Что дала девочка мышка в сказке гуси лебеди

Гуси-лебеди: какова главная мысль и главные герои сказки?

Главные герои русской народной сказки «Гуси-лебеди»:

Главная мысль сказки «Гуси-лебеди»:

Главную мысль сказки я бы сформулировала таким образом: никогда не зацикливайся на своих несчастьях, обязательно слушай окружающих и отвечай их просьбы. Настанет день, и они тебе ответят тем же. Если бы не помощь яблоньки, речки, печки и и мышки, не спасти бы Аленушке своего братца.

И еще: чтобы ты не делал, подходи к этому всегда ответственно. Стоили Аленушке заиграться, забыть на мгновение о своем младшем брате и произошла беда.

Перечислим главных героев из сказки «Гуси-лебеди»:

Основная мысль, хотя вряд ли можно выделить одну, скорее несколько.

Ответ для сайта Большой вопрос. ru

Русская народная сказка «Гуси-лебеди» имеет несколько вариантов, но несмотря на некоторое различие, основная сюжетная линия остаётся неизменной.

Главная мысль. 1. Ответственно выполняйте порученное вам дело. иначе не избежать беды. 2. Как вы обращаетесь с окружающими, так и они будут относиться к вам.

Главной героиней сказки является Аленушка, которая отправляется на поиски своего брата. В начале повествования девочка заигралась и упустила момент, когда гуси-лебеди унесли на своих крыльях её братца. Но она не мешкая, отправляется его искать и успешно преодолевает трудности, хотя и не без посторонней помощи.

Через всю сказку проходит мысль, что только творимое добро может привести к ответному добру. Тема благодарности и отзывчивости пронизывает все повествование, а поступки Аленушки приводят к тому, что в нужный момент она получает помощь. Сказка призывает: будь добрым, отзывчивым и благодарным, и в ответ ты получишь всё, в чем нуждаешься.

Также можно отметить Бабу Ягу, ее помощников гусей-лебедей, печь, яблоню, молочную речку с кисельными берегами.

В сказке Гуси-Лебеди есть несколько посылов: как взрослым, так и детям.

Важно держаться вместе, чтобы преодолеть препятствия.

Мораль сей басни (главная мысль) такова, что следует ответственнее относится к поручениям, приказам. Иметь ответственность за своих близких, тех которые зависят от тебя. Ну и разумеется уметь отвечать за свои поступки, осознать свою неправоту, исправить свою оплошность, коли уж допустил промахи.

Главные герои сказки «Гуси-лебеди» это, как мне кажется, конечно же Аленушка, чье поведение и взято за назидательный пример для читателя. Братец Иванушка, пусть и участвует в сказке, лишь как «нечто ценное» «субъект проступка» все же так же может называться главным героем, потому как он и выступает тем, пропажа кого и определяет вину Аленушки.

Гуси-лебеди в месте с Бабой Ягой, я думаю, герои второстепенные и призваны автором создать образ того самого «следствия» неосторожности или осмотрительности, и их с успехом мог заменить, ну например и Серый волк, или Медведь, да хоть кто могущий причинить вред Иванушке.

Ясное дело, что данная сказка учит послушанию и смирению, особенно. что касаемо маленьких детей, которые не слушаются взрослых родственников ( в данном конкретном случае- сестру).

Но есть как-бы и сакральные скрытые смыслы. Например разрыв единства души и тела.

Но душа, осознав свою ошибку, стремится снова с телом воссоединиться.

Естественно, что и гордыня в сказке осуждается, как один из грехов. осуждаемый церковью.

Хочу отметить. что это всего-лишь одна из версий прочтения данного произведения.На самом деле русские народные сказки- это кладезь мудрости и в них найти можно великое множество скрытых смыслов.

Если в целом, то родители не должны оставлять под присмотром старших детей (Алёнушка в даном случае) младших детей (Иванушку).

Родители безответственные, нельзя быть такими.

А мораль как и во всех сказках в финале добро всегда победит зло.

Дети должны слушаться своих родителей.

Главные герои, это старшая сестра Алёна и её брат Иван.

Мышка, печка и река тоже герои которые помогли в итоге Алёне и Ивану.

Сначала отметим главных героев сказки.

В первую очередь тому, что нужно следовать рекомендациям взрослых, не лениться. Сначала хорошенько потрудиться, а потом уж веселиться. И когда тебе предлагают от всего сердца что-либо, не воротить нос, приговаривая при этом что-то вроде «я и лучше ела!». Нужно быть благодарным за то, что люди предлагают тебе, тогда они, в свою очередь, всегда окажут тебе помощь.

Русские сказки гораздо более позитивные, чем, например, европейские сказки, а это гораздо меньше изменяет психику ребёнка в худшую сторону. Вспомните, как тяжело читаются сказки Гауфа, Андерсена и иже с ними, поскольку там очень высок налёт трагичности, безнадёжности, как смакуются в них человеческие страдания, как будто сам сидишь в подвалах инквизиции с соответствующими мыслями и ощущениями.

Читайте также:  Чечевица алтайская сказка 800 г

В русских же сказках любые злые персонажи описываются походя, без смака, с лёгким оттенком иронии, сказки читаются на одном дыхании.

План русской народной сказки «Иван Царевич и серый волк»:

и если их всех собрать то возможно обрисуется ее образ:

Это такая лесная женщина, лесная баба.

Она жила еще в до христианское время в лесу и ее образ остался в народных сказках.

Мудрая и владеющая различными глубокими знаниями о природе и о человеке.

Видимо слово Яга имеет корни от индийского Йога. Очень может быть.

А в славянском фольклоре и преданиях за ней очень четко прописались определенные качества и способности и узнаваемые атрибуты:

обязательно кот и сова или ворон,

обязательно избушка на курьих(обкуренных) ножках, (в таких домиках в основном хоронили)- слово костяная.)

обязательно знание природы, трав, всяких заговоров,

и других волшебных приемов которые помогали нашим предкам решать в основном свои житейские, людские проблемы.

Этакий знахарь, экстрасенс, детектив, целитель, и жилетка-долгожитель в одном лице.

Источник

Исследование сказки Гуси-лебеди

Эхо русской народной сказки
Исследование древне-русской сказки «Гуси-лебеди»

Я убеждена в том, что разжёвывать закодированную в древних притчах и сказках информацию, раскрывая символы или смыслы в прозаических или учебных публикациях, почти бесполезно, а объясняется это просто – только собственный труд ума и собственные переживания души ценятся людьми по-настоящему. Обучение по учебникам, чёткому плану приносит пользу лишь в детском и юном возрастах. Зрелому человеку, осознающему себя не только частью мира, но и живым духовным элементом единого творческого узора галактической мистерии, открываются совсем иные глубины и горизонты настоящего знания, и мудрость древних становится его путеводной звездой.

Изредка в суфийских группах всё же прибегают к анализу той или иной обучающей притчи, но делается это лишь для примера и побуждения исследователя к самостоятельной работе. Ни автор, ни большинство читателей этого ресурса не являются суфиями, хотя многих интересуют и притчи дервишей, и суфийские корни народных сказок, и некоторые аспекты внерелигиозного суфизма. Вот для интересующихся, с таких «околосуфийских» позиций, я и рассмотрю эту старую сказку. Но прежде давайте вместе с внутренним ребенком перечитаем ее, проникаясь детской любовью к героям.

Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький.
– Доченька, – говорила мать, – мы пойдем на работу, береги братца. Не ходи со двора, будь умницей – мы купим тебе платочек.

Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травке под окошко, сама побежала на улицу, заигралась, загуляла. Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях.
Вернулась девочка, глядь – братца нету! Ахнула, кинулась туда-сюда нету! Она его кликала, слезами заливалась, причитывала, что худо будет от отца с матерью, – братец не откликнулся.
Выбежала она в чистое поле и только видела: метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом. Тут она догадалась, что они унесли ее братца: про гусей-лебедей давно шла дурная слава – что они пошаливали, маленьких детей уносили.
Бросилась девочка догонять их. Бежала, бежала, увидела – стоит печь.
Печка, печка, скажи, куда гуси?лебеди полетели?
Печка ей отвечает:
– Съешь моего ржаного пирожка – скажу.
– Стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся…
Печка ей не сказала. Побежала девочка дальше – стоит яблоня.
— Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси?лебеди полетели?
– Поешь моего лесного яблочка – скажу.
– У моего батюшки и садовые не едятся… Яблоня ей не сказала. Побежала девочка дальше. Течет молочная река в кисельных берегах.
– Молочная река, кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели?
– Поешь моего простого киселька с молочком – скажу.
– У моего батюшки и сливочки не едятся… Долго она бегала по полям, по лесам. День клонится к вечеру, делать нечего – надо идти домой. Вдруг видит – стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке, кругом себя поворачивается.
В избушке старая баба-яга прядет кудель. А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками. Девочка вошла в избушку:
– Здравствуй, бабушка!
– Здравствуй, девица! Зачем на глаза явилась?
– Я по мхам, по болотам ходила, платье измочила, пришла погреться.
– Садись покуда кудель прясть. Баба-яга дала ей веретено, а сама ушла. Девочка прядет – вдруг из-под печки выбегает мышка и говорит ей:
– Девица, девица, дай мне кашки, я тебе добренькое скажу.
Девочка дала ей кашки, мышка ей сказала:
– Баба-яга пошла баню топить. Она тебя вымоет, выпарит, в печь посадит, зажарит и съест, сама на твоих костях покатается.
Девочка сидит ни жива ни мертва, плачет, а мышка ей опять:
– Не дожидайся, бери братца, беги, а я за тебя кудель попряду.
Девочка взяла братца и побежала. А баба-яга подойдет к окошку и спрашивает:
– Девица, прядешь ли?
Мышка ей отвечает:
– Пряду, бабушка… Баба-яга баню вытопила и пошла за девочкой. А в избушке нет никого. Баба-яга закричала:
– Гуси?лебеди! Летите в погоню! Сестра братца унесла.
Сестра с братцем добежала до молочной реки. Видит – летят гуси-лебеди.
– Речка, матушка, спрячь меня!
– Поешь моего простого киселька.
Девочка поела и спасибо сказала. Река укрыла ее под кисельным бережком.
Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо. Девочка с братцем опять побежали. А гуси-лебеди воротились навстречу, вот-вот увидят. Что делать? Беда! Стоит яблоня…
– Яблоня, матушка, спрячь меня!
– Поешь моего лесного яблочка. Девочка поскорее съела и спасибо сказала. Яблоня ее заслонила ветвями, прикрыла листами.
Гуси-?лебеди не увидали, пролетели мимо. Девочка опять побежала. Бежит, бежит, уж недалеко осталось. Тут гуси-лебеди увидали ее, загоготали – налетают, крыльями бьют, того гляди, братца из рук вырвут. Добежала девочка до печки:
– Печка, матушка, спрячь меня!
– Поешь моего ржаного пирожка.
Девочка скорее – пирожок в рот, а сама с братцем в печь, села в устьице.
Гуси-лебеди полетали?полетали, покричали?покричали и ни с чем улетели к бабе-яге.
Девочка сказала печи спасибо и вместе с братцем прибежала домой.
А тут и отец с матерью пришли.

Читайте также:  Как правильно пишется имя алиса или алиса

«Гуси-лебеди» – древняя русская сказка, а по сути суфийское (безначальное, корневое) сказание русского народа, бережно сохраняющееся веками, рассказывает о космогонической картине возвращения духа (братца Иванушки) родной его душой (сестрой Алёнушкой) в мир Отцовский, изначально галактический.
Конечно же, сюжет сказки можно толковать самыми разнообразными способами, и в разном возрасте по-разному. Поэтому давайте разберем его условно по уровням.

1. Мы уже обратились к красоте и глубине слова древнерусского да присказкам, ласковому обращению не только к людям, но к образам природы, одухотворяемым сказкой. Самое очевидное поучение в том, что помощь можно получить лишь в случае проявления доброго внимания и выполнения просьбы тех, к кому обращаешься за ней. Девочка спрашивала и печку, и яблоньку, и речку о том, куда гуси-лебеди улетели, но не получала ответа, не выполнив прежде просьбу, приглашение отведать ту пищу, которую эти одушевлённые образы предлагали. На деле же ребёнок, слушая сказку, начинает проникаться уважением к чужому труду и учится пониманию важности прислушиваться к желаниям других.

3. Мир вокруг тебя живой и соединён с тобой неразрывными нитями, ты, даже будучи взрослым человеком, являешься малышом для любящих и ждущих тебя духовных родителей. Без причинных связей не появляются в мирах ни тела, ни дела, ни переживания души, ни ум твой, осмысляющий всё это, ни дух человека, по сути и являющийся ребёнком галактического Человечества… И важнейшая его задача при земном воплощении – обретение человечности и понимания жизни единой планетарной.

Знания мои не из книг,
В истине бессмертный родник
Древних сказок соль бытия
В символах хранит для тебя.

Но в суфийских координатах рассмотрения древних сказок мы, прежде всего, обращаемся к обобщающим смыслам образов, к глобальным идеям и глубинным течениям созданных народами сюжетов.

«…Катится яблочко по блюдечку, наливное по серебряному, а на блюдечке всё небо красуется; ясно солнышко за светлым месяцем катится, звёзды в хоровод собираются, лебеди в облаке песни поют.…»

6. На этом уровне рассмотрения суфийских корней сказки идет не просто обобщение всего вышесказанного для выявления того, что следует сохранить на следующем этапе восхождения души в мирах иных, но связать ваш опыт или события вашей судьбы с самыми ценными крупинками сюжета сказки. Главное, обычностью своей не заметное, в самом начале сюжета. Гармония начала сказки выражена предельно просто. «Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький». Уравновешенная четырьмя «первостихиями» монада. А единство конца и начала сказки, образно представляемые змеей, кусающей свой хвост, не позволяют видеть разную мерность единства, но увидеть эту грань желательно.

Читайте также:  Два брата и сестра сказка

7. Седьмой уровень исследования сказок всегда остается за пределами объяснений и требует углубления исследователя в космогонические истоки, находящиеся буквально в каждой древней притче и сказке. Стоит лишь добавить, что обычное тяготение к астральным путешествиям и переживаниям, описываемое в подобных сюжетах, не является движением по галактическим спиралям, но лишь стартовым условием для будущего продвижения. Достигнув самостоятельности творческой мысли, астральные миры отбрасываются исследователем, подобно ступеням улетающей в космические дали ракеты.

Эхо русской народной сказки

Как за темными лесами, за горами, за долами
Жили стаи лебедей, одичалых, злых гусей.
Гуси деток воровали, что из дому убегали.
Уносили их за горы в царство мрака злые воры.

Вдруг на небе потемнело и угрозой заревело.
Гуси тучей рядом сели, братца хвать, да улетели!
Понесли его за кручи, за леса, за черны тучи,
За синеющие горы, за неведомы просторы.

Возвратилась тут сестренка, златовласая Аленка,
А братишки не видать… Стала плакать, призывать:

— Брат, Иванушка, ты где? Отзовись, ответь же мне!

Но… не слышно ничего.
Все вокруг пустым–пусто.

Под сосной она в лесу до утра осталась спать.
А наутро уж опять… в путь:
«Я братика спасу!»

Видит, Яблонька стоит в диких яблочках лесных.
Из-под веточек густых древо тихо говорит:

— Слушай, милая, меня. Я скажу, где братец твой,
Коли груз стряхнешь ты мой. Скушай яблочко, дитя!

— Слушай, девочка, дружок! Я сто лет уж здесь стою,
Растопи меня, молю. Испеки же пирожок!
Да отпробуй ты моих пирожков, и будет дело.
Но она не захотела есть несдобных да ржаных…

— Стану ль я ржаные есть ради слова твоего!
У отца же моего белых булочек не счесть!
Ничего ей не сказала Печь на это и вздохнула.
А Аленка повернула, прямо к Речке подбежала.

— Что ж пришла так далеко? Возвращайся поскорее…

— Я за братиком спешу, гуси братика украли,
Да и скрылись в дальни дали. Помоги найти, прошу!

И тогда уже плывет вместе с Речкой до гусей,
Вороватых лебедей. Берега ей дали плот.
Поворот за поворотом, добралась с Рекой она
В царство злого колдуна, где гусиное болото.
В травах братца отыскала, тотчас спящего схватила,
И помчалась, что есть силы, снова к Речке и сказала:

Подхватила их Река, увлекла сестру и брата,
И успела до заката на родные берега.

— Вот, спасибо, Речка – мать! Дальше знаю я дорогу
До отцовского порога… Недалеко нам бежать…

Вдруг за ними… шум да гам! Гуси видно спохватились,
Да в погоню и пустились по лесам и по долам…
Вот, они уж настигают, небо, сжавшись, потемнело…
Ох, беда… лихое дело, дети в страхе и рыдают.

Гуси с шумом подлетали, да крылами все махали,
И кричали по-над речкой, да летали по-над печкой.
Понапрасну был их гам, не нашли детишек там…
Пошумели, погалдели, да за горы полетели.

Дальше бросились бежать брат с сестрою по дороге,
Вспоминая о подмоге. Ноги ж стали уставать…
Гуси – лебеди опять над горами покружились,
Да назад и воротились, чтобы братика отнять.

Но, откуда ни возьмись, дичка Яблонька стоит,
И как прежде говорит… Дети за руки взялись,
Да стряхнули урожай, как их Яблонька просила.
Так вернулась к древу сила, повелела:

Так ни с чем и улетели. А детишки–то бегом
До деревни, вот их дом! И вбежали с криком в двери,
Да в объятия к отцу, что искал их день и ночь,
Звал Иванушку и дочь.

Все к счастливому концу.

С той поры уж много лет утекло, а эту сказку
Сохраняют, как подсказку, поучающий совет.
Если помощи желаешь, помоги сначала сам,
Верь природным голосам, зло добром и побеждаешь.

Смысл неповторимости – творенье,
Выросшее в недрах повторенья.

Смысл творенья спрятан за чертой,
Что от нас скрывает мир иной.

Умный знает знание пути,
Но никак не может обрести,
В знании пути сквозит безумство
Ветром восхитительного чувства.

Цель ученика – преодоленье
Косности великого ученья.

Лучший из путей духовных тот,
Что другим свечение несёт.
Став творящим светом для себя,
Путник исчезает, мир любя.

Источник

Поделиться с друзьями
Детский развивающий портал