Что делает повесть о том как один мужик двух генералов прокормил похожей на басню

Анализ «Как один мужик двух генералов прокормил»

сочинение по литературе 7 класса

История создания

Произведением «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» М. А. Салтыков-Щедрин положил начало своему известному сказочному циклу. Замысел возник у писателя во время работы над «Помпадурами и помпадуршами» в 1867 г. Сама сказка была написана на рубеже 1868-1869 гг. и впервые опубликована в февральском выпуске «Отечественных записок».

Смысл названия

Первоначально сказка называлась просто «Два генерала». В окончательном полном виде название появилось в сборнике 1878 г. Расширив заглавие, Салтыков-Щедрин придал произведению вид народного сказа и недвусмысленно указал на центральную тему.

Главная тема «Повести» — источник благополучия социальных верхов.

Салтыков-Щедрин использует сказочный жанр, чтобы наглядно показать противоестественность отношений между помещиками и простыми крестьянами. Изображенные вельможи (штатские генералы, действительные статские советники) — настоящие паразиты. Проведя всю жизнь на службе, они ничему не научились и «ничего не понимали», но имели право на солидную пенсию и собственную кухарку. Генералы пользуются уважением и почетом в обществе. Только фантастическое попадание на необитаемый остров обнажает их истинное лицо.

Писатель прибегает к преувеличению, описывая растерянность главных героев, столкнувшихся с совершенно загадочным для них реальным миром. Генералы испытывают мучительный голод при виде окружающей их еды (яблоки, рыбы, птицы), но не представляют, как ее добыть. Очень комично выглядит рассуждение одного из героев: «… думал, что булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают!».

Голод чуть было не приводит к трагедии: генералы теряют человеческий облик («в глазах их светился зловещий огонь, зубы стучали») и яростно бросаются друг на друга. Но даже схватка между вельможами комична: она заканчивается после съедения ордена. В первоначальном варианте этот эпизод «страшнее»: один генерал откусывает у другого палец и «конец уха». Писатель либо посчитал сцену слишком кровожадной, либо прибегнул к еще более тонкой иронии. Потеря ордена для генералов намного более важна, чем лишение части тела.

Пытаясь хоть чем-нибудь отвлечь себя от мыслей о еде, генералы начинают «глубокомысленный» разговор. Рассуждения свидетельствуют о полной тупости чиновников. К тому же любая мысль генералов сводится в конце концов к еде. Издевкой над «страдальцами» выглядит случайно найденный номер «Московских ведомостей», в котором нет ничего, кроме красочных описаний различных кушаний.

Вершиной генеральского глубокомыслия становится блестящая идея: «Если бы нам найти мужика?». В результате долгих поисков генералы добиваются успеха и находят «громаднейшего мужичину», который «самым нахальным образом уклонялся от работы».

Генеральский гнев не знает границ. Мужик спешно начинает работать, чтобы ублажить господ. Его умения и сноровка также намеренно преувеличены автором. Мужик из подручных средств добывает огонь, находит картофель, готовит массу «разной провизии». Через пару дней он даже «изловчился… в пригоршне суп варить».

Генералы вновь стали «веселые, рыхлые, сытые, белые». Их райская жизнь омрачалась лишь тем, что «мундира жалко». Мужик смог помочь и этой беде. Соорудив «посудину», он повез генералов по морю и доставил прямо к дому.

Образ мужика олицетворяет собой простого русского крестьянина, мастера на все руки, который способен найти выход из любой ситуации. Ему резко противопоставлены два тунеядца из высшего общества, которые абсолютно не приспособлены к жизни. Генералы считают себя очень важными и значительными людьми, но на самом деле полностью зависят от низшего, презираемого ими сословия.

Проблематика

Эксплуатация низших классов высшими — лишь наиболее явственная и обсуждаемая проблема царской России. В повести затронуто не менее важное явление — рабская покорность, прочно укоренившаяся в сознании русского крестьянства.

«Громаднейшему мужичине» даже не приходит в голову мысль о неповиновении слабым и изнеженным генералам. Он мог бы запросто наплевать на их приказы, но в силу многовековой привычки к беспрекословному подчинению не только исполняет все желания генералов, но даже сам свивает себе веревку на случай побега.

Постройку «посудины» мужик затевает по своей инициативе, чтобы порадовать господ «за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не гнушались». Поведение «холопа» выглядело бы смешным, если бы за ним не стояла реальная жизнь.

Самым печальным является иронический «счастливый» финал сказки. В благодарность за избавление от неминуемой смерти и все труды генералы жалуют мужику «… рюмку водки да пятак серебра». Заключительная фраза «веселись, мужичина!» подводит итоговую черту под отношением дворян к подвластному населению.

Читайте также:  Кто создал сказку дюймовочка

Чему учит автор

В иносказательной форме Салтыков-Щедрин резко осуждает паразитарную жизнь представителей высших сословий. С самых первых строк чувствуется неприязнь автора к генералам. Своего спасителя они называют «лежебоком», «тунеядцем», «канальей», чем вызывают к себе еще большее отвращение.

Источник

Анализ Сказки М.Е. Салтыкова – Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Анализ сказки Салтыкова-Щедрина «как один мужик двух генералов прокормил».Познакомить учащихся с произведением писателя.

Просмотр содержимого документа
«Анализ Сказки М.Е. Салтыкова – Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».»

Анализ Сказки М.Е. Салтыкова – Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Цели у рока: познакомить обучающихся с биографией Салтыкова-Щедрина;

показать особенности жанра сказки в творчестве писателя;

показать художественное своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина;

формировать навыки исследовательской работы с текстом;

совершенствовать навыки анализа текста;

совершенствовать навыки самостоятельной, коллективной работы;

развивать логическое мышление, наблюдательность,

развивать и обогащать речь обучающихся;

Я русский литератор и потому имею две

рабские привычки: во-первых, писать

иносказательно и, во-вторых, трепетать.

М.Е Салтыков –Щедрин

Учитель: Посмотрите на иллюстрации и скажите, какое произведение мы будем анализировать?

— «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» Салтыкова – Щедрина

Какие цели нашего урока познакомиться с биографией Салтыкова-Щедрина;

узнать особенности жанра сказки в творчестве писателя;

познакомиться художественное своеобразие сказки Салтыкова-Щедрина;

запись в тетрадь темы и эпиграфа

Интересные факты Псевдоним севдони́м (греч. ψευδής — ложный + όνομα — имя) — вымышленное имя, используемое человеком в публичной деятельности вместо настоящего (данного при рождении, зафиксированного в официальных документах);

Писатель решил взять себе псевдоним, вероятно, потому, что неудобным считалось состоять на государственной службе и подписывать художественные произведения своей фамилией. Кроме того фамилия Салтыков вызывала в русском обществе определенные ассоциации: помещица Салтыкова Дарья Николаевна ( 1730 –1801), известная под именем Салтычихи, замучила более 100 крепостных крестьян, за что была приговорена к смертной казни, которую заменили тюремным заключением. С 1768 года до конца жизни она провела в монастырской тюрьме. Историю Салтычихи хорошо знали в русском обществе, возможно, это побудило писателя взять себе псевдоним.

Интересна и версия о том, что Салтыков выбрал себе псевдоним, подходящий к слову «щедрый», то есть широко оказывающий помощь, охотно тратящий на других, не скупой, так как, по словам жены писателя, он в своих произведениях был щедр на всякого рода сарказмы.

Есть и другое толкование этого псевдонима. Лицо писателя носило следы оспы – «щедрины».

Почему Щедрин назвал свое произведение сказкой? Салтыков-Щедрин свое произведение назвал сказкой так,как все это было вымыслом.Лично мне в этой сказке развеселило,когда они стали бедного мужика мучит,чтоб он их приказы выполнял,

Составить таблицу «Сказочное в «Повести…»

Сказочное в «Повести…»

2.Действия: необитаемый остров, суп в пригоршне, выстроил корабль.

3. Три раза плакали – сказочная цифра 3

Составить таблицу «Реальное в «Повести…»

Реальное в «Повести…»

Регистратура, Петербург, Нева, Фонтанка, Подьяческая улица, Московские ведомости.

К какому виду сказок относится наша сказка? (литературная)

? Что общего в литературной и народной сказке? (композиция: зачин,

концовка, повторы, постоянные эпитеты)

? Чем отличается наша сказка от народной?

? Какие литературные аналоги вы можете назвать в связи с попаданием

генералов на необитаемый остров?

Роман Даниэля Дефо о Робинзоне Крузо. В романе простой матрос, потерпевший кораблекрушение, не пал духом, а проявил волю и мужество и за несколько лет превратил остров в цветущий сад, сделал свое жилище уютным и безопасным. «Повесть…» написана через полтора века после «Робинзона Крузо». Роман многократно издавался в России. Для проверки жизнестойкости привилегированных сословий сатирик избирает необитаемый остров и обыгрывает известный сюжет робинзонады в нарочито шаржированной форме.

? Чем же отличаются герои сказки от Робинзона Крузо?

? Что вы знаете о социальных реформах 1860 –х годов? ( Отмена крепостного

Учитель: Почему мы относим эту сказку к сатирическим произведениям?

— Генералы – паразиты, привыкшие жить чужим трудом.

Учитель: Где завязка в произведении?

— Генералы попадают на необитаемый остров.

Учитель: А смогли бы вы выжить на острове, подобном тому, на котором оказались генералы? Почему?

Учитель: Где кульминация произведения?

— Генералы нашли мужика.

Учитель: Где развязка?

— Возвращение героев в Петербург.

Учитель: Какова композиция произведения?

— Композиция кольцевая, так как действие начинается и заканчивается в Петербурге.

Читайте также:  Сказка про крабика и рыбку александр балунов читать

А теперь перейдем к рассмотрению основных персонажей сказки. И начнем с генералов (при ответах учащиеся используют не только собственные выводы, но и обязательно подкрепляют сказанное цитатами из текста.

— Что мы можем сказать о генералах? Какими их изображает Салтыков-Щедрин? (устно-словарное рисование портрета)

Они тупоумны, беспомощны, никчемны, легкомысленны, трусливы, невежественны, не умеют и не хотят трудиться, привыкли жить за счет мужиков. Когда им становится трудно, они звереют.

«Они в ночных рубашках, а на шее у них висит по ордену… генералы уже состарились…»

Генералы глупы, ничтожны. Они отупели, т.к. всю жизнь провели в регистратуре… трусливы, невежественны, не умеют и не хотят трудиться, привыкли жить за счет труда мужиков…. Когда им становится особенно трудно, то они становятся похожими на зверей, готовы съесть друг друга».

Чем-либо отличаются генералы?

Абсолютно ничем, можно даже сказать, что они являются подобием друг друга. Оба ничего не знают, ничего не умеют, ничем не интересуются.

Почему же тогда автор описывает двух генералов, а не одного?

Один генерал мог быть исключением среди своих коллег, а два генерала – это уже «генеральство», в какой-то степени характеризующее целый класс «генералов», т.е. господ.

-Вспомните, ребята, какая была регистратура, в которой служили генералы? Что о ней говорит автор?

«Служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре; там родились, воспитались и состарились, ничего не понимали. Даже слов никаких не знали, кроме: «Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности»

*Регистратура никому не была нужна, ее упразднили за ненадобностью. В этом ярко чувствуется насмешка автора.

— Следовательно, не случайно Салтыков-Щедрин говорит о регистратуре, которую упразднили. Он нас, читателей, как бы подготавливает к встрече с генералами. Расскажите об их жизни, описанной в начале и в конце сказки.

О чем они говорили? Как объясняют смену дня и ночи? Вавилонское столпотворение и потоп? Что радует, когда вспоминают о Петербурге? О чем жалеют? (ответы учащихся)

-Могли ли на самом деле существовать такие генералы, которые думали, что булки «в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают», которые не знают, как определить «где восток, а где запад» (ребята высказывают свои суждения)

Учитель делает вывод:

Салтыков-Щедрин разоблачает не только генералов, но и департамент, в котором они служили, существующую тогда печать, газеты, которые с таким «искусством» из номера в номер печатали «гастрономические новости», общество высших классов дореволюционной России, считавшее эксплуатацию народа обычным явлением и законным делом.

Как эта жизнь оценивается окружающими?

Никого из окружающих генералов людей (ни на Подъяческой улице, ни в регистратуре) не возмущает ни глупость, ни приспособленность, ни тунеядство генералов. Очевидно, все генералы таковы и считают нормой положение, когда генерал ничего не делает, а мужик работает.

— Найдите в тексте и прочитайте суждения генералов о мужике до их встречи с ним. В чем убеждены генералы?

Цитата «И вдруг генерала, который был учителем каллиграфии, озаглавило вдохновение…: «Наверное, он где-нибудь спрятался, от работы отлынивает!»

Генералы убеждены, что мужик везде есть, что он должен уметь и умеет делать, но что он от работы отлынивает.

— О каком отношении к мужику, простому народу говорят эти суждения?

Генералы привыкли, что мужик работает на них, что он обязан работать и не ждать благодарности…относятся к мужикам как к рабам».

Как называют мужчину генералы при первой встрече и как ведут себя с ним?

— Изменилось ли отношение генералов к мужику, когда он накормил их?

Генералы называют мужчину «любезный друг», «дружок», но это внешне. Они хотят задобрить его, а сами же привязывают его к дереву и относятся как раньше.

Он их накормил, а они мысленно называют его «тунеядцем».

Как вы понимаете слово «тунеядец»? Найдите в тексте предложения, в которых употребляется это слово. Кого из героев сказки можно так назвать?

«Не дать ли тунеядцу частичку?» – пришло на мысль генералам.

Какими же предстают генералы в сказке? Как отблагодарили генералы мужика? (перечитать по ролям текст, в котором происходит разговор между ними)

Мы выяснили, что представляют собой генералы, нам понятны качества, которые высмеивает Салтыков-Щедрин в образе генералов. Совсем иначе показан в сказке мужик.

Вспомните, какие эпизоды в сказке являются основными для оценки мужика?

Мужик лезет на дерево и рвет красивые спелые яблоки для генералов.

Мужик добывает огонь трением

Мужик ловит рябчика силком, изготовленным из собственных волос, а пышные генералы в ночных рубашках, но при орденах, наблюдают чтоб «мужчина» не отлынивал от работы.

Читайте также:  Сказка про семеро козлят и волка читать на русском

— Как вы оцениваете поступки мужика?

Нечего было так стараться ради бездельников.

Салтыков-Щедрин пишет: «Смотрели генералы, на эти мужицкие страдания, и сердца у них весело играли»

Для чего так радовать генералов, для чего так усердствовать?

— А как автор оценивает своего героя, каким рисует его?

Рисует очень ловким, умелым, сноровистым, изобретательным, (в пригоршне он варит суп, из собственных волос плетет силки, из конопли делает веревку. Сумел добыть яблок, картофеля.)

Все умеет делать и все-таки покорно выполняет приказы генералов, не пытается убежать, не пытается бунтовать, все терпит.

Восхищается умениями, сноровкой, рисует чуть ли не волшебником, которому все по силам: и корабль смастерить самому, без всякой помощи, и суп сварить в пригоршне.

Все ли действия мужика вызывают восхищение автора?

Нет. Горькую насмешку и удивление вызывает у него то, что мужик себя все время оделяет, унижает: нарвал генералам по десятку яблок, а себе взял одно – кислое. Веревку сделал из дикой конопли и дал себя привязать. Генералы как только не обзывают: он все терпит.

— Почему же? Как мужик оценивает сам себя? Есть ли в тексте прямая оценка мужиком себя и своих действий?

В сказке этого нет.

Мужик как бы согласен с тем, что он тунеядец и лежебока. Мужик вроде и не видит, какие ничтожества перед ним. Генералы умеют только командовать, и мужик этих команд слушается. Он забывает, какой он сноровистый и умелый, и воспринимает себя так, как воспринимают его генералы – ничтожным созданием, во всем обязанным своим господам.

Как работает мужик: за страх или за совесть?

Мужик работает на генералов с душой, хотя оснований для почитания генералов нет. Все думает: «как бы ему своих генералов порадовать за то, что они его, тунеядца, жаловали, и мужицким его трудом не гнушались.»

Мужик самоотверженно заботится о том, чтоб генералы были белые да рыхлые: дно лодки, которую он смастерил, лебяжьим пухом выстелил, все время спрашивал, работая: «Довольны ли вы, господа генералы?»

— А как автор относится к такой самооценке мужика?

Восхищается ловкостью, способностями, сметливостью мужика и в то же время автор высмеивает его рабскую покорность, полное подчинение генералам.

С-Щ испытывает чувство боли.

Учитель делает вывод:

Рассмотрев действия основных персонажей, нам становится ясно, насколько метко, зло, едко высмеивает автор никчемность, невежество, тунеядство, жадность и пустоту генералов, преувеличивая их звериную сущность, одновременно, гиперболизируя ловкость и находчивость мужика.

(Пресс-конференция по возвращении генералов в Петербург). \

1) Ваше превосходительство, расскажите, как вы дослужились до генеральского чина?

( Сколько помню себя, служил всю жизнь в какой – то регистратуре, там родился, воспитался и состарился. Только упразднили нашу регистратуру за ненадобностью и выпустили всех нас на волю)

(Никому не нужная регистратура, а генерал прослужил в ней всю свою жизнь. Выпустили на волю, мужика тоже отпустили на волю, но одинакова ли она?)

2) Что вызвало у вас наибольшее удивление, когда по щучьему велению вы оказались на необитаемом острове?

( Что человеческая пища в первоначальном виде летает, плавает и на деревьях растет) Какой художественный приём использует автор? (Гротеск)

3) После долгих и мучительных поисков выхода из создавшегося трудного положения вас озарило вдохновение. Какая счастливая мысль пришла к вам в голову? ( Надо найти мужика ) ( В чём уверены генералы? – мужик есть везде)

4) Как наградили вы мужика – тунеядца за спасение?

( Выслали ему рюмку водки да пятак серебра). Выслали, а не вышли сами.

5) Где вы нашли мужика? (Под деревом, брюхом кверху и подложив под голову кулак, спал громаднейший мужичина и самым нахальным образом уклонялся от работы. Нашему негодованию не было предела).

6) Как изменилась Ваша жизнь на острове после того, как Вы нашли мужика?

7) Как Вам удалось вернуться домой?

8) Как Вы отблагодарили мужика за то, что он спас вам жизнь?

? Какие нравственные пороки общества обличает в своей сказке

М.Е. Салтыков-Щедрин? (Лень, неблагодарность, покорность,

беспомощность, невежество, глупость, безнравственность, паразитизм)

Подведение итогов урока:

1.С творчеством какого писателя мы знакомились сегодня на уроке?

2.Какие художественные произведения разбирали?

3.К какому жанру относятся эти произведения?

4.Какие художественные приёмы использует автор?

5.Как называются его сказки?

М.Е. Салтыков-Щедрин? (Лень, неблагодарность, покорность,

беспомощность, невежество, глупость, безнравственность, паразитизм)

Рефлексия сегодня на уроке……

Д\з Составить цитатный план сказки.Выучить литературные термины.

Источник

Поделиться с друзьями
Детский развивающий портал