастья кузнец.

Семь бед — один ответ.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

Не бойтесь, гости дорогие! Это, видно, моя лягушонка в своей коробчонке едет!

Подбежали все к окнам и видят: бегут скороходы, скачут гонцы, а вслед за ними едет золочёная карета, тройкой гнедых коней запряжена.

Подъехала карета к крыльцу, и вышла из неё Василиса Премудрая — сама как солнце ясное светится.

Источник

Какое волшебство есть в сказке Царевна-лягушка?

Какое волшебство есть в сказке Царевна-лягушка?

Какие волшебные действия есть в сказке Царевна-лягушка?

В сказке «Царевна-лягушка» волшебство встречается многократно.

Царь- батюшка сказал:

«Ну, сынки мои дорогие, теперь вы все трое женаты. Хочется мне узнать, умеют ли ваши жены хлебы печь. Пусть они к утру испекут мне по караваю хлеба.»

Сочиню вам сказку о волшебных калошах.

Было дело в одной северной стране, в деревне Мрачное облако, куда цивилизация добиралась с трудом. «А почему Мрачное облако?»-спросите вы. Да потому, что там часто шли дожди и на улице была такая грязь, что и пройти-то нельзя было, не то, что ребятне там порезвиться. Да здесь не то что облако мрачное, здесь и настроение премрачнейшее у людей было. Вот так всегда скучал в такую мрачную погоду у окна мальчик Габриэль. Другие мальчишки долго не могли выдержать домашнего ареста, которое преподносила погода, бежали на улицу и резвились в грязи. Им было очень весело. А Габриэль, глядя на веселье мальчишек, лишь тоскливо вздыхал. Он был очень чистоплотным. У них в доме все сверкало. Нигде ни пылинки. Если бы Габриэль бегал по дому, то, возможно была бы и пыль. Но он был мальчик тихий и спокойный, любил читать, играть на фортепиано. Хотя. Побегать по траве он тоже мечтал. Но в деревне Мрачное облако это было невозможно.

Однажды к отцу Габриэля приехал друг детства мистер Ричард. Мама мальчика накрыла праздничный стол (уже хоть какое-то развлечение для Габриэля), и все дружно сели пить чай со сладостями. Дядя Ричард рассказывал много удивительных вещей про их детство. Рассказывал, как он и отец Габриэля гоняли мяч по футбольному полю, а потом собрали футбольную команду и выигрывали первые места в междугородних соревнованиях. Мальчика так увлекли эти истории, что он решил, что обязательно станет когда-нибудь выдающимся футболистом. Но вспомнил о погоде за окном и вновь загрустил. Дядя Ричард понял, почему грустит Габриэль, но не подал виду.

Настало время дяде Ричарду уезжать в свой город. Габриэль был не очень рад, потому что лишился единственного развлечения. Дядя Ричард пожал Габриэлю руку, похлопал отца мальчика по плечу, маме поклонился и поблагодарил за угощение, сел в карету и умчался.

Читайте также:  Иллюстрация к сказке тапер

Однажды Габриэль очень сильно заболел. «Странно.»-подумала мама.-«На улицу в слякоть не ходил, на ветру не гулял. От чего простудился?» Прибывший по вызову доктор сказал маме, что мальчик потому и заболел, что на улице мало бывает. «Но ведь там же грязь!»-воскликнула мама. «Мадам, те мальчишки, которые кувыркаются на улице в грязи совершенно не болеют. Не припоминаю такого случая, чтобы меня к ним вызывали. Закалять вам сына надо.» Габриэль и сам не против на улицу, но ведь там же грязь. После ухода врача в дверь постучали. Это был почтальон. «Примите посылочку, хозяюшка!»- сказал почтальон. Мама Габриэля была очень удивлена, когда увидела надпись на посылке «для Габриэля от мистера Ричарда». Мальчик очень обрадовался, ведь он впервые в жизни получил посылку.

Открыв коробку, Габриэль, увидел письмо. Он распечатал и начал читать:

«Дорогой Габриэль! Я был очень рад с тобой познакомиться. Ты мне понравился, но я видел, что ты очень грустный. Я понимаю, что в ваших краях всегда плохая погода, но мальчишка должен резвиться, бегать, прыгать. Ведь у вас бывают дни без дождя. Почему бы тебе не сходить и не погулять с друзьями во двор? А для этого я прислал тебе футбольный мяч. А еще, там в самом низу посылки лежат галоши. Но они не простые, а волшебные. А почему волшебные, скоро ты сам поймешь.

с уважением дядя Ричард.»

Мальчик прислушался к совету дяди Ричарда и, выздоровев, побежал во двор к мальчишкам. На ноги он обувал каждый раз галоши. Мальчик просто сиял от счастья. Набегавшись вдоволь на улице, он имел отменный аппетит и крепкий сон, а вскоре вовсе перестал болеть.»Какую же волшебную посылку прислал ему Ричард!»-не могла нарадоваться мама. «Волшебные галоши. Теперь я понял, почему галоши волшебные! Они сделали меня счастливым и здоровым!»- воскликнул радостно Габриэль.

Мораль сей сказки такова: в здоровом теле-здоровый дух. Не сковывайте своих детей, пусть больше двигаются, чтобы быть здоровыми и счастливыми. Движение-это жизнь.

Послесловие: мальчик Габриэль мечтал о том, что когда он вырастет, выучится, то обязательно заасфальтирует дороги в своей деревне и построит купол над ней в случае дождей, чтобы каждый ребенок мог играть на улице, при этом не пачкаясь и не мочась под дождем. Габриэль осуществил свою мечту, и теперь в деревне все зажили счастливо, мрачное настроение навсегда покинуло людей. Да и деревню ту переименовали Счастливым Облаком.

Вот и сказке конец. Сама придумала, ни у кого не скатала.) Не судите строго.

Источник

Почему сказка «Царевна-лягушка» относится к волшебным?

Задания по литературе для 5 класса 1. Как вы думаете, почему сказка «Царевна-лягушка» относится к волшебным? Обоснуйте свой ответ пересказом нескольких эпизодов сказки.

Сказка «Царевна-лягушка» относится к волшебным, можно выделить такие признаки:

Таким образом, наличие этих примеров и говорит о том, что эта сказка относится к волшебным.

То что «Царевна-Лягушка» относится к сказкам сомнения не вызывает, но вот как доказать, что она волшебная?

отметим несколько характерных признаков волшебной сказки, которые мы находим в этом произведении:

Иван-царевич встречает на своем пути говорящих животных, которые обладают интелектом и рвутся ему помогать в борьбе с Кощеем Бессмертным.

В любой волшебной сказке главному герою чтобы добиться своего счастья приходится преодолеть разные сложные испытания. Не исключение в этом отношении и сказка «Царевна-Лягушка». Потеряв по собственной глупости суженную Ивану приходится отправиться за ней в дальние края, истоптать не просто сапоги, но три пары железных сапог, встретиться с Бабой-Ягой и заручиться поддержкой друзей, которых он приобретает по дороге, пусть эти друзья и звери лесные.

Таким замысловатым образом любая сказка показывает нам, что только большим трудом, через беды и испытания можно заслужить свое счастье, что счастье никогда не дается в руки одним выстрелом стрелы, за него следует бороться.

Только искреннее раскаяние мальчика, который осознал свои ошибки, и приложил все усилия, чтобы исправить их и помириться с конем помогла жителям деревни справится и с голодом и с морозом.

Во времена правления русского царя Ивана Грозного в Россию был доставлен печатный станок из Польши.

Царь заказал его для того, чтобы начало развиваться книгопечатание на Руси.

Кроме станка был построен печатный двор, а также приглашен первопечатник Иван Федоров, под руководством которого была напечатана первая книга «Апостол».

Самым первым читателем этой книги был сам царь Иван Грозный.

Он одобрил книгу и положил начало книгоиздательству на Руси.

Слова академика Дмитрия Лихачева можно трактовать по разному.

Прежде всего он пишет в своей книге о значении древнерусской литературы. То есть мы должны быть благодарны неизвестным летописцам и сочинителям, которые сохранили для нас множество исторических фактов, не позволили нашей истории кануть где-то в темноте веков.

Но также отметим, как высоко отзывается академик о героях древнерусской литературы. Ведь это были люди высоких стремлений и высокого духа. Во многом благодаря этим произведениям, которые несомненно были широко известны в народе, развилась народная духовность, отношение народа к добру и злу, тяга к справедливости и свободе.

Источник

Урок-исследование. Чудо русской народной сказки «Царевна-лягушка».

специалист в области арт-терапии

Чудо русской народной сказки «Царевна-лягушка». В чем оно заключается?

Обучающая: сформировать у учащихся понятие о волшебной сказке, ее отличительных чертах и особенностях.

Воспитывающая: воспитание высоких нравственных человеческих качеств на примере образов персонажей сказки.

Развивающая: развитие умения вчитываться в текст сказки и анализировать его.

Оборудование : компьютер, мультимедийный проектор, компакт-диск с тестами, выставка сборников сказок, рисунки И. Билибина и Васнецова, рисунки учащихся

Оформление доски: Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях.

Вступительное слово учителя.

Загадка учила людей мудрости, умению размышлять, образно и логично мыслить. В пословицах отразились представления народа о поведении, об образе жизни и общем мировоззрении. Но особое место в устном народном творчестве занимала и занимает сказка:

О чем скрипят пословицы,

И ветер повеял чудесный,

И тайна стучится в окна,

И в чудо поверишь вдруг…

И дрогнут чьи-то ресницы,

И сразу меняются лица…

Тихонько скрипят пословицы –

К нам сказка в гости идет.

Чтение наизусть начального отрывка из сказки «Царевна-лягушка» подготовленным учеником («В некотором – царстве, в некотором государстве…» до слов «…сидит там лягушка-квакушка, его стрелу держит»)

Отрывок из какой народной сказки мы сейчас прослушали? («Царевна-лягушка»)

Удалось ли рассказчику «околдовать» слушателей, заставить нас перенестись в мир сказки? (Вспоминаем памятку «Как рассказывать сказку»)

Читайте также:  Сценарий к пасхе для детей 5 6 лет в стиле русской народной сказки

«Как рассказывать сказку»

Рассказывай медленно, плавно.

Сохраняй приметы волшебной сказки: сказочные обороты, формы, повторы слов, синонимичных выражений, постоянные эпитеты, сказочное число «три».

Повествуй не монотонно. Действие в сказке то замедляется, то убыстряется, повторяется трижды, развивается по нарастающей.

Начинай с присказки, завершай концовкой.

Итак, мы говорим с вами сегодня о сказке «Царевна-лягушка». Тема урока – Чудо русской народной сказки «Царевна-лягушка»… В чем оно заключается? (записываем в тетради). Вы, ребята, выступаете сегодня в роли исследователей, потому что каждая группа имела своё предварительное задание, изучала текст, проводила наблюдения и сообщит о полученных результатах.

Но сначала давайте убедимся, что все вы хорошо знаете тексты сказки

Тест с использованием компьютера, мультимедийного проектора, компакт-диска

Братья «натянули свои тугие луки и выстрелили с широкого отцовского двора»

Стрела среднего брата попала во двор богатого купца

Иван-царевич нашёл свою стрелу в болоте на пятый день

Первое задание царя для невесток – испечь белый хлеб

Ковром старшей невестки можно только лошадей от дождя покрывать

Карета царевны-лягушки была запряжена тройкой лошадей

Когда Иван-царевич отправился на поиски своей жены, первым из животных ему встретился заяц

Со дня морского яйцо достала щука

Иван-царевич вернулся домой с Василисой Премудрой на Кощеевом скакуне

Проверка результатов теста.

Выступление исследовательских групп

Итак, в чем же заключается чудо сказки «Царевна-лягушка»? Группа № 1 исследовала текст и должна была доказать, что сказка – волшебная.

Схема сюжета «Царевна-лягушка» как волшебной сказки (с цитатами)

Существование запрета (табу).

Василиса Премудрая должна три года быть лягушкой. («Василиса Премудрая хитрей – мудрей отца своего Кощея Бессмертного, уродилась, он за то разгневался на нее и приказал ей «три года» квакушею быть»)

Нарушение запрета кем-то.

Иван-царевич сжигает лягушечью кожу раньше срока. («Ах, Иван-царевич, что же ты наделал?! Зачем спалил мою лягушечью кожу! Если бы ты еще три дня подождал, я бы вечно твоею было…»)

Последствия нарушения запрета.

Василиса Премудрая превращается в лебедь белую и улетает. Иван-царевич отправляется на поиски любимой жены. («Сказала, обернулась белой лебедью и улетела в окно. Загоревал Иван-царевич неутешно. Снарядился, взял лук да стрелы, надел железные сапоги, положил в заплечный мешок три железных хлеба и пошел искать жену свою, Василису Премудрую»)

Есть превращения, чудеса, волшебные предметы, чудесные помощники, Баба-Яга, Кащей Бессмертный.

Положительный результат, возвращение героя к благополучию.

Выбрал Иван-царевич лучшего скакуна из Кащеевой конюшни, сел на него с Василисой Премудрой и воротился в свое царство-государство.»)

Любое произведение искусства – народного или авторского – так или иначе отражает жизнь. Даже если речь идет о несуществующих явлениях, предметах, о фантастических путешествиях, основа этого – реальность. Но реальность преображается воображением, фантазией, мечтой. Что же в сказке волшебное, а что- реальное? Над этой проблемой работала группа № 2.

Волшебное и реальное в сказке

(Василиса Премудрая – в лягушку, в лебедь белую)

(старый старичок, медведь, селезень, заяц, щука)

(Баба-Яга, Кощей Бессмертный)

(семья царя, желание родителей найти сыновьям хороших невест, желание проверить, хорошие ли им достались хозяйки)

(досада, любовь, раскаяние, милосердие, благодарность, горе, радость)

Вывод: Реальность и вымысел тесно переплетены: каждое реальное явление содержит большую или меньшую долю вымысла. Главное содержание сказки – то, что волнует каждого человека: чувства героев, благородство их поступков.

Свои представления о добре и зле, о красоте и уродстве, о милосердии и жестокости, т.е. свои идеалы передает народ другим поколениям в сказках. А помогают сделать это главные герои сказки. Какими же достоинствами обладает Василиса Премудрая? Слово – группе №3

Василиса Премудрая – любимая героиня народных сказок.

Встреча Ивана-царевича и лягушки (Чтение диалога по ролям)

Иван-царевич хотел «отступиться от своей находки», «бежать». Конечно же, внешний облик «болотной красавицы» напугал царевича. Где же это видано, чтобы лягушек замуж брали? Это невозможно. Все будут смеяться, и царевич опечаленно восклицает: «Как же я тебя замуж возьму? Меня люди засмеют!» Но царевна-лягушка терпеливо и упорно настаивает на своем, повторяет просьбу: «Возьми, Иван-царевич, жалеть не будешь.»

Необычность героини, умение разговаривать, таинственность произошедшего, неясное желание узнать, что же будет дальше – все это заставило нашего героя изменить свое отношение к лягушке и сделать ее своей женой.

Царские испытания для невест

Чтение эпизода по ролям. («Воротился Иван-царевич в свои палаты невесел, ниже плеч буйну голову повесил…»)

Чтение наизусть эпизода о приготовлении хлеба («Уложила квакушка царевича спать…»)

Чтение эпизода наизусть («Уложила его квакушка спать…»)

Присутствие на царском пиру

Появление Василисы Премудрой на пиру потрясло всех, даже Ивана-царевича, который, уже успев оценить свою царевну-лягушку за доброту, преданность, умение помочь, не подозревая: ее внешняя красота столь же удивительна что и красота внутренняя.

Чтение наизусть эпизода танца. («Василиса Премудрая из кубка пьет – и не допивает…»)

Вывод: Писатель Максим Горький отметил самые важные черты характера, свойственные любимой народной героине: величественную простоту, мягкую гордость за себя, недюжинный ум, глубокое, полное неиссякаемой любви сердце.

А что же Иван-царевич? Достоин ли он Василисы Премудрой? Об этом нам расскажет группа № 4.

Иван-царевич – победитель житейских невзгод.

Сказка «Царевна-лягушка» очень своеобразно делится на 2 части:

Чтение по ролям эпизода встречи со старым старичком («Повстречал он как-то раз старого старичка»)

Во встрече со старым старичком мы видим, что Иван-царевич действительно сильно изменился: теперь Иван стал внимательным к замечаниям других, слушает советы старшего (образ старичка олицетворяет собой мудрость, опыт жизни), сам набирается жизненного опыта.

Чтение по ролям эпизода встречи Ивана-царевича с медведем, селезнем, зайцем, щукой.

Царевич голоден, но животных убивать не стал, потому что любит их. Кроме того, Иван-царевич догадывается, что обещания лесных жителей обязательно сбудутся.

Выразительное чтение эпизода «У Кощеева дуба».

Описание дуба являет собой самую большую трудность в пути Ивана-царевича, с которой ему нужно справиться. Поэтому и преодолеть эту преграду ему помогают добрые силы в виде зверей.

Вывод: Перед нами смелый герой, снискавший себе уважение читателя тем, что он решителен, справедлив, добр, умеет признавать свою неправоту, борется против Кащея. Иван-царевич достоин Василисы Премудрой и ее любви.

При чтении сказки мы заметили, что некоторые явления и события повторяются три раза. Число «три» в древности считали волшебным, магическим, поэтому в сказках часто бывает три брата, три царских испытания, три дня до срока, три железных хлеба…

Вы уже заметили, что сказочное повествование – необычное.

Катится клубочек по высоким горам,

Катится по темным лесам,

Катится по зеленым лугам,

Катится по топким болотам,

Катится по глухим местам…

Мы оформили строки, как поэтические, и заметили, что получился стих, правда, без рифмы, белый. Или:

Читайте также:  Составить рассказ про себя на немецком языке 5 класс

И отломил у нее кончик.

Т.е. сказка отличается ритмичностью. И не только этим. Образность языку придают и синонимические повторы.

Назовите синонимические повторы, которые вы увидели (Жил-был, лягушка-квакушка, подумал-подумал, царство-государство, костями-огрызками, искала-искала, хитрей-мудрей, шел-шел, лежит-отдыхает, щука-рыба, найти-разыскать…)

В сказке «Царевна-лягушка» есть и постоянные эпитеты. Какие? (Тугие луки, буйна голова, птицы летучие, звери рыскучие, красная девица, солнце ясное, столы дубовые, скатерти узорчатые, белые лебеди, высокие горы, дремучие леса, зеленые луга, топкие болота, чистое поле, острая стрела, синее море, добрый молодец)

В чем состоит чудо сказки «Царевна-лягушка»?

Что же делает ее такой удивительной, интригующей читателя?

Сюжет, волшебный, сказочный, интересный, яркий

В сказке переплетается и волшебное (чудесные предметы, сказочные герои, чудеса), и реальное (бытовые ситуации, чувства персонажей сказки)

Покоряет читателя сказка и своими главными героями: Василисой Премудрой и Иваном-царевичем. Она – трудолюбивая, добрая, умная, удивительно красивая не только внешне, но и внутренне. Он – смелый, сильный, верный, способный на любые жертвы ради любви.

Очаровывает нас эта прекрасная сказка и поэтикой своего языка, образностью речи, особенным ритмом, иногда близким к стихотворному.

Источник

Татьяна Викторовна Караваева, Ольга Альбертовна Спадабаева,
педагоги дополнительного образования
ГБОУ «Академическая гимназия №56» Санкт-Петербурга

Тема :Русская народная сказка «Царевна-лягушка»

Тип занятия : знакомство с русской народной сказкой

Технология : ИКТ, обучение в сотрудничестве, диалоговые технологии

Планируемые результаты обучения:

Какие особенности волшебных сказок вы знаете?

ЗАКЛИНАНИЯ, ВОЛШЕБНЫЕ СЛОВА

3 Проверка домашнего задания

Подготовь краткий пересказ сказки «По щучьему веленью» по плану

Придумай и запиши в тетрадь три желания для щуки.

4 Сообщение темы урока

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с волшебными сказками.

Сказка, которую мы сегодня будем читать, анализировать называется «Царевна-лягушка»

5. Знакомство со сказкой ( чтение сказки учителем и подготовленными уч-ся)

6. Работа над содержанием сказки (анализ)

— Почему сказка названа «Царевна-лягушка»?

— Назовите главных героев сказки.

— Что вы можете рассказать о царевне-лягушке?

— Какой предстала Царевна-лягушка в сказке?

— Почему Василису называют Премудрой?

Анализ 1 части сказки. Сватовство царевичей.

— Прочитайте, с какого события начинается сказка?

— Могло ли такое быть на самом деле?

— Что является вымыслом в этой сказке?

Вымысел – то, что создано воображением, фантазией; выдумка, ложь.

-В каких словах, выражениях сказки появляется волшебство, загадочность, сказочность?

-Кому из братьев оказалась труднее всего? Почему?

— Как долго искал Иван-царевич свою стрелу?

— Почему он хотел отступиться от своей находки, бежать? (Внешний облик «болотной красавицы» напугал царевича. «Где же это видано, чтобы лягушек замуж брали? Как же я тебя замуж возьму? Меня люди засмеют?»)

— Что же всё-таки заставило Ивана-царевича изменить своё отношение к лягушке?

(Необычность героини, умение разговаривать, таинственность произошедшего, желание узнать, что будет дальше)

— С какого момента начались страдания Ивана?

К вымыслу относятся чудеса, которые происходят в сказке.

— Какие чудеса происходят в сказке, благодаря волшебному умению царевны-лягушки?

Анализ 2 части сказки. Первое испытание. Выпечка хлеба за одну ночь.

— Какие чувства охватили Царевну-лягушку, в тот момент, когда возвратился Иван-царевич от царя?

— Какие черты характера героини открылись в этом эпизоде?

— Какими необыкновенными достоинствами обладала Царевна-лягушка?

— Как народ называет Василису в тот момент, когда она трудится? (Премудрой)

— Прочитайте отрывок-описание труда царевны.

— Можно ли сказать, что Василиса Премудрая была чудесной супругой? Почему?

— Какие задания ей пришлось выполнять?

— Почему так сильно преувеличены недостатки старших царевен?

— С какой целью это сделано? (Подчеркнуть искусство Василисы Премудрой, стремление удивить царевича, заслужить похвалы старших.)

-Какие же качества характера героини проявились во время испытания?

8. Работа над содержанием сказки (продолжение)

Анализ 3 части сказки. Второе испытание. Ковёр за одну ночь.

— Найдите и прочитайте, как трудились все три царевны над своими коврами. Сравните их работу.

(Василиса ткёт сама, за боярскую дочь и купеческую трудятся другие.)

— Какие новые черты характера вы разглядели в Василисе Премудрой? (трудолюбивая, всё делает своими руками, понапрасну не расходует волшебство, не подвела царевича во второй раз)

Анализ 4 части сказки. Третье испытание. Царский пир.

— Как ведут себя старшие царевичи и их жёны до появления на пиру Василисы Премудрой? (Посмеиваются над Иваном-царевичем)

— Что поразило всех в лягушонке в момент её прибытия на бал?

— Что заставляет повторять жён старших царевичей действия Василисы Премудрой? (противопоставлены ум и глупость, отрицательные качества – зависть)

— Можно ли сказать, что красота Василисы Премудрой открылась всем с особенной силой? (чтение отрывка – танец царевны-лягушки, радость для окружающих)

— Как поступил Иван-царевич, когда узнал, что его жена – красавица?

-Почему он поторопился спалить лягушачью кожу?

-Почему царевна не бранит царевича, а только упрекает его и одновременно помогает советом, подсказывает, как теперь быть, что делать?

-Какой предстаёт перед нами Василиса Премудрая?

-Чем удивляет она нас?

В чём её истинная красота? (Василисе свойственны величественная простота, мягкая гордость за себя, недюжинный ум, глубокое, полное неиссякаемой любви сердце. Её основная роль – быть помощницей своего мужа.)

Анализ 5 части сказки. Поиски и спасение Василисы Премудрой.

— Где и у кого должен был искать Василису Премудрую Иван-царевич?

— Что в этой сказке оказывается трудной задачей?

— Кто помогает ему её решить?

— На его пути встречаются чудесные помощники, которые помогают царевичу освободить Василису Премудрую.

— Перечисли помощников и скажи, как они помогали.(Серый волк, мудрый ворон, добрый заяц, быстрый конь.)

— Почему они помогали? (Иван добрый, бесстрашный, сильный, благородный, любит животных.)

— Какие чудеса происходили на пути Ивана?

-Какие волшебные слова, заклинания помогали Ивану выполнить приказ?

В волшебных сказках встречаются волшебные герои?

— Кого мы отнесем к этим героям? (Баба Яга, Кощей Бессмертный)

— Обычно Баба Яга, Кощей Бессмертный вредят героям, пытаются их погубить.

А в нашей сказке кто из них помогает Ивану – царевичу? Почему? (Баба Яга)

— Как помогла Баба Яга Ивану – царевичу?

— Кощей Бессмертный наделён отрицательными качествами характера. В сказке говорится, что он бессмертен.

— Как смог спасти Иван-царевич Василису Премудрую?

-В сказке многие события связаны с числом три. Найдите подтверждение в тексте. Прочитайте.

-Как называется такая особенность волшебных сказок?

9. Итог анализа сказки

— Чем заканчивается сказка? (счастливый конец-Иван-царевич преодолевает все препятствия, при помощи чудесных помощников спасает Василису Премудрую)

— Как были наказаны, проучены злые жёны старших братьев за свои насмешки?

— Какой урок для себя вы извлекли из сказки? (Не следует судить о человеке по внешнему виду, следует оценивать людей по их делам, внутренним качествам….)

Источник

Поделиться с друзьями
Детский развивающий портал