Что дают нам русские народные сказки

Чему учат русские народные сказки

Содержание статьи

Сказки передавались из поколения в поколение и конечно, как это бывает, каждый рассказчик мог сказку приукрашивать, добавлять что-то от себя. Но все-таки истинный смысл не менялся. На самом деле многие народные сказки даже не были предназначены для детей.

Репка

Смысл, который мы видим

Вместе можно преодолеть все трудности. И никогда не нужно бояться просить помощи.

Смысл, спрятанный от нас

Сказкой нам хотят донести то, что раз даже враги могут объединиться, то и мы в жизни можем преодолеть между собой все разногласия. Мышка вряд ли дала какую-то силу в этом общем деле, но важно то, что она оказала поддержку. И дружно по одной команде «тянем – потянем» они смогли осуществить задуманное.

Колобок

Смысл, который мы видим

Убегать из дома и разговаривать с незнакомцами плохо.

Смысл, спрятанный от нас

Главный персонаж колобок учит нас:

· Избегать неприятности хитростью.

· Хвастовство все-таки может привести к тому, что на твоём пути может попасться какая-нибудь «лиса», которая окажется хитрее тебя.

· Окружающие не всегда могут быть настроены к вам позитивно. В действительности рядом могут оказаться лицемеры.

В этой сказке мы четко видим добро и зло. Где дед, бабка, колобок добро, а остальные персонажи зло. Но изначально сказка колобок была еще более загадочна. Колобок был олицетворением луны, который катился по небосклону и каждое созвездие, а в сказке звери, откусывали от него по кусочку.

Курочка Ряба

Смысл, который мы видим

Очевидного смысла в этой истории не видно.

Смысл, спрятанный от нас

Теремок

Смысл, который мы видим

Как и в истории с репкой, мы видим, что нужно всё делать сообща и быть гостеприимным к другим.

Смысл, спрятанный от нас

В теремке собрались совершенно разные животные. Здесь живут хищники и те, кто питается растительной пищей. Все они объединены тем, что им негде жить. Их соединяет общая проблема. Они выручают друг друга. Теремок маленький, но все в итоге здесь помещаются. Почему? Потому что доброта безгранична. Когда все-таки по глупости медведя теремок разрушается, они снова начинают сообща строить жилище, чтобы в него влез даже медведь.

Гуси-лебеди

Смысл, который мы видим

· Нельзя убегать от взрослых.

· Надо брать на себя ответственность за свои поступки и уметь их исправлять.

· Не отказывай в помощи другим, и тебе добро вернётся.

Смысл, спрятанный от нас

Эта сказка очень открыта. Здесь нет каких-то скрытых смыслов. Все очень понятно: прислушивайся к родителям, будь добр. Она рассказывает о семейных ценностях, показывает на что сестра готова ради своего брата. Да и начало сказки учит, что родные прежде всего нельзя отвлекаться на несущественное.

Источник

Консультация «Чему учит сказка?»

Елена Порываева
Консультация «Чему учит сказка?»

Презентация для воспитателей к проекту «Чему учит сказка

1. Сказки, стихи, легенды и мифы выступают в роли помощников, чтобы сформировать у ребенка первоначальное представление о мире, который его окружает. Незатейливых объяснений мамы и папы недостаточно для формирования полной картины мира, где есть феи и чудовища, чудеса и неудачи, могучая сила и слабость. Сказки являются первыми уроками гуманизма, так как развивают в детях сострадание, сочувствие к обездоленным и обиженным. Сказки помогают ребёнку справиться с разными эмоциями, страхами, переживаниями. Опираясь на сюжет сказки, ребенок делает собственный выбор. Выдуманные персонажи, пришедшие из мира сказок, живут рядом с нами, а впоследствии и внутри каждого из нас.

2. Сказки могут научить многому. Прежде всего, отличать добро и зло, глупость и жадность, трусость и храбрость. Все самые важные нравственные понятия ребенок получает именно из сказок.

Знакомясь с отрицательными героями, ребенок учится распознавать опасность и находить силы для ее преодоления.

Положительные герои помогают восстановить справедливость и утвердиться добру над злом. Сказка формирует образ положительного героя и учит не бояться трудностей.

Преодолевать испытания герою помогают многие персонажи: чудесные животные, мудрые советники.Но помощь не дается так просто: даже Баба Яга помогает герою, если тот показывает себя трудолюбивым, воспитанным и целеустремленным. В этом выражаются народные представления о человеческой морали и нравственности.

3. Сказка является хорошей школой разоблачения глубоких черт характера и скрытого поведения людей. Главный герой сказки — всегда мужественный, бесстрашный. Он преодолевает все преграды на пути к своему счастью.

Женщины в русских народных сказках всегда необыкновенно красивы и умны. Ум, красота, трудолюбие, находчивость присутствуют в русских красавицах. Обязательный атрибут русской женщины — коса до пояса (волосы раньше ассоциировались с жизненной силой). Все это черты, которые, в народном представлении, должны присутствовать у любой девушки. Мужчины в русской народной сказкеобычно сочетали в себе благородные человеческие качества: такие как мужество, честность, бесстрашие, милосердие и добропорядочность.

4. Детская книга всегда была и остается одним из главных средств воспитания детей. Книга входит в мир ребёнка, обогащая его мир, делая его интересным и полным необычных открытий. Дети учатся слушать чтение книги, отвечать на вопросы, связанные с развитием действия, рассматривать иллюстрации и вспоминать соответствующие эпизоды.

5. Многие из нас до сих пор любят погружаться в волшебный мир сказок.

Но особенно их любят детки. Но сказки не только развлекают, но и учат.Давайте разберемся: чему учат сказки?

Чему полезному учат нас сказки?

Сказки учат делить мир на хороших и плохих людей. Но так как добрых людей больше, то удача на их стороне.

Читайте также:  Отзыв на рассказ человек амфибия

Сказка формирует положительный образ – доброго, умного, верного своему слову, сильного героя.

Сказки учат не бояться трудностей. Главные герои не бояться работы, какой бы тяжелой она не была. И их работа всегда награждается исполнением желаний.

Сказка учит – не имей сто рублей, а имей сто друзей. А самый верный способ не остаться без друга – это помогать ему в нужный момент, поддержать в трудную минуту. У главных героев сказок всегда много друзей – птицы, животные, растения, сказочные персонажи и т. д.

Сказка учит не судить по внешности о человеке. Была Царевна-лягушка – стала Царевна, был Иван-дурак – стал Иван царевич. Сказка учит, что не всё всегда получается с первого раза.

В русских народных сказках всё происходит 3 раза. Смелость и упорство вознаграждаются победой.

Сказка учит любить и уважительно относиться к родителям – тот, кто выполняет поручения родителей в сказках, всегда почитаем у родителей.

Сказкавсегда содержит скрытую мораль: не обманывай, не жадничай и не предавай.

Главное чему учит сказка – добро всегда возвращается к тому, кто помогает другим, и добро всегда побеждает зло.

Дети интуитивно и очень легко воспринимают сказки. Они с большим удовольствие живут в волшебном мире и хотят туда возвращаться вновь и вновь.

6. Воспитание ребенка без сказок представить невозможно.

Но смысл сказок никогда не лежит на поверхности.

Сказки дают ключи к тем жизненным задачам, которые предстоит решать каждому человеку в своей жизни. В сказках показывается, как самый маленький, глупый и слабый преодолевает все проблемы и в конце выходит счастливым победителем.

При помощи аллегорий, в иносказательной манере в сказки заложена вековая мудрость народа.

Очень часто в сказках встречаются довольно сложные для ребенка слова или поговорки, будьте внимательны.

Замените эти фразы на доступные для малыша слова. Вряд ли двухлетнему малышу Вы сможете объяснить, почему журавль ушел от лисы «не солоно хлебавши», скажите лучше, что голодным ушел.

Сказки учат доброте, щедрости, умению сочувствовать.

Обязательно обсуждайте с ребенком героев сказок, их положительные или отрицательные черты характера, поступки.

7. Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок.

В какой-то степени сказки формируют и характер человека, и его восприятие окружающего мира. Ребёнок сам определяет героев и злодеев, наделяя их положительными или отрицательными качествами.

И в какой – нибудь момент он захочет быть похожим на какого – нибудь героя из сказки или рассказа.

Выбор героя – очень ответственный момент в жизни развивающегося человека, поскольку от него зависит дальнейшая судьба. Поэтому малыш мучительно ищет персонажа, который мог бы пойти более счастливым путем.

Выбор героя зависит не столько от того, насколько ребенка захватило содержание сказки, сколько от того, в какой атмосфере и каким образом читали сказки мама, бабушка или воспитатель в детском саду. Если ему читали книжку, с нежностью укрывая малыша одеялом, или поглаживая по руке, сюжет сказки впечатлит его больше, чем та же история, прочитанная в более строгой обстановке. Трогательные моменты помогают ребенку облачить свое решение в некую плоть, тогда как сюжет сказки дает только скелет.

С помощью сказок мудрые взрослые могут научить ребенка быть щедрым, уважать старших, любить животных, думать о других. Главное, вовремя рассказать нужную сказку. Заметили, что ребенок может обидеть собачку, кошку, расскажите ему сказку К. Паустовского «Теплый хлеб», Вы увидите, как ему будет жалко лошадку! Аккуратно, ненавязчиво делайте вывод вместе с ребенком, «что такое хорошо, а что такое плохо».

8. В настоящее время все меньше остаётся людей, которые читают книги, а дети подражают нам – взрослым. Волна интернета захлестнула современного человека, поэтому самое время задуматься о нашем будущем. Как сказал Достоевский «Перестать читать книги – значить перестать мыслить» Благодаря чтению развивается мышление. В настоящее время современные дети очень редко видят своих родителей с книгой в руках (читающими какое-нибудь произведение).

Для того чтобы человек чувствовал потребность в чтении, книга должна стать привычным и необходимым спутником жизни еще в детстве. Читайте сами и читайте детям, как можно больше книг.

Любят сказки все на свете,

Любят взрослые и дети.

Сказки тайну открывают,

Деток в гости приглашают,

Источник

Значение русской сказки для всестороннего развития ребенка

Бранчугова Галина
Значение русской сказки для всестороннего развития ребенка

Всегда ли мы, взрослые, задумываемся о том, какую роль играет в становлении личности маленького человека сказка? Сказка-это основа духовной пищи маленького ребенка, это- неотъемлемая часть фундамента его будущих представлениях о мире, это – совершенно особый язык, и особый мир.

Почему об этом стоит говорить?

Не имея возможности обстоятельно разобрать все черты сказок, остановимся лишь на таких наиболее характерных их особенностях, как народность, оптимизм, увлекательность сюжета, образность и забавность и, наконец, дидактизм.

Материалом для народных сказокслужила жизнь народа: его борьба за счастье, верования, обычаи,- и окружающая природа. В верованиях народа было немало суеверного и темного. Это темное и реакционное- следствие тяжелого исторического прошлого трудящихся. В большинстве же сказокотражены лучшие черты народа: трудолюбие, одаренность, верность в бою и труде, безграничная преданность народу и родине. Воплощение в сказках положительных черт народа и сделало сказки эффективным средством передачи этих черт из поколения в поколение. Именно потому, что сказки отражают жизнь народа, его лучшие черты, культивируют в подрастающем поколении эти черты, народность оказывается одной из важнейших характеристик сказок.

В сказках, особенно в исторических, прослеживаются межнациональные связи народов, совместная борьба трудящихся против иноземных врагов и эксплуататоров. В ряде сказок имеются одобрительные высказывания о соседних народов. Во многих сказках описываются путешествия героев в чужие страны, и в этих странах они, как правило, находят себе помощников и доброжелателей трудящихся всех племен и стран могут договорится между собой, у них общи интересы. Если сказочному герою приходится вести в чужих странах ожесточенную борьбу со всевозможными чудовищами и злыми волшебниками, то обычно победа над ними влечет за собой освобождение людей, томящихся в подземном царстве или в темницах чудовищ. Причем, освобожденные так же ненавидели чудовище, как и сказочный герой, но освободиться самим сил не хватало. Да и интересы и желания освободителей и освобожденных оказывались почти одинаковыми.

Читайте также:  Кроссворды по сказке дюймовочка

Положительных сказочным героям, как правило, в их трудной борьбе помогают не только люди,но и сама природа: густолистое дерево, скрывающее беглецов от врага, река и озеро, направляющие погоню по ложному пути, птицы, извещающие об опасности, рыбы, ищущие и находящие кольцо, уроненное в реку, и передающие его другим помощникам человека- кошке и собаке; орел, поднимающий героя на недоступную человеку высоту; не говоря уже о преданном быстроходном кроне и др. Во всем этом отразилось вековая оптимистическая мечта народа о том, чтобы подчинить силы природы и заставить их служить себе.

Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Как правило, во всех сказках страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость- результат борьбы, результат совместных усилий. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение народных педагогических средств.

Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средствам. Макаренко, характеризуя особенности стиля детской литературы, говорил, что сюжет произведений для детей должен по возможности стремится к простоте, фабула- к сложности. Сказки наиболее полно отвечают этому требованию. В сказках схема событий, внешних столкновений и борьбы весьма сложна. Это обстоятельство делает сюжет увлекательным и приковывает к сказке внимание детей. Поэтому правомерно утверждение, что в сказках учитываются психические особенности детей, прежде всего, неустойчивость и подвижность их внимания.

Образность- важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению. В герое обычно весьма ярко показываются те главные черты характера,которые сближают его с национальным характером народа: отвага, трудолюбие, остроумие и т. п. Эти черты раскрываются и в событиях, и благодаря разнообразным художественным средствам. Так, черта трудолюбия достигает предельной яркости и выпуклости изображения (за одну ночь построить дворец, мост от дома героя к дворцу царя, за одну же ночь посеять лен, вырастить, обработать, обмолоть, намолоть, испечь и накормить людей и т. п)То же самое следует сказать и о таких чертах, как физическая сила, мужество, смелость и т. п.

Образность дополняется забавностью сказок. Мудрый педагог-народ проявил особую заботу о том, чтобы сказки были интересными и знаменательными. В народной сказке- не только яркие и живые образы, но и тонкий и веселый юмор. У всех народов есть сказки, специальное назначение которых- позабавить слушателя. Например, сказки «перевертыши»: «Сказки деда Митрофана», «Как же его звали?», и дру; или «бесконечные» сказки, такие, как русская «Про смоленного бычка»

Дидактизм является одной из важнейших особенностей сказок. Сказки всех народов мира всегда поучительны и назидательны. Именно отмечая их поучительный характер, их дидактизм, и писал А. С. Пушкин в конце своей «Сказки о золотом петушке»:

Сказка лож, да в ней намек!

Добрым молодцам урок.

Намеки в сказках применяются как раз с целью усиления из дидактизма. Особенность дидактизма сказок в том, что в них дается «добрым молодцам урок» не общими рассуждениями и поучениями, а яркими образами и убедительными действиями. Поэтому дидактизм ничуть не снижает художественности сказок. Тот или иной поучительный опыт как бы совершенно самостоятельно складывается в сознании слушателя. В этом – источник педагогической эффективности сказок. Почти все сказки содержат те или иные элементы дидактизма, но в то же время есть сказки, которые целиком посвящены той или иной моральной проблеме. Что выучено в молодости- на камне, что выучено в старости- на снегу», «На лжи далеко не уедешь», «Старый человек- четыре человека» и др. Подобных сказок много у всех народов. В дошкольном возрасте у детей бурно развивается воображение, которое ярко обнаруживает себя в игре и при восприятии художественных произведений. Особенно детям дошкольного возраста нравится сказки. Сказка занимает настолько прочное место в жизни ребенка, что некоторые исследователи называют дошкольный возраст «возрастом сказок». Сказка –это устно- поэтический рассказ, который в той или иной степени содержит фантастический вымысел. Русская народная сказка- это прежде всего, произведение искусства; живое, увлекательное, яркое, красочное, стирающее грань между реальностью и игрой, чем чрезвычайно импонирует детям и соответствует их психологическим особенностям.

Язык сказки прост и потому доступен. Сюжет прозрачен, но загадочен, и тем самым способствует развитию детского воображения. А сказочные образы близки по своему характеру образам воображения детей. Кроме того, ни один ребёнок не любит наставлений, а сказка не учит напрямую. Она «позволяет себе намекнуть на то, как лучше поступить в той или иной ситуации. Сказки хороши тем, что в них нет длинных и утомительных рассуждений. Разнообразие и напряжённость действия создают у детей постоянный и неослабевающий интерес. Сказка способствует формированию у детей нравственных понятий, ведь почти все дети отождествляют себя с положительными героями, а сказка каждый раз показывает, что хорошим быть лучше, чем плохим, что надо стремиться делать добро людям. Художественное восприятие является активным для детей дошкольного возраста процессом, пробуждающим их нравственные качества, и, прежде всего, человечность. Восприятие искусства всегда связано с сопереживанием.У детей старшего дошкольного возраста сопереживание носит непосредственный характер: они представляют себя с полюбившимися героями произведений, проникают во внутренний мир, копируют их характер. Так вживаются в образ, что с помощью воображения становятся участниками событий (судьба зайчика, изгнанного из его избушки лисой, дети примеряют к собственной и, сопереживая,мыслят примерно так: «Чтобы я делал, если бы меня кто-то выгнал из дома». Сказка играет большую роль в эстетическом развитии детей дошкольного возраста, без которого немыслимо благородство души, чуткость к чужому горю, страданию. Благодаря сказке, дети познают мир не только умом, но и сердцем, и не только познают, но и откликаются на события и явления окружающего мира, выражают своё отношению к добру и злу. Благополучный конец сказки воспитывает оптимизм, уверенность в преодолении любых трудностей. Сказка с последующим пересказом способствует развитию мышления и обогащения языка ребенка. Сказка для ребенка- это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни. Слушая сказку, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется желание помочь защитить. Сказка делает свое дело: помогает ребенку ориентироваться в окружающем мире, обогащает его душевную жизнь, заставляет его почувствовать себя бесстрашным участником в сражении за справедливость, за добро. Сказка нужна ребенку для того, чтобы возможно полнее обогатить свою речь. Необходимо использовать тяготение ребенка к сказке, чтобы развить, укрепить, обогатить и направить их способность к творческой мечте и фантазии. Тем, кто фантазирует принадлежит будущее. Теперь уже считается общепринятой истинной, что сказка совершенствует, обогащает детскую психику, т. к. слушающий сказку ребенок чувствует себя ее активным участником и всегда отождествляет себя с теми из ее персонажей, кто борется за справедливость, добро и свободу. Наша задача заключается в том, чтобы пробудить, воспитать, укрепить в восприимчивый детской душе эту драгоценную способность сопереживать, сострадать, без которой человек- человек. В сочувствии малых детей благородным и мужественным героям литературного вымысла и заключается основное воспитательное значение сказки. Для того чтобы максимально эффективно использовать сказку с целью воспитания нравственных качеств детей, необходимо знать особенности сказки как жанр. Можно остановится на наиболее характерных-(русские народные сказки). В русской народной сказке добро неизменно побеждает зло, но путь к этой победе долог, и герою приходится пройти через тяжкие испытания. Так мудрый народ- рассказчик закаляет душевные силы растущего человека. Слушая сказки, ребенок убеждается, что мужество, стойкость и преданность способны преодолеть любое зло, каким бы страшным оно ни казалось. Именно на этих примерах воспитываются такие важные человеческие качества, как вера в свои силы, настойчивость в достижении поставленной цели. Кроме того, сказки развивают воображение маленького человека, учат его фантазировать. А ведь детские фантазии- необходимое условие полноценного развития личности ребенка, залог его душевного благополучия. В дошкольном возрасте фантазия выступает как средство усвоения жизненного опыта, Сказка не только воспитывает и учит житейской мудрости-она еще и лечит. Специалисты по детской психологии утверждают, что сказка помогает ребенку справиться со стрессовыми нагрузками. А проигрывание сказочных ситуаций, особенно конфликтных, способствует решению спорных вопросов, которые иногда кажутся детям неразрешимыми в жизни. Морально- этические проблемы в этих произведениях народного творчества выходит на первый план.В них безжалостно высмеивается людские пороки: жадность, трусость, хвастовство. Такие сказки пробуждают в ребенке лучшие чувства, стараясь уберечь его от черствости и эгоизма. Задача педагога состоит в том,чтобы юный слушатель часто принимал активное участие: в оказании помощи героям сказки в трудных ситуациях, поиске путей решения проблем. Ребенок должен продумать и найти выход из сложившейся ситуации, с также суметь связно изложить ход своих мыслей, доказать свою правоту. Завершающим этапом формирования связной речи у дошкольников является умение рассказывать и одновременно показывать сказку на импровизированной сцене. Проводя коллективные инсценировки знакомых сказок, дети вживаются в образы героев, стараются передать не только их слова и действия, но и характеры, голоса, мимику. Это делает возможность развиваться творческим способностям маленьких артистов. Кроме того, показывая сказку. Малыши учатся регулировать силу и высоту своего голоса, развивают речевое дыхание, интонационную выразительность речи. Сказки учат детей многому: как слушаться взрослых, как помогать друзьям, как уметь бороться за счастье. И, помимо этого, сказки лечат. Надо помнить, что внутренний мир вашего ребенка очень чувствителен и раним, что детская психика- очень нежный материал, и прежде, чем она сформируется, она должна пройти множество испытаний во взаимодействии с окружающим миром. Помогите Вашим детям пройти через эти испытания с помощью сказки.

Читайте также:  Сказка про девочку которая боялась спать одна слушать

Опыт работы «Конструктивная деятельность — захватывающая деятельность для ребенка в интересах его всестороннего развития» А. С. Макаренко подчеркивал, что игры ребенка с игрушками-материалами, из которых он конструирует, «ближе всего стоят к нормальной человеческой.

Предмет обихода как универсальное средство развития творческих способностей ребенка, или Сказки с прищепками Мастер – класс «Предмет обихода, как универсальное средство развития творческих способностей ребенка» или «Сказки с прищепками» Дети удивительный.

Использование снежных построек для всестороннего развития дошкольников. Фотоотчет Детский сад в котором я работаю, находится в небольшом поселке. На участках приходится делать многое своими руками, совместно с родителями.

Использование сказки для развития рук ребенка Предлагаю вашему вниманию занятие по использованию сказки для развития мелкой моторики рук Три поросенка С. В. Михалков Ход занятия: Цель:.

Консультация для педагогов «Дошкольный возраст — уникальный период интенсивного, всестороннего развития ребёнка» Дошкольный возраст – уникальный период интенсивного, всестороннего развития ребёнка. В дошкольном возрасте закладываются начальные ключевые.

Консультация для родителей «Игры-драматизации как средство всестороннего развития детей» Игры-драматизации как средство всестороннего развития детей. Калинкина Е. В. ГБДОУ Детский Сад № 754 «Солнышко» Испокон веков театр всегда.

Опыт работы «Использование фольклора для всестороннего развития детей дошкольного возраста» Опыт работы на тему: «Использование фольклора для всестороннего развития детей дошкольного возраста». Слайд 2.“Воспитание, созданное самим.

Значение двигательной активности для гармоничного развития ребенка Каково значение двигательной активности для развития ребенка? В многочисленных публикациях последних лет отмечается тревожная тенденция.

Источник

Поделиться с друзьями
Детский развивающий портал