Что делает рассказы чехова похожими на сценки

Литературно-музыкальный вечер к 150-летию А.П. Чехова «Путешествие к дому с мезонином»

В вечере занято 2 ведущих, чтец и участники театральных постановок, герои чеховских рассказов. Инсценировки отрывков из рассказов:

Используются музыкальные произведения:

Ход литературно-музыкального вечера

Звучит «Осенняя песня» из «Времён года» П.И.Чайковского.

Ведущий 1 (зажигает свечу): Свеча – символ человеческой жизни. Она горит изо всех сил, с каждой минутой безвозвратно тая: а пламя ее как человеческая душа. Она трепетна и робка, а свет ее беззащитен и нежен. Одаривая нас своим светом, свеча сгорает дотла, но, пока она горит, нам хорошо рядом с ней: она разделяет нашу боль и нашу радость.

Ведущий 2: Говорят, что использовать свечи нерационально. Мало света от них. То ли дело – электрический светильник! Его свет проникает во все уголки.

Ведущий 1: Но когда всё вокруг освещено одинаково ярко, как отличить главное от второстепенного? Великое от малого? Ведь любая незначительная вещь на близком расстоянии и ярко высвеченная может показаться неимоверно важной и весомой и затмить собою то, что еще величественнее и выше.

Ведущий 2: А что же выше?

Ведущий 1: Да сам человек! Человек зажигает свечу. Слушая музыку и стихи, приходя в храм, чтобы помолиться об ушедших и во здравие сущих. И тогда все ничтожное уходит во тьму, и остаётся он один на один со своей душой, со своим внутренним миром. И тогда.

«Легенда о розе» П.И.Чайковский.

Ведущий 2 (читает под музыку отрывок из рассказа «Крыжовник»): «К моим мыслям о человеческом счастье всегда почему-то примешивалось что-то грустное. Я соображал: как, в сущности, много довольных, счастливых людей! Какая это подавляющая сила! Вы взгляните на нашу жизнь: наглость и праздность сильных, невежество. слабых, кругом бедность невозможная, теснота, вырождение, пьянство, лицемерие, враньё. Между тем во всех домах и на улицах тишина, спокойствие: из 50 тысяч живущих в городе ни одного, который бы крикнул, громко возмутился. Всё тихо, спокойно, и протестует одна только немая статистика: столько-то с ума сошло, столько-то вёдер выпито, столько-то детей погибло от недоедания. И такой порядок, очевидно, нужен: очевидно, счастливый чувствует себя хорошо только потому, что несчастные несут своё бремя молча. Это общий гипноз. Надо, чтобы за дверью каждого довольного счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясётся беда, болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и слышит никого».

Ведущий 1: Эти слова были написаны более 100 лет назад, но звучат, словно они родились только что и относятся к нашей сегодняшней жизни: в них – весь Чехов. Антон Павлович и был тем самым «человеком с молоточком», который напоминал в своё время, да и теперь напоминает, что жить пошло, скучно, безынтересно нельзя, что «в человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

Мы хотим рассказать вам о таком человеке.

Вновь звучит «Песнь жаворонка» На сцене портрет А.П.Чехова.

Ведущий 2: Антон Павлович Чехов родился 16 января 1860 года в Таганроге, в доме на Полицейской улице (ныне Чеховская улица, дом 47). Этот дом на Полицейской улице был маленьким домиком из земляного кирпича. Белёным снаружи и внутри. Он сохранился и поныне, там сейчас находится дом- музей А.П.Чехова. В нём три комнатки, общей площадью 23 квадратных метра. Увидев его уже взрослым, Чехов писал: «Дивлюсь, как это мы могли жить в нём?»

Ведущий 1: Оба деда Антона Павловича Чехова – по отцу и по матери – были крепостными крестьянами, выкупившимися на волю ещё до реформы 1961 года. Отец его уже был купцом второй гильдии и хозяином бакалейной лавкой в Таганроге. В семье было шестеро детей –Александр, Николай, Антон, Иван, Мария, Михаил.

Ведущий 2: Самые нежные, тёплые ощущения раннего детства связаны у Чехова с матерью. «Мать – добрая, кроткая и разумная женщина, ей я и мои братья обязаны многим», – писал А.П.Чехов в одном из своих писем. Сострадание к людям, ко всему живому, было передано ему матерью. Он всю свою дальнейшую жизнь лечил и тело, и душу, и всегда с готовностью откликался на боль и страдание.

Ведущий 1: Обанкротившись, в 1876 году отец Чехова бежал от долговой тюрьмы в Москву. Антон остался в Таганроге, чтобы закончить гимназию. Шестнадцатилетний гимназист зарабатывал на жизнь, давая частные уроки. При этом умудрялся ещё помогать родителям.

Ведущий 2: После окончания гимназии Антон Чехов приехал в Москву с рукописью драмы (так и не увидевшей света). Он поступил на медицинский факультет Московского университета. Тогда же начал печатать в мелких юмористических журналах Москвы и Петербурга юморески, пародии, юмористические миниатюры под псевдонимом Антоша Чехонте. «Человек без селезёнки» и др. За счет литературных заработков Антона семья главным образом и держалась на первых порах в столице.

Ведущий 1: Он с поразительной точностью и художественной выразительностью умел рисовать живые образы и картины своего времени, давать яркие характеристики персонажам, создавать незабываемые оригинальные произведения. Давайте вспомним некоторые из них.

Мусоргский М. «Блоха».

Сценка 1.

Отрывок из рассказа «Хамелеон». На сцене полицейский надзиратель Очумелов (в шинели накинутой на плечи), за ним городовой (на нём фуражка, мундир, подпоясанный ремнем, брюки заправлены в высокие сапоги). Вдруг из-за занавеса раздаётся крик.

Голос матери Хрюкина: Так ты кусаться, окаянная! Ребята, не пущай её! Нынче не велено кусаться! Держи! А. а! (Слышится собачий визг.)

Городовой Елдырин: Никак беспорядок, ваше благородие! (В это время выбегает Хрюкин с поднятой вверх рукой и несколько зевак из ремесленных и крестьян.)

Очумелов (сердито Хрюкину): Это ты кричал? По какому случаю такой шум? (Рассматривает палец, который Хрюкин подносит прямо ему к лицу.)

Хрюкин: Иду я выше благородие, никого не трогаю, и вдруг эта подлая ни с того ни с сего за палец! А я этим пальцем, может, неделю не пошевельну. Если каждый будет кусаться, то лучше не жить на свете!

Очумелов (сердито): Чья собака? Я этого так не оставлю! Я покажу вам, как собак распускать! (Обращаясь к Елдырину.) Елдырин, узнай, чья это собака. И составляй протокол. (Задумывается.) А собаку истребить надо, немедля! Она, наверное, бешеная. Чья это собака, спрашиваю?

Крестьянин: Кажись. Генерала Жигалова!

Очумелов: Сними-ка, Елдырин, с меня пальто. Ужас как жарко! Должно быть, перед дождём. (Обращаясь к Хрюкину, строго.) Как же она могла тебя укусить? Как она достанет до пальца? Она маленькая, а ты вон какой здоровила! (Рассматривает палец укушенного. Хитро.) Ты, должно быть, расковырял палец гвоздиком, а потом и пришла в твою голову идея, чтобы соврать! Знаю вас, чертей!

Ремесленник (угодливо): Он, ваше благородие, ей цигаркой в морду для смеху, а она не будь дура, и тяпни. Вздорный человек, ваше благородие!

Очумелов: Ты это верно знаешь?

Очумелов: Я и сам знаю. У генерала собаки дорогие, породистые, а это – черт знает что! Ни шерсти, ни вида. подлость одна только. И этакую собаку держать? Попадись она в Петербурге или в Москве, там не посмотрели бы в закон, а моментально – не дыши!

Елдырин (думает вслух): А может быть, и генеральская. На морде у неё не написано!

Очумелов (в недоумении): Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто. Что-то ветром подуло. Знобит. И отведи её к генералу и спроси. Скажешь, что я нашел ее и прислал. И скажи, чтобы ее не выпускали на улицу. Она, может быть, дорогая. А ежели каждый свинья будет ей в нос цыгаркой тыкать, то долго ли испортить. Собака – нежная тварь. А ты, болван, опусти руку! Сам виноват. (Хрюкин недоуменно смотрит то на Очумелова, то на свой палец. Все уходят.)

Читайте также:  Сказка про котенка который не хотел идти в детский сад

Мусоргский М. «Блоха».

Ведущий 2: Первые московские публикации молодого автора привлекли внимание литературной общественности. В 1885 году Антон Павлович побывал в Петербурге, где он познакомился с Д.В Григоровичем. Через несколько месяцев от Григоровича пришло письмо: «У вас настоящий талант – талант, выдвигающий Вас далеко из круга литераторов нового поколения». О том, какое произвело впечатление на молодого писателя это письмо, говорит восторженный тон ответа (вообще-то не свойственный Чехову): «Ваше письмо, мой добрый, горячо любимый благовеститель, поразило меня, как молния. Как Вы приласкали мою молодость, так пусть Бог успокоит Вашу страсть. У меня в Москве сотни знакомых, между ними десятка два пишущих, и я не могу припомнить ни одного, который читал бы меня или видел во мне художника».

Ведущий 1: Скоро Чехов вырабатывает свой стиль короткого рассказа. По свидетельству современника «крохотные рассказы Чехонте засверкали на газетных страницах как рассыпанные на сером листе алмазы». Авторский юмор улыбчив и безобиден, но нередко становится острым больно жалящим. В других случаях этот юмор делается печально-сочувственным, за ним скрываются грустные размышления писателя о недостатках и пороках отдельных людей и общества в целом. Рассказ-сценка – это всегда зарисовка, выхваченная из жизни и представленная на обозрение, «кусочек жизни без начала и конца». И пусть Чехов сам говорил, что: «Писать для детей вообще не умею», но кто из нас не знаком с Каштанкой и Белолобым, у кого не защемит в сердце, читая историю маленького ученика сапожника Ваньки Жукова.

«Песня Вани» Ф.Глинка.

Сценка 2.

В доме у Аляхиных. Плач ребенка, появляется Ванька, берет ребенка, поет колыбельную песню, садится и засыпает. Появляется хозяин Аляхин.

Хозяин: Ты что, спишь? Не слышишь, дитя орет? Я тебя за что кормлю? Ты у меня задарма хлеб ешь! Я тебя сейчас научу! (Хватает Ваньку, кладет на лавку и хлещет его веником.) Я тебе задам! Вот тебе! Вот тебе!

Хозяйка: Ни днем, ни ночью нет покоя. Это что за работник? Ни за ребенком посмотреть, ни по хозяйству помочь. Давеча я тебе выволочку за селедку устроила, сейчас еще больше попадет. Еды никакой не получишь.

(Хозяйка уходит. Ванька, качая ребенка, плачет.)

Ванька: «Приезжай, милый дедушка, Константин Макарыч. Христом-богом тебя молю, возьми меня отседа. Пожалей ты меня, сироту несчастную, а то меня все колотят и кушать страсть хочется, а скука такая, что и сказать нельзя, все плачу. А намедни хозяин колодкой по голове ударил, так что упал и насилу очухался. Пропащая моя жизнь, хуже собаки всякой. А еще кланяюсь Алене, кривому Егорке и кучеру, а гармонию мою никому не отдавай. Остаюсь твой внук, Иван Жуков, милый дедушка, приезжай».

Ведущий 2: Многие его произведения занимают всего несколько страниц, но порой на этих страницах умещается целая жизнь. Типичный чеховский персонаж – обыкновенный человек, мы сегодня сказали бы, среднестатистический представитель своего сословия.

Ведущий 1: Наряду с литературной работой Чехов ведет медицинскую практику. Служит врачом в Воскресенске, в Звенигороде. Врачебная деятельность обогатила жизненный опыт писателя, обострила наблюдательность. В 1890 году чехов уже был знаменитейшим писателем России. К этому времени у него вышли сборники повестей и рассказов, а также, поставлена его пьеса «Иванов».

Ведущий 2: Благодаря «трезвому взгляду врача», Чехов неожиданно и смело раскрывает традиционную для русской литературы крестьянскую тему в повестях «Мужики» и «В овраге». Не довольствуясь уже накопленным запасом впечатлений, Чехов предпринял в 1890 году долгое и трудное по тем временам путешествие на Сахалин, где тщательно изучал жизнь каторжан и ссыльных.

Ведущий 1: В его очерковой книге «Остров Сахалин» (1893-1894гг.), запечатлены местные нравы, фигуры начальников и надзирателей, которые «в обращении с низшими, не признают ничего, кроме кулаков, розог и извозничьей брани», сцены жестоких наказаний и даже казней. «Душа у меня кипит», – писал Антон Павлович по возвращении. И хотя повествование ведется в очень сдержанном тоне, обилие красноречивейших фактов говорит само за себя.

Ведущий 2: После увиденного на «каторжном острове» Чехов значительно резче и беспощаднее стал относиться ко многим явлениям российской действительности, и им овладела жажда перемены обстановки. Скромное имение Мелихово в Серпуховском уезде Антон Павлович купил по объявлению в газете, не глядя зимой 1892 года.

«Если я врач, мне нужны больные и больница; если я литератор, то мне нужно жить среди народа, а не на Малой Дмитровке с мангустом».

Антон Павлович был счастлив, приобретя собственный дом.

Ведущий 1: Мелихово стало настоящей «чеховской усадьбой». Новый низкий дом без всякого стиля, но с собственным уютом. Лучшая комната отведена Антону Павловичу под кабинет. Зимой окна до половины заносило снегом. Иногда зайцы заглядывали в них из сугробов, становясь на задние лапки. А весной в окна смотрели цветущие яблони, за которыми ухаживал сам Антон Павлович. Он особенно любил цветущие яблони и вишни. Обстановка была более чем скромная. Главное украшение – безукоризненная чистота, много воздуха и цветов. Там было удобно, молодо и весело.

Ведущий 2: Из семи лет, проведённых А.П.Чеховым в Мелихове, две осени были отданы самоотверженной борьбе с холерой. Особенно тяжело пришлось в 1892 – 1893 годах. Пять холерных бараков и два медицинских пункта организовал доктор А.П.Чехов на своём участке. Он писал А.С.Суворину.

Ведущий 1: «У меня в участке 25 деревень. 4 фабрики и 1 монастырь. Утром приёмка больных (с 5 до 9 часов), а после утра разъезды. Езжу, читаю лекции, лечу. Не принадлежать себе. вздрагивать по ночам от собачьего лая и стука в ворота (не за мной ли приехали?), ездить на отвратительных лошадях по неведомым дорогам и читать только про холеру и ждать только холеры. Это, сударь мой, такая окрошка, то которой не поздоровится».

Ведущий 2: Только за лето 1892 года было принято около тысячи больных, причём этот труд не оплачивался. Врачебная деятельность А.П.Чехова не ограничилась эпидемией холеры. Он служил земским врачом и постоянно оказывал медицинскую помощь жителям близлежащих деревень. К нему со всей округи шли, ехали больные. Он осматривал, выслушивал, выстукивал, назначал лечение, да ещё снабжал бесплатным лекарством.

Ведущий 1: Едва отступила холера, А.П.Чехов занялся устройством сельских школ. Его трудами были открыты школы в Мелихове и близлежащих сёлах. Во время жизни в Мелихове Антон Павлович принимал участие во Всероссийской народной переписи 1897 года. Он заведовал переписным участком – ему выделили целую волость с 16 деревнями. За участие в ней Антон Павлович был награждён бронзовой медалью.

Ведущий 2: Счастливый дом – так отзывались о мелиховской усадьбе те, кому довелось побывать здесь. Как только приезжали гости, жизнь в усадьбе круто менялась: устраивали розыгрыши, костюмированные вечера, ездили на Святки ряженными к соседям, играли на рояле. Хорошая музыкантша Лика Мизинова садилась за рояль, кто-нибудь пел. Антон Павлович обыкновенно заказывал те вещи, которые ему особенно нравились: Ф.Шопена, Э.Грига, Л.Ван Бетховена. Очень нравилась ему музыка П.И.Чайковского, некоторые романсы Ф.Глинки, например «Не искушай меня без нужды».

Звучит романс Ф.Глинки «Не искушай меня без нужды».

Ведущий 1: На таких вечеринках, или суаре, как они назывались в то время, не обходилось без чтения коротких юмористических рассказов А.П.Чехова. Для него ни одно явление жизни не было маленьким: всё достойно наблюдения. Сквозь одно маленькое явление человеческий характер он видел очень далеко и очень глубоко. Его маленькие рассказы стоят других многотомных произведений. В них боль, страдание, ирония, любовь, юмор.

Звучит «Мазурка» Ф.Шопена.

Сценка 3.

Инсценировка рассказа «Тёща» на сцене Мишель.

Ведущий 2: Это произошло в одно прекрасное утро, ровно через месяц после свадьбы Мишеля Пузырёва с Лизой Мамуниной. Когда Мишель выпил свой утренний кофе и стал искать глазами шляпу, чтобы ретироваться на службу, к нему в кабинет вошла тёща.

(На сцене появляется тёща.)

Тёща: Я задержу вас, Мишель, минут на пять. Не хмурьтесь, мой друг. Я знаю, что зятья не любят говорить с тёщами, но мы, кажется. Сошлись с вами, Мишель. Мы не зять и не тёща, а умные люди. У нас много общего. Ведь да? (Тёща и Мишель садятся на диван.)

Читайте также:  Сказка о рыбаке и рыбке прилагательное к слову кичка

Мишель: Чем могу быть полезен, муттерхен?

Тёща: Вы умный человек, Мишель, очень умный. Я тоже. не глупа.

Мы поймём друг друга, надеюсь. Я давно уже собираюсь поговорить с вами. Скажите мне откровенно, ради. ради всего святого, что вы хотите сделать с мой дочерью? (Мишель удивлённо смотрит на тёщу.)

Я, знаете ли, согласна. Пусть! Почему же? Наука вещь хорошая, без литературы нельзя. Поэзия ведь! Я понимаю! Приятно, если женщина образованна. Я сама воспитывалась, понимаю. Но для чего крайности?

Мишель: То есть? Я не совсем вас понимаю.

Тёща: Я не понимаю ваших отношений к моей Лизе! Вы женились на ней, но разве она вам жена, подруга? Она ваша жертва! Науки, книги там, теории разные. Всё это очень хорошие вещи, но, мой друг, вы не забывайте, что она моя дочь! Я не позволю! Она моя плоть и кровь! Вы убиваете ее! Не прошло и месяца со дня вашей свадьбы, а она уже похожа у вас на щепку! Целый день сидит она у вас за книгой, читает эти глупые журналы! Бумаги какие – то переписывает! Разве это женское дело? Вы не вывозите её, не даёте ей жить! Она у вас не видит общества, не танцует! Невероятно даже! Ни разу за всё время не была на балу! Ни ра-зу!

Мишель: Ни разу не была на балу, потому что сама не хотела. Потолкуйте-ка с ней самой.

Вы узнаете, какого она мнения о ваших балах и танцах. Нет! Ей противно ваше безделье! Если она сидит по целым дням за книгой или за работой, то, верьте, в этом никто не насилует её убеждений. За это-то я её и люблю. А засим честь имею кланяться и прошу впредь в наши отношения не вмешиваться. Лиза сама скажет, если ей понадобиться что-нибудь сказать.

Тёща: Вы думаете? Неужели вы не видите, как она кротка и нема? Любовь связала ей язык! Не будь меня, вы бы на неё хомут надели, милостивый государь! Да-с! Вы тиран, деспот! Извольте сегодня же изменить ваше поведение!

Мишель: И слушать не хочу.

Тёща: Не хотите? И не нужно! Не велика честь! Я и говорить бы с вами не стала, если бы не Лиза! Мне её жаль! Она умолила меня поговорить с вами!

Мишель: Ну, уж это вы лжете. Это уж ложь, сознайтесь.

Тёща: Ложь? Так погляди же, грубая душа! (Встаёт подходит к двери.)

(Входит Лиза в слезах.)

Мишель: Ты слышала? Так скажи же ей! Пусть поймёт свою дочь!

Лиза: Мама. мама говорит правду. Я не выношу этой жизни. Я страдаю.

Мишель: Гм. Вот как! Странно. Но почему же ты сама со мной не поговоришь об этом?

Лиза: Я. Я. Ты рассердишься.

Мишель: Но ведь ты же сама постоянно трактовала против безделья! Ты говорила, что любишь меня только за мои убеждения, что тебе противна жизнь твоей среды! Я и полюбил тебя за это! До свадьбы ты призирала, ненавидела эту суетную жизнь! Чем же объяснить такую перемену?

Лиза: Тогда я боялась, что на мне не женишься. Милый Мишель! Поедем сегодня к Марье Петровне! (Падает на грудь Мишеля.)

Тёща: Ну, вот видите! Теперь убедились? (Уходит.)

Мишель: Ах ты, дурак!

Мишель: Тот, кто ошибся.

(Занавес закрывается, звучит «Мазурка».)

Ведущий 1: В литературе А.П. Чехов стал первым русским юмористом после Н.В.Гоголя, он заразил своим смехом не только современников, но и миллионы их внуков и правнуков. «Каждый новый рассказ Чехова все усиливает одну глубокую и нужную для нас ноту – ноту бодрости и любви к жизни», – писал М.Горький

Ведущий 2: Здесь, в Мелихове были написаны настоящие литературные шедевры. В том числе и знаменитая пьеса «Чайка». В творческой биографии Чехова драматургия занимает важное место. Созданные им пьесы – «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишнёвый сад» – стали важным событием в театральной жизни России того времени. А постановка «Чайки» на сцене Художественного театра в Москве стала началом «чеховского театра в России». С этого времени и до конца жизни драматургия Чехова неразрывно связана с театром, созданным К.С.Станиславским и В.И.Немировичем-Данченко. Только МХАТ, оценивший простоту, естественность и внутренний подтекст пьес, смог воплотить авторскую концепцию. С тех пор «Чайка» стала символом театра. Вскоре пьесы А.П.Чехова были переведены на иностранные языки.

Ведущий 1: Весной 1897 года здоровье писателя резко ухудшилось. Процесс туберкулёза лёгких, начавшийся ещё ранее и проходивший незаметно для Антона Павловича, обострился. Врачи запретили ему жить на севере.

Ведущий 2: Осенью 1898 года Антон Павлович покупает в Ялте земельный участок и строит там дачу. Наступает последний период в жизни писателя, период, богатый творческими успехами, наполненный светом любви – в 1901 году он женился на актрисе Художественного театра О.Л.Книппер. И вместе с тем это было тяжелое время. Он томится в Ялте, чувствует себя оторванным от жизни. Ему хочется быть в Москве, в центре событий.

Ведущий 1: Подходила весна 1904 года. Здоровье Антона Павловича всё ухудшалось.

Врачи посоветовали увести его в Германию, в Баденвейлер. Начались сборы за границу. Однако, несмотря на болезнь, жизнерадостность не покидала писателя. Он мечтал о новой пьесе, совершенно нового для него направления. Сохранились воспоминания жены О.Л.Книппер-Чеховой о последних часах жизни Антона Павловича.

Ведущий 2: «Даже за несколько часов до своей смерти он заставил меня смеяться, выдумывая один рассказ. Это было в Баденвейлере. После трёх тяжёлых, тревожных дней ему стало легче к вечеру. Антон Павлович тихо, спокойно отошёл в другой мир. В начале ночи он проснулся, и первый раз в жизни попросил послать за доктором. Пришёл доктор, велел дать шампанского. Антон Павлович сел и как-то значительно, громко сказал доктору по-немецки: «Я умираю». Потом взял бокал, повернул ко мне лицо, улыбнулся своей удивительной улыбкой, сказал: «Давненько я не пил шампанского. », спокойно выпил всё до дна, тихо лёг на левый бок и вскоре умолкнул навсегда».

Ведущий 1: В Москву тело А.П.Чехова было перевезено через несколько дней. Похороны состоялись в середине июля 1904 года. Могила писателя – на кладбище Новодевичьего монастыря, недалеко от могилы его отца.

Ведущий 2: Прошло 150 лет со дня рождения великого писателя и драматурга. Но годы не властны над его творениями. Гуманизм А.П.Чехова, его искромётный юмор, глубокая вера в возможности русского человека понятны и близки нам, людям 21 века.

Звучит «Песнь жаворонка» из «Времён года» П.И.Чайковского.

Тиснёный том волнующих рассказов
Прочитан от начала до конца.
Метель свистит, поёт и плачет сразу.
Метель доносит звуки бубенца.
Никто об этом больше не расскажет!
Закрой глаза – и вновь перед тобой
Знакомые по книгам персонажи
Возникнут зримо длинной чередой.
Пройдут, как тени, через тихий город!
За Софьей Львовной – ведьма, почтальон
Миллионер – кутила Пятигоров,
Пришибеев и Хамелеон.
Профессоров усердных вереницы,
Храня и важность, и мундиров честь,
Пройдут со службы рядышком с больницей,
Где страшная палата №6.
За ними вслед, в мечтах и славной Варе,
Но скупо освещённый поворот,
До глаз укутан, человек в футляре
С сугубой осторожностью пройдёт.
А там, где площадь выметена чисто,
При фонарях в вечерней тишине
Увидишь на прогулке беллетриста –
Знакомую бородку и пенсне.
Благодари, встречай его с поклоном,
Ведь многое он людям рассказал.

(Е.Евстигнеев «Над книгой Чехова».)

Ведущий 1: Так потихоньку сгорела ещё одна свеча, удивительным светом которой мы вряд ли сумели воспользоваться. Может быть, мы стали хоть чуточку светлей? Кто знает.

На сцену под музыку «Осенней песни» П.И.Чайковского выходят все участники театральных постановок, герои чеховских рассказов. Кланяются.

Такие вечера я провожу систематически, считаю, что они углубляют знания учащихся по изучаемым темам, прививают им любовь к литературе, пробуждают творческие начала, закладывают нравственные основы.

Источник

А.П. Чехов и школьный театр

Статья посвящена вопросу постановок произведений А.П. Чехова в школьном театре. Автор – профессиональный режиссер с большим опытом работы в школе делится практическим опытом реализации постановок, работы с детьми над ролями, приобщения детей к творчеству великого писателя.

Читайте также:  Составить рассказ про транспорт для детей

Мы живем и работаем в одном из красивейших городов Подмосковья, в городе Чехове, который носит имя великого писателя и драматурга А.П.Чехова. В своей усадьбе «Мелихово», что в 15 километрах от центра города, Чехов прожил 7 лет, где и были написаны им известные произведения: «Чайка», «Три сестры» и многие удивительные рассказы. В нашей гимназии, где мы работаем, создан школьный театр с названием «Класс». Естественно, в нашем городе проходит ежегодный фестиваль театральных школьных коллективов «Чеховская чайка». Его целью является не только приобщение детей к творчеству великого писателя, но и возможность более близкого прикосновения к его произведениям через театральное искусство.

Мне бы сегодня хотелось, как профессиональному режиссеру, поделиться некоторыми практическими советами относительно особенностей при постановке с детьми инсценировок рассказов А.П.Чехова. Бывает порой, что руководители творческих коллективов школ не решаются браться за такие постановки, считая их слишком сложными для воплощения материала детьми на сцене. Исключениями являются, как правило, два рассказа: «Ванька» и «Хамелеон». Уверяю вас, что рассказы Чехова, обладающие невероятно интересными сюжетами и яркими образами очень привлекают детей, и они с большой охотой берутся за их воплощение.

Совет 1. «Драматургическая основа инсценировки» то есть его сценарий.

Остановимся на рассказе «Детвора», который мне удалось инсценировать с ребятами в нашей студии, и за постановку которого, на фестивале «Чеховская чайка» мы получили наивысшую награду «Гран-при».

В текстах или как мы еще говорим репликах, сценариев Чеховских рассказов должно быть все емко и лаконично. Например: авторское вступление рассказа «Детвора», «Мамы, папы и тети Нади нет дома, они уехали на крестины». Все подробности, описанные Чеховым о том, куда и к кому они уехали можно опустить. Инсценировка рассказов часто предполагает это, оставляя в сценарии только главные моменты. Далее «В ожидании их возвращения Аня, Гриша, Таня, Алеша и кухаркин сын Андрей сидят за столом и играют в лото…».

Для вступления в сценарии данного текста от автора вполне достаточно чтобы зритель определил предлагаемые ему обстоятельства истории. Теперь реплики персонажей. Гриша – один из главных героев рассказа и у него много текста. Для более емкой подачи материала мы некоторые реплики не очень значимые для действующих лиц можем сократить, конечно, не нарушая при этом основного смысла рассказа.

Совет 2. Создание художественного образа.

В первую очередь у руководителя должен быть индивидуальный подход к каждому ребенку, исполняющему ту или иную роль в инсценировке.

Начиная работу над ролью, не забудьте разобрать «по косточкам» каждого героя рассказа в присутствии всех ребят, участвующих в постановке. Сначала обсудите, что о нем известно от автора рассказа, каковы его действия и поступки, почему они такие. Ведь все действия и интонации реплик героев должны быть оправданы ходом сюжета, поэтому взаимосвязаны между собой. Затем мы можем привнести в создание художественного образа и свое видение характерных черт героя. Например, в рассказе «Детвора» есть такой персонаж Андрей – кухаркин сын. У него, в отличие от других героев довольно колкий характер. Он, играя с детьми за столом в лото, всегда создает интригу, напряжение, конфликт. Поэтому, мы с моим актером Никитой, раскрывая его характер, придумали разные детали к его образу. Во-первых, он кухаркин сын, значит, может быть толстым и непрестанно жевать, во-вторых он постарше всех ребят и как задира дает то и дело мальчишкам подзатыльники, он же и затевает драку. Или вот, Соня, которая дает всем копейки взаймы. В нашем варианте постановки эта героиня была с тонким и нежным голоском, которая угощала всех конфетами, хотя у Чехова в рассказе этого не было.

Работая с детьми над ролью, мы можем сами придумывать всевозможные приспособления к действиям героев, как об этом и писал К.С. Станиславский. Например, если бабушка, то может вязать и протирать то и дело очки, если торговка на рынке, то может грызть семечки, если модница, то может часто поправлять прическу и смотреться в зеркало и так далее. Эти приспособления помогут ребятам не растеряться на сцене и справиться с ролью.

Совет 3. «Застольная читка».

«Застольная читка» – так на профессиональном актерском языке называется первый этап подготовки актеров к репетиционному выходу на сцену. Выражаясь точнее это глубокое знакомство с текстом всех персонажей, разбор этого текста, интонационная взаимосвязь всех реплик героев во время многократного прочтения пьесы.

Уважаемые руководители, старайтесь не избегать этого этапа подготовки инсценировок с детьми. Раздавая детям тексты, не выводите их сразу на сцену. Желательно, всей группой почитать этот текст на нескольких репетициях, хорошо его усвоить, сжиться с ним, разобрать «интонационный ряд». И еще, если терпит время, не требуйте от маленьких артистов, чтобы они быстро выучили текст, предварительно не разобрав его. В основном текст должен запоминаться на репетициях, и немного доучен дома. Конечно, работа с текстом детей школьного театра и профессиональных актеров отличается, но «застольная читка» должна оставаться неизменной.

Совет 4. Постановка массовых сцен.

Все профессиональные режиссеры и руководители любительских театральных коллективов знают, что одними из самых сложных постановочных сцен являются «массовые сцены». Чтобы эти сцены получались нужно усвоить одну главную формулу – у каждого персонажа такой сцены должно быть свое личное, персональное дело и действие, отвечающее смыслу всей массовой сцены. Например, в той же инсценировке «Детвора», когда наступает кульминационный момент и среди детей затевается драка, то каждому актеру была поставлена конкретная задача действий. А показ драки на сцене вообще дело непростое. Чтобы она получилась, я разбила детей на группы 1, 2, 3 человека и каждая группа выполняла свое конкретное действие. Один человек то подбегал и толкал группу из двух человек, то из трех человек, то сам пятился и падал на пятую точку, снова вставал и еще раз повторял тоже действие. Группа из двух человек, уцепившись друг за друга руками, крутились то в одну сторону, то в другую. В группе из трех человек, тянули стоящего посередине героя то в одну сторону, то в другую. Две девочки, заглядывая под стол, якобы ударялись лбами и затем на четвереньках отползали друг от друга. И когда все ребята вместе под звуки задорной музыки одновременно выполняли свои действия, в зрительном зале создавалось ощущение суматохи и настоящей драки, а главное для маленьких актеров эти действия были совершенно безопасны.

Ни в коем случае нельзя использовать на сцене настоящие уличные приемы ударов драки, пусть даже бесконтактные, они смотрятся крайне неэстетично, а лучше применять всевозможные действия лишь похожие на настоящую драку.

Совет 5. Атмосфера спектакля.

Из чего же складывается та волшебная атмосфера сценического действа, которая и завораживает всегда зрителя. Разумеется, из многих составляющих, сложенных в одно целое, из которого и получается чудо. В первую очередь, это игра актеров, меняющиеся мизансцены, музыка, свет, звуки, сценография, декорация, всевозможные спецэффекты, грим, костюмы. Все это должно отражать то время и место действия, в котором существуют герои на сцене. Да, в школьном театре часто бывают проблемы и с пошивом костюмов и с техническими средствами, но в нем есть и свои плюсы. Там всегда приходят на помощь своим детям неравнодушные родители, и театр объединяет родных людей. Но, если вдруг возникают сложности с костюмами, то мой совет такой: их можно сделать стилизованными, добавляя лишь элементы, подчеркивающие тот или иной персонаж: очки, шарф, перчатки, трость, жабо, тем более мы говорим об инсценировках рассказов А.П. Чехова. А, если у вас в школе есть еще и хореографический коллектив, как у нас, который мы всегда привлекаем для усиления атмосферы чеховских произведений, то это будет совершенно великолепно.

Давайте будем как можно чаще инсценировать произведения великого писателя, и наши дети в будущем скажут нам за это «спасибо». Удачи вам!

Источник

Поделиться с друзьями
Детский развивающий портал