Что делает рассказ лошадиная фамилия смешным юмористическим

Анализ рассказа-анекдота А.П. Чехова «Лошадиная фамилия»

Разделы: Литература

Чехов-мастер. (юмористического рассказа). художник. (жизни)

Эпиграф : “Смех дело серьёзное?”

Оргмомент

Рада нашей новой встрече. Всем доброго дня и хорошего настроения.

Кстати, о настроении. Каким оно у вас обычно бывает с утра? Нарисуйте на полях ваше настроение на начало урока.

Попытаюсь вас развеселить.

-Да вот, памятник открывают.

-Это который “Муму” написал?

-Да нет, “Муму” Тургенев написал.

-Чудно! “Муму” Тургенев написал,а памятник какому-то Чехову открывают.

Вот вы и улыбнулись.

Определите жанр этого текста. (Анекдот)

Что делает анекдот смешным, придаёт ему юмористическую окраску? (Остроумная концовка).

Пометьте на полях эти слова. Возможно, они нам ещё пригодятся.

Почему-то мне стало грустно. Кто разделяет мои чувства? Т.е. вам тоже грустно. Но почему?

(Стыдно за людей, которые. Обидно за Чехова)

Давайте попытаемся восстановить эту несправедливость.

Автором каких произведений является Чехов? (“Каштанка”, “Хирургия”, “Лошадиная фамилия”, “Ванька”, “Тоска”, “Хамелеон”, “Спать хочется”.

Но Чехов ещё и драматург, его драматургия родилась вместе с рождением Московского Художественного театра. “Чайка”, “Три сестры”, “Вишневой сад” ставятся почти повсеместно. Удивительно, но он вписался в культуры народов с особым национальным своеобразием. В Японии его ценят, пожалуй, больше, чем у нас. Жители страны восходящего солнца вкушают мягкий лиризм его пьес, сумеречную глушь, как тонкий аромат нектара.

Только что вы смеялись, а теперь задумались. Где же грань между смешным и трагическим? И есть ли она вообще?

Пора, однако, озвучить тему нашего урока. У вас есть предложения?

А кто такой Чехов? (писатель)

А если человек талантлив, прекрасно знает своё дело, какими синонимами можно заменить слово писатель? ( мастер, художник ).

Давайте проверим ваши догадки!

Опорные слова есть, попытаемся восстановить цели?

Определите жанр произведения. (рассказ-анекдот)

Кто герои рассказа? (Генерал-майор, Булдеев, приказчик, поварёнок Петька, генеральша, слуги, дети)

Генерал-майор звание или чин высшего командного состава армии (первое по старшинству звание генерала).

Как начинается рассказ? Зачитайте. (“У отставного генерал-майора Булдеева разболелись зубы”)

Представьте, что зубы разболелись не у барина, а у кого-нибудь из слуг, например, у поваренка Петьки. Возможен ли был вообще такой переполох? Такое всеобщее выражение сочувствия; стремление помочь больному? О чем это говорит?

(На этом случае Чехов показывает современную ему жизнь, в которой люди занимают неравноправное положение.

Как называется такой троп?

Согласна ли вы с мнением И. Шер?

Действительно ли люди в рассказе грубы и невежественны?

Вспомните композицию рассказа-анекдота (отсутствуют описания, рассуждения, а роль диалога становится ключевой. С учетом этого выберите из предложенного перечня то средство, которое является самым эффективным для раскрытия характера нашего героя).

Средства раскрытия характера героя.

Сделайте вывод. Каково же живется рядом с таким человеком. Хотели бы вы так жить? Это смешно или грустно?

Генерал мучается с зубной болью, а мы испытываем к нему жалость? (Писатель не стремится вызвать к нему сочувствие, он заставляет читателя смеяться над комическим положением, в которое попадает Булдеев).

Как генерал относится к заговорам? (Считает их ерундой и шарлатанством), а сам нетерпеливо требует от приказчика, чтобы тот вспомнил “Лошадиную фамилию” знахаря, категорически отказывается от предложения доктора вырвать зуб, а затем посылает за ним сам, как за спасителем).

Кто из слуг наиболее близок барину? (Приказчик)

Можно ли его назвать комическим персонажем?

Почему? (Дает совет обратиться к знахарю, берет на себя смелость подсказать текс депеши. Затем теряет смелость и развязность, испытывает страх перед рассерженным генералом (медленно вышел, тяжеловато вздохнул), вспомнив фамилию, когда она уже была не нужна, вновь обретает самоуверенность и надежду заслужить расположение генерала).

Какие способы создания комического вы знаете? (гипербола, несоответствие, неожиданность). Приведите примеры.

Ограниченность, невежественность приказчика превосходно переданы Чечовым. Через грамматически неправильную речь Ивана Евсеича. Докажите текстом.

Невежественность – предложение обратиться к акцизному, что бы он вылечил зубы по телефону.

Речевые ошибки : зубами кормился

Нарушение логики в изложении:

(“служил акцизный. зубы заговаривал”)

Акцизному “сила дана”, а похвала ему с тем, что из акцизных его уволили.

Согласны ли вы с утверждением, что А.П. Чехов – один из блистательных мастеров слова?

Чехов говорил о языке:

“Язык должен быть прост и изящен. ”

“Фразу “ (. ) надо делать – в этом искусство. Надо выбрасывать лишнее, очищать фразу от “по мере того”, “при помощи”, надо заботиться об ее музыкальности и не допускать в одной фразе почти рядом “стала” и “перестала”.

“Я не хочу признавать рассказов без помарок. Надо люто марать. В письме к Горькому Чехов давал такой совет: “. читая текст, вычеркивайте где можно определения существительных и глаголов. Понятно, когда я пишу “Человек сел на траву; это понятно, потому что ясно и не задерживает внимания. Наоборот, неудобопонятно и тяжеловато для мозгов, когда я пишу: “Высокий, узкогрудый, среднего роста человек с рыжей бородкой сел на зеленую, уже измятую пешеходами траву, сел бесшумно, робко и пугливо оглядываясь”.

Практическая работа

Чехов говорил : “Краткость – сестра таланта”

Какая же еще особенность чеховского почерка?

Играть роль, но иметь значение

Инсценирование (подготовленные ученики)

Какое значение в развитии сюжета имеет этот диалог?

(Диалог – завязка действия)

Какую роль в рассказе – анекдоте играет анекдотическое слово?

(Оно привлекает внимание или блеском остроумия, или, напротив, нелепостью, принимает участие в развитии сюжета)

Найдите кульминацию в сюжете рассказа.

Обратите внимание на иллюстрацию учебника (стр.283).

Кто такие Кукрвниксы?

Найдите цитату, соответствующую иллюстрации Кукрыниксов.

(“Мучительные думы” приказчика и нейтральное поведение доктора, радость приказчика и ненужность обращения к акцизному)

Какие несоответствия делают сцену комической?

Найдите развязку в сюжете рассказа (2 кукиша)

Сумел ли персонаж преодолеть курьезныю ситуацию без нравственных потерь? Каким он вернулся в обычную жизнь?

(Он вернулся в свое существование, к своим устойчивым представлениям о мире, от которых отказался из страха перед минутным испытанием. Булдеев сам создал и сам преодолел анекдотическую ситуацию, показав с презрением 2 кукиша).

Выходит, что рассказ не только смешной, но и серьезный. Это напоминает о том, что при всех обстоятельствах “среди людей нужно сознавать свое достоинство”.

Своим творчеством Чехов утверждал не только лучшие качества людей, но и их недостатки.

Казус – сложный запутанный случай

“Смех – дело серьезное?”

Знал ли Чехов об этом? (Конечно, он был врач).

Итог урока.

— Чему учились на уроке? Что понравилось? Ещё раз вернёмся к теме и целям урока.

Источник

«Комическое в рассказе А.П.Чехова «Лошадиная фамилия».

специалист в области арт-терапии

Конспект урока литературы в 6 классе

Читайте также:  Главная часть рассказа муму

— характеризовать речь героев как источник комического; углубить представления детей о категориях комического;

— учить добродушно смяться над малодушием; воспитывать в детях чувство юмора.

Оборудование: портрет писателя, толковый словарь.

1. Организационный момент.

Вот таким необыкновенным человеком был этот писатель. А теперь узнаем немного о его творчестве.

Чтение статьи учебника

— Чем интересны рассказы Чехова? (Они очень коротки и забавны).

— Прочтите слова Бунина о Чехове. Согласны ли вы с ними? (Да, согласны, потому что Чехов действительно был умен, он умел шутить).

— Отчего шел заряд юмора Чехова? (От его жизнелюбия).

3. Подготовка к восприятию произведения.

Мы не раз уже произнесли с вами слово «юмор». Про какого человека можно сказать, что он обладает чувством юмора? (Это человек, который умеет шутить и сам понимает шутки, не обижается, если шутка направлена на него).

Слово юмор (записываем) означает: беззлобное изображение смешного, выставление событий, людских недостатков и слабостей в безобидно-комическом виде.

Рассказ, который мы прочитаем, называется «Лошадиная фамилия». Я сейчас напишу слово «лошадь», а вы, ребята, называете все, что с нею связано. (Записываю на доске: уздечка, вожжи, седло, конь, кобыла, грива, копыта, ржанье и т.д.). А теперь образуйте фамилии от них или назовите «лошадиные» фамилии. (Записываю: Уздечкин, Коняев, Жеребцов, Седлов, Кобылин, Гривкин и т.п.).

4. Чтение произведения.

Уезд – округ, часть губернии.

Акцизный – служащий учреждения по сбору налогов.

Хина – кора американского дерева, из которого выделывается аптечное снадобье.

5. Анализ произведения.

— Почему рассказ мы считаем юмористическим? (В нем много смешных моментов).

— Что именно показалось вам смешным? (То, как вся усадьба в угоду генералу подбирала «лошадиную» фамилию).

— Скажите, почему генерал – и вдруг поверил, что можно заговорить боль по телеграфу? (Боль была невыносимой, генерал испробовал все средства).

— А какие именно способы лечения испробовал генерал? (Он полоскал рот водкой, коньяком, прикладывал к больному зубу табачную копоть, опий, керосин, скипидар, керосин, мазал щеку йодом, в ушах у него была вата, смоченная в спирту, но все это не помогало, или вызывало тошноту.)

— Почему генерал не сразу соглашается лечит зуб заговором? (Потому что считает это шарлатанством, боится сам показаться смешным).

— Кто предлагает такой способ «лечения»? (Приказчик Булдеев).

— Как выглядит лечение акцизного? Найдите строки. («Бывало, отвернется к окошку, пошепчет, поплюет – и как рукой!»).

— Как усиливается комизм рассказа об акцизном и о его чудесном даре? (Оказывается, из других городов он «пользует» через телеграф).

— Что еще узнаем об акцизном из уст приказчика? («Выпить большой охотник, живет не с женой, а с немкой, ругатель, но, можно сказать, чудодейственный господин!»).

— Важны ли эти сведения для генерала? (Нет, не важны).

— А почему приказчик об этом рассказывает? (Потому что ему хочется еще что-то необычное рассказать, чтобы генерал согласился. Тогда бы получилось, что приказчик угодил генералу).

Прочитаем по ролям смешную сцену воспоминания фамилии акцизного.

— Обратите внимание на фразу: «И в доме, все наперерыв, стали изобретать фамилии. Перебрали все возрасты, полы и породы лошадей, вспомнили гриву, копыта, сбрую. » Как вы думаете, какие именно фамилии еще были изобретены? (Гнедов, Копытин, Сбруев, Загривков и т.д.).

— Как же получается, что эта «лошадиная» фамилия оказалась генералу всего дороже? (Генерал всеми силами хотел избавиться от боли, а спасти обещал только приказчик).

— Как освободился генерал от боли? (Ему все-таки пришлось выдрать зуб с корнем, и сделал это доктор).

— Кто напомнил эту злосчастную, но настоящую фамилию приказчику? (Тот же доктор, он попросил продать овса для своей лошади, и слово «овес» напомнило что-то Ивану Евсеичу).

— Как повел себя приказчик после слов доктора? («Иван Евсеич тупо поглядел на доктора, как-то дико улыбнулся и, не сказав в ответ ни одного

слова, всплеснув руками, побежал к усадьбе с такой быстротой, точно за ним гналась бешеная собака»).

— Как же звучала настоящая фамилия чудодейственного знахаря из Саратова? (Овсов).

— Что можете сказать об отношении этой фамилии к лошадям? (Эта фамилия ничего общего не имеет с лошадью, кроме того, что овсом кормят лошадей).

— Сколько времени прошло между тем, как был выдернут зуб, а приказчик вспомнил фамилию? (Совсем чуть-чуть, ведь врач только что возвращался от генерала).

— В этом заключается комизм ситуации, созданной Чеховым. Давайте вспомним, что такое эпизод. Прочтите определение на стр. 301. (Эпизод – отрывок художественного произведения, в котором говорится о законченном событии, происшествии).

— Какой эпизод вам запомнился больше всего? Попробуйте его пересказать близко к тексту.

Выпишите все встретившиеся в рассказе «лошадиные фамилии». [Пауза].

А теперь подсчитайте, сколько всего фамилий. (40, 42, 43). Видите, и в этом проявилась фантазия писателя.

Работа с учебником

— Прочтите статью учебника «О рассказе А.П.Чехова «Лошадиная фамилия», автором которой является М.Громов.

— Согласны ли вы с автором статьи, что «смешные» чеховские рассказы далеко не так просты»? Если да, то в чем же проявилась их сложность? (Около полусотни изобретенных фамилий, описание жизни старого поместья, медицинское нравоучение).

— В чем же заключается это нравоучение? (Лучше сразу надо было обратиться к врачам, чем перебирать целый словарь).

Каким можно назвать смех в этом рассказе: добродушным, уничтожающим, снисходительным или иным? (Смех здесь добродушный и снисходительный, так как автор посмеивается, но не насмехается).

7. Домашнее задание.

Прочтите к уроку внеклассного чтения чеховские рассказы «Хирургия», «Пересолил», «Жалобная книга», «Налим». Обратите внимание на то, как создает автор юмористическую ситуацию.

Источник

Анализ рассказа «Лошадиная фамилия» (А.П. Чехов)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 25.10.2019 · Обновлено 25.10.2019

Рассказ «Лошадиная фамилия» — это не просто юмористический сюжет. Чехов создал рассказ, название которого стало крылатым выражением. Когда невозможно что-то вспомнить, но это крутится на языке – это называют лошадиной фамилией. В книге собраны проблемы людей, которые до сих пор встречаются в наше время.

История создания

История написания рассказа «Лошадиная фамилия» — это интересные факты, говорящие нам о том, что для талантливого человека любое событие может стать источником вдохновения:

Раннее творчество Чехова обеспечило ему известность в литературных кругах, но он не собирался становиться писателем в полном смысле слова, поэтому не хотел подписываться по-настоящему.

Направление и жанр

Произведение создано в рамках реалистического направления в литературе, так как Чехов был представителем реализма. Это можно заметить в сюжете его рассказов – обычно идеи автор берет из бытовых проблем.

Жанровое определение рассказа «Лошадиная фамилия» – юмористический рассказ. Многие приписывают его к анекдоту, так как идея взята оттуда. Но для анекдота текст слишком большой, да и герои раскрыты по характеристике.

Композиция и конфликт

Конфликт в рассказе построен между наукой и суеверием. С одной стороны, доктор, знающий человек в своей профессии. Он всегда готов оказать квалифицированную помощь. А с другой, мифический персонаж, имя которого забыто, а ассоциация возникает лишь с лошадью. Человек лучше поверит какому-то неизвестному кудеснику, чем профессиональному врачу. Конфликт разворачивается между действительностью и мифом.

Читайте также:  Сценарий сказки дюймовочка для средней группы

Смысл названия

Автор грамотно расставил акценты в рассказе. В начале читатель не до конца понимает, при чем тут лошадиная фамилия, и как она связана с сюжетом. Как только начинается перечисление самых разных ассоциативных фамилий, приходит осознание. Но Чехов связывает свое название не с забытым именем. Фамилия – это лишь косвенное отношение к названию. На самом деле, герои ошибочно идут по другому пути, выбирая помощь знахаря и даже прилагая столько усилий, чтобы его вспомнить. А в итоге забытый «волшебник» оказался не нужным и его помощь в том числе.

Курьезный случай с фамилией лишь подчеркивает серьезность авторского замысла: мы готовы обмануть себя и часами ломать голову над ненужными вопросами, лишь бы не выходить из зоны комфорта и не решать проблему так, как ее нужно решить — кардинально и современно, без суеверий и таинств.

Суть: о чем произведение?

У главного героя генерал-майора Булдеева разболелся зуб. Никакие средства не помогали ему, а в ответ на предложение вырвать зуб он наотрез отказался. Приказчик Иван Евсеевич посоветовал генералу обратиться к чиновнику, который на раз заговорит зубную боль. Вот только фамилию приказчик забыл, но она как бы «лошадиная».

Весь день каждый член семьи вспоминал эту злополучную фамилию. Перебрали все: от Кобылина до Меринова. Генерал всю ночь мучился с зубной болью. Терпеть больше нет сил, поэтому утром приезжает врач и вырывает зуб. После процедуры доктор разговорился с приказчиком по поводу корма для лошадей. Тогда-то Иван Евсеевич с радостными воплями побежал к генералу, так как вспомнил фамилию – Овсов. Вот только Булдеев уже сидел без зуба.

Главные герои и характеристика

Система образов в рассказе «Лошадиная фамилия» описывается Многомудрым Литреконом в формате таблицы.

герои рассказа «лошадиная фамилия» характеристика
генерал-майор булдеев вышестоящий чиновник, надменный и придирчивый, который в процессе рассказа превращается в комического персонажа. считая, что «заговор зубов» — шарлатанство, он говорит своему приказчику написать знахарю письмо, так как зубная боль оказалась сильнее. фамилия у героя созвучна со словом «балда». это объясняется в рассказе его ленью, страхом и глупостью. генералу проще поверить неизвестному знахарю, чем вырвать зуб. если бы он выдернул зуб сразу, не было всей истории со знахарем. неслучайно и его звание — военный генерал, а боится выдрать зуб. это усиливает комизм произведения.
знахарь отсутствующий персонаж, но играет главную роль в рассказе. ведь на его фамилии строится сюжет. про него есть немного информации, рассказанной приказчиком. знахарь живет в саратове у тещи, там его знает каждый второй. чудодейственный господин. в нем описаны все качества типичного чиновника – пристрастен к водке и имеет любовницу.
иван евсеевич приказчик генерала, искренне желает помочь булдееву. это можно засчитать в его хорошие качества, но он глуп. верит в заговоры и в чудо-выздоровления с их помощью. очень рассеянный, болтливый и жалкий человек, который терпит пренебрежение генерала. и эта глупость высмеивается..
доктор единственный положительный персонаж, который просто хочет помочь генералу. но не заговорами, а с помощью медицины. он честно выполняет свою работу. такая симпатия к врачу не случайна, так как чехову близка эта профессия.

Тематика в рассказе «Лошадиная фамилия» играет важную роль. Несмотря на малый объем, в произведении встречается несколько тем.

Проблема

Проблематика в рассказе «Лошадиная фамилия» — это комплекс проблем, значимых для России того времени. Можно выделить три явные проблемы в произведении.

Смысл

Идея рассказа «Лошадиная фамилия» — это необходимость вовремя взять себя в руки в сложных ситуациях. В противном случае придется страдать из-за страхов и нерешительности, да еще и напрягать окружающих людей. Приказчик, вместо своей работы, вспоминал фамилию, а все остальные члены семьи пытались ему помочь. И если бы генерал изначально вырвал свой зуб, все бы занимались своими делами. Главная проблема героев – никто не может сконцентрироваться на своем, они все время делают не свою работу. Идут не по той дороге, как чиновник, ставший знахарем. Они живут иллюзиями и готовы питать их до самого последнего момента. Автор подмечает и высмеивает эту черту русского менталитета.

Главная мысль произведения «Лошадиная фамилия» – каждый должен заниматься своим делом, иначе будет беспорядок. Пока генералы боятся зубных врачей, приказчики болтаются без дела в поисках фамилии, а обычные чиновники становятся знахарями, ничего в жизни людей не поменяется. Это касается не только данной семьи и сюжета, а всего общества в России в целом. Только честный и правильный труд поможет двигаться дальше.

Чему учит?

Рассказ «Лошадиная фамилия» учит перебарывать свои страхи. В любом случае, когда-нибудь это произойдет. Сюжет именно об этом. Генерал «прятался» от страха вырывания зуба, откладывал на потом и надеялся на чудо. В итоге ему все же выдернули зуб, но как он изматывал себя все эти дни, оттягивая момент? Автор говорит о том, чтобы каждый смог перебороть свой страх, а не искать обходные пути в шарлатанстве и лени. Такова мораль рассказа «Лошадиная фамилия».

Чехов заставляет задуматься о том, что каждый должен стоять на своем месте и качественно выполнять свою работу. Генералы – смелые, приказчики – разумные, а чиновники – обязательные. В рассказе ни один не соответствует своему качеству, кроме доктора, который добросовестно выполняет свои обязательства. В этом и состоит вся комичность ситуации. Возможно, в рассказе Чехов только начинает определять для себя главную профессию: врач или писатель? Окончательный вывод он так и не сделал.

Критика

С момента публикации рассказа прошло уже более ста лет, и нелегко найти уцелевшие выдержки из критики того времени. Эта книга не была резонансным событием, поэтому мы довольствуемся тем, что есть.

…Чехов не высказывает прямо, открыто своего отрицательного отношения к героям (как… в рассказах «Налим» и «Лошадиная фамилия»), но он заставляет нас угадать свое отношение по тому, каковы факты в произведении, как построен рассказ, каковы в нем слова и выражения. Для этого нужно лишь внимательно, вдумчиво читать рассказы Чехова и понимать те намеки, которые автор в них делает.» (М.Семанова, вступительная статья из книги «Рассказы. Чехов А.П.», изд-во «Москва: ДЕТГИЗ», 1951 г.)

Итак, комический эффект рассказа в его развязке: фамилию вспомнили, но зуб уже не болит, его попросту уже нет. В чём же смысл или мораль рассказа? Едва ли Чехов писал рассказ только лишь для того, чтобы посмеяться над незадачливым генералом. Если взглянуть на ситуацию иначе, то есть поискать более глубокое объяснение, то мы заметим, что поиски лошадиной фамилии захватили всех, объединили какой-то безумной идеей, в то время как удаление зуба оказалось средством хотя и радикальным, но единственно верным. Генерал же ухватился за эфемерную надежду как утопающий за соломинку, хотя ясно, что никакой Овсов не поможет в этом случае. Москвин Г.В. Литература: 8 класс: в 2 ч. Ч. 2 / Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина. — М.: Вентана-Граф, 2016

Читайте также:  Дикие животные средняя группа рассказы

Источник

Конспект по литературе на тему»Комическое в рассказе А.П.Чехова»Лошадиная фамилия»»(6 класс)

специалист в области арт-терапии

Выбранный для просмотра документ Конспект урока внеклассного чтения по рассказу А.П.Чехова Лошадиная фамилия.docx

Внеклассное чтение. Комическое в рассказе А.П. Чехова «Лошадиная фамилия»

ЦЕЛИ УРОКА : продолжить знакомство учащихся с личностью А. П.Чехова и его творчеством, закрепить понятие «юмор» через анализ образов героев, языка художественного произведения; показать некоторые особенности чеховского стиля; помочь детям обрести личностные оценочные отношения к чеховским героям через осмысление нравственного и эстетического воздействия юмора.

Образовательные : познакомить детей с созданием комических образов в творчестве Чехова;

Развивающие: развивать познавательный интерес к предмету, развивать внимание, умение рассуждать, обобщать, анализировать, делать выводы, опираясь на полученные ранее знания.

Воспитательные: воспитывать чувство коллективизма, показать значимость каждого из учеников в единой работе класса через совместное выполнение познавательных заданий; способствовать развитию познавательного интереса к уроку.

Оборудование : текст рассказа, компьютер, мультимедийная презентация

Содержание и деятельность учителя

Я рада нашей встрече. Всем доброго дня и хорошего настроения.

Кстати, о настроении. Каким оно у вас обычно бывает с утра?

Попытаюсь вас развеселить.

На улице стоит толпа. Подходит мужчина, спрашивает:

-Да вот, памятник открывают.

-Это который “Муму” написал?

-Да нет, “Муму” Тургенев написал.

-Чудно! “Муму” Тургенев написал, а памятник какому-то Чехову открывают.

Вот вы и улыбнулись.

Определите жанр этого текста. (Анекдот)

Проверяют готовность к уроку. Занимают свои места согласно правилам посадки.

Повторение пройденного материала

Слайд 1. С творчеством какого писателя мы работаем?

Мы работаем с творчеством А.П. Чехова

Каким было детство А.П. Чехова?

Детство А.П. Чехова было тяжёлым, отец разорился, и Антону с братьями пришлось зарабатывать деньги, чтобы прокормить всю семью. Братья не только зарабатывали деньги, но помогали матери по ведению домашнего хозяйства

Кем решил стать Антон Чехов? И почему?

Антон решил стать врачом, поступил на медицинский факультет, чтобы помогать людям

Когда Антон начал писать рассказы?

Антон начал писать рассказы, когда ещё был студентом-медиком

Какие рассказы писал А.П. Чехов?

А.П. Чехов писал юмористические рассказы

Чем интересны рассказы Чехова?

Они очень коротки и забавны.

И.А.Бунин писал о Чехове(стр.274). Согласны вы с ним?

Да,согласны, потому что Чехов действительно был умён, он умел шутить.

Отчего шёл заряд юмора Чехова?

Мы не раз уже произнесли слово «юмор».

Слайд 2. Что такое «юмор»?

Юмор – это какой смех?

Юмор – изображение чего-то в смешном, комическом виде. Это всегда добрый смех.

— Ребята, а про какого человека можно сказать, что он обладает чувством юмора?

Это человек, который умеет шутить и сам понимает шутки,не обижается, если шутка направлена на него.

А как вы думаете в чем природа комического? Почему возникает смех?

Несоответствие между некоторыми вещами в жизни вызывает смех

Объявление темы урока

Сегодня мы поработаем над рассказом «Лошадиная фамилия».

Проверка домашнего задания

Слайд 3. Словарная работа:

-акцизный –служащий учреждения по сбору налогов;

-хина – кора американского дерева, из которого выделывается аптечное снадобье;

-депеша(устар.)-телеграмма; спешное официальное уведомление;

— супонь –ремень, стягивающий хомут.

Объяснение слов учащимися.

Слайд 4. Кто герои рассказа?

Приказчик Иван Евсеич

Все, живущие в доме

Дети инсценировают (до слова «Замучился»)

-Что же произошло в доме генерал-майора Булдеева?

У генерала разболелся зуб, а Булдеев боялся врачей, поэтому согласился на помощь в виде заговора

-Зачем вспоминали фамилию?

Это фамилия «волшебника»-знахаря

В се ищут фамилию по масти, возрасту, по нраву лошадей и т.п.

— Почему «лошадиная» фамилия оказалась генералу всего дороже?

Генерал всеми силами хотел избавиться от боли, а спасти обещал только приказчик.

— Как освободился генерал от боли?

— Кто напомнил эту злосчастную, но настоящую фамилию приказчику?

Тот же доктор, он попросил продать овса для своей лошади,и слово «овес» напомнило что-то Ивану Евсеичу.

— Как повел себя приказчик после слов доктора?

Иван Евсеич тупо поглядел на доктора…стр.40

— Что можете сказать об отношении этой фамилии к лошадям?

Эта фамилия ничего общего не имеет с лошадью, кроме того, что овсом кормят лошадей.

Смешным оказывается сюжет; смешно суеверие образованного человека, готового поверить, что вылечиваться можно по телеграфу. Смешны способы лечения, смешны лошадиные фамилии. Смешна своей неожиданностью развязка

Задание 1: подобрать к иллюстрации цитату из текста рассказа.

1 вариант : Иван Евсеич пришёл к генералу

2 вариант: как все думали над фамилией.

Дети подбирают к иллюстрациям цитаты из текста

Работают по заданию

1 вариант: Приказчик пришёл к генералу с.37

2 вариант: Все домашние…с.37

Задание 2: найти фамилии, обозначающие

1 вариант: синонимы к слову «лошадь»

2 вариант: конское снаряжение (сбруя)

Слайд 7. Кто прочитает получившийся список фамилий?

Дети выбирают фамилии по заданию.

Работают по вариантам.

Задание 3: работа с кроссвордом в парах Ответом будет являться название рассказа А.П. Чехова, который мы изучили.

Подпись, которой авторы произведений заменяют свою настоящую фамилию. (Псевдоним.)

Псевдоним писателя А.П. Чехова в юности. (Чехонте.)

Мягкий, добродушный смех в произведении. (Юмор.)

Главный секрет юмора — именно на этом строится смешное в юмористических рассказах. (Несоответствие.)

Название одного их журналов, в которых печатались юмористические рассказы Чехова. («Осколки».)

Именно с этим животным ассоциировалась у героя одного из рассказов фамилия акцизного, умеющего по телеграфу заговаривать зубную боль. (Лошадь.)

Фамилия генерала, который в этом рассказе страдал от зубной боли. (Булдеев.)

Кто же посоветовал генералу обратиться за помощью к акцизному с лошадиной фамилией? (Приказчик.)

Первая лошадиная фамилия, которую вспомнил приказчик. (Кобылин.)

Итак, как называется рассказ, который мы с вами будем изучать на следующем уроке?

Рассказ называется «Пересолил»

Обобщение, заключительная работа по тексту.

Чему нас учат рассказы А.П. Чехова?

Что вам понравилось на уроке?

Что вызвало трудности?

“ Смех – дело серьезное?”

По условиям юмористических журналов рассказ не должен был превышать 100 строк. Выполняя это требование, Чехов научился писать кратко. «Краткость – сестра таланта» – это была одна из любимых фраз писателя. Его короткие рассказы очень емкие по содержанию, многому учат читателя: отличать правду ото лжи, воспитывают отвращение к грубости, хамству,

учат уважать человека – в себе и в других. Они воспитывают понимание красоты труда, умение видеть красоту в жизни. Произведения Чехова учат красиво жить, красиво думать и красиво чувствовать. «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Таков завет Чехова

Выставление отметок за урок

Написать мини-сочинение «О чем заставляют задуматься произведения Чехова?»

Источник

Поделиться с друзьями
Детский развивающий портал